Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Литовско-русское государство




Q


Угедей отличался мягким незлобивым характером, о нем уже при жизни ходило множество анекдотов. Чагатай же после смерти приемного сына Чингис-хана Шики, который раньше был официальным хранителем и толкователем Ясы, заступил на его место. Чагатай был известен своей педантичностью и буквальным следованием тексту, невзирая на обстоятельства, что сослужило ему славу свирепого судьи, словом, fiat justittiia et pereat mundus.

Как известно, сильны были у монголов и пережитки матриархата. Они почитали души умерших матерей, чтя тем самым прародительницу всех монголов - легендарную Алан Гоа (Великую Мать). Известия арабов о наличии пережитков эндогамии у татар не следует брать на веру, но другое свидетельство обладает несомненной достоверностью. Жены ханов принимали самое непосредственное участие в управлении улусами наравне с мужьями. "Право, мы не видели в наше время, чтобы женщина имела столько власти, сколько имела она, да и не слышали о подобном примере за близкое к нам время. Мне привелось видеть много грамот, исходивших от царей этих стран времен Берке и позднейших. В них читалось "мнения хатуней и эмиров сошлись на этом" и тому подобное". (Тизенгаузен В.Г., Ук.соч., т.1., с.229).

По сообщению Ианкинфа, например, по смерти Угедея, его вдова Туракина (Наймагинь), целых четыре года (1242-1246) единолично правила всей империей, см.: "История четырех ханов из дома чингисова", Спб, 1829, С.290, 298-299. По смерти Гуюка, сына Угедея, другая ханша, Улахай-эси, два года (1248-1250) правила империей пока Бату (Батый) не посадил на Каракорумский престол своего ставленника Менгу-хана (Там же, с.302). Ханша являлась законной регентшей при несовершеннолетнем наследнике согласно обычно-правовой норме.

Наконец, сам этноним "монгол" при жизни Чингис-хана, как доказывает акад. В.В.Бартольд, не был общеупотребимым. Это был официальный термин - древний мифический этноним, укорени­вшийся в сознании народа несколько позднее. См Бартольд В.В., Туркестан в эпоху монгольского нашествия, Соч., т.1., М., 1963, с.447.

Итак, еще во время Чингиса монгольский род (obox), объединенный общим предком-эпонимом (ebuge), был исключи­тельно агнатским родом. Кроме того, монголы знали уже нечто вроде фратрии - yasun - кости - объединения нескольких родов в том случае, если у них был один общий ebuge, предок. Нечего и говорить, что браки внутри костей тоже запрещались монголами.

Племя (irgen), как подчеркивал акад. Б.Я.Владимирцов,(Ук. Соч., с.79), было крайне неустойчивым образованием. Единство племенного союза обнаруживалось только на общих собраниях племени, xuriltai, или в общем набеге на соседей.


Власть в каждом роде осуществлял его старейшина - secen, который руководил домовладыками - odcigin или ejen*, что аналогично pater familias римского права; нередко старший в роду обозначался почтительным эпитетом "аkа". Под мелким образованием внутри рода - umaq (Владимирцов Б.Я. Ук.соч. с.71) - следует понимать разросшуюся семью, глава которой имеет все данные, чтобы вскоре стать noyan или secen отдельного рода, отколовшегося от старого. Из числа подобных степных аристократов на курилтаях племя выбирало себе хана (да'аn = ха'аn), власть которого была чрезвычайна слаба и целиком зависела от авторитета него самого. Именно такую социальную структуру и застал Чингис-хан, когда на курилтае 1206г. он был поднят на белом войлоке, что символизировало верховную власть над монголами - Чингис-хан стал императором, верховным кааном.

Чингис-хан не есть исключительное явление в человеческой истории. Он типичный представитель Hero-archy или Hero-hood, как выразился Т.Карляйль; точнее, он - типичный представитель так наз. "людей длинной воли", способных менять ход событий.** Вместе с тем Чингис-хан тот человек, который своими деяниями сколько не потряс вселенную, а сколько определил развитие Евразийского континента на века вперед. С его именем нередко связывают оформление феодальных отношений у монголов и влияние этих отношений на другие народы, стоявших на той или иной ступени развития.

В своем месте в этой связи мы попытаемся доказать, что татары привили русским не частности права и быта, этого скорее не было; а то, что великорусы позаимствовали у них идеологемму государственного взгляда на свою территорию, подданных, собственность, словом на государство, на самих себя как носителей идеи государства. Сама идея единства земли как политический лозунг, присутствовала в проповедях церкви с момента крещения Руси, но этой проповеди явно не хватало практического шага, который и был сделан татарами, в свою очередь вовсе не подозревавшими что творят. Татаро-византийская закваска была брошена в славяно-савроматское тесто.

Odcigin буквально - "князь огня", говорит о почитании монголами домашнего очага, общего предмета поклонения и для арийских народов. Вероятно, в глубокой древности арийцы как-то соприкоснулись с древними тюрками.

"Люди длинной воли" - термин, широко используемый в этнографии, культурологии и геополитике. Наиболее близок по смыслу термин "герой". Обозначает человека, все действия которого направлены на достижение его собственной задачи. Задача эта состоит в изменении окружающей социальной среды - творении истории. Типичные люди длинной воли: Александр Македонский, Юлий Цезарь и др. Значительное скопление людей длинной воли способно образовать устойчивые сообщества, объединенные общностью судьбы. Такое собрание героев получает наименование викингов, казаков, конкистадоров и т.д.


Сам Чингис-хан, как известно, был неграмотен, не знал никакого языка кроме родного, что не помешало ему спаять колеблющиеся родовые связи монголов в единую систему с помощью обыкновенной военной дисциплины. На место старых родов (obox) как административных единиц приходят десятки, сотни, тысячи и тумены. Примером последнего служит наш сибирский город Тюмень. В уже упоминавшейся нами выше летописи Рашид-ад-Дина "Сборник Летописей" в отрывке о состоянии улуса Джучи мы видим, что из четырех тысяч этнических монголов две тысячи даны из племени "хулин", две другие из племени "саджиют" и "кингит". (Ук.соч.С.274). Точно такая же картина смешения племенного начала и замены его чисто административным принципом наблюдается и в улусах других сыновей Чингис-хана. У Чагатая было две тысячи из племен "барукас" и "кингит"; у Угедея - одна тысяча из племени "джалаир", вторая из племени "сулдус", а третья "конкотан". (Ук.соч., с.275).

Ядро улуса, образованное таким образом, не было инертным; оно взаимодействовало с окружающим миром. Так что, например, лет сто спустя после выдела улуса Джучи (Дешт-и-Кипчак) один арабский современник отметил: "В древности его государство было страною кипчаков, но когда им завладели татары, то кипчаки сделались их подданными. Потом они [татары] смешались и породнились с ними [кипчаками], и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их [татар], и все они стали точно кипчаки как будто они одного рода, оттого, что монголы поселились на земле их [кипчаков]." См.: Тизенгаузен В.Г.. Ук. Соч.; m.1, c.253.

Помимо вышеозначенного, Чингис-хан уже в первый период своей деятельности как общенационального главы приступил к образованию собственного центрального аппарата власти, чего до него не было вовсе. Результаты его деятельности на этом поприще сильно напоминают результаты однородных действий королей варваров. Ниже мы приводим сравнительную таблицу аппарата власти Чингис-хана и западных королей. Должности у Чингис-хана даны по: Бартольд В.В., Туркестан в эпоху монгольского нашествия, c.447-448; позднейшие данные даны по Иакинфу и Рашид-ад-Дину Данные по королевствам варваров: Петрушевский ДМ., Очерки из истории Средневекового общества и государства, М., 1907, с.220-221; 280-281; и Виноградов П.Г., Происхождение феодальных отношений в Лангобардской Италии, Спб, 1880, с. 95-97:


ЧЭРБИ (управляющий домашним хозяйством хана) MAJOR DOMUS REGIAE
ХОРЧИ (стрелоносец)  
ЮЛДУЧИ (мечник) +(в обязанность их входило ношение означенных предметов за ханом во время битвы) der WAFFENTRAGER (оруженосец)
Девять дальних (ХОЛА) и ближних (ОЙРА) стрел +(люди, исполняющие личные поручения хана) SAJONES остготов MARISCALCUS франков
БАУРЧИ кравчий der SHENK кравчий
Охранители собраний СЕЧЕНЫ На Западе народные собрания в виде "Мартовских полей" и т.п.очень рано исчезают. Однако некий аналог их мы находим в сипа regis и сословных представительных органах позднейшей эпохи
ЮРТЧИ (заведующий изготовлением юрт) MAJOR DOMUS PALATII илиRECTOR PALATII (управляющий дворцом)
АХТАЧИ (заведующий выпасом ханского скота, конюхи и т.п.) SENISCALCUS
ШИКАУЛ (церемониймейстер) CAMERARII
ДАРУХАЧИ GRAFF; VOGTгерманцев SCIR-GEREFA или SHERIFF саксов
БАСКАК   На западе полиция в этот момент (XIII - XVI ст.) практически отсутствует  

Надо заметить, что с разрастанием империи появляются новые должности у монголов, в частности упомянутые выше "дарухачи" и "баскак". Функции первого, по авторитетному свиде­тельствованию о. Палладия, звучат следующим образом: "Кроме общего надзора за ходом дел по праву хранителя печати, дарухачи в провинциях имел еще другие обязанности или права..., а именно: 1)перепись жителей 2) набор войска из туземцев; 3) собирание податей; 4) устройство почтовых сообщений и 5) доставление ко двору дани" (Цит. По; Федоров-Давыдов Г.A., Общественный строй Золотой Орды, МГУ, 1973, с.30)

Именно дарухачи, даругаци (Иакинф, Ук.соч., с.125) или "дорога", как его знает русская летопись, собирал дань на Руси. Баскаки же и их отряды выполняли чисто полицейскую функцию в побежденной стране;(см.: Насонов А.Н., Монголы и Русь. История татарской политики на Руси, М.Л., 1940, с. 17.). Кроме того, мало кто обращает внимания на тот факт, что баскаческие отряды в основном состояли из туземцев -русских, если баскак действовал на Руси. Сведения же о поборах баскаков в виде ханской дани следует отнести к собственной инициативе баскаков, бралась скорее не дань, а побор к собственной выгоде. Вообще армия Золотой Орды по отзывам современников, состояла кроме самих татар из черкесов, русов и ясов (алан-осетин); (см.: Тизенгаузен В.Г., Ук соч., т.1, с. 231); Рашид-ад-Дин добавляет сюда кипчаков, маджаров (мадьяр) и прочих, (см. Тизенгаузен В.Г., Ук.соч., т.2, с.33.).

Более того, связь русских с татарами, например, в военном вопросе была гораздо более тесная. Среди прочих поборов, платившихся русскими, было так называемое "число". Число -1/10 от всего мужского населения, призываемая на военную службу. Известны русские отряды, например, помогавшие Хубилаю покорять Южный Китай. Известно и русское поселение в конце XIII века к северу от Пекина. Известны даже русские тысячники и темники в войске монголов. (См.; Веселовский Н.И., Ук. Соч., с.33; Иванов А.И., Веселовский Н.И., Походы монголов на Россию по официальной китайской истории Юань-Ши, Спб, 1914, с.10). Александр Невский, сколь известно приложил немало сил, чтобы отговорить Батыя брать число с Руси: Батый планировал в это время войну с Каракорумом, продвигая к трону нисходящих младшего сына Чингис-хана - Толуя.

При Ногае, например, татары несколько раз понуждали русских ходить с ними в набеги. Так, в 1277 г. "присла оканьнып Ногай послы своя с грамотами Кутлубугу. Тешгача и Ешимута ко Львови и Мстиславу и Володимеру. Тако река: "всегда мь жалуете на Литву; осе же вы дал есмь рать и воеводу с ними Мамъшася. Поидете же с ним на вороги свое. Зиме же приспевше и тако поидоша Русци на Литву", - читаем в Ипатьевской летописи; или: в 1280 г. "Лев Данилович восхоте собе части в земле Лядской (Польше), города на Въкраине; еха к Ногаеви


оканьному проклятому помочи у него себе на ляхы Он же да ему помочь оканьного Кончака и Казея" (там же). Подобное нашествие татар и русских на Польшу повторилось в 1286 году.

С тем же Ногаем связан, пожалуй, и самый яркий пример участия русских теперь уже в татарских междоусобиях. Дело в том, что Ногай в 1299 г. был убит в сражении с Токтой... русским воином Токты. Предание доносит нам даже разговор, который состоялся у этого воина с Ногаем. Ногай просил не убивать его, а представить хану, но русский его не послушал, отрубил голову и преподнес ее Токте. Когда же Токта поинтересовался, почему русский решил, что он отрубил голову Ногаю, тот пересказал хану весь свой разговор с Ногаем. Согласно Ясе, как известно, Токта приказал казнить русского. (См. подробнее: Тизенгаузен В.Г., Ук.соч., m 1., с.113-114, 122-123, 159). Русские воевали в рядах татарской армии вплоть до Тохтамыша. Сохранилось упоминание об участии отрядов нижегородско­суздальских соперников Москвы в битве Тохтамыша с Тимуром.

Иными словами, Русь, как и все остальные земли, покоренные монголами, являлась составной частью Monggol ulus - империи Чингис-хана; так, что приходится признать более чем двухвековое отсутствие термина "Русь" на политической карте Европы той эпохи. В 1235 году, непосредственно перед походом на Запад, на курилтае монголы приняли решение о наказании кипчаков-половцев и о покорении земель булгар и руссов, асов (См.: Сафаргалиев М.Г., Распад Золотой Орды, Саранск, 1960, с.20). Следовательно, непреду­бежденный взгляд на действительную (и оттого, как ни пара­доксально, тайную) историю России возможен только с этой точки зрения.

То, что в последующем, до первой четверти XIV в. на Руси встречаются в основном упоминания о баскаках, а о дарухачи нет и слова, как финансовом органе управления, объяснимо с нашей точки зрения кризисом всей империи Чингис-хана. Кризис этот разразился при преемниках "потрясателя Вселенной".

Мы уже выше касались вопроса, который, судя по всему, сильно волновал самого Чингис-хана: что будет с делом его рук после его смерти? То, что государство монголов не развалилось сразу же после смерти Чингис-хана, исследователи, не без основания, объясняют крайне удачным выбором преемника - добродушный пьяница Угедей, который не обладал губительными для всего государства амбициями. (Сам Чингис-хан в своей Ясе и некоторых биликах разрешал умеренное, только три раза в месяц, потребление алкоголя). Вместе с тем, перед монголами после завоевания и, следовательно, объединения совершенно разных этносов и культур встал вопрос об управлении этим обширным хозяйством.


К сожалению, является общим местом советской историографии мнение о том, что монголы стремились преобра­зовать завоеванные пространства на свой лад, т.е. на месте городов устроить пастбища*, что вызвало к жизни тезис об упадке куль­турного уровня покоренных монголами, сокращение их численности и т.п. "ужасах". Надо заметить, что до сих пор никто не смог доказать правоту подобного рода утверждений. Если взять на веру, например, сообщения русских летописей, то от населения Руси не осталось бы ровным счетом ничего. Непонятно тогда, откуда рост государ­ственного могущества в самом центре татарского улуса - Москве.

Фактически в первом походе Батыя на Русь (1237-1238 гг.) разорены были из крупных русских центров Северо-Востока только Рязань и Владимир. Ни Тверь, ни Ярославль, ни Кострома, ни Ростов, ни Углич, ни Новгород, ни Переяславль разгрому не подвергались (См.: Насонов А.Н., Ук.соч., с.30; Гумилев Л.Н., Древняя Русь и Великая Степь, с. 507-508)

Во времена второго похода (1240-1241 гг.) на юг Руси были разгромлены только Киев, некоторые области Галицко-Волынского княжества и Черниговского княжества. Подолия, например, земля бывших тиверцев и уличей, была вообще не тронута татарами. (См.:

* Так, под 1230 годом у Иакинфа мы встречаем весьма характерное суждение, цитировать которое ради интереса дела приходится целиком: "В начале, когда монгольский Тхай-цзу воевал западный край, не было ни одной мерки хлеба в магазинах, ни одного фута ткани в казначействах. Посему все вельможи представляли ему, что хотя и приобрели китайский народ, но никакой пользы от него не видно, что лучше убить до единого человека, а земли, которые могут покрыться лесом и травой лучше превратить в пастбища. Елюй-Чуцай сказал на сие: "При обширности Поднебесной, при богатстве четырех морей, неужели возможно остаться без выгод, если обращено будет надлежащее внимание на это? Поистине, если положить умеренную подать с земель в Чжун-Юянь, пошлину с купцов, обоброчить вино, уксус, соль, железо, горы и воды, то можно ежегодно получать по пятьсот тысяч панов серебра, по восемьдесят тысяч кусков шелковых тканей и около четырехсот тысяч мешков хлеба. Как же можно сказать, что нет никакой пользы? Тхай-цзу отвечал ему: "Если бы точно так было, как представляешь, то государственные доходы будут достаточны для издержек. Попытайся произвести сие на деле. " Таким образом, по представлению Елюй-Чуцая учреждены в десяти дорогах судебные места для сбора податей; в каждом определено по два чиновника, один действительный и один помощник; и все выбраны из ученых людей. Ченши-Кхе, Чжао-Фан и Лю-гмун находились в числе выбранных. Елюй-Чуцай однажды представил и о введении учения Ф.Кхун-цзы, и при сем случае сказал:"Хотя мы империю получили, сидя на лошади, но управлять ею, сидя на лошади невозможно." Монгольский государь принял сие очень благосклонно, и с сего времени мало­-по-мапу начали употреблять ученых к должностям". (См.: Иакинф, Ук.соч., с.153-154.)

Даже на китайских источниках видно, с какой осторожностью следует относиться к качественным оценкам современников. Стоит добавить, что Китай, пожалуй, пострадал больше всех от монгольского завоевания.


Антонович В.Б., Монография по истории Западной и Юго-Западной Руси, т.1, Киев, 1885; с.123 и сл.). Аналогично вел себя и сам Чингис-хан в Туркестане - разорялись только те города и местности, которые оказали сопротивление, кто был умнее сохранял и жизнь и имущество *

Так вот, модель управления покоренными народами для степняков была весьма проста - эксплуатация через установление финансово-податной системы **. Следовательно, перед монголами было два пути: возможно быстрого ограбления за счет непомерных ставок податей и равномерная эксплуатация, на чем настаивал и фактически проводил до своей смерти в 1242 г. Елюй-Чуцай. В 1269г., как увидим позже, Империя юридически перестает уже существовать.

* Надо, правда, заметить, что разумность именно такого поведения перед монголами диктовалась официальной версией причины похода Чингис-хана на Запад: наказание кипчаков за оскорбление - убийство послов. Факт, действительно, вопиющий. Подробно обстоятельства этого дела описаны у Рашид-ад-Дина, комментарий: Бладимирцов Б.Я.., Чингис-хан, Берлин, 1922; Бартольд В.В., Туркестан в эпоху монгольского нашествия, Соч., т.1, М., 1963 и др. Добавим только, что Чингис-хан выше всего ставил закон и неукоснительное следование ему, поэтому безусловно не мог спустить страшное оскорбление и противоправное деяние владыки Хорезма Ала-ад-Дина Мухаммеда ибн Хорезмшаха.

Дело в том, что преступление султана Мухаммеда было преступлением сакральным, которые всегда у всех народов рассматриваются как тягчайшие (sacer esto). Выше мы уже касались пережитков родового строя монголов. Личность посла, еlsi, рассматривалась ими через призму собственной религии - Вечного Синего Неба. Посол - лицо священное, оскорбить посла означает оскорбить само небо.

Естественно, Мухаммед, с молчаливого согласия которого и совершено было преступление, не мог уже рассчитывать на снисхождение. Равным образом в 1240 г. на него не могли уже рассчитывать киевляне, не придумавшие ничего лучшего как убить послов Менгу­хана Яса-Намэ (книга Запретов) должна была быть исполнена неукоснительно. Окончательно можно заметить, что при наложении контрибуции на ту или иную местность монголы "брали то, что давали, сверх же того никаких поборов не взыскивали". См.; Рашид-ад-Дин, Ук.соч., т.1, кн. 2, с. 206.

См. например, характерный случай, описанный у Иакинфа: "В начале монголы старались только о приобретениях, и покоренных жителей тот час раздавали генералам и офицерам. Самая малая деревушка принадлежала какому-нибудь владельцу, и по управлению не имела связи с другими. Ныне хан указал учинить перепись народонаселению, и возложил исполнение сего на вельможу Хадаху; и народ впервые причислен к областям и уездам. В сие время все чины просили, чтобы каждого совершеннолетнего мужчину считать за дом; но Елюй-Чуцай воспротивился сему. Тогда единогласно сказали ему. "В нашей державе, равно и в западных царствах везде один совершеннолетний считается за дом. Как можно, оставив уложение великой державы, принять систему царства погибшего?" Елюй-Чуцай сказал на сие: "От древних лет, как существует Китай, никогда одну мужскую душу не считали за дом. Но если в самой вещи принять сие, то успеем собрать подати за первый год, а потом все разбегутся" Монгольский государь принял мнение Елюй-Чуцая, и Хадаху представил монгольскому государю перепись, по которой оказалось 1040.000 семейств или домов". Иакинф, Ук.соч., с 264.

Это место побудило А.Н.Насонова утверждать, что и на Руси употреблен был
аналогичный способ переписи: Монголы и Русь, С.14-15 и сл. Однако сам Иакинф несколько
раз подчеркивает, что счет по домам шел только в Китае, где этому способствовал Елюй-Чуцай,
а на Западе - подушно, до которого первому министру Угэдея, по вполне понятным
соображениям, не было никакого дела.


Постольку, поскольку дань, собираемая с оседлых, шла в Каракорум, считалась общей собственностью рода Борджигидов, то и собираться она должна была повсеместно и централизованно через аппарат дарухачи и баскаков. И действительно, до 60-х годов XIII ст., например, на Руси наблюдается вышеописанная картина (правда, вместо дарухачи выступают откупщики). Очевидно, до этого времени Каракорум и Дешт-и-Кипчак (улус Джучи), частью которого является Россия, находятся в уравновешенном состоянии.

После смерти Угедея встал вопрос о наследнике. Поскольку господствовал родовой принцип наследования yeke ulus'a, предстояло определить старшего в роду (аkа). Им был признан Батый, второй сын первого сына Чингис-хана, однако он так и не доехал до места проведения курилтая. Великим кааном (императором) избран был Гуюк - сын Угедея. Вероятно решающую роль в избрании Гуюка сыграло то, что живы были еще сомнения в законности притязаний Батыя. Известно, что Джучи, отец Бату, сын первой жены Чингис-хана, родился при несовсем ясных обстоятельствах: у современников были серьезные поводы сомневаться, что Темуджин был отцом Джучи. Чтобы отвести подозрения от имени жены, Чингис-хан признал ребенка своим, но темное пятно осталось.

Во второй раз, Гуюк процарствовал недолго, Батый взял реванш: "Когда Гуюк сошел в ад, то сыновья Чагатая [второго после Джучи сына Чингис-хана] потребовали царство себе. У них было много приверженцев и конницы, и они не соглашались на воцарение Менгу-хана. Началось это дело так: когда Гуюк переселился из мира сего, то все старейшины войска монгольского обратились к Бату: "Тебе следует быть царем нашим, т.к. из рода Чингиса нет никого старше тебя: престол и корона, и владычество прежде всего твои". Бату ответил: "Мне и брату моему Берке принадлежит уже в этом крае [т.е. Дешт и Кипчаке] столько государств и владений, что распоряжаться им [краем] да вместе с тем управлять областями Чин, Туркестана и Аджем невозможно. Лучше всего вот что: дядя наш Тули, младший сын Чингис-хана умер в молодости и не воспользовался царством; так отдадим царство сыну его и посадим на престол царский старшего сына его, Менгу-хана. Так как на престол посажу его я, Бату, то на самом деле владыкою буду я!" Все согласились с этим мнением" (Тизенгаузен В.Г., Ук.соч., т.2, с.15-16).

Нежелание Батыя брать yeke ulus под свою руку объяснять следует не его скромностью или излишней осторожностью, а, повторимся еще раз, темным пятном на имени его отца. Батый -личность, несомненно самая талантливая из Чингизидов, но юридических прав на престол в полном объеме не имеющая. Он популярен, но популярности его хватит ровно настолько, чтобы


удерживать престол в непрерывной борьбе с юридически безупречными наследниками. Военное же счастье весьма переменчиво. Вследствие этого Батый и сделал самый разумный шаг. Заметим, и юридически грамотный, ибо апеллировал к старой обычно-правовой норме монголов: наследование па принципу минората. Подобной натянутостью отношений Золотой Орды с Каракорумом и следует объяснять, на наш взгляд исчезновение общеимперских чиновников на Руси.

Известно, например, что Батый вел весьма активную политику в своем улусе в отношении русских князей. Опору свою он несомненно увидел в кн. Ярославе Всеволодовиче, отце Александра Невского. Его он, например, сделал Великим Киевским князем, хотя тот просил только о ярлыке на Великое Владимирское княжение. Сколь известно, только интриги Туракины, по чьему приказу был отравлен Ярослав (См.: Экземплярский А.В., Ук.соч., т.1, с.17) не позво­лили Батыю уже тогда открыто выступить против Каракорума; он должен был соблюдать Ясу. После смерти Александра Невского и са­мого Батыя противовес центру Империи ханами Золотой Орды про­должает искаться внутри опять-таки Руси. В исторической перспек­тиве татары обращали свои взоры на Тверь, Рязань, Нижний Новго­род, но пристальнее всего они пристально вглядывались в Москву.

В 1269 г., на р. Талас, состоялся курилтай, на котором был установлен мир между улусами Угедея, Джучи и Чагатая и скреплен союз против Хулагидов Ирана, с которыми враждовала Золотая Орда. На этом же курилтае был принят договор, объявлявший улусы старших сыновей Чингис-хана самостоятельными государствами, что de jure закрепляло раздел единой Империи.

На 60-е и 70-е годы XIII ст. приходится ряд жестоких восстаний в городах Руси против откупщиков Каракорума, а на 80-е годы этого же столетия приходятся первые сообщения о том, что князья сами начинают собирать и отвозить выход в Орду. (А.Н.Насонов, Ук.соч., с.77).

В этой связи интересен действительный повод к юридическому оформлению распада единой Империи. Как известно, в деле завоевания империи принимали участие все чингизиды, причем западная часть завоевывалась уже после смерти Чингис­хана. Следовательно, вся империя была общим родовым достоянием. Этот родовой взгляд на государство выражался в мозаичности владений чингизидов, о чем мы говорили выше. Здесь можем это только повторить словами персидского хрониста: "Около того времени Кубла каан отправил посла и вновь произвел перепись в Бухаре. Из 16 000, которые были насчитаны в самой Бухаре, 5 000 принадлежали Бэту 3 000 - Кути-беге, матери Хулагу-хана, а остальное называлось "Большая рука" (улугкул), т.е "большая деля" (бузург деля),


дабы каждый из детей Чингис-хана, который утвердился на ханском престоле, повелевал ими" (Цит. по: Веселовский Н.И., ук.соч., с.16).

После смерти же Мэнгу-каана отношения среди наследников обострились до крайности. Престол временно занял младший брат Мэнгу Арибуга; старший брат Арибуги, Хубилай, воевавший в южном Китае, посчитал себя обделенным и пошел на Каракорум. Арибуга попросил помощи у наследников Джучи и Чагатая. Берке, наследовавший Бату после Сартака, помог Арибуге, наследники же Хулагу помогли в это время Хубилаю. Одновременно сам Хулагу выступил против Берке, благо их улусы были рядом: Берке - Золотая Орда, Хулагу - Иран и Мавераннарх. Естественно отношения обострились до предела, и Хулагу отобрал все имущество джучидов у себя в улусе. Более того, на 1264 год приходится крупная битва между Берке и Хулагу в современном Дагестане. Потери, рассказывают, были настолько колоссальны, что из павших тел сложили два больших холма. (Веселовский Н.И., Ук.соч., с.5 и сл.) Эта замятия, вызванная крушением единой империи, оказалась подобной половодью: в улусах как волной смыло общеимперских чиновников. Некоторые улусы, испытав удар на прочность, раскалываются. Сама Золотая Орда с этого времени фактически утрачивает единство, ибо столкновение Берке с Хулагу вызвало к жизни такой интересный феномен, как темник Ногай. Время Ногая - это время сильнейшего временщика, который по своей прихоти, правда, после смерти Мэнгу-Темира, меняет царей в Орде. Ногай как самостоятельный государь распространил свою власть на Крым, за Дунай, к Болгарии и Сербии. Только внуку Токты - убийцы Ногая - хану Узбеку удалось на время восстановить былое единство государства.

Итак, обычно наша историография связывает факт исчезновения имперских чиновников на Руси с "героическим сопротивлением народа", однако это объяснение не имеет ничего общего с исторической (конкретной) логикой. Теперь приходится признать, что причину этому явлению следует искать в кризисе, охватившем структуры империи в 60-е годы ХМ! столетия. В этот период единая империя перестает существовать, исчезает и ее аппарат на местах. Поэтому местные ханы нашли для себя удобным более простой путь удаления дарухачи, а вскоре и баскаков (настоящих баскаков); сам же термин остался в географии Северо-Восточной России. Если дань шла теперь не всему роду Чингис-хана, и, следовательно, от личного участия хана в деле собирания дани размер суммы стал прямо зависеть, в связи с чем существование дарухачи и баскаков стало теперь лишним раздражителем, напоминающим самостоятельному владетелю о былой зависимости. Этот раздражитель был незамедлительно уничтожен.


Местный бюрократический аппарат при преемниках Чингис­хана разросся. По примеру Угэдея у ханов Золотой Орды мы видим первых министров - визирей, как их называют арабские источники, для Берке (Тизенгаузен В.Г., Ук.соч., т.1, с.92); и для Джанибека - (Тизенгаузен В.Г., Ук.соч., т.2, с.109). Визирю подотчетно множество бюрократических органов. Они называются на восточный манер "диванами". Диваны возглавляются беками и эмирами. В некотором роде в структуре диванов проглядывает отражение старых придворных должностей, введенных еще Чингис-ханом: юртчи, чэрби и т.д. Более того, в Орде мы встречаем и суд как особый орган управления.

Сам суд как таковой не был отделен от администрации. После принятия верхушкой Орды ислама сами татары долго еще оставались при вере своих предков, в частности Тохтамыша исследователи подозревают в склонности к сибирскому шаманизму; в Орде появились кадии и шейхи - знатоки мусульманского права. Но одновременно с кадием действовали суды обычного права, состоящие из особых чиновников - "яргучи" - тех судей, которые судили на основе Ясы Чингис-хана.

Вот, например, весьма яркое описание параллелизма судебной системы Орды:. "Одна из привычек этого эмира (Тимур­Кутлуга) та, что каждый день кади приходит в его приемную и садится на отведенное ему место; вместе с ним являются правоведы и писцы. Насупротив его садится один из старших эмиров, при котором восемь других старших эмиров и шейхов тюркских, называемых аргуджи; к ним люди приходят судиться. Что относится к делам религиозным, то решает кади, другие же дела решают эти эмиры". (Тизенгаузен В.Г. Ук.соч., т.1, с.311-312).

Одновременно с этим жива была еще и старая военная организация государства. Орда делилась на правое и левое крыло под началом огланов и темников, как это предписал еще делать, по словам Рашид-ад-Дина, Чингис-хан. В конце концов эти крупные военно-административные области Орды выйдут из нее и станут самостоятельными государствами: Кок-Ордой и Ак-ордой. Сама же Золотая Орда продержится, в основном, правда, как воспоминание о прежнем могуществе, до 1502 года. Именно в этом году крымский хан Менгли-Гирей нанес поражение Шейх-Ахмету - последнему хану Золотой Орды. (См. Вернадский Г.В., Начертание русской истории, ч.1, Прага, 1927, с. 122-123).

Так, вот, подобные пока еще военно-административные области имеют и свою организацию и управление, аппарат, в котором важное место занимает темник и бакаул.

Темник, начальник тумена, неоднократно становился предметом законодательствования самого Чингис-хана в его биликах: (см. Рашид-ад-Дин, Ук.соч., т.1, кн.2, с.259-266); так он обязан был быть


храбрым, заботиться о своих подчиненных, ежегодно являться вместе с другими военачальниками на курилтай для выслушивания Ясы и т.д. Темник - весьма активная, политически значимая фигура в Орде: Ногай, Мамай и др.

Бакаул, согласно сборнику официальных документов "Дастур­аль-Катиб " (времен династии Джелагиридов в Иране: 1336-1411 гг.) был в каждом тумене, следовательно, при каждом темнике. На нем лежали обязанности следить за содержанием для войска, раздел между воинами военных трофеев; в этих областях власть бакаула была абсолютной и темник обязан был ему подчиниться. (Греков Б Д., Якубовский А.Ю., Золотая Орда и ее падение, М.-Л., 1950, с.127).

Более мелкие военно-административные должности в целом совпадали с низшим командным звеном монголо-татарской армии.

Сама Орда теперь является совершенно новым государ­ственно-правовым образованием татар. Термин "orda" изначально обозначал только ставку хана. С течением времени значение его уточняется. Так, у С Герберштейна "орда" встречается как выражение "множества", "собрания": (Записки о Московии", МГУ, 1988, с.167). Михалон Литвин, перечисляя татарские Орды, кочевавшие в XVI ст. на порубежьях Руси и Литвы, переводил тюркский термин "orda" латинским "nationes", т.е. "народы": ("О нравах татар, литовцев и москвитян", МГУ, 1994, с.62.).

Понятием государства, как известно, был термин "улус" как объединение родов и племен. Собственно, точный перевод слова "улус" на русский будет "народ-государство" (Владимирцов Б.Я., Общественный строп монголов, с.97) Постепенно "ордой" начинают называть все государство в целом, включая и территориальный элемент его - территорию, "юрт", на которой кочует улус. Особенно хорошо это можно проследить по русским летописям, где встречается употребление этого термина одновременно в двух смыслах. Иными словами, если улус - это все же часть "Монгол улуса" - зависимый народ-государство, глава которого получает от великого каана своего рода инвеституру, приносит ему присягу верности morguku (ср. Hommage, commendatio Западной Европы, или челобитье на Руси), то Орда - независимое государство (скопление множества улусов), сохранившее с центром номинальную связь, поэтому отношение этого государства с подвластными ему народами должно измениться с изменением характера связи бывшего вассала со своим сюзереном.

Структурно коренная, т.е. степная часть Орды, не принимая в расчет ее городские области - Дагестан и Русь, была типичным кочевым государством. Уже в более поздние времена - Узбека и Джанибека - Орда должна была подразделиться на улусы, значение


которых нами подробно разбиралось. В данном случае улус представляет собой аналогию западному феоду и переводится на русский как "удел". Улус-удел состоял из определенного количества родов кочевников и территории, составлявшей юрт, - в тесном смысле территорию нескольких аилов, которые выставляли в случае необходимости строго определенное число воинов. Очевидно самое низшее территориальное деление Орды - курень. "Значение термина "курень", - говорит Рашид-ад-Дин, - следующее: когда множество кибиток располагается по кругу и образуют кольцо в степи, то их называют "куре.,ь" (Ук.соч., с.86); или: "значение термина курень - кольцо". (Там же,

с. 18).

Вместе с тем в территориальной структуре Орды мы всегда

будем встречать неопределенность с точки зрения европейца, ибо точного, раз навсегда определенного значения за той или иной частью Орды мы никогда не встретим. Военное деление всей империи, введенное Чингис-ханом, составляет одну из причин территориального параллелизма, который держится достаточно устойчиво; во всяком случае Шереф-ад-Дин в своей "Книге побед" отмечал, что Тимур нападал на крылья улуса Джучи (Тизенгаузен В.Г., Ук.соч., т.2, с, 179) Крылья же имели в своем составе тумены, тысячи, сотни и десятки. Эта параллельная система держалась у татар очень долго.

Орда внутри себя строится по такой же феодальной лестничной системе, что и все государство монголов в целом.

Однако самое важное заключалось вот в чем. Согласно Ясе (Jasag) Чингис-хана (Яса-ве-Тура-и-Дженгизхани), вся Ойкумена рассматривалась как один Monggol ulus - достояние золотого рода Борджигидов. Следовательно, любой правитель правил в своей земле не по собственному усмотрению, а по повелению каана. Всякое неповиновение наказывалось. Владетель, исправно несший свои повинности перед ханом, есть дружественный владетель, его улус должен быть защищен. Таким образом все племена и народы, вошедшие в состав Империи, являются ее общей собственностью. Это поразительный пример, когда воздействие родовых порядков создает нечто более качественное, чем родовой строй, - понятие государственного единства через общее достояние.

У нас очень много писали о монголо-татарском иге, но какова юридическая формула ига? Мы возьмем на себя смелость утверждать, что не простого даньщика.

Монгольские родовые пережитки, облаченные в форму кочевого феодализма (Владимирцов Б.Я.), оказали самое непосредственное влияние на социальные структуры покоренных. Мы имеем в виду тот институт собственности, который монголы могли перенести на все народы, вне зависимости от того, кочевые


они или нет. Это институт "unagan bogol".

Рашид-ад-Дин так поясняет этот институт: "Монгольское племя, которое в настоящее время называют утэгу-богол, в эпоху Чингис-хана обобщили с этим племенем. Значение [наименования] утэгу-богол то, что они [дарлекины] являются рабами и потомками рабов предков Чингис­хана. Некоторые [из них] во время Чингис-хана оказали [последнему] похвальные услуги и [тем самым] утвердили [свои] права на [его благодарность]. По этой причине их называют утэгу-богол". (Ук.соч., с. 15) Сверх того, Рашид-ад-Дин далее сообщает, что многие великие эмиры [служилая знать] произошли именно от племен бывших unagan bogol (Там же, с 19).

Воспользуемся данными акад. Б.Я.Владимирцова для того, чтобы расшифровать значение этого института. Unagan bogol переводится на русский как "крепостной раб". Однако это не раб в истинном значении этого слова, как, очевидно, не был рабом - "ре­бенок" - то, от чего произошло в русском слово "раб ": unagan bogol' ы находились в подчинении всего рода, а не одного конкретного лица. Причем унаган боголы не теряли собственной правоспособности, они пользовались значительным объемом результатов своего труда; их главная обязанность - оказание услуг роду от военных до помощи в обустройстве становищ. Впоследствии унаган боголы слились со своими господами в одно целое.

Этот институт и был воспринят русскими, но не так, как населением Великой Степи. Кипчаки и черные клобуки были непосредственно ассимилированы монголами (Федоров-Давыдов ГА., Ук.соч., с. 39) в виду однородности своего быта с монголами. Кроме того Г.А.Федоров-Давыдов добавляет к этой причине еще и географическое расположение половецких кочевий - в самом центре Золотой Орды. (Федоров-Давыдов Г.Ф., Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов, МГУ, 1966, с.236). С русскими же подобная формула была невозможна; ее необходимо было изменить. Если слиянию кипчаков с монголами способствовал их однородный социальный уклад, то слиянию татар с русскими препятствием служила разница в поведении. Только с начала XV ст. мы наблюдаем отток мелких татарских орд на приокскую Украйну, где со временем образуется целое Касимовское ханство; вообще, татарских служилых родов по данным Г.Ф.Миллера было 11, что достаточно много, ибо самих чисто русских служилых родов было только 8.

Итак, великороссы восприняли этот родовой институт в общем, а не узком его смысле, смысле родовой собственности. Именно поэтому сначала Великие Московские князья, а затем и цари вместе с финансовой системой воспринимают и этот взгляд на свое государство и живущие в нем народы. Надо заметить, что этот институт, перешедший из патриархального времени и перенесенный


институт, перешедший из патриархального времени и перенесенный в более позднюю эпоху, сыграл как раз прогрессивную роль, когда господину нет дела до твоей религии и образа жизни. Самое главное, что его интересует, - та польза, которую эта собственность может принести. Поэтому силы татар, а потом и великороссов направлены не на переработку на свой лад громадного пространственного и этнического материала, а на приспособление, отчасти собственное, к этому многообразию и направление этого многообразия на службу единому государству; таким образом, вектор действия направлен не вовне, а строго внутрь ойкумены.

Великороссы оказались талантливыми учениками татар. Идея государства, идея конкретного воплощения своего dominium'a в пространстве и времени у них появилась лет за 300 до того, как ее жалкая тень была получена на Западе.

Конечно, сам институт unagan bogol не способен полностью объяснить историю зарождения единого государства, но не учитывать его одновременно с этим было бы неразумно. Патриархальное рабство как чисто экономическая категория перешло в категорию политическую - в авторитарный тип государства. Здесь надо сделать дополнение: авторитарный в на­шем понимании означает безусловную иерархию, санкциони­рованную реализацией идеи, воли и дела, жизненная важность которого диктует вектор своего развития и осуществления. Поэтому, в связи с вышесказанным, правильнее говорить об идеократическом государстве, ценность которого зависит от ценности идеи, им осуществляемой. Демократия как цель государства, например, -вещь во многом нереальная. Демократия, как правление всего народа подразумевает погруженность этого народа во власть, но власть слепую. Слепота власти понимается обычно как максимально возможное допущение свободы произвола подвластных. Это, совершенно очевидно, период национального отдохновения - период комфортной жизни. Есть типы государств, следовательно, неспособные к реализации определенных задач. Так всегда в случае войны, катастроф и т.п. изменений демократия переходит в автократию и наоборот. Но есть и более высокие задачи, чем простые задачи выживания. Есть еще и жизнь для себя - реализация собственного самосознания. Тип государства для реализации такого сознания должен быть, это очевидно, иным, чем предыдущие. Очевидно также, что подобная аналогия только помогает вскрыть истинную традицию, традицию государства как составляющую вечной традиции.

Золотая Орда была как раз тем государством, которое задействовало вышеозначенную юридическую формулу на своих


подвластных. Структура ее отчасти напоминала феодальную структуру всей империи. "У царей их нет большой заботливости об учреждениях. Управление султана в этих странах войсковыми и правительственными [такое же как] управление государством Ирана и Аджема, относительно числа эмиров, узаконений и службы, но здесь [т.е. в Дешт-и-Кипчаке] у начальника улуса и у визиря нет [такого] права распоряжаться по своему усмотрению, как у начальника улуса и у визиря в Иранском государстве, да и у султана этого государства... " (Тизенгаузен В.Г., Ук.соч., т.1, с.229) и далее: "... этот султан Узбек из дел своего государства обращает внимание только на сущность дела, не входя в подробности обстоятельств и довольствуясь тем, что ему доносят, но не доискивается частностей относительно взымания и расходования..."(Там же, с. 230).

Отсюда видно, что множество эмиров - вассалов хана -составляли опору его трона. Та военная организация монгольского общества, которую ему придал Чингис-хан, постепенно превратилась из чисто внешнего в органическую часть, с тем лишь исключением, что разве раньше военачальник (темник, тысячник, нойон и др.) получал удел (nutug) во владение за службу, теперь за ним этот удел сохраняется на правах собственности. Особенно ярко это положение высветилось в конфликте с Ногаем, который не был законченным чингизидом, но только темником.

Хан Золотой Орды правит через большой бюрократический аппарат, о котором мы говорили выше. Наследование великоханского стола в Орде идет по известной нам родовой системе: Бату, второй сын Джучи, наследовал своему отцу по его воле. Наследником Бату выступает Сартак - старший сын старшего брата Бату - Орды. Он теперь [ака] - старший в роду. После Сартака на престол ненадолго входит Улугчи (умер несовершеннолетним). Затем мы видим Берке - сына Бату. По другой версии Берке -младший брат Бату. После Берке на престоле Золотой Орды сидит Менгутемир - внук Бату, но никак не нисходящий Берке. За Менгутемиром престол переходит к младшему брату его Тудаменгу. После Тудаменгу престол снова переходит в род его старшего брата Менгутемира, к сыну его Тулабуге. Тулабуге наследует брат его Токта, над которым берет шефство Ногай ввиду интриг других нисходящих Менгутемира. По смерти Токты в 1313 г. на престол вступает его племянник, следовательно, внук Тулабуги, Узбек (процарствовал до 1342 г.), который физически устраняет своих соперников. И, что характерно, с хана Узбека в Орде фактически прекращается родовой лестничный характер наследования стола. Узбеку наследует сын его Джанибек, которому в свою очередь наследует сын Бердибек. С убийством Бердибека с 1359 по 1380 гг., до Тохтамыша, в Орде наступает "великая замятия". Правда,


традиция Узбека, хоть и предполагала передачу стола в род нисходящим, все же чистым завещательным наследством, как на Москве, быть не может, ибо Узбек, Джанибек и Бердибек шли к трону по трупам. (Тизенгаузен ВТ., Ук.соч., т.1, с 105-162; 329-394; он же, т.2,

с 100-127; 146, 207).

Общую политику ханов в отношение Руси можно разделить на

два периода.

Первый период, когда Золотая Орда входит в состав Империи. Русь в юридическом отношении составляет часть Дешт-и-Кипчак и, следовательно, Империи.

Второй период - Орда непосредственно сама осуществляет свою политику на Руси и стремится найти среди русских князей верного союзника, что ей удается сделать в лице Москвы. Так, что, например, в 1350 г. Джанибек выдал своему личному другу Симеону Гордому все литовское посольство Ольгерда, направленное тем с целью организации нападения на Москву. Хан был возмущен настолько, что заминки в этом вопросе не было. Ольгерд же был страшно напуган: "прося мира и живота братии своей, конезям литовским Кориаду и Михаилу и всей дружине их", записал летописец (См. подробнее обстоятельства дела: Экземплярский А.В., Великие и удельные князья, т.1, С. 86).

После ликвидации Ногая Токтой Орда переходит на качественно новый уровень общения со своим улусом - Русью. Если раньше князья ездили за инвеститурой в Орду, что называется, по необходимости и по вызову, то с 1297 г, начиная с Неврюя, на Руси проводится ряд съездов всех князей (1301 - в Дмитрове; 1304 - в Переяславле), где князья и митрополит "чли грамоты царевы, ярлыки". Татары ищут, как показал А.Н.Насонов, до 1327 г. (до разгрома Твери) активного проводника их политики на Руси и находят его в претендентах на Золотой Владимирский стол. Но 1327 год, погром Щелкана в Твери, высветил на самом деле проблему локализации общерусского центра в русском улусе. Основным итогом того года следует назвать, конечно, не разгром Твери, а уничтожение Владимирского золотого стола. Узбек в ярости уничтожает Владимирское княжество, поделив его между Суздалем и Москвой. В русской летописи на этот счет находим следующее: "И по Туралокове рати поидоша князи в Орду и Озбяк поделил княжение им: князю Иван Даниловичу Новгород и Кострому, половина княжения, а суждальскому князю Александру Васильевичу дал Володимер и Поволжье.".

Узбек думал, что он покончил со смутой и уничтожил центр, но на самом деле он и не подозревал, что уничтожил только старший. Давно уже отживший центр, оставшийся Северо-Восточной Руси в наследство от времен Св. Владимира и Ярослава. Узбек на самом Деле освободил дорогу для нового центра. Из этой неурядицы


вассалы Узбека вышли усиленными, неизбежно один должен был в конце концов подчинить себе другого.

Вообще, надо заметить, в рациональной схеме, с помощью которой пытались трактовать политику татар на Руси, которые якобы стравливали князей друг с другом, не давая им усиливаться за счет другого (К.Г.Маркс), мог высказать только профан. В самой логической структуре этой схемы содержится общее противоречие - очевидная политика уравновешивания, через бесконечное балансирование, не дает никакого движения в области развития государственных и т.п. социальных форм (т.е. истории). Политика сдерживания и противовеса, кнута и пряника - логическая химера, где каждую минуту правитель должен противоречить сам себе; и, что самое главное, - рано или поздно он должен сориентироваться и стать опорой одной стороны или идеи. Бесконечное балансирование сравнимо с извечным хаосом - меональной (от греч. теоn) величиной, т.е. чем-то больше "0" но меньше чем "1"- вроде пока еще и небытия - гениально угаданная Гегелем формула причины, но причины голой, т.е. потенции способной вызвать к жизни что угодно, что невозможно предугадать. А если что-то невозможно предугадать, это очевидно и нельзя считать: ex nihil, nihil fit. Но нас же пытаются убедить на примере татарской политики в обратном.

Если предположить, что хан поочередно поддерживал разных князей в разный период истории, придется предположить, что татары правили Русью с помощью определенного вида политического бессилия - через нестабильность, хаос и разрушения, чего, естественно, не было.

На самом деле колеблющаяся, действительно колеблющаяся, картина такой золотордынской политики объяснима через полицентризм самой Золотой Орды. Еще во времена Ногая курский князь Олег упрекал другого князя Святослава за ориентацию не на своего хана:" не идешь ни к своему цесарю" (Веселовский Н.И. Хан из темников Золотой Орды Ногай, с.27). Фактически после Бату Русь разделилась на несколько враждовавших между собой княжеских семейств, которые опирались на враждовавшие друг с другом семейства Джучидов в Орде. Очень хорошо виден этот полицентризм татарской политики во время правления Дмитрия Донского.

Сама Орда уже фактически распалась на Кок (Синюю) и Ак (Белую) Орду (фактически процесс начался после смерти Менгутемира, т.е. с 90-х годов XII! века), что провоцировало ее подданных на самостоятельную политику. Получилось, что Дмитрий, сначала ориентировавшийся на Мамая, поссорился с ним и своей победой проложил дорогу Тохтамышу к отчему столу. Тохтамыш же, введенный в заблуждение суздальскими соперниками Дмитрия


Донского, обрушился на Москву в 1382 г., что в свою очередь лишило его самого поддержки против Тимура.

Таким образом, время правления Узбека, Тохтамыша, последнего татарские источники называют "Великим", и др., есть время краткого восстановления моноцентризма татарской политики, за которым следовал неизбежный период полицентризма, естественно имевший отражение в полицентризме внутрирусской

политики.

Поэтому, когда в 1395 году Тимур разбил Тохтамыша, Орда распадается совершенно, но силы в ее распадающемся теле остаются еще достаточными, ибо в 1399 г. татары наносят страшное поражение соединенным русско-литовским силам во главе с кн.Витовтом на р.Ворскле. Это поражение надолго отвратило Запад от проникновения на Восток. Выиграла от этого в основном Москва. Так наступает время града, небесным покровителем которого является Св. митрополит Петр.

Общим результатом господства монголо-татар над русскими землями официальная историография, как отечественная, так и зарубежная, объявляют общую отсталость Руси лет на 200 от Западной Европы. Отсталость эта обычно понимается как топтание Руси-России на месте, тогда как Европа пошла по пути прогресса далее. Общепризнанно, что до 1240 года Русь и Европа шли приблизительно вровень, с означенного года их пути резко расходятся. Европа пошла далее, сохранив генетическую преемственность вновь появившихся социальных форм с прошлым; Русь же якобы была законсервирована, остановлена в своем развитии. На самом деле Русь не топталась на месте 200 лет, а была отброшена, пошла назад в свое двухвековое прошлое - во время Святослава и Св. Владимира. Именно к древнерусской единой государственности отбросили татары Русь, т.к. по структуре своего общества стояли именно на такой стадии развития, что и Русь в X -XI вв. Именно в таком плане следует, на наш взгляд, говорить о преемственности Московской Руси по отношению к древнерусскому государству (Киевской Руси).

Россия, таким образом, получила уникальный шанс начать с самого начала, в "старой" форме власти при новых условиях. Вернувшись к своим двухвековым прошлым формам, Русь вернула себе единую государственность, переработанную на новый лад. Русь узнала свое прошлое, пройдя лет на двести вперед. Эта глубокая метафизическая формула русской идеологеммы власти, где пространство и время настолько слиты друг с другом, что власть вынуждена контролировать не только пространство, в соответствии с традиционной юридической точкой зрения, но и время, время


космического, вселенского масштаба. Именно с эпохи господства монголов фактор времени стал действительной составляющей русской государственности.

В этом вопросе вообще следует избегать крайностей. Татары не занимались геноцидом на Руси, как это старались представить русские, ориентированные на европейские ценности, ученые школы; но и Москва не занималась этим после, как утверждают татарские националисты. Здравый смысл говорит о том, что жесткий союз в виде империи, установившийся с конца XIII ст., просто в середине XVI ст. поменял свои полюса, но суть союза осталась прежней: не взаимное уничтожение через унижение, чем занималась Европа в своих колониях, а служение этносов великой идее овладенья солнечным ходом.

Литва исторически составляла буфер между русскими славянами и немцами, особенно когда последние уничтожили племена балтийских славян. Факт для немцев чрезвычайный, ибо даже один немецкий хронист посчитал чрезвычайно важным событием смерть последнего славянина-ободрита и отметил его наряду с нудным перечислением деяний епископов и герцогов. Таким образом. Литовско-русское государство образовано было в результате классических тисков: с севера - Орден, с запада - поляки, с юга - Орда. (Коялович М.О., Лекции по истории Западной России, Спб, 1864 С.91-92).

Северо-Восток от немцев спасли татары. Орден просто побоялся вторгаться в улус Джучиев, понимая, что ничего хорошего из этого не выйдет. В качестве примера можно привести известный случай 1269 года, когда кн. Ярослав Ярославович задумал напасть на орден вместе с новгородцами, мстя за прежние обиды. Вместе с князем в Новгород прибыл баскак Амраган со своим зятем Айдаром и отрядом татар. Немцы Ордена, узнав, что в отряде русских есть татары, "устрашись и вострепетавше, прислаша с великим челобитьем и со многими дары посла своя, и добита челом на всей воле его, и всех издариша и великого баскак и всех князей татарских и татар; зело бо боахуся имени татарского", (Цит. По: Насонов А.Н., Монголы и Русь, с.20-21).

Польша с Литвой из-за татар не могли укрепиться в Галиции и Волыни вплоть до 1348 года. Подольская Орда, кочевавшая здесь, в Понизье, тревожила своими набегами через Галич Польшу с Литвой, что послужило причиной нескольких папских булл, проповедовавших крестовый поход против татар, а известный князь Даниил Галицкий не смог придумать ничего лучше, как принять королевский титул от


папы, тщетно надеясь, что Запад ему поможет в борьбе с татарами. Преемники этого князя вели уже более взвешенную политику. Все они уже были ленниками татар, исправно платя дань, но и используя выгоды своего положения. Так, кн. Лев Данилович несколько раз наводил татар на Литву и Польшу, когда те слишком сильно наседали на его владения (Фипевич И.П., Борьба Польши и Литвы-Руси за Галицко-Владимирское наследство, Спб, 189О,С.5О.)

Поэтому добычей Литвы до смерти Узбека в основном были приграничные западные русские земли - территория бывших кривичей, так наз. "Черная Русь". "Белой Русью", т.е. "Беларусью" эта часть России стала называться после захвата Витовтом Смоленска, но еще до Витовта, начиная с Гедимина, великие литовские князья принимают титул: Rex Lethowinorum et multorum Ruthenorum, в связи с чем и понадобилось подобное перенесение названия бывшей Реутово-суздальской земли западнее. Подробнее см. разъяснение этого вопроса у В.Н.Татищева, "История Российская", т.1.,М.-Л., 1962, С.355-357.

Итак, Литва выходит на историческую сцену к XII ст. от Р.Х. Что она тогда собой представляла? По общему мнению историков, даже в первые десятилетия XIII ст. Литва представляла собой причудливое смешение литовских родов и племен, скрепленных воедино только слабыми узами жреческой иерархии. Этим, надо сказать, больше всего воспользовались западные соседи Литвы: к началу XIII ст. немцы полностью вырезали и окатоличили большое литовское племя пруссов; таким образом, из бывших ранее 8 литовских племен к этому времени исчезло уже 2; племя голядь исчезло ранее.* Литовцы по своему языку, общественным институтам представляют самый настоящий индоевропейский реликт. Язык их чрезвычайно близок к санскриту. Так, Шлейхер уверял, что неграмотные литовские крестьяне без труда понимали простые предложения, сказанные им на санскрите. Вместе с тем, уже с середины XVI ст. сами литовцы постарались выработать собственный взгляд на свою историю и происхождение литовского этноса. Михалон Литвин первым выдвинул тезис о латинско-римском происхождении литовцев, основывая свои выводы на чрезвычайно близких параллелях между литовским и латинским языками, например:

Что касается третьего племени ятвягов, то мы не стали их относить к этническим литовцам, т.к. довольно крупные авторитеты, например, А.А.Шахматов, таковыми их не считал. Он полагал, что ятвяги - потомки авар, той части этого народа, которой удалось прорваться на север, спасаясь от войск Карла Великого. Эта передвижка авар вызвала движение племен западных славян, вятичей и радимичей в бассейн Оки и верховья Волги. Не считал ятвягов литовским племенем и П.И. Шафарик,- цитируя известную белорусскую пословицу ."выгляда як ятвяга"; он замечал, что расовый тип ятвягов явно не арийский. Литовцы как народ индоевропейского корня в расовом отношении представляют полную противоположность ятвягам.


  ЛАТЫНЬ литовский
огонь ignis ugnis
воздух aer oras
день dies diena
Бог Deus Dieva
человек vir vyras
ты tu tu
живой vivus gyvas и т.д.

Одним словом, "Ведь пришли в эти края наши предки, воины и граждане римские, посланные некогда в колонии, чтобы отогнать прочь от своих границ скифские народы. Или в соответствии с более правильной точкой зрения, они были занесены бурями Океана при Гае Юлии Цезаре", - Михалон Дитвин. О нравах татар, литовцев и москвитян, с.86. С течением времени наука пришла к более правильной точке зрения на этот вопрос, литовские племена пришли в Европу одними из последних и, занимая одно из малодоступных мест в Восточной Европе, соответственно, поздно начали искать оправдание собственной самобытности на стороне.

Выше мы уже отмечали крайне примитивные социальные связи литовцев до их активного взаимодействия с немцами на западе и русскими на юго-востоке. До XII ст. в Литве не было городов, племена жили раздельными общинами, каждая из которых возглавлялась собственным князьком. Отсюда, кстати, такое невероятное множество князей литовских, побиваемых в стычках с русскими князьями, о чем сообщают нам летописи.

Единственной общелитовской силой до выделения верхушки племенной знати были жрецы. В.Б. Антонович даже полагает в этой связи, что если бы Литве удалось замкнуться в самой себе, то с течением времени литовцы выработали бы теократическую форму монархии.

Итак, верховный жрец всех литовцев - Криве-Кривейто (pontifex maximus) избирался на всю жизнь специальной жреческой коллегией вайделотов (учителя, доктринеры). Обычай требовал, чтобы Криве-Кривейто принес самого себя в жертву на костре за народ, если доживал до дряхлости. Предание сохранило список из 20 верховных жрецов, которые так и поступили. Власть Криве-Кривейто была


абсолютной и непререкаемой у всех литовских племен. Современные немецкие хроники сравнивают его власть с властью Папы римского.

Рядом с Криве-Кривейто мы находим Эварт-Криве -заместителя pontifex maximus и просто Криве - начальников коллегий жрецов. Особый интерес для нас должны также представить Кривуле коллегия судей, вершивших суд на основе обычного права и положений религии. Кривуле по поручению Криве-Кривейто созывали народные собрания. Должность сельского старшины лежала на плечах вайделотов, в отсутствие которых эту должность исполняли Виршайтосы. Помимо названных коллегий существовали еще коллегии швальгонов - (совершали браки); лингуссонов и тилиссонов - (похоронные обряды). Большой известностью пользовались гадатели, врачи и т.п. лица, тоже состоявшие в жреческих коллегиях. Женские жреческие коллегии были также строго определены, например, вайделотки, рагутины, бурты и т.п. Излишне, думается, говорить, что жреческая иерархия литовцев очень сильно напоминает аналогичные структуры брахманов Индии и ius sacrum (сакральный строй) древнего Рима. *

Поводом к зарождению литовской государственности послужили контакты литовцев с племенами русских славян, стоявших в XIII ст. на более высокой ступени культурного развития, чем первые. Справедливости ради необходимо признать, что инициативой с самого начала владели русские князья: вторгаясь в литовские земли, основывая там укрепленные замки, они, князья, тем самым как бы втравливали литовцев в свои внутренне дрязги. Особенно яркое подтверждение этому мы находим в Полоцком княжестве. Именно здесь князья стали зазывать себе в помощь




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.