Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Лекция 4. Вопрос Содержание основ конституционного строя





Вопрос Содержание основ конституционного строя.

К числу основ конституционного строя относятся общие конституцион­ные принципы и конституционно-правовые институты в рамках социальных, экономических и политических основ.

Экономические основы конституционного строя Российской Федерации.

1. Первый такого рода конституционно-правовой институт или эконо­мическая основа - это тип собственности и статус ее отдельных форм.

В конституционном праве термин собственность употребляется с точ­ки зрения характеристики имущества, находящегося в чей либо собствен­ности.

В Конституции закреплены многообразие форм собственности их рав­ная защита. "В Российской Федерации, установлено в п.2 ст.8 Конститу­ции РФ, признаются и защищаются равным образом частная, государствен­ная, муниципальная и иные формы собственности".

Частная собственность во всем мире является священной и неприкос­новенной и защищается всеми доступными ей средствами.

Данное положение закреплено в ст. 35 Конституции РФ - право част­ной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь свое иму­щество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Право частной собственности, неизвестное конституциям 1925-1978 гг. Российского государства, дополняется также правом граждан на сво­бодное использование своих способностей и имущества для предпринима­тельской и иной закрепленной законом экономической деятельности" (п.1 ст.34 Конституции РФ).

В целях обеспечения права собственности конституции содержат оп­ределенные гарантии ее обеспечения:

- таким правом обладают все граждани России и оно неотъемлимо;

- право собственности может быть нарушено только в исключительных случаях (как правило это общенациональные, общественные интересы - чрезвычайное, военное положение) и только в соответствии с законом;

- национализация имущества предполагает полное и справедливое воз­мещение причиненного материального ущерба ( принудительное отчуждение для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения - ст.35 Конституции)



- конституция и другие нормативно-правовые акты содержат определенные обязанности собственников распоряжаться ею учитывая интересы остальных граждан, всего общества.

- Конституция РФ 1993 г., устанавливает особый правовой режим зем­ли. В ст.9 Конституции закреплено, что "1.Земля и другие природные ре­сурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жиз­ни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2.Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муници­пальной и иных формах собственности". Положения этой статьи дополняют­ся нормами ст.36 Конституции РФ, согласно которой граждане и их объ­единения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользо­вание и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществля­ется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Публичная (государственная) собственность по свой природе являет­ся коллективной и недилимой, существующей в интересах всего населения. Субъектами такой собственности может являться в целом государство, субъект федерации, административно-территориальная единица,на террито­рии которой осуществляется местное самоуправление, в ряде случаев об­щественное объединение (политическая партия, общественная организация и т.д.). Необходимо отметить, что муниципальная собственность не явля­ется государственной, поскольку управляют ею только органы местного самоуправления исходя из интересов только населения, проживающего на данной территории. В соответствии с конституциями зарубежных государс­тв государственная собственность может образовываться как путем нацио­нализации, так и за счет создания предприятий государственного сектора за счет бюджета.

Закондательство России содержит такое понятия как "исключительная собственность государства", "национальное достояние", закрепляя перечень имущества, которое может находится только в собственности го­сударства, поскольку выражает общенародные интересы, не подлежит пере­даче в частные руки. Это подземные богатства, прибрежная полоса пля­жей, республиканские дороги, а также воды, леса и парки национального значения, природные и археологические резерваты, алмазный, золотой за­пас, континентальный шельф, имущество органов гос. власти, оборонный комплекс и т.д.

Например, Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ О континентальном шельфе Российской Федерации" Принят Государственной Думой 25 октября 1995 года

( О регулировании отношений недропользования на континентальном шельфе см. также Закон РФ "О недрах" в редакции от 3 марта 1995 г. следующим образом определяет границы континентального шельфа Рос­сийской Федерации: Континентальный шельф Российской Федерации (далее - континентальный шельф) включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Фе­дерации (далее - территориальное море) на всем протяжении естественно­го продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.

Внутренней границей континентального шельфа является внешняя гра­ница территориального моря.

С учетом положений статьи 2 настоящего Федерального закона внеш­няя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морс­ких миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориаль­ного моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.



Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница конти­нентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины ма­терика, определяемой в соответствии с нормами международного права. ( Собрание законодательства РФ.- 1995. - N 49. - 4694).

В соответствии со ст.5 абз.5 Конституции Республики Монголия "скот является национальным достоянием и находится под защитой госу­дарства".

Перевод имущества из публичной собственности в частную носит та­кое понятие как приватизация.

2. Вторым конституционно-правовым институтом или основой относя­щимся к экономическим основам общественного строя России является труд, который лежит в основе отношений, связанных с производством, об­меном, распределением и потреблением материальных и духовных благ.

В конституции содержаться гарантии, стимулирующие и охраняющие труд человека.

- конституция закрепляет основные обязанности государства и предпринимателя по обеспечению права на труд ( полная занятость, борь­ба с безработицей, профессиональная переподготовка, контроль за безо­пасностью и гигиеной труда, предоставление необходимого отпуска, рамки рабочего дня, оплата в соответствии с затраченным трудом и т.д.).

- обязательное заключение трудовых контрактов (соглашений) об ус­ловиях работы, в которых отражаются требования действующего законода­тельства;

- права граждан на коллективные переговоры с предпринимателем, за­бастовку или локаут - массовое увольнение (ст.37 Конституции);

- выплата заработной платы в соответствии с затраченным трудом, но не ниже установленного государством минимума;

- обязательные социальные выплаты за повреждение здоровья на про­изводстве, по уходу за детьми (рождение ребенка);

- выплаты в пенсионный фонд.

3. Третьим конституционно-правовым институтом или экономической основой являются конституционно-правовые принципы руководства и управление экономикой.

а) Первый принцип: использование национальных богатств в интересах всего всего населения. (в ст.9 Конституции закреплено, что "1.Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей террито­рии).

б) Второй принцип: государственное планирование экономической жизни.

- это экономические рычаги, делающие выгодным производство в от­дельных отраслях, регионах;

- экономические рычаги, направленные на осуществление социальных программ и целей. Например, ст. 35 Конституции предусматривает в целях удовлетворения государственных нужд возможность экспроприации предпри­ятий.

в) Обеспечение честной конкуренции и недопущение частных монопо­лий. ст. 34 - экономическая деятельность, направленная на монополизм и недрбросовестную конкуренцию запращена.

г) Единство экономического пространства.

Учитывая федеративный характер национально-государственного уст­ройства России, Конституции РФ 1993 г. закрепляет: "В Российской Феде­рации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкурен­ции, свобода экономической деятельности" (п.1 ст.8 Конституции РФ).

д) охрана национального капитала.

4. Экономическая основа конституционного строя РФ - финансовая система Российского государства.

- Конституция РФ содержит положения о том, что государственными финансами распоряжается правительство на основании решения парламента, который ежегодно утверждает государственный бюджет;

- создаются специальные органы по контролю за использованием средств гос. бюджета (Счетная палата РФ);

- налоги в федеральный бюджет устанавливаются только законом, а местные налоги и сборы местными органами самоуправления.

Социальные основы общественного строя России.

Социальная политика государства должна быть направлена прежде всего на сглаживание неизбежно существующих в любом обществе социальных противоречий. Если такой политики не проводится, то происходит не­минуемый социальный взрыв (революция). Безусловно, государство не мо­жет сделать всех одинаково богатыми, здоровыми, счастливыми, оно обя­зано только создавать равные для условия, возможности для достижения таких целей. Пример, американские художественные фильмы, романы пропа­гандирующие "американскую мечту", когда человек благодаря своему тру­ду, огромному желанию поднимается с самых низов в верхи общества.

Российская Федерация, закрепляется в ст.7 Конституции РФ - социаль­ное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

К сфере установления социальных основ общественного устройства сле­дует отнести и уже упоминавшуюся статью 2 Конституции РФ, которая про­возглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а призна­ние, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина признает обязанностью государства.

В сфере социальных основ общественного строя в конституции зак-

репляются следующие конституционно-правовые институты:

1. основы отношений между трудом и капиталом;

2. в федеративных государствах основы межнациональных отношений;

3. основы отношений по поощрению и охране брака и семьи, материнс­тва и детства;

4. основы отношений в области экологии и здоровья человека;

5. основы деятельности государства по защите социально ущемленных общественных групп.

Все указанные конституционно-правовые институты объединяет то, что государство в данной сфере осуществляет деятельность по трем основным направлениям:

1. Создание всем гражданам равных условий для получения образова­ния, зарабатывания денег, получения материальных благ, развития твор­ческого, научного потенциала, возможности приспособится найти свое место в стихии рыночных отношений и т.д.

2. Создание для всех граждан определенного социального минимума, ниже которого опускаться нельзя (прожиточный минимум, минимальная за­работная плата, минимум образования, минимум жилья, минимальный отдых и т.д.).

3. Особая социальная защита и обеспечение тех групп населения ко­торые не могут в силу физических, психических или иных недостатков в полном объеме создать для себя все необходимые блага для жизни.

1. основы отношений между трудом и капиталом.

Вне зависимости от социального положения конституции большинства стран закрепляют за всеми гражданами равное право на свободное распо­ряжение свои способностями к труду. (ст.37) Уже рассматривалась в эко­номических основах.

2. в федеративном государстве основы межнациональных отношений;

Можно выделить три основные такого рода основы:

а) Конституции всех федеративных государств закрепляют принцип ра­венства граждан вне зависимости от расы, национальности, языка, рели­гии и устанавливают запреты для преследования людей по такого рода признакам;

б) Конституции федеративных государств содержат целые разделы, посвященные государственному устройству этих государств, в которых оп­ределяется правовое положение субъектов федерации, характер их взаимо­отношений с федерацией, предметы ведения и порядок разграничения пол­номочий. Создаваемые как правило по национально-территориальному приз­наку такие национальные общности получают право на создание определен­ной формы государственности для самостоятельного решения входящих в их компетенцию вопросов. Принцип народного суверенитета вместо сувере­нитета национального. История показала не жизненность федеративных го­сударств, основанных на данном принципе (СССР, Пакистан, Югославия, Чехословакия, Канада, Индия). Поэтому, суверенитет субъектов федерации осуществляется в большинстве случаев только в рамках федерации.

в) в том случае, если какая либо национальная общность не образо­вала форму государственности, конституции большинства государств приз­нают и гарантируют коллективные права национальных меньшинств. Боль­шинство конституций предоставляет право таких общностям развивать собственную национальную культуру, издавать на родном языке газеты, журналы, объединяться в национальные общества, создавать национальные образовательные учреждения, получать образование на государственном и родном языках.

3. основы отношений по поощрению и охране брака и семьи, материнс­тва и детства.

Большинство конституций содержит положения, поощряющие и охраняю­щие брак, семью, поскольку семья - это первичная общественная структу­ра, в которой происходит воспроизведение человека как члена общества, формирование всех необходимых для проживания в цевилизованном обществе качеств. Государство заинтересовано в создании крепких, здоровых се­мей, а поэтому особо регулирует такого рода общественные отношения в праве. Например, ст.24 японской конституции - брак основывается только на взаимном согласии обеих сторон и существует на основе взаимного сотрудничества, основанного на равноправии мужа и жены. Все вопросы брака и семьи должны регулироваться законом, исходя из принципа лично­го достоинства и равенства полов.

Исходя из того, что материнство и детство являются ущемленной в социальном отношении категорией и не могут наравне со всеми осущест­влять свои права и законные интересы, а государство должно заботиться о своем будущем, конституции большинства государств содержат положения особо защищающие материнство и детство. Большинство конституций зак­репляют обязанности родителей по удовлетворению потребностей детей в умственном и физическом развитии, а также обязанности государства по выделению средств на социальную защиту детей (ст.ст.38,39,7).

ки). Конституция Италии относит такого рода обязанности и к детям рож­денным вне брака (ст.30),а также обязанности совершеннолетних детей по содержанию и поддержанию родителей (ст.49 Конституции КНР). Согласно ст.56 Конституции Республики Словения 1991 года дети пользуются особой охраной и заботой. Детям гарантируется особая защита от экономической, социальной, физической, душевной или иной эксплуатации и злоупотребле­ния. Особо охраняет государство детей и несовершеннолетних, которые лишены заботы взрослых.

В КНР, где стоят демографические проблемы, конституция обязывает супругов планировать рождаемость и предоставляет государство право на планирование рождаемости.

Ребенок и мать традиционно относятся конституциями зарубежных стран к социально слабым общественным группам и поэтому в законода­тельстве предусматриваются конкретные меры их поддержки и защиты (по­собия, выплаты, льготы, предоставление жилья, дополнительного отдыха и т.д.).

4. основы отношений в области экологии и здоровья человека.

Большинство современных конституций содержат положения, направлен­ные на сохранение окружающей природной среды. Эти положения сводятся:

а) во-первых, к установлению обязанностей государства по обеспече­нию сохранности и улучшению окружающей среды, рациональному использо­ванию природных ресурсов (ст.9 Конституции);

б) во-вторых, установление обязанности и ответственности физичес­ких и юридических лиц по соблюдению требований экологии в своей произ­водственной деятельности (ст.36 п.2) в отношении тех, кто нарушает предписания будут назначаться уголовные или административные санкции, а также возлагаться обязанность возместить причиненный ущерб" - там же).

в) в-третьих, возможность равного доступа всех граждан к горам, лесам, полям, озерам и рекам если это не противоречит интересам охраны окружающей среды.

нии).

Охрана здоровья в большинстве стран мира является важнейшей нацио­нальной задачей, а поэтому конституции регулируют общественные отноше­ния в данной сфере. Такое регулирование сводится:

а) во-первых, к созданию единой системы здравоохранения, в которую включаются федеральные, региональные, местные государственные и него­сударственные источники финансирования (ст.41 п.1);

б) во-вторых, государство возлагает на себя контроль за медицинс­кой помощью, которая оказывается или бесплатно или за плату (ст.41 п.1); запрету коммерциализации при трансплонтации органов, тканей, субстанций, использование чужой крови и ее производства - ст.198 Конс­титуции Бразилии и т.д.;

в) в-третьих, государство развивает физическую культуру и спорт, проводит массовые спортивные мероприятия, укрепляет здоровье нации - ст. 33 п.2;

5. основы деятельности государства по защите социально ущемленных общественных групп.

К такого рода гражданам в cт. 7 Конституции России отнесены: семья, материнство, отцовство, детство, инвалиды, пожилые граждани или "всякое человеческое существо, лишенное возможности трудится по своему возрасту, физическому или умственному состоянию, экономическому поло­жению".

Социальное обеспечение такого рода граждан осуществляется в двух формах:

а) путем социального страхования - работодатель и работник вносят в соответствующие фонды обязательные взносы, из которых выплачиваются соответствующие пенсии и пособия. Лицо может прибегнуть к дополнитель­ному социальному страхованию и таким образом получать дополнительные пенсии и пособия;

б) социальной помощи - оказывается государством или органами местного самоуправления лицам, которые находятся в бедственном поло­жении, не имея права на обеспечение по социальному страхованию, либо выплачиваемые суммы столь малы, что не позволяют нормально существо­вать.

Ст.ст. 56,57 Конституции Республики Хорватия - "право занятых на производстве и членов их семей на социальную защищенность и социальное страхование регулируется законом и коллективным договором.... Слабым и больным и другим вследствии безработицы и нетрудоспособности необеспе­ченным гражданам Республики обеспечивается право на помощь для удов­летворения основных жизненных потребностей".

В содержание основ конституционного строя, закрепленных Консти­туцией РФ 1993 г., входят и нормы, регулирующие общественные отноше­ния, связанные с осуществлением государственной власти. В своей сово­купности они регулируют политические основы общественного устройства или политическую систему Российской Федерации.

Народ единственный законный и правомерный носитель власти в го­сударстве, осуществляющий ее независимо и самостоятельно. Как подчер­кивается в п.1 ст.3 Конституции РФ "носителем суверенитета и единс­твенным источником власти в Российской Федерации является ее многона­циональный народ".

Власть народа в любом государстве не может осуществляться вне организационных форм, посредством которых народ реализует свой сувере­нитет. Народ управляет государством, свободно выражает свою волю и придает ей общеобязательный характер путем закрепления в законодатель­ных актах.

Реализация народовластия осуществляется в различных формах: че­рез систему государственных органов, общественные организации и пар­тии, через институты непосредственной демократии. Единство, взаимос­вязь и функционирование этих форм составляет политическую систему об­щественного строя. Под политической системой таким образом понимается совокупность государственных, политических и общественных организаций, через которые народ реализует принадлежащую ему по конституции власть, управляет государством, определяет и проводит в жизнь внутреннюю и внешнюю политику. Основные элементы политической системы будут расс­мотрены в следующей лекции в рамках темы: "Суверенитет народа и формы его осуществления.

Основополагающие принципы конституционного строя Российской Фе­дерации.

Демократический характер Российского государства проявляется в том, что, согласно ст.3 Конституции РФ "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее мно­гонациональный народ".

Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего су­веренного полновластия. "Народ, подчеркивается в п.2 ст.3 Конституции РФ, осуществляет свою власть непосредственно,а также через органы го­сударственной власти и органы местного самоуправления".

Формами непосредственного осуществления народовластия являются ре­ферендумы и свободные выборы (п.3 ст.3 Конституции РФ).

В число конституционных основ Российской Федерации включен также классический для большинства стран мира принцип разделения государс­твенной власти на законодательную, исполнительную, судебную, органы которых являются самостоятельными (ст.10 Конституции РФ). Государс­твенную власть в Российской Федерации, установлено в п.1 ст.11 Консти­туции РФ, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Рос­сийской Федерации, суды Российской Федерации. Из этой формулировки вы­текает, что классический принцип разделения властей на современном этапе развития России осуществляется с особенностями, которые заключа­ются в выведении Президента из системы исполнительной власти на самос­тоятельное место в системе высших органов государственной власти.

Российская Федерация определяется ее Российской Федерацией как пра­вовое государство. Для правового государства характерным признаком яв­ляются: верховенство закона во всех сферах общественной и государс­твенной жизни; реальность прав и свобод личности, обеспечение ее сво­бодного развития; взаимная ответственность государства и личности, обязательность закона не только для граждан, но и самого государства; строгое исполнение требований закона, господство в государстве принци­па законности; осуществление государством эффективного контроля за ис­полнением законодательства.

В этой связи Конституция РФ 1993 г. впервые в нашем конституцион­ном законодательстве устанавливает: "Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые норматив­ные правовые акты затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения" (п.3 ст.15 Конституции РФ).

Стремление придать правовой характер Российскому государству приве­ло к новелле, практически неизвестной конституционному законодательст­ву стран мира. Конституция РФ 1993 г. закрепила, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Рос­сийской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного до­говора" (п.4 ст.15 Конституции РФ). В этой норме закреплен общий прин­цип примата международного права над национальным законодательством. Однако включение в правовую систему государства общепризнанных принци­пов и норм международного права весьма затрудняет их прямую реализацию как из-за отсутствия механизма реализации, так и из-за неопределеннос­ти научного и правового содержания этой категории.

В данной статье последовательно проводится принцип равноправия.

Каждый гражданин Российской Федерации, подчеркивается в п.2 ст.8 Конс­титуции РФ, обладает на ее территории всеми правами и свободами и не­сет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Феде­рации. Защищая права человека, Конституция РФ устанавливает также, что "гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его " (п.3 ст.8 Конституции РФ).

Единство федерации и верховенство ее законов на всей территории.

В статье 4 Конституции РФ, установлено: "1.Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. 2.Конституция Рос­сийской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей тер­ритории Российской Федерации. 3.Российская Федерация обеспечивает це­лостность и неприкосновенность своей территории."

Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации."

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны (п.4 ст.5 Конституции РФ).

Как установлено в ст.16 Конституции РФ положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Феде­рации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном нас­тоящей Конституцией. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федера­ции.

Этот порядок установлен в ст.135 Конституции РФ, в которой установ­лено, что положение первой главы Конституции не могут быть пересмотре­ны Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре норм, состав­ляющих основы конституционного строя, будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государс­твенной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При его проведении Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более поло­вины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Проблемные вопросы темы:

Актуальными для науки государственного (конституционного) права яв­ляются вопросы: определения понятия и содержания основ конституционно­го строя; понятие политической системы Российской Федерации на совре­менном этапе; роль политических партий в осуществлении народовластия; соотношение органов государственной власти и органов самоуправления на местах; роль государства в управлении экономикой и социальными процес­сами; разработка соответствующих федеральных законов.

Контрольные вопросы:

1.Определите понятие основ конституционного строя.

2.Как соотносится это понятие с понятием общественного строя госу­дарства?

3.Что такое представительная и непосредственная демократия?

4.Перечислите формы собственности в Российской Федерации.

5.Охарактеризуйте правовой статус земли по Конституции РФ

1993 г.

 

Тема: Прибыль и рентабельность предприятия

1. Экономическое содержание, функции и виды прибыли

2. Распределение и использование прибыли предприятия

3. Методы планирования прибыли

4. Показатели рентабельности и их использование в финансовом планировании





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.018 сек.