КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И международном маркетинге
ТНК как основа процесса глобализации в мировой экономике Основной движущей силой и институциональной базой международного маркетинга являются ТНК, которые играют определяющую роль в движении товаров, капиталов и технологии. Их число насчитывало к концу 90-х гг примерно 45 тыс. головных, материнских компаний и 280 тыс их зарубежных филиалов, дочерних и внучатых компаний Общий объем продаж заграничных филиалов ТНК составляет свыше 8 трлн долл, что превышает валовой объем мирового экспорта При этом надо учитывать не только обычные формы международной торговли и потоки прямых инвестиций ТНК, но и такие, как субподрядные и лицензионные соглашения, франчайзинг, договоры на управление и другое, что существенно повышает соответствующий показатель. Основой развития процесса глобализации явилась прежде всего интернационализация производства, а не обмена. Институциональной формой глобализации выступают ГК, а не обычные ТНК, которые в настоящее время представляют собой интегрированные интернациональные производственные системы — производственное ядро глобальной экономики Рост ТНК связан с обострением конкурентной борьбы на мировом рынке, стремлением к повышению доходности бизнеса за счет эффекта масштаба, оптимизацией систем управления и организации деятельности компании, внедрением международной маркетинговой стратегии по стандартизации предпринимательских усилий в области товарной политики, политики продвижения, сбытовой и ценовой политики на большинстве мировых рынков. Показателем роста ТНК являются данные о прямых инвестициях. В последнее время 3/5 всех иностранных прямых инвестиций приходится на развитые страны и только 2/5 — на развивающиеся. Причем США занимают первое место по привлечению иностранных прямых инвестиций В условиях развития процесса глобализации международная торговля во многом определяется деятельностью ТНК. При этом с расширением производства за рубежом на предприятиях, принадлежащих ТНК, происходит замещение экспорта, но в то же время увеличиваются поставки на внутрикорпоративном уровне, что способствует расширению международной торговли. При этом рост экспорта происходит как в виде сбыта готовой продукции, так и в виде поставок материалов и комплектующих. Так, США производят за рубежом продукции в 3,5 раза больше, чем экспортируют; ФРГ — в 1,3 раза. ТНК вследствие своей экономической, финансовой, управленческой, научно-технической, кадровой мощи способны разрабатывать и осуществлять наиболее совершенные международные маркетинговые технологии, которые, учитывая масштабы этих компаний, дают значительные прибыли и обеспечивают высокую мировую конкурентоспособность как их самих, так и создаваемых ими продуктов. Конечно, в международном маркетинге задействованы и мелкие, и средние компании, однако в большинстве случаев они сознательно или непроизвольно для них, но запланированно со стороны ТНК находятся под «зонтиком» маркетинговых программ последних и реализуют их стратегические цели и задачи. На мелкие и средние фирмы приходятся в основном остаточные сферы бизнеса, не дающие сверхвысоких прибылей. В то же время мелкие и средние фирмы используются в международном бизнесе транснациональными компаниями для решения высокорисковых задач и, естественно, не могут получить от применения методов международного маркетинга столь высокого эфгфекга, как ТНК. ТНК в международной маркетинговой деятельности несут положительное начало как разработчики новых маркетинговых технологий, как локомотивы глобализации продуктов, стандартизации потребительских предпочтений и образа жизни, т.е. ведут к еще большей интернационализации мировой экономики в целом. Однако следует иметь в виду и отрицательный эффект от подобного рода деятельности. ТНК могут сознательно, преследуя свои коммерческие выгоды и интересы, а иногда и допуская серьезные ошибки, ввергать значительную часть государств в состояние серьезнейших экономических и финансовых потрясений, как это можно было наблюдать в середине и конце 80-х гг XX в.
Основные направления социально-экономической критики в отношении стратегии глобализации ТНК связаны со следующими моментами: • растущая власть глобальных транснациональных интегрированных хозяйственных структур; • навязывание своей воли владельцами громадных инвестиционных средств остальным, особенно «вялым» государствам, возрастание зависимости национальных государств от политики глобальных монополий; • ограничения прав суверенных государств, ограничения экономической политики национальных государств, снижение их национальной экономической безопасности, что нашло, в частности, выражение в глобальном финансовом кризисе 90-х гг. и других негативных явлениях; • чрезмерное дерегулирование рынка в интересах крупнейших ТНК, усиление регулирования мировых рынков со стороны крупнейших ТНК; • обострение общей конкуренции на мировом рынке; • навязывание потребителям всего мира стандартов потребления и образа жизни; • нарушение сложившегося баланса сил между наемными работниками и работодателями, массовые увольнения, безработица; • усиление конкуренции со стороны развивающихся стран, где работают предприятия ТНК, что ведет к снижению заработной платы, социальных льгот, затрат на экологию и понижению уровня жизни в развитых странах. Подобная критика вылилась в общественное движение антиглобалистов, которые активизируют свои выступления в периоды проведения международных совещаний и конференций на высшем уровне. Начало такому движению было положено в конце 90-х гг. XX в. В частности, в 1999 г. французский фермер Бове в знак протеста в связи с введением в США высоких налогов на продажу продовольственных деликатесов (в число которых попал и знаменитый французский сыр «Рокфор») вывел свой трактор на улицы ближайшего городка и разгромия витрины американского McDonald's как символ процессов глобализации. Его действия были поддержаны многочисленными сторонниками, к которым примкнули и лица, выступающие против сложившегося в мире порядка приоритетов и отношений. Антиглобалисты выступают против ТНК и глобальных компаний, которые навязывают всему миру стандартные товары, вкусы и образ жизни, Они отвергают ценности, предлагаемые обществом потребления. Антиглобалисты выступают также против таких международных организаций, как МВФ, ВТО и др., которые обеспечивают систему преимущества сильных над слабыми. Летом 2001 г. в Генуе в антиглобалистском движении приняли участие свыше SO тыс. человек. В результате столкновений с полицией 114 человек были ранены и один убит. Затем антиглобалисты стали применять более гибкую, креативную тактику организации манифестаций, например «танцующая толпа» и т.д. Глобализация, подчеркивают участники данного движения, представляет опасность для развивающихся стран. В противовес противникам процессов глобализации ее защитники отстаивают следующие ее положительные стороны: • рост производительности и разделения труда; • дальнейший прогресс и экономический рост; • создание мощной управляемой глобальной системы мировой экономики; • повышение уровня жизни; • выгоды от экономии масштаба (сокращение постоянных и в большинстве случаев переменных издержек); • эффективность производственных инвестиций; • более широкий ассортимент иностранных товаров на национальных рынках; • выявление истинного положения в экономике каждой страны; • наличие четырех свобод: глобальной свободы познания, передвижения, действий, самовыражения и самопроявления. Интеграция России в современную глобальную экономику является настоятельно необходимой задачей. Глобализация экономики не только приумножает контакты между представителями различных стран, но ведет к соприкосновению и взаимопроникновению различных культур, религий, образов жизни, что приводит к духовному обогащению и лучшему взаимопониманию народов разных стран, более эффективному взаимодействию в экономической области. Россия должна быть заинтересована в развитии процессов интеграции, интернационализации и глобализации, но при этом ей необходимо четко обозначить свои стратегические национальные интересы и отстаивать их.
Раздел II МЕЖДУНАРОДНАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |