Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отношения в канале товародвижения





 

Основные принципы отношений с посредником

до выбора КТД: - избегать сосредоточенности на одном посреднике («не класть все яйца в одну корзину»); - первоначальное заключение краткосрочных соглашений о посредничестве.
после выбора КТД - доверительные отношения с персоналом посредника; - использование вознаграждений для стимулирования активной работы; - «обучение эффективнее наказания»; - стандарты обслуживания одинаковы для всех посредников; - периодические встречи с посредником на высоком уровне; - регулярные отчеты о ходе и итогах сбыта.

 

Критерии выбора посредников

- размер торговой фирмы (объем продаж);

- качество услуг;

- техническая компетентность и оснащенность.

Формы контроля и стимулирования работы посредника

1. Комиссионная система оплаты.

2. Контракт - юридическая основа взаимоотношений производителя и посредника (права, обязанности, ответственность).

Указанные критерии выбора служат в качестве ориентиров. Как правило, по сбыту необходимо искать индивидуальные решения.

Формы сотрудничества уровней канала товародвижения

По характеру взаимодействия участников выделяют конвенциональные и координированные каналы товародвижения.

Таблица 7.10

Непрямые КТД по характеру взаимодействия участников

Вид непрямого КТД Признаки
Конвенциональные (независимые) - каждый уровень действует независимо; - ориентирован на максимизацию собственной прибыли; - не заботится об эффективности всего КТД (может действовать в ущерб другим, могут быть согласованы только объемы продаж).
Координированные - участники полностью или частично координируют функции; - один берет инициативу контроля; - цель взаимодействия: экономия на операциях, усиление рыночной силы КТД, товара.

 

Координации может осуществляться в различных направлениях:

1) вертикальная координация (по пути товародвижения)

• прямая (прогрессивная, вперед - каждое следующее звено контролируется предыдущим),

• обратная (регрессивная, назад);

 

2) горизонтальная (экспансия) - приобретаются в собственность компании аналогичного профиля.

Вертикальная координация вышла на ведущее место на развитом рынке в последние 30 лет, как результат вертикальной конкуренции. Вертикальная конкуренция дает возможность одному уровню в КТД

а) противостоять рыночной силе других уровней,

б) устранить конфликты независимых КТД,

в) коллективно оптимизировать деятельность.

Координированные КТД называют вертикальными маркетинговыми системами (ВМС). Среди ВМС выделяют корпоративные, контролируемые и договорные КТД.



Корпоративные (интегрированные) ВМС создаются на базе общей собственности по всей длине КТД, контроль производства и сбыта осуществляется владельцем.

Таблица 7.11

Достоинства и недостатки корпоративных КТД

Достоинства Недостатки
- позволяет фирме получить большую независимость, - обеспечивать снабжение, - сократить расходы на посредничество, - контролировать канал сбыта, - координировать сроки прохождения товаров - ограничивает конкуренцию, - сохраняет неэффективность сбыта и производства, - оказывает давление на потребителя

 

Контролируемые ВМС (управляемые неформальным лидером) – это бесконтрактная форма кооперации участников КТД. Наиболее влиятельный член КТД определяет сбытовую политику, продвижение товара, возможность продажи товара под собственной маркой.

Договорные ВМС - независимые равноправные участники КТД, координируют действия в рамках соглашения об условиях сбыта, правах и обязанностях участников. Среди них различают:

- добровольные цепи под эгидой оптового торговца,

- кооперативы розничных торговцев,

- франшизные системы (франчайзинг).

Стратегии фирмы по привлечению посредников

Стратегия «вталкивания» («нажима») - принуждение или побуждение посредников к:

- принятию марки в свой ассортимент;

- созданию необходимых товарных запасов;

- выделению хорошего места в торговом зале;

- стимулированию потребителей осуществить покупку.

 

Рис. 7.4 Стратегия «вталкивания»

Цель стратегии: добиться добровольного сотрудничества и гармоничных отношений с посредником.

Особенности стратегии:

- издержки пропорциональны объему продаж, легко переносятся малыми и средними фирмами;

- возможна зависимость от торговца.

Основные методы внедрения стратегии:

- предложение посреднику привлекательных условий;

- продвижение товара любым доступным способом;

- активное использование торговых агентов.

Стратегия «притягивания» («втягивания») - более дорогая, чем стратегия «вталкивания» («нажима»): через создание спроса потребителей обеспечение поддержки посредников.

 

Рис. 7.5 Стратегия «притягивания» («втягивания»).

 

Цель стратегии: создать вынужденное сотрудничество с посредником, благоприятное отношение к товару или марке на уровне конечного спроса с тем, чтобы пользователь сам побуждал посредника к торговле товаром производителя.

Условия применения стратегии:

- новый производитель с неизвестным потенциалом сбыта и возможностями поддержки;

- производитель с хорошей репутацией.

Особенности стратегии:

- рассматривается фирмой как долгосрочные инвестиции по приобретению капитала известности, созданию имиджа марки

- большие затраты на продвижение, распределенные на длительный период времени

- необходимы гарантии сбыта или прибыли (компенсация в случае невыполнения)

- затраты фиксированы, велики

- успех нейтрализует возможность давления со стороны торговли и обеспечивает широкомасштабное сотрудничество.

Основные методы внедрения стратегии:

- реклама в средствах массовой информации;

- политика торговой марки;

- бесплатная раздача товара;

- купоны на возврат части денег купившим;

- выставки, ярмарки;

- прямая реклама.

Смешанные стратегии - распределение усилий между конечным спросом и сбытовым звеном.

Исторически доминирующее положение в КТД смещается от производителя по направлению к рознице.

Альтернативой сотрудничеству является конфронтация уровней КТД. Формы конфронтации:

- производитель

• задерживает отправку;

• отказывается иметь дело с определенным посредником;

• ограничивает финансирование;

• не оказывает помощи в продвижении;

 

- розничное звено КТД

• задерживает платежи;

• плохо размещает товар в торговом зале;

• отказывается от определенных товаров;

• делает большие возвраты.

 

Все участники товародвижения, в общем имеют одни и те же цели: прибыльность, доступ к товару, эффективное распределение и сбыт, лояльность потребителей. Но представления о путях достижения этих целей у них расходятся, например, производитель, имея множество конкурирующих розничных посредников, не хочет, чтобы они продавали продукцию конкурентов, или каждый желает лояльности потребителей по отношению к себе, а не к другому. Кроме того, существуют естественные различия между участниками, связанные с

- разным положением в КТД;

- выполняемыми функциями;

- стремлением к максимизации собственной прибыли;

- контролем над собственной стратегией.

Также посредники могут располагать несколькими видами товаров, которые конкурируют между собой.

Таблица 7.12

Типы конкуренции в канале товародвижения

Тип конкуренции Определение
1. Горизонтальная конкуренция Конкуренция между одноуровневыми посредниками одного типа, продающими типовые товары.
2. Межвидовая горизонтальная конкуренция Конкуренция между одноуровневыми посредниками разного характера действия
3. Вертикальная конкуренция Конкуренция между посредниками разных уровней.
4. Межканальная конкуренция Конкуренция между каналами сбыта.

 

Эволюция системы сбыта последнего времени обострила все виды конкуренции и стимулировала создание маркетинговых вертикальных систем.

Франчайзинг как форма координации

Одно из значений слова «франчайзинг» - право, привилегия; «франшизы» (франц-franchise) - место, где разрешена торговля. Корнями эти понятия уходят во времена средневековья, когда король предоставлял баронам право собирать налоги на определенной территории, а гражданам была дана франшиза продавать товары на рынке определенного города и т.п.

Франчайзинг - это тип организации бизнеса, предполагающий создание широкой сети однородных предприятий, это ВМС потребительских товаров, предусматривающая долгосрочные договорные отношения, создающаяся, как правило, для сбыта.

Фирма-франшизер (франчайзер):

1) предоставляет другой фирме (франчайзи) право (лицензию, франшизу) на ведение определенного бизнеса:

а) на ограниченной территории;

б) при соблюдении установленных правил (контроля за качеством ведения бизнеса и т.д.);

в) под определенной маркой (принадлежащей или ассоциирующейся с франчайзером).

2) является собственником нематериальных активов предприятия, принадлежащего франчайзи.

Покупатель франшизы (франчайзи):

1. уплачивает франшизеру некоторую начальную сумму и отчисления от валовой выручки (gross receipts) или прибыли (gross profit) или обязуется выкупать товары на сумму, не менее определенной за период;

2. остается юридически самостоятельным и несет ответственность за свои действия;

3. получает право на:

а) использование коммерческой марки

б) постоянную поддержку

в) использование опыта организации бизнеса.

Функции франчайзера

 

Начальные функции - исследование рынка, - анализ расположения торговой точки, - поддержка при переговорах об аренде помещения, - советы по интерьеру, - подготовка персонала, - модели бухгалтерского учета и финансового анализа.
Текущие функции - наблюдение за ведением дел, - рекламные материалы, - переподготовка менеджеров и персонала, контроль качества, - реклама в масштабах страны, централизованное снабжение, - маркетинговая информация, аудит, коллективное страхование.

 

Таблица 7.13

Классификация франшиз

Критерий классификации Содержание
по сферам взаимодействия 1) франшизы первого поколения: - изготовитель и розничный торговец - изготовитель и оптовик - оптовик и розница   2) франшизы второго поколения (бизнес-формат) - торговая марка (имя), - лицензиар - розница  
по размерам первоначальных инвестиций (для франшиз бизнес-формата)   1) рабочая франшиза 2) коммерческая франшиза 3) инвестиционная франшиза  
по числу уровней   1) 2-х уровневая система: франчайзер – франчайзи 2) 3-х уровневая: франчайзер - главный дистрибьютор – франчайзи  

 

Способы возникновения франчайзинга:

- создание на основе нового товара;

- адаптация существующего товара для франчайзинга (из другой страны);

- преобразование фирменной сети во франчайзинговую;

- импорт.

Условия применения франчайзинга:

1. благоприятная экономическая и политическая ситуация;

2 географические факторы;

3. бизнес-фактор;

4. товарный.

Таблица 7.14

Преимущества франчайзинга как системы сбыта

для франчайзера 1. создание нового источника дохода, основанного на коммерческом ноу-хау 2. доступ к источнику капитала без потери контроля над МС, увеличение торговой сети без дополнительных инвестиций 3. быстрое расширение продаж с использованием начального успеха для создания эффекта "снежного кома" 4. реализация принципа "экономии на масштабе", отсутствие накладных расходов по содержанию собственных магазинов, оплату персонала и др. 5. независимые посредники мотивированы на успех дела 6. сотрудничество с посредниками, интегрированными в местную среду, воспринимаемыми населением как местные 7. долголетняя привязанность франчайзи к франчайзеру
для франчайзи 1. использование опыта, известности, гарантий имиджа (марки) франчайзера 2. возможность начать дело с малым капиталом 3. снижение риска и неопределенности, успех проекта уже доказан 4. создание собственного дела с одновременным вхождением в крупную организацию 5. повышение рыночной силы в связи с созданием сети 6. удешевление и проверка на качество поставки 7. возможность идти в ногу со спросом, возможность использовать научные технологические разработки 8. при обширном территориальном рынке возможность управлять дополнительной торговой точкой, не ограничивая первое предприятие
для потребителя 1. как правило, одно из условий контракта - продленные часы работы, высокий уровень обслуживания 2. общая торговая марка позволяет рассчитывать на определенные стандарты качества 3. франчайзинг гарантирует от бесследного исчезновения какой-либо точки, дает возможность обращения в головную организацию 4. поддерживает разнообразие выбора благодаря поддержке малого бизнеса в период растущей концентрации бизнеса

 

 

Таблица 7.15

Недостатки франчайзинга как системы

для франчайзера 1. репутация одного франчайзи сильно влияет на всю систему при отсутствии полного контроля (управления) 2. нет уверенности в правдивости отчета о деятельности франчайзи 3. в случае противоречий в целях (франчайзера и франчайзи) невозможность воздействия на деятельность франчайзи, пока не нарушен договор 4. отсутствие гибкости в перемещении точек, изменении стратегий и т.п. 5. проблемы информационной связи 6. проблемы с набором франчайзи 7. торговые точки франчайзи приносят меньше прибыли, чем если бы они были собственностью франчайзера 8. противоречие: собственность предполагает личную заинтересованность и участие, но товар должен быть стандартизован для создания у потребителя чувства надежности
для франчайзи 1. мало возможностей для самовыражения, самостоятельности 2. возможность пострадать из-за ошибок франчайзера или других франчайзи 3. привязанность к франчайзеру чревата невыгодной структурой затрат 4. продажа франчайзером всей франшизы как уже работающего предприятия может вызвать радикальное изменение в политике предприятия и неуверенность франчайзи 5. в контракте может оговариваться необходимость продажи фирмы после смерти франчайзи (ущемляются права родственников на наследование) 6. базирование на узкоспециализированном товаре, отсутствие диверсификации повышает вероятность того, что НТП, изменения законодательства, вкусов потребителей отрицательно скажутся на бизнесе
для потребителя 1. ограничивает конкуренцию между франчайзи 2. административная неэффективность франчайзи разрушает потребительские ожидания, основанные на отношениях с другими франчайзи

 

В зависимости от реальных условий, складывающихся на рынке, и поставленных маркетинговых целей выбираются оптимальные пути товародвижения, стратегии сбыта и привлечения посредников, формы и взаимодействие сбытовых сетей, торговой инфраструктуры.





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.008 сек.