КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие исследования
План Исследования и их роль в научной и практической деятельности Лекция 1
1. Понятие ИСУ 2. Понятие исследования. 3. Роль исследования в научной и практической деятельности человека
Исследование в общем виде можно определить как процесс изучения какого-либо объекта и получения новых знаний.
Исследование научное — процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности.
Исследование любого класса систем это особый вид мыслительной деятельности, требующий определенных способностей и навыков, специальной подготовки, затраты некоторого объема ресурсов: интеллектуальных, временных, природных, технических и т.д.
Исследование – это целенаправленное познание чего-либо, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов (закономерностей) и моделей, характеризующих изучаемый предмет или явление.
Оно включает: - распознавание проблем и ситуаций; - определение их происхождения; - выявление свойств, закономерностей поведения и развития; - установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; - нахождение знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.
Характеризуя исследование как процесс, следует отметить, что он отличается от других видов деятельности тем, что: · содержит творческую часть, которую можно назвать мысленным экспериментом с воображаемыми объектами; · устремлен на выяснение существенных характеристик явлений, процессов, в итоге выступающих в форме принципов, закономерностей и законов, · исследователь не имеет каких-либо алгоритмических предписаний успеха, нельзя также найти решение проблемы в литературе; · исследователь поставлен в положение, когда он, оказавшись перед лицом сложности научной проблемы, испытывает объективную недостаточность информации, очевидную неопределенность направления поиска.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характеристик являются следующие. А. Методология исследования — совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования. Б. Организация исследования — порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях. В. Ресурсы исследован ия — комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов. Г. Объект и предмет исследования. Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования. Д. Тип исследования — принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик. Е. Потребность исследования — степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления. Ж. Результат исследования — рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий.
Проведение исследования осуществляется в следующих случаях:
· при совершенствовании системы управления действующей организации; · при разработке системы управления вновь создающейся организации; · при совершенствовании системы управления производственных объединений или предприятий в период реконструкции.
Содержание понятия «система управления» Система управления (СУ) — совокупность взаимосвязанных элементов управления, предполагающая воздействие на объект с целью изменения его состояния и процессных характеристик. Система управления включает следующие основные элементы: · подсистема сбора и передачи этой информации, · подсистема обработки и отображения этой информации, · подсистема выработки и передачи управляющих воздействий, · исполнительные устройства.
Таким образом, ИСУ - процесс определения параметров системы, закономерностей функционирования и развития изучаемой системы с целью ее совершенствования.
Также курс "Исследование систем управления" является хорошей предпосылкой для более глубокого освоения курсов "Стратегический менеджмент", "Инновационный менеджмент" и курса "Управление персоналом".
Причины изучения ИСУ заключаются в следующем: 1) Кризис управляемости (с сер. 20-го века) - усложнение макро- и микросреды бизнеса; необходимость оценки деятельности менеджера и целью диагностики его эффективности. 2) Опережающие темпы роста окружающей среды. 3) Снижение отдачи инвестиций в области развития управленческих нововведений.
Объект ИСУ – СУ на разных уровнях и с разными способами функционирования.
Предмет ИСУ - объективные закономерности, присущие системам управления с целью с целью совершенствования их функционирования и развития.
Общая интегральная задача ИСУ - изучение закономерностей функционирования и развития СУ
=> функциональные задачи: 1. сбор и обработка информации о системе управления 2. оценка и анализ состояния, поведения и параметров СУ 3. характеристика орг. структуры СУ 4. анализ функционирования и развития подсистем СУ 5. характеристика экономических и социальных последствий развития СУ
В совокупности результаты научных исследований оказывают сильное влияние на всю цивилизацию, политику государств, социальное и профессиональное положение людей. Именно плоды познавательной деятельности определили реализацию в мировой экономике соответствующих технологических укладов – циклов.
Ряд ученых выделяет несколько циклов: · Первый цикл (1785-1835) – промышленный переворот в Великобритании, обусловленный внедрением новых технологий в текстильной промышленности и использованием гидроэнергии
· Второй цикл (1830-1890) – создание парового двигателя и последующее использование его на базе железнодорожного и водного транспорта, механического и машиностроительного производства.
· Третий цикл (1885 – 1940) – изобретение электродвигателя, производство и использование в промышленности и в быту электроэнергии. Возникла электротехническая, сталелитейная и другие виды промышленности. Изобретения в области двигателей внутреннего сгорания способствовали созданию автомобиля, радиосвязи, телеграфа, самолетов и соответствующих отраслей промышленности.
· Четвертый цикл (1935-1990) – использование нефти и продуктов ее переработки, газа, развитие энергетики, прогресс производства синтетических материалов
· Пятый цикл (1985 - наст вр.) – научно-технические достижения в микроэлектронике, информатике и электронных сетях, инноватике, биотехнологии, генетике, экологии; достижения в области организации управления, при обеспечении успеха которых первостепенную роль играют результаты фундаментальных и прикладных исследований СУ.
Литература: 1. Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: “ДеКА”, 2004. – 288 с. 2. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления. – г. Железнодорожный, Москю обл.: ООО НЦП “Крылья”, 2005. – 416 с. 3. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 157 с.
2.1. ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ МЕНЕДЖЕРУ Современные тенденции развития управления рождают и новые требования к менеджеру. В прошлом для руководителей было весьма характерным стремление к четкому исполнительству. Хорошим считался такой руководитель, который умел исполнять распоряжения вышестоящих инстанций или инструкции, нормативы, соответствовал принятым типам делового поведения. В последующем стала цениться самостоятельность менеджера. Самостоятельность — это хорошее качество, но оно тоже может проявляться по-разному. Бывает самостоятельность в исполнении и самостоятельность в целенаправленном развитии, бывает инициативная самостоятельность и самостоятельность, ограниченная определенной концепцией делового поведения, может быть самостоятельность опыта и самостоятельность поиска. Сегодня рождается понятие менеджер исследовательского типа, или креативный менеджер. В чем его особенность? Каждый менеджер проявляет в своей работе черты индивидуальности. Но всегда существует нечто общее, которое определяется особенностью деятельности и условиями, в которых она осуществляется. Современное условие управления — потребность в исследованиях. Эта потребность реализуется в самых различных проявлениях — организации управления, методологии разработки управленческих решений, реструктуризации фирмы, формировании человеческого капитала и пр. Но одним из последствий реализации этой потребности является возникновение менеджеров, которых можно назвать менеджерами исследовательского типа, или креативными менеджерами. Их особенность — усиленное внимание к исследовательскому подходу в оценке внешних и внутренних ситуаций, в решении всех проблем, разработке управленческих решений. 2.2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МЕНЕДЖЕРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА В более детальном представлении можно выделить следующие черты менеджера исследовательского типа (схема 12). А. Проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где для других все ясно. Б. Умение превентивно, т. е. заранее, заблаговременно, ставить проблемы, когда они еще только зарождаются. В. Системное и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта. Г. Антиномичность — умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им. Д. Экспрезентность — способность делать верные и удачные заключения при дефиците информации. Е. Развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценке. Ж. Способность к имитации функций различных членов коллектива. З. Психологическая проницательность, позволяющая видеть в людях больше, чем они проявляют в деятельности или демонстрируют. Компенсатором проницательности является психодиагностика. И. Инновационность и безынерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного. К. Аттрактивность — способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения. Л. Способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач. М. Умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера. Н. Способность к латентному (скрытому) руководству, предполагающему включение людей в деятельность не на формальной субординационной основе, а путем "ухода в тень", умением обратиться за советом и помощью. Все эти свойства существуют не каждое само по себе и не в разрозненной хаотической совокупности, а в системе взаимодействия. Именно это и характеризует менеджера исследовательского типа. Вопросы 1. Какие существуют требования к современному менеджеру? 2. Каковы особенности менеджера исследовательского типа? 3. Какова роль исследования в деятельности менеджера? 4. Что исследует менеджер и какие факторы мотивируют исследование? 5. Как формируются качества менеджера исследовательского типа?
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 12197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |