КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3 Воспитание и школа в античном мире
План 1. Воспитание в первобытном обществе. 2. Древний Восток – прародина образования. 3. Основные образовательные традиции древнего Китая, Индии, Египта и др.
Основные понятия. Воспитание, обряды, традиции, обычаи, старейшины, инициации. жреческие, дворцовые школы, школы писцов – чиновников, содержание образования, религиозные учения.
Цель: Показать объективную закономерность формирования традиции воспитания у разных народов в первобытный период развития. Изучить особенности становления и развития древневосточных образовательных традиций, показать их единство и различия.
Воспитание как целенаправленный и самостоятельный процесс берет свое начало в тот исторический период развития человеческого общества, когда с разделением труда происходит обособление функции передачи опыта прошлых поколений новым. С этого момента данная функция становится содержанием специально организованной деятельности по подготовке подрастающих поколений к самостоятельной жизни и труду. Так родилась одна из древнейших профессий, целиком связанная с образованием и воспитанием детей и юношества, — профессия педагога, учителя, воспитателя. Кратко охарактеризованный выше процесс — результат очень длительного исторического развития: прошло много сотен тысяч лет, прежде чем эпоха первобытного человеческого стада (первый период истории человеческого общества) сменилась эпохой родового строя. Если о первом периоде трудно создать более или менее определенное представление, в частности о характере воспитания в нем, из-за отсутствия сколько-нибудь конкретных этнографических, археологических и палеоантропологических сведений, то в отношении эпохи родового строя есть возможность по этнографическим данным в известной мере воссоздать существовавшую тогда систему обучения и формирования потомства. Ее основной целью было развитие трудовых навыков, чувства верности интересам рода и племени при безусловном подчинении им интересов отдельной личности, сообщение знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в данном роде и племени на основе ознакомления со сложившимися в них преданиями и верованиями. Одной из главных форм воспитания были нелегкие и даже часто мучительные испытания — вроде выбивания зубов. Эти возрастные инициации были необходимым условием того, чтобы подростки могли быть признаны полноправными членами родового общества. Изучение учеными-этнографами в XIX—нач. XX в., сохранивших многие черты первобытности некоторых племен в Новой Гвинее, Южной Америке, Австралии и в других местах земного шара, позволило установить, что инициация длилась от нескольких недель до нескольких лет. В этот период юноши изолировались от женщин и детей, должны были воздерживаться от определенных видов пищи, им запрещалось участвовать в празднествах, они должны были соблюдать ряд других запретов. У отдельных племен в Южной Америке, аборигенов Австралии и во многих других племенах юноши в период инициации выполняли различные виды непростых трудовых заданий (они, например, занимались охотой на грозных и сильных зверей — тигров, леопардов, диких кабанов и др.). Старейшины знакомили их с правами и обязанностями в данном роде и племени, рассказывали мифы, повествующие об их истории. Старые женщины в период инициации прививали девушкам навыки ведения домашнего хозяйства, ухода за маленькими детьми и больными стариками. Таким образом, первыми педагогами-воспитателями были старейшие, умудренные жизненным опытом и хорошо знавшие родовые и племенные традиции члены общества. Завершались инициации обрядовым посвящением всех юношей и девушек во взрослые члены рода. Такой обряд превращался в праздничное торжество. Однако этнографы пришли к выводу, что такая система воспитания, основанная на испытаниях и обряде посвящения, применялась не во всех племенах. В некоторых из них старшие дети — подростки и юноши заботились о младших, учили их правильной речи, плаванию и т. д. С 8—9 лет мальчики участвовали вместе с отцами в охоте, а девочки помогали матерям вести домашнее хозяйство. Постепенно в таких делах и занятиях, без каких-либо специальных испытаний, дети становились полноправными членами родовой общины, взрослыми. Изучение жизни и быта отсталых народов мира, не достигших первооснов современной цивилизации, находящихся фактически на первобытном уровне, дало основание заключить, что в первобытно-общинном воспитании определенное место занимали игры, имитирующие различные виды труда взрослых членов рода и племени — охоту, рыбную ловлю и другие занятия. Заметно проявляются элементы свободного воспитания, ненасильственной педагогики. Так, физические наказания как средство воспитательного воздействия отсутствуют у большинства племен или же применяются крайне редко, в исключительных случаях. При всей примитивности первобытно-общинного воспитания, отражавшего низшую ступень развития человеческого общества (только в конце родового строя наши далекие предки узнали, что такое частная собственность, а вместе с ней встретились с первыми признаками социальной дифференциации, расслоения общества на имущих и неимущих, разделения труда — скотоводство постепенно отделяется от земледелия), воспитательная система этого исторического периода не исчезла бесследно. Она подчеркнула значение воспитания как важнейшего фактора жизнеобеспечения общества, предложила два варианта формирования новых поколений (через своеобразную систему инициации и посредством более свободной организации воспитания, исключающей насилие взрослых над детьми). Наконец, первобытно-общинное воспитание достаточно убедительно продемонстрировало важную роль педагога, обладающего качествами опытнейшего и мудрейшего члена общины, в процессе воспроизведения новых поколений людей, способных в преемственной связи с трудом, традиционными обычаями и нормами поведения старших продолжать жизнь рода и племени. Новые поколения, все больше освобождаясь от обычаев и нравов зоологического индивидуализма, характерного для периода стадности, последовательно утверждали, во многом благодаря именно воспитанию, социальные начала в человеке и обществе. Прародиной образования стали страны Древнего Востока (Вавилон, Ассирия, Египет, Китай, Индия и др.). Здесь получили развитие три основных типа школы: жреческие школы, которые создавались при храмах и готовили служителей культа, — они относились к господствующему слою общества и были окружены почитанием как первые толкователи религиозного учения, причастные к таинствам молитв и обрядов; дворцовые школы, которые предназначались для обучения детей рабовладельческой знати — элиты общества; школы писцов-чиновников, которые были призваны удовлетворять нужды административно-хозяйственного управления, потребности в строительстве ирригационных сооружений и в уходе за ними. В таких школах, например в Египте, обучали мальчиков в возрасте от 5 до 16 лет. Содержание образования составляли письмо, чтение и счет. Обучение письму строилось на сложной системе иероглифов (их было около 700). Поучения, которые встречаются в древнеегипетских папирусах, свидетельствуют, что овладение грамотой было трудным и долгим процессом («Пиши целый день пальцами своими и читай ночью» — таково одно из поучений). Обучение грамоте состояло из заучивания иероглифов, устного чтения текста (обычно читали хором нараспев) и письменных упражнений. Когда ученик овладевал письмом, он получал «тетрадь» — длинный, узкий (16 см) свиток папируса. Судя по датам в «тетрадях», норма переписки в день составляла 3 страницы. Ученики писали тонкой тростниковой палочкой, используя черную краску. Новые абзацы начинали красной краской — отсюда происходит так называемая «красная строка». Письменные упражнения имели определенную нравоучительную направленность, например: «Не сиди, если стоит тот, кто старше тебя или выше тебя по чину». Текстами для переписки являлись религиозные поучения, сказки, гимны и т. п. В текстах восхвалялись положение писца и преимущества его работы по сравнению с ремесленником и земледельцем. Сохранившиеся математические папирусы (один из них имеется в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве) свидетельствуют, что занятия счетом имели отчетливо выраженный практический характер: вычислялись объемы закрома и амбара, площадь участка поля, определялось необходимое количество рабочей силы для выполнения различных работ и рассчитывались запасы продовольствия для обеспечения рабочих питанием. Дошедшие до нас математические папирусы дают представление об уровне и объеме соответствующих знаний учащихся. Они знали 2 арифметических действия (умножение и деление производили путем последовательного сложения и вычитания), вычисляли площадь и объем различных геометрических фигур, умели вычислять площадь круга. Дроби употребляли только с единицей в числителе (кроме 3/4 и 2/3), решали уравнения с одним неизвестным. В «тетрадях» записывали ход решения задачи и ответ, после которого часто встречается фраза «Ты нашел хорошо». Кроме наук, в египетской школе уделялось внимание гимнастике, плаванию и воспитанию хороших манер, говоря современным языком, навыкам культуры поведения. Но в школе царила суровая палочная дисциплина. Это подтверждают дошедшие до нас древние папирусы и содержащиеся в них школьные поговорки (например, такая: «Уши мальчика на его спине"). Обучение в школе писцов было столь же долгим, сколь и дорогим. Оно не было доступным для детей ремесленников и земледельцев. Только знатные чиновники и богатые рабовладельцы могли обучать своих сыновей в таких школах. Как уже говорилось, в школе писцов обучали мальчиков в возрасте от 5 до 16 лет; начиная с 12 лет, ученики уже работали в канцеляриях, выполняли простейшие из обязанностей писцов. В жреческих школах содержание образования было более широким и многопредметным. Так, в школах для жрецов и судей в Вавилонском государстве, кроме обычных основ общей грамотности (письмо на клинописной основе, счет, чтение), преподавались право, астрономия, астрология, медицина, давалось религиозное образование. Кроме названных выше школ, дети египетской знати обучались в военных школах, которые готовили начальников войск. Самой привилегированной школой, куда даже дети из богатых и знатных семей могли попасть только по протекции, была школа колесничих. Об элитарном характере всех указанных школ можно судить по следующей записи па папирусе, сделанной одним из придворных: «...по приказу фараона учредил я школы со всеми их учениками из сыновей людей (т. е. знатных), но не из сыновей бедняков». Среди стран древневосточной цивилизации известным своеобразием в развитии систем образования выделялись Индия и Китай. Это определялось их национально-историческими традициями и присущим данным регионам Востока менталитетом. Однако специфические особенности образования в этих странах выделяются не более отчетливо, чем свойственные им общие черты. Прежде всего, характерно, что первые школы и различные формы образования возникли почти одновременно и в Индии, и в Китае в долинах больших рек, где благодаря плодородной почве широко развивались земледелие и в целом хозяйственная жизнь, производственная деятельность народов этих стран. Археологические данные свидетельствуют, что уже в третьем тыс. до и. э. в долине Инда возникли рабовладельческие государства, с достаточно высокой для той эпохи культурой. Пришедшие им на смену (в сер. 2-го тыс.- сер. 1-го тыс. до н. э.) новые рабовладельческие общества образовались также в долинах рек Ганга и Джамны. Примерно в это же время появились первые рабовладельческие государства в Китае по берегам реки Хуанхе. Дошедшие до нас памятники письменности — надписи на костях и панцирях черепах свидетельствуют о развитии грамотности и культуры в китайских государствах той эпохи. Вывод о том, что письменность, а следовательно, и писцы, обучение грамоте в Китае появились во 2-м тыс. до н. э. основывается па археологических свидетельствах о том, что примерно в этот исторический период появляются летописи на бамбуковых и деревянных планках; па шелку начали писать в III в. до н. э., а бумага появилась в 105 г. н. э. Как в Индии, так и в Китае развитие образования в рассматриваемую эпоху было тесно связано с религиозно-философскими учениями, и по источникам, их отражающим, можно воссоздать общую картину исторического процесса в сфере образования и культуры. Так, основные данные об этом процессе в Индии содержатся в Ведах — древнейших памятниках индийской религиозной литературы, а также в Упанишадах (религиозно-философских произведениях). В частности, по этим источникам есть возможность судить о характере образования в школах для двух высших сословий — брахманов и кшатриев. В этих школах одновременно жили до их окончания и обучались ученики в возрасте от 6—12 лет до 22—24 лет, большая часть учебного времени посвящалась заучиванию с большой точностью, не допускающей изменения ни одного слова, стихов, гимнов и других религиозных текстов. Уделялось внимание изучению философии и обучению красноречию, чтобы выпускники школы могли участвовать в диспутах на религиозно-философские темы. После окончания школы брахманы становились жрецами, а кшатрии получали специальную военную подготовку, поскольку представители этого сословия занимали высшие военные должности. Книги Вед характеризуют основной круг предметов, которые изучались в этих школах: грамматика и литература, математика, история, медицина, этика, танцы и музыка. Набор предметов свидетельствует, что в школах общее образование сочеталось в известной мере со специальным (медицина), а тот факт, что кроме жрецов и военачальников школа готовила также сборщиков налогов и дани, казначеев и других чиновников, позволяет сделать вывод, что в преподавании некоторых предметов (грамматика, математика) обеспечивалась определенная жизненно-практическая направленность, ориентированность на предстоящее ученикам после школы выполнение тех или иных чиновничьих обязанностей. Ведущим типом школы в Китае в 3-м и 2-м тыс. до и. э. являлись общинные школы, В них юноши бесплатно обучались стрельбе из лука, религиозным пениям и обрядам. Несколько позже (в сер. 1-го тыс. до и. э.) состав учебных предметов пополнился еще тремя: управление конем, письмо и счет. Но поскольку писец в китайском обществе, в отличие от египетского, не занимал сколько-нибудь значимого положения по сравнению, например, с военачальником, то последним двум предметам не уделялось должного внимания. Важным фактором, способствовавшим совершенствованию обучения грамоте и образования в целом явилась проведенная в III в. до н. э. унификация всех иероглифов (до этого в различных провинциях одни и те же знаки писали по-разному). Правда, и после реформы количество знаков достигало нескольких тысяч. Школьное обучение начиналось с 6—7 лет, сыновья знатных родителей получали домашнее воспитание. Система образования слагалась из трех ступеней. Первая посвящалась заучиванию учениками с голоса фраз, текстов, приобретению умения писать и понимать значение иероглифов. На второй ступени к указанному добавлялось обучение стилистике и правилам стихосложения. Третья ступень предназначалась для тех, кто стремился стать ученым или чиновником — они должны были в течение ряда лет сдавать несколько экзаменов. Однако охарактеризованная система общего образования предназначалась для аристократии и детей чиновников. Простолюдины получали небольшой круг необходимых практических знаний. Высшее образование заключалось в обучении ораторскому искусству и философии. В основе всей системы образования в Древнем Китае лежало этико-политическое учение, основоположником которого был Конфуций (551—479 гг. до и. э.). По его имени оно получило название конфуцианства. Под влиянием этого учения, ставшего официальной государственной идеологией, образование приобрело на 2 тысячи лет вперед в основном гуманитарный характер. Это негативно сказалось на развитии пауки и культуры, поскольку система образования фактически игнорировала происходивший со времен династии Хань рост таких наук, как математика, астрономия, медицина, гидротехника, прогресс в области строительного дела. Положительными чертами конфуцианства па ранней стадии его развития были призыв к нравственному совершенствованию, критика жестокого отношения правителей к народу, провозглашение принципов жэнь, (гуманность, человечность) и ли (нормы, правила поведения, определяющие отношения между людьми в обществе и семье, основанные па гуманности). Со II в. до и. э. при династии Хань реформированное конфуцианство превращается в официально господствующую идеологию, в основе которой теперь — учение о небе как о божестве и верховном судье, определяющем и контролирующем поступки людей, о «воле неба» (тянь мин), от которой будто бы зависело восхождение государей на престол и их свержение. Педагогические взгляды Конфуция и его учеников подробно изложены в «Луньюи» и «Ли цзи». Основная цель образования, согласно учению Конфуция, — воспитать «благородного мужа», «совершенного человека», людей, знающих и соблюдающих принципы конфуцианской морали. Свое учение Конфуций непосредственно передавал своим ученикам в созданной им школе, в которой он обучил 3 тысячи человек, однако только 70 из них овладели целостной системой взглядов, составлявших содержание конфуцианства. Наряду со школой Конфуция существовали другие подобные учебные заведения, которые создавались при философах. В этих школах юноши готовились к активной деятельности в области политики и дипломатии. С этой целью они изучали философию, красноречие, обучались ораторскому искусству, умению вести полемику, участвовать в диспутах. В дальнейшем ревностные последователи и поклонники Конфуция значительно исказили смысл и гуманистическую направленность его учения, выхолостили его прогрессивное содержание: установку на развитие самостоятельного мышления учащихся, внимание к формированию их способностей и склонностей, личностью ориентированный подход к каждому ученику. Книжная мудрость вытеснила живую речь и общение между учащимися, обучение логике, умению самостоятельно рассуждать уступило место зубрежке и схоластике, школа стала готовить догматиков и начетчиков, а не творчески мыслящих философов. Все это прикрывалось именем Конфуция, которому в Китае сотворили культ, объявив его национальным гением, величайшим из мудрецов. Его объявили главным покровителем школ и ученых, «учителем 10 тысяч поколений». Каждый ученик, переступивший порог школы, кланялся его портрету, в день его рождения школьники освобождались от занятий. Так называемое реформированное конфуцианство нанесло серьезный ущерб китайской системе образования — схоластика и догматизм вытеснили естественнонаучные и прикладные дисциплины, возвели барьер между школой и жизнью, теорией и практикой, отгородили обучение от полезных знаний и трудовых умений, жизненно важных навыков. Многократные попытки реформировать систему образования, построенную на идеях и принципах позднего конфуцианства, оказались безрезультатными. Только в 1902 г. была отменена старая система образования с присущим ей схоластико-доктринерским стилем «багу-вэнь». По рекомендации видного государственного деятеля Чжаи Бо-Си (1847—1907 гг.) была введена новая структура образовательных учреждений, известная под названием «Жэньинь», которая состояла из следующих звеньев: детский сад (4 года) — первая ступень начальной школы; вторая ступень начальной школы (3 года) и средняя школа (4 года). Но через год, в 1903 г., в эту структуру были внесены изменения, в результате которых сложилась новая система «Гуймао»: 9-летняя начальная школа (5+4) и средняя школа с 5-летним сроком обучения. Основные принципы этой системы образования - почитание императора и соблюдение конфуцианских заповедей. Продолжительность школьного обучения, отчасти вызванная трудностями овладения на начальной ступени образования иероглифами (в период господства конфуцианства на это уходило не менее 10 лет упорного труда), негативно сказывались на развитии духовной и социально-культурной сфер жизни общества, тормозила подготовку новых кадров, способных содействовать научно-техническому прогрессу. Цивилизация, созданная рабовладельческими государствами Древнего Востока, явилась одним из важных источников дальнейшего развития мировой духовной культуры, в частности образования. Ее традиции и прогрессивные тенденции были восприняты и углублены, прежде всего, в античном мире, где сложились три во многом схожие и вместе с тем своеобразные системы образования и воспитания: спартанская, афинская и римская.
План. 1. Воспитание и образование в рабовладельческих государствах Древней Греции. 2. Педагогическая мысль античности. 3. Воспитание и школа в древнем Риме Основные понятия. Школа, педагог, разностороннее, гармоничное развитие личности, общечеловеческие нравственные ценности, христианство, эллинизм. Цель: Познакомить студентов с высоким уровнем культуры, педагогической мысли и практики воспитания Древней Греции и Древнего Рима. Показать роль античной философии в их развитии. Раскрыть сущность и педагогический смысл идей гуманизма, разностороннего, гармоничного развития личности, их влияние на последующее развитие мировой педагогической мысли и практики воспитания.
Воспитание и образование в рабовладельческих государствах Древней Греции. Государства Древней Греции представлены городами-полисами Спартой и Афинами. Спартанская система воспитания, получившая свое развитие в VIII—IV вв. до н. э. в Спарте (Древняя Греция), приобрела по преимуществу военно-физический характер. Это было обусловлено необходимостью подавлять частые восстания бесправного большинства населения (илотов, периэков — рабов, занимавшихся земледелием) против спартиатов-рабовладельцев, а также военными конфликтами, к возникновению которых нередко приводило торговое соперничество с соседними Афинами. В силу указанных социально-исторических обстоятельств, главными целями спартанской педагогики являлись: полное послушание старшим, физическая закалка и выносливость, «наука побеждать. Употребляемое в современном языке выражение «воспитывать по-спартански» предполагает суровый характер формирования личности, усиленное внимание к физическому развитию и воспитанию воли. Образование в спартанском государстве было привилегией рабовладельцев; периэки получали лишь навыки для занятий ремеслами и торговлей, илоты же вообще ничему не обучались. Господствовала общественная система воспитания: дети рабовладельцев с 7 до 15 лет вне семьи учились чтению и письму, счету, много времени отводилось военно-физическим упражнениям. В возрасте от 15 до 20 лет юные спартиаты в дополнение к этим упражнениям получали музыкальное воспитание (хоровое пение). Оно тоже входило в их военизированный уклад жизни как составной элемент. Выдержав основное испытание на выносливость (нечто подобное инициациям в первобытно-общинном строе) — публичное сечение юношей у алтаря Артемиды Ортии, они становились полноправными спартиатами, получали оружие и начинали принимать участие в систематически проводимых избиениях илотов с целью держать их в постоянном страхе. В плане интеллектуального развития юношей особое значение придавалось умению метко и кратко отвечать на заданные вопросы (отсюда выражение «лаконический стиль» устной и письменной речи). Спартанская система воспитания включала в себя определенные элементы и для девушек. Кроме традиционных (навыки домоводства, ухода за ребенком, музицироваиия) существовала специальная система военно-физических упражнений для девушек, чтобы их будущие дети были здоровы и крепки; они должны были позаботиться об укреплении и соответствующей тренировке своего тела: бегать, прыгать, бороться, бросать диск, кидать копье. Действующие в Спарте Уставы исключали для девушек изнеженный образ жизни. Некоторые принципы спартанского воспитания (главным образом, в области военно-физической подготовки) были восприняты в XVIII— XIX вв. во Франции и России при создании кадетских корпусов и других военно-учебных учреждений закрытого типа. Здесь же реализовывались и отдельные этические нормы спартанского воспитания — скромность, умеренность, почитание старших. Более полное для своего времени развитие по сравнению со спартанской получила афинская система воспитания и образования, сложившаяся в Афинах в VII—V вв. до и. э. В отличие от спартанской, которая была государственной, в Афинах дети до 7 лет находились в сфере семейной педагогики. Для девочек, соответственно положению женщины в рабовладельческом обществе, существовала только система домашнего воспитания. Наряду с традиционными основами грамоты (чтение, письмо, счет) их учили игре на одном из музыкальных инструментов, домоводству, шитью и рукоделию. Целью афинской системы воспитания являлось формирование гармонически развитой личности. Этому подчинялось содержание образования в системе частных и платных школ. В них обучались мальчики, начиная с 7 лет. В школе грамматиста они получали общие основы грамоты, а несколько позже одновременно занимались в школе кифариста (музыка, пение, декламация). Достигнув 12—16 лет, подростки в школе палестра занимались гимнастикой под руководством педотриб а (педотрибы — специалисты по отдельным аспектам гимнастики). Основными видами занятий в этой школе были бег, борьба, прыжки, метание копья и диска («пятиборье»). Здесь же уделялось внимание гражданской подготовке подростков, проводились беседы на политические и нравственные темы. Но более основательную в этом плане подготовку юноши 16—18 лет из наиболее знатных и состоятельных семей получали в государственном учебном заведении — г имнасии, где изучали философию, литературу, политику; и более сложных формах в этой школе осуществлялось их физическое развитие. Такая организация занятий призвана была готовить юношей к их будущей политической карьере. Более высокий уровень образования этой же направленности, основы которого закладывались в гимнасии, юношам 18—20 лет давала эфебия. Продолжая заниматься политическими науками, они изучали здесь законы Афинского государства (правоведение) и одновременно проходили курс профессиональной военной подготовки. Она продолжалась в течение двух лет в лагерях. Первый год занятий посвящался гимнастическим и военным упражнениям, юноши учились строить военные укрепления. На втором году они несли гарнизонную службу, обеспечивали порядок во время народных праздников и собраний, выполняли обязанности пограничной охраны, изучали военно-морское дело, принимали участие в маневрах. Окончание курса в эфебии означало, что ее выпускники стали полноправными гражданами Афин. Охарактеризованная система школьного образования из-за высокой платы за обучение была недоступна детям несостоятельных в материальном отношении родителей, а дети рабов полностью исключались из нее. Аристократичный характер афинского образования проявлялся и в том, что оно отличалось полным презрением к физическому, труду, который с раннего детства становился жизненном предназначением рабов. Рассматриваемая система воспитания получила теоретическое обоснование в трудах великих древнегреческих философов — Платона (наст. имя — Аристокл — 427—347 гг. до и. э.) и Аристотеля (384—322 гг. до н. э.), который был воспитателем знаменитого полководца Александра Македонского. Педагогические взгляды Платона изложены главным образом в его политических и философских трактатах «Государство» и «Законы». Решительно утверждая право на образование только за рабовладельцами, он считал, что все другие классы в этом отношении должны «крепко-накрепко закрыть уши». Воспитание, как доказывал Платон, призвано ориентироваться на обоснованную им с позиций философской системы объективного идеализма цель жизни мудрого человека. Она должна заключаться в непрерывном стремлении укреплять доброе начало в душе — развивать в ней способность воскрешения врожденных идей, привнесенных из потустороннего «царства идей». В этой связи Платон придавал большое значение изучению философии, ведущей к познанию добра и красоты, которые с наибольшей полнотой и силой напоминают человеку о доземном истинном бытии. Главная задача педагогики — передать потомкам принципы добродетели и тем самым укрепить разумную часть души. Высокие требования предъявлял Платон к наставнику молодежи. В его представлении он должен был обладать знаниями, «отрешающими от земного бытия и приводящими на грань мира идей». Целью всей своей жизни наставник призван был ставить Благоразумие и Справедливость. Платон был не только теоретиком, но и практиком педагогики. В 378 г. до н. э. основал в окрестностях Афин школу — Академию, которая стала центром античного философского идеализма и пропаганды его педагогических идей. В этой Академии получил философское образование Аристотель, он состоял в ней в течение 20 лет. Вопросы педагогики и воспитания в трактовке Аристотеля нашли отражение в основном в таких его сочинениях, как «Политика» и «Этика». В трактате «О душе» Аристотель анализирует отдельные стороны психики (мышление, память, эмоции и др.). Педагогические воззрения Аристотеля наиболее тесно связаны с его учением о душе, согласно которому он различал 3 разных се вида: растительную — проявляющуюся в питании и размножении; животную (волевую) — проявляющуюся в ощущениях и желаниях; разумную — проявляющуюся в мышлении. Этим 3 видам души, по Аристотелю, соответствуют 3 стороны воспитания — физическое, нравственное и умственное, которые, по убеждению философа, неразрывны. Цель воспитания — развитие высших сторон души: разумной и животной (волевой). В этих положениях заключалось философско-психологическое обоснование практики афинского воспитания, направленного на всестороннее развитие личности. Аристотель одним из первых в истории педагогики высказал мысль о природосообразности воспитания и, исходя из нее, сделал первую попытку дать возрастную периодизацию (до 7 лет, от 7 лет до половой зрелости — 14 лет, от 14 лет до 21 года). Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, Аристотель выступал за придание школам характера государственных учреждений, обеспечивающих всем гражданам, за исключением рабов, которых он называл «говорящими орудиями», равное и единое образование, приучающее членов общества к поддержанию государственного порядка. Нравственное воспитание, по Аристотелю, призвано было развивать в афинянах-рабовладельцах такие качества, как умение повелевать рабами, чувство собственного достоинства и чести, храбрость, мужество. Физическое воспитание должно было развивать сильное, красивое, ловкое тело, чтобы способствовать укреплению духовно-нравственного начала в человеке. Движущими силами развития личности, считал Аристотель, являются ее природные задатки, навыки и разум. Педагогическая система Аристотеля — наиболее полное и глубокое теоретическое обоснование задач и путей образования и воспитания в античном мире. Аристотель занимался и непосредственно педагогической деятельностью в основанной им в Афинах для молодых представителей рабовладельческой знати знаменитой философской школе Ликее (335 г. до н. э.; название — от храма Аполлона Ликейского, возле которого находилась школа), просуществовавшей несколько столетий. Видным идеологом афинской системы воспитания был также Сократ (469—399 гг. до и. э.) — учитель Платона и греческого историка Ксенофонта. Сократ строил свою преподавательскую деятельность на устном слове («сократовский метод» беседы). Искусство Сократа состояло в умении так организовать беседу, чтобы она в конечном итоге привела к нахождению истины. Сам Сократ, по ассоциации с профессией своей матери — повивальной бабки, — назвал применяемый им метод «майевтикой» («майевтика» означает повивальное искусство). Так же, как Платон и Аристотель, Сократ не был сторонником образования народа, и свое учение, в основе которого были этические категории — Добро, Благо, Доблесть, он стремился распространить среди афинской аристократической молодежи. Считая, что человек от природы является носителем доброго начала, Сократ в качестве главной цели воспитания выдвигал освобождение человеческого интеллекта от негативных внешних влияний и создание гармонического единства жизненных потребностей и способностей личности, стимулом развития которых является интерес к знаниям, содействующим практической деятельности человека. Такие педагогические принципы Сократа, как отказ от принуждения и насилия, использование убеждения, признаваемого им наиболее эффективным методом воспитания, применялись Плутархом (I—II вв. и. э.) в занятиях со своими учениками, что нашло воплощение в некоторых его трудах. В частности, указанные педагогические принципы Сократа получили отражение в «Нравственных сочинениях» Плутарха, некоторые положения были развиты в главном труде знаменитого славянского педагога Я.А. Коменского — «Великая дидактика» (XVII в. п. э.). Многие черты и особенности спартанской и афинской систем воспитания и образования были восприняты, получили дальнейшее развитие в Риме (до VI в. и. э.). Как и в Афинах, здесь дети до 7 лет получали семейное обучение и воспитание. Римская система образования и формирования личности имела отчетливо выраженный гражданский характер. Ее целью было подготовить активного члена общества, способного жертвовать собой ради своего рода и государства, быть храбрым воином, презирающим рабов и все иноземное, политиком с устойчивыми взглядами на римский государственный строй как эталон политической организации общества, жестким и расчетливым землевладельцем. Возникшие в период ранней республики (V в. до н. э.) первые начальные школы в Древнем Риме предназначались главным образом для детей бедняков. Здесь совместно обучались в течение 4—5 лет мальчики и девочки от 7 до 11—12-летнего возраста. Школы эти были частными и влачили чаще всего нищенское существование. После того как Рим в первой половине II в. до н. э. завоевал многие государства Средиземноморья, превратившись в могущественную империю, римская система воспитания претерпела существенные изменения в сторону определенного усложнения. Широкое развитие получают грамматические школы (строились на базе элементарной) для мальчиков 11—12 лет из богатых и знатных семей. В этой повышенного типа школе изучались латинская грамматика, римская литература и греческий язык. К моменту окончания школы такого типа, которая строилась на первоначальных основах грамоты, полученных чаще всего в домашних условиях, 15-летние подростки, пройдя курс серьезной для того времени гуманитарной подготовки, могли в недалеком будущем посвятить себя деятельности политического и судебного оратора. В последние десятилетия Римской республики (нач. и сер. I в. до н. э.) большое значение приобретают риторские школы, своего рода высшие учебные заведения той эпохи. Эти школы давали подросткам и юношам в возрасте от 13—14 до 16—19 лет более глубокое по сравнению с грамматическими школами общегуманитарное образование, основанное на изучении произведений выдающихся философов, историков, правоведов, ораторов, поэтов. Теория риторики как проявления искусства убеждения и красноречия впервые получила свое развитие в Афинах. В трактате «Риторика» Аристотель с наибольшей обстоятельностью и философским обоснованием уделил внимание красноречию. В Риме научные основы риторики, выходя за пределы этой дисциплины в сферу философии, политики, идеологии, разрабатывали Цицерон (знаменитый древнеримский оратор) и Квинтилиан (род. ок. 35 г. — ум. ок. 96 г.). Он являлся видным теоретиком ораторского искусства и педагогики периода ранней империи. Его известный труд «Наставление в ораторском искусстве» — один из главных источников изучения современной ему системы римского образования в целом, а не только риторских школ. Однако к этому времени, когда исчезло политическое красноречие, риторика стала превращаться в схоластические правила произнесения хвалебных, заупокойных и тому подобных речей и ведения споров по казуистическим вопросам. Тем не менее, риторская школа как высшая образовательная ступень продолжала существовать в Римской империи вплоть до ее падения. Квинтилиан открыл в Риме свою риторскую школу, которая пользовалась широкой известностью и вскоре приобрела статус государственного учебного заведения. Квинтилиан стал одним из первых педагогов, который получал материальную поддержку от императорской казны. В школе Квинтилиана основательность широкого общего образования сочеталась с глубоким изучением ораторского искусства времени античного классицизма. Как и многие другие философы, и педагоги-мыслители античности, Квинтилиан исповедовал идеи и принципы гуманистической, ненасильственной педагогики. Он верил в то, что от природы дети, в подавляющем своем большинстве, обладают всеми физическими и духовными данными, для того чтобы успешно овладевать знаниями и получить необходимое образование. Но для того, чтобы эти потенциальные возможности могли реализоваться, педагог признан внимательно изучать и учитывать индивидуальные особенности каждого из своих питомцев, четко ориентируясь на возрастную специфику их развития. Квинтилиан теоретически обосновал и применял в своей практике три метода в обучении и воспитании, которые он считал наиболее действенными: подражание, наставление и упражнение. Серьезное значение придавал Квинтилиан осмысленному, творческому чтению, которое рассматривал как ценный источник знания, активного познания и обогащения памяти. По убеждению Квинтилиана, общественное (школьное) образование имеет больше достоинств по сравнению с индивидуальным (домашним). Педагогические идеи Квинтилиана приобрели большую популярность в XVI— XVII вв., после того как стал известен полный текст его основного труда «Наставления в ораторском искусстве».
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |