Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. История образования и педагогической мысли как область научного знания




План

1. Становление и развитие татарской национальной школы. Теоретическое и практическое обеспечение образовательных программ в условиях мусульманских традиций.

2. Развитие идей национальной школы в педагогическом наследии Ш.Марджани, Р.Фахретдина, К. Насыйри.

Основные понятия.

Национальная школа, джадидизм, мектеб, медресе, народность.

Цель: Помочь студентам осмыслить объективный характер процесса становления и развития национальной татарской школы.

Раскрыть особенности развития идей национальной школы в педагогическом наследии Ш.Марджани, Р.Фахретдина, К. Насыйри.

 

Литература.

1. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль. – Казань, 1976.

2. Михайлова С.Н. Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья.- Казань, 1972

3. Педагогическая мысль Казанского края в конце 19-начала 20 вв. - Казань, 1979.

4. Шарафутдинов З.Т., Ханбиков Я.И. История педагогики Татарстана.- Казань, 1998.

Принятие ислама Волжской Булгарией в 922 году способствовало формированию системы образования, состоящей из мектебов (начальной школы) и медресе (средней конфессиональной). Эти образовательные учреждения создавались при мечетях и учителями становились служители религиозного культа. В конце IX – начала X в. в городах и селах Волжской Булгарии были мечети и начальные школы при мечетях, где настоятель мечети был преподавателем этой школы.

Уже в XII в. имелась разветвленная сеть мектебе и медресе. Здесь готовили деятелей, способных развивать национальную культуру. В последней четверти XIV в. и начала XV в. все наследие бывшей Волжской Булгарии переходит Казанскому ханству.

Казанское ханство сохраняет ту систему школ, которая была в Волжской Булгарии. Процесс развития таких школ был нарушен 2 октября 1552 г. Система мектебе и медресе сохранились в селах.

При Екатерине II учреждается духовное управление мусульман, которой разрешается строить мечети и открывать школы при них. В 1711 г. в Казани возникают крупные медресе: Апанаевское, Ахундовское, Амирхановское. В этих медресе обучали богословию, арабскому языку, давали некоторые сведения по риторике, географии, праву, истории, арифметике, писанию. Основным учебником был Коран. В школах не было учебных программ, все обучение зависело от уровня и подготовки муллы и мударисов.

На распространение и развитие татарских национальных школ оказало влияние открытия в 1759 г. в Казани первой провинциальной гимназии. Она была под руководством Московского университета.

В 1769 г. появляется указ об учреждении при гимназии классов татарского языка. Целью этих классов была подготовка чиновников для работы в восточных регионах страны, переводчиков.

Первым учителем нового предмета в этих классах был Хальфин. Проработав в гимназии в течение 16 лет, он издает много учебных разработок. В 1778 г. он издает азбуку татарского языка в арабском шрифте. В 1785 г. он завершил работу над татарским словарем с краткой татарской грамматикой. При гимназии в 1802 г. открывается азиатская типография.

На базе этой гимназии в 1804 г. создается Казанский университет. Державин, Лобачевский, Симонов – выпускники этой гимназии.

Развивается и негосударственная система образования: мектебе и медресе. Они существуют за счет пожертвований родителей. В середине XIX в. в Казанской губернии насчитывается 430 мектебе, 57 медресе. В начале XX в. число мектебе увеличивается до 1000. Появляется медресе – высшие школы для мусульман. Например медресе «Мухаммадия», где изучается Коран, история ислама, сведения о жизни пророка, основы веры и шариата, русский язык, арифметика, чистописание, рисование, счет, география, физика, природоведение, геометрия, история России, история тюркских народов, медицина, право, метрика, психология, логика, философия, педагогика, арабский язык, персидский язык (в начале XX в). Это медресе объединяет 4 ступени образования.

Сформировавшаяся система национальной школы выдвинула своих идеологов. Яркими педагогами-просветителями стали Ш. Марджани, К.Насири, Р.Фахредин.

Марджани религиозный деятель, просветитель, философ, историк. Вышеперечисленные определения не охватывают все стороны его многогранной деятельности. Марджани также и этнограф, и археограф, и востоковед, и педагог. Энциклопедичное его знаний можно сравнить с энциклопедизмом французских просветителей XVIII века - Дидро и Руссо.

Каким же был путь Марджани к признанию, высотам, позволившим Габдулле Тукаю охарактеризовать его как "поборника свободомыслия, знания и прогресса, сделавшего первый шаг к просвещению"? Шихаб ад-дин (Шихабуддин) б. Баха ад-дин б. Субхан б. Абд алъ-Карим аль-Марджани родился 16 января 1818 года (по новому стилю) в с. Ябынчи нынешнего Атнинского района Татарстана.

В пятилетнем возрасте Марджани лишился матери, а потом воспитывался мачехой в довольно суровой обстановке. Начальное образование он получил в медресе, где преподавал его отец, в д. Ташкичу. Юный Шихабуддин не ограничивался изучением предметов, преподаваемых там, а занимался, самостоятельно в домашней библиотеке. Уже с семнадцати лет он начинает преподавать в этом медресе и, будучи неудовлетворенным учебником морфологии персидского языка, составляет свой. Оба его деда и отец, будучи людьми образованными, обладая обширными познаниями по восточной истории, философии, религии, сумели привить юному Шихабуддину стремление к учению, знанию. Полученное образование не удовлетворяет Марджани, постоянно стремившегося к получению новых знаний. В 1838 году он отправляется в Бухару для продолжения образования.

В Бухаре неудовлетворенный системой обучения в медресе он, в основном самостоятельно, занимается в богатых ценными рукописями местных библиотеках. Деньги на жизнь зарабатывает обучением детей состоятельных людей. Хотя схоластическое обучение в Бухаре уже не соответствовало современным потребностям общества и не удовлетворяло Марджани, пребывание там для него не было бесполезным: он встречался с известными, прогрессивными учеными своего времени (хотя их было немного), все больше убеждаясь в необходимости изменить старую систему мусульманского образования.

В 1848 году, после одиннадцатилетнего отсутствия, с новым багажом знаний Марджани возвращается на родину и в марте 1850 года назначается имамом-мударрисом 1-й Казанской мечети.

В 1867-68 годах Духовное собрание мусульман Поволжья и Приуралья назначило Марджани на должность ахунда и мухтасиба Казани (одна из самых почетных религиозных должностей региона), что явилось несомненным признанием его деятельности со стороны руководства мусульман. С официальными светскими властями у Марджани также устанавливаются позитивные контакты. Он выполняет отдельные поручения казанской губернской власти: следит за изданием текста Корана в казанской типографии (впоследствии выпускает книгу, посвященную истории и принципам издания Корана в России), организует сбор денег для кавказских народов, пострадавших от землетрясения, составляет отчеты о рождении, бракосочетании, смерти мусульман для государственных учреждений, участвует в судебных заседаниях при произнесении клятв мусульманами.

Со временем имя Марджани становится известным далеко за пределами Казани: в 1870 году выходит в свет его книга "Назратуль-хакк", своими новыми для своего времени и среды религиозно-реформаторскими идеями, принесшая автору широкую известность не только на родине, но и на мусульманском Востоке. Он становится видным идеологом религиозного реформаторства, продолжившим и углубившим в новых исторических условиях традиции своих предшественников А. Курсави и А. Утыз-Имяни..

70 - 80-е годы XIX века - это время близкого знакомства Марджани с русской культурой, учеными-востоковедами Казанского университета. Марджани первым из мусульманских ученых был избран в Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете, активно участвовал в его деятельности.

13 сентября 1876 года в Казани открылась Татарская учительская школа с восьмилетним обучением. Школа готовила учителей начальных классов из татар. Преподавание велось на русском языке, исключая урок шариата. Марджани первым из татарского мусульманского духовенства согласился на предложение инспектора школы В.Радлова преподавать в ней вероучение. На открытии школы он выступил с приветственной речью, в которой призывал татар к обучению в этой школе. В течение девяти лет Марджани преподавал в Татарской учительской школе, входил в педагогический совет. В своем медресе Марджани многие занятия вел по собственной программе.

В 80-х годах XIX века радикально расширяется собственно научная деятельность Марджани, на передний план выходят занятия философскими и историческими дисциплинами. В этот период Марджани работает над рукописным биографическим словарем "Вафиятуль-асляф ва тахийятуль-ахляф" ("Подробное о предшественниках и их приветствиях потомкам"), который включает 6057 биографий ученых, писателей, философов и общественно-политических деятелей мусульманского Востока. К "Вафиятуль-асляф" Марджани написал введение - "Мукаддима", которое тоже было издано. В нем ученый описывает историю зарождения наук на Востоке, дает их классификацию, подкрепляя ее ссылками на высказывания видных деятелей мусульманской культуры, рассматривает основные религиозные школы, направления в Исламе. По сути, это не только исторический, но и мировоззренческий труд, посвященный различным аспектам и проблемам духовной культуры Востока.

В поисках материала для исторических исследований Марджани посещал древние развалины Булгара, татарские, русские, чувашские, мордовские села. 31 августа 1880 года он из Казани отправляется в паломничество, в ходе которого посещает Стамбул, Измир, Александрию, Каир, Суэц и другие центры мусульманской культуры.

Просветительские идеи Марджани охватывают в 70 - 80 годы XIX века самые различные стороны обновления общественной жизни татарского народа, включая в себя мысли о необходимости получения татарским населением светского образования, усвоения прогрессивного наследия прошлого (античной, арабской мысли) и настоящего (русской и западноевропейской культур). Ученого заботят и вопросы воспитания национального самосознания татарского народа, беспокоят его благосостояние, социально-экономическое и политическое положение. Считая просвещение самым мощным орудием прогресса, ученый пытался вызволить свой народ из "спячки".

Мировоззрение Марджани, соединившее в себе религиозное реформаторство и просветительство, отразило диалектику развития этого периода в истории татарского общества. Оно эволюционировало от религиозного реформаторства - периода его творчества до 70-х годов к просветительской идеологии 70 - 80-х годов XIX века. Ученый стремился ответить на многие вопросы, которые поднимало развивающееся по буржуазному пути татарское общество: "обновить веру", поднять социально-политический и культурный уровень татарского народа, приобщить его к современной цивилизации.

Марджани — предвестник джадидского движения в России, и именно он заложил его основы - реформу преподавания в медресе, усвоение татарским народом передовых достижений мировой культуры и науки.

В 60-е годы XIX в. развернулось либерально-буржуазное педагогическое и революционно-демократическое движение. На основе выступлений видных представителей русской педагогики Н. И. Пирогова, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого выросла целая плеяда таких замечательных просветителей нерусских народов, как Я. М. Гогебашвили, Г. Агаян, М. Ф. Ахундов, И. Я. Яковлев, И. Алтынсарин и др.

К этой плеяде лучших общественных деятелей и педагогов 60-х годов XIX века, выросших под благотворным влиянием русской культуры, относится и выдающийся сын татарского на­рода Каюм Насыйри, отдавший всю свою жизнь и огромный талант просвещению простых людей труда. Оставленное им в области филологии, лингвистики, истории, этнографии, фольклора, педа­гогики и методики, астрономии, математики, географии, физио­логии, земледелия и т. д. ценно еще и потому, что основы знаний различных наук он изложил на родном татарском языке.

К. Насыров внес большой вклад в татарскую педагогику: он основал первую светскую школу на родном языке и внедрил классно-урочную систему обучения. Дидактические принципы наглядности и сознательности, разработанные К. Д. Ушинским, стали достоянием татарских учителей благодаря трудам К. Насы­рова.

Габделкаюм Габделнасырович Насыров родился 14 (2) фев­раля 1825 года в селе Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии.

Родители его были образованными людьми для своего време­ни. Отец работал учителем татарского мектеба, знал русский язык, что было тогда редким явлением.

Первоначальное обучение К. Насыров проходил в сельской школе. Видя большие способности и прилежание сына и стремясь дать ему образование, отец отправил его учиться в Казань. В 1841 году Каюм поступил в казанское медресе пятого прихода («Мухаммадия»), где учился в течение 14 лет. Это медресе было высшим мусульманским учебным заведением, где готовили в основном служителей культа (мулл) и обучение было главным образом религиозным.

Каюм основательно изучил литературу Востока, самостоя­тельно занимался русским и татарским языками. С целью овла­дения разговорным русским языком он брал частные уроки, так как в медресе преподаватели преследовали шакирдов (учеников) даже за единичное употребление русских слов. Несмотря на угрозы, Каюм упорно работал над овладением русским языком, ибо в нем видел ключ к светским знаниям, единственный путь приобщения к большой настоящей науке. К тридцати годам Насыров успешно закончил медресе. Будучи в курсе всех новинок по языкам, литературе, истории ряда стран востока, хорошо владея русским языком, он легко разбирался в специальных вопросах языка, литературы и истории России.

После окончания медресе в 1855 году он вынужден был занять предложенное ему место преподавателя в русском духовном училище.

Научно-педагогическую деятельность Каюма Насырова мож­но разделить на несколько основных этапов. Первый — охватывает 1855—1870 годы. Начав преподавание в духовном училище, он впоследствии был повышен в должности и стал преподавать в духовной семинарии и академии.

Чувствуя недостаточность научного образования, Каюм поступил вольно­слушателем в Казанский университет, где ознакомился с курсами видных ученых, в частности, по языку, литературе, фольклору, этнографии, истории.

Несмотря на требовательность и строгость, К. Насыров пользо­вался у семинаристов уважением и авторитетом, в последствии его ученики, ставшие преподавателями и учеными (специалисты по восточным языкам П. П. Масловский, Н. П. Остроумов, перевод­чица О. С. Лебедева-Гульнар-ханум и др.), с благодарностью вспоминали о нем как о хорошем педагоге, знающем специалисте.

В эти годы складываются методические взгляды Насырова о преподавании русского языка татарам и татарского языка русским на основе сопоставительного изучения различных категорий язы­ка. В 1860 году вышло его первое учебное пособие для татар, изучающих русский язык, и для русских, изучающих татарский язык, — «Синтаксис» («Нэху китабы»). В учебных целях им были составлены книги для чтения: популярный сборник по природоведению «На досуге» («Буш вакыт») и цикл восточных новелл «Сорок визирей» (1868).

Изучив русскую педагогическую литературу, труды зарубежных мыслителей, ознакомившись с европейской культурой, он понял, что татарские конфессиональ­ные учебные заведения (мектеб и медресе) необходимо совершен­ствовать в плане организации учебного процесса.

1871 —1876 годы знаменуют второй период педагогической деятельности Каюма Насырова. В 1871 году в Казань прибыл В. В. Радлов, назначенный министерством просвещения инспекто­ром по татарским, киргизским (казахским) и башкирским школам в Казанском учебном округе. Каюм Насыров обратился к нему с ходатайством об открытии школы для татар с преподаванием русского языка. В. В. Радлов, хорошо знавший Насырова по его трудам, оказал ему всемерное содействие и после получения разрешения предложил ему организовать эту школу. В том же году школа была открыта. Однако религиозно настроенные роди­тели с трудом отпускали своих детей. Каюм Насыров терпеливо, с большим педагогическим тактом убеждал, что в русском государ­стве каждому человеку необходимо знание русского языка; и для этого татарским детям он предлагал свои услуги и свою школу.

К 1876 году он сумел создать современную школу европейского типа со светлым классом, добротными партами, различным учебным оборудованием. Она нисколько не уступала существовавшим гимназиям и не шла ни в какое сравнение с татарскими мектебами и медресе. Благодаря огромным усилиям Насырова школа с каждым годом укреплялась материально, рос ее авторитет среди населения.

Третий этап научно-педагогической деятельности Каюма Насырова охватывает 1876—1902 годы. В этот период он в основном занимался научными изысканиями по различным отраслям зна­ния, составлял учебники и пособия. Вел исследования по педаго­гическим и другим проблемам. Как и прежде, он не порывал связи с живой педагогической практикой, со школой. Встречался с учителями, делился своим опытом и идеями, пропагандировал в печати передовые педаго­гические методы, много и охотно посещал школы и гимназии. Кроме того, давал частные уроки.

В 90-е годы он целиком посвящает себя научной и просветительской работе: пишет учебники, труды по лингвистике, фольклору, истории, этнографии. Стремясь распространить светские знания и полезные ремесла среди своего народа, он написал и издал учебные пособия по арифметике, геометрии, истории, географии, физиологии, по основам земледелия, по слесарному делу, кули­нарии и т. д. Как сторонник реального образования он стремился популяризовать среди молодежи полезные для жизни знания. Следует отметить, что пособия впервые на татарском языке были созданы Каюмом Насыровым. До него никакой научной и науч­но-популярной литературы по светским наукам у татар не было.

Но особенно большой вклад он внес в научную разработку проблем татарского языка, литературы, фольклора, этнографии и истории. Его по праву считают основоположником татарского языкознания. За выдающиеся заслуги в разработке этих проблем 3 ноября 1885 года он был избран действительным членом Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Это было официальным признанием его научных заслуг.

Каюм Насыров высоко ценил роль воспитания в жизни общества и в развитии человека. Образованность народа им рассматривается как условие благоденствия. Настоящее воспита­ние должно способствовать прогрессу общества и служить народу.

Считая грамотность богатством для бедного человека, Насы­ров подчеркивает социальное значение образования. Поэтому целью воспитания он считает подготовку «настоящего», гуманно­го, широко образованного человека, любящего свою родину и уважающего другие народы.

Подобное толкование цели воспитания для того времени было смелым и звучало как вызов: ведь в нем говорится о светском характере образования, содержится призыв к воспитанию активных борцов за народное счастье, вооруженных научными знаниями. Становление гуманного характера, вооружение знаниями, формирование навыков культуры поведения, овладение ремесла­ми — все это, по мнению просветителя, является составными частями воспитания человека.

К. Насыров первый из татарских педагогов обратил внимание на важность дошкольного и дошкольного воспитания детей. Его статья «Советы матерям, воспитывающим детей» — первая рабо­та на татарском языке о дошкольном воспитании детей, которая имела огромное значение. Она впервые давала научно обоснован­ные педагогические и гигиенические советы по кормлению, уходу, развитию движений, умений и привычек детей.

Среди основных задач воспитания молодежи татарский про­светитель на первое место выдвигает умственное воспитание, научное образование. Очень категорично звучит его мысль, что человек, не стремящийся к образованию, никогда ничего не достигнет, потому что это низкий человек, которому не доступно ничто возвышенное.

Большое значение в формировании ребенка Насыров придает окружающей социальной среде, утверждая: «Рождаясь и разви­ваясь, ребенок походит на свою эпоху».

Народность была ведущим педагогическим принципом Насы­рова, органически связанным с его просветительскими идеями. Этот принцип сформировался под влиянием общественно-полити­ческой мысли России 60-х годов XIX века. К идее народности в воспитании Насыров пришел благодаря постоянному общению с простыми людьми, в частности, с кресть­янами. Очень близко принимал он к сердцу страдания широких народных масс, их бесправие.

Насыров страстно верил в творческие силы народа; именно у него просветитель черпал вдохновение для своих трудов, собирал фольклор, исторические и этнографические материалы, часто выезжал в деревни и уездные города. Он придавал большое значение изучению и распространению устного народного твор­чества, которое способствовало укреплению стихийно-материали­стического мировоззрения в народных массах. Источник принципа народности педагогических и просветительских взглядов Каюма Насырова строится на его идее о том, что только трудовой народ и народное воспитание могут сделать человека полноценным гражданином отечества. С этим связаны и мысли об обучении детей на родном языке. Лишь родной язык и родная литература дают возможность привить дух своего народа, его нравственные идеалы, характер.

Идеи народности и демократизма обучения привели его к мысли о школе на родном языке. Родной язык — могучее средство просвещения всего народа. Поэтому своим первейшим долгом он считал разработку научных основ татарского языка.

Каюм Насыров высоко ценил роль учительского труда. Учи­тель — наставник молодежи, который готовит к будущей жизни подрастающее поколение; от него зависит уровень образования и воспитанность детей, формирование их черт характеров. Преподавательская работа, по мнению Насырова, требует определенной научной подготовки, разносторонней эрудиции, доброты и терпеливого характера. В книге «Сорок садов» спра­ведливо отмечается: «Если кого-либо хочешь учить чему-либо, то сначала сам изучи эту вещь и пусть, глядя на тебя, люди сами захотят учиться этому».

В статье «Воспитание» Насыров выдвигает требования к учителю: он должен быть всегда внимателен к ученикам, учиты­вать их психологию, обучать без телесных наказаний. «Учитель обязан закрепить в душе ребенка любовь к своим родителям, родственникам и всему обществу, любовь к труду и знанию, уберечь его от праздности и безделия». Хороший учитель так сильно влияет на своих воспитанников, что они всю жизнь помнят его и живут, опираясь на те принципы, которые заложил в их сознание любимый учитель.

Каюм Насыров является виднейшим представителем татар­ской педагогической мысли. Благодаря его труду, упорству татар­ская педагогика обратилась к прогрессивной европейской системе обучения и воспитания. Красной нитью через всю деятельность просветителя проходит идея сближения татарского и русского народов, усвоения татарами демократических тенденций зарубеж­ной педагогики. Продолжая в школьных вопросах дело И. Хальфина и X, Фаизханова, Насыров требовал создания для татар школ на родном языке по типу русских школ (гимназии, училища и др.) с обязательным преподаванием родного и русского языков.

В развитии татарской национальной школы XIX века большую роль сыграло широкое общественное движение джадидизм. Его представители подвергли критике отсталость и закостенелость, отстаивали идею прогресса и обновления общественной жиз­ни. Требования преобразований, выдвинутые джадидистами, затрагивали области социально-экономических, семейно-бытовых, культурно-идеологических отношений, а также проб­лемы религии. Они воспевали человеческий разум и его сво­боду, подчеркивали необходимость его избавления от оков схоластики и фанатизма, были противниками слепого прекло­нения перед авторитетом древних и клеймили таклид, тормо­зящий прогресс, и обращали свои взоры к науке.

Следует подчеркнуть, что джадидисты мыслили и действовали, как и их предшественники, с позиций ислама, защищали мусульманские ценности, отстаивали сохранение верности нравственно-этическим принципам ислама. В то же время, как сторонники обновления, они выступили и с критикой закос­тенелых установок богословия и религиозных обрядов, требо­вали переустройства деятельности духовенства в соответствии с требованиями времени, нового, современного подхода к от­дельным положениям шариата, избавления людей от прекло­нения перед авторитетами древности и свободы творчества (ижтихад).

Джадидизм, равно как просветительство в целом, внес весь­ма существенный вклад в дело роста духовного потенциала татарского народа и избавления людей от влияния средневеково-феодальной идеологии. Распространение просветительско-реформаторского движе­ния означало, что татары начали понимать свои национальные интересы и дошли до осознания себя как нации, имеющей свою историю и культуру. Деятельность просветителей-рефор­маторов явилась также новым этапом и в развитии татарской общественной мысли. А это вело, в свою очередь, к росту духовного потенциала, открывало возможность освобождения масс от старых оков и вооружения их новыми идеями, гармонического сочетания и взаимодействия в обще­ственной мысли религиозных и светских знаний.

Видным деятелем и педагогом, писателем и публицистом джадидизма был Риза казый (Разаэтдин) Фахретдинов (1858—1935). В 1908— 1917 гг. он являлся редактором литературного и научного журна­ла «Шура» («Совет») в Оренбурге. До 1906 г. он был казыем (членом) Уфимского духовного собрания мусульман, но вскоре отказался от этого сана. Через все свои труды и издававшийся им журнал он пропагандировал идеи пантюркизма и обновления религии в буржуазном духе.

Хотя журнал «Шура» имел известное положительное значе­ние в распространении культуры и знаний среди татар, регулярно печатая научные популярные материалы по истории, языкам, литературе, педагогика, философии, но его язык был не чисто
татарским, а с большим употреблением турецких слов. Поэтому Г. Тукай назвал этот журнал, «находящимся между татарами и турками, от которого сильно веет, ветром Зачерноморья» (т. е. Турции).

Р. Фахретдинов является также автором нескольких художе­ственных произведений, таких как «Сэлимэ» (1899), «Эсма» (1903). В первом — он проводит идею объединения людей на основе общности религии, независимо от их социального положе­ния, образования и т. д. Во втором произведении, утверждая идею господства буржуазии, ее преимуществ перед феодальным строем, он идеализирует буржуазных дельцов, показывая их как добрых, гуманных, положительных людей, помогающих бедным и другим.

В своих многочисленных педагогических сочинениях Р. Фах­ретдинов подверг тщательной разработке вопросы нравственного воспитания молодежи в духе педагогики джадидизма и приспособленной к новым условиям религии. Ведущий его труд по этому вопросу — «Адэбе тэгьлим» («Обучение нравам»). Он начинается словами: «Детей своих воспитывайте подходящими к другой, новой эпохе, а не к той, в которой вы сами живете, ибо они рождены для жизни в другое время, чем вы сами». Хотя работа претендует на обновленную в буржуазном духе нравственность, но в целом построена в строго авторитарном стиле воспитания детей: в центре внимания стоит безусловное подчинение детей авторитету взрослого и наставника, подражание ему. Автор пропагандирует все те же нравственные принципы ислама, которые внедрялись в татарских школах испокон веков.

Р. Фахретдинов делает попытку критики татарского кадимизма, агитирует педагогов кадимизма несколько уступить и пойти на компромисс с требованиями современности. Здесь, как и во многих других работах джадидистов, нет даже намека на решительную борьбу с феодальными устоями схоластического воспитания.

Примерно в этом же духе проповедуются Р. Фахретдиновым нравственные принципы в книге «Шэкертлек адэбе» («Нравы шакирдов»), где излагаются правила культуры поведения учащихся татарских школ. В предисловии автор говорит о пользе науки и образования, затем останавливается на правилах поведения учащихся на уроках. При этом, как бы ученик ни увлекался наукой, он не должен забывать аллаха, ибо, сколько наука нужна уму, столько же нужен аллах сердцу. Далее автор дает советы учащимся, как относиться к учителю, выбирать себе друзей, организовать свой досуг. Ученики призываются к старанию, усердию, прилежанию, любить книгу, учебу и т. д. Школьные правила описываются автором в духе правил внутреннего распорядка многих татарских медресе. Он указывает на необхо­димость ремесел. Некоторые правила касаются чистоты и охраны здоровья. Есть также указания о самовоспитании и исправлении характера. Книга завершается приложением списка знаменитых людей Востока, начиная со времен Мухаммеда и кончая IX веком, с кратким указанием поступков и трудов каждого из них.

Таким образом, книга «Шэкертлек адэбе» суммирует опыт поведения учащихся татарских медресе, подкрепляя его ссылками из корифеев Востока.

В книге «Тэрбияле бала» («Воспитанный ребенок») Р. Фахретдинов считает важнейшими качествами воспитанного ребенка: соблюдение режима, аккуратность, приличное поведение в школе и на улице, подчинение воле родителей, соблюдение правил личной гигиены и т. д. В книге описаны также правила поведения во время игр, за столом, наставления по культуре речи. Автор защищает разделение мальчиков и девочек в играх с раннего детства: «Большим неприличием для девочек является игра с мальчиками, споры с ними, беготня с мальчиками; воспитанные девочки должны остерегаться всего этого».

В своих богословских трудах Р. Фахретдинов стремился на доступном языке изложить татарам основы ислама, незыблемость религии, хотел приспособить требования религии к современным условиям буржуазного общества.

Р. Фахретдинов интересовался и проблемами истории. Его книжки «Асарь» («Произведение»), вышедшие в 15-ти выпусках, освещают биографию ученых и знаменитых людей мусульман­ских народов и охватывают преимущественно материал о деятель­ности мулл, ишанов и др. духовных лиц. Имеются и сведения о видных деятелях татарской культуры (о Курсави, Фаезханове и др.). Автор в них проводит идею о том, что мусульмане совершенно напрасно игнорируют западные издания. Известно, что Запад во многих отношениях опередил мусульманские наро­ды. При характеристике знаменитых людей Востока, автор при­водит список сочинений каждого из них, указывает годы смерти авторов и выхода в свет того или другого произведения на восточных и западных языках. Работа имеет значительный биб­лиографический интерес и теперь.

Такой же характер носит его работа «Мэшхур хатыннар» («Знаменитые женщины») о выдающихся женщинах в различных областях жизни.

В целом своими трудами и деятельностью Р. Фахретдинов верно служил татарской буржуазии, стремился укрепить религию в татарском народе, но при этом учитывал и достижения науки современной ему эпохи, а также разрабатывал педагогические проблемы.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

ОСНОВНАЯ:

 

1. Джуринский А.Н. История педагогики древнего и средневекового мира / А.Н. Джуринский. - М., 1999. (Серия «Высшее образование»).

2. Джуринский А.Н. Педагогика: История педагогических идей / А.Н. Джуринский. - М., 2000.

3. История педагогики и образования /Под ред. А.И.Пискунова. - М., 2001.

4. Корнетов Г.Б. История педагогики / Г.Б. Корнетов. - М., 2002.

5. История педагогики в России: Хрестоматия /Сост. С.Ф.Егоров. - М., 1999.

6. Цирульников А.М. История образования в портретах и документах / А.М Цирульников. - М., 2001.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

 

1. Абеляр Пьер. История моих бедствий / Пьер Абеляр. - М., 1992.

2. Августин Аврелий. Исповедь / Аврелий Августин. - М., 1992.

3. Анисимов Е.В. Время петровских реформ / Е.В Анисимов. - М., 1993.

4. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства Х1У-ХУП вв. - Ч. 1, 2, 3. - М., 1985.

5. Антология педагогической мысли России XVIII в. - М., 1995.

6. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX вв. - М., 1990.

7. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. – М., 1987.

8. Антология педагогической мысли христианского средневе­ковья в 2 т. - М., 1994.

9. Аристотель. Политика. - Соч. в 4 т. - Т. 1, кн. 8. –М., 1981.

10. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847. Ст. 1,2. Взгляд на русскую литературу 1846. Парижские тайны. Письмо Боткину от 7 июля 1847, декабря 1848. Сочинения Александра Пушкина. Ст. 8, 9// Избранные сочинения. - М., 1967.

11. Белинский В.Г. Петербург и Москва / В.Г Белинский. // Физиология Петербурга. - М., 1991.

12. Белых Б. Республика ШКИД / Б.Белых, Л.Пантелеев. - М., 1980

13. Бердяев Н.А. Самопознание/ Н.А.Бердяев. - М., 1990.

14. Бердяев Н.А. Смысл истории/ Н.А.Бердяев. – М., 1990.

15. Бине А. Современные идеи о детях/ А.Бине. - М., 1910.

16. Блонский П.П. Трудовая школа. О наиболее типичных ошибках при организации трудовой школы. Избр. пед. соч. в 2-х / П.П. Блонский. - М., 1979.

17. Величие здравого смысла. Человек эпохи Просвещения. - М., 1992.

18. Вендровская В.Б. Школа 20-Х годов: поиски и результа­ты/ В.Б.Вендровская. - М., 1993.

19. Водовозов В.И. Избр. педагогические соч./ В.И.Водовозов. - М, I986.

20. Вехи. Сб. статей о русской интеллигенции - М., 1990.

21. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/ С.И.Гессен. - М., 1995.

22. Гуревич А.Я. Исторический синтез школы «Анналов».Ч. 1,гл. 1./ А.Я.Гуревич. - М., 1993.

23. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христиа­нской антропологии/ В.В.Зеньковский. - М., 1993.

24. Зеньковский В.В. Педагогика/ В.В.Зеньковский. - Клин, 2002.

25. Зеньковский В.В История русской философии. Т. 1. / В.В.Зеньковский. - Л., 1991.

26. Из истории русской культуры. Т. 4 (18 в.) - М., 1996 - Ч. 1.

27. Из истории русской культуры. Т. 5 (19 в.)- М., 1996. - Ч.2.

28. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. Дидактические очерки // Педагог, соч./ П.Ф.Каптерев. - М., 1982.

29. Карсавин Л.П. Культура средних веков/ Л.П.Карсавин. - СПб., 1996.

30. Киреевский И.В. Девятнадцатый век. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению в России/ И.В. Киреевский. - М., 1984.

31. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси/ А.И.Клибанов. – М., 1996

32. Ключевский В.О. Два воспитания. Соч. в 9-ти т. /В.О. Ключевский. – М., 1990. – Т. 9

33. Коменский Я А. Великая дидактика Избр. соч. в 2 т./ Я.А.Коменский. - М., 1982. – Т.2.

34. Коменский Я А. Локк Д., Ж. Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци. Педагогическое наследие. - М., 1988

35. Кудрявая И.В. Лев Толстой о смысле жизни/ И.В.Кудрявая. - М., 1997.

36. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание/ Т.А.Куликова. - М., 1999

37. Колесникова ИЛ. Педагогическая реальность: опыт парадигмальной рефлексии/ И.Л.Колесникова. - СПб., 2001.

38. Корнетов Г.Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования/ Г.Б.Корнетов. - М., 2001.

39. Корнетов Г.Б. Воспитание в первобытном обществе/ Г.Б.Корнетов. - М., 1993.

40. Кон И.С. Ребенок и общество/ И.С.Кон. - М., 1988.

41. Корчак Я. Педагогическое наследие/ Я.Корчак. - М., 1991.

42. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. Избр. пед. соч./ П.Ф.Лесгафт. - М., 1988.

43. Локк Дж. О воспитании. Соч. в 3 т./Дж. Локк. - М., 1985. - Т. 3.

44. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.Л. Платон и Аристотель/А.Ф. Лосев, А.Л.Тахо-Годи. - М., 1993.

45. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура/ А.Ф.Лосев. - М., 1991.

46. Лотман Ю.М. Культура и программа поведения. Избр. статьи в 3 томах./ Ю.М.Лотман. - Таллинн, 1992.

47. Лотман ЮМ. Беседы о русской культуре. Ч. 1. / Ю.М.Лотман. - СПб.,1994.

48. Лотман Ю.М. Культура и взрыв/ Ю.М.Лотман. - М., 1992.

49. Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада/ Ле Гофф. - М.:,1992.

50. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры/ П.Н.Милюков. - М.,1994.

51. Михайлова С.Н. Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья/С.М. Михайлова. - Казань, 1972.

52. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина/О.С. Муравьева. - М., 1995.

53. Народное образование в СССР. Сб. документов 1917-'1973. -М., 1974.

54. Очерки истории образования и педагогической мысли российского зарубежья. - Саранск, 1996.

55. Очерки истории российского образования: В 3 т. – М., 2002.

56. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVIII в. Разд.2-3- М., 1989.

57. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. - первая половина XIX века. - М., 1973.

58. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. - М., 1976.

59. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX веков. - М., 1991.

60. Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы. – М., 1993

61. Песталоцци И.Г. Избр. пед. соч. в 2 т./ И.Г.Песталоцци. - М., 1981.

62. Педагогическая мысль Казанского края в конце 19-начала 20 вв. – Казань, 1979

63. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Быть и казаться. Образование и воспитание. Школа и жизнь. Университетский вопрос. Избр. пед. соч./ Н.И.Пирогов. - М., 1985.

64. Платон. Государство. Соч. в 3 т. / Платон. - М., 1972. - Т. 3, ч. 1.

65. Пушкарева Н.Л. Женщины древней Руси/ Н.Л.Пушкарева. - М., 1989.

66. Равкин З.И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры/ З.И. Равкин. - М., 1993.

67. Разговоры с М.М. Бахтиным // Человек. - 1993. - № 4, 5. -1994.-№3, 4.

68. Розанов ВЛ. Сумерки просвещения/ В.Л.Розанов - М., 1990.

69. Салимова К. Педагогика народов мира/К. Салимова. - М., 2001.

70. Стоюнин В.Я. Педагогические сочинения. Наша семья и ее исторические судьбы/ В.Я.Стоюнин. - СПб., 1903.

71. Сухомлинский В.А. О воспитании/В.А. Сухомлинский. - М., 1975.

72. Сухомлинский ВА. Что такое добро и зло/В.А. Сухомлинский // Свободное воспитание. Вып. 3. - М., 1993.

73. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения Н.И. Пирогова. Человек как предмет воспитания (опыт педагогической антро­пологии). О пользе педагогической литературы. О народности в общественном воспитании. Труд в его психическом и воспита­тельном значении// Пед. соч. в 2 т./К.Д. Ушинский - М., 1974.

74. Федотов Г.Н. Святые Древней Руси/Г.Н. Федотов. - М., 1992.

75. Философия образования для XXI века. - М., 1992.

76. Фребель Ф. Воспитание человека. Пед. соч./Ф. Фребель. - М., 1913.

77. Френе С. Избр. пед. соч. // Пер. с франц./С. Френе. - М., 1990.

78. Хомяков А.С. Об общественном воспитании в России/А.С. Хомяков // О старом и новом. - М., 1988.

79. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики/Под редакцией А..И. Пискунова.- М., 1984.

80. Шарафутдинов З.Т., Ханбиков Я.И. История педагогики Татарстана/ З.Т.Шарафутдинов, Я.И.Ханбиков. - Казань, 1998.

81. Шацкий С.Т. Годы исканий. Бодрая жизнь. На пути к трудовой школе. Изучение жизни и участие в ней. Избр. пед. соч.: В 2 т./С.Т. Шацкий. – М., 1980.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.