КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Преемственность ступеней школьного образования
Развитие народного образования в СССР во второй половине XX века.Быстрое развитие всех сфер жизнедеятельности советского общества в послевоенный период во второй половине XX века поставило государство перед задачей осуществления всеобщего среднего образования на базе дневной общеобразовательной школы. План. Лекция 13. Развитие системы народного образования в СССР с 1945 по 1992 г. 1. Восстановление и развитие советской школы после Великой Отечественной войны (50-е гг. XX века). 2. Развитие народного образования в СССР во второй половине XX века. 3. Педагогическая наука в СССР во второй половине XX века.
13.1. Восстановление и развитие советской школы после Великой Отечественной войны (50-е гг. XX века). Великая Отечественная война, ее последствия тяжело отразились на школьном образовании в СССР. В условиях перехода экономики и всего уклада жизни страны на «мирные рельсы» особая забота проявлялась о восстановлении и дальнейшем развитии системы образования. Особенно остро стояли вопросы восстановления школ, обеспечения их мебелью, учебниками и учебной наглядностью, подбора учительских кадров. Внимание органов народного образования было сосредоточено на осуществлении обязательного всеобщего семилетнего обучения. В целях осуществления задач политехнического обучения в учебные планы средней школы были введены ручной труд (в начальных классах), труд в мастерских для 5 – 7 классов и практикум по машиноведению, сельскому хозяйству и электротехнике в старших классах. В большинстве семилетних школ оборудовались столярные и слесарные мастерские. В целом к началу 50-х гг. школа в СССР перешла на всеобщее семилетнее образование. Следующим шагом в школьной политике был переход на всеобщее восьмилетнее обучение. Такую реформу предусматривал «Закон об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народногообразования в СССР» (1958). Реформа происходила путем трансформации 7-летних школ в 8-летние. Переход на восьмилетний всеобуч потребовал рационализации школьной системы, в частности, создания в сельской местности школ-интернатов, подготовки дополнительных преподавательских кадров, преодоления второгодничества. В апреле 1959 г. в Беларуси был принят «Закон о школе». В нем указывалось, что главной задачей школы является: · подготовка учащихся к жизни, к общественно-полезному труду; · повышение уровня общего и политехнического образования; · ведущим началом обучения и воспитания в школе должна стать тесная связь обучения с трудом. Характеризуя созданные в эти годы среднюю общеобразовательную школу, следует отметить: Ø тесную связь содержания образования с наукой; Ø высокий уровень и фундаментальность подготовки учащихся в средней общеобразовательной школе; Ø ориентацию выпускников на поступление в высшие учебные заведения. В начале 50-х гг. интеллектуальная подготовка и формирование сознательной школьной дисциплины являлись основными средствами социализации школьников, которая осуществлялась весьма успешно. Однако уже в середине 50-х в работе школ появились серьезные недостатки, требовавшие корректировки деятельности средней школы. Они проявлялись в излишней теоретизации подготовки учащихся, что обусловило снижение успеваемости, сокращение количества школьников, желающих поступить в старшие классы средней школы, появление «отсева» учащихся старших классов. В связи с этими недостатками в 60-х гг. вопрос о введении обязательного всеобщего среднего образования не мог быть решен положительно. Отказ от введения всеобщего среднего образования потребовал пересмотра программы подготовки в неполной средней школе. Срок обучения в ней был увеличен до восьми лет. Для восьмилетней школы был разработан учебный план, дававший законченный круг знаний, необходимых для включения в социальную деятельность. По сути это было реформирование среднего образования. Реформа нашла свое отражение в решении XXIII съезда КПСС (1966 г.). 10 ноября 1966 г. Центральным комитетом партии было принято постановление «О мерах дальнейшего улучшения работы средней образовательной школы». В постановлении были определены меры по укреплению материально-технической базы общеобразовательной школы (строительство новых улучшенных зданий, разработка и выпуск новых учебников и оборудования для школьных кабинетов, мастерских, необходимого спортивного инвентаря), были введены факультативные курсы по отдельным предметам, которые учащиеся избирали по желанию и интересам. В старших классах некоторых школ было введено дифференцированное обучение: углубленное изучение отдельных предметов – физики, математики, позже химии, биологии, гуманитарных дисциплин. В хорошо оборудованных сельских школах ученики старших классов изучали автодело, трактор, комбайн и другие сельхозмашины. Но результаты работы школ по новым учебным планам показали, что определенное реформой направление (подготовка школьников к профессиональной деятельности, одногодичная профессиональная подготовка выпускника после окончания неполной средней школы, до 16 лет) не отвечала потребностям общественного развития. Промышленные предприятия, ученики школ не были заинтересованы в развитии профессионального обучения в общеобразовательных школах. Высшая школа (вуз) была неудовлетворенна качеством подготовки абитуриентов, так как большая часть учебного плана средней школы предусматривала профессионально-трудовую подготовку. В средней школе возникла проблема учебной перегрузки учащихся. Таким образом, установленные реформой 1966 г. требования к уровню и качеству подготовки, срокам обучения (десятилетка) привели к перегруженности учебных планов и программ. В 1970 году был издан закон о всеобщем среднем образовании, принят Устав школы, который определил следующие типы учебных заведений, дающих полное среднее образование: · общеобразовательные полные средние школы ( их ступени: начальная школа (1 – 4 классы), среднее звено (5 – 8 классы), старшие классы, дающие полное среднее образование – 9 – 10 классы); · средние специальные учебные заведения (на базе восьмилетней школы); · средние профессионально-технические училища (ПТУ, на базе восьмилетней школы); · школы рабочей и сельской молодежи (9 – 11 классы). Все эти учебные заведения давали полное среднее образование, подтвержденное сертификатом – аттестатом зрелости.Таким образом, к середине 70-х гг. прошлого века был совершен переход ко всеобщему среднему образованию. В этот период было усилено внимание к воспитывающей функции общеобразовательной школы, в штаты школьных работников введена должность педагога-организатора внеклассной и внешкольной работы. В 1972 г. на основе решений XXIV съезда ЦК КПССС и Совета министров СССР было принято постановление «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы». Оно подвело итоги работы по улучшению качества советского образования и указало пути совершенствования учебно-воспитательного процесса во всех типах учебных заведений. Продолжалось укрепление учебно-материальной базы, расширялась сеть внешкольных учреждений: дома пионеров, станции юных техников и натуралистов, детские и юношеские спортивные школы. В школах увеличивалось количество групп продленного дня, открывались межшкольные учебно-производственные комбинаты, большое количество детских садов. На XXV съезде КПСС (1976) был определен комплексный подход к постановке всего дела воспитания, то есть обеспечение тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. После XXV съезда последовали постановления «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания уч-ся общеобразовательных школ и подготовки их ктруду" (1977), «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» (1979). В постановлениях определены кардинальные направления воспитательной работы среди молодежи и учащихся: формирование научного мировоззрения учащихся, их высоких моральных качеств, трудолюбия, развития интереса к политическим знаниям, гражданской активности, воспитание на революционных, боевых и трудовых традициях партии, народа в духе коммунистической морали, единства учебного и воспитательного процесса, укрепление связи семьи, школы, общественности. К концу 70 – началу 80-х гг. XX столетия был осуществлен переход на 11-летнее образование, обучение начиналось с 6 лет. В учебных планах школ появились новые курсы: этика и психология семейной жизни, информатика. Однако многие направления вышеназванных постановлений реализовывались формально, либо не были реализованы вовсе, так как 70-е годы прошлого века в СССР характеризовались как время «застоя» в политической, экономической жизни страны, что имело свои объективные и субъективные причины. Начало 80-х гг. XX века вошло в историю как время формирования процессов социокультурной перестройки в СССР. В этот период созидательный потенциал сложившейся школьной системы образования был в основном исчерпан. Школе были присущи бюрократизм, идеологизация, политизация обучения и воспитания, процентомания (показывались высокие проценты успеваемости, что не соответствовало действительности, знания учащихся недостаточно соответствовали потребностям времени). Отмечались недостатки в научно-педагогическом обосновании учебного процесса, в обеспечении финансовых, кадровых и иных ресурсов школы. Налицо был низкий уровень подготовки массы учащихся, рост учеников, не посещавших школу, снижение школьной дисциплины, тенденция к появлению правонарушений среди детей и молодежи. Неудачной попыткой выхода из кризиса была школьная реформа 1984 г. Предусмотренные этой реформой планы слияния общего и профессионального образования оказались невыполнимыми, многие задачи были надуманными и только усугубляли кризис образования. В первой половине 80-х годов явственно проявился регресс советского образования. Это подтверждали данные ЮНЕСКО о показателях коэффициента интеллектуализации молодежи (КИМ). С третьего (1953 – 1954) и второго (1964) места СССР в середине 80-х гг. по этому показателю переместился на место в пятом десятке (уровень КИМ в СССР составил 17 %, в США и Канаде – 56 – 57 %). Эти данные свидетельствовали о неэффективности школы (в которой цель одна – научить, развитие – на втором плане) в условиях НТР, информационных технологий и других факторов, объективно обусловливающих становление постиндустриального общества и, как следствие, приводящих к возрастанию субъективного начала во всех сферах социума. Во второй половине 80-х в рамках реформы 1984 года были предприняты попытки решения названных выше проблем: · гибкие сроки поступления детей в школу (дети, подготовленные и психологически, и физически к школе – с 6 лет; по выбору – с 7 лет, что облегчило усвоение школьной программы); · усиление тенденций профилизации и дифференциации обучения; · как следствие – появление различных типов учебных заведений (инвариантных ядер образования), поиск новых форм общеобразовательной подготовки, в том числе и альтернативных. В 1989 г. в экспериментальном порядке появились учебные заведения нового типа – гимназии, которые создавались на базе средней школы в составе 5 – 11 классов с предгимназией (1 – 4 классы).Они имели несколько профилей и ставили целью предоставления наиболее способным ученикам возможности получения среднего образования повышенного типа с учетом наклонностей, способностей и потребностей школьников. В это же время стали возникать лицеи – средние специализированные школы на третьей завершающей ступени обучения (10 – 11 классы). Первым белорусским лицеем явился лицей при БГУ (1990) с двумя профилями обучения – физико-математическим и филологическим. Постепенно лицеи стали появляться в крупных областных городах. Их главная задача развитие индивидуальности, творчества способных учащихся, интеграция среднего и высшего образования, подготовка учащихся к обучению в высшей школе. В этот же период возникли ВПУ (высшие профессиональные училища), основной целью которых является обеспечение высокого уровня квалификации кадров по сложным наукоемким профессиям и производствам. Произошли изменения и в средней специальной школе. Усложнение технологий, информатизация и автоматизация производства вызвали необходимость существенного повышения уровня среднего специального образования, доведения его до уровня высшего. Решение этой задачи возложено на колледжи – учебные заведения, которые обеспечивают повышенный уровень подготовки специалистов. В Белоруссии в 90 -х гг. функционировало уже более 7 колледжей. Всего в конце 80-х – начале 90-х гг. действовало около 40 учебных заведений нового типа. В ходе распада СССР школа в республиках постсоветского пространства приходила во все большее несоответствие с общественными и образовательными потребностями. Увеличивались несоответствия между провозглашенными высокими целями образования и результатами школьного обучения и воспитания. Это выражалось в снижении уровня успеваемости, в падении интереса к образованию в обществе, в ухудшении здоровья учащихся, в тенденции к росту асоциального поведения подростков и молодежи. Назрела необходимость реформирования системы образования в соответствии с произошедшими социокультурными изменениями. 13.2. Педагогическая наука в СССР во второй половине XX века. Ещев военное время в СССР была 1943 г. создана Академия педагогических наук РСФСР (1943), с 1967 г. она стала именоваться Академией педагогических наук СССР. Этот государственный орган был объявлен основным центром: · развития народного образования, · популяризации педагогических знаний, · разработки вопросов общей и специальной педагогики, · истории педагогики, · школьной гигиены, психологии, · методик преподавания основных дисциплин в общеобразовательной школе и педагогических учебных заведениях, · подготовки научно-педагогических кадров. Педагогическая наука во всем ее многообразии научных направлений развивалась под началом АПН СССР. В 50-х гг. символом гуманистических поисков путей совершенствования обучения и воспитания стала педагогическая деятельность, система воспитания Василия Александровича Сухомлинского (1918 – 1970), директора Павлышской средней школы Кировоградской области. Он проработал в этой школе 23 года (до конца жизни), здесь проявился его талант педагога (ученого и практика), руководителя. Публициста. Перу Сухомлинского принадлежит более 40 книг и брошюр, свыше 600 статей, около 1200 рассказов и сказок для детей. Наиболее известными педагогическими произведениями являются книги «Сердце отдаю детям», «Павлышская средняя школа», «Рождение гражданина», «Мудрая власть коллектива» и др. Наиболее глубоко В.А. Сухомлинским разработаны проблемы трудового, нравственного, физического и эстетического воспитания в их единстве. Им велись исследования вопросов: · дидактики (теории обучения и образования); · семейного воспитания (взаимосвязи школы и семьи); · педагогического мастерства учителя; · формирования коллектива учащихся и педагогов. В определении сущности процесса обучения Сухомлинский исходил из основного положения современной дидактики – единство усвоения знаний, умений и навыков и умственного развития ребенка. По его убеждению, главное в умственном воспитании – формирование научного мировоззрения, глубина которого зависит от того, насколько основательно осмысливают ученики основы наук (а не то того, сколько информации они запомнили, не понимая, что заучивают наизусть). Целью обучения, по убеждению педагога, является обеспечение оптимального уровня общего развития ребенка в процессе овладения знаниями. В.А. Сухомлинский был одним из первых, кто начал работать в 60-е гг. по проблеме развивающего обучения. Учение не может быть легкой и приятной игрой, доставляющей лишь приятные ощущения и наслаждение. Это кропотливая и тяжелая работа, преодоление трудностей, поиск, который приносит радость познания. Для того, чтобы ребенок хотел учиться, надо дать ему возможность почувствовать радость от преодоления трудностей и переживание успеха в поиске истины, счастья познания. Ребенка нужно научить учиться. Педагог-гуманист, Сухомлинский призывал учителей помочь детям ощутить радость учебного труда, пробудить чувство собственного достоинства. В своей школе он создал все условия для реализации своих идей гуманистической педагогики, одним из первых в СССР стал пропагандировать гуманное обучение и воспитание, понимая их как процессы, в которых должны быть созданы все условия для развития в ребенке человеческого начала. В соответствии с этим, утверждал Сухомлинский, в педагогическом процессе огромная роль принадлежит человеческим отношениям, отношениям учителя с учениками. Учитель – первый советчик и проводник в интеллектуальной жизни школьников. Педагогической мудростью воспитателя назвал ученый умение так построить отношение с ребенком, чтобы он не терял веры в свои силы. Тогда отношения с учителем будут приносить ученикам радость. Проблему педагогической этики, мастерства и творчества учителя В.А. Сухомлинский рассматривал во многих своих трудах: «Павлышская средняя школа», «разговор с молодым директором школы и др. Он видел особенность профессии учителя в том, что основная часть его труда спрятана от других, как айсберг под водой. Потому секрет педагогического мастерства заключается в постоянном самообразовании, духовном совершенствовании, в развитии педагогической культуры. Сухомлинский говорил, что учитель к хорошему уроку готовится всю жизнь. Сам он был ярким образцом трудолюбия, духовности, высокой гражданственности. Более подробно о педагогическом наследии и личности В.А. Сухомлинского речь пойдет на практических занятиях. Научно-педагогическая мысль в СССР в изучаемый период развивалась в следующих направлениях: 1. Исследование сущности и характера обучения, отказ от понимания процесса обучения как передачи знаний от учителя ученику, ставка на всемерное развитие познавательной активности, самостоятельности и творческой инициативы учащихся в учебно-воспитательном процессе; обоснование двусторонности процесса обучения, субъектной позиции учащихся в нем, следовательно – разработка методов и форм организации обучения, которые способствуют развитию познавательной и мыслительной активности школьников (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, И.Ф. Харламов и др.). 2. Теоретическое обоснование и разработка видов развивающего обучения, основанных на личностно-ориентированном подходе к организации учебно-воспитательного процесса (тезис «ученик для школы» уступает место альтернативному положению – «школа для ученика»); осуществляется разработка теоретических основ проблемного обучения, программированного обучения, дифференцированного обучения (П.Я. Гальперин, Л.В Занков, Т.А. Ильина, М.В. Махмутов, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, Г.И. Щукина и мн. др.). 3. Научные исследования воспитательных систем, методов и форм воспитания (Ю.П. Азаров, Н.И. Болдырев, Б.Т. Лихачев, Э.И. Моносзон, И.С. Марьенко, И.Ф. Харламов, Н.Е. Щуркова и др). 4. Для конца 80-х гг. был характерен пристальный научный интерес к проблемам политехнического образования и трудового воспитания. Значительный вклад в решение этой проблемы внесли П.Р. Атутов, Л.Ю. Гордин, А.И. Кочетови др. Проводилась работа по выявлению содержания трудового обучения и воспитания, разработка его форм и методов, путей реализации принципов политехнизма в школьных курсах. В 1986 г. как альтернатива официальной педагогике была обоснована педагогика сотрудничества (см. лекции в курсе «Педагогические системы и технологии»: № 3 – Технологии личностно ориентированного и развивающего обучения», № 4 – Технологии организации познавательной деятельности учащихся, № 7 – Технологии развития интеллектуального и творческого потенциала личности). Ее идеологи и разработчики (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов и др.) определили ведущие идеи обучения и воспитания: · Новые отношения учителя и учеников, основанные на совместной деятельности, взаимоуважении и взаимопонимании. · Учение без принуждения. · Идея трудной цели в учении. · Идея опоры, опорные схемы на уроках С.Н. Лысенковой, опорные сигналы в методике обучения В.Ф. Шаталова и др). · Значение оценочного компонента процесса обучения (обучение на оценочно-содержательной основе Ш.А. Амонашвили). · Идея свободного выбора в учении, чтобы дети чувствовали себя сотрудниками с педагогом. они должны иметь право выбора и метода, и формы учения, и содержания образовании. · Идея опережения. С.Н. Лысенкова вводит пропедевтические темы для изучения, то есть по мере возможности дает детям учебный материал, который еще только будет изучаться. · Идея крупных блоков, введение учебного материала в программу в виде модуля, объединение тем, связанных между собой логикой и смыслом, в крупные учебные единицы. · Идея соответствующей формы. Урок по форме должен отвечать изучаемому предмету. · Идея самоанализа, обучение детей индивидуальной и коллективной самооценке, рефлексии результатов учебно-познавательной и других видов деятельности. · Интеллектуальный фон класса, создание атмосферы уважения знаний, ума, познавательной деятельности. · Коллективное творческое воспитание через КТД (коллективное творческое дело – термин И.П. Иванова, профессора, доктора педагогических наук, разработчик системы воспитания через коллективное творчество). · Творческий производительный труд, особенность его в том, что ученики постоянно ищут пути – как усовершенствовать свою работу? Как ее украсить? Как сделать более эффективной и радостной? · Идея творческого самоуправления учащихся. · Идея сотрудничества педагога с родителями учащихся, сотрудничества учителей. Главная цель педагогики сотрудничества – создать условия для развития творческого начала в ребенке, для формирования его субъектной позиции в учении и в жизни. Контрольные вопросы и задания: 1. Проанализируйте историческое наследие советской школы в период с 1945 – по 1992 гг. Что в нем было позитивно, какие негативные стороны ее деятельности? 2. В чем секрет успеха педагогической деятельности В.А. Сухомлинского? Традиции каких педагогов прошлого нашли развитие в его педагогической системе? 3. Чем, на Ваш взгляд, объясняется регресс советского образования в 70 – 80-е гг.? 4. Какие уроки их исторического наследия советской школы рассматриваемого периода (1945 – 1992) следует учитывать на современном этапе развития школьного дела в Республике Беларусь? 5. В каких направлениях двигалась советская педагогическая наука во второй половине XX века? Находят ли результаты научно-педагогических исследований этого периода дальнейшее развитие в практике современной школы? Литература: 1. Джуринский, А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С. 369 – 377. 2. История педагогики: учеб. пособие / А.И.Пискунов [и др.]; под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001. – 512с. 3. Капранова, В.А. История педагогики: учеб. пособие / В.А. Капранова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2005. – С.149 – 165. 4. Константинов, Н.А. История педагогики: Учеб. для студ. пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаев. – 5-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 447 с. 5. Латышина, Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие / Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2005 – С. 524 – 527, - С. 547 – 564. 6. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. – М.: Педагогика, 1990. 7. Родчанин, Е.Г. Гуманист. Мыслитель. Педагог: Об идеалах В.А. Сухомлинского / Е.Г. Родчанин, И.А. Зязюн. – М., 1991. 8. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев, 1973. 9. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский – Киев, 1975.
Лекция 14. Школа и педагогика в Западной Европе и США (XX – начало XXI века). ПЛАН: 1. Тенденции развития школьных систем, образования в мире. 2. Состояние народного образования и школ в Западной Европе и США во второй половине XX века. 3. Модернизация обучения и воспитания в Западной Европе и США во второй половине XX – начале XXI века.
14.1. Тенденции развития школьных систем, образования в мире. Научно-техническая революция второй половины XX века во многом повлияла на представления людей о жизни, о ее ценностях, о труде и досуге. Возникла необходимость реорганизации образовательной системы. Теоретической основой обновления систем образования стала идея непрерывного образования, которая вызвана к жизни возрастающей динамизацией труда. Общие принципы системы непрерывного образования сводятся к следующему: · ориентация образования на неповторимую индивидуальность и потребности человека; · доступность любого вида образования для каждого; · гибкость системы образования, разнообразие образовательных услуг, которые предлагаются обучающимся и обеспечивают им в дальнейшем возможность выбора своей личной стратегии образования. Среди важных позитивных тенденций развития мировой педагогики и школы этого времени является формирование курса: · на демократизацию школьных систем, · дифференциацию образования; · гуманистическую направленность воспитания; · на использование форм и методов воспитания, повышающих активность, самодеятельность, самостоятельность уч-ся; · на модернизацию классно-урочной системы; · на опытно-экспериментальную деятельность в области обучения и воспитания; · на педагогизацию новейших технических средств; · на интеграцию школьного и внешкольного воспитания и образования. Преодоление кризисных явлений, прогресс в воспитании и образовании происходят при диалектическом отмирании устаревшего и зарождении нового, наполнении школы и педагогики иным содержанием. 14.2. Состояние народного образования и школ в Западной Европе и США во второй половине XX века. Обратимся к рассмотрению преобладающих в мире типов образования. Дошкольные учреждения. 70 – 90-е гг. характеризуются бурным развитием в системе непрерывного образования дошкольного звена и ростом в них числа детей с 3 – 4 лет; эта тенденция развития дошкольных учреждений является устойчивой (кроме России) и сохранится в будущем. В Великобритании, Франции, США и других странах в начальной школе, приготовительных классах, дошкольных учреждениях обучение детей ведется с 5 лет, имеются также классы и для 4-летних детей. Претерпело изменения начальное звено школы (срок обучения в ней от 6 до 8 лет, начало обучения с 5 – 6 лет). Оно сблизилось с дошкольным звеном и включилось структурно в неполную среднюю школу, перестав быть тупиковым; произошел рост числа школ для учащихся различных этносов с обучением на родном языке; созданы учреждения коррекционно-развивающего обучения. После начальной школы дети переходят в неполную среднюю школу. Средняя школа изменилась наиболее радикально. С 70-х гг. резко увеличилось количество обучающихся в средней школ, началось объединение неравноценных школ в единое обязательное учебное заведение. Новые школы сохраняют и отражают особенности культуры, сложившиеся народные традиции воспитания. Появилась сеть альтернативных школ, в которых педагоги стремятся удовлетворить потребности в учении тех, кому трудно учиться в обычной школе. Это следующие альтернативные учебные заведения: - двуязычные школы для детей иммигрантов, где преподавание ведется на родном и государственном языках; - школы для детей, испытывающих затруднения в учебе и нуждающихся в щадящих дидактических условиях; для детей с отклонениями в поведении; - авторские школы, где обучение и воспитание ведется по оригинальной педагогической системе; - школы, построенные на идеях педагогов прошлого (С. Френе, М. Монтессори, Дж. Дьюи и др.). Частные школы охватывают в развитых странах от 6 до 15% учащихся, наибольшее число их в старшем звене средней школы. Среди них многие школы являются конфессиональными, принадлежащими церкви. Наряду с ними созданы светские школы разных типов и уровней. Широко известны престижные, дорогостоящие, рассчитанные на элиту общества школы, связанные с такими же элитарными университетами (Оксфордским, Кембриджским и т.д.). Высшая школа в последние десятилетия XX в. также претерпела изменения. Произошел рост высших учебных заведений, расширился контингент студентов. Вузы представлены двумя типами учебных заведений: университетами и 3 – 4-годичными высшими профессиональными школами. Последние имеют четкую профессиональную ориентацию. В большинстве стран университет имеет 3-ступенчатую структуру: · Первый цикл (2 – 3-летний) готовит специалистов среднего звена (как в наших колледжах, техникумах). Часть молодежи не проявляет особой склонности к вузовскому обучению, свое образование многие молодые люди заканчивают на этой ступени, а вуз тем самым поддерживает высокий общественный престиж, сохраняет высокие уровни образовательных стандартов. · Второй цикл дает законченное высшее образование по определенной специальности, он длится еще 2 – 3 года, после его успешного окончания студент получает степень бакалавра. Желающие заниматься еще 1 – 2 года, сдают экзамен повышенного уровня, представляют диссертацию (она аналогична магистерской диссертации лучших выпускников наших вузов, в некоторой степени – дипломным работам студентов наши вузов) и получают степень магистра. · Третий цикл предназначен для тех, кто имеет степень магистра. Обучающийся сдает ряд экзаменов, стажируется по специальности и представляет диссертацию, получая степень доктора наук (соответствует нашей степени кандидата наук). На вечернем и заочном отделениях обучаются 15 – 20% студентов (в России – почти 50%, в Белоруссии – в вузах обучается почти каждый третий выпускник школы, колледжа, лицея, гимназии). Широко развита сеть послевузовского образования для дипломированных специалистов. Цель его – обновление, "осовременивание" профессиональных знаний и удовлетворение общекультурных потребностей специалиста. Периодически, на протяжении всей трудовой жизни, специалист продолжает свое образование, стремясь удержаться на современном уровне знаний, соответствовать требованиям профессии на современном этапе. 14.3. Модернизация обучения и воспитания в Западной Европе и США во второй половине XX – начале XXI века. Во второй половине прошлого века мировая школа приступила к реформам программ образования, что предусматривало развитие и создание качественно иной системы образования и обучения – дифференцированной. Основной формой дифференциации является распределение по разным типам учебных заведений, а также на профили и потоки внутри одной школы, на группировки в классе. Дифференциация осуществляется неоднозначно и противоречиво. Она нередко превращается в механизм социального отбора, инструментами которого оказываются платное обучение и система экзаменов. После начальной или неполной средней школы дифференциация осуществлялась в учебных заведениях полного общего образования разного типа: грамматической и современной школах (Англия), реальном училище, гимназии и основной школе (Германия), технологическом, профессиональном и общеобразовательном лицее (Франция), старшей средней школе (США, Япония). В мировой школе заметно возрос интерес к обучению одаренных талантливых детей и подростков (появлялись особые школы для одаренных детей с насыщенными, повышенными программами обучения). Кроме того, для талантливых детей в обычных школах организовываются продвинутые классы (политика выявления талантливых детей объективно необходима и способствует формированию будущего «цвета нации»). В числе новаций, коснувшихся массового образования, оказались, например, введение в школы большинства ведущих стран пятидневной учебной недели, совершенствование классно-урочной системы. Заметно возросла роль экспериментальных школ как центра поиска иных содержания, форм, методов школьного образования и воспитания. Организация школ-пилотов превратилось в одно из важных направлений государственной школьной политики. Во второй половине XX века начался новый важный этап внедрения в школу технических средств, являющихся плодами научно-технической революции, развития новых технологий. Самыми популярными стали компьютеры. Громадную роль в воспитании играют в современном мире средства массовой информации, так называемая «параллельная школа». Педагоги считают необходимым серьезно учитывать её созидательные и разрушительные возможности. На важном месте в системе образования Западной Европы и США находится деятельность, получившая наименование «пресса в школе» (усвоение различной информации путем анализа газетных, журнальных статей и сообщений, организованное и направляемое педагогами). Важное место в воспитании и образовании за рубежом занимают общественные организации учащихся (наиболее массовая организация скаутов, школьные кооперативы, культурно-просветительские центры в США, воспитательный город во Франции, Дом свободного времени – Северная Европа), внешкольные учебные заведения. Значительное внимание мировая школа уделяет воспитанию политической культуры (гражданскому воспитанию). Для этого в программу включают учебные ролевые игры "Выборы", "Стачка", "Суд" и другие. Большое место отводится общественно-политическим дисциплинам. Во Франции, Германии, Японии появился курс граждановедения. Учебные программы непременно предусматривают решение задач нравственного, интеллектуального физического, трудового воспитания учащихся. На особом месте стоят предметы гуманитарного цикла (литература, история, обществоведение, иностранные языки). Эти предметы рассматриваются как источники духовности, патриотизма, гуманности, гражданственности. Претерпели изменения организация учебного процесса и методов обучения. В большинстве развитых стран обучение начинается с 6 лет, в Великобритании – с 5, но обучение грамоте ведется и с дошкольного возраста, с 4 – 5 лет. Оценка знаний осуществляется разнообразно: в рамках 5-балльной, 10-балльной, иногда и 100-балльной системы, а в ряде стран результаты учебно-познавательной деятельности учащихся оцениваются с помощью буквенной системы. Общей для большинства стран продолжает оставаться проблема второгодничества. Во Франции, например, до 20% учащихся оставляются на второй год, а 15-20% не выдерживают выпускных экзаменов по окончанию средней школы. Второгодничество наносит огромный урон личности: порождает неуверенность в себе, чувство неполноценности, это сказывается на дальнейшей судьбе человека. Выход из такого положения находится различный: например, в США не оставляют на второй год, а приспосабливают учебные программы к уровню подготовленности учеников; практикуют временный перевод учащихся в следующий класс и др. Преобладающей формой организации учебного процесса является в конце XX – начале XXI в. классно-урочная с постоянным составом учащихся и определенными часами и днями занятий. В практике учебных заведений встречаются два типа обучения – поддерживающее (традиционное) и инновационное (исследовательское). Поддерживающее традиционное обучение (усвоение заданных образцов, воспроизводство культуры, социального опыта) – это репродуктивное обучение. Учитель здесь играет лидирующую роль, являясь организатором работы. Инновационное обучение преследует цель развития у учащихся способности осваивать новый опыт, развития творческого и критического мышления. Обучение выступает как организация учебно-поисковой исследовательской деятельности, учебно-игровой, моделирующей деятельности, предполагает обмен мнениями, творческие дискуссии учащихся. Учитель в системе такого обучения выполняет функции организатора, своеобразного режиссера в постановке процесса обучения. Основные черты традиционного обучения: - учитель излагает основные понятия учебного предмета; - знания, даваемые учащимся, имеют законченный вид и не подлежат сомнению; - лабораторные работы и опыты ведутся по строго определенной методике, их цель – иллюстрация изучаемых понятий; - результаты опытов детей заранее запланированы, а их ход направлен на получение правильного ответа; - ученики должны усвоить круг сведений фактологического характера и воспроизвести его. В ходе такого обучения формируется формально-логическое мышление. Черты исследовательского обучения: - учащиеся не получают знаний в готовом виде, постигают их сами, направляются педагогом; - знакомство с понятиями предполагает включение альтернативных точек зрения, сомнение в достоверности имеющихся теорий; - учащиеся сами принимают решение о выборе способов работы; - учащиеся, знакомясь с примерами, наблюдая явления, сами выводят правило без изложения его учителем или знакомства с учебником; - полученные результаты учащихся подвергаются сомнению. Исследовательское обучение развивает самостоятельность мышления, умение мыслить творчески. Преимущества его очевидны. Однако в большинстве современных школ преобладает репродуктивный тип обучения, при котором изложение учителем материала и его воспроизведение школьниками занимает до 70% времени. Начиная с 70-х гг. XX века стало очевидно, что школа, в которой главным в обучении являются слово, запоминание, развитие формального логического мышления, устарела. Группа видных специалистов под эгидой ЮНЕСКО создала книгу "Учиться быть". В ней была провозглашена идея, что в школе ребенок не может быть пассивным объектом воздействия. Школьник является субъектом процесса обучения, играет активную роль в своем образовании и воспитании. Он учится свободно и критично мыслить, творить, любить мир и делать его более гуманным. По сути, в книге в популярном виде была изложена программа переориентации школы, которая получила свою реализацию в конце прошлого века и в начале нынешнего. Сегодня перед зарубежной системой образования поставлены следующие задачи: · придать образованию непрерывный характер; · обеспечивать личность фундаментальными знаниями по кругу жизненно важных проблем; · создавать условия для развития профессионализма каждого человека. Именно три этих направления, по мнению современных специалистов в области образования за рубежом, способны вывести школу на качественно новую ступень. В соответствии с ними ведется реформирование системы образования. Так, в соответствии с принятой в США программе «Америка-2000: стратегия в области образования» (1990) были обозначены следующие приоритеты: · повышение готовности дошкольников к школьному образованию; · доведение численности выпускников с полным средним образованием до 90 %; · превращение школ в безопасную, свободную от наркотиков и насилия социальную среду. В процессе реформирования систем образования за рубежом создаются новые типы школ (школы-магниты в США, школы полного дня в Германии, независимые школы в Великобритании и т.д.). Главная цель образовательных реформ в западной Европе – обеспечение стандартов образования (в связи с европейской интеграцией и созданием единого для Западной Европы образовательного пространства). Огромное внимание в США и Западной Европе уделяется разработке информационных образовательных технологий.
Контрольные вопросы и задания: 1. Какие основные тенденции развития образования в мире наметились во второй половине XX века и стали реализовываться на современном этапе? Чем вызвано возникновение этих тенденций? 2. В чем сходство и различие средней и высшей школы за рубежом и в Беларуси? 3. Как вы считаете, какие направления модернизации современного образования за рубежом наиболее актуальны для современного человечества? 4. Продолжите дискуссию: «Когда речь идет об образовании, немец спрашивает, что будет знать, француз – какие будут экзамены, американец – что будет уметь, англичанин – какой будет карьера после обучения?». А что спрашивает белорус? Литература: 1. Джуринский, А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 432 с. - с. 330 – 348. 2. Джуринский, А.Н. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность / А.Н. Джуринский. – М., 1989. – 258 с. 3. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики / А.Н. Джуринский. – М., 1998. – С.241–259. 4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учеб пособие / Под ред. А.И.Пискунова. – 2-е изд, испр. и доп. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512с. 5. Латышина, Д.И. История педагогики (история образования и педагогической мысли): Учеб. пособие / Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2005. – 603 с. – С. 571 – 589. 6. Латыш Н.И. Образование на рубеже веков / Н.И. Латыш. – Минск: НИО РБ, 1994. – 157 с. 7. Капранова, В.А. История педагогики: учеб. пособие / В.А. Капранова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Новое зание, 2005. – 240 с. – С. 165 – 184. 8. Орлова, А.П. История педагогики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений по пед. специальностям / А.П. Орлова, Н.К. Зинькова, Н.В. Тетерина; под общ. Ред. А.П. Орловой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 380 с. – С. 285 – 303. 9. Сингх, Р.Р. Образование в условиях меняющегося мира / Р.Р. Сингх // Перспективы. – 1993. – Т. 1. – С. 32 – 38.
Лекция 15. Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в конце XX - начале XXI века.
ПЛАН:
1. Государственная политика в области реформирования общеобразовательной школы Республики Беларусь в конце XX – начале XXI в. 2. Основополагающие документы о становлении и развитии образования в РБ. 3. Развитие педагогической мысли в РБ в конце XX – начале XXI века. 4. Основные направления государственной молодежной политики, основы работы с молодежными и детскими общественными объединениями в Республике Беларусь.
15.1. Государственная политика в области реформирования общеобразовательной школы Республики Беларусь в конце XX – начале XXI века. В начале 90-х гг. прошлого столетия СССР распался, в результате чего возник ряд новых государств. В Беларуси, как и в других странах бывшего Советского Союза, школа, образование приходили во все большее несоответствие с потребностями молодого государства, общества. В образовательной системе несоответствие между провозглашенными высокими целями образования и результатами школьного обучения и воспитания выражалось в следующих недостатках: - невостребованность в практической жизни знаний, умений и навыков, получаемых в школе; - отсутствие у выпускников школы готовности к быстрой адаптации в соответствии с изменяющимися социально- экономическими условиями развития общества; - завышенные требования учебных программ, отсутствие учета индивидуальных образовательных запросов, возможностей личности; - чрезмерная учебная нагрузка со всеми вытекающими негативными последствиями для развития и здоровья школьников; - устаревшие технологии обучения, построенные на принципах авторитарной педагогики; - неэффективная система оценки знаний, развития способов деятельности и качеств личности. Назрела необходимость устранения недостатков, реформирования общеобразовательной системы. В 1991г. РБ принимается Закон «Об образовании в Республике Беларусь». В нем четко формулируются принципы государственной политики в области образования, цель и задачи национальной системы образования, ее структура, права и обязанности преподавателей, учащихся и студентов, финансирование системы образования. (В 2002 г. Закон об образовании уточняется и дополняется в связи с новыми реалиями и потребностями национальной системы образования). В соответствии с Законом разрабатывается Концепция реформы общеобразовательной средней школы (1996г.), создается программа ее реализации. Она содержит основные этапы реформирования общеобразовательной школы, организационно- управленческое и ресурсное обеспечение реформы, основные направления развития ступеней общего среднего образования. Структура Программы, ее содержание обусловлены основной целью реформы: Ø перевод общеобразовательной школы на качественно новый уровень, личностно-гуманистическая ориентация образования при сохранении лучших достижений советской школы, творческом использовании мирового опыта. Осуществление реформы связано с реализацией задач национальной системы образования: · сохранение и развитие лучших традиций национальной системы образования; · интеграция системы образования с наукой и культурой; · формирование обучающей и воспитательной системы, отвечающей задачам нового этапа развития общества; · разработка принципов совершенствования системы образования в Республике Беларусь. Реализация реформы была обусловлена необходимостью решения следующих практических задач: ü переход на 12-летний срок обучения, что предполагает обучение детей с 6-летнего возраста и введение новой структуры общеобразовательной средней школы; ü разработка и внедрение нового учебного плана, обеспечивающего высокий уровень образования при снижении учебной нагрузки школьников; ü трансформация содержания школьного образования на основе оптимального сочетания фундаментальности и практической направленности учебного материала; ü обеспечение разноуровневого, вариативного обучения учащихся учетом их индивидуальных возможностей и способностей (дифференцированное обучение); ü обеспечение широкой дифференциации обучения на 3 (старшей) ступени средней школы; ü разработка, апробация и внедрение новой системы оценки знаний учащихся по 10-балльной системе; ü создание системы воспитания, основой которой является развитие национального самосознания белорусских школьников, воспитание у детей и молодежи чувства патриотизма и гражданственности. В первые годы же создания Республики Беларусь в государстве была создана национальная система образования (см. лекцию № 1, вопрос 1 «Понятие «педагогическая система», виды педагогических систем» в курсе «Педагогические системы и технологии»), разработаны ее принципы: национальной системы образования: - гуманизация и демократизация образования; - доступность образования; - равенство прав граждан на получение образования; - единство образовательных и воспитательных задач; - обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных возможностей и способностей; - преемственность между уровнями и ступенями образования; - опора на отечественные традиции и международный опыт развития образования. В образовательной системе Республики Беларусь центральное место принадлежит общему среднему образованию, с основным образовательно-воспитательным учреждением – общеобразовательная школа. В основном в нашей республике сохранились ступени общего среднего образования, присущие советской общеобразовательной системе, однако появилась своя специфика, продиктованная особенностями социокультурных изменений в белорусском государстве. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СТУПЕНЕЙ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: Новая мо дель общеобразовательной школы включает в себя 3 ступени: 1-4 годы обучения (подготовительный-1-3 классы) — начальное общее образование; 5-10 годы обучения (4-9 классы) — основное (базовое) общее образование; 11-12 годы обучения (10-11 классы) — полное среднее общее образование. Цели и содержание деятельности на каждой из ступеней школы отражают как организационно-структурную, так и содержательную основу системности построения образования в стране. Содержание, объем учебной нагрузки, уровень и качество подготовки обучающихся на ступенях дошкольного, начального, основного (базового) и полного общего среднего образования определяются системой преемственно связанных государственных стандартов и образовательных программ. В основу обеспечения преемственности между ступенями образования в целях, содержании, методах, формах и средствах обучения и воспитания положены следующие возрастные периоды развития: · дошкольное детство — до 6 лет, · период отрочества — 6-10 лет, · подростковый возраст — 11-15 лет, · ранний юношеский возраст— 15-18 лет. В соответствии с психологическими и возрастными особенностями детей и подростков на каждой возрастной ступени триединые цели обучения, воспитания и развития учащихся, содержание образования и технологии обучения уточняются и конкретизируются адекватно выделенным ступеням образования и их целевым функциям. В то же время традиции развития отечественной системы образования, сложившиеся культурные стереотипы, социально-экономические преобразования в стране и существующая перегрузка учащихся в школе потребовали увеличения сроков обучения в базовой школе до 16 лет, в связи с чем было введено 12-летнее обучение. Оно просуществовало до 2008 г., в июне этого года после непродолжительного обсуждения сроков обучения в школе общественностью, учеными и политиками 12-летнее образование в РБ было отменено, в школе возвращены прежние сроки обучения. В рамках реформирования системы образования произошли изменения в оценке и контроле результатов учебно-познавательной деятельности учащихся (введение 10-балльной системы оценки, единое центральное тестирование выпускников средней школы без упразднения выпускных экзаменов). Реформирование в исследуемый период осуществлялось и в системе высшего образования. Основные направления реформирования высшего образования: · Переход на университетский тип образования. · Изменения сроков обучения в вузах. · Создание многоуровневой системы подготовки профессиональных кадров в университетах. · Открытие новых факультетов и специальностей в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, общественными изменениями. Реформирование образовательной системы в соответствии с Законом об образовании было начато в 1995 г., должно быть закончено в 2010. Условно программу реформирования можно разделить на следующие этапы: · нормативно-законодательный этап (1996-2000г.), предполагал научно-методическое обеспечение реформы, разработку образовательно-воспитательных законов, концепций, программ, планов; · организационно-внедренческий этап (2001-2005), в этот период осуществлялось создание и внедрение в учебно-воспитательный процесс школ новых учебных программ, учебников и учебных пособий, методик и технологий обучения и воспитания; · завершающий этап (2005-2010) – диагностика, корректировка, доработка, оценка результатов реформы, преобразование всей системы образования. В целом, в качестве положительных тенденций развития системы образования в Республике Беларусь в 90-е гг. можно отметить: · переход к личностно-ориентированному обучению (этому во многом способствуют процессы гуманизации школы, дифференциации обучения и воспитания) и, как следствие, повышение качественного уровня образования современных школьников; · обновление содержания гуманитарного образования (создание учебников по предметам гуманитарного цикла, соответствующих исторической правде, общечеловеческим, а не партийным ценностям, потребностям современного социума); · появление новых типов учебных заведений, в которых в большей степени возможно удовлетворение образовательных запросов и потребностей учащихся, развитие их индивидуальных особенностей, подготовка к выбору профессии в соответствии с наклонностями и способностями. · своевременное введение института социальных педагогов и педагогов-психологов, их помощь в обучении и воспитании детей из групп риска сегодня достаточно эффективна. · усовершенствование кадрового состава педагогических работников в целом: в общеобразовательных учреждениях работают 142 тысячи педагогов, из них 86, 3 % имеют высшее педагогическое образование (для сравнения: в 50-е гг. насчитывалось 30 тысяч учителей, из них высшее образование имели лишь 2424). Качество профессионально-педагогической подготовки совершенствуется. 15.2. Основополагающие документы о становлении и развитии образования в Республике Беларусь. Белорусская школа 90-х годов, современная образовательная система руководствуется в учебно-воспитательном процессе следующими основополагающими документами: Закон «Об образовании в Республике Беларусь» (1996, 2006 гг.), «О языках в Белорусской ССР» (1990), «Концепция реформы общеобразовательной школы в Республике Беларусь» (Программа), Закон «О правах ребенка» (1993), «Концепция развития детского движения в Республике Беларусь», «Рекомендации по организации воспитательной работы», «Состояние и пути развития школьного образования в Республике Беларусь», «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006 г.), «Конституция Республики Беларусь». Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь была одобрена постановлением Коллегии Министерства образования РБ №24 от 30 ноября 1999г. В соответствии с данной Концепцией, была разработана программа ее реализации. В 2006 г. появилась усовершенствованная «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь». Программа воспитания детей и учащейся молодежи в РБ состоит из семи разделов: «Методологические основы разработки программы», «Духовная сфера жизнедеятельности личности», «Гуманитарная сфера жизнедеятельности», «Организационная сфера жизнедеятельности», «Материальная сфера жизнедеятельности», «Ресурсное обеспечение процесса воспитания», «Основные направления реализации концепции и программы воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь». Целями программы являются создание необходимых условий (научно-методических, организационных, кадровых, информационных) для формирования воспитательных систем в различных типах образовательных учреждений; упорядочение их деятельности, ориентированной на развитие социально зрелой и творческой личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельности. В программе определены ведущие задачи воспитания: 1) способствовать повышению статуса воспитания в системе непрерывного образования в Республике Беларусь, расширению состава субъектов воспитания и координации их усилий; 2) представить теоретические и нормативные ориентиры, помогающие педагогу принять ответственное решение по основным вопросам воспитательной работы в современных условиях; 3) раскрыть основное содержание воспитания, которое позволит растущему человеку самоопределиться во всех сферах жизнедеятельности; 4) стимулировать развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом; 5) активно внедрять современные технологии личностно-ориентированного педагогического взаимодействия; 6) задать ориентиры в работе с детьми, имеющими отклонения в психофизическом и личностном развитии; 7) охарактеризовать ресурсное обеспечение процесса воспитания детей и молодежи в республике; 8) раскрыть содержание основных направлений реализации Концепции и Программы воспитания. Основным направлением воспитательной работы в РБ определено гражданское воспитание. В Концепции разработано содержание гражданского воспитания учащихся, его оптимальные методы, формы и средства. Объективными предпосылками повышения значимости гражданского воспитания учащихся являются: · Становление Республики Беларусь как суверенного государства, социально-экономические преобразования. Возникновение Беларуси как суверенного государства обусловило актуализацию проблемы воспитания подрастающего поколения в духе гражданственности, так как государственное становление и национальное возрождение, будущее общества зависят от степени сформированности гражданских качеств его членов. В связи с этим интерес к данной проблеме (никогда не ослабевающий) сегодня приобрел характер важнейшей социально-политической проблемы. · Необходимость формирования гражданских качеств определяется развитием в Республике Беларусь гражданского общества, характеризующегося в настоящее время плюрализмом взглядов, идей, множественностью партий, молодежных объединений, движений. В этих условиях необходимо формировать умения и способности к компромиссу, терпимости к оппоненту, опыт гражданских взаимоотношений, обеспечивающих гражданский мир и согласие в обществе. В Концепции раскрывается сущность гражданственности как комплексного личностного качества. Гражданственности в самом общем плане определяется как сознательное и активное выполнение индивидом своих гражданских обязанностей и гражданского долга перед государством, обществом, народом, соблюдение Конституции Республики Беларусь, нравственно-правовых норм жизни. Гражданственность предполагает сформированность конституционных, правовых позиций личности, что обеспечивает добровольное, сознательное соблюдение выработанных социальных норм. Это своего рода стандарт поведения, имеющий побудительное и императивное воздействие на индивида. Гражданственность как комплексное качество включает в себя ряд важнейших личностных качеств, в числе таких, как чувство собственного достоинства, самоуважение, дисциплинированность, ответственность, социальная активность, инициативность, бережливость и др. В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь определены цель, задачи и содержание гражданского воспитания. Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегрированного качества личности, включающего в себя любовь к Родине и стремление к миру, внутреннюю свободу и уважение государственной власти, государственных символов — герба, флага, гимна, символики других стран, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих взаимосвязанных задач: · формирование бережного отношения к истории Отечества, его культуре, обычаям, традициям, а также уважения и почитания государственных законов, символов, ответственности за судьбу Отечества; · воспитание готовности к защите Родины, укреплению ее чести и достоинства; · формирование чувства гордости за достижения страны в области науки, техники, культуры, спорта; · усвоение учащимися правовых норм, обеспечение их личностного смысла и потребности в соблюдении правовых норм повседневной жизни; · стимулирование политической, экономической, социальной, природоохранной активности учащихся; · воспитание политической культуры личности, политического мышления учащихся, их способности к самостоятельной политической оценке происходящих событий общественно-политической жизни общества. Основным средством гражданского воспитания является процесс обучения.. Задачи гражданского воспитания объективно могут быть успешно решены в целостном учебно-воспитательном процессе благодаря богатому содержанию всех изучаемых в школе учебных дисциплин. Гражданский воспитательно-образовательный характер имеют все предметы учебного плана. Многообразие используемых при этом общих активных форм и методов работы учителя на уроках (диалог, полилог, дискуссия, коллективная разработка и защита тематических проектов, решение проблемных ситуаций с социальным содержанием, обсуждение публикаций политического и правового содержания) содействует развитию критичности мышления учащихся, формированию у них устойчивого эмоционально-положительного отношения к изучаемым ценностным идеям. Существенным дополнением к урочной работе по гражданскому воспитанию учащихся является внеклассная воспитательная работа, в процессе которой не только расширяется социальный кругозор учащихся, но и обогащается опыт активной гражданской позиции. В воспитании гражданственности действенными средствами являются труд, обеспечивающий формирование духовного здоровья личности; книга, создающая запас духовной прочности; природа, закладывающая истоки доброты, гуманного отношения ко всему живому; средства массовых коммуникаций. Таким образом, есть все основания сделать вывод о том, что гражданственность — это приоритетная ценность, обретение которой позволяет осознать человеческое достоинство и достигнуть человеческого совершенства. Критерии сформированной гражданственности как интегративного качества личности предстают знание Конституции Республики Беларусь, гражданских прав и обязанностей, особенностей гражданского общества; законопослушность (уважение законов); готовность к активному участию в жизни общества; сформированность потребности защищать интересы Республики Беларусь. 15.3. Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь в конце XX – начале XXI века. Анализ развития педагогической мысли в наше й стране в 90-е гг. прошлого века и на современном этапе позволяет констатировать, что ученые, педагоги Беларуси вносят значительны вклад в развитие педагогической науки и практики. В основном научно-педагогические исследования ведутся в русле приоритетных вопросов реформирования и организации образовательной системы в Республике Беларусь: · Демократизация и гуманизация педагогического процесса в современной школе (А.Н. Березовин, К.В. Гавриловец, В.Т. Кабуш. И.И. Казимирская, И.И. Рыданова, А.П. Сманцер и др.). · Разработка инновационных образовательно-воспитательных технологий (Н.А. Масюкова, С.С. Кашлев. Б.В. Пальчевский, И.И. Цыркун и др.). · Проблема формирования педагогического профессионализма (В.В. Буткевич, В.П. Тарантей, Р.С. Пионова, И.Ф. Харламов и др.). Научные исследования ведутся в направлении совершенствования системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства, повышения рейтинга Республики Беларусь в международных исследованиях качества образования до уровня стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития. 15.4. Основные направления государственной молодежной политики, основы работы с молодежными и детскими общественными объединениями в Республике Беларусь. Белорусское общество идет по пути социально-экономических преобразований. В основных направлениях развития народного хозяйства Республики Беларусь обозначены главные приоритеты: экспорт, жилье, продовольствие. Каждое государство ищет свой путь развития, который бы учитывал и политическое расположение, и ресурсы, и уровень образованности и культуры населения. Совокупность предст
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2979; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |