Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 10. Экономический механизм охраны окружающей природной среды и природопользования




План.

1. Понятие и структура экономического механизма охраны окружающей природной среды и природопользования.

2. Платежи за природные ресурсы.

3. Платежи за загрязнение окружающей природной среды.

4. Экологические фонды.

5. Экологическое страхование.

6. Меры экономического стимулирования охраны окружающей природной среды.


ВОПРОС 1.

Экономический механизм охраны окружающей природной среды и природопользования представляет собой систему мер, обеспечивающих повышение экономической заинтересованности и ответственности субъектов хозяйствования в выполнении экологических требований, а также формирование и распределение финансовых потоков с целью наиболее эффективного использования средств, предназначенных для решения экологических задач.

На сегодняшний день сложилась структура экономического механизма, включающая в себя следующие элементы:

а) обязательные платежи за загрязнение окружающей природной среды;

б) платежи за природные ресурсы;

в) система государственных экологических фондов;

г) экологическое страхование;

д) комплекс мер по экономическому стимулированию охраны окружающей природной среды.

ВОПРОС 2.

В ст. 20 Закона "Об охране окружающей природной среды" плата за природные ресурсы подразделяется на два основных вида – плату за пользование природными ресурсами и плату за воспроизводство и охрану окружающей природной среды.

Первый из названных видов платежей по своею юридической природе представляет собой ни что иное как ренту – через нее реализуется право собственника на получение определенной части прибыли, полученной хозяйствующими субъектами в ходе эксплуатации природного объекта, за предоставление этого объекта в пользование. Плата за пользование природными ресурсами может взиматься в виде налогов (например, земельный налог), арендной платы и в иных формах, предусмотренных законодательством. Предельные величины этих платежей, а также порядок установления размеров и взимания устанавливаются Российской Федерацией, а дифференцированные ставки – субъектами Федерации. В отдельных случаях размеры этих платежей определяются в ходе проведения конкурсов или аукционов. Полученные суммы поступают в бюджеты различных уровней.

Платежи за охрану и воспроизводство природных ресурсов призваны компенсировать обществу затраты на восстановление и сохранение земель, лесов, водных и биологических ресурсов, воспроизводство минерально-сырьевой базы. В основе размеров платежей за охрану воспроизводимых природных ресурсов лежат затраты на рекультивацию нарушенных земель, на посадку лесных культур и уход за ними, на искусственной разведение рыбной молоди, очистку и берегоукрепление водоемов. Под воспроизводством невозобновимых ресурсов (минерально-сырьевых) понимаются поиск и геологическая разведка новых месторождений полезных ископаемых. Эти платежи поступают в специальные целевые внебюджетные фонды, из которых направляются на проведение соответствующих мероприятий.

Ниже приводится действующая в настоящее время система платежей за пользование конкретными природными ресурсами.

Плата за пользование землей взимается в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" в форме земельного налога и арендной платы. Земельный налог взимается с собственников, пользователей и владельцев земельных участков по ставкам, определенным в Законе, и направляется в местные бюджеты с последующим распределением в бюджет субъектов РФ и федеральный бюджет. Арендная плата соответственно платится арендаторами, ее размер определяется соглашением сторон. Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются на финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоение новых земель, а также на инженерное и социальное обустройство территории.

В соответствии с Лесным кодексом РФ система платежей за лесные ресурсы складывается из арендной платы и лесных податей. Арендная плата взимается при долгосрочном (на срок от 1 до 49 лет) пользовании лесным фондом на основании договоров аренды участков лесного фонда, а лесные подати при краткосрочном пользовании (на срок до 1 года). Ставки лесных податей утверждаются органами государственной власти субъектов РФ. При этом они должны учитывать минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, установленные Правительством РФ. На основе ставок лесных податей по соглашению сторон определяется размер арендной платы. Часть полученных сумм в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, распределяется между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ в следующих пропорциях: 40 процентов поступает в федеральный бюджет, 60 процентов – в бюджеты субъектов РФ. Остальная сумма направляется лесхозам, приравнивается к бюджетным средствам и используется для нужд лесного хозяйства.

В соответствии с ФЗ "О животном мире" система платежей за за пользование животным миром включает в себя плату за пользование животным миром и штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром. Плата за пользование животным миром поступает в федеральный бюджет – 40 процентов, и в бюджеты субъектов РФ – 60 процентов; а штрафы полностью в бюджеты субъектов РФ. Полученные средства используются на реализацию соответствующих федеральных и территориальных программ, мероприятия по комплексному использованию, охране и воспроизводству объектов животного мира.

При пользовании недрами с недропользователей взимаются: платежи за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизы. Платежи за пользование недрами взимаются за поиски, разведку месторождений полезных ископаемых, за их добычу и пользование недрами в иных целях. Размеры платежей за проведение поисковых и разведочных работ определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Эти платежи взимаются в форме регулярных взносов и определяются как доля от договорной (сметной) стоимости указанных работ. Размеры платежей за добычу полезных ископаемых определяются как доля от стоимости добытых полезных ископаемых. При их определении учитываются вид полезного ископаемого, количество и качество его запасов, природно-географические, горно-технические и экономические условия освоения и разработки месторождения, степень риска. Взимаются они в форме разового, а также последующих регулярных платежей после начала добычи. Платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых взимаются в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей. Размеры этих платежей зависят от размера участка недр, полезных свойств недр и степени экологической опасности при их использовании и определяются как доля от сметной стоимости объекта и стоимости предоставляемых услуг при его эксплуатации. Окончательные размеры платежей за пользование недрами определяются в ходе конкурса или аукциона. Распределяются платежи за пользование недрами между бюджетами различных уровней согласно Закону РФ "О недрах".

Пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Ставки отчислений установлены ФЗ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы". Полученные средства используются для целевого финансирования работ, предусмотренных программами геологического изучения недр

Акцизы взимаются в настоящее время в соответствии с ФЗ "Об акцизах" за нефть, газ и газовый конденсат и поступают в федеральный бюджет.

Взимание платежей за пользование водными объектами регулируется Водным кодексом РФ и ФЗ "О платежах за пользование водными объектами". Водный кодекс РФ попределяет, что водопользователи выплачивают два вида платежа: плату за пользование водными объектами (водный налог) и плату на восстановление и охрану водных объектов. Указанный Федеральный закон предусматривает лишь один вид платежа – плату за пользование водными объектами, в то же время в нем указано, что не менее 50 процентов поступающих в федеральный и региональные бюджеты сумм направляется на осуществление мероприятий по восстановлению и охране водных объектов. Размеры ставок платежей зависят от цели водопользования, бассейнов рек, озер, морей, экономического района, категории плательщиков, состояния водных объектов и местных условий водообеспечения населения.

ВОПРОС 3.

Платежи за загрязнение окружающей природной среды были введены Законом РФ "Об охране окружающей природной среды". Эти платежи призваны выполнять три функции:

1) компенсационную – посредством уплаты этих платежей хозяйствующие субъекты компенсируют как правомерный, так и неправомерный вред, причиняемый природной среде в процессе своей деятельности;

2) стимулирующую – платежи способствуют снижению объемов загрязнения;

3) экономическую - эти платежи являются основным и постоянным источником поступления денежных средств, необходимых для финансирования мероприятий по охране и восстановлению природных ресурсов.

Платежи взимаются за следующие виды вредного воздействия:
а) за сбросы загрязненных сточных вод в водные объекты;

б) за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

в) за размещение твердых отходов на соответствующих полигонах.

Размер платы рассчитывается в зависимости от объема загрязнения, на основе этого можно выделить:

а) плату за загрязнение в пределах, не превышающих нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов, размещения отходов;

б) плату за загрязнение в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов);

в) плату за сверхлимитное загрязнение.

В последнем случае размеры платежей увеличиваются в 5 раз. Если у природопользователя отсутствует оформленное в установленном порядке разрешение на выбросы (сбросы, размещение отходов), то вся масса загрязняющих веществ рассматривается как сверхлимитная.

Ставки платежей за загрязнение определяются исходя из базовых нормативов ставок платежей, установленных Правительством РФ по каждому виду загрязняющего вещества, и коэффициентов экологической ситуации и значимости, установленных по каждому экономическому региону. На основе утвержденных дифференцированных ставок и данных о фактической массе и составе загрязняющих веществ природопользователь рассчитывает сумму платежей и перечисляет 10 процентов – в федеральный бюджет, 90 процентов – в экологические фонды. В случае неуплаты платежей за загрязнение они могут быть взысканы в бесспорном порядке. В случае несвоевременной уплаты платежей за загрязнение в соответствии с Налоговым кодексом РФ начисляется пеня. Размер пени определяется в процентах от неуплаченной суммы платежей за каждый календарный день просрочки. Процентная ставка равна одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ (ст.75 Налогового кодекса РФ). Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст.ст. 46-48 Налогового кодекса РФ. Принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке.

ВОПРОС 4.

Целями создания экологических фондов являются привлечение и аккумулирование средств для финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды, решение неотложных задач охраны окружающей природной среды, восстановление потерь и компенсации причиненного ей вреда и других природоохранительных задач.

Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" предусматривает создание системы государственных внебюджетных экологических фондов, в которую входят:

-федеральный;

-региональные;

-местные экологические фонды.

Следует отметить, что хотя Закон говорит о системе фондов, между указанными фондами отсутствуют какие-либо вертикальные связи.

Федеральный экологический фонд действует на основании Постановления РФ "О Федеральном экологическом фонде РФ и экологических фондах на территории РФ". Согласно этому документу данный фонд образуется Правительством РФ и находится в ведении МПР РФ. Правление фонда ежегодно отчитывается в своей деятельности перед Правительством РФ. Региональные и местные фонды создаются по решению органов представительной власти субъектов РФ и муниципальных образований и находятся в ведении исполнительных органов. Действуют эти фонды на основании положений о них, утверждаемых органами законодательной власти.

Экологические фонды формируются за счет:

а) платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, другие виды загрязнения;

б) сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения и преступления;

в) средств от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;

г) средств полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам от долевого использования собственных средств фонда в деятельности иных юридических лиц;

д) добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, в том числе иностранных юридических и физических лиц.

Полученные средства распределяются между различными экологическими фондами: 10 процентов поступает в федеральный фонд, 30 процентов – в региональные, 60 процентов – в местные фонды

Средства экологического фонда могут направляться на:

- долевое участие в разработке и реализации программ и проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения;

- финансирование программ по охране окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов;

- финансирование внеплановых природоохранных мероприятий, в целях решения неотложных экологических проблем;

- участие в финансировании научно-технических исследований, разработок, внедрения ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;

- участие в финансировании строительства, реконструкции природоохранных объектов, осуществляемых организациями;

- осуществление международного сотрудничества, включая привлечение иностранных специалистов и организаций для проведения консультаций, экспертиз и других работ;

- участие в финансировании работ по ведению кадастров природных ресурсов;

- развитие особо охраняемых природных территорий;

- выплату в установленном порядке компенсационных сумм гражданам на возмещение вреда, причиненного их здоровью неблагоприятным воздействием окружающей природной среды;

- развитие экологического воспитания и образования населения автономного округа;

- иные цели связанные с охраной окружающей природной среды.

Запрещается использовать средства экологического фонда на цели, не связанные с природоохранительной деятельностью. За нецелевое использование установлена административная ответственность в виде штрафа (ст. 84 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды").

ВОПРОС 5.

Экологическое страхование – это страхование ответственности организаций – владельцев источников повышенной экологической опасности, возникающей в результате аварийного (внезапного, непреднамеренного) загрязнения окружающей природной среды, обеспечивающее возможность компенсации причиняемых при этом убытков и создающее дополнительные источники финансирования природоохранных мероприятий.

Объектом экологического страхования выступает риск гражданской ответственности, выражающейся в предъявлении страхователю имущественных требований со стороны физических и юридических лиц в соответствии с нормами гражданского законодательства. Страховым случаем является внезапное и непреднамеренное нанесение ущерба жизни, здоровью или имуществу третьих лиц или окружающей природной среде в результате промышленной аварии. Страховое возмещение определяется в результате рассмотрения дела в суде и включает в себя:

а) ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества;

б) вред, причиненный жизни или здоровью;

в) вред, причиненный природной среде;

г) компенсацию расходов, произведенных страхователем в целях уменьшения убытков и ликвидации последствий аварии.

Страховщиком не возмещаются:

а) вред, причиненный работникам страхователя;

б) моральный вред;

в) вред, причиненный имуществу, которым страхователь обладает на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве;

г) неустойки и штрафы;

д) упущенная выгода.

Экологическое страхование выполняет ряд функций. Важнейшими из них являются:

а) компенсационная – реализуется путем аккумулирования денежных средств в фондах страховых организаций, за счет которых в дальнейшем компенсируются убытки, причиненные третьими лицам и окружающей природной среде;

б) превентивная - обеспечивается путем возложения на страхователя обязанности проведения комплекса мероприятий, направленных на снижение риска возникновения аварий, невыполнение этих обязанностей может служить основанием для отказа в выплате страхового возмещения, поэтому страховщик осуществляет жесткий контроль за выполнением страхователем условий договора по проведению превентивных мер.

Таким образом, экологическое страхование создает взаимную заинтересованность сторон в снижении риска экологических аварий. Страхователь заинтересован в повышении своей экобезопасности, так как с ростом вероятности аварий растут ставки страховых премий. В виде поощрения безаварийности страхователь получает ряд льгот: возврат установленной договором части страховых премий, льготные условия продления страхового договора и т.п. Объем прибыли, получаемой страховщиком, также зависит от безаварийности деятельности страховщика, так как в этом случае отпадает необходимость выплачивать страховое возмещение, которое может достигать огромных размеров.

Экологическое страхование может быть добровольным и обязательным. При добровольном страховании страхователями могут быть юридические лица, расположенные на территории РФ, также за ее пределами, но имеющие производственные мощности на территории РФ. Обязательное экологическое страхование в настоящее время предусмотрено ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" Согласно этому закону организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обязаны заключить договор страхования ответственности на случай аварии на данном объекте. Наличие договора является одним из обязательных условий выдачи лицензии эти организациям.

Контрольные вопросы:

1.В чем отличие административных методов управления охраной окружающей природной среды от экономических?

2.Какие меры входят в экономический механизм охраны окружающей природной среды?

3.Какие виды платежей за пользование природными ресурсами предусматривает действующее законодательство?

4.Каков порядок определения размеров платежей за пользование природными ресурсами? От чего зависит размер платежа? Куда направляются эти платежи?

5.Какие функции выполняют платежи за загрязнение окружающей природной среды?

6.За какие виды загрязнения окружающей природной среды вносятся платежи?

7.Необходимо ли вносить платежи за неправомерное загрязнение окружающей природной среды? Какое загрязнение считается неправомерным?

8.От чего зависят размеры платежей за загрязнение? Каким образом они определяются? Могут ли они быть уменьшены?

9.Куда и в каком порядке направляются платежи за загрязнение?

10.Какова система экологических фондов в РФ?

11.Каков порядок создания экологических фондов?

12.Каковы источники поступления денежных средств экологических фондов?

13.На какие цели используются средства экологических фондов? Установлена ли ответственность за их нецелевое использование?

14.Что такое экологическое страхование? Каковы его функции?

15.Назовите виды экологического страхования? Какие законодательные акты предусматривают обязательное экологическое страхование?

16.Что является объектом экологического страхования? Страховым случаем? Какие суммы могут быть включены в страховое возмещение?

17.Каким образом может быть ограничена ответственность страховой компании?

Задачи.

№ 1.

Арбитражный суд своим решением взыскал в пользу истца - областного комитета по охране окружающей среды - с Кадомского заготовительного потребительского общества сумму ущерба, причиненного сбросом загрязненных сточных вод в р. Мокшу. В судебном заседании было установлено, что в результате сброса сточных вод возникло превышение в несколько раз предельно допустимых концентраций вредных веществ в реке, что причинило вред рыбным запасам и создало угрозу причинения вреда здоровью граждан.

Ответчик против иска возражал. Он считал, что сумма ущерба уже выплачена предприятием путем внесения платежей в экологические фонды за нормативное и сверхнормативное загрязнение окружающей среды.

Являются ли действия комбината противоправными?

Какое решение должен принять суд?

№ 2.

Областное управление водного хозяйства предъявило в арбитражный суд иск к ОАО о взыскании суммы платежей за нормативные и сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в реку, а также неустойки за несвоевременное перечисление указанных платежей в размере 0,5% за каждый день просрочки.

Какое решение примет суд?

№ 3.

В соответствии с действующим законодательством Красноярская краевая администрация приняла решение об образовании краевого внебюджетного фонда социального развития, куда были включены все средства краевого экологического фонда.

Прокурор заявил протест о нарушении закона.

Какой закон нарушила краевая администрация и в чем состояли эти нарушения?

Каковы меры ответственности за подобные нарушения?

№ 4.

Климов получил лесорубочный билет на вырубку деревьев для строительства жилого дома. За каждый куб. м вырубленной древесины Климов был обязан уплатить лесную подать. Кроме того, от Климова потребовали, чтобы он внес плату и на нужды воспроизводства, охраны и защиты лесов. Сомневаясь в такой двойной плате, Климов обратился за разъяснениями в юридическую консультацию.

Что такое лесная подать, кто, за что и в каком размере ее платит? Разъясните Климову, обоснованны ли его сомнения

№ 5

В областной комитет по природным ресурсам обратился ряд предприятий по поводу взимания с них платы за пользование водными объектами. Сельскохозяйственное предприятие ОАО "Волжские просторы) просило прояснить, по каким ставкам надлежит вносить плату за забор воды из реки для орошения сельскохозяйственных полей, а также обеспечения нужд животноводческой фермы и птицефабрики. Завод "Стальконструкция" выказал недоумение в связи с тем, что в последние шесть месяцев за сброс сточных вод в водный объект с него взимали непомерно высокую плату. Дирекция ГЭС выразила сомнение относительно правильности взимания с ГЭС платы в сумме 5 руб. за каждую тысячу киловатт-часов выработанной электроэнергии.

Назовите нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы платы за пользование водными объектами.

Каковы критерии определения ставок платы зха пользование водой? Предусматривает ли закон взимание платы в повышенных размерах? Если да, то в каких случаях и в пределах?

Нормативные акты:

Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды"

Закон РФ "О плате за землю" от 11.10.91 с изм. // ВВС РФ. 1991. № 44. Ст. 1424.

Водный кодекс РФ

Лесной кодекс РФ

Закон РФ "О недрах"

ФЗ "О животном мире"

ФЗ "О плате за пользование водными объектами" от 6.05.98 // СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2067.

ФЗ "Об акцизах" от 6.12.91 (ред. от 10.02.99) // ВВС РФ. 1991. № 52. Ст. 1872; СЗ РФ. 1996. № 11. Ст. 1016; 1997 № 3. Ст. 356; 1998. № 7. Ст. 800; 1999. № 7. Ст. 879

ФЗ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" от 04.12.95 // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 17

ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 20.06.97 // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3588.

Постановление Правительства РФ "Об утверждении положения о прядке и условиях взимания платежей за право пользования недрами, акваторией и участками морского дна" от 28.10.92. № 828 (ред. от 22.08.98) // САПП РФ. 1992. № 18. Ст. 1466; СЗ РФ. 1994. № 29. Ст. 3040; 1996. № 37. Ст. 4294; 1998. № 35. Ст. 4408

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 6322 // САПП. 1992. №10. Ст.726

Постановление Правительства РФ "О Федеральном экологическом фонде РФ и экологических фондах на территории РФ" от 29.07.92 № 442 // Экологическое право России. Сборник нормативных актов. М., 1998.

Порядок направления предприятиями, учреждениями, организациями, иностранными юридическими лицами и гражданами средств в государственные внебюджетные экологические фонды, утв. письмом Минфина РФ от 22.12.92 и Минприроды РФ от 21.12.92 // Российские вести. 1993. № 47; 1995. №119

Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в РФ, утв. письмом Минприроды от 3.12.92 и Российской государственной страховой компанией от 20.11.92 // Закон. 1993. №3

Дополнительная литература:

Албегова А.В. и др. Аварийные ситуации и экологическое страхование на региональном уровне // Экономика природопользования. 1997. № 2.

Волков Г. Плата за загрязнение: кто плательщик? //Хозяйство и право. 1998. № 1

Кожихов Г., Рыжкова Т., Бедный О. Формирование и расходование государственных экологических фондов: прокурорский надзор // Законность. 1997. № 12

Козырин Н. Природоохранные вопросы в предпринимательской деятельности // Хозяйство и право. 1997. № 6

Моткин Г. А. Страховой бизнес и экология // Право и экономика. 1994. № 17

Моткин Г.А., Козьменко С.Н. Основные положения и перспективы развития экологического страхования в России // Экономика природопользования. 1997. №3

Он же. Основы экологического страхования. М., 1996

Он же. Экологическая безопасность населения и территорий РФ. М., 1998

Нецветаев А.Г., Жилкина М.С. Экологическое страхование – надежный инструмент экономико-правового механизма охраны окружающей среды // Юридический мир. 1999. № 9

Они же. Проблемы правового регулирования экологического страхования // Экологическое право. 1999. № 2

Петрова Т.В. Плата за загрязнение окружающей природной среды: платежи или налоги // Вестник МГУ. Сер.11. Право. 1999. № 3

Она же Правовые проблемы экологических фондов // Законодательство и экономика. 2000. № 10

Правовое обеспечение охраны окружающей природной среды в условиях рыночной экономики // Государство и право. 1993. №11

Серов Г.П. Об актуальных вопросах совершенствования законодательства в сфере экологического страхования // Государство и право. 1997. № 12

Тарасов А.Г. Экологическое страхование в России и за рубежом // Экология и промышленность России. 1997. № 9

Теория и практика экологического страхования // Экономика природопользования. 1998. № 3; Правовые вопросы охраны окружающей среды. 1997. № 22

Шевчук А. Экономический механизм охраны природы // Закон. 1993. №3

Ялбулганов А.А. Налог на землю. Водный налог. Лесные подати: Практический комментарий к законодательству о природоресурсных платежах. М.: Ось-89, 1999

Ялбулганов Э. Предприниматель и экологическое право // Хозяйство и право. 1995. № 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.