КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы реализации турпродукта и специфические методы научных исследований, используемые в турбизнесе
При выявлении определенных явлений и тенденций на рынке услуг специалисты готовят отчеты, справки доклады, аналитические записки. Например, с помощью метода аналитических докладных записок (аналитические экспертные оценки в форме докладной записки) эксперт-прогнозист выполняет самостоятельно аналитическую работу с оценкой состояния и путей развития турпредприятия. Для выявления важности поставленных задач и их решений можно использовать метод предпочтения и метод рангов. Сущность этих методов заключается в том, что эксперт присваивает номера возможных вариантов в порядке предпочтения, поставив № 1 важному критерию, № 2 - менее важному. При использовании метода рангов эксперт располагает рассматриваемые варианты вдоль шкалы, имеющей определенное количество делений (например, от 0 до 10). Варианты (способы) можно располагать в промежуточных точках между делениями или одному делению шкалы соотносить несколько вариантов. Наиболее известным и широко используемым является метод коллективной генерации идеи и творческого решения проблем, которым часто пользуется руководство. Одним из видов этого метода является метод «мозговой атаки», или «мозгового штурма», представляющий собой свободный, неструктурированный процесс генерирования всевозможных идей по поставленной проблеме, спонтанно предлагаемых участниками. Формы применения метода «мозгового штурма» могут быть разными. Например, руководитель на обычном заседании беседует с сотрудниками, выявляет проблемы, отрицательно влияющие на эффективность деятельности предприятия, на состояние условий труда. Для устранения недостатков создаются условия для свободного и творческого высказывания менеджерами идей и предложений без критики и оценки. Лучшие их варианты принимаются для реализации. Если обсуждение идей проходит в сложной обстановке, заседание целесообразно перенести. Возможен и такой вариант, когда заседание проводится по так называемой круговой системе, а несколько специалистов осуществляют запись своих идей. Обменявшись записями, они поочередно вносят или дополняют их новыми идеями. В завершении каждая подгруппа составляет сводный перечень выдвинутых идей. Затем подводятся общие итоги о поделанной работе. Эта процедура повышает активность специалистов, предоставляет возможность участвовать всем в обсуждении насущных проблем без «давления сверху», что, в конечном счете, позволяет генерировать новые идеи. Определив первоочередную задачу турпредприятию, специалисты рассматривают другие предложения. Участники дискуссии могут высказывать критические замечания по предлагаемым идеям, чтобы выявить слабые места каждой идеи, предложить пути их устранения с помощью консенсуса, определить пути к применению других методов стимулирования творческой активности. В этом суть метода «мозговой атаки наоборот». Для определения количественной оценки на основе интуиции или здравого смысла, когда требуется групповое обсуждение или взаимодействие, применяется метод мысленного группового анализа реальной ситуации. Эксперты количественно оценивают прогнозный «уровень качества» работы, например прогнозируемый уровень рентабельности предприятия. Составляется диаграмма рассеивания, в которой определяется средняя оценка рассматриваемого вопроса, обозначаются так называемые движущие и сдерживающие силы. Экспертам предлагается определить эти силы и записать свои мнения. Затем они определяют приоритеты в решении выявленных проблем. Популярным методом экспертных оценок является метод составления сценариев. Сценарий как описание будущего составляется для прогноза определенного количества вариантов развития предприятия: оптимистического, пессимистического и среднего. При оставлении сначала осуществляют структурирование и формулирование вопроса на основе базовой информации: устанавливаются цели и задачи, согласовываются с исполнителями. Затем составляются группы сфер влияния, определяются критические среды бизнеса, оценивается их влияние на функционирование предприятия. Обязательной процедурой является установление непредвиденных факторов, которые могут негативно отразиться на развитии предприятия. Разработчики сценария формируют и отбирают согласованные предположения, определяя возможное развитие сфер влияния предприятия, исходя из его реального состояния, всевозможных будущих изменений. Затем осуществляется сопоставление намеченных показателей будущего состояния сфер влияния с предположениями об их развитии. Обязательно прогнозируются кризисные ситуации (природные, техногенные, военные), которые могут изменить направление деятельности предприятия, т.е. этот процесс может приобрести отрицательный (природные или техногенные катастрофы) или положительный (технические открытия, политическая стабильность) характер. В завершении исследования выявляются последствия прогнозируемых мероприятий: сопоставляются стратегические проблемы предприятия (например, возможность роста за счет более широкого освоения рынка), уточняются выбранные варианты развития среды, утверждается порядок принятия решений. Сценарий подчиняется стратегической функции предприятия и разрабатывается в процессе долгосрочного планирования. Количество продаж путевок через пять лет определить трудно, поэтому при составлении сценариев используются качественные методы и интервальные прогнозы показателей. Для принятия сценариев применяются экономико-математические методы, моделирование, анализ перекрестного влияния, корреляционный анализ. Для прогнозирования возможных направлений развития туризма применяется так называемый метод «дерева целей», который увязывает между собой перспективные цели и конкретные задачи. Цель высшего порядка соответствует вершине дерева, ниже располагаются локальные цели (задачи), с помощью которых обеспечивается достижение целей верхнего уровня. В планировании и прогнозировании можно использовать матричный метод как метод оценки позиции турпредприятия на рынке, что позволяет принять решение о выборе одной из возможных стратегий: стратегия атаки при благоприятной позиции; стратегия обороны при средней, неопределенной позиции; стратегия отступления при неблагоприятной позиции. Стратегическая матрица (графическая сетка) представляет собой пересечение координат, отражающих величину двух факторов, характеризующих рыночную ситуацию и собственные возможности предприятия (конкурентоспособность). Решения о поведении менеджеров на рынке принимаются на основе того, на какое поле (квадрант) матрицы, образованное комбинацией действия факторов, по своим параметрам попадает предприятие. Количественные оценки факторов (стратегические индексы) определяют экспертным путем (в баллах) в зависимости от величины и силы действия фактора. Матричный метод прогнозирования в практике маркетинга применяется в сочетании со статистическими методами. Успешность применения каждого метода зависит от его соответствия конкретной ситуации: цели прогнозирования, исходным данным, квалификации специалистов. Реализация турпродукта - главная задача руководства предприятия. Не всегда этому сопутствует успех. Менеджеры должны постоянно проводить анализ продаж, что заключается в измерении и оценке фактического объема продаж разных турпродуктов на различных рынках сбыта по отношению к поставленным в этой области целям. Для этих целей проводится анализ рыночной доли, который направлен на выяснение позиции на рынке по отношению к конкурентам. Если предыдущий анализ показал, что за отчетный период объем продаж турпакетов вырос, значит - это обусловлено выгодной рыночной конъюнктурой, повышением эффективности деятельности. В такой ситуации анализ рыночной доли покажет, усилились или нет конкурентные позиции турпредприятия. Если конкуренты с большей выгодой для себя использовали конкретную рыночную ситуацию, чем конкретное турпредприятие, то может сложиться ситуация, когда объем продаж - вырос, а показатель рыночной доли - снизился. Следовательно, конкурентные позиции турпредприятия на рынке ухудшились. При организации сбыта турпродукта применяются различные методы, например метод получения мнений жюри, основанный на интуиции руководства фирмы. Его преимущества - доступность и простота, недостатки - прогнозы основываются на предположениях, а не на фактах. При усреднении мнений уменьшается ответственность за точность прогноза. В основе метода совокупных мнений работников сбыта лежит совокупная оценка вероятного объема продаж турпродукта. Этот метод специалисты используют в условиях хорошего знания конъюнктуры рынка. Преимуществом метода является то, что агенты по сбыту дают правильный прогноз на ближайшее время, хорошо зная условия рынка, недостатком — неумение надежно составлять прогнозы на перспективу. Метод ожидаемых запросов потребителей (модель ожидания потребителей) основан на результатах опроса постоянных клиентов турпредприятия: они оценивают собственные потребности в будущем получать новые услуги. Полученные сведения позволяют руководству предсказать совокупный потребительский спрос. Однако этот метод мало применим, так как клиенты не всегда проявляют потребность выразить свои желания. В своей деятельности менеджеры, как правило, используют сочетание методов. При выявлении спроса и предложения на турпродукт применяются следующие модели: - аналоговые, когда рассматриваются благоприятные показатели рыночной ситуации в регионе или стране; - имитационные - специальные программы, созданные с помощью информационных систем; - нормативные (рационализированные, прогнозные расчеты) для определения рациональных норм потребления средств из бюджета в целях формирования новых турпродуктов; - статистические (парные и многофакторные уравнения регрессии).
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |