Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды административно-правовых норм. Структура административно-правовой нормы

Структура административно-правовой нормы.

В структурном отношении АП норма, как правило, состоит из трех традиционно выделяемых элементов: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Фактически гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения или прекращения АП отношений.

В АП нормах, регулирующих организацию и деятельность, а также определяющих полномочия органов государственного управления, их должностных лиц, гипотеза обычно отсутствует. В АП нормах, предусматривающих составы административных правонарушений, гипотеза сливается с диспозицией.

Диспозиция – это формулировка правила должного поведения. Этот элемент структуры АП нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения, запреты, ограничения на те или иные действия.

Санкция – это указание на меры ответственности, применяемые в случае нарушения АП норм. Чаще всего санкции предусматривают меру дисциплинарного или административного воздействия на нарушителя.

 

АП нормы возможно классифицировать по различным основаниям.

 

«По юридической силе АП нормы делятся на:

а) законодательные нормы, содержащиеся в законах и иные нормативных актах органов законодательной власти и органов местного самоуправления;

б) подзаконные нормы, содержащиеся в актах органов исполнительной власти;

в) отраслевые нормы (или ведомственные), содержащиеся в отраслевых (ведомственных) нормативных актах;

г) локальные нормы, содержащиеся в нормативных актах организаций.

По целевому назначению АП нормы делятся на:

а) регулятивные нормы, которые регулируют правила поведения участников АП отношений, определяют обстоятельства, условия и порядок возникновения, изменения или прекращения данных отношений, например, Правила дорожного движения;

б) охранительные нормы, которые обеспечивают защиту (охрану) урегулированных общественных отношений, например, статьи КоАП, определяющие ответственность за нарушение ПДД.

По предмету регулирования АП нормы делятся на:
а) материальные нормы, которые закрепляют, как правило, правила поведения, права, обязанности и ответственность участников АП отношений (право на обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц);

б) процессуальные нормы, которые регламентируют порядок (процедуру) АП отношений, то есть определяют, как, в каком порядке, с соблюдением каких процедурных правил реализуются материальные нормы (порядок рассмотрения жалоб граждан).

По методу воздействия на поведение субъектов АП нормы делятся на:

а) обязывающие нормы, которые содержат предписания субъектам правоотношений совершать в определенных условиях те или иные действия;

б) запрещающие нормы – нормы, устанавливающие запрет на совершение тех или иных действий;

в) уполномочивающие нормы, в которых нет прямых предписаний и запретов, но отражается возможность субъекта АП отношений действовать с учетом требований нормы по своему усмотрению;

г) стимулирующие (или поощрительные) – нормы, которые с помощью средств материального или морального воздействия обеспечивают должное поведение участников АП отношений.

По форме предписания АП нормы делятся на:

а) императивные (или категорические) нормы, подлежащие обязательному исполнению;

б) рекомендательные нормы, которые не имеют обязательного характера, а направлены на совершенствование регулирования общественных отношений.

По кругу лиц:

а) общеобязательные нормы, которые адресованы широкому кругу участников АП отношений;

б) внутриаппаратные нормы – нормы, адресованные государственным и муниципальным служащим.

По территории действия АП нормы делятся на:

а) общегосударственные нормы, имеющие силу на всей территории ПМР;

б) местные нормы, действующие на территории одной административно-территориальной единицы ПМР.

в) межтерриториальные нормы, предназначенные для нескольких административно-территориальных единиц.

По сроку действия АП нормы делятся на:

а) временные (или срочные) нормы, которые рассчитаны на определенный, указанный в норме срок ее действия;

б) постоянные (или бессрочные) нормы, в которых такой срок не указан.»[1]

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и особенности административно-правовых норм | Реализация АП норм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.