Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Укрепление российской полиции на рубеже XIX–XX вв

Убийство 1 марта 1881 г. Александра II стало началом полицеизации страны.

В мае создали Комиссию по разработке мер борьбы с револю­ционным движением.

Закон от 14 мая 1 885 г. о введении новых порядков продажи спиртных напитков регламентировал полицию не допускать за­прещенных игр, бесчинств и т. п.

В 1880-е гг. активно развивали телефонную связь в городах меж полицейскими участками, квартирами губернаторов, вице-губернаторов, пожарными и т. д.

Закон о казенной продаже вина 1894 г. призвал полицию кон­тролировать процесс ликвидации кабаков, хозяева которых нару­шали законы о торговле вином; ограждать население от злоупот­ребления крепкими напитками, при этом способствовать созда­нию «...особых для сего приютов и нравственное воздействие на население путем выяснения вреда от неумеренного потребления вина и приучения к более облагораживающему пользованию сво­им досугом в специально устраиваемых для сего читальнях, на­родных чтениях, собеседованиях и проч.».

3 июня 1894 г. Государственный Совет утвердил «Положение о видах на жительство», по которому в состоянии «усиленной или чрезвычайной охраны» объявлялись местности, где прожива­ли в основном рабочие фабрик, заводов, мануфактур и т. п. Поло­жение установило разные паспорта: бессрочные для дворян, чи­новников, купцов и духовенства; для рабочих, крестьян и ремес­ленников – паспортные книжки на 5 лет, до 1 года или бесплат­ные виды на отлучку. Взрослые сыновья (не отделенные от се­мьи) могли получить документ только с согласия хозяина двора.

Первый в России полицейский музей открыли в Санкт-Петер­бурге в 1900 г. по инициативе градоначальника Н.В. Клейгельса. Руководил материалами по сбору документов тогда еще на­чальник полицейского резерва В.Ф. Галле.

Полномочия полиции по контролю за проституцией оформи­ли в «Положении об организации надзора за градской проститу­цией в империи» 8 октября 1903 г.

Для нижних чинов полиции создали карманный справочник «Словарь современного городового», в 1904 г.«Настольный по­лицейский словарь».

В виду развития сети охранных отделений «Положение о не­гласном полицейском надзоре» отменили в 1904 г.

Революционные события 19051907 гг. вызвали новое рас­ширение обязанностей полиции. Российской полиции пришлось нелегко: только с ноября 1905 г. по апрель 1906 г. убили 288, ранили 383 полицейских, более чем на 150 совершили неудач­ных покушений. Погибло в терактах свыше 4000 и ранено около 5000 госслужащих, в основном из правоохранительных струк­тур.

В начале XX в. режим усиленной охраны распространялся более чем на 1/3 территории страны.

С 1 января 1907 г. для оперативного сбора информации при Департаменте полиции организовали Регистрационный отдел с Центральным справочным аппаратом (с 1910 г. – Централь­ный справочный алфавит). Именная картотека насчитывала при­близительно 2,5 млн. карточек на 2 млн. фамилий, упоминав­шихся в делах Департамента полиции за весь период его суще­ствования, на все известные псевдонимы преступников и неблаго­надежных лиц.

Осенью 1906 г. приступила к работе межведомственная ко­миссия (под председательством товарища министра внутренних дел А.А. Макарова) из представителей МВД, МЮ, Военного ми­нистерства, Государственной канцелярии для подготовки законо­проектов реформы полиции. Первый «Проект о создании Госу­дарственной стражи в России» Фриша от 1906 г. предполагал объединить и унифицировать всю российскую полицию, на мес­тах подчинив губернаторам1, помощники по полиции которых через губернские полицейские управления (вместо ГЖУ) руково­дили бы общей и жандармской полицией и охранными отделе­ниями. Проект отвергли.

В 1907 г. в речи перед II Государственной думой П. А. Столыпин заявил о подготовке полицейской реформы и ее задачах:

¨ необходимости реор­ганизации управления полицией на местном уровне;

¨ разработке нового Устава полицейского, в котором бы четко, с учетом изменений, проис­шедших в государственно-правовой сфере, определялись функции, пра­ва, обязанности полицейских органов, а также порядок и условия про­хождения службы их сотрудников;

¨ улучшении материального обеспече­ния сотрудников, поднятии престижа полицейской службы и «укрепле­нии служебной устойчивости» ее сотрудников посредством создания клубов для сотрудников полиции,

¨ учреждения судов чести, формирова­ния профессиональной этики, системы профессиональной подготовки.

Согласно проекту начальником полиции в губернии являлся губер­натор, руководство полицией как общей, так и политической возлага­лось на помощника губернатора по полицейской части, а губернские жандармские управления упразднялись.

Полиция разделялась на наруж­ную, административную, судебную, розыскную и сыскную.

Предусмат­ривалось снятие с полиции некоторых обязанностей: по проведению денежных сборов, вручению денежных повесток и т. д.

Проект был от­правлен на доработку ввиду отрицательных отзывов губернаторов и на­чальников губернских жандармских управлений. Первых не устраива­ло, что они фактически лишались непосредственной власти над поли­цией, вторых - слияние общей и политической полиции.

В Государственной думе отношение к полиции значительной части оппозиции было настолько негативным, что когда П.А. Сто­лыпин привел данные о количестве убитых и раненых сотрудни­ков полиции, раздались возгласы: «Мало!».

Несмотря на различия, проекты в общем сводились к одному -объединению всей полиции под руководством какого-либо лица или органа. Существовал даже проект – после революции 1905 г. – о создании Корпуса государственной стражи, сущность которого своди­лась к военизации всей полиции империи. Автор проекта предлагал прямо установить, что Государственная стража является военной организацией и что ее численность и состав должны быть такими, чтобы «справляться с волнениями собственными силами, прибегая к содействию войск только в крайних случаях».

Окончатель­ный проект был составлен в 1911 г., он состоял из Учреждения полиции (излагались вопросы изменения организации полиции, определялись ее виды, нормы личного состава, оклады полицейских, источники финан­сирования) и Устава полицейского (определял служебные права и обя­занности полицейских).

В 1912 г. проект реформы полиции комиссии Макарова был направлен на рассмотрение в Государственную думу. Вско­ре министр внутренних дел Макаров ушел в отставку, новый министр Н. А. Маклаков вернул проект из Государственной думы на доработку. Последующее обсуждение проекта в Думе затянулось на несколько лет.

В конце XIX в. сложилась традиция критического отношения к рос­сийской полицейской системе. Например, в докладной записке по ито­гам ревизий говорилось, что «все преобразования имели в отношении полиции случайный характер».

При... многочисленности лежащих на полиции обязаннос­тей, даже исполняя их самым поверхностным образом, чины полиции могут расходовать надело охраны общественной безопасности и поряд­ка не более одной трети своего служебного времени».

Однако, несмотря на чрезвычайно запутанную законодательную и нормативную базу своей деятельности, по­лиция и вообще органы государственного управления действовали в этот период на основании закона. Законы позволяли ограничивать личные права (негласный надзор, административная высылка, ограничения в вы­боре места жительства и т. д.) без достаточных оснований, что в начале XX в. вызывало активный протест у граждан. Существовавшие «поли­цейские» проблемы в обществе невозможно было решить без проведе­ния глубоких социально-политических реформ. Предъявляемое к чинам полиции требование соблюдать законность ничего не значило в обще­стве, жившем десятилетия по чрезвычайным законам и временным пра­вилам. Отмена полицейского режима назрела. Проницательные совре­менники не могли не заметить, что усиление охранительных мер не толь­ко не вело к искоренению революционной деятельности, а, напротив, ей содействовало.

Таким образом, сложность политической обстановки, постоянное давление и критика со стороны различных политических сил и группи­ровок, негативное отношение к проекту в Государственной думе, неза­интересованность в нем представителей местной администрации, фи­нансовые затруднения не позволили правительству провести реформу полиции. Доводы сторонников реформы о том, что «полицейская дея­тельность... наиболее тягостная из всех гражданских служб, а по соеди­ненной с нею опасности для полицейских чинов, мало чем уступает во­енной службе и требует специальной подготовки», не были приняты во внимание. Свидетельством запоздалых и уже недостаточных мер было Постановление Совета Министров от 23 октября 1916 г. «Об усилении полиции в 50 губерниях Империи и об улучшении служебного и матери­ального положения полицейских чинов».

В нем устанавливалось соот­ношение численности полиции с численностью населения горо­дов и уездов, увеличивались штаты полиции и несколько увели­чивалась зарплата служащих полиции. Однако этот документ должен был быть дополнением к Уставу полицейскому. Таким образом предпринятые меры не могли кардинальным образом повлиять на отправление полицейских функций государства, а следовательно и на изменение положения в стране.

Вывод по 3-му вопросу:

Процессы централизации, профес­сионализации, специализации в развитии полицейской системы закреп­ляются в начале XX в. Однако общественно-политический кризис, кри­зис государственной власти, противоречия между властью и народом, приведшие страну к двум революциям, накладывают свой отпечаток на деятельность и развитие полиции.

 

Заключение

Итак, в начале XX в. полицейская система Российской империи по­степенно совершенствовалась, развивались положительные тенденции, сложившиеся еще в XIX в. Некоторые ее службы не уступали уровню организации полиции западных государств.

Период с декабря 1906 г. по февраль 1907 г. оказался поворотным и самым насыщенным как в деле проведения внутренних, реорганизаций в системе Департамента полиции, так и политического розыска в целом.

В это время создаются новые учреждения политического сыска — районные охранные отделения, усиливается сеть охранных отделений.

Однако требовалось корен­ное реформирование структуры, функций, методов деятельности, пра­вовой регламентации. Была создана Комиссия, которая должна была выработать предложения по пересмотру структуры и функций полиции в целом, известная в истории как «Комиссия сенатора Макарова по преобразованию полиции в Империи».

Реформирование оказалось невозмож­ным в сложных социально-политических условиях. Первая мировая вой­на еще больше усилила напряженность в обществе.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Становление и развитие сыскной полиции в России во второй половине XIX–XX вв | Лекція 3. Туристичне районування України
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 6113; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.