Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансово-правовое регулирование банковской деятельности




Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации

Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Россий­ской Федерации» (далее — Закон об иностранных инвестициях) и дру­гими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договора­ми Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе принимать зако­ны и иные нормативные правовые акты, регламентирующие иностран­ные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к со­вместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в соответствии с Законом об иностранных инвестициях и другими федеральными законами.

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и исполь­зования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благо­приятным, чем правовой режим деятельности и использования получен­ной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесто­ров могут быть закреплены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обес­печения обороны страны и безопасности государства.

Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть введены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставле­ния устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Филиал иностранного юридического лица, созданный на терри­тории Российской Федерации, выполняет часть функций или все функ­ции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица (далее — головная организация) при условии, что цели создания и деятельность головной организации име­ют коммерческий характер и головная организация несет непосред­ственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории Российской Феде­рации обязательствам.

Дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются правовой защитой, га­рантиями и льготами, предусмотренными Законом об иностранных ин­вестициях, при осуществлении ими предпринимательской деятельно­сти на территории Российской Федерации.

Иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранны­ми инвестициями, созданная на территории Российской Федерации, в ко­торой иностранный инвестор (иностранные инвесторы) владеет (владе­ют) не менее чем 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении реинвестирова­ния пользуются в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными Законом об иностранных инвестициях. Российская коммерческая организация получает статус коммер­ческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммер­ческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, оп­ределенными Законом об иностранных инвестициях.

Коммерческая организация утрачивает статус коммерческой орга­низации с иностранными инвестициями со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников (при наличии нескольких иност­ранных инвесторов в составе ее участников — в случае выхода всех иностранных инвесторов). С этого дня указанная коммерческая орга­низация и иностранный инвестор утрачивают правовую защиту, гаран­тии и льготы, закрепленные Законом об иностранных инвестициях.

Иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, кото­рая обеспечивается Законом об иностранных инвестициях, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Россий­ской Федерации.

Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, при­чиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государ­ственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Вложение капитала в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями оценивается со- ] гласно законодательству Российской Федерации в валюте Российской I Федерации.

Иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои пра­ва (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обязан передать свои права (уступить ] требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Если иностранное государство или уполномоченный им государственный орган производят платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии (договору страхования), предоставленной иностранному | инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории Российской Федерации, и к этому иностранному государству или уполномоченному им государственному органу переходят права (уступаются требования) иностранного инвестора на указанные инвестиции, то такой переход прав (уступка требования) признается в Российской Федерации правомерным.

Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному ] изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации При реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми проведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе тре­бовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.

При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки. Споры о возмеще­нии убытков разрешаются в порядке, предусмотренном ст. 10 Закона об иностранных инвестициях.

Если в силу вступают новые федеральные законы и иные норма­тивные правовые акты Российской Федерации, изменяющие размеры ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли това­рами в соответствии с законодательством Российской Федерации), федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавлен­ную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федера­ции), либо в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации вносятся изменения и допол­нения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагруз­ки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой органи­зации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов либо устанавливают режим запретов и ог­раничений в отношении иностранных инвестиций в Российской Фе­дерации по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций, то такие новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие федеральные зако­ны и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, не при­меняются в течение сроков, указанных в п. 2 ст. 9 Закона об иностранных инвестициях, в отношении иностранного инвестора и коммерческой орга­низации с иностранными инвестициями, осуществляющих приоритет­ные инвестиционные проекты за счет иностранных инвестиций, при ус­ловии, что товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, используются целевым назначением для реализации приоритетных инвестиционных проектов.

Эти положения распространяются на коммерческую организацию с иностранными инвестициями, если доля, доли (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале такой организации со­ставляют свыше 25%, а также на коммерческую организацию с иност­ранными инвестициями, реализующую приоритетный инвестицион­ный проект, независимо от доли, долей (вклада) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале такой организации.

Стабильность для иностранного инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финан­сирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций. Диф­ференциация сроков окупаемости инвестиционных проектов в зави­симости от их видов определяется в порядке, установленном Правительством РФ.

В исключительных случаях при реализации иностранным инвес­тором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями приоритетных инвестиционных проектов в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры с суммарным объ­емом иностранных инвестиций не менее 1 млрд руб. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Банка России на день вступления в силу Закона об иностранных инвестициях), срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство РФ принимаем решение о продлении для указанного иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями срока действия условий и режима.

Согласно п. 5 ст. 9 Закона об иностранных инвестициях Прави­тельство Российской Федерации:

■ устанавливает критерии оценки изменения в неблагоприятном
для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностран­ными инвестициями отношении условий взимания ввозных таможен­ных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные вне- ]
бюджетные фонды, режима запретов и ограничений осуществления
иностранных инвестиций на территории Российской Федерации;

■ утверждает порядок регистрации приоритетных инвестицион­ных проектов федеральным органом исполнительной власти;

■ контролирует исполнение иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями взятых ими обя­зательств по реализации приоритетных инвестиционных проектов в указанные сроки.

В случае неисполнения обязательств, указанных в ч. 1 п. 5 ст. 9 названного Закона, иностранный инвестор и коммерческая организа­ция с иностранными инвестициями лишаются льгот, предоставленных им этой статьей. Сумма денежных средств, не уплаченных в результа­те предоставления указанных льгот, подлежит возврату в порядке, ус­тановленном законодательством Российской Федерации.

Спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществле­нием инвестиций и предпринимательской деятельности на террито­рии Российской Федерации, разрешается в соответствии с междуна­родными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбит­раже (третейском суде).

Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законо­дательством Российской Федерации налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории Россий­ской Федерации для реинвестирования или для иных не противореча­щих законодательству Российской Федерации целей и на беспрепятствен­ный перевод за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями, в том числе:

■ доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов;

денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой
организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории Российской Федерации, по договорам и иным сделкам;

■ денежных сумм, полученных иностранным инвестором в свя­зи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвести­циями или филиала иностранного юридического лица либо отчуждени­ем инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных
прав на результаты интеллектуальной деятельности;

■ компенсаций, предусмотренных ст. 8 Законе об иностранных
инвестициях.

Иностранный инвестор, который первоначально ввез на терри­торию Российской Федерации имущество и информацию в докумен­тальной форме или в форме записи на электронных носителях в каче­стве иностранной инвестиции, имеет право на беспрепятственный (без квотирования, лицензирования и применения к нему других мер не­тарифного регулирования внешнеторговой деятельности) вывоз этих имущества и информации за пределы Российской Федерации.

Иностранный инвестор вправе приобретать акции и иные цен­ные бумаги российских коммерческих организаций и государственные ценные бумаги в соответствии с законодательством Российской Феде­рации о ценных бумагах.

Иностранный инвестор может участвовать в приватизации объек­тов государственной и муниципальной собственности путем приобре­тения прав собственности на государственное и муниципальное иму­щество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, которые ус­тановлены законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества.

Иностранный инвестор приобретает права на земельные участ­ки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижи­мое имущество в соответствии с законодательством Российской Феде­рации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Право аренды земельного участка может быть приобретено ком­мерческой организацией с иностранными инвестициями на торгах (аукционе, конкурсе), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Льготы по уплате таможенных платежей предоставляются ино­странным инвесторам и коммерческим организациям с иностранны­ми инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестици­онного проекта согласно таможенному законодательству Российской Федерации и законодательству Российской Федерации о налогах и сборах.

Иностранный инвестор обязан соблюдать антимонопольное за­конодательство Российской Федерации и не допускать недобросовест­ной конкуренции и ограничительной деловой практики, в том числе путем создания на территории Российской Федерации коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица для производства какого-либо пользующего- 1 ся повышенным спросом товара, а затем самоликвидации в целях про- Я движения на рынок аналогичного товара иностранного происхождения, а также посредством злонамеренного соглашения о ценах или о распределении рынков сбыта товара либо об участии в торгах (аукционах, конкурсах).

Имущественное страхование риска утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества, риска гражданской ответственности и предпринимательского риска коммерческая организация с иностран­ными инвестициями осуществляет по своему усмотрению, а филиал иностранного юридического лица — по усмотрению головной органи­зации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Коммерческая организация с иностранными инвестициями созда­ется и ликвидируется на условиях и в порядке, которые предусмотре­ны Гражданским кодексом Российской Федерации и другими феде­ральными законами, за изъятиями, которые могут быть установлены федеральными законами в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона об ино­странных инвестициях.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистра­ции в порядке, определяемом федеральным законом о государствен­ной регистрации юридических лиц.

Филиал иностранного юридического лица создается в целях осу­ществления на территории Российской Федерации той деятельности, которую ведет за пределами Российской Федерации головная органи­зация, и ликвидируется на основании решения иностранного юриди­ческого лица — головной организации.

Государственный контроль за созданием, деятельностью и лик­видацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правитель­ством РФ. Федеральный орган исполнительной власти проводит акк­редитацию филиала иностранного юридического лица. Филиалу ино­странного юридического лица может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здо­ровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

К положению о филиале иностранного юридического лица предъявляются следующие требования:

■ головная организация представляет в федеральный орган ис­полнительной власти, указанный в ст. 24 Закона об иностранных ин­вестициях, положение о филиале иностранного юридического лица и другие документы, перечень и требования к содержанию которых ут­верждает Правительство РФ;

■ в положении о филиале иностранного юридического лица долж­ны быть указаны наименования филиала и его головной организации,
организационно-правовая форма головной организации, местонахожде­ние филиала на территории Российской Федерации и юридический ад­рес его головной организации, цели создания и виды деятельности фи­лиала, состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды
филиала, порядок управления филиалом. В положение о филиале ино­странного юридического лица могут быть включены другие сведения,
отражающие особенности деятельности филиала иностранного юри­дического лица на территории Российской Федерации и не противо­речащие законодательству Российской Федерации;

■ вложение капитала в основные фонды филиала иностранного
юридического лица оценивает головная организация на основе внут­ренних или мировых цен в валюте Российской Федерации. Величина
стоимостной оценки вложения капитала в основные фонды филиала
иностранного юридического лица должна быть указана в положении
о филиале иностранного юридического лица.

Филиал иностранного юридического лица имеет право осуществ­лять предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня его аккредитации и прекращает эту деятельность на территории Российской Федерации со дня лишения его аккредитации.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Феде­рации» Правительство РФ разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества.

Правительство Российской Федерации:

■ определяет целесообразность введения запретов и ограничений
осуществления иностранных инвестиций на территории Российской
Федерации, разрабатывает законопроекты о перечнях таких запретов
и ограничений;

■ определяет меры по контролю за деятельностью иностранных
инвесторов в Российской Федерации;

■ утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов;

■ разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных про­
грамм привлечения иностранных инвестиций;

■ привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование
Бюджета развития Российской Федерации и инвестиционных проек­тов федерального значения;

■ осуществляет взаимодействие с субъектами Российской Феде­
рации по вопросам международного инвестиционного сотрудничества контролирует подготовку и заключение инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;

■ контролирует подготовку и заключение международных догово­ров Российской Федерации о поощрении и взаимной защите инвести­ций.

Правительство РФ также определяет федеральный орган испол­нительной власти, ответственный за координацию привлечения пря­мых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации

 

 

Тема 10 «Финансово-правовое регулирование банковской деятельности»

 

Правовые основы банковской системы Российской Федерации

Банковская система — один из важнейших организационных механизмов финансовой системы РФ, оказывающий огромное влияние на функционирование всех экономических процессов в обществе. Банковская система, представляя относительно ав­тономное экономико-правовое образование, органично входит в состав другой, более широкой финансово-кредитной системы, взаимодействует со всеми ее элементами, но выполняет и собственные, только ей присущие функции.

Экономическая сущность банковской системы выражается в специфической функции самих банков как финансовых по­средников, призванных привлекать свободные денежные сред­ства хозяйствующих субъектов, высвобождающиеся в процессе выполнения работ или оказания услуг. Привлеченные денеж­ные средства банки предоставляют во временное пользование иным субъектам на определенных условиях, как правило на условиях платности, срочности и возмездности, осуществляя тем самым функцию банковского кредитования. Таким обра­зом, через банковскую систему происходит постоянное межотраслевое или межрегиональное перераспределение огром­ных денежных сумм в безналичной или наличной формах.

Кроме выполнения функции межотраслевого и межрегио­нального перераспределения капитала банковская система яв­ляется основным элементом расчетно-платежного механизма в государстве.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» банковская система Российской Федерации вклю­чает в себя Центральный банк РФ, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Кредитная организация представляет собой юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели сво­ей деятельности на основании специального разрешения (ли­цензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять бан­ковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяй­ственное общество.

Банк — кредитная организация, которая имеет исключитель­ное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физиче­ских и юридических лиц, размещение указанных средств от сво­его имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. "*

Иностранный банк — банк, признанный таковым по законо­дательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Кредитные организации следует отличать от небанковских кредитных организаций, к которым относятся кредитные орга­низации, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и ^банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Центральным банком РФ.

В настоящее время нормативными актами Центрального банка РФ предусмотрены три вида небанковских кредитных органи­заций: 1) расчетные небанковские кредитные организации; Т) организации инкассации; 3) небанковские кредитные организа­ции, осуществляющие депозитно-кредитные операции (НДКО). Расчетные небанковские кредитные организации вправе осу­ществлять следующие банковские операции: открытие и ведение банковских счетов юридических лиц; осуществление расче­тов по поручению юридических лиц, в том числе банков корреспондентов, по их банковским счетам.

Организации инкассации на основании лицензии, выданной центральным банком РФ, вправе осуществлять такую банковскую операцию, как инкассация денежных средств, векселей, 1атежных и расчетных документов.

НДКО вправе осуществлять следующие банковские операции: привлечение денежных средств юридических лиц во вкла­ды (на определенный срок); размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за •свой счет; купля-продажа иностранной валюты в безналичной [форме исключительно от своего имени и за свой счет; выдача (банковских гарантий.

НДКО не вправе осуществлять следующие банковские опе­рации: привлечение денежных средств физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и юриди­ческих лиц во вклады до востребования; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; осуществ­ление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским сче­там; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранной валюты в на­личной форме; привлечение во вклады и размещение драго­ценных металлов; осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских сче­тов.

Банковская система в Российской Федерации состоит из двух уровней. Первый (верхний) уровень представлен Центральным банком РФ, который и уполномочен государством осуществ­лять управление другими кредитными организациями и, следо­вательно, регулировать и контролировать банковскую систему в целом. Второй уровень банковской системы образуют коммер­ческие банки, которые в качестве составных частей этой систе­мы равноправны между собой, подконтрольны и подотчетны Центральному банку РФ.

В банковской системе присутствуют связи двух типов: во-первых, связи между коммерческими банками как одно порядковыми элементами; во-вторых, связи между Центральным бан­ком РФ и другими элементами банковской системы. Связи первого типа характеризуются отношениями координации меж­ду указанными элементами системы, в то время как связи вто­рого типа перерастают в отношения субординации (властного подчинения) и в первую очередь обеспечивают функциониро­вание системы как единого целого, гарантируя выполнение го­сударственных целей и задач.

Следовательно, в процессе функционирования банковской системы складываются правоотношения как частного, так и публичного характера.

Финансово-правовые методы в том или ином объеме приме­няются при регулировании Центральным банком РФ: процент­ных ставок по операциям Центрального банка РФ; нормативов обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками в Центральном банке РФ (резервных требований); операций на открытом рынке; рефинансирования коммерческих банков, в том числе учета и переучета векселей; валютных отношений; ориентиров роста денежной массы; прямых количественных ог­раничений посредством установления лимитов на рефинансирование банков и проведение кредитными организациями от­дельных банковских операций; банковской деятельности кре­дитных организаций; надзора за деятельностью кредитных организаций.

Законодательством особо предусмотрены формы взаимоотно­шений между кредитными организациями и государством.

Кредитная организация не отвечает по обязательствам госу­дарства, а также по обязательствам Центрального банка РФ. По общему правилу государство и Центральный банк РФ не отве­чают по обязательствам кредитной организации, за исключени­ем тех случаев, когда государство или Центральный банк РФ приняли на себя такие обязательства.

Действующим законодательством предусмотрен принцип не­вмешательства законодательных (представительных) и испол­нительных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления в деятельность кредитных организа­ций. Кредитная организация не может быть принуждена к осу­ществлению деятельности, не предусмотренной ее уставными документами. Исключения из названных правил могут быть установлены только федеральным законодательством.

Особое место в банковской системе занимают муниципаль­ные банки. Муниципальный банк представляет собой кредитную организацию, находящуюся в ведении органов местного само­управления и осуществляющую в соответствии с законодатель­ством и лицензией Центрального банка РФ банковское обслу­живание муниципальной финансовой деятельности. Муници­пальный банк является коммерческой кредитной организацией, входящей в банковскую систему Российской Федерации.

Правовой статус муниципальных банков определяется Фе­деральным законом «О банках и банковской деятельности», федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О фи­нансовых основах местного самоуправления в Российской Фе­дерации», а также нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

Кредитная организация, создаваемая с участием органов ме­стного самоуправления, имеет свой устав.

Уставный капитал муниципального банка состоит из вкладов участников и определяет минимальный размер имущества, га­рантирующего интересы его кредиторов. Отличительным призна­ком муниципального банка является формирование уставного капитала с участием финансовых средств муниципального обра­зования. В этой связи органы местного самоуправления выступа­ют гарантами по обязательствам муниципального банка.

Основными видами муниципальной банковской деятельно­сти являются кассовое обслуживание местного бюджета, при­влечение вкладов местного населения, кредитование мелкого и среднего предпринимательства, ипотечное кредитование, пре­доставление ссуд муниципальным предприятиям, организаци­ям, учреждениям и т. д. Как правило, кредитование субъектов

малого предпринимательства осуществляется муниципальным банком на льготных условиях с последующей компенсацией соответствующей разницы за счет средств местных целевых фондов поддержки малого бизнеса. Не менее важной сферой финансовой деятельности муниципальных банков является про­фессиональное участие на рынке ценных бумаг.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.