КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Социально-психологическая структура группы
1. Социальная структура группы 2. Типы установки на восприятие человека Литература Волкова А.И. Конфликтология. Таганрог, 2000. Гришина Н.В. Психология конфликта. «Питер», 1998, С. 117-120. Курбатов В.И, Стратегия делового успеха. Ростов-на-Дону, 1995. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989, С. 56-63. Самыгин СИ, Столяренко Л.Д. Психология управления. Ростов-на-Дону, 1997. Каждая социальная группа имеет свою социальную структуру, которая основывается на «трех китах»: статусно — ролевые отношения, профессионально - квалификационные характеристики и половозрастной состав. Источники конфликтов можно найти, если рассмотреть структуру ролевого поведения человека, предложенную Г.Олпортом: 1) принятие роли — процесс обучения новым функциям, выработки определенных позиций, стиля поведения и общения; 2) исполнение роли - имеет две стороны: поведение человека, исполняющего роль, и оценка окружающих (самооценка и трехуровневая самооценка: начальником, сотрудником и подчиненным). Профессионально — квалификационные характеристики — второй «кит» в социальной структуре группы — это интеллектуальный и профессиональный потенциал группы. Третий «кит» — это половозрастной состав группы — каждый возрастной период имеет свои психологические особенности, которые нельзя не учитывать руководителю. В связи с этим должны рассматриваться перспективы развития группы в целом. Особенности женской и мужской психологии также накладывают отпечаток на характер внутригрупповых взаимоотношений. Женские коллективы более эмоциональны, ситуативны, в них чаще возникают ролевые конфликты. Мужские группы более жестоки, рациональны, имеют тенденцию к деловым и престижным конфликтам. Поэтому сочетание мужчин и женщин в группе является благоприятным фактором для развития группы и хорошего психологического климата. В любой группе, независимо от нашего желания и желания руководства, складывается невидимая на первый взгляд внутренняя социально-психологическая структура - это межличностные отношения, которые строятся на восприятии и понимании людьми друг друга. Психологи различают три типа установки на восприятие другого человека: позитивная, негативная и адекватная. При позитивной установке мы переоцениваем положительные качества и даем человеку большой аванс, который проявляется в неосознаваемой доверчивости. Негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном отрицательные качества другого человека, что выражается в недоверчивости, подозрительности. Лучше всего, конечно, адекватная установка на то, что у каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества. Главное, как они сбалансированы и оцениваются самим человеком. Психологические механизмы общения и взаимопонимания можно выстроить в определенный ряд (восприятие людьми друг друга): заражение - внушение или суггестия - подражание - соревнование - убеждение. Свойство заражения - эффект многократного взаимного усиления эмоциональных состояний общающихся между собой людей. Заражение происходят на бессознательном уровне (смех, злость и другие эмоции). Внушение или суггестия - происходит на сознательном или неосознанном уровне в зависимости от цели общения. Каждый человек обладает способностью так воспринимать передаваемые ему в общении идеи, действия, чувства, что они непроизвольно становятся как бы его собственными. Подражание - сложное динамическое свойство. Его возможные проявления - от слепого копирования поведения, жестов, интонации до сознательного, мотивированного подражания. Соревнование - свойство людей сравнивать себя с другим человеком, желание быть «не хуже других», «не ударить лицом в грязь». Хорошо, когда соревнование является стимулом развития, плохо, когда оно перерастает в соперничество (в деловой и личной сфере). Убеждение - аргументированное, сознательное, словесное доказательство своих идей, мнений, поступков. Помимо восприятия людьми друг друга существуют и уровни понимания людьми друг друга: Поверхностный уровень - восприятие лишь внешнего «рисунка» поступка человека без проникновения в мотивы и цели, в личностные особенности. На втором уровне понимания - анализируются отдельные качества человека: ум, черты характера, темперамент (умный, жесткий, уравновешенный и т.д.). Высокий уровень понимания - глубокое понимание человека включает выявление системы ведущих целей и мотивов поведения, выделение связей между отдельными поступками и личностью в целом, умение проникнуть в скрытые резервы и способности человека, способность прогнозировать поведение человека на основе понимания его индивидуальности. На основе общения формируется отношение группы к каждому ее члену, т.е. каждый человек получает свой социометрический статус. Социометрия - это измерение отношений внутри группы по социальным критериям: с кем бы я хотел проводить время, у кого бы спросить совета и т.д. Разработал ее Д.Морено. Суть этого метода заключается в выявлении так называемых «групповых прослоек», которые являются основой микроклимата любой социальной группы: Звезда - люди, пользующиеся наибольшей популярностью, симпатией в группе. Предпочитаемые - меньшей популярностью (с разным уровнем положительного статуса). Игнорируемые - (люди с отрицательным статусом в группе). Изолированные - (нулевой статус). Отвергаемые - (с разным уровнем отрицательного статуса).
Тема: Классификации групп 1. Условные и реальные группы 2. Постоянные и временные группы 3. Большие и малые группы Литература Волкова А.И. Конфликтология. Таганрог, 2000. Гришина Н.В. Психология конфликта. «Питер», 1998, С. 117-120. Курбатов В.И, Стратегия делового успеха. Ростов-на-Дону, 1995. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989, С. 56-63. Самыгин СИ, Столяренко Л.Д. Психология управления. Ростов-на-Дону, 1997. Внешняя структура группы определяется деятельностью, а внутренняя - общением. В связи с этим важно отметить, что когда на внутреннем уровне (межличностного общения) возникает конфликтная ситуация, то даже хороню отлаженная совместная деятельность (производственный процесс) не спасает коллектив от развала. Существуют следующие классификации групп: 1. Условные и реальные (по различию иерархических статусов). 2. Постоянные и временные (например, очередь; родственники). 3. Большие и малые (народ; коллектив). Малая группа - объединена общей социальной деятельностью, находится в непосредственном общении, способствует возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых процессов. Классификация малых групп по А.В. Петровскому: 1. ассоциации (личные интересы прежде всего); 2. кооперация (производственные интересы прежде всего); 3. просоциальная ассоциация (бандиты); 4. коллектив (учитываются производственные и личные интересы членов группы). Классификация групп по А.В.Петровскому наиболее известна, но существует множество других классификаций, как, например, классификация групп с точки зрения специфики распространения информации и организации взаимодействия между членами группы: 1. Пирамидальная группа - система закрытого типа; построена иерархически, то есть чем выше место, тем выше права, и влияние информации идет в основном по вертикали, снизу вверх (отчеты) и сверху вниз (приказы); в группе ценятся традиции. 2. Случайная группа - в которой каждый принимает решения самостоятельно, люди относительно независимы, двигаются в разные стороны, но что-то их объединяет (творческие и коммерческие структуры). 3. Открытая группа - в которой каждый имеет право на инициативу, но все вместе открыто обсуждают вопросы. Главное - общее дело. Свободно происходит смена ролей, эмоциональная открытость. 4. Группа синхронного типа - когда все люди находятся в разных местах, двигаются в одном направлении, так как у всех один образ, одна модель. Коллектив - это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели (осуществляется принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива). Уровни развития коллектива: 1-й уровень - эмоциональная приемлемость; 2-й уровень - характер совместной деятельности; 3-й уровень - приятие всеми членами единых целей групповой деятельности; 4-й уровень - выполнение единых целей разными методами. Эффективность работы группы зависит от целого ряда факторов: 1. Организационные - статус, размер и состав группы; 2. Среда, в которой функционирует группа, состояние коммуникаций и 3. Важность и характер задач, стоящих перед людьми; 4. Свобода организации собственной работы, позволяющая людям на деле трудиться более слаженно и заинтересованно.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |