Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологическое изучение массовой коммуникации




Правовое регулирование усыновления (удочерения) при наличии иностранного элемента.

Правовое регулирование личных неимущественных и имущественных отношений родителей и детей и других членов семьи при наличии иностранного элемента

Правовое регулирование личных неимущественных и имущественных отношений супругов при наличии иностранного элемента.

Условия заключения брака на территории РФ л

Правовое регулирование брака и развода с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

Основания применения к семейным отношениям норм иностранного семейного права.

Коммуникация представляет собой одну из форм деятельности людей, которая знакома каждому. Мы будем определять её как социальное взаимодействие, осуществляемое с помощью информации. Коммуникация невозможна без отправителя информации (коммуникатора, передающей стороны), канала передачи, собственно сообщения, приемника информации, отношений передающей и принимающей сторонами. Характерной чертой информации, транслируемой через масс-медиа, является её универсально-обезличенный, деперсонализированный характер, обусловленный тем, что сообщение адресовано не конкретному человеку, а достаточно широкой аудитории, поэтому информация должна быть предельно внятной, доступной, стандартизированной. Каждый из видов масс-медиа (пресса, радио, телевидение, интернет) использует при передаче информации специфические символические формы и средства: видео- или звуковой ряд, текст, изображение, которые по-разному воздействуют на реципиента. Традиционными для исследователей коммуникации, являются следующие вопросы, которые наиболее удачно сформулировал Г.Лассуэл (Лассвел):

- Кто и кому передаёт информацию? (Источники и потребители).

- Почему осуществляется коммуникация? (Функции и цели).

- Как происходит коммуникация? (Каналы, язык, коды).

- В чём состоит содержание коммуникации? (Сообщения).

- Каковы последствия коммуникации? (Эффекты планируемые и непланируемые).

Уточняя определения массовой коммуникации, современные авторы фиксируют следующее: «Массовая коммуникация – систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей». «Массовая коммуникация включает институты, посредством которых специализированные группы используют технологические устройства (пресса, радио, кино и т.д.) для распространения символического содержания большим, гетерогенным и рассредоточенным аудиториям». «Массовая коммуникация представляет собой институциализированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации».

Коммуникация, играющая одну из ключевых ролей в процессе социализации на протяжении всей истории существования, стала объектом научного социологического интереса только в XX веке. Исследования, которые подготовили становление социологии массовой коммуникации как науки, существовали в психологии, лингвистике, антропологии. Несмотря на свою молодость, социология массовой коммуникации является одним из актуальных научных направлений, так как «научно обоснованное и эффективное управление социальным развитием через адекватным образом организуемое коммуникативное пространство-время выдвигается сегодня в число наиболее перспективных предметных областей фундаментальной социологии». (Дридзе Т.М. Социальная коммуникация в управлении с обратной связью // Социс, 1998, №10, С.44).

Социология массовой коммуникации как научная теория, имеющая характерную для социологического знания многоуровневую структуру, играет большую роль в общей системе наук об обществе.

Во-первых, она описывает объект исследования – массовую коммуникацию как социальный процесс во всей его полноте. На этом этапе социология массовой коммуникации отвечает на вопрос: «Что есть исследуемый объект, каким он нам представляется?»

Во-вторых, обобщая данные описательного этапа, она раскрывает сущностные характеристики самого объекта исследования, иными словами, отвечая на вопрос: «Почему исследуемый объект является именно таким, а также даёт представление о том, какими закономерностями общественного развития определена его качественная специфика?»

В-третьих, на основе знания сущностных характеристик объекта, особенностей его содержания, форм и проявлений она вырабатывает рекомендации по оптимизации его функционирования.

В-четвёртых, выступая как одна из областей социологического знания, она имеет возможность реализации прогностической роли социологии. Социология массовой коммуникации даёт представление о возможностях и путях дальнейшего развития массовой коммуникации и прогноз развития общества как целостной системы.

Складываясь и развиваясь, социология массовой коммуникации опирается на научную картину мира. НКМ включает в себя теоретические представления о психологических особенностях восприятия информации; об особенностях самой информации; о ценностях, лежащих в основе целей, которые реализуются в процессе массово-коммуникативной деятельности; о языке и тексте как средствах актуализации информации. Разумеется, научная картина мира, лежащая в основании социологии вообще, включающая в себя представления об обществе как целостной системе; о деятельности, о потребностях и интересах, являющихся побудительными силами в деятельности людей, о сущности массово-коммуникативного воздействия на социальные общности людей; о сознании, массовом сознании, также оказывает влияние на развитие социологии массовой коммуникации.

Социология массовой коммуникации рассматривает сам коммуникативный процесс как социальное явление, массовую коммуникацию как социальную подсистему общества в целом, как вид духовно-практической деятельности, то есть деятельности по трансляции, переносу в практическое сознание ценностей специализированного сознания в форме оценок, которые всегда являются оценками тех или иных социальных общностей, групп. Субъектами массовой коммуникации выступают субъекты внедряемых ценностей, то есть социальные общности, группы, стремящиеся представить собственные ценности в качестве общих для всего общества, и, соответственно, свои оценки в качестве общезначимых, свои социальные установки в качестве общих для всех.
Объектом массово-коммуникационной деятельности является массовое сознание. Функцией массовой коммуникации как деятельности является перенос, трансляция в массовое сознание теми или иными социальными группами определенного фрагмента продуктов специализированного сознания в форме оценок определенного вида явлений и фактов, актуальных с общественной и временной точек зрения.
С точки зрения системно-деятельностного подхода, сущность массовой коммуникации постигаема только методами теоретического анализа, в то время как исследование ее со стороны явления, содержания и форм предполагает также применение методов эмпирических исследований, результаты которых способствуют оптимизации функционирования всей системы массовой коммуникации.
Следует различать термины «массовая информация» и «массовая коммуникация». Эти понятия – не совпадающие и даже не пересекающиеся. Информация существует практически везде - как в природе, так и в социуме. Эта информация существует объективно, то есть независимо от нашего знания о ней. Коммуникация, в свою очередь, является сугубо социальным явлением и осуществляется посредством различного рода информации. Другими словами, информация есть средство актуализации коммуникации как процесса, но не наоборот, так как информация актуализируется в сознании индивида самыми различными средствами, например, наблюдениями за окружающим миром. Коммуникация любого вида предполагает, в отличие от информации, наличие сознания. Смешение понятий информации и коммуникации связано с тем, что социальная информация, циркулирующая во всех уровнях социума, также предполагает наличие сознания, как впрочем, и все социальные процессы, связанные с деятельностью человека. Следует заметить, что функция воздействия на аудиторию принадлежит не информации, а коммуникации как социальному процессу, реализующему данную функцию при помощи информации. В этой связи будет корректным при описании массово-коммуникационных процессов использовать термин «средства массовой
коммуникации», или «массовых коммуникации», имея в виду множественность технических каналов массово-коммуникационного воздействия. Термин «средства массовой информации» был основным при описании массово-коммуникационной деятельности в исследованиях советского периода. С точки зрения современного уровня развития социологии массовой коммуникации, применение термина «средства массовой информации» не является грубой ошибкой. Просто он характеризует деятельность массовой коммуникации со стороны явления, но не сущности. Другими словами, массовая коммуникация является нам как массово-информационная деятельность, то есть сущность массовой коммуникации проявляется посредством массовой информации.
Эмпирические исследования, осуществляемые в рамках этой отрасли социологии, дают представления о:

· коммуникаторе;

· самих информационных сообщениях;

· каналах распространения информации;

· массовой аудитории как объекте массово-коммуникативного воздействия;

· об обратной связи как необходимого условия для осуществления информационного воздействия на массовую аудиторию;

· об эффектах как результатах воздействия массовой коммуникации.

На развитие современной социологии массовой коммуникации оказывают влияние как медиа-ориентированные научные подходы к этому явлению, так и социо-ориентированные. В рамках первого подхода акцент делается на том, что массовая коммуникация является источником социальных изменений.

Социо-ориентированный подход формируется благодаря структурно-функциональной парадигме, давно сформировавшейся в социологии; бихевиористской парадигме, оказавшей значительное влияние на всю систему социальных наук; благодаря феноменологически-герменевтической традиции, актуализировавших для гуманитарного знания проблемы смысла, значения и языка сообщений массовой коммуникации.

Исследования, инициированные структурализмом, основное внимание уделяют анализу функций массовой коммуникации как системы; её взаимодействию с другими подсистемами общества.

Бихевиоризм в центр своего изучения ставит проблемы индивидуального поведения, которое рассматривается в связи с выбором, восприятием и реакцией на сообщения массовой коммуникации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1072; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.