Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4

Читайте также:
  1. ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ.
  2. Вид занятия – лекция-беседа.
  3. Вид занятия – лекция-беседа.
  4. Вид занятия – лекция-беседа.
  5. Внешняя политика СССР в 1921-1941гг. Лекция 18
  6. Заключительная лекция.
  7. История отечественной литературы Лекция 6.
  8. К ТЕМЕ 10 Лекция 2
  9. К ТЕМЕ 10 Лекция 3
  10. Каждая из рассматриваемых в лекциях схем не может отвечать одновременно всем условиям и требованиям, изложенных выше.
  11. Лекция #6. Элементы кинетической теории газов
  12. Лекция . Деловая карьера и ее развитие

Учебное время: 2 часа.

Тема:«Теоретические основы иммунизации».

 

План лекции:

1. Определение понятий «специфическая профилактика инфекционных болезней», «иммунитет», «иммунная система». Виды иммунитета.

2. Основные иммунные препараты (вакцины, сыворотки, анатоксины, иммуноглобулины): определение, виды.

3. Этапы формирования иммунного ответа: первичный и вторичный иммунный ответ. Этапы образования антител. Понятие о вакцинации, ревакцинации.

 

  1. Определение понятий «специфическая профилактика инфекционных болезней», «иммунитет», «иммунная система».

Специфическая профилактика инфекционных болезней –комплекс мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространение конкретной инфекции.

К мерам специфической профилактики инфекционных болезней относят иммунопрофилактику населения.

Иммунизация (иммунопрофилактика) населения – это противоэпидемические мероприятия, регламентированное по времени и возрасту применение иммунобиологических препаратов, с целью создания коллективного иммунитета.

Задачей иммунопрофилактики инфекционных болезней является управление иммунным ответом с целью предотвращения заболевания у отдельных лиц и группы населения.

Иммунитет (от лат. «неприкосновенность») – способ защиты организма от живых тел и веществ, несущих на себе признаки генетической чужеродности.

Инфекционный иммунитет – это частный случай иммунитета - возникновение иммунного ответа на внедрение в организм инфекционного агента.

Функции иммунитета осуществляет иммунная система макроорганизма (человека), которая реагирует на внедрение инфекционного агента (антигена) иммунным ответом.

Иммунная система – совокупность всех лимфоидных органов и скоплений лимфоидных клеток тела. В связи с этим синонимом иммунной системы может считаться лимфоидная система организма.

Органами иммунной системы являются: тимус, селезенка, групповые лимфоидные фолликулы (пейеровы бляшки), лимфатические узлы, костный мозг. Единицей иммунной системы является лимфоцит.

 

Виды иммунитета:

1. естественный:

· врожденный - получен целым видом в процессе эволюции и передается генетически;

· приобретенный - возникает после перенесенного заболевания.

2. искусственный - образуется в результате введения иммунобиологических препаратов

· активный - возникает под действием введения ослабленных или убитых возбудителей или их токсинов, т. е формируется самостоятельно как естественный инфекционный процесс;

· пассивный - возникает при введении в организм препаратов, содержащих готовые антитела против инфекционного агента.

  1. Основные иммунные препараты (вакцины, сыворотки, анатоксины, иммуноглобулины): определение, виды

Иммунопрофилактика осуществляется двумя путями:



1.Стимуляция активной иммунологической защиты к болезнетворному агенту, с которым предстоит встретиться в будущем – активная иммунизация;

2. Введение в организм готовых антител, подвергшихся воздействию определенных антигенов – пассивная иммунизация.

Основные иммунные препараты.

Для проведения иммунизации используют:

· вакцины;

· анатоксины;

· сыворотки;

· иммуноглобулины.

 

Вакцины – препараты, содержащие ослабленные или убитые микроорганизмы.

В настоящее время применяют следующие типы вакцин:

1. ЖИВЫЕ ВАКЦИНЫ – содержат живые микроорганизмы, ослабленные действием формалина, спирта, температуры. Живые вакцины дают более полный набор гуморальных и клеточных реакций организма. Отрицательными сторонами живых вакцин являются возможность развития основного заболевания при передозировке и частые поствакцинальные реакции;

2. УБИТЫЕ ВАКЦИНЫ – содержат убитые микроорганизмы;

3. ГЕННОИНЖЕНЕРНЫЕ (РЕКОМБИНАНТНЫЕ, СИНТЕЗИРОВАННЫЕ) – содержат искусственно собранный вирулентный антиген (чаще вирусный). Генные вакцины самые чистые, совместимы с любой другой вакциной, практически не дают поствакцинальных реакций;

4. АНТИГЕННЫЕ (РАСЩЕПЛЕННЫЕ) – содержат отдельные антигены микроорганизмов. Несут меньшую аллергенную нагрузку;

5. АССОЦИИРОВАННЫЕ (КОМПЛЕКСНЫЕ) – содержат несколько моновакцин, так подобранных, что их антигены не конкурируют между собой.

 

Анатоксины – вещества, содержащие токсины микроорганизмов, обезвреженные длительным воздействием формалина и тепла. Различают НАТИВНЫЕ и АДСОРБИРОВАННЫЕ.

 

Сыворотки – вещества из крови иммунизированных животных, содержащие готовые антитела. Различают АНТИМИКРОБНЫЕ и АНТИТОКСИЧЕСКИЕ сыворотки.

 

Иммуноглобулины – фракции крови, содержащие антитела. Различают НОРМАЛЬНЫЕ и СПЕЦИФИЧЕСКИЕ иммуноглобулины.

 

  1. Этапы формирования иммунного ответа: первичный и вторичный иммунный ответ. Этапы образования антител. Понятие о вакцинации, ревакцинации.

Введение в организм ослабленного возбудителя или его токсинов вызывает иммунный ответ, обеспечивающий развитие невосприимчивости к естественной инфекции. В иммунном ответе участвуют два типа клеток (Т- и В- клетки).

Основные этапы иммунного ответа можно представить следующим образом:

1. Макрофаги захватывают антигенный материал его внутриклеточно и представляют фрагменты антигена на клеточной поверхности в иммуногенной форме (эпитопы). Этот процесс сопровождается продукцией интерлейкинов – специфических молекул, способствующих привлечению других иммунокомпетентных клеток (Т-лимфоцитов);

2. Распознавание эпитопов рецепторами Т-лимфоцитов (хелперов);

3. Активация, дифференцировка и пролиферация Т-клеток (хелперов), основная задача которых «распределение» информации о возбудителе другим иммунным клеткам. Активация Т-хелпера активизирует Т-супрессоры, Т-киллеры – последние формируют клеточный иммунитет;

4. Активация Т-хелперами В-лимфоцитов приводит к их созреванию в антителопродуцирующие клетки и выработке антител к инфекционному агенту;

На этом завершается формирование первичного иммунного ответа.

 

Но Т-хелперы и В-клетки способны сохранять информацию о возбудителе – формируют клетки «памяти», которые при повторном попадании антигена способны сразу активизировать иммунный ответ, такой ответ называют вторичным иммунным ответом. (смотри схему № 1).

Формирование иммунологической памяти – это способность организма реагировать ускоренно и усиленно при повторном введении антигена, которым организм был иммунизирован ранее. Эта память сохраняется в течение многих месяцев, а для некоторых антигенов – многие годы. К хранению иммунологической памяти причастны и Т- ,и В- клетки памяти. Для сохранения иммунологической памяти не обязательно присутствие антигена, так как иммунологическая перестройка лимфоидной системы после первого контакта с ним может сохраняться в течение длительного времени. При повторной встрече с антигеном клетки памяти обеспечивают усиленное размножение иммунокомпетентных клеток (антител) в короткие сроки (иногда за 48 часов).

Вводя в организм иммунные препараты (т.е. проводя вакцинацию- «V»), мы заставляем иммунитет вырабатывать клетки памяти. Формирование иммунной памяти - основной эффект вакцинации. При проведении вакцинации необходимо учитывать, что на формирование иммунного ответа необходимо время, поэтому в первую неделю необходимо избегать контакта с больными данной инфекции. (см. схему №2)

Но иммунная память со временем «теряется». При этом уровень защитных антител снижается. В связи с этим необходимо повторное введение антигена (т.е. ревакцинация- «RV») для того, чтобы получить более длительный и напряженный иммунитет.

 

Выводы современной теоретической иммунологии, которые необходимо знать при проведении активной иммунизации:

1. Для получения прочного и длительного иммунитета необходим достаточный контакт между антигеном и макроорганизмом. Он обеспечивается путем повторного введения антигенов (ревакцинация, этапная вакцинация);

2. Для возникновения желаемого иммунитета большое значение имеет соблюдение сроков между введением антигена;

3. Активная иммунизация не обуславливает у всех привитых одинаковую невосприимчивость. Существуют группы людей, которые не способны к полноценной выработке антител (длительный прием цитостатиков, крайняя степень нарушения питания, первичные иммунодефициты и др.);

4. Наиболее высокий искусственный иммунитет получен против тех болезней, которые при естественном течении создают стойкий иммунитет, и, наоборот, против болезней, оставляющих после себя слабый иммунитет, искусственная иммунизация часто малоэффективна;

5. Активная иммунизация вызывает достаточный уровень иммунитета лишь после определенного периода времени, поэтому ее применение целесообразно в профилактических целях;

6. Эффективность иммунизации во многом зависит от качества иммунизирующего препарата.

Схема №1

 

 

Схема № 2

       
 
 
   

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Лекция 4

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.80.137.187
Генерация страницы за: 0.009 сек.