Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И международном маркетинге

ТНК как основа процесса глобализации в мировой экономике

Основной движущей силой и институциональной базой междуна­родного маркетинга являются ТНК, которые играют определяющую роль в движении товаров, капиталов и технологии. Их число насчиты­вало к концу 90-х гг примерно 45 тыс. головных, материнских компа­ний и 280 тыс их зарубежных филиалов, дочерних и внучатых компа­ний Общий объем продаж заграничных филиалов ТНК составляет свыше 8 трлн долл, что превышает валовой объем мирового экспорта При этом надо учитывать не только обычные формы международной торговли и потоки прямых инвестиций ТНК, но и такие, как субпод­рядные и лицензионные соглашения, франчайзинг, договоры на управление и другое, что существенно повышает соответствующий по­казатель.

Основой развития процесса глобализации явилась прежде всего интернационализация производства, а не обмена. Институциональ­ной формой глобализации выступают ГК, а не обычные ТНК, которые в настоящее время представляют собой интегрированные интернацио­нальные производственные системы — производственное ядро гло­бальной экономики

Рост ТНК связан с обострением конкурентной борьбы на мировом рынке, стремлением к повышению доходности бизнеса за счет эффек­та масштаба, оптимизацией систем управления и организации дея­тельности компании, внедрением международной маркетинговой стратегии по стандартизации предпринимательских усилий в области товарной политики, политики продвижения, сбытовой и ценовой по­литики на большинстве мировых рынков.

Показателем роста ТНК являются данные о прямых инвестициях. В последнее время 3/5 всех иностранных прямых инвестиций прихо­дится на развитые страны и только 2/5 — на развивающиеся. Причем США занимают первое место по привлечению иностранных прямых инвестиций

В условиях развития процесса глобализации международная тор­говля во многом определяется деятельностью ТНК. При этом с расши­рением производства за рубежом на предприятиях, принадлежащих ТНК, происходит замещение экспорта, но в то же время увеличивают­ся поставки на внутрикорпоративном уровне, что способствует расши­рению международной торговли. При этом рост экспорта происходит как в виде сбыта готовой продукции, так и в виде поставок материалов и комплектующих. Так, США производят за рубежом продукции в 3,5 раза больше, чем экспортируют; ФРГ — в 1,3 раза.

ТНК вследствие своей экономической, финансовой, управленче­ской, научно-технической, кадровой мощи способны разрабатывать и осуществлять наиболее совершенные международные маркетинговые технологии, которые, учитывая масштабы этих компаний, дают значи­тельные прибыли и обеспечивают высокую мировую конкурентоспо­собность как их самих, так и создаваемых ими продуктов.

Конечно, в международном маркетинге задействованы и мелкие, и средние компании, однако в большинстве случаев они сознательно или непроизвольно для них, но запланированно со стороны ТНК находятся под «зонтиком» маркетинговых программ последних и реализуют их стратегические цели и задачи. На мелкие и средние фирмы приходятся в основном остаточные сферы бизнеса, не дающие сверхвысоких прибы­лей. В то же время мелкие и средние фирмы используются в междуна­родном бизнесе транснациональными компаниями для решения высо­корисковых задач и, естественно, не могут получить от применения ме­тодов международного маркетинга столь высокого эфгфекга, как ТНК.

ТНК в международной маркетинговой деятельности несут поло­жительное начало как разработчики новых маркетинговых технологий, как локомотивы глобализации продуктов, стандартизации потре­бительских предпочтений и образа жизни, т.е. ведут к еще большей ин­тернационализации мировой экономики в целом. Однако следует иметь в виду и отрицательный эффект от подобного рода деятельности. ТНК могут сознательно, преследуя свои коммерческие выгоды и инте­ресы, а иногда и допуская серьезные ошибки, ввергать значительную часть государств в состояние серьезнейших экономических и финан­совых потрясений, как это можно было наблюдать в середине и конце 80-х гг XX в.

 

  1. Стратегия глобализации ТНК и движение антиглобалистов

 

Основные направления социально-экономической критики в от­ношении стратегии глобализации ТНК связаны со следующими мо­ментами:

• растущая власть глобальных транснациональных интегрирован­ных хозяйственных структур;

• навязывание своей воли владельцами громадных инвестицион­ных средств остальным, особенно «вялым» государствам, возрастание зависимости национальных государств от политики глобальных моно­полий;

ограничения прав суверенных государств, ограничения эконо­мической политики национальных государств, снижение их нацио­нальной экономической безопасности, что нашло, в частности, выра­жение в глобальном финансовом кризисе 90-х гг. и других негативных явлениях;

• чрезмерное дерегулирование рынка в интересах крупнейших ТНК, усиление регулирования мировых рынков со стороны крупней­ших ТНК;

обострение общей конкуренции на мировом рынке;

навязывание потребителям всего мира стандартов потребления и образа жизни;

нарушение сложившегося баланса сил между наемными работ­никами и работодателями, массовые увольнения, безработица;

усиление конкуренции со стороны развивающихся стран, где ра­ботают предприятия ТНК, что ведет к снижению заработной платы, социальных льгот, затрат на экологию и понижению уровня жизни в развитых странах.

Подобная критика вылилась в общественное движение антиглоба­листов, которые активизируют свои выступления в периоды проведе­ния международных совещаний и конференций на высшем уровне.

Начало такому движению было положено в конце 90-х гг. XX в. В част­ности, в 1999 г. французский фермер Бове в знак протеста в связи с вве­дением в США высоких налогов на продажу продовольственных дели­катесов (в число которых попал и знаменитый французский сыр «Рок­фор») вывел свой трактор на улицы ближайшего городка и разгромия витрины американского McDonald's как символ процессов глобализа­ции. Его действия были поддержаны многочисленными сторонника­ми, к которым примкнули и лица, выступающие против сложившегося в мире порядка приоритетов и отношений.

Антиглобалисты выступают против ТНК и глобальных компаний, которые навязывают всему миру стандартные товары, вкусы и образ жизни, Они отвергают ценности, предлагаемые обществом потребле­ния. Антиглобалисты выступают также против таких международных организаций, как МВФ, ВТО и др., которые обеспечивают систему преимущества сильных над слабыми.

Летом 2001 г. в Генуе в антиглобалистском движении приняли уча­стие свыше SO тыс. человек. В результате столкновений с полицией 114 человек были ранены и один убит. Затем антиглобалисты стали применять более гибкую, креативную тактику организации манифе­стаций, например «танцующая толпа» и т.д.

Глобализация, подчеркивают участники данного движения, пред­ставляет опасность для развивающихся стран.

В противовес противникам процессов глобализации ее защитники отстаивают следующие ее положительные стороны:

• рост производительности и разделения труда;

• дальнейший прогресс и экономический рост;

• создание мощной управляемой глобальной системы мировой экономики;

• повышение уровня жизни;

• выгоды от экономии масштаба (сокращение постоянных и в большинстве случаев переменных издержек);

• эффективность производственных инвестиций;

• более широкий ассортимент иностранных товаров на нацио­нальных рынках;

• выявление истинного положения в экономике каждой страны;

• наличие четырех свобод: глобальной свободы познания, пере­движения, действий, самовыражения и самопроявления.

Интеграция России в современную глобальную экономику являет­ся настоятельно необходимой задачей. Глобализация экономики не только приумножает контакты между представителями различных стран, но ведет к соприкосновению и взаимопроникновению различ­ных культур, религий, образов жизни, что приводит к духовному обогащению и лучшему взаимопониманию народов разных стран, более эффективному взаимодействию в экономической области.

Россия должна быть заинтересована в развитии процессов инте­грации, интернационализации и глобализации, но при этом ей необ­ходимо четко обозначить свои стратегические национальные интере­сы и отстаивать их.

 

 

Раздел II

МЕЖДУНАРОДНАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глобальные компании | Государственные органы регулирования и содействия развитию внешнеэкономической деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.