Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура персонала




Занятие той или иной должности требует от людей обладания соответствующей профессией и квалификацией. Под профессией по­нимают комплекс специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных человеком в результате специальной подготовки и опыта работы в данной области, позволяющих осу­ществлять соответствующий вид деятельности. Можно говорить, например, о профессии менеджера, юриста, экономиста, врача.

Совокупность знаний, умений и навыков, личных свойств, необ­ходимых человеку для успешного выполнения профессиональных обязанностей, получила название профессиональной пригодности, которая может быть потенциальной и реальной. Первая основыва­ется на задатках, способностях, физических и психических свойствах человека; вторая складывается постепенно в результате освоения им новых знаний и навыков.

В пределах каждой профессии в результате разделения труда выделяются специальности, связанные с выполнением более узкого круга функций. Так, специальностью в рамках профессии юриста будет гражданское право, уголовное право, государственное право. и проч.

Опыт и практика увязывают навыки, знания и умения воедино, формируя квалификацию, т.е. степень профессиональной подготов­ки, необходимую для выполнения данных трудовых функций. Разли­чается квалификация работы и квалификация работника. Первая представлена совокупностью требований к тому, кто должен испол­нять работу, вторая — совокупностью приобретенных человеком профессиональных качеств.

Квалификация работника определяется такими факторами, как уровень общих и специальных знаний, стаж работы в данной или аналогичной должности, необходимый для освоения профессии. Для руководителей речь идет также об уровне организационных навы­ков. Квалификация присваивается специальной комиссией на осно­ве всесторонней проверки знаний и опыта данного лица и юридичес­ки закрепляется в документах: дипломах, свидетельствах и проч. Степень квалификации работников, позволяющая успешно решать стоящие перед ним задачи, может быть названа компетентностью.

Статистика позволяет рассчитывать ряд количественных показа­телей, характеризующих квалификацию персонала.

Коэффициент квалификации работников определяют по формуле:

 

 

Где, — число работников, имеющих необходимое образование;

— число работников, имеющих необходимый опыт;

общее число работников.

Коэффициент использования квалификации работников

Затраты труда на выполнение работы в соответствии с квалификаций

Общие затраты труда за период

Квалификацию работников в определенной степени может ха­рактеризовать коэффициент специализации работников, опре­деляемый по формуле:

Фактическая продолжительность работы в данной должности

——————————————————————————————— '

60 месяцев

а также в какой-то степени коэффициент стажа работы в организа­ции Кст

Продолжительность работы в организации

Кст= ———————————————————————.

60 месяцев

Различия в степени квалификации рабочих отражаются в тариф­ном разряде: более высокий разряд соответствует более высокой квалификации. Иногда, например, на транспорте, последняя харак­теризуется классностью, но в отличие от первого разряда первый класс считается самым высоким.

Можно рассчитать коэффициент среднего тарифного разряда как среднее арифметическое разрядов, взвешенных по доле сотрудников:

 

 

где — число сотрудников каждого разряда;

— номер разряда;

— общее число сотрудников.

По степени квалификации рабочих принято разделять на сле­дующие группы:

1. Высококвалифицированные рабочие, окончившие ПТУ и средние специальные учебные заведения со сроком обучения 2— 4 года.

2. Квалифицированные рабочие, окончившие средние ПТУ, тех­нические училища, обычные ПТУ или прошедшие производствен­ное обучение на предприятиях в течение 6—24 месяцев.

3. Малоквалифицированные рабочие, прошедшие производст­венную подготовку в течение 2—5 месяцев.

4. Неквалифицированные рабочие, прошедшие практическое обучение или инструктаж на рабочих местах в течение нескольких недель.

При анализе персонала состав рабочих изучается также по про­фессиям, возрасту, формам и системам оплаты труда, сменам, стажу.

Мера квалификации работника называется профессиональной компетентностью. Она определяет способность работника качест­венно и безошибочно выполнять свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адап­тироваться к изменяющимся условиям.

Выделяют следующие ее виды.

функциональная компетентность характеризуется профессио­нальными знаниями и умением их реализовывать. Интеллектуаль­ная компетентность выражается в способности к аналитическому мышлению и осуществлению комплексного подхода к выполнению своих обязанностей. Ситуативная компетентность означает умение действовать в соответствии с ситуацией. Социальная компетентность предполагает наличие коммуникационных и интеграционных спо­собностей, умения поддерживать отношения, влиять, добиваться своего, правильно воспринимать и интерпретировать чужие мысли, выказывать к ним отношение, вести беседы и проч.

Требования к профессиональной компетенции во многом зави­сят от уровня управления и характера должности. Сегодня для выс­ших руководителей сокращается значение специальных знаний и навыков, но растет роль методических и социальных, способностей в области общения, руководства сотрудниками, способности воспри­нимать и интерпретировать информацию.

В основе профессиональной компетентности лежит профессио­нальная пригодность — совокупность психических и психофизиоло­гических особенностей человека, необходимых для осуществления эффективной профессиональной деятельности.

В условиях современного этапа НТР четко прослеживается тен­денция к быстрому устареванию знаний и опыта персонала, которое выражается в отставании индивидуальных знаний и опыта от совре­менных требований к должности и профессии.

Возрастная структура персонала характеризуется долей лиц соответствующих возрастов в его общей численности. При изучении возрастного состава применяются следующие группировки: 16, 17, 18,19, 20—24,25—29, 30—34,35—39, 40—44,45—49, 50—54, 55—59, 60—64,65 лет и старше.

Структура персонала по стажу может рассматриваться двояко: в плане общего стажа и стажа работы в данной организации. Сообщим стажем напрямую связан уровень производительности труда. Общий стаж группируется по следующим периодам: до 16 лет, 16— 20, 21—25, 26—30, 31, 32, 33,34,35, 36,37, 38,39, 40 лет и более.

Стаж работы в данной организации характеризует закрепляемость кадров. Статистика выделяет следующие периоды для расчета этого показателя: до 1 года, 1—4,5—9,10—14,15—19,20—24,25—29, 30 лет и более.

Структура персонала по уровню образования (общему и специ­альному) предполагает выделение лиц, имеющих высшее образова­ние, незаконченное высшее (более половины срока обучения), сред­нее специальное, среднее общее, неполное среднее, начальное.

Целесообразно составлять таблицу сведений о расстановке спе­циалистов с высшим и средним специальным образованием (табл. 4).

Таблица 4. Расстановка специалистов
   
(название организации) на«» 199 г.
    Должности Рабочие места    
требующие не требу­ требующие не требу­
Показа­тели замещения специалистами ющие ни высшего, ни средне­го специ­ального образо­вания замещения специалистами ющие ни высшего, ни средне­го специ­ального образо­ вания Всего
с выс­шим образо­ванием со сред­ним спе­циальным   образо­ванием с выс­шим образнием со сред­ним специ­альным образо­ванием
1. Количе­                            
ство долж­                            
ностей, ра­бочих мест                            
2. Числен­                            
ность ра­ботников                            
(всего)                            
2.1. Чис­                            
ленность                            
специалис­                            
тов (всего)                            
2.1-1. Свыс-                            
шим обра­зованием                            

 

 
2.1.2. Со                            
средним                            
специаль­                            
ным обра­                            
зованием                            
2.2. Не име­                            
ют ни выс­                            
шего, ни                            
среднего                            
специаль­                            
ного обра­                            
зования                            

 

рабочих мест в соответствии с санитарно-гигиеническими правила­ми, устройстве санитарно-бытовых помещений.

Закон запрещает введение в эксплуатацию объектов, на которых не обеспечены здоровые и безопасные условия труда. Требования, которым должны отвечать производственные здания и сооружения, содержатся в строительных нормах и правилах (СНиП), а обеспече­нию безопасных условий труда служит Система стандартов безопас­ности труда (ССБТ).

Законченные в соответствии с утвержденными проектами и под­готовленные к эксплуатации объекты предъявляются заказчиком государственным приемным комиссиям, решения которых о прием­ке подкрепляются актами, действительными при наличии подписей представителей органов, осуществляющих государственный сани-тарно-эпидемиологический и технический надзор, технической ин­спекции профсоюзов.

Запрещается передача в серийное производство образцов новых машин и другого оборудования, не отвечающего требованиям охра­ны труда. Соответствие им определяется на основе государственных стандартов комиссиями с участием технических инспекторов труда.

Психологический практикум

Проверьте свою удовлетворенность работой с помощью следующего теста. Для его выполнения необходимо оценить по пятибалльной шкале свою удовлетворенность следующими моментами, имеющими отношение к работе (наивысший балл —1):

— фирмой;

— физическими условиями труда;

— содержанием работы;

—организацией труда;

— стилем руководства;

— профессиональной компетентностью руководителей и специалистов;

— соответствием заработной платы затратам труда;

— вознаграждением по сравнению с работниками других организаций;

— перспективами карьеры;

— служебным положением;

— возможностью реализовать себя;

— требованиями, предъявляемыми работой к интеллекту;

— режимом рабочего дня;

— принятым прежде решением работать в данной фирме.

Сумма баллов, превывгающая 42. свидетельствует о неудовлетворенности суще­ствующей работой; более 56 баллов — об угнетенном состоянии работника.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.