КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пример. Рассмотрим модель падения тела под углом к горизонту
Рассмотрим модель падения тела под углом к горизонту. Она дает возможность получить информацию о координатах траектории, заданных в осях (x, y): y = – x 2 + 4 x – 3. Данная модель связывает две переменные y и x законом f (y, x) = 0. Координаты тела в полете изображены на рис. 1.8. Рис. 1.8. Траектория движения тела,
Модель может быть расширена введением некоторых исходных данных, например, нас, интересуют не все возможные значения y, а только точки на поверхности Земли. В этом случае модель примет вид: y = – x 2 + 4 x – 3, y = 0. Такие уравнения могут появляться и исчезать в зависимости от исследуемой проблемы. Обычно их называют гипотезами. Теперь поставим вопрос: «При каких значениях x тело окажется на поверхности Земли?» В такой постановке модель и вопрос вместе образовали задачу: y = – x 2 + 4 x – 3, Модель подразумевает, что исследователь может решать с её помощью прямые и обратные задачи. Прямая задача не требует алгебраических преобразований, достаточно только арифметических подстановок: x = 2, y = – x 2 + 4 x – 3, y =?. Ответ: y = 1. То есть, если на вход модели подать значение 2, то на выходе модели будет значение 1 — см. рис. 1.9.
Рис. 1.9. Вид модели для решения прямой задачи
Обратная задача: y = 0, y = – x 2 + 4 x – 3, x =? Ответ: x = 1, x = 3. То есть ответ говорит: чтобы на выходе модели обеспечить значение 0, надо, чтобы на вход модели было подано значение 1 (или 3). И в первом, и во втором случае мы в разной мере преобразовывали модель, но всегда так, чтобы на входе у неё была известная величина, а на выходе — неизвестная. В первом варианте y = – x 2 + 4 x – 3. Во втором варианте модель преобразуется к виду: 0 = – x 2 + 4 x – 3. Решая обратную задачу мы опустили ряд преобразований, известных из курса средней школы, а именно: D:= b 2 – 4 ac, где a = –1, b = 4, c = –3,
Преобразования происходили с учётом правил алгебры. Если бы правила алгебры были нам неизвестны, то решить обратную задачу нам бы не удалось. А значит, не удалось бы ответить на поставленный вопрос: «x =?». Способность модели преобразовываться с помощью алгебры даёт возможность в дальнейшем использовать её многократно для решения различных задач, делать на ней прогнозы. Поэтому, создавая модель, следует обязательно думать о том, какой алгеброй она будет преобразовываться. Создавать алгебру следует параллельно с моделью или использовать уже готовую алгебру и не отходить при построении модели от её правил.
Ещё один тип задач, который приходится решать на моделях — задачи настройки модели. Пример. При каких значениях параметра a модель y = ax 2 + 4 x – 3 обеспечит y = 9 при x = 2? Решаем систему уравнений: y = a · x 2 + 4 x – 3 получим ответ: a = 1. От показанного на рис. 1.10 структурного изображения модели можно перейти к другому, математическому, её виду: Y = M (X).
Рис. 1.10. Структурное изображение
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |