КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XVII в
Социально-экономическая структура феодального общества. Монополия церкви на образование.Средние века – огромный исторический пласт, захватывающий более двенадцати столетий. В рамках средневековья обычно выделяют три периода: V –X вв. – раннее средневековье, XI –XIII вв. – развитое или высокое средневековье и XIV – XVI вв. – позднее средневековье, называемое также эпохой Возрождения. Начало средневековья в Центральной, Западной и Южной Европе связано с распадом Римской империи (IV в.). В этот период, начавшийся с V века, на смену изжившему себя рабовладельческому обществу приходит новый жизненный уклад, связанный с зарождением феодальных отношений. Все образование и культура в этот период находится в руках церкви и религиозных организаций: в Византии под воздействием православного христианства, в Западноевропейских странах – воздействие католической религии. Католицизм и православие проповедовали покорность, терпение, ущемление земных интересов и потребностей для спасения души в будущей загробной жизни. Учитель не щадил своих учеников за ошибки, в школах были широко распространены жестокие телесные наказания. Они одобрялись церковью, которая учила «что природа человека греховна», а телесные наказания способствуют спасению души, изгоняют из ребенка «дьявольское начало». Связь средневековой культуры с христианской религией, необходимость использовать при богослужении книги на латинском языке обусловливали в Западной Европе своеобразный тип школ, содержание обучения в которых имело религиозный характер, официальным языком, на котором осуществлялось преподавание, была латынь, чужой язык для большинства европейских народов. В школах царила суровая дисциплина, догматическое, основанное на неосознанном заучивании текстов обучение. 2.2. Воспитание и образование в Византии. В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную (Византийскую). Византия просуществовала более тысячи лет, рухнула в 1453 под ударами турецких завоевателей. Уровень образованности в средневековой Византии был весьма значителен и заметно превосходил уровень образованности в Западной Европе. Социального ограничения на получение образования не существовало. Примечательной чертой общественной жизни являлся высокий социальный статус образованных людей. «Образованность – величайшая из добродетелей» – гласит один из императорских указов. В Византии, в отличие от большинства средневековых государств, отсутствовала монополия церкви на образование. Светская власть в лице императора диктовала условия и ход развития школьного дела. В истории просвещения и педагогической мысли Византии несколько этапов. На первом этапе (IV –IX вв.) заметно воздействие идеологии раннего христианства и традиций античной образованности. Этап IX – XII вв. известен как наивысший подъем просвещения. Его начало связано с деятельностью Константина VII Багрянородного (913-959 гг.), когда были открыты новые учебные заведения и появились различные труды энциклопедического содержания. Константин поощрял деятельность ученых по организации образования. Но в XII– XV вв. просвещение и педагогическая мысль оказались в глубоком кризисе. Многие ученые уезжали в Европу, увозили лучшие труды, произведения искусства античного мира, что способствовало распространению Византийской культуры, просвещению в Европе. В средневековом обществе зародились две образовательные системы религиозная и рыцарская, позже появилась светская. Каждая из них имела свои особенности и предусматривала определенную цель. 2.3. Церковные школы в Западной Европе. Большое значение в жизни западноевропейских стран имела католическая церковь. Она держала все образование в своих руках. В средневековых монастырях переписывались книги для нужд богослужения, готовились переписчики, создавались библиотеки и школы. Раньше всего оформились монастырские школы. В некоторых монастырях были внутренние и внешние школы: в первых учились мальчики, которых родители отдавали в монашество, и жили они в монастырях; во внешних школах – дети жителей данного церковного прихода (мирян). В центрах церковного управления постепенно из епископских общежитий, куда отдавали детей для обучения, развились соборные, или кафедральные школы (школы при кафедре епископа). Эти школы в ряде мест делились на внутренние школы, при которых жили учащиеся, и внешние школы для детей мирян (во внешних монастырских и кафедральных школах, как правило, учились дети дворян, реже – именитых горожан). Монастырские и соборные школы, как правило, имели особые помещения, предназначенные для учения; определенные сроки обучения не устанавливались. Учителя были духовные лица, получившие навыки обучающей работы. При церквях в приходах открывались приходские школы, которые организовывались в каком-либо церковном помещении или на квартире того служителя культа, который брал на себя обучение детей. Обучали учеников чтению молитв на латинском языке и церковному пению, реже учили письму, зачастую смысла читаемого ученики не понимали. В приходской школе учение продолжалось несколько лет; наряду с детьми учились и юноши, даже взрослые люди, решившие постичь «книжную мудрость». В начальной стадии обучения учитель читал материал на непонятном учащимся латинском языке, а они повторяли его вслух; там, где ученики владели письмом, они записывали урок на навощенной дощечке, а затем, выучив наизусть, стирали. Каждый учащийся вызывался к доске и должен был повторять заученное без запинки. Курс обучения в монастырских и соборных школах постепенно стал расширяться, в него включались грамматика, риторика и диалектика (задатки религиозной философии), а в некоторых обучали еще и арифметике, геометрии, астрономии и музыке. Таким образом, в части монастырских и соборных школ давалось повышенное образование. Его содержание составляла «сеть свободных искусств», преподавалось богословие, которое считалось венцом наук. Основная масса народа образования в школах не получала, дети воспитывались родителями в повседневном труде. В семьях и мастерских ремесленников сложилась система ремесленного ученичества. 2.4. Воспитание светских феодалов. По-другому воспитывались сыновья рыцарей – «господа земли и крестьян», у которых вырабатывали военно-физические умения, крепостническую мораль и благочестие, учили вести себя в «высшем обществе». Содержание рыцарского воспитания составляли «семь рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение копьем, мечом и щитом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи. Игра в шахматы рассматривалась как средство воспитания настойчивости и способности правильно ориентироваться. Умение слагать и петь стихи нужно было для того, чтобы блистать в высшем обществе, прославлять военные подвиги и служить «даме сердца». Чтение и письмо не были обязательными для рыцарского сословия (графов, герцогов), многие феодалы в период раннего средневековья были неграмотными. Религиозные «истины» обычно сообщались детям рыцарей каким-либо «духовным отцом», чаще всего капелланом замка. До 7 лет старшие сыновья феодалов оставались в своей семье; с 7 лет они направлялись в замок к вышестоящему феодалу (сюзерену), где выполняли обязанности пажа при жене сюзерена. С 14 лет, с вручением меча, которое совершалось в торжественной обстановке, до 21 года юноша состоял оруженосцем сюзерена, обучаясь ездить верхом, умению владеть оружием. Он сопровождал сюзерена в походах и на охоте, участвовал в рыцарских турнирах и т.п. По достижению 21 года он на особой церемонии посвящался в рыцари. Младшие сыновья светских феодалов оставались дома, упражнялись в «рыцарских добродетелях» и обучались у капеллана замка религии, реже – чтению, письму; некоторые из них направлялись ко двору епископа и готовились занять высшие церковные должности. Девушки знатного происхождения (дочери светских феодалов и других богатых людей) получали хорошее образование при женских монастырях, проходили особый курс обучения, в который входили проза, поэзия, классические языки, пение и др. Они готовились стать светскими дамами. 2.5. Светское образование. Возникновение средневековых университетов. Цеховые, гильдейские, городские школы. В XII веке при соборах и монастырях стали появляться университеты. Они основывались на принципах автономии и самоуправления. Ректора в этих университетах не назначали, а выбирали. Университеты имели свой суд, которым присуждались ученые степени и т.д. Каждый университет вырабатывал свой устав, по которому организовывалась его жизнь. В XII веке возникли университеты в Италии, Париже, Оксфорде, Кембридже, в XIV веке – в Праге, Варшаве, Кракове. Средневековый университет, как правило, имел 4 факультета: артистический (подготовительный), выполняющий роль общеобразовательной школы, где изучались «семь свободных искусств». По окончании университета выпускники получали степень бакалавра, а защитившиеся перед членами факультета – «магистра искусств». Далее можно было продолжить образование на богословском, юридическом, медицинском факультетах, где срок обучения составлял также 6-7 лет (как и на подготовительном) и заканчивался защитой работы на ученую степень доктора наук. Студент проходил курс в строго определенном порядке: слушал лекции, участвовал в диспутах. Юноша, приходя в 13-14-летнем возрасте заниматься в университете, в течение нескольких лет находился под попечением одного профессора, а потом посещал занятия других профессоров. Право быть представленным к экзамену студент получал, прослушав определенное количество лекций и приняв участие в диспутах. Существовали университеты за счет церкви, взносов за обучение студентов и различных пожертвований. Эти средневековые учебные учреждения обычно не были зависимы от городских властей: как студенты, так и сами университеты отличались мобильностью, подвижностью. Не поладив с властями или оказавшись в полосе войны, университеты перебирались из одного города в другой. Университеты постепенно становились центрами средневековой науки, но она находилась еще в «пеленках» богословия и только начинала освобождаться от них. В период средневековья получила развитие схоластика, стремившаяся примирить, сблизить науку и богословие, светские знания и христианскую веру, ставшая универсальной философией и теологией в XI и XV вв. Схоластика развивала формально-логическое мышление. Одним из ее видных представителей являлся Фома Аквинский (XIII в.), труды которого были главными источниками при изучении богословия в школе. Со временем схоластика превратилась в формальную бессодержательную «науку» словопрения, однако на протяжении долгих веков она господствовала в обучении. Ученые мужи – схоласты вели бесконечные диспуты по теме, например, «снег белый или черный?», «Огонь – горячий или холодный?» и др., тратя на них недели и доходя до ссор и даже драк. В XIII – XV веках самим населением, а также городскими властями стали создаваться школы цеховые (для детей ремесленников), гильдейские (для детей купцов), объединившиеся впоследствии в городские. Обучение в первых двух шло на родном языке, в городских – еще и на латинском. Кроме чтения, письма, счета, давались знания профессионального характера (при мастерских ремесленников) Появились подобные заведения и для девочек. 2.6. Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения. В европейской культуре постепенно складывается новый взгляд на мир и человека, отличающийся от средневекового религиозно-догматического. Прогрессивные мыслители провозгласили в этот период идеи гуманизма, в соответствии с которыми человека признали высшей ценностью на Земле. Началась эпоха, названная Возрождением, что означало восстановление утраченных ценностей античного мира, новое «прочтение» античных достижений в науках и искусстве. Это время великих изобретений и открытий, развития культуры, науки, образования (начало книгопечатания, открытие Америки, морского пути в Индию, появление романского и готического стилей в архитектуре, непревзойденные шедевры живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, поэзия Петрарки и Данте и т.д.). Возникнув в Италии, идеи Возрождения проникают вначале во Францию, затем в другие западноевропейские страны. Педагоги-просветители, гуманисты эпохи Возрождения подвергли критике пороки воспитания и определили новый гуманный принцип воспитания. Среди них наиболее известен в истории педагогики Витторино да Фельтре (XVв.). Учебно-воспитательное учреждение, названное «Дом радости», которым руководил этот педагог, стремилось развить «ум, тело и сердце». Главными предметами программы были классические языки (латинский, греческий), литература. Изучались логика, математика, живопись, музыка. Воспитанники много упражнялись физически (верховая езда, бег, борьба, военизированные игры). Мальчики и девочки обучались совместно, что было нововведением для этого времени. Телесных наказаний не было, порядок поддерживался с помощью надзора и личного примера воспитателей. Большое внимание уделялось религиозному воспитанию. В школе занимались 80 воспитанников. Это были дети аристократов и одаренные дети. Как гуманист и человек, внесший свой вклад в развитие идей обучения и воспитания, известен Франсуа Рабле (1494-1553 гг.) – французский писатель. В своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» он критикует воспитание того времени (отказ от физических и умственных нагрузок порождают лень, болезнь, скуку) и представляет идеал гуманистического воспитания, заключающегося в заботе о подготовке к жизни сильного физически, образованного и хорошо воспитанного человека. Философ, мыслитель Эразм Роттердамский (1469-1536 гг.) жил в Голландии, в Париже, в Англии. В своем сатирическом произведении «Похвала Глупости» высмеивал невежество, тщеславие, лицемерие. Провозгласив природное равенство людей, он в своих философских сочинениях, которые носили педагогический характер, заявил о необходимости развития активности и врожденных способностей ребенка через трудовую деятельность, призывал учитывать силы и возможности детей в процессе обучения, заинтересовывать их учением. Как прогрессивный мыслитель и автор гуманных идей обучения и воспитания известен в истории педагогики Томазо Кампанелла (1568-1639 гг.) – итальянский философ, создавший трактат-утопию «Город Солнца» (1602 г.), где изображен образец общества, основанного на равенстве. В трактате описаны те педагогические принципы, на которых должно строиться гуманное воспитание: изучение наук, истории, традиций и обычаев народа; занятия искусством, ремеслами, общественно-полезным трудом; физическое развитие путем занятий гимнастикой, бегом, играми. Не менее известен представитель гуманных идей обучения и воспитания в том времени - Томас Мор (1478-1535 гг.), английский мыслитель, давший в своем труде «Остров Утопия» или «Золотая книжка столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516) представления о счастливом устройстве человеческого общества. В книге были изложены взгляды автора и на воспитание и обучение. Первостепенной задачей автор считал воспитание высокой нравственности, в духе той морали, которая отвечает интересам общества и каждого человека. Скромность, добродетель, трудолюбие, доброта – те нравственные черты, которые отличают гармонию развитого человека. Государственные школы признаны развивать в учениках духовные силы, предоставив возможность заниматься науками, искусствами, соединив обучение с трудом. Обучать нужно на родном языке, обучать нужно всех: и мальчиков, и девочек. Итак, главными идеями педагогов-гуманистов эпохи Возрождения явились забота о гармоничном развитии ребенка, основанном на его активности, стремлении к нравственному, физическому, умственному совершенствованию детей; любовь к детям, отказ от физических наказаний, приобщение к труду.
Контрольные вопросы и задания: 1. Почему в эпоху раннего средневековья преобладающими школами были церковные? 2. В чем особенности светского образования и воспитания в эпоху феодализма? 3. С чем связаны изменения характера образования и воспитания в эпоху развитого средневековья? В чем проявлялись эти изменения? 4. Каковы основные идеи о совершенствовании обучения и воспитания высказывались мыслителями, философами и педагогами эпохи Возрождения? Докажите актуальность этих идей для современной школы.
Литература:
1. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики: Учеб. пособ. для вузов / А.Н. джуринский. – М.: Издат. группа «Форуса – Инфра – М», 1988. – 272 с. 2. Константинов, Н.А. История педагогики: Учеб. для студ. пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаев. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с. 3. Латышина, Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие / Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2002. – 603 с. 4. Пискунов, Л.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Л.И. Пискунов: составитель и автор вводных статей А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1971. 5. Сегянюк Г.В. Гiсторыя педагогiкi / Г.В. Сегянюк. – Мазыр, 2000. – 432с. 6. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981. – С.89 – 164. 7. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1988. – Ч.1 – Гл.4. – С.60 - 183.
План: 1. Воспитание и обучение у древних славян. 2. Воспитание и обучение в Киевской Руси в X – XIII вв. 3. Просветительская деятельность Ефросинии Полоцкой, педагогическое наследие Кириллы Туровского. 4. Педагогические памятники Киевской Руси X – XII вв. 5. Просвещение, воспитание на Руси в XIV – XVI вв.
Глоссарий: 1. Христианство (от греч. Christos, букв. – помазанник) – одна из так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Главные идеи: искупительная миссия Иисуса Христа; предстоящее второе пришествие Христа; страшный суд, небесное воздаяние и установление царства небесного. 2. Православие – одно из основных направлений в христианстве (наряду с католицизмом и протестантизмом). Православное вероучение базируется на Священном писании (Библия) и Священном предании. В специфике вероучения, церковной организации православия нашли отражение особенности исторического развития Византии. 3. Католицизм – разновидность христианской религии, в которой признаются ее основные догмы и обряды; в то же время имеет ряд особенностей в вероучении, культе, организации церкви. Католическая церковь источником своего вероучения признает не только Священное писание, то есть Библию, но и Священное предание (традицию). При этом в Священное предание включается помимо древней устной традиции, постановлений первых 7 Вселенских соборов (как то делает православие) и решения последующих церковных соборов, папские послания; это способствует возвышению папства, а также позволяет католической церкви более гибко приспосабливаться к меняющимся историческим условиям. 3.1. Воспитание и обучение у древних славян. В сердце Европы, на востоке континента, издревле проживали славяне. Цементирующей силой славянства являлась, прежде всего, языковая общность. Зарождение общеславянской традиции обучения относится к VII – IX вв., когда возник новый славянский письменный язык (старославянский или староболгарский). Особую роль в его создании сыграли братья Кирилл и Мефодий (византийские просветители). Этот язык был единым для Руси, Болгарии, Сербии, Моравии, предназначался для "книжного учения". Первая школа, где преподавание велось на славянском языке, была открыта Кириллом и Мефодием в столице Моравского княжества Велиграде в 863г. Обучение было более простым и легким, чем то, которое велось в школах Западной Европы на латыни, поскольку в основе преподавания находился не мертвый, а живой, разговорный язык. Ученики Кирилла и Мефодия (славянские книжники) расселились по всему славянскому миру и создали свои школы. Огромную роль в развитии воспитания и образования в средневековом славянском мире сыграло христианство, его раскол на православие и католицизм. Восточные и южные славяне оказались под влиянием греко-византийской религиозной и культурно-образовательной традиции, западные славяне испытывали воздействие римско-католической, западноевропейской традиции образования. Воспитание детей у славян осуществлялось, прежде всего, в семье. Воспитывали родители, особая роль в воспитании детей отводилось матери. Развивалось и домашнее обучение: "мастера грамоты", учителя, учили детей на дому. Такое обучение называли еще "школами грамоты". В VI – IX вв. у восточных славян уже обозначилась такая форма обучения, как ученичество: учащиеся жили в семье ремесленника, обучались ремеслу, немного грамоте, помогали по хозяйству, приобретали нравственно-религиозные качества, соответствующие духу своей новой семьи. Дети военных, дружинников обучались в специальных домах, в которых жили воины, могущие дать детям военную подготовку. Дети жрецов получали интеллектуальную подготовку в святилищах и храмовых (костеловых) мастерских, обучались языческой религии и письму. Сначала у славян существовало пиктографическое знаковое письмо, а с IX столетия под воздействием византийского алфавита (кириллицы) стало складываться древне – русское звукобуквенное письмо. 3.2. Воспитание и обучение в Киевской Руси в X – XIII вв. На рубеже VIII - IX веков возникла крупнейшее в Европе раннефеодальное государство Русь с центром в Киеве (просуществовало до периода феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания, до начала XIV века). В этот период был создан мощный политический союз, объединивший под властью киевских князей многочисленные племена от Карпат – до Урала, от Черного – до Белого морей. В 988 г., в основном по инициативе киевского князя Владимира Святославовича, произошло крещение Руси. Вместе с Христианством, воспринятым из Византии, пришли и византийские просвещение и культура. Постепенно стало разрушаться язычество, вместо святилищ появлялись церкви, назначались священники. При церквях и монастырях создавались школы. Князем Владимиром в Киеве была открыта первая школа "учения книжного". Образование на первых порах насаждалось среди населения по княжескому приказу, «сверху». Школа для России была явлением новым, поэтому воспринималась русичами с опаской. Но князья и их окружение были заинтересованы в распространении новой религии, а, следовательно, и образования, которое сопутствовало ей. Именно школы должны были способствовать укоренению христианства на Руси. Обучение религии и обучение вере воспринималось как единый процесс. Образование получали в основном дети господствующих сословий (дружинников, священнослужителей, княжеского окружения, дети князей). Летопись от 1028 года отмечает, что в России происходил быстрый расцвет школьного дела. В Новгороде открывал школы князь Ярослав Мудрый. В XI веке в Киеве было создано в женском монастыре училище для девочек, где обучали чтению, письму, пению и швейному делу. К XIII веку школы уже существовали во Владимире, Чернигове, Полоцке, Турове и во многих других городах на Руси. Содержанием обучения в обычных школах являлось чтение, письмо, церковное пение, основы арифметики. При дворе Ярослава Мудрого существовала повышенная школа, где получали образование писатели-летописцы, переписчики, переводчики (как их тогда звали – толмачи), проповедники и т.д. Была открыта повышенная школа в Киево-Печерском монастыре для обучения монахов и высшего духовенства. В повышенных школах изучали грамматику, риторику, философию, иностранные языки, диалектику. Учебниками служили переведенные с греческого языка рукописные книги. При Киевском Софийском соборе Ярославом Мудрым была создана первая библиотека. Таким образом, в период развитого средневековья воспитание и обучение, просвещение на Руси развивалось достаточно быстрыми темпами, испытывая некоторое влияние западноевропейской культуры, но в основном по своему собственному оригинальному пути.
3.3. Просветительская деятельность Ефросинии Полоцкой, педагогическое наследие Кириллы Туровского. Большую роль в развитии письменности в Полоцком княжестве и в соседних с ним местах сыграла княжна Прадслава, известная в истории как Ефросиния Полоцкая (1110? – 23.05.1173). Она была внучкой князя Всеслава Чародея и с малолетства имела способности к науке, а ее любовь к чтению удивляла родителей, которые считали, что чтение – занятие не для женщин. Ефросиния уже тогда мечтала сама переписывать книги. Сколько книг переписано ею за свою жизнь, истории неизвестно, но известно, что результатом большой и кропотливой работы Ефросинии стали рукописные книги, по которым обучались и ее современники, и те, кто жил после нее. Другого способа "издать" книгу, кроме того, как переписать букву за буквой, ряд за рядом, страницу за страницей, тогда не существовало. Этому делу и посвятила свою жизнь полоцкая просветительница. Более того, мечтая расширить переписку книг, она основала в Полоцке два монастыря (женский и мужской), а при них организовала мастерские по переписыванию книг и школы для девочек и мальчиков. Этим она помогла развитию школьного дела. По написанным и переписанным ею книгам дети учились грамоте, а ее школы носили очень демократичный и прогрессивный для своего времени характер. Демократичным было содержание образования – в основном чтение и письмо на родном языке, изучение основ арифметики. Демократичным был контингент учеников: большая часть детей, посещавших школы Ефросинии Полоцкой, жили в небогатых простых семьях. Культурно-просветительская деятельность Ефросинии Полоцкой проявилась и в других направлениях. Так, она объединяла вокруг себя талантливых зодчих, живописцев, поддерживала их новаторские идеи. По ее инициативе в Полоцке был построен Спасский храм, а также собор при основанном ею Богородицком монастыре. С именем Ефросинии Полоцкой связано и создание полоцким мастером Лазарем Бокшей подписного креста для храма Святого Спаса. Ефросиния призывала князей Киевской Руси к окончанию междоусобиц. В конце своей жизни отправилась в далекое опасное путешествие в Палестину. В Иерусалиме она заболела и умерла 23 мая 1173 года пятидесяти трех лет отроду. Ефросиния Полоцкая была канонизирована как святая, ее тело перевезли в Киев и захоронили в Киево-Печерской Лавре. За свою просветительскую деятельность Ефросиния Полоцкая была признана святой опекуншей полоцкой земли, а 5 июня отмечают День памяти небесной заступницы за Беларусь. Другим известным представителем белорусского Просвещения XII века является Кирилла Туровский ( 1130 - 1182), который за свое мастерство красноречия и художественность слова был прозван вторым Златоустом. Он был очень образованным человеком: очевидны его познания в грамматике, диалектике, богословии. Кирилл глубоко изучил Ветхий и Новый Заветы и многочисленные их толкования, что давало ему возможность и самому составлять серьезные богословские комментарии. Еще в детстве великий просветитель овладел греческим языком. Его отец был богатым человеком и знал цену образованию, поэтому заранее побеспокоился, чтобы сын научился читать и писать. Учился Кирилла Туровский в Турове, так как там находилось немало приезжих греков. Особенно много их приехало во время правления Святополка Изяславовича. С приходом из Византии христианства Кирилла Туровский сразу принял новую веру. Чтобы постичь книжную мудрость, просветитель стал послушником одного из монастырей, где продолжил образование и самообразование. Там он решил посвятить свою жизнь благородному делу – помочь людям понять смысл их существования и содействовать нравственно-духовному усовершенствованию общества. Более тринадцати лет Кирилла Туровский был в епископском сане, за это время он создал свои лучшие произведения. Все его творчество проникнуто идеей возможности нравственно-духовного усовершенствования каждой личности и общества в целом. Кирилл считал, что важнейшим нравственным качеством является любовь, которая возвышает человека над другими живыми существами и очищает душу. Важнейшим проявлением любви является милосердие. Эти два качества просветитель объединял в понятии служения Богу, в чем видел смысл существования и предназначение человека. Большое внимание Кирилла Туровский уделял образованию, учительскому делу, учительствовал сам. Как учителя, его волновало то, что грамотность и образование становились привилегией только отдельных (богатых и знатных) сословий. В связи с этим он замечал, что знания не являются товаром, который могут купить только избранные, они нужны всем без исключения людям, а знающий человек – богатый и знатный не по рождению, а по уму. Большую педагогическую ценность имели "Поучения" Кириллы Туровского о воспитании в человеке положительных качеств. Его произведения вместе с "Поучениями Владимира Мономаха" имели большое значение в развитии педагогической мысли на Руси. Исследования историков показали, что Кирилла Туровский не выработал какой-то целостной педагогической системы. Его мысли о воспитании и обучении «золотым зерном» разбросаны в произведениях просветителя. Почти все высказывания Кириллы Туровского на предмет обучения и воспитания носят поучительный характер, они направлены против обмана, лживости, обжорства, дармоедства, зла и насилия. Выступления Кириллы Туровского перед широкой аудиторией с речами против людских пороков (с намеками на высокопоставленных особ) имели большое социально-бытовое значение. Просветитель стремился приобщить своих земляков к книге и знаниям. В одном из своих поучений он призывал не отказываться от чтения книг, советовал читать сознательно, с "разумом". До нас дошли многие произведения и педагогические мысли Кириллы Туровского (сохранились восемь сказаний, двадцать одна молитва, два канона на смерть княгини Ольги), однако наиболее замечательной среди них является "Притча о человеческой душе и теле", которая известна также под названием "Притча о слепом и хромом". О ее педагогической глубине и современности мы поговорим на практических занятиях. Нам, современникам XXI века, Кирилла Туровский является писателем, оратором, просветителем и педагогом, чье наследие можно назвать классикой педагогики, фундаментом для развития современного педагогического дела. 3.4. Педагогические памятники Киевской Руси X – XII вв. Элементы византийской культуры перешли в культуру и образование Киевской Руси. У византийцев были заимствованы жанр и стилистика "житий святых", поучений и проповедей, где черпались идеалы и программы воспитания. В качестве образца поучений указывались "Изборник Святослава" (1076), материал которого взят из ряда религиозных источников. Распространялись поучения византийца Иоана Златоуста (344-407). Выдержки и пересказ этих поучений оказались основой многих сборников, имеющих педагогическую направленность "Златаструй", "Измаград", "Златауст". Педагогические идеи Златоуста были развиты Кириллом Туровским (ум.1182). Важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит "Поучение Владимира Мономаха детям". К памятникам педагогической литературы того времени можно отнести и "Житие Ефросинии Полоцкой", проповеди-"словы" Кириллы Туровского, памятники древнерусской культуры "Повесть временных лет", "Ипатьевская летопись", "Слово о полку Игореве" (конец XII в.), которое поражает не только литературным достоинством, но и пронзительной силой любви к Отечеству. Изучение содержания и литературных достоинств этих памятников древнерусской культуры дает возможность говорить о высоких идеалах воспитания в Древней Руси. Грамотность в раннесредневековой Руси была распространена повсеместно, о чем свидетельствуют семьсот берестяных грамот, датируемых XI веком, которые были найдены в различных славянских городах. Расшифровка этих грамот, изучение памятников древнерусского слова позволяют сделать выводы, что семейное воспитание детей в этот период по-прежнему строилось на основе народных традиций, а его методы и приемы были достаточно разнообразны. Это нашло отражение также в народных песнях, сказках, притчах, былинах, загадках, обрядах, играх, праздниках. Педагогическая мысль, школа Древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранила свою национальную самобытность. В результате нашествия монголо-татар (1237-1241) уровень образования на Руси снизился. "Учение книжное" пришло в упадок. Огню и мечу подверглись многие монастыри – очаги просвещения. В 1240 был сожжен Киев – центр Древней Руси. Во многих городах гибли культурные ценности, горели книги, были угнаны в монгольский плен умельцы, мастера грамоты, книжники. Однако даже в этих тяжелых условиях русская культура, просвещение продолжали развиваться, в особенности в тех княжествах, которые не были разорены. В этот период была в почете профессия книжных писцов. Книги находили сбыт не только в богатых семьях, но и у простого народа, что способствовало распространению грамотности. 3.5. Просвещение, воспитание на Руси в XIV – XVI вв. Педагогическая мысль средневековой Руси XIV - XVI вв. была направлена, прежде всего, на проблемы воспитания. Сведения о программе, идеалах, формах воспитания содержатся в ряде письменных памятников: "Пчела", "Домострой", "Послание Геннадия" и др. Воспитание того времени требовало держать ребенка в "страхе божьем", повиноваться наставникам и старшим. Основными способами воспитания признавались суровая дисциплина, систематичные наказания, в том числе и физические. Но многие русские просветители-патриоты провозглашали высокую идею изначального равенства всех людей, были за гуманное отношение к детям, к людям вообще (Епифаний Славинецкий, Семион Полоцкий, Селивестр Медведев, Карион Истомин и др.). Федор Курицин создал гуманистическое произведение "Написание о грамоте", в котором сформулировал ряд интересных демократических идей антифеодального и антицерковного содержания. Автор «грамоты» был членом московского еретического кружка. Еретическое движение было тогда политическим движением. Его представители составляли богословские "ереси", где с научной точки зрения поясняли многое о жизни человека, явлениях природы и т.д. В собрания рукописных книг имелись сочинения по астрономии, естествознанию, философско-богословским вопросам. В XIII – XV вв. при монастырях и церквях существовали школы грамоты, но их было недостаточно, поэтому народные массы пользовались услугами "мастеров грамоты". Мастерами грамоты становились дьячки и "мирские люди". За плату они обучали детей чтению, письму, счету у себя на дому или в домах учащихся. Небольшое количество таких мастеров были способны к обучению на более высоком уровне, они учили детей богатых сограждан не только грамоте, но и "словесным наукам", математике. В конце XVI века на Руси появились первые печатные книги: учебники – азбуки. Основоположником русского книгопечатания считается Иван Федоров. В 1574 г. им был издан знаменитый букварь. Этот учебник впитал в себя опыт учительской работы мастеров грамоты предшествующих веков. В послесловии к букварю были изложены некоторые методические требования к использованию книги-учебника. Само оглавление послесловия – "Обращение к детям и родителям" – говорит о том, что букварем могли пользоваться в семье люди разных поколений, обучение грамоте рассматривалось как семейное дело. За религиозное воспитание отвечала церковь. В обязанности священников входило обучение основным догмам христианского вероучения, воспитание уважения к церковным и светским властям. Но в целом в этот период огромная часть населения пребывала в невежестве и неграмотности.
Контрольные вопросы и задания: 1. В чем заключалась специфика обучения и воспитания у древнерусских славян (VIII – IX вв.)? 2. Какова роль христианства в развитии обучения и воспитания в Киевской Руси (X – XIII вв.)? 3. Докажите, используя исторические факты, изложенные в курсе лекции, что Ефросиния Полоцкая и Кирилла Туровский являются выдающимися просветителями своего времени. 4. Составьте таблицу «Педагогические памятники Киевской Руси X – XII вв.» с целью систематизации знаний о развитии педагогической мысли этого исторического периода на Руси:
5. В каких письменных памятниках XIV – XVI вв. определяются основные идеи обучения и воспитания на Руси? Определите основные положения этих идей.
Литература: 1. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до XVII века. – М., 1989. – 634 с. 2. Джуринский, А.Н. История педагогики древнего и средневекового мира: Учебное пособие для высшей школы / А.Н. Джуринский. – М.: Совершенство, 1999. – 224 с. – С.146 – 168. 3. Константинов, Н.А. История педагогики: Учеб. для студ. пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаев. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с. 4. Латышина, Д.И. История педагогики: История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие / Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2002. – 603 с. 5. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учеб. пособие / Под ред. А.И.Пискунова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512с. 6. Сегянюк Г.В. Гiсторыя педагогiкi / Г.В. Сегянюк. – Мазыр, 2000. – 432с. 7. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. – М., 1986. – С. 5- 123.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 4997; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |