КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Укрепление российской полиции на рубеже XIX–XX вв
Убийство 1 марта 1881 г. Александра II стало началом полицеизации страны. В мае создали Комиссию по разработке мер борьбы с революционным движением. Закон от 14 мая 1 885 г. о введении новых порядков продажи спиртных напитков регламентировал полицию не допускать запрещенных игр, бесчинств и т. п. В 1880-е гг. активно развивали телефонную связь в городах меж полицейскими участками, квартирами губернаторов, вице-губернаторов, пожарными и т. д. Закон о казенной продаже вина 1894 г. призвал полицию контролировать процесс ликвидации кабаков, хозяева которых нарушали законы о торговле вином; ограждать население от злоупотребления крепкими напитками, при этом способствовать созданию «...особых для сего приютов и нравственное воздействие на население путем выяснения вреда от неумеренного потребления вина и приучения к более облагораживающему пользованию своим досугом в специально устраиваемых для сего читальнях, народных чтениях, собеседованиях и проч.». 3 июня 1894 г. Государственный Совет утвердил «Положение о видах на жительство», по которому в состоянии «усиленной или чрезвычайной охраны» объявлялись местности, где проживали в основном рабочие фабрик, заводов, мануфактур и т. п. Положение установило разные паспорта: бессрочные для дворян, чиновников, купцов и духовенства; для рабочих, крестьян и ремесленников – паспортные книжки на 5 лет, до 1 года или бесплатные виды на отлучку. Взрослые сыновья (не отделенные от семьи) могли получить документ только с согласия хозяина двора. Первый в России полицейский музей открыли в Санкт-Петербурге в 1900 г. по инициативе градоначальника Н.В. Клейгельса. Руководил материалами по сбору документов тогда еще начальник полицейского резерва В.Ф. Галле. Полномочия полиции по контролю за проституцией оформили в «Положении об организации надзора за градской проституцией в империи» 8 октября 1903 г. Для нижних чинов полиции создали карманный справочник «Словарь современного городового», в 1904 г. – «Настольный полицейский словарь». В виду развития сети охранных отделений «Положение о негласном полицейском надзоре» отменили в 1904 г. Революционные события 1905 – 1907 гг. вызвали новое расширение обязанностей полиции. Российской полиции пришлось нелегко: только с ноября 1905 г. по апрель 1906 г. убили 288, ранили 383 полицейских, более чем на 150 совершили неудачных покушений. Погибло в терактах свыше 4000 и ранено около 5000 госслужащих, в основном из правоохранительных структур. В начале XX в. режим усиленной охраны распространялся более чем на 1/3 территории страны. С 1 января 1907 г. для оперативного сбора информации при Департаменте полиции организовали Регистрационный отдел с Центральным справочным аппаратом (с 1910 г. – Центральный справочный алфавит). Именная картотека насчитывала приблизительно 2,5 млн. карточек на 2 млн. фамилий, упоминавшихся в делах Департамента полиции за весь период его существования, на все известные псевдонимы преступников и неблагонадежных лиц. Осенью 1906 г. приступила к работе межведомственная комиссия (под председательством товарища министра внутренних дел А.А. Макарова) из представителей МВД, МЮ, Военного министерства, Государственной канцелярии для подготовки законопроектов реформы полиции. Первый «Проект о создании Государственной стражи в России» Фриша от 1906 г. предполагал объединить и унифицировать всю российскую полицию, на местах подчинив губернаторам1, помощники по полиции которых через губернские полицейские управления (вместо ГЖУ) руководили бы общей и жандармской полицией и охранными отделениями. Проект отвергли. В 1907 г. в речи перед II Государственной думой П. А. Столыпин заявил о подготовке полицейской реформы и ее задачах: ¨ необходимости реорганизации управления полицией на местном уровне; ¨ разработке нового Устава полицейского, в котором бы четко, с учетом изменений, происшедших в государственно-правовой сфере, определялись функции, права, обязанности полицейских органов, а также порядок и условия прохождения службы их сотрудников; ¨ улучшении материального обеспечения сотрудников, поднятии престижа полицейской службы и «укреплении служебной устойчивости» ее сотрудников посредством создания клубов для сотрудников полиции, ¨ учреждения судов чести, формирования профессиональной этики, системы профессиональной подготовки. Согласно проекту начальником полиции в губернии являлся губернатор, руководство полицией как общей, так и политической возлагалось на помощника губернатора по полицейской части, а губернские жандармские управления упразднялись. Полиция разделялась на наружную, административную, судебную, розыскную и сыскную. Предусматривалось снятие с полиции некоторых обязанностей: по проведению денежных сборов, вручению денежных повесток и т. д. Проект был отправлен на доработку ввиду отрицательных отзывов губернаторов и начальников губернских жандармских управлений. Первых не устраивало, что они фактически лишались непосредственной власти над полицией, вторых - слияние общей и политической полиции. В Государственной думе отношение к полиции значительной части оппозиции было настолько негативным, что когда П.А. Столыпин привел данные о количестве убитых и раненых сотрудников полиции, раздались возгласы: «Мало!». Несмотря на различия, проекты в общем сводились к одному -объединению всей полиции под руководством какого-либо лица или органа. Существовал даже проект – после революции 1905 г. – о создании Корпуса государственной стражи, сущность которого сводилась к военизации всей полиции империи. Автор проекта предлагал прямо установить, что Государственная стража является военной организацией и что ее численность и состав должны быть такими, чтобы «справляться с волнениями собственными силами, прибегая к содействию войск только в крайних случаях». Окончательный проект был составлен в 1911 г., он состоял из Учреждения полиции (излагались вопросы изменения организации полиции, определялись ее виды, нормы личного состава, оклады полицейских, источники финансирования) и Устава полицейского (определял служебные права и обязанности полицейских). В 1912 г. проект реформы полиции комиссии Макарова был направлен на рассмотрение в Государственную думу. Вскоре министр внутренних дел Макаров ушел в отставку, новый министр Н. А. Маклаков вернул проект из Государственной думы на доработку. Последующее обсуждение проекта в Думе затянулось на несколько лет. В конце XIX в. сложилась традиция критического отношения к российской полицейской системе. Например, в докладной записке по итогам ревизий говорилось, что «все преобразования имели в отношении полиции случайный характер». При... многочисленности лежащих на полиции обязанностей, даже исполняя их самым поверхностным образом, чины полиции могут расходовать надело охраны общественной безопасности и порядка не более одной трети своего служебного времени». Однако, несмотря на чрезвычайно запутанную законодательную и нормативную базу своей деятельности, полиция и вообще органы государственного управления действовали в этот период на основании закона. Законы позволяли ограничивать личные права (негласный надзор, административная высылка, ограничения в выборе места жительства и т. д.) без достаточных оснований, что в начале XX в. вызывало активный протест у граждан. Существовавшие «полицейские» проблемы в обществе невозможно было решить без проведения глубоких социально-политических реформ. Предъявляемое к чинам полиции требование соблюдать законность ничего не значило в обществе, жившем десятилетия по чрезвычайным законам и временным правилам. Отмена полицейского режима назрела. Проницательные современники не могли не заметить, что усиление охранительных мер не только не вело к искоренению революционной деятельности, а, напротив, ей содействовало. Таким образом, сложность политической обстановки, постоянное давление и критика со стороны различных политических сил и группировок, негативное отношение к проекту в Государственной думе, незаинтересованность в нем представителей местной администрации, финансовые затруднения не позволили правительству провести реформу полиции. Доводы сторонников реформы о том, что «полицейская деятельность... наиболее тягостная из всех гражданских служб, а по соединенной с нею опасности для полицейских чинов, мало чем уступает военной службе и требует специальной подготовки», не были приняты во внимание. Свидетельством запоздалых и уже недостаточных мер было Постановление Совета Министров от 23 октября 1916 г. «Об усилении полиции в 50 губерниях Империи и об улучшении служебного и материального положения полицейских чинов». В нем устанавливалось соотношение численности полиции с численностью населения городов и уездов, увеличивались штаты полиции и несколько увеличивалась зарплата служащих полиции. Однако этот документ должен был быть дополнением к Уставу полицейскому. Таким образом предпринятые меры не могли кардинальным образом повлиять на отправление полицейских функций государства, а следовательно и на изменение положения в стране. Вывод по 3-му вопросу: Процессы централизации, профессионализации, специализации в развитии полицейской системы закрепляются в начале XX в. Однако общественно-политический кризис, кризис государственной власти, противоречия между властью и народом, приведшие страну к двум революциям, накладывают свой отпечаток на деятельность и развитие полиции.
Заключение Итак, в начале XX в. полицейская система Российской империи постепенно совершенствовалась, развивались положительные тенденции, сложившиеся еще в XIX в. Некоторые ее службы не уступали уровню организации полиции западных государств. Период с декабря 1906 г. по февраль 1907 г. оказался поворотным и самым насыщенным как в деле проведения внутренних, реорганизаций в системе Департамента полиции, так и политического розыска в целом. В это время создаются новые учреждения политического сыска — районные охранные отделения, усиливается сеть охранных отделений. Однако требовалось коренное реформирование структуры, функций, методов деятельности, правовой регламентации. Была создана Комиссия, которая должна была выработать предложения по пересмотру структуры и функций полиции в целом, известная в истории как «Комиссия сенатора Макарова по преобразованию полиции в Империи». Реформирование оказалось невозможным в сложных социально-политических условиях. Первая мировая война еще больше усилила напряженность в обществе.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 6170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |