Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И основные направления современной гендеристики




Феминистская эпистемология

И ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ФЕМИНИЗМ

ЛЕКЦИЯ XVI

Феминизм представляет собой совокупность концепций и воззрений, сформировавшихся на основе движения против социально-экономической и нравственно-духовной дискриминации женщин. Причем свое внимание на «женских» проблемах он фокусирует в нескольких аспектах: во-первых, рассматривает женщин в качестве важнейших «субъектов» социальной жизни; во-вторых, стремится смотреть на мир и происходящие в нем процессы и события, исходя из специфической женской точки зрения; в-третьих, выступает с критикой социальных реалий от имени женщин и в их интересах; в-четвертых, пытается на базе собственных концепций создать для них лучший и более справедливый мир.

Исследования, которыми занимаются представители феминизма, отличаются двумя ключевыми особенностями. Прежде всего, они носят междисциплинарный характер, поскольку в них принимают участие не только социологи, но и антропологи, биологи, экономисты, историки, правоведы, философы, политологи, психологи и даже теологи. Кроме того, социологи феминистского толка в своих работах преследуют двойную цель — расширить горизонты социологического знания по разрабатываемой ими проблематике, пересматривая его содержание и принципы с учетом новых открытий, и создать на этой основе критическое понимание современного общества, чтобы сделать его более справедливым и гуманным.

Разработка ряда теоретических вопросов, которыми занимались сторонники феминизма, привела к существенной корректировке взглядов на мир и место в нем женщин. Так, она подвела к пониманию того, что концептуальное знание о мире, которое, как правило, считается универсальным и в этом смысле абсолютным, на самом деле, всего лишь продукт части общества, располагающей властью, его «господ», каковыми являются мужчины. Но если посмотреть на мир в ином ракурсе, т. е. с точки зрения женщин, то многие вопросы общественной жизни, которые, казалось бы, получили уже достаточно обоснованное решение, вновь встают со всей остротой и настоятельностью.

Таким образом, феминизм подрывает устоявшуюся систему знаний, выявляя их «мужскую» обусловленность, и тем самым дает возможность проявиться «женской» позиции, которая по многим параметрам оказывается иной. Так осуществляется «деконструкция» знания, которое покоится на доминирующих в современном обществе порядках и властных полномочиях. Более того, наиболее радикальными представителями феминистского движения высказываются даже идеи в поддержку гегемонии женской точки зрения.

В общем и целом феминисты утверждают, что знание о мире характеризуется четырьмя особенностями: 1) оно всегда создается с позиций персонифицированных акторов, положение которых в социуме различно; 2) стало быть, оно всегда пристрастно и корыстно, а значит, никогда не бывает непредвзятым и объективным; 3) оно вырабатывается в рамках группы и потому различается как в разных группах, так и у действующих субъектов в рамках одной группы; 4) на него оказывают влияние отношения власти независимо от того, формируется ли оно господствующими или подчиненными группами.

Такова суть того, что можно назвать «феминистской эпистемологией». В то же время понимание знания как продукта деятельности групп, имеющих разные точки зрения, ставит перед феминистами проблему, как выработать такой социологический подход, который был бы приемлем хоть даже и не в полной мере для всех социологов и служил бы делу эмансипации. В этой связи принимается на вооружение несколько стратегий. Специфика их состоит в следующем. Первая утверждает необходимость «смешанных описаний», что предполагает принятие во внимание опыта, который имеется у субъектов и групп, придерживающихся разных точек зрения, и, как следствие, дает возможность этим субъектам или группам создавать свои версии происходящего. Вторая стратегия заключается в том, что описаниям и точкам зрения акторов или групп, наделенных наименьшей властью, отводится привилегированное положение. Здесь главенствующим является тот факт, что в системе неравных властных отношений взгляды господствующих групп обладают несравненно большим влиянием и в большей степени тиражируются. Поэтому отдание приоритета лицам и группам, не обладающим властью, может хоть как-то выравнять положение. Особенность третьей стратегии определяется тем, что теоретику феминизма следует четко представлять те стадии, которые он проходит, двигаясь от понимания точки зрения, свойственной какому-то индивиду или какой-то группе, к обобщенному социологическому рассмотрению, поскольку сам такой переход является актом власти. И, наконец, согласно четвертой стратегии, социологу нужно определить точку зрения, с которой он выступает, и тем самым уяснить свою пристрастность (во всех смыслах) и влияние ее на создаваемую им теорию.

Эпистемология феминизма формулирует также новый концептуальный словарь социологии, выходящий за пределы бинарных оппозиций: макро- или микроуровень исследования, субъективистский или объективистский подход и т. д.

Типология теорий феминизма выстроена вокруг основного феминистского вопроса: «А как насчет женщин?» И в зависимости от ответа на него можно выделить четыре различающихся позиции. Согласно первой из них, положение женщин и их опыт по большей части отличаются от положения и опыта мужчин. Второй подход утверждает, что место женщин не только отличается от того, которое занимают мужчины, но и является менее привилегированным, а значит, неравным по сравнению с мужским. Третьей позиции придерживаются те, кто утверждает, что положение женщин необходимо оценивать с точки зрения непосредственного соотношения сил между ними и мужчинами. И здесь отмечается такой факт, что женщины угнетены, поскольку для них существуют разного рода ограничения: их заставляют находиться в подчинении, оскорбляют и пользуются ими в своих корыстных целях. Согласно четвертому подходу, переживание женщинами существенного различия в сравнении с положением мужчин и вытекающего из этого неравенства обусловлено их местом в системе структурного угнетения, обусловленного классовой, расовой и этнической принадлежностью, а также возрастом, семейным положением и местожительством.

Эти отличающиеся друг от друга подходы в рядах феминистов можно классифицировать как теории гендерного различия, гендерного неравенства, гендерного угнетения и структурного угнетения, если под гендером понимать исполнение социально обусловленных мужских и женских ролей в обществе, формирующих специфические особенности личности и ее отношения с другими людьми.

И хотя изучение отношений, существующих между мужчинами и женщинами, не равнозначно теории феминизма, которая представляет собой критическое осознание человеческого опыта, фокусирующее свое внимание на женщинах и их роли в обществе, тем не менее, некоторые ученые, работающие в рамках гендерной социологии, публикуют работы, имеющие непосредственное значение для разработки теории феминизма; и, наоборот, многие представители феминизма, создавая свои концепции, не могут не касаться проблематики гендерных отношений, и тем самым вносят свой вклад в разработку гендеристики.

Остановимся теперь подробнее на выделенных нами подходах в области гендерных исследований.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.