Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Экологический контроль и экологический аудит




План.

1.Понятие, формы и виды экологического контроля.

2. Государственный экологический контроль.

3. Производственный экологический контроль.

4. Общественный экологический контроль.

5. Правовые основы экологического аудита.

ВОПРОС 1.

Экологический контроль – это проверка соблюдения хозяйствующими субъектами, гражданами, государственными органами и органами местного самоуправления требований экологического законодательства.

Экологический контроль является гарантией выполнения природоохранных мероприятий и реализации регулирующих эти мероприятия норм, способом обеспечения законности, необходимым условием привлечения виновных лиц к юридической ответственности.

Различают следующие формы экологического контроля:

А. 1) начальный (предварительный) контроль, осуществляемый до начала экологически вредной деятельности, и

2) текущий контроль, осуществляемый во время данной деятельности.

Б. 1) предупредительный контроль, имеющий целью не допустить совершение экологического правонарушения, предотвратить наступление вредных для окружающей природной среды вредных последствий, и

2) карательный, цель которого устранить выявленные правонарушения и наказать виновных.

Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" предусматривает следующие виды экологического контроля:

1) государственный;

2) производственный;

3) общественный.

Данные виды контроля имеют общую цель – обеспечение рационального использования природных ресурсов и качества окружающей природной среды. В то же время они различаются по субъектам, их осуществляющим, пределам действия, методам проведения.

ВОПРОС 2.

Государственный экологический контроль является основным и обязательным видом экологического контроля. Он распространяется на деятельность всех государственных органов и организаций независимо от их подчиненности, а также на граждан. Иными словами носит надведомственный характер.

Потенциально государственный экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований, поскольку он может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов – прокуратуры и суда.

Государственный экологический контроль осуществляется государственными органами как общей, так и специальной компетенции. (См. тему "Государственное экологическое управление".)

Президент РФ осуществляет контроль через подбор и расстановку на федеральном уровне кадров, решающих экологические проблемы. По представлению Председателя Правительства РФ он назначает на должности министров, председателей государственных комитетов, руководителей федеральных служб. Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ, что позволяет ему контролировать обоснованность принятия экологически значимых решений. Президентский контроль также реализуется через Контрольное управление Президента РФ и полномочных представителей Президента РФ в субъектах РФ.

Контрольные полномочия Федерального Собрания РФ и представительных органов субъектов РФ сводятся в основном к проверке исполнения соответствующих бюджетов. В соответствии с Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" финансирование природоохранных мероприятий должно предусматриваться в государственной бюджете отдельной строкой. Контроль за выполнением этого требования – задача представительных органов.

Государственный экологический контроль органов исполнительной власти общей компетенции – Правительства РФ, правительств (администраций) субъектов РФ – проводится путем заслушивания на своих заседаниях отчетов и докладов руководителей государственных структур исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.

Специально уполномоченные государственные органы осуществляют текущий экологический контроль. Распределение компетенции между специально уполномоченными органами - см. Тему "Государственное экологическое управление".

Должностные лица этих органов при осуществлении государственного экологического контроля обязаны:

самостоятельно и с привлечением в установленном порядке специалистов по вопросам охраны окружающей природной среды систематически осуществлять проверки хозяйственной и иной деятельности юридических, физических и должностных лиц по соблюдению ими экологических требований;

принимать меры по предотвращению и устранению экологических правонарушений и их негативных последствий, привлечению в установленном порядке юридических и физических лиц к ответственности за нарушение экологических требований;

осуществлять сбор информации о состоянии и изменениях окружающей природной среды, необходимой для организации и осуществления государственного экологического контроля, анализировать и проверять ее достоверность;

вносить в установленном порядке предложения по оздоровлению и улучшению качества окружающей природной среды и повышению эффективности государственного экологического контроля.

В пределах своей компетенции они имеют право:

беспрепятственно посещать предприятия, учреждения, организации и другие объекты независимо от форм собственности и подчинения (в том числе в установленном порядке - воинские части, специальные объекты и службы Вооруженных Сил, органов внутренних дел и государственной безопасности, предприятия закрытых административных территориальных образований), получать для ознакомления документацию, результаты анализов и иные материалы, необходимые для осуществления государственного экологического контроля;

проверять работу очистных сооружений, средств их контроля, соблюдение экологических нормативов

проверять выполнение государственных и других программ, планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;

заслушивать отчеты руководителей предприятий, организаций и учреждений по вопросам соблюдения экологических требований, выполнения программ, планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;

запрашивать и бесплатно получать от ведомств и организаций информацию по вопросам состояния и охраны окружающей природной среды, необходимую для осуществления государственного экологического контроля;

проверять соблюдение экологических требований при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию промышленных и других объектов и сооружений;

вносить предложения о проведении государственной экологической экспертизы и проверять выполнение ее заключений;

проверять соблюдение экологических условий, установленных в лицензиях на пользование природными ресурсами, аннулировать или давать предписания об их аннулировании при невыполнении природопользователями установленных в лицензиях экологических условий;

давать обязательные для исполнения предписания юридическим и физическим лицам об устранении экологических правонарушений и выполнении необходимых и достаточных мероприятий по охране окружающей природной среды;

выдавать обязательные для исполнения предписания об ограничении или приостановлении работы предприятий, сооружений и объектов, запрещении ввода в эксплуатацию объектов, строительство (реконструкция) которых выполнено с нарушением экологических требований и заключений государственной экологической экспертизы, а также об ограничении или приостановлении другой хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с экологическими правонарушениями и причиняющей вред окружающей природной среде; направлять в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения о прекращении этой деятельности;

рассматривать в порядке, предусмотренном законодательством, дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;

направлять в соответствующие органы материалы о привлечении лиц, виновных в экологических правонарушениях, к дисциплинарной и уголовной ответственности;

определять (участвовать в определении) размеры вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений и на основании этого предъявлять требования к виновным юридическим лицам и гражданам о добровольном возмещении этого вреда либо предъявлять иски в суд или арбитражный суд о его возмещении согласно статьям 70 (пункт 2) и 87 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды";

вносить в соответствующие финансово-кредитные органы обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования хозяйственной деятельности, ведущихся с нарушением экологических требований.

При обнаружении экологического правонарушения государственный инспектор по охране природы составляет протокол об экологическом правонарушении, на основании которого принимает решение о применении к нарушителю одной или одновременно нескольких мер воздействия в зависимости от тяжести совершенного экологического правонарушения:

а) дает предписание об устранении экологического правонарушения

б) выносит постановление о наложении штрафа за административное правонарушение;

в) выносит постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, а в случае отказа добровольно возместить вред предъявляет соответствующий иск в суд;

г) дает предписание об ограничении (приостановлении) хозяйственной и иной деятельности;

д) дает предписание о прекращении финансирования хозяйственной и иной деятельности

е) направляет руководству организации представление о применении мер дисциплинарного взыскания к правонарушителю

ж) направляет материалы в следственные органы для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности за экологическое преступление

ВОПРОС 3.

В вопросах управления охраной окружающей природной среды и природопользованием поведение низового звена – организаций – имеет немаловажное значение. Именно здесь в результате производственной деятельности формируются главные источники загрязнения природной среды. Контроль этих источников легче всего проводить силами самих организаций. Такой экологический контроль называется производственным (ст. 71 Закона "Об охране окружающей природной среды").

Для этого в организациях могут создаваться специальные экологические службы. В нашей стране такие службы начали создаваться уже в конце 60-х – начале 70-х годов. Основная задача этих служб – обеспечить выполнение хозяйствующим субъектом тех обязанностей по охране окружающей природной среды, которые возложены на него действующим законодательством.

Как организационные формы таких служб, так и возлагаемые на них функции могут быть различными, это во многом зависит от технологических особенностей производства, от типов и характера воздействия на окружающую природную среду, от финансовых и кадровых возможностей организации. Такие службы могут осуществлять контроль за эффективностью работы локальных систем очистки, соблюдением нормативов ПДВ, ПДС, образования и размещения отходов, вести локальный мониторинг используемых природных объектов, мест размещения отходов, разрабатывать программы по внедрению малоотходных технологий, решать вопросы размещения и утилизации отходов, участвовать в работах по рекультивации земель и т.п. Цель деятельности, конкретные задачи, структура и полномочия работников экологических служб определяются локальными нормативными актами, утверждаемыми руководителями организаций – должностными инструкциями, положениями.

ВОПРОС 4.

Общественный экологический контроль может осуществляться профсоюзами, иными общественными организациями, трудовыми коллективами, гражданами. Данный вид экологического контроля распространяется как на государственные органы, их должностные лица, в том числе органы, на которых возложено выполнение природоохранных функций, так и на предпринимательские структуры и граждан.

Задачи общественности состоят в выявлении экологических проблем, по каким-либо причинам оказавшимся вне поля зрения органов государственного экологического контроля и правоохранительных органов, в создании альтернативного информационного канала, повышении оперативности экологического контроля и эффективности оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, в создании обстановки, приводящей в действие имеющиеся юридические механизмы.

Собственных правовых рычагов воздействия на правонарушителей у общественности не так уж много. Поэтому они могут использовать возможности должностных лиц государственного экологического контроля, подключаться к их деятельности, например, оказывать помощь при проведении проверок деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе на правах общественных инспекторов. Члены гражданского общества могут осуществлять свою деятельность и параллельно, независимо от государственных органов. При этом они могут использовать те полномочия, которыми их наделяет экологическое законодательство. (См. темы "Экологические права и обязанности граждан и общественных объединений" (вопрос 5), "Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза".)

ВОПРОС 5.

Экологический аудит - это предпринимательская деятельность экологических аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и по выработке рекомендаций по снижению потенциального негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье населения.

Задачами экологического аудита являются обоснование экологической стратегии и политики предприятия; определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления; проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранного законодательства; повышение эффективности регулирования воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду; снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением окружающей среды.

При проведении экологического аудита должны соблюдаться следующие принципы:

объективность и независимость экологических аудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников, руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;

профессионализм и компетентность экологического аудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;

достоверность и полнота информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;

планирование работ по проведению экологического аудита;

комплексность экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую природную среду);

конфиденциальность информации, получаемой в результате проведения экологического аудита;

ответственность экоаудиторов за результаты проводимых исследований.

Экоаудит может быть обязательным и инициативным (добровольным). Обязательный аудит проводится в случаях, прямо установленных в нормативно-правовых актах, а также по решению государственных органов (суда, правоохранительных органов). В действующем федеральном законодательстве такие случаи не определены, некоторые субъекты РФ в своем законодательстве восполняют этот пробел. Так, Законом Томской области "Об экологическом аудите в Томской области" от 27 августа 1997 г. (Официальные ведомости Администрации Томской области. 1997. № 18. Ст. 10.) установлено, что обязательный экологический аудит проводится: при обосновании инвестиционных проектов и программ, если это предусмотрено условиями инвестирования; при обосновании и реализации экологических программ (федеральных, региональных, местных отделений – предприятий природопользователей), финансируемых за счет бюджетных и внебюджетных средств; по решению муниципальных органов при лицензировании и сертификации видов деятельности в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Инициативный аудит проводится по решению субъекта хозяйственной деятельности, определяющего цели и задачи проведения экологического аудита

Экологический аудит проводится экоаудиторами, действующими в составе экоаудиторских организаций либо индивидуально. Для подтверждения профессиональной пригодности и квалификации аудиторов проводится их аттестация специальной Комиссией Госкомэкологии РФ (ныне – МПР РФ). Аттестуемый экоаудитор должен иметь высшее образование, практический опыт работы, связанной с охраной окружающей среды, природопользованием и методологией экоаудирования не менее 4 лет, обладать знаниями специфики отрасли, в которой полагается проводить аудит, и пройти курс специального обучения в области экоаудирования.

Экологическое аудирование является лицензируемым видом предпринимательской деятельности.

Для обеспечения реализации принципа независимости и объективности экоаудита установлено, что он не может проводиться:

а) экологами–аудиторами, являющимися учредителями, акционерами, руководителями, должностными и иными заинтересованными лицами аудируемого хозяйствующего субъекта, либо состоящие с вышеуказанными лицами в близком родстве, либо свойстве (родители, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети их супругов);

б) экологическими аудирующими организациями:

в отношении хозяйствующих субъектов, являющимися учредителями, акционерами, собственниками, кредиторами, страховщиками, а также в отношении которых вышеуказанные фирмы, являются учредителями, акционерами, собственниками.

в отношении хозяйствующих субъектов, являющихся их дочерними предприятиями, либо филиалами, отделениями, представительствами, либо имеющими в своем капитале долю этих аудиторских организаций.

Результатом экологического аудита является заключение, составляемое и подписываемое экологами-аудиторами. Оно должно состоять из трех частей: вводной части, аналитической и итоговой.

Во вводной части указываются юридический адрес, расчетный счет аудиторской организации; ФИО экоаудиторов,, номер и дата выдачи лицензии на осуществление экологического аудита, срок ее действия, а также срок проведения экологического аудита. В аналитической части указываются: наименование субъекта хозяйственной деятельности, период его деятельности, результаты анализа природоохранной деятельности, соответствие ее экологическим требованиям, факты, выявленные в ходе осуществления проверки исполнения природоохранного законодательства РФ, которые нанесли, либо могут нанести ущерб окружающей природной среде или здоровью населения. Итоговая часть содержит: обоснованные выводы о воздействии субъекта хозяйственной деятельности на состояние окружающей природной среде, конкретные и приемлемые меры по снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также последствиях непринятия субъектом хозяйственной деятельности соответствующих мер. К сожалению, в действующем законодательстве до сих пор не урегулирован вопрос, какой юридической силой обладает данное заключение. Думается, что заключение аудитора должно иметь обязательную силу для всех юридических и физических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления, а в случае проведения проверки по поручению государственных органов, должно приравниваться к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством РФ.

Контрольные вопросы:

1. Какое место и какую роль выполняет экологический контроль в правовом механизме охраны окружающей природной среды?

2. Назовите виды экологического контроля. В чем состоит их отличие? Сходство?

3. Назовите органы государственного экологического контроля?

4. Каковы полномочия должностных лиц государственного экологического контроля?

5. Каков порядок проведения государственного экологического контроля?

6. Кто осуществляет производственный экологический контроль?

7. Каковы преимущества и недостатки производственного экологического контроля по сравнению с государственным?

8. Каковы возможности общественных экологических объединений и граждан при осуществлении общественного экологического контроля?

9. Определите, в чем состоит сходство и различия между экологическим аудитом и экологическим контролем, экологической экспертизой, оценкой воздействия на окружающую среду, экологическим мониторингом.


Задачи.
№ 1.

Начальник РСУ Токарев получил по почте постановление начальника государственной природоохранной инспекции о наложении на него (Токарева) штрафа в размере 1 минимального месячного размера оплаты труда за засорение водохранилища и водоохранной зоны отходами производства. Впоследствии он выяснил, что государственным инспектором, с участием работника местной администрации, производился осмотр берега водохранилища в черте города, составлялись акты, но представители предприятий, в том числе и он, в осмотре не участвовали, акты им не показывались.

Каков порядок осуществления государственного экологического контроля? Был ли он нарушен? Какие иные меры воздействия могут применять органы государственного экологического контроля?

№2.

По многолетним наблюдениям урожайность сельскохозяйственных культур на земельных угодьях сельскохозяйственных кооперативов и крестьянских хозяйств, расположенных в зоне действия выбросов металлургического комбината, на 25% ниже, чем в других хозяйствах данного района.

Опираясь на эти данные, местная администрация вынесла решение об ограничении экологически вредной деятельности завода (закрытии участка литейного цеха). Завод отказался выполнить это решение, пояснив, что выброс вредных веществ в атмосферу им осуществляется в пределах, установленных ему органами охраны окружающей среды.

Каковы основания и порядок принятия решения об ограничении, приостановлении и прекращении экологически вредной деятельности?

Каким образом можно защитить интересы природопользователей в данном случае?

№ 3.

Комитет по охране природы предъявил в арбитражный суд иск к инженеру СП "Сарматы" о наложении штрафа за невыполнение обязанностей по выполнению заключения государственной экологической экспертизы. Суд удовлетворил иск, взыскав с инженера сумму штрафа в размере 2-х минимальных размеров оплаты труда.

Правомерно ли решение суда?

№ 4.

В ходе проверки государственным инспектором комитета по экологии было выявлено, что ОАО "Восток" не систематически нарушает установленные ему нормативы выбросов вредных веществ, очистные сооружения не работают, на территории предприятия под открытым небом без разрешения хранятся ядохимикаты. Данные факты были отражены в акте проверки, а также в протоколах об экологическом правонарушении, на основании которым Государственным инспектором было вынесено решение о прекращении экологически вредной деятельности. Одновременно в банк было направлено предписание о прекращении финансирования деятельности АО.

АО обжаловало решения о прекращении его деятельности в арбитражный суд. В суде представитель АО указал на то, что в соответствии с Положением о данном органе у должностных лиц органов Госкомэкологии нет права выносить подобное решение.

Какое решение должен принять суд?

Нормативные акты:

Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды"

Правила осуществления государственного экологического контроля должностными лицами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов и его территориальных органов, утв. приказом Минприроды РФ от 17.04.96 // Российские вести. 1996. 5 июня

Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от23.12.92 № 1362 // САПП. 1994. № 2. Ст. 78

Порядок осуществления Федеральной службой лесного хозяйства России и ее территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, утв. Постановлением Правительства от 01.06.98 № 544 // СЗ РФ. 1998. № 23. Ст. 2547

Положения об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.06.97 № 716 // СЗ РФ. 1997. № 25. Ст. 2938

Положение о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей природной среды", утв Постановлением Правительства РФ от 26.02.96 № 168 // СЗ РФ. 1996. № 10. Ст. 937

Приказ Госкомэкологии России от 16.10.97 № 453 "О системе экологического аудирования" // Справочная система "Консультант"

Приказ Госкомэкологии России от 30.03.98 № 181 "Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России" // Справочная система "Консультант"

Приказ Госкомэкологии России от 16.07.98 № 436 "О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации" // Справочная система "Консультант"

Дополнительная литература:

Голиченков А.Г. Экологический контроль: теория и практика правового регулирования. М., 1992.

Ларионов Г.А. Общественный экологический контроль // Государство и право. 1996. № 2

Ларионов Г.А. Контрольные функции общественных организаций в области охраны природы // Законодательство и экономика. 1995. № 13-14

Марков Ю.Г., Турченко В.Н. и др. Социально-правовые механизмы природопользования. Новосибирск, 1995.

Серов Г.П. Экологическая безопасность населения и территорий РФ: Учебное пособие. М., 1997

Он же Экологическое аудирование // Финансовые и бухгалтерские консультации. 1997. № 5

Макаров С.В. Каменская Ю.Ю. Экологическое аудирование. М.: Знание, 1995

Шестаков А.С. Экологический аудит: вопросы теории и практики // Законодательство и экономика. 1997. № 15-16

Макаров С., Шагарова Л. Экологическое аудирование как самостоятельный вид природоохранной деятельности // Аудитор. 1998. № 1, 7

Кублицкая Т.В. Экологическое аудирование в крупных научно-промышленных компаниях и корпорациях // Экологическая экспертиза. 1991. № 2

Шевчук А.В., Шибаева И.Н. Экологический аудит и охрана окружающей среды в РФ // Экология и промышленность России. 1997. № 6, 7

Сидорчук В.Л. Процедура экологического аудита при оценке инвестиционных проектов и программ приватизации // Экономика природопользования. 1997. № 6

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 5959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.