Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Мы поможем в написании ваших работ!

Тема 7. Экологическая информация





План.

1. Понятие и значение экологической информации.

2. Источники экологической информации:

2.1.Экологический мониторинг.

2.2. Государственные кадастры природных ресурсов.

2.3. Государственная статистическая отчетность в области охраны окружающей природной среды и природопользования.

2.4. Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ.

2.5. Экологический паспорт промышленного объекта.

2.6. Декларация безопасности промышленного объекта.

3. Порядок предоставления экологической информации.

ВОПРОС 1.

Обладание экологической информацией имеет первостепенное значение для последовательного и эффективного решения задач обеспечения рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды всеми субъектами, участвующими в этом процессе. Прежде всего, такая информация необходима при подготовке и принятии хозяйственных, управленческих и иных решений, реализация которых связана с отрицательным воздействием на состояние окружающей среды. Экологическая информация необходима гражданам для защиты своих экологических прав, в том числе в судебном порядке. Доступ граждан и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни. Очевидна исключительная важность обладания информацией о состоянии окружающей среды в чрезвычайных ситуациях, когда существует опасность причинения вреда здоровью большого числа людей. Наличие своевременной информации позволяет минимизировать возможный вред.

В соответствии со ст. 2 ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах не зависимо от формы их представления. Что представляет собой экологически значимая или экологическая информация, какие сведения можно к ней отнести?

Действующее российское законодательство не дает исчерпывающего определения экологической информации. Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" говорит о том, что граждане и общественные организации имеют право требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране (ст. 12, 13). Международные источники, регулирующие экологические отношения, дают более развернутый перечень сведений, относящихся к экологической информации.

В качестве примера можно привести положения Конвенции "О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды", принятой на Конференции министров "Окружающая среда для Европы" (1998 г.). Согласно ч. 3 ст. 2 этой Конвенции экологическая информация означает любую информацию в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме:



а) о состоянии элементов окружающей среды, таких как воздух и атмосфера, вода, почва, земля, ландшафт и природные объекты, биологическое разнообразие и его компоненты, включая генетически измененные организмы и взаимодействие между этими элементами;

б) о факторах, таких, как вещества, энергия, шум и излучение, а также деятельность или меры, соглашения в области окружающей среды, политику, законодательство, планы и программы, оказывающие или способные оказать воздействие на элементы окружающей среды, и анализ затрат и результатов и другой экономический анализ и допущения, использованные при принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды;

с) о состоянии здоровья и безопасности людей, условиях жизни людей, состоянии объектов культуры и зданий и сооружений в той степени, в какой на них воздействует или может воздействовать состояние элементов окружающей среды или, через посредство этих элементов, факторы деятельности или меры, упомянутые в подпункте б).

ВОПРОС 2.

В литературе как специальной, так и учебной достаточно часто используется термин "источник информации". Так, учебник по экологическому праву России М.М. Бринчука содержит параграф "Источники экологической информации". Однако автор не раскрывает сущности данного понятия, не дает соответствующую дефиницию. При этом он подчеркивает, что всякая деятельность, осуществляемая в рамках права окружающей среды, сопровождается накоплением такой экологической информации. Объективно с этим процессом связаны экологическое нормирование и стандартизация, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, развиваемая договорная практика, экологическая сертификация, аудит, контроль, применение мер юридической ответственности. Одновременно автор выделяет ряд специфических источников, таких как нормативные правовые акты; кадастры природных ресурсов; экологические мониторинг; федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ; экологический паспорт предприятий; декларация безопасности промышленного объекта; государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации.

Как видим, источник информации понимается в литературе двояко: во-первых, как деятельность, в ходе которой осуществляется поиск, сбор, обработка, накопление и хранение информации и формирование информационных ресурсов; во-вторых, как результат указанной деятельности, т.е. сами информационные ресурсы и системы.

Рассмотрим некоторые специфические источники экологической информации

ВОПРОС 2.1.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 24 ноября 1993 г. № 1229 в нашей стране создана Единая государственная система экологического мониторинга, включающая в себя:

1) мониторинг состояния окружающей природной среды;

2) социально-гигиенический мониторинг;

3) мониторинг источников вредного воздействия.

Указанное постановление не определяет, что такое мониторинг, оно лишь называет указанные виды экологического мониторинга и распределяет полномочия по его ведению между различными государственными органами.

В соответствии со ст. 1 ФЗ "О гидрометеорологической службе" мониторинг окружающей природной среды, ее загрязнения - это долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнения и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды, ее загрязнения. Головным органов, ведущим этот мониторинг, является Государственный комитет по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РФ.

Природоресурсовое законодательство предусматривает ведение мониторинга состояния отдельных природных ресурсов: водных объектов (ст. 78 Водного кодекса РФ), лесов (ст. 69 Лесного кодекса РФ), объектов животного мира (ст. 15 ФЗ "О животном мире"), атмосферного воздуха (ст. 23 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха), земель (ст. 109 Земельного кодекса РФ).

Органы Госсанэпиднадзора РФ наделены правом выявлять причины и условия возникновения и распространения массовых заболеваний и отравлений людей вследствие воздействии на них среды обитания. Для этого они ведут социально-гигиенический мониторинг (ст.38 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Последний представляет собой систему организационных, социально, санитарно-эпидемиологических и иных мероприятий, направленных на организацию наблюдения за состоянием санитарно-эпидемиологического благополучия населения, его оценку и прогнозирование изменений, установление, предупреждение, устранение или уменьшения факторов вредного влияния. Более подробно эти вопросы регулируются Положением о социально-гигиеническом мониторинге.

Правовая база ведения мониторинга источников вредного воздействия в настоящее время на федеральном уровне отсутствует.

ВОПРОС 2.2.

Государственным кадастром природных ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природных ресурсов, состав и категории пользователей. Данные кадастров служат обеспечению рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды от вредных воздействий.

В Российской Федерации ведутся следующие государственные кадастры: земельный, лесной, водный, месторождений и проявлений полезных ископаемых, объектов животного мира, особо охраняемых природных территорий. В качестве кадастра можно также рассматривать Красную книгу РФ. Являясь официальным документом, Красная книга содержит свод сведений о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений и о необходимых мерах по их охране и восстановлению.

Наряду с кадастрами отдельных природных ресурсов и объектов, в экологическом законодательстве предусмотрено ведение комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов. Эти кадастры представляют собой государственный свод системно-организованных данных о природных ресурсах и объектах в границах админитративных территорий (субъект РФ, округ, район) - их местоположении, количестве и качестве природных ресурсов, их первичной (базовой) социально-экономической оценке во взаимосвязи с экологической ситуацией на территории субъекта Федерации и составляющих его районов.

ВОПРОС 2.3.

Государственный статистический отчет и отчетность в области природопользования и охраны окружающей среды ведется как Государственным комитетом РФ по статистике, так и специальными государственными органами в области природопользования и охраны окружающей среды.

Госкомстат и его территориальные подразделения ведут учет экологически значимой информации по ряду форм: №1 - Экофонд "Отчет о поступлении и расходовании экологического фонда"; № 2 - ТП (воздух), "Отчет об охране атмосферного воздуха и прекращение сброса загрязненных сточных вод"; № 4 - ОС "Отчет о текущих затратах на охрану природы"; №12 - ЛХ "Отчет о лесозащите" и др.

Чрезвычайно слабо решены в российском экологическом законодательстве вопросы отчетности природопользователей о своей деятельности перед государственными природоохранными органами. Ни Закон РФ "Об охране окружающей природной среды", ни природоресурсовые законы не содержат соответствующее требование. Вместе с тем отчетность может играть существенную роль в совершенствовании деятельности природопользователей. При этом она может служить источником соответствующей информации не только для государственных структур. Важно, чтобы в условиях развития рыночных отношений дирекции компаний, акционерных обществ отчитывались о своей природоохранительной деятельности перед акционерами.

ВОПРОС 2.4

Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ. В настоящее время в России создана единая система регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ. В ходе такой регистрации сведения об этих веществах – их номенклатуре, производстве и применении, назначении, о свойствах, биологическом действии и поведении в окружающей среде – вносятся в соответствующий Федеральный регистр.

ВОПРОС 2.5.

Экологический паспорт промышленного объекта является относительно новым источником информации об источниках экологической опасности.

Требования по введению экологического паспорта промышленного предприятия предусмотрены ГОСТом 17.0.0.04-90. Экологический паспорт предприятия представляет собой комплекс данных об уровне использования предприятием природных ресурсов и степени его воздействия на окружающую среду. Экологический паспорт включает в себя следующие сведения: общие сведения о предприятии и его реквизиты; краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия; краткое описание технологии производства и сведения о продукции, балансовая схема материальных потоков; сведения об использовании земельных ресурсов; о рекультивации земель; характеристика сырья, используемых материальных и энергетических ресурсов; характеристика выбросов в атмосферу; водопотребление и водоотведение, отходов; сведения о транспорте предприятия; сведения об эколого-экономической деятельности предприятия.

Экологический паспорт разрабатывается предприятием за счет собственных средств и утверждается его руководителем после согласования с территориальным органом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды. Основой для разработки экологического паспорта служат основные показатели производства, проекты расчетов нормативов предельно допустимых воздействий на природу, разрешения на природопользование, паспорта газо- и водоочистных сооружений и установок по утилизации и использованию отходов, формы государственной статистической отчетности и другие нормативные документы.

Разрабатываются также экологические паспорта сельскохозяйственных, транспортных, судостроительных, нефтедобывающих предприятий, других опасных промышленных объектов.

ВОПРОС 2.6.

Декларация безопасности промышленного объекта представляет собой документ, определяющий возможные характер и масштабы чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте и мероприятия по их предупреждению и ликвидации. Разработка таких деклараций началась в 1995 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 675. Обязанность их разработки возлагалась на организации, эксплуатирующие опасные промышленные объекты. В настоящее время перечень таких объектов определяется ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21 июля 1997 г.

Декларация безопасности промышленного объекта содержит следующие сведения:

сведения о местоположении, природно-климатических условиях размещения и численности персонала промышленного объекта;

основные характеристики и особенности технологических процессов и производимой на промышленном объекте продукции;

анализ риска возникновения на промышленном объекте чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера, включая определение источников опасности, оценку условий развития и возможных последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе выбросов в окружающую среду вредных веществ;

характеристику систем контроля за безопасностью промышленного производства, сведения об объемах и содержании организационных, технических и иных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

сведения о создании и поддержании в готовности локальной системы оповещения персонала промышленного объекта и населения о возникновении чрезвычайных ситуаций;

характеристику мероприятий по созданию на промышленном объекте, подготовке и поддержанию в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий по обучению работников промышленного объекта способам защиты и действий в чрезвычайных ситуациях;

характеристику мероприятий по защите персонала промышленного объекта в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, порядок действий сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

сведения о необходимых объемах и номенклатуре резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

порядок информирования населения и органа местного самоуправления, на территории которого расположен промышленный объект, о прогнозируемых и возникших на промышленном объекте чрезвычайных ситуациях.

ВОПРОС 3.

В общих чертах порядок пользования информацией, в том числе и экологической, определен ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". В соответствии со ст.12 этого закона пользователи информации – граждане, органы государственной власти и местного самоуправления, организации и общественные объединения – обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом, т.е. информация, отнесенная к государственной тайне, и конфиденциальная информация. Однако экологическую информацию, а также информацию о чрезвычайных ситуациях, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом запрещено относить к информации с ограниченным доступом (ч.3 ст.10).

Что касается порядка предоставления информации, то ст. 13 лишь определяет, что владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей информацией из информационных ресурсов на основе законодательства, уставов указанных органов и организаций, положений о них, а также договоров на услуги по информационному обеспечению. Порядок получения пользователем информации (указание места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур) определяет собственник или владелец информационных ресурсов. Таким образом, данный закон отсылает к иному законодательству.

В действующем законодательстве порядок предоставления экологической информации различается в зависимости от характера последней. Информация, имеющая чрезвычайный характер, например, сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и их последствиях, а также о радиационной, химической, взрывной, пожарной, и экологической безопасности, о принятых мерах, о приемах и способах защиты населения оперативно распространяется государственными органами и органами местного самоуправления через средства массовой информации и по иным каналам (ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"). Закон РФ "О средствах массовой информации" обязывает редакции средств массовой информации незамедлительно и на безвозмездной основе выпускать в свет (в эфир) по требованию государственных органов оперативную информацию по вопросам безопасности населения (ст.35).

Текущую информацию граждане, организации и общественные объединения могут получать различным образом. Например, из ежегодных государственных докладов о состоянии окружающей природной среды и о состоянии защиты населения и территорий РФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по их запросам, в ходе общественных слушаний, проводимых в рамках процедуры оценки вождействия на окружающую среду, путем ознакомления с заключениями государственной экологической экспертизы и т. п. Помимо этого, указанные субъекты могут запрашивать интересующую их информацию у государственных органов и ох должностных лиц.

Единый порядок предоставления информации здесь отсутствует. Так, Положением об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды предусмотрено, что информация о состоянии окружающей среды общего назначения предоставляется пользователям (потребителям) бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере расходы на эти услуги. Бесплатно названная информация предоставляется органам государственной власти РФ, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Другим пользователям информация в области мониторинга окружающей среды общего назначения предоставляется за плату. Специализированная информация пользователям в рамках совместных программ (соглашений), а также по договорам на услуги по информационному обеспечению.

Предоставление информации, полученной в ходе ведения социально-гигиенического мониторинга, осуществляется на договорной основе.

Информация о лесном фонде может предоставляться безвозмездно или за плату. На безвозмездной основе может предоставляться информация для научно-исследовательских, учебных и других некоммерческих целей, за плату на основе договоров предоставляется информация, имеющая коммерческий интерес.

Особое значение с точки зрения реализации права граждан и общественных объединений на доступ к экологической информации имеют сроки предоставления запрашиваемой информации. Поскольку ни в одном нормативном акте они не указываются, думается, по аналогии могут применяться Указы Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" от 12.04.68 (в ред. от 2.02.88) и "О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями, организациями копий документов, касающихся прав граждан" от 4.08.83. Этими документами устанавливается месячный максимальный срок для ответов на заявления граждан.

Контрольные вопросы:

2. Какие сведения можно отнести к экологической информации?

3. Что такое источник экологической информации?

4. Назовите источники, содержащие информацию о состоянии окружающей природной среды.

5. Назовите источники, содержащие информацию об источниках вредного воздействия.

6. Как осуществляется сбор информации о состоянии здоровья населения?

7. Куда могут обратиться граждане, общественные организации, предприниматели за экологической информацией?

8. В какие сроки должна быть предоставлена информация по запросам граждан и юридических лиц?

9. Предусмотрена ли действующим законодательством юридическая ответственность за непредоставление или сокрытие экологической информации?

10. Может ли быть отнесена экологическая информация к информации с ограниченным доступом?

Нормативные акты:

Конвенции "О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды" // Зеленый мир. 1999. № 12

Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды"

Закон РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. // Российская газета. 1993. 21 сентября; СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 8220

Закон РФ. "О средствах массовой информации" от 27.12.91 // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300.

Земельный кодекс РСФСР.

Водный кодекс РФ

Лесной кодекс РФ

ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"

ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 12.03.99 // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1648.

ФЗ "О гидрометеорологической службе" от 15.06.98 // СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3609.

ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.95 // СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.

ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3588.

ФЗ "Об использовании атомной энергии" от 21.11.95 // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4552.

ФЗ "Об экологической экспертизе"

ФЗ "О рациональной безопасности населения" от 9.01.96 // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 141.

ФЗ "О государственном земельном кадастре" от 2.01.2000 // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 149

Постановление Правительства РФ от 24.11.93 № 1229 "О создании Единой государственной системы экологического мониторинга" //

Постановление Правительства РФ от 19.02.96. № 2101 "О Красной книге Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. № 9. Ст. 808.

Постановление Правительства РФ от 19.10.96 № 2000 "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий" // СЗ РФ. 1996. № 44. Ст. 5014.

Постановление Правительства РФ от 29.0495. № 105 "О подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий РФ от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" // СЗ РФ. 1995. № 20. Ст. 1800

22. Постановление Правительства РФ от 18.12.96 № 1516 "О посещении гражданами объектов использования атомной энергии" // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 10.

Постановление Правительства РФ от 6.10.94 № 105 "Об утверждении Положения в социально-гигиеническом мониторинге" // СЗ РФ. 1994. № 25. Ст. 2711.

Постановление Правительства РФ от 15.11.97 "Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды" // СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5410

Положение о мониторинге земель в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.07.92 № 123 // САПП. 1992. № 4. Ст. 183.

Положение о ведении государственного мониторинга водных объектов, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.03.97. № 2601 // СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1443.

Порядок сбора и обмена в Российской Федерации информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.03.97 № 308 // СЗ РФ. 1997. № 13. Ст. 1545.

Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам информации о лесном фонде, являющийся федеральной собственностью, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.09.97 № 2400 // СЗ РФ. 1997. № 40. Ст. 4608.

Постановление Правительства от 1.08.95 № 675 "О декларации безопасности промышленного объекта" // СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2692

Временное положением о порядке формирования комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов, утв. приказом Минприроды России от 17 августа 1995 г. № 326 // Справочная система "Консультант"

Дополнительная литература:

Ислямов Ш.Х. Проблема обеспечения прав граждан на доступ к информации // Московский журнал международного права. 1998. № 3

Казанцев В. Право граждан на информацию об окружающей среде // Российская юстиция. 2000. № 1

Семилетов С.И. Информация как особый нематериальный объект права // Государство и право. 2000. № 5

Разбаш О., Понизова О. Об основных элементах проекта Конвенции "Об участии общественности в принятии экологически значимых решений и о ее доступе к экологической информации" // Законодательство и экономика. 1998. № 6

Карамышева О.В., Герасимова Е.Л. Некоторые правовые аспекты создания и ведения государственного земельного кадастра РФ в условиях рынка // Государство и право. 1998. № 3

Копылов В.А. О структуре и составе информационного законодательства // Государство и право. 1996. № 6

Мороз Л.Н. Организационно-правовые аспекты формирования кадастров и регулирования кадастровых отношений // Государство и право. 1999. № 3





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.011 сек.