Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Тема 1.1- Значение развития идеологий систем менеджмента качества на отечественных производствах





Лекции: Инструменты Управления качеством

Содержание

 

Раздел 1 Предмет, цель и содержание дисциплины... 2

Тема 1.1 Значение развития идеологий систем менеджмента качества на отечественных производствах. 2

Тема 1.2 Введение в управление качеством. 12

Тема 1.3 Обзор методов и инструментов решения проблем... 24

Тема 1.4 Премии по качеству.. 28

Раздел 2 Процессный подход и его реализация.. 38

Тема 2.1 Управление качеством на предприятии. 38

Тема 2.2 Нормативные документы менеджмента качества.. 49

Тема 2.3 Всеобщие управление качеством... 54

Тема 2.4 Обзор инструментов менеджмента качества.. 64

Тема 2.5 Процессный подход.. 115

Раздел 3 Проектно-ориентированный подход.. 120

Тема 3.1 Применение инструментов качества при управлении проектами.. 120

Тема 3.2 Внешние и Внутренние факторы влияющие на производство.. 124

Раздел 4 Обзор инструментов менеджмента качества.. 128

Тема 4.1 Бережливое производство. 128

Тема 4.2 Метод «шесть сигма». 133

Тема 4.3 Статистические методы... 141

Тема 4.4 Структурирование функции качества.. 160

Тема 4.5 Анализ последствий и причин отказов.. 173

 

 


 

Раздел 1 - Предмет, цель и содержание дисциплины

Восстановление и развитие промышленности в СССР в 1920-е годы, увеличение масштабов производства поставили задачи совершенствования методов контроля готовой продукции, поэтому с этого времени в СССР начали разрабатываться и внедряться статистические методы контроля, появились специальные контрольные карты и методы выборочного контроля.

В 1930–40-е годы новые требования, предъявляемые к качеству продукции, особенно военного назначения, привели к дальнейшему развитию отдельных элементов управления качеством и внедрению более сложных методов его обеспечения. В послевоенный период технический прогресс обусловил необходимость освоения и выпуска высококачественной продукции в короткие сроки. Это привело к созданию техники управления качеством и разработке новых способов его повышения.



Управление качеством в первую очередь внедрялось в отраслях, обеспечивающих научно-технический прогресс, — радиотехнике, химии, авиации, ракетной технике.

Первые успешные попытки организации планомерной работы в обеспечении качества были предприняты в 1950-е годы. Началом системного подхода к управлению качеством продукции в нашей стране считают разработку и внедрение в 1955 году на Саратовском авиационном заводе системы бездефектного изготовления продукции (БИП) и сдачу ее ОТК и заказчикам с первого предъявления (табл. 1.1).

 

Название системы Дата и место создания Основная суть системы Критерий управления Объект управления Область применения
1. БИП (бездефектное изготовление продукции) 1955 год, Саратов Строгое выполнение технологических операций Единичный: соответствие качества результата труда требованиям НТД. Обобщенный: процент сдачи продукции с первого предъявления Качество труда индивидуального исполнителя. Качество труда коллектива через качество труда отдельных исполнителей Производство
2. СБТ (система бездефектного труда) 1961 год, Львов Высокий уровень выполнения операций всеми работниками Единичный: соответствие качества результата труда установленным требованиям. Обобщенный: коэффициент качества труда Качество инди- видуального исполнителя. Качество труда коллектива через качество труда отдельных исполнителей Любая стадия жизненного цикла продукции
3. КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий) 1958 год, Горький Высокий уровень конструкции и технологи- ческой подготовки производства Соответствие качества первых промышленных изделий установленным требованиям Качество изделия и качество труда коллектива Проектирова- ние + техно- логическая подготовка производства, собственно производство
4. НОРМ (научная организация работ по повышению ресурса двигателей) 1964 год, Яро- славль Повышение технического уровня и качества изделий Соответствие достигнутого уровня моторесурса запланирован- ному значению при ступенчатом планировании Качество изде- лия и качество труда коллектива Весь жизненный цикл продукции
5. КСУКП (комплексная система управления качеством продукции) 1975 год Львов Управление качеством на базе стандар- тизации Соответствие качества про- дукции высшим достижениям науки и техники Качество изде-лия и качество труда коллектива Весь жизненный цикл продукции
6. КСУКП и ЭИР (комплексная система управления качеством продукции и эффективным использованием ресурсов), КСПЭП (комплексная система повышения эффективности производства) 1980 год, Днепро- петровск, Красно- дар Управление качеством продукции и эффектно-стью производства Эффективность производства, достигаемая за счет повышения качества Качество продукции, экономические показатели предприятия Весь жизненный цикл продукции

Отечественный опыт комплексного управления качеством является хорошим фундаментом освоения стандартов ISO 9000, которые представляют собой более высокий уровень развития науки управления качеством.

Основными отличиями систем качества (по ISO 9000) от КСУКП являются следующие:

- ориентация на удовлетворение требований потребителя;

- возложение ответственности за качество продукции на конкретных исполнителей;

- проверка потребителем производства поставщика;

- выбор поставщика комплектующих изделий и материалов;

- сквозной контроль качества продукции, начиная от материалов и заканчивая утилизацией продукции;

- маркетинг;

- организация учета и анализа затрат на качество;



- прослеживаемость материалов и комплектующих изделий по всему циклу производства;

- решение вопросов утилизации продукции после эксплуатации.

Для освоения прогрессивного мирового опыта по управлению качеством необходимо реализовать комплекс обеспечивающих мероприятий, включающий разработку и реализацию системы мер и преимуществ, стимулирующих работу в области качества продукции.

На это должны быть ориентированы организационная структура, проводящая оценку и признание систем качества, а также обучение специалистов, способных выполнять все виды работ в области обеспечения, контроля и улучшения качества.

Предмет, цель и содержание курса.

Предметом изучения курса являются инструменты управления качеством, деятельности организации, которая рассматривается как система взаимосвязанных процессов, нацеленных, во-первых, на удов­летворение и предвосхищение запросов потребителей и, во-вторых, на повышение эффективности работы на основе лидерства руководите­лей и активного применения методов постоянного улучшения качества деятельности.

Иными словами, управление качеством деятельности организации представляет собой процесс его непрерывного улучшения на каждом уровне управления, в каждой функциональной области орга­низации на основе использования всех имеющихся ресурсов, посредством интеграции инструментов управления качеством.

Объект - это любой предмет, процесс или явление, имеющие материальную или идеаль­ную форму, одушевленный или неодушевленный, естественный или искусственный продукт труда или продукт природы.

Объектами изу­чения курса «Инструменты управления качеством» являются: деятельность органи­зации в целом, а также такие ее составляющие, как процессы; продук­ция как результат деятельности; персонал (рис. 2.2).

Наибольшее внимание в ходе изучения курса уделяется управле­нию качеством на уровне отдельной организации посредством инструментов качества. Поэтому определенное место в рамках данного курса занимают вопросы, отражающие сущность инструментов управления качеством, а также систем, на базе которых происходит интеграция инструментов качества для повышения эффективности достижения цели систем.

Качество применяемых технологий

       
 
   
Качество продукции
 

 


Качество персонала

 

Качество деятельности организации

Рис. 1. Основные составляющие качества деятельности организации

 

Процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных и вза­имодействующих видов деятельности, преобразующей входы в выхо­ды.

В качестве примеров процессов, осуществляемых в организа­ции, можно привести управленческие процессы, процессы жизненного цикла продукции (процессы, связанные с потребителями; проектиро­вание и разработка; закупки; производство и обслуживание); процес­сы управления ресурсами; процессы измерения, анализа, улучшения.

Входами одних процессов обычно являются выходы других. Напри­мер, для процесса закупок материально-технических ресурсов входом будет процесс «оценка и выбор поставщиков». При этом процессы в организации должны планироваться и осуществляться в управляемых условиях с целью добавления ценности в каждом последующем про­цессе. Для организации в целом названные положения проиллюст­рированы на рис. 2.3.

 
 

 


Рис. 2. Деятельность организации как процесс преобразования входов в выходы

Помимо процессов одним из объектов изучения курса «Инструменты управление качеством» является персонал, что не случайно.

Без активного, заинте­ресованного участия персонала в процессах создания продукции, со­вершенствования деятельности в целом невозможно достичь стратегических целей развития организации.

При этом персонал не должен рас­сматриваться только как необходимый ресурс для создания продукции; сотрудники должны выступать активными участниками всех процессов в организации, направленных на достижение поставленных целей, знать и уметь пользоваться инструментами качества для достижения не только стратегических но и локальных целей постоянного совершенствования продукции.

Продукция, представляющая собой результат процесса, также слу­жит в данном курсе объектом изучения. Продукция - конечный ре­зультат деятельности организации, интересующий субъектов ее внеш­ней среды и, прежде всего потребителей.

В современной теории управления качеством продукция класси­фицируется по четырем общим категориям [3]:

1. услуги (например, перевозки);

2. программные средства (например, компьютерная программа, словарь);

3. технические средства (например, узел двигателя);

4. перерабатываемые материалы (например, топливо).

Цель изучения курса «Инструменты управления качеством» в приобретении теоретических знаний, а также практических умений и навыков в области управления качеством исследуемых объектов (процессов, персонала, продукции, деятельно­сти организации в целом).

Достижение данной цели требует решения целого ряда задач, к важнейшим из которых относятся следующие:

- изучение содержания системного подхода к уп­равлению качеством, а также современных тенденций его раз­вития;

- раскрытие сущности подхода к управлению качеством на ос­нове ИСО серии 9000: 2000;

- исследование процессов жизненного цикла продукции в сис­теме менеджмента качества;

- знакомство с методами и инструментами управления каче­ством;

- сформировать ясное представление о понятие качество, о проблемах, задачах и перспекти­вах отечественных производственных предприятий;

- сформировать систему понятий и представлений об инструментах качества;

- ознакомить со стадиями жизненного цикла продукции и задачами, подлежащими решению на каждой из стадии цикла;

- выработать навыки поиска, выбора и применения инструментов менеджмента качества.

- привить навыки работы с технической литературой и подготовки отчетов в виде обзорно-аналитических рефератов.

 





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.008 сек.