Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Понятие и сущность менеджмента





Методологические основы менеджмента

Лекция № 1

 

Менеджмет – это область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения цели организации путем рационального использования имеющихся ресурсов и резервов.

 

Термины "менеджмент", "менеджер" быстро и прочно вошли в наш словарный обиход, заменив используемые нами ранее термины "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор".

Термин "менеджмент" по своей сути является аналогом термина "управление", это его синоним, однако не в полной мере. Термин "управление" намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях). Менеджмент – это всегда управление людьми.

Термин "менеджмент" ("management") американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно и в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используются другие слова. Например, для обозначения управления в неживой природе употребляется термин "control"; для государственного или общественного управления - термины "government administration" или "public administration" Учитывая вышеизложенное, мы в дальнейшем будем применять термин "управление" в том же значении, что и "менеджмент".

 

В фундаментальном Оксфордском словаре, менеджмент - это:

это способ, манера общения с людьми;

это власть и искусство управления;

это особого рода умелость и административные навыки;

это орган управления, административная единица.



Менеджерв современном понимании - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.

 

Менеджеры делают человеческие, финансовые, физические ресурсы максимально продуктивными. У них особый предмет труда – информация, преобразуя которую они принимают решения необходимые для изменения состояния управляемого объекта. Результат их деятельности оценивается по достижению поставленных целей.

 

Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:

· к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

· к руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);

· к руководителю по отношению к подчиненным;

· к администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами.

Есть 5 базовых операций в работе каждого менеджера:

1. Менеджер устанавливает цели, т.е. он определяет задачи в каждой группе целей, решает, что должно быть сделано, чтобы достичь этих целей.

2. Менеджер организует, т.е. анализирует виды деятельности, решения, отношения. Распределяет работу, наделяет ресурсами, принимает решения по поводу проблемы.

3. Менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию. Изучает потребности работников, анализирует информацию, доводит информацию до своих подчиненных.

4. Он устанавливает единицы измерения. Показатели работы задает менеджер. Он анализирует, оценивает и интерпретирует результат.

5. Способствует росту людей, развитию, включая себя самого.

 

Свойственные рынку риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений относительно нововведений.

Основная цель менеджмента: обеспечение гармонии в развитии организации, то есть согласованное и эффективное функционирование всех внешних и внутренних элементов организации.

 

2. Виды, объекты и принципы менеджмента.

 

Вид менеджмента – специальная область управленческой деятельности.

Виды и объекты менеджмента:

ü Инновационный (объект – инновации)

ü Производственный (объект – производство)

ü Кадровый (объект – персонал)

ü Финансовый (объект – финансы)

ü Маркетинговый (объект – сбыт)

ü Менеджмент качества (объект – качество)

ü Экологический (объект – экология)

ü Информационный (объект – информация)

Кроме того, выделяют: - организационное управление (объект – процессы создания организации, формирования структуры и системы управления ею и .т.д.);

- перспективное и текущее управление (объекты – производство, МТС, сбыт готовой продукции, инновации, маркетинг, кадры, финансы и эккаунтинг (деятельность по учету и анализу хозяйственных процессов в организации).

Принципы – руководящие правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются менеджеры и органы управления. Они определяют требования к системе, структуре организации и процессу управления (например, принципы А. Файоля).

Принципы управления делятся на общие и частные .

Общие принципы управления имеют универсальный характер: целенаправленность, стимулирование, дисциплина, компетентность, иерархичность, планомерность и т.д..

Частные принципы управления имеют локальный характер: принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации, принцип научной обоснованности управления, принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности и др.

 

3. Методы управления.

 

Методы управления - это конкретные приемы воздействия субъектов на объекты управления, при помощи методов реализующих функции управления.

Субъект менеджмента – это руководители различных уровней, занимающие постоянные должности в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенной сфере деятельности организации.



I -высший – руководитель предприятия, директор, заместители и главные специалисты.

II – средний- руководители обособленных подразделений (филиалов, участков и т.д.)

III – низовой руководители, работающие с исполнителями (мастера, прорабы, бригадиры) – линейные руководители.

 

Выделяют 3 группы методов

1. Административные методы,

2. Экономические методы,

3. Социально-психологические.

I. Административные или организационно-распорядительные. Это методы прямого воздействия. Организационно распорядительные методы основаны на властных и правовых мотивациях. Позволяют повысить эффективность работы фирмы за счет лучшей организации управления.

Эти методы разделяются на 2 группы.

1. Методы организационного воздействия:

1) Регламентирование.

Предусматривает использование законодательных актов, создание различных условий для работы предприятия, а также созданных на основе документов, таких как устав фирмы, положения о подразделениях и службах

 

2) Организационное нормирование.

Охватывает нормы и нормативы, используемые в управлении фирмы: нормы управления, нормы выработки, норма работы оборудования и так далее.

 

3) Организационное стимулирование.

Предусматривает повышение в должности, предоставление дополнительных полномочий и так далее.

 

4) Инструктирование.

Предусматривает написание и использование стандартных инструкций, методических указаний, а также проведения инструктажа.

 

2. Методы оперативно – распорядительного воздействия.

Оперативно-распорядительное воздействие выступает в виде прямых указаний, планов направленных на выполнение конкретных поручений исполнителями, системы контроля.

 

В общем виде оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденными планами. Оно заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактических результатов с плановыми. Оперативное управление тесно связано с оперативным планированием.





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.006 сек.