КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Прогнозы и планы на уровне корпораций и предприятий
Прогнозы, стратегические и индикативные планы, программы и проекты, сформированные на федеральном или региональном уровне, воплощаются в реальность только в том случае, если в эти процессы заинтересованно включаются первичные звенья хозяйствования — предприятия, корпорации, домохозяйства. К тому же предпринимательские проекты, возникающие на уровне многочисленных предприятий, составляют основу, на которой строится сама возможность непрерывного социально-экономического и научно-технологического развития в масштабах страны (региона). Не понимая законов стратегического и оперативного развития предприятий, нельзя выстроить никаких планов или программ на уровне макроэкономических систем. В рыночных условиях каждая хозяйственная структура принимает экономические и научно-технологические решения самостоятельно в соответствии со своими стратегическими и текущими интересами. Все успешно действующие предприятия либо ведут самостоятельно прогнозные разработки, либо участвуют в них с кем-то в кооперации, и все они непременно планируют на основе прогнозов свою жизнедеятельность и развитие. Идеальной является ситуация, когда прогнозы и планы предприятий находятся в гармонии с макроэкономическими проектировками на общенациональном и региональном уровнях. Задача государства (правительства), заинтересованного в реализации своих стратегических проектировок, планов и программ, состоит в том, чтобы создать экономические, нормативно-правовые и другие условия для заинтересованного активного участия в этом предпринимательских структур. Крупные и средние предприятия организуют прогнозную работу и планирование в соответствии с выработанными современной наукой и практикой методологическими подходами и принципами, которые были освещены в предыдущих главах учебника. Здесь нам остается только обратить внимание на некоторые важные моменты такого стратегического планирования на предприятиях, которое соответствует их предпринимательским интересам и обеспечивает реализацию стратегических и индикативных планов в национальных масштабах. Стратегическое планирование на предприятии в широком смысле предполагает определение его долгосрочной стратегии с обоснованием главных целей и задач развития, разработку маркетинговых стратегий и планирование способов и средств реализации целей и задач, контроль и оценку основных результатов стратегического управления, а также корректировку при необходимости содержания стратегии и способов ее осуществления. Основополагающей формой стратегического планирования является генеральное целевое планирование, которое включает определение генеральной (на перспективу) цели во взаимодействии с оперативными целями предприятия, а также выработку способов действий по их реализации. Выбор генеральной цели означает определение или уточнение миссии предприятия (хозяйственной структуры). Определить миссию — значит ответить на вопрос: «Что будет представлять собой предприятие (хозяйственная структура) в сопоставлении с существующим состоянием через 10-15 лет?». Генеральный стратегический план предприятия (фирмы, корпорации, хозяйственного объединения) призван давать ответы на вопросы в разрезе следующих тем: цели предприятия на перспективу; соотношение текущих и долгосрочных задач; базовая стратегия предприятия и ее альтернативы; наиболее значимые проекты; капиталовложения и иное ресурсное обеспечение; характеристика внешней среды; возможные риски. В комплект документов генерального плана могут входить различные приложения, например справки, обоснования, расчетные таблицы, в которых приводятся укрупненные показатели объема продаж, прибыли, денежных потоков и др. Значительную роль в стратегическом планировании на предприятиях играет анализ внешней среды. Такой анализ означает систематическое изучение и оценку всех влияющих факторов во внешней для предприятия среде — как контролируемых, так и неконтролируемых. Основное назначение такого анализа — получение необходимой прогнозной информации, находящейся вне предприятия. На фоне этой информации выявляются и оцениваются сильные и слабые стороны самого предприятия, а также возможности и риски, связанные с внешними условиями. В ходе анализа внешней среды особое внимание уделяется изучению рынков, характера конкуренции и оценке уровня технологий на аналогичных предприятиях. При анализе внешней среды важно тщательно оценивать всю входящую информацию, почерпываемую из имеющихся прогнозов, планов и программ макросубъектов экономики — национального хозяйства, региональных хозяйственных систем. На этой основе предприятия определяются со своим участием в государственных (федеральных и региональных) и муниципальных программах, в договорных отношениях по реализации индикативных планов социально-экономического развития страны, региона, муниципального образования. Обозревая себя с позиций внешней среды, предприятие (фирма, корпорация) определяет в стратегическом плане пространство для своего развития. Данная сторона стратегического планирования характеризуется понятиями «поле бизнеса» или «стратегическая зона хозяйствования». Оба понятия, за исключением нюансов, идентичны, но последнее из них, пожалуй, точнее соответствует смыслу стратегического планирования. Та или иная стратегическая зона хозяйствования (СЗХ) есть отдельный сегмент окружения, на который фирма (субъект хозяйствования) имеет (или хочет получить) выход. В качестве стратегических зон хозяйствования (или стратегических полей бизнеса) могут рассматриваться сегменты рынка, связываемые с отдельными продуктами или продуктовыми группами, с продуктовыми или технологическими программами. В ходе анализа СЗХ оценка ведется по следующим ресурсным критериям: 1) научно-технические ресурсы; 2) технологические альтернативы; 3) производственные ресурсы (наличие мощностей); 4) финансовые ресурсы 5) кадровый потенциал и др. Стратегические зоны хозяйствования должны по возможности соответствовать оперативным структурным единицам, чтобы обеспечить единство оперативного и стратегического управления. Освоение новой или трансформация существующей СЗХ обычно представляет собой предпринимательский проект. А любой предпринимательский проект требует тщательных обоснований и делового планирования. Наиболее распространенным на практике видом делового планирования является составление бизнес-планов. Разработка бизнес-плана — вид плановой деятельности, непосредственно связанный с предпринимательством, нацеленностью на достижение конкретного конечного результата предпринимательского проекта. Такое деловое планирование применяется как при открытии новых предприятий, так и при изменении предпринимательской стратегии уже существующих предприятий. Бизнес-план представляет собой совокупность документов, в которых описаны основные признаки будущего предприятия, проанализированы риски, с которыми оно может столкнуться, определены способы решения проблем. Главное назначение бизнес-плана — обоснование делового проекта, показ его эффективности и реалистичности. Он содержит характеристики общей концепции, генеральной стратегии развития предприятия на перспективный период. К числу важнейших функций бизнес-плана относятся привлечение денежных средств для проекта (ссуд, кредитов, ассигнований из бюджетных и внебюджетных источников), а также привлечение к реализации планов предприятия и осуществлению проектов потенциальных партнеров, которые могут вложить собственный капитал или предоставить технологию. Деловое планирование в форме бизнес-планов осуществляется с целью освоения заметных предпринимательских проектов, связанных с производством новых видов продукции и переходом на новые технологии. С помощью бизнес-планов создаются новые малые и средние предприятия, и в этих случаях для конкретных предприятий бизнес-план — событие судьбоносное. Но внутри достаточно крупных предприятий почти всегда осуществляется целый веер бизнес-проектов, связанных с освоением новых СЗХ. Такие предприятия не могут не иметь интегральных планов своего развития, предполагающих определенную расстановку приоритетов во времени и пространстве, выверенную инвестиционную и финансовую политику. Перспективные планы развития успешных предприятий обычно исходят из принципа, что доходы, получаемые от выпуска и реализации давно освоенных видов продукции и технологии, покрывают недостаточную рентабельность или даже убыточность недавно освоенных новшеств, а также служат финансированию задельных НИОКР. На перспективные и текущие планы развития и функционирования предприятий не могут не влиять прогнозы, программы и индикативные планы социально-хозяйственных систем муниципального, регионального и федерального уровня. В рыночных условиях это должно осуществляться на условиях взаимной выгоды субъектов хозяйствования и управления. Практика ряда регионов, например, Татарстана, Нижегородской области, Марий Эл, Бурятии и др., показывает, что можно успешно использовать такие формы, как заключение различного рода договоров между хозяйствующими субъектами и органом власти. Например, при достижении и превышении значимых показателей индикативного плана региона (по добавленной стоимости, по производству тех или иных видов продукции и услуг, по отдельным социальным индикаторам и др.) предусматриваются налоговые льготы, преференции в бюджетных ассигнованиях, особые режимы дотаций и кредитования и т.п. Положительные результаты приносит введение субъектами Федерации в необходимых случаях государственных заказов на поставки продукции или осуществление услуг. В некоторых регионах доля государственных закупок в расходной части бюджетов субъектов Федерации доходила в определенные периоды до 15-20% от расходной части бюджета. Для организации дела иногда в субъектах Федерации создаются агентства по государственному заказу. Для поощрения актуальных для регионов и страны инвестиционных проектов могут применяться механизмы, связанные с созданием специальных гарантийных и инвестиционных фондов.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |