Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и виды планирования




Планирование деятельности предприятия.

Планирование – это разработка и установление руководством предприятия

системы количественных и качественных показателей его

развития, в котором определяются темпы, пропорции и

тенденции развития данного предприятия в текущем периоде

и в перспективе.

 

В зарубежной практике планирование, административное управление и контроль за деятельностью предприятия определяют одним понятием – менеджмент.

 

Существует несколько методов планирования, а именно:

1. Балансовый.

2. Расчетно-аналитический.

3. Экономико-математический.

4. Графо-аналитический.

5. Программно-целевой.

 

Балансовый метод обеспечивает установление связей между потребностями

в ресурсах и источниками их покрытия, а так же между разделами плана.

 

Расчетно-аналитический метод используется для расчета показателей плана, анализа, их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень.

В рамках этого метода определяется базисный уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов. Для этого рассчитываются индексы изменения плановых показателей.

 

Экономико-математические методы. Эти методы позволяют разрешить экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.

 

Графоаналитический метод дает возможность представить результат экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков появляется количественная зависимость между сопряженными показателями.

z.b. между темпами изменения фондоотдачи, фондовооруженности, производительностью труда. Разновидностью графоаналитического метода является сетевой метод. С помощью сетевых графиков моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложным объектам

z.b. реконструкция цеха

 

Программно-целевые методы назначают составлять план в виде программы,

в комплексе задач и мероприятий, объеденных одной целью и приуроченных к определенным срокам.

Стержнем программы является генеральная цель, конкретизируемая в ряд подцелей и задач. Цели достигаются конкретными исполнителями, которые наделяются конкретными ресурсами.

На основе ранжирования целей составляются графы типа дерево-целей – это исходящая база для формирования системы показателей программы и организации структуры управления ею.

По срокам различают следующие виды планирования:

1. Перспективное (основывается на программировании).

2. Текущее.

3. Оперативно-производственное.

 

Планирование на предприятии

 

Перспективное   Текущее (годовое)   Оперативно-производственное

 

 

долгосрочное 10 – 15 лет   среднесрочное 3 – 5 лет   календарное Оперативное регулирование

заводские межцеховое  

 

цеховые внутрицеховое  

бригадные месячное  

 

декадное

 

Сменно- суточное

 

 

Долгосрочный план имеет программно-целевой характер, в нем формулируется экономическая стратегия деятельности предприятия на длительный период.

То есть здесь учитываются возможности предприятия.

Число показатель ограничено в плане.

 

Цели и задачи перспективного плана конкретизируются в среднесрочном плане.

Объектами среднесрочного плана являются организационная структура, производственные мощности, инвестиции, потребности в финансовых средствах и т.д.

Текущее планирование разрабатывается в разрезе среднесрочного плана и уточняет его показатели. В зависимости от объекта выделяют заводские, цеховые и бригадные планы.

 

Основные разделы и показатели годового плана.

 

1. План производства и реализации продукции. Номенклатура. Ассортимент. Товарная и реализованная продукция
2. План технического развития и организации производства. Удельный вес конкурентоспособности продукции. Экономическая эффективность мероприятий.
3. План по инвестициям и капитальному строительству. Размер капитальных вложений. Эффективность капитальных вложений.
4. Материальное и техническое обеспечение. План закупок. Объем поставок сырья и материалов.
5. Труд, персонал, зарплата. План по труду и кадрам. Производительность труда. Численность. Фонд оплаты. Среднезаработная плата.
6. Себестоимость прибыли и рентабельность. Смета затрат. Затраты на один рубль продукции. Все виды прибыли и рентабельности.
7. Финансовый план (бюджет). Баланс доходов и расходов. Налоги платежи и отчисления.
8. Фонды экономического развития предприятия. Итоги смет фондов, фонда накопления, потребления и резерва
9. План по охране окружающей среды. Плата за природные ресурсы. Капиталовложения в природоохранные мероприятия.
10. Социальное развитие коллектива. Уровень социальной обеспеченности работников.
11. Внешнеэкономическая деятельность. Размер валютной выручки.

 

 

Оперативно-производственное планирование.

Оперативно-производственное планирование служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и непосредственно доводит плановое задание до конкретных исполнителей.

Оперативно-производственное планирование подразделяется:

· межцеховое (составление планов по каждому отдельному цеху),

· внутрицеховое (в цеху разрабатывается план по цеху и каждому отделу).

· диспетчирование (не на всех предприятиях есть).

Завершающим этапом заводского оперативно-производственного планирования является сменно-суточное планирование.

Процедура разработки комплексного плана предприятия.

Разработка стратегического плана

 

Анализ деятельности фирмы

 

анализ состояния производственной мощности   Анализ рыночной коньюктуры   Анализ конкуренции
Анализ системы управления
Финансовый анализ
Обобщенные результаты

Выводы
Планирование стратегии фирмы (поиск новой стратегии продукт-рынок, расширение производства, снижение издержек). Определение долгосрочных целей, проектов и стратегии политики.
Среднесрочное планирование. План по структуре, маркетингу, производству, производственной мощности и труду. Финансовый план.
Текущее (годовое) планирование

Оценка выполнения долгосрочного плана   Оценка выполнения среднесрочного плана   Оценка выполнения годового плана

 

Оперативно-производственное планирование

Оценка выполнения сменно-суточного плана   Оценка выполнения декадного плана   Оценка выполнения месячного плана

С точки зрения обязательности принятия и выполнения планового задания, планы бывают директивные и индикативные.

Директивное планирование характеризуется принятием и выполнением плановых заданий, установленных вышестоящей организацией.

Индикативное планирование – это форма государственного регулирования производства через регулирование цен и тарифов, ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, МРОТ и других показателей.

Задание индикативного планирования называется индикаторами.

Индикаторы это параметры, характеризующие состояние и направления развития экономики, выработанное органами государственного управления.

В целом индикативное планирование носит направляющий рекомендательный характер.

Так же планы различаются по срокам и по видам:

1. Перспективное планирование.

2. Прогнозирование.

3. Стратегическое планирование.

4. Тактическое планирование.

5. Бизнес – планирование.

Эти планирования выполняют разные функции.

 

 

План производства (производственная программа).

План производства является основным ведущим разделом перспективного и текущего плана предприятия и определяется на основе объема продаж, номенклатуры, ассортимента продукции, ее качества, массы прибыли, уровня рентабельности, размера рыночной доли предприятия и т.п..

Разработка производственной программы (ПП) осуществляется на основе работы службы маркетинга. После проведения маркетинговых исследований производственная программа разрабатывается в следующей последовательности:

1. Определяется номенклатура и ассортимент продукции и объём её поставок в натуральном выражении согласно заключенным договорам.

2. Составляется план поставок продукции в натуральном выражении по потребителям.

3. Определяется изменение остатков нереализуемой продукции на начало и конец планируемого периода.

4. Определяется объём производства каждого изделия в натуральном выражении с календарным распределением внутри планируемого периода.

5. Объём производства обосновывается балансом производственных мощностей по ведущим подразделениям.

6. Рассчитываются стоимостные соизмерители (товарная и реализованная продукция).

7. Составляется график отгрузки продукции в соответствии с договорами заказчиков.

8. Программа планируется по основным цехам предприятия.

 

Производственная программа может составляться на срок 3 -5 лет, 1 год, с разбивкой по кварталам, месяцам. В натуральных, условно – натуральных, трудовых и стоимостных показателях.

Объём производства характеризуется номенклатурой и ассортиментом выпускаемой продукции.

Номенклатура – это наименование (перечень) изделий, работ или услуг, подлежащих к выпуску.

Ассортимент – состав изделий, подразделяемых по видам, типам, сортам, размеру в разрезе номенклатуры.

Измерение объема производства однородных изделий осуществляется в натуральном, трудовом, условно-натуральном и стоимостном показателях.

 

Товарная продукция – это продукция, произведенная на предприятии и предназначенная для реализации. Она является основным показателем плана производства и служит базой для расчета валовой и реализованной продукции.

 

Состав товарной продукции:

1. Стоимость переработки материала заказчика.

2. Стоимость готовых изделий.

3. Стоимость работ и услуг производственного характера по заказам со стороны и для собственных не промышленных хозяйств.

4. Стоимость полуфабрикатов, отпускаемых на сторону.

5. Стоимость продукции вспомогательных цехов, отпускаемых на сторону.

6. Стоимость нестандартного оборудования своего производства, реализуемого на стороне.

 

В товарную продукцию не включается стоимость сырья и материалов, оплачиваемых заказчиком. Если предприятие изготавливает для заказчика продукцию из этого сырья, то в товарную продукцию включается только стоимость обработки (давальческоё сырьё или толинг).

 

Товарная продукция в большинстве отраслей промышленности определяется по заводскому методу, т.е. в объём товарной продукции не включается стоимость готовых изделий, полуфабрикатов, изготовленных предприятием на собственные нужды.

Исключением является пищевая промышленность, где в стоимостные показатели включают внутризаводской оборот, то есть стоимость потребленных для собственных нужд готовых изделий и полуфабрикатов.

В плане товарная продукция включается в действующих ценах предприятия.

В отчете в фактически действующих в отчетном году ценах.

В платежных документах на продукцию кроме цен изготовителя выделяют НДС, акцизы и другие платежи, имеющие характер косвенных налогов. Цеховые программы основных цехов предприятия рассчитываются в порядке обратном ходу технологического процесса.

 

Валовая продукция – это стоимость общего результата производственной деятельности предприятия за определенный период времени.

Валовая продукция отличается от товарной продукции на величину изменения остатков незавершенного производства на начало и конец планового периода. Изменение остатков учитывается только на предприятиях с длительным

(не менее двух месяцев), производственным циклом и где незавершенное производство велико по объёму и может резко измениться во времени.

 

Валовая продукция рассчитывается по заводскому методу двумя способами:

1. Разница между валовым оборотом и внутрипроизводственным оборотом. Валовой оборот это стоимость всего объема продукции, произведенной за определенный период всеми цехами предприятия, независимо от того, использовалась ли данная продукция внутри предприятия для дальнейшей переработки или реализована на сторону. Внутри заводской оборот – это стоимость продукции выработанной одними и потребленной другими цехами в течении одного того же периода времени.

2. Валовая продукция определяется как сумма товарной продукции и разность остатков незавершенного производства на начало и конец планируемого периода.

 

Ожидаемые остатки незавершенного производства на начало планового года в цехах определяются по отчетным данным на основе инвентаризации. На конец года норматив остатков незавершенного производства рассчитывается по формуле:

 

Суточный выпуск продукции в денежном выражении

С -Себестоимость

ТЦ - Длительность производственного цикла

КГ - Коэффициент готовности незавершенного производства.

 

Валовая продукция рассчитывается в действующих сопоставимых ценах, то есть в неизменных на определенную дату ценах предприятия.

С помощью этого показателя рассчитываем фондоёмкость, динамику.

 

Состав стоимостных показателей продукции.

 

Валовой оборот «--»

Валовая продукция Внутризаводской оборот
Товарная продукция Незавершенное производство «--»
Условно-чистая Продукция Материальные затраты «--»  
Чистая продукция Амортизация   «--»  
Прибыль Зарплата  
                   

НСО

Энергия

Нормативная

стоимость

обработки

 

 

Реализованная продукция – это продукция, поступившая в данный период на рынок и подлежащая оплате потребителями.

Стоимость реализованной продукции определяется как стоимость предназначенных к поставке и подлежащих к оплате в платежном периоде готовых изделий, полуфабрикатов собственного производства, работ промышленного характера, предназначенных для реализации на сторону.

Так же стоимость реализации продукции и выполнение работ для собственного капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся на балансе предприятия. Денежные поступления, связанные с выбытием основных средств, материально оборотных и нематериальных активов, продажной стоимости валютных ценностей, ценных бумаг не включаются в состав выручки от реализации продукции.

Учитываются при определении общей балансовой прибыли.

Объем реализованной продукции рассчитывается исходя из действующих цен без НДС, акцизов, экспортных тарифов.

Объём реализованной продукции по платежам рассчитывается по формуле:

 

Остатки нереализованной продукции на начало и конец планового

периода.

 

В состав остатков нереализованной продукции на начало года включают:

1. Готовую продукцию на складе, в том числе отгруженную, документы по которым не переданы в банк.

2. Отгруженные товары, срок оплаты которых не наступил.

3. Отгруженные товары не оплаченные в срок покупателем.

4. Товары на ответственном хранении у покупателя.

 

На конец года остатки нереализованной продукции принимаются в расчет только по готовой продукции на складе и отгруженным товарам, срок оплаты которых не наступил.

Все составные части реализованной продукции рассчитываются в ценах реализации:

ОН – в действующих ценах периода, предшествующих плановому.

ТП,ОК – рассчитывается в ценах планируемого года.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.