КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Новое время и до середины ХХ в. в Западной Европе и США
План Тема 4. Воспитание и образование в эпоху средневековья и Возрождения 1. Христианство и его влияние на педагогическую мысль эпоху средневековья и Возрождения. 2. Культура и просвещение Западной Европы в условиях возрождения классических идей гуманизма античности и развития научных знаний. 3. Я.А. Коменский и становление педагогики как науки.
Основные понятия. Гуманизация и гуманитаризация образования, гимназия, Реформация, контрреформация, научная педагогика, цель воспитания, семейное воспитание.
Цель: Показать закономерность возрождения гуманистических идеалов классической античности в условиях развития искусства, научных знаний, перемен в средневековом мировоззрении и объективную необходимость создания научно обоснованной системы обучения и воспитания в соответствии с требованиями нового времени. Помочь студентам усвоить специфические особенности развития культуры и просвещения в Западной Европе в указанный период, понять то общее и отличительное, что характеризует их как органическую составную часть общемировой истории. .
В значительный по продолжительности исторический период от падения Римской империи (V в.) до первых буржуазных революций (XVII в.) — этот период и составляет эпоху средних веков — в сфере образования господствовали духовные феодалы — «князья церкви». Они владели основным источником богатства и власти в эту эпоху — огромными земельными наделами. В руках христианской церкви сосредоточились ценнейшие письменные памятники античной культуры, сохранившиеся от предшествующей эпохи. В большинстве своем написанные на латинском языке, они были одним из духовных звеньев, связывающих прежнюю систему образования с новой. Она вопреки противостоянию церковников по отношению к духовному наследию античного мира основывалась не на родном, а на латинском языке. С установлением монополии церкви на образование в Западной Европе основными типами школ стали: приходские (при церковном приходе), в которых священники готовили себе помощников из мирян; монастырские, предназначавшиеся для мальчиков, готовящихся к пострижению в монахи: в этих школах осуществлялась также подготовка низшего духовного персонала; соборные или кафедральные — они открывались при епископских резиденциях.» Во всех этих школах дети 7—15 лет обучались основам грамоты и пению. В монастырских и соборных школах содержание образования, кроме того, составляли грамматика, риторика и «диалектика» (знания и навыки для ведения диспутов на религиозные темы), а в более крупных учебных заведениях такого типа, наряду с указанными предметами, преподавались арифметика, геометрия, астрономия с религиозной направленностью (вооружение учащихся умениями вычислять время наступления христианских праздников, строить церкви), музыка (пение псалмов и молитв). Перечисленные выше учебные предметы, изучавшиеся в монастырских и соборных школах, в сумме своей известны были под названием «семь свободных искусств». Они по существу определяли собой все содержание средневекового образования, в основном обслуживающего, как это было отмечено выше, нужды церкви и имевшего схоластический характер. Развитие мануфактуры, ремесла и торговли, рост городов обусловили возникновение в XIII—XIV вв. нового типа учебных заведений, призванных удовлетворять потребность в образовании торгово-ремесленных слоев городского населения — цеховых и гильдейских школ. Цеховые школы давали начальное образование сыновьям городских ремесленников. Эти школы, созданные по инициативе цехов и содержавшиеся на их средства, давали общеобразовательную подготовку, обучение же ремеслу осуществлялось в семьях ремесленников или же в процессе цехового ученичества. Гильдейские школы создавались объединениями купцов — гильдиями. Эти школы были платными, в них учились дети состоятельных родителей — сыновья ремесленников в них обычно не допускались. В школах указанного типа — как цеховых, так и гильдейских — содержание образования приобрело практическую направленность, что, в частности, выразилось в повышении роли в них математики и в целом дисциплин естественнонаучного цикла, имеющих реальное жизненное значение для будущих торговцев и ремесленников. Основой обучения в этих школах являлся родной язык. В XV—XVI вв. цеховые и гильдейские школы слились в городские или бюргерские, перешедшие на содержание городских магистратов (самоуправлений). Это было вызвано упадком гильдий и необходимостью объединить силы обоих типов городских школ, подрывавших монопольное положение церкви в сфере образования, в их противостоянии духовенству, препятствовавшему развитию независимых от него новых школ. Параллельно церковной школьной системе и городским учебным заведениям самостоятельное развитие в эпоху средневековья получила имеющая светский характер рыцарская система воспитания, обслуживавшая интересы феодалов. Ее основу составляли «семь рыцарских добродетелей», которые только внешне, по названию, могут быть признаны аналогичными «семи свободным искусствам» средневековых школ. По существу же своим содержанием (верховая езда, плавание, владение копьем, фехтование, умение охотиться, играть в шахматы, заниматься стихосложением или играть на музыкальных инструментах) «семь рыцарских добродетелей» рельефно отражали специфические особенности положения и нравов большинства представителей этого социального слоя средневекового общества. Для них были характерны презрение к труду, ко всем его видам, включая умственный, пренебрежение даже элементарной грамотностью, привычка жить за счет эксплуатации чужого труда, частое участие в воинских походах, нередко приобретавших характер грабительских набегов на соседей и т. д. Во второй половине эпохи средневековья (XII—XIII вв.) в результате расширения торговых связей, развития мануфактуры, проникновения в духовную жизнь Западной Европы арабской культуры, чему в немалой степени способствовали крестовые походы (X—XIII вв.), значительно возросла потребность в повышении уровня образования. Особенно это относилось к естественнонаучным дисциплинам (математика, астрономия, естествознание, медицина), а также к философии и юриспруденции. Несмотря на сопротивление церкви обновлению состава знаний, из которых формируется содержание образования, в рассматриваемый период стали возникать учебные заведения светского типа, сочетающие общее образование со специальным: например, медицинская школа в Солерно, юридическая школа в Болонье и Падуе (Италия). К этому же времени относится возникновение первых университетов, не зависимых ни от церкви, ни от феодалов, ни от городских магистратов. Наиболее знаменитые из университетов, созданных в характеризуемую эпоху — Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Пражский, Краковский (Ягеллонский) и др. Традиционными факультетами средневековых университетов являлись: артистический, или факультет искусств (подготовительный, на нем изучались ранее упомянутые «семь свободных искусств»), богословский, юридический и медицинский. Наиболее заметным явлением в области развития педагогической мысли характеризуемой эпохи был трактат Винцента из Бове (ум. ок. 1264 г.), который может рассматриваться как одно из первых руководств по вопросам воспитания и обучения детей высшей феодальной знати. Примечательно в этом плане само название трактата «О наставлении сыновей правителей и благородных людей». Хотя в целом это сочинение несет на себе печать времени и содержит в себе в большом числе религиозно-нравственные рассуждения, заимствованные из богословской литературы, в нем есть немало таких положений и мыслей, которые содействовали в то время известной систематизации педагогических знаний (о цели воспитания, методах обучения и возможных трудностях, возникающих в процессе его осуществления, о последовательности изучения предметов и др.). Автор высказывал прогрессивные для своей эпохи идеи: о развитии путем специальных упражнений, унаследованных человеком от природы способностей и дарований; о необходимости формировать у детей привычку сочетать слово и дело, гармонизировать их друг с другом, о важности обеспечивать соответствие чтения учащихся их возрасту и уровню общеобразовательной подготовки и т. п. Развитие капиталистических отношений, прогресс пауки и культуры вызвали в XIV—XVI вв., в эпоху Возрождения, рост интереса к знаниям, к культурному наследию античных народов (возрождение интереса к нему и дало название эпохе), усилили потребность в новом характере и направлении образования. Это находит свое выражение в процессе его гуманизации, в решительном отказе от характерной средневековой школе суровой палочной дисциплины, целой системы телесных наказаний, жесткого режима. Средневековая система воспитания получила сатирическое изображение в романе французского писателя, ученого-гуманиста, одного из видных представителей педагогической мысли эпохи Возрождения Франсуа Рабле (р. ок. 1494 г. ум. в 1553 г.) «Гаргантюа и Пантагрюэль». Вместе с тем в этом романе нашли отражение и новые идеи педагогики данной эпохи, соответствующие гуманистическому идеалу оптимистичного, жизнерадостного, сильного духом и телом человека. Создаются новые типы школ, подобные основанной Витторино де Фельтре в Мантуе (Италия) «школе радости». Методы обучения и воспитания, направленные па активизацию и развитие самодеятельности, творческого мышления, инициативы ребенка, теоретически обосновал в своем главном труде «Опыты» французский философ Мишель де Монтенъ (1553—1592 гг.). Особенно большое значение он придавал занятиям, которые ведутся с учащимися «не на слух, но путем опыта, направляя и формируя их души не столько наставлениями и словами, сколько примерами и делами». Монтень одним из первых подчеркнул значение общения как существенного фактора образования и воспитания. «Общение с миром» в его понимании — это поездки в чужие и дальние страны, а также встречи с другими людьми, не только с образованными, но и неграмотными «простолюдинами», которые, как утверждал философ, в нравственном отношении часто благороднее и чище, чем представители высших сословий. Он призывал ученика учиться у «...всякого кого бы он ни встретил пастуха, каменщика, прохожего; нужно использовать все и взять от каждого по его возможностям...». Монтень советовал молодым людям вдумчиво и без предвзятости изучать образ жизни, своеобразие духовности и мышления различных народов, природу их стран. Жизнерадостность и оптимизм должны составлять, по Монтеню философию, определяющую миросозерцание учащихся. В своих суждениях о содержании образования и его направленности автор «Опытов» значительно опережал свое время. В XVI в. в колледжах и университетах Франции не изучались физика и геометрия, а Монтень подчеркивал необходимость включения этих дисциплин в учебные планы. Он выступал против схоластического преподавания всех предметов, в частности истории, резко критикуя сведение этого предмета к усвоению дат и имен. Пусть учитель, призывал Монтень, «преподает юноше не столько события, сколько уменье судить о них». Он выступал за то, чтобы физическому воспитанию придавалось не меньшее значение, чем умственному развитию. Монтень решительно отвергал жестокость режима средневековых школ. Все отмеченное характеризует Монтеня как одного из первых и последовательных представителей новой, антисхоластической и антиавторитарной педагогики, построенной на уважении личного достоинства воспитанника и на стремлении сформировать у него свободное от всяких догм и суеверий мышление. Педагогика эпохи Возрождения придавала большое значение стимулированию живого интереса учащихся к знаниям, вооружению их практическими умениями и навыками, стремилась создать такую атмосферу учения, которая бы превращала его в радостный и интересный процесс для детей. В этих целях стали широко использоваться экскурсии, наглядность всех видов, игры, уроки среди живой природы. Господствующим становится направление занятий, всеми методами и формами организации побуждающее школьников учиться с увлечением. К эпохе Возрождения относится возникновение нового типа общего среднего образования — классического. Оно было порождено возросшим в эту эпоху интересом к духовной культуре античного мира. Поэтому ведущим направлением классического образования стало изучение латинского и греческого языков, античной Литературы. Основным учебным заведением, в котором молодежь получала такое образование, становится гимназия. Ее истоки находятся в афинской и римской системах воспитания, где существовали такие типы школ, как гимназия и грамматическая школа. Серьезные перемены в содержании классического образования произошли уже к концу XV в., которые выразились в том, что в большинстве школ, относящихся по своему типу к гимназиям, доминирующее значение стало придаваться формальной стороне латинского языка, изящному стилю. Это направление в постановке образования получило название цицеронианство, (увлечение изучением языка и стиля знаменитого римского оратора и писателя Цицерона (106—43 гг. до п. а.). Данное направление в системе классического образования сохранило свой приоритет фактически вплоть до XVIII в., хотя и подвергалось острой критике со стороны таких видных мыслителей и просветителей, как Ф. Меланхтон, Эразм Роттердамский и др. На пороге нового времени заявил о себе английский просветитель и философ Джон Локк (1632—1704 гг.) — идеолог «славной революции» 1688 г. в Англии, ознаменовавшейся компромиссом между нарождавшейся буржуазией и аристократией. Эта революция положила начало режиму конституционной монархии в Англии. Решительно выступив против теории «врожденных» идей и принципов, Локк выдвинул и обосновал идею «чистой доски» (tabula rasa), согласно которой все знания человека возникают из опыта, из мира чувств. Педагогическая концепция Локка, основанная па этой идее, изложена v его трактате «Некоторые мысли о воспитании» (1693 г.), к которому примыкает работа «О воспитании разума». Оба произведения резко критикуют господствовавшую еще в XVII в. педагогику с присущими ей основными чертами средневековой церковной школы. Локк — сторонник образования, сообщающего учащимся реальные, практически полезные знания, сочетающего умственное образование с обучением ремеслам, с ручным трудом, т. с. он отдавал приоритет реальному образованию, более отвечающему, как он полагал, потребностям времени, чем классическая система. В области воспитания главное внимание Локк уделял выработке характера и воли у детей, вопросам нравственного формирования юной личности. Он особо подчеркивал значение примера старших, педагогов в процессе воспитания, их индивидуального подхода к детям, учета психологических и возрастных особенностей каждого питомца. Педагогическая система Локка, по собственному его признанию, ориентировалась на состоятельных людей из дворян и буржуазии, имела своей целью воспитание и образование «джентльмена», «делового человека». Этой цели, по его мнению, в большей мере соответствует индивидуальное, семейное воспитание, а не школьное, общественное, поскольку последнее, отражая в себе все пороки современного общества, не может способствовать формированию нравственных людей. Идеи Локка, а еще раньше педагогические воззрения Я. А. Коменского, оказали определенное влияние на дальнейшее реформирование как классической, так и реальной систем образования. Демократические и гуманистические идеи педагогики эпохи Возрождения наиболее ярко и полно выразил Я. А. Коменский (1592—1670 гг.) — великий чешский теоретик и практик образования. Он призывал «учить всех - всему» (идея всеобщего начального обучения), доказывал, что начинать обучение надо па родном, а не на латинском языке, как это было в средневековой школе, обосновал принцип сообразности образования и воспитания природе (макромир) вообще и природе ребенка (микромир) в частности. Я. А. Коменский подчеркивал в своей «Великой дидактике» (1632 г.), что образование только тогда имеет ценность, когда благотворно действует на нравственность учеников. Он утверждал, что «ученость без добродетели - все равно, что золотое кольцо в носу у свиньи». Я. А. Коменский теоретически обосновал, учтя при этом и личный опыт учительской деятельности в братских школах Западной Украины, классно-урочную систему обучения. Она произвела кардинальные изменения в организации учебной работы школы, до этого не принимавшей в должной мере во внимание психолого-возрастные особенности детей, разный уровень их подготовки к овладению знаниями, недооценивавшей четкое планирование, систему и распределение времени в проведении занятий.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1168; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |