Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и средства выполнения управленческих операций




Одной из задач управления организацией труда на предприятии является изучение личных и групповых интересов персонала, мотивов поведения че­ловека в производственной системе для установления таких связей в систе­ме организации труда, которые в наибольшей степени приводили бы к со­гласованию интересов отдельных работников, групп работников и персонала в целом с корпоративными интересами и целями данного пред­приятия, с целями управления организацией труда.

Человек, правильно понимая и принимая цели системы, в которой он ак­тивный элемент, сам может устанавливать необходимые организационные связи, обеспечивающие эффективное функционирование системы организа­ции труда. И в этом проявляется его организационная роль.

Таким образом, с одной стороны, признание дестабилизирующего влия­ния субъективного фактора ставит перед управлением организацией труда задачу обеспечения надежности целенаправленно устанавливаемых связей. Этому способствует планирование, регламентирование организации труда, контроль и регулирование трудовых процессов. С другой стороны, в целях обеспечения целесообразного самоуправления используются экономические методы управленческого воздействия, а также организационно-технические и социальные меры, побуждающие людей, объединенных общностью целей, к творческому поиску наиболее рациональных способов действия, эффек­тивных связей, повышающих уровень организации труда. Так проявляет се­бя закон самоорганизации. Его учет имеет огромное значение при решении проблемы оптимального соотношения степени централизации и децентрализации функций управления.

Следует учитывать, что сложность и многообразие связей в современных производственных системах, динамика научно-технического и социально-экономического развития последних лет делают все более затруднительной, а в ряде случаев малоэффективной детальную регламентацию трудовых внутрисистемных связей. Это приводит к необходимости большее предпоч­тение отдавать процессам самоорганизации труда.

Проявляется это, в частности, в широком распространении коллективной формы организации труда, так называемых автономных групп, бригад.

Однако процессы самоорганизации наблюдаются не в меньшей степени и на индивидуальном рабочем месте, при индивидуальной форме организа­ции труда. Непосредственную связь между собой, орудием труда и предме­том труда работник осуществляет сам, по своему усмотрению, пользуясь своими приемами и методами труда.

Вся история развития теории и практики организации труда свидетельст­вует, что непосредственное управление индивидуальным процессом труда может осуществлять лишь сам его исполнитель.

Виды умственного труда; организация процессов труда по управлению коллективом

О том, что труд принято делить на физический и умственный, известно давно. Между тем, в таком делении есть много условностей. Доля и даже роль физического труда в экономике развитых стран постоянно падают, тогда как умственный труд ценится дороже.

В современной экономической литературе можно встретить понятия «синие воротнички» и «белые воротнички». В них речь идет не о воротничках в буквальном смысле слова, а о работниках, в одежде которых на западе преобладают воротнички определенного цвета. Работающие в учреждениях, конторах, магазинах, институтах традиционно надевают белые рубашки, отчего их и называют «белые воротнички». А работники физического труда предпочитают более темную одежду, в связи с чем их именуют «синими воротничками».

Рабочие и служащие образуют две основные категории, на которые делятся трудовые ресурсы в зависимости от характера трудовой деятельности. Выделяют также работников сферы обслуживания, фермеров; иногда выделяют категорию «золотых воротничков» - высшего управленческого персонала.

В США доля «белых воротничков» в трудовых ресурсах составляет примерно 60%, доля «синих воротничков» - 30%, немногим более 10% приходится на остальные категории работников. В российской экономике ситуация иная: число рабочих превосходит число служащих, но тенденции к росту доли служащих и снижению доли рабочих в составе трудовых ресурсов проявляется как всеобщая, имеющая место в любой индустриально развитой стране.

Долгое время принято было считать, что только труд «синих воротничков» является производительным, что ценности создаются лишь в сфере материального производства рабочими и крестьянами, тогда как работники социально-культурной сферы блага не создают.

Адам Смит в своей фундаментальной книге «Исследование о природе и причинах богатства народов», изданной в 1776 году, утверждал, что «труд некоторых самых уважаемых сословий общества, подобно труду домашних слуг, не производит никакой стоимости и не закрепляется и не реализуется ни в каком длительно существующем предмете или товаре, могущем быть проданным, который продолжал бы существовать и по прекращению труда.

В современной экономической науке труд в сфере науки управления, образования, культуры, информационных технологий как и в сфере материального производства. Физически и умственный труд уравниваются в правах тем более, что в нынешней экономике их так-то легко разделить. В пределах каждого из двух основных видов труда существует множество профессий, специальностей, характеризующих узкую зону трудовой деятельности человека. Профессии тесно связаны с отраслью хозяйства, в которой трудится работник. Однако в пределах одной отрасли имеется множество профессий и специальностей. Отдельные из профессий, такие как инженер, программист, юрист, экономист, слесарь, токарь, имеют универсальный характер, используются во многих отраслях.

Наличие профессий и специальностей является результатом разделения труда.

В условиях натурального хозяйства, когда каждая семья стремилась обеспечить себя всем необходимым самостоятельно, господствовало стремление человека владеть всеми видами трудовой деятельности. Люди поневоле стремились быть универсалами, владеть одновременно множеством профессий. Однако уже тогда было ясно, что можно достичь большего успеха, сосредоточившись на одном деле.

Благодаря разделению труда появились профессионалы, владеющие способами выполнения определенного вида работ. Они смогли гораздо лучше использовать природные богатства, факторы производства, обеспечить высокое качество создаваемого экономического продукта. Разделение труда между людьми, а затем и между производственными коллективами, специализация работников и предприятий обусловлены также и тем, что освоение определенного типа работ, технологии требует огромного времени. Сегодня невозможно быть мастером на все руки. Однако, надо иметь ввиду, что разделение труда, его специализация порождают необходимость взаимодействия работников. Нужны кооперация, обмен товарами, рынок, без которого преимущества разделения труда сводятся на нет.

 

Что же остается на долю «собственно» управления организацией труда? Изучение наиболее рацио­нальных приемов и методов труда и проектирование трудового процесса, построенного на оптимальных связях. Современные технические средства и методы позволяют сделать это на достаточно высоком уровне, чего не мог бы выполнить каждый работник в отдельности. Необходимо обучить работ­ников прогрессивным приемам и методам труда, осуществить переплани­ровку рабочего места сообразно запроектированным решениям, обеспечить инфра связи рабочего места с подсистемами обслуживания, а также техно­логические связи на входе и выходе этой элементарной системы (т.е. посту­пление заготовок, сырья, энергии, вывод из зоны рабочего места и исполь­зование готовой продукции), создать благоприятные условия труда. Необходимо разрабатывать рекомендации по разделению и кооперации тру­да, совмещению профессий и т.п.

Наконец, посредством экономических и социальных связей (материаль­ные и моральные стимулы), управленческих регламентирующих связей (норма, план, учет выработки и т.п.) создать условия, побуждающие работ­ника к освоению рациональных приемов и методов труда, к соблюдению регламентирующих документов.

Учитывая, что сам процесс применения этих приемов и методов носит все-таки индивидуальный характер и осуществляется посредством самоорганизации, следует рассчитывать, что в процессе самоорганизации будут найдены и реализованы еще более эффективные связи, т.е. приемы и методы труда, которые послужат началом для нового витка организационного раз­вития системы. Задача управления организацией труда — создание необхо­димых условий для позитивного развития процессов самоорганизации по­средством установления и обеспечения связей, внешних по отношению к данной самоорганизующейся системе.

Таким образом, самоорганизация труда ставит перед управлением дву­единую задачу: с одной стороны, управлять процессами установления и обеспечения рациональных связей посредством их регламентации (плани­рование, нормирование), контроля и регулирования, с другой — создавать необходимые организационно-технические и социально - экономические условия, обеспечивающие позитивное развитие процессов самоорганизации труда.

Самоорганизация проявляется в форме осознанного соблюдения работ­ником регламента установленных связей и в то же время их инновационного развития, а также в форме инициативного обеспечения целесообразных свя­зей там, где они не регламентированы, но необходимы.

 

 


Лекция 14. Индивидуальное планирование рабочего времени руководителя (специалиста). Принципы и правила планирования рабочего времени.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.