КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственные органы регулирования и содействия развитию внешнеэкономической деятельности
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ СРЕДА Тема 4 В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Государственные органы регулирования и содействия развитию внешнеэкономической деятельности • 2. Правовое обеспечение экспортно-импортных операций 3, Регулирование экспорта товаров и услуг • 4. Регулирование импортных операций • 5. Регулирование валютных операций и валютный контроль
Регулирование и контроль в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на общегосударственном уровне осуществляют федеральные органы власти и управления. К ним относятся прежде всего Федеральное Собрание страны, Президент РФ и Правительство РФ. Федеральное Собрание разрабатывает и принимает законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность, через соответствующие комитеты и комиссии парламента осуществляет руководство ее основными направлениями, контроль за деятельностью исполнительных органов. Президент Российской Федерации осуществляет общее руководство внешнеэкономической политикой, подписывает международные соглашения, регулирует сотрудничество в военно-технической области, определяет порядок экспорта драгоценных металлов; в случае необходимости использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации в данной области. Правительство РФ обеспечивает проведение в стране единой внешнеэкономической политики, разрабатывает соответствующие программы деятельности, принимает решения по основным направлениям внешнеторговой политики, а также принимает в пределах своей компетенции решение о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации. Непосредственную реализацию задач государственной внешнеэкономической политики, атакже разработку и принятие мер в данной области осуществляют общеэкономические и специализированные органы исполнительной власти на федеральном уровне, внешнеэкономический аппарат местных органов власти, а ггкже зарубежный торговый аппарат. Одним из ключевых внешнеэкономических ведомств, осуществляющих регулирование во внешнеэкономической сфере и контроль за соблюдением государственных интересов в данной сфере, является Министерство экономического развития и торговли РФ. Оно как ведущий орган федеральной исполнительной власти по разработке и проведению единой социально-экономической политики с участием заинтересованных министерств и ведомств осуществляет разработку предложений по определению основных направлений экономической политики в сфере международного сотрудничества, заключению межправительственных договоров в данной области, принимает непосредственное участие в согласовании вопросов экономического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами и торгово-экономическими союзами; разрабатывает вопросы инвестиционной и кредитной политики, представляет предложения по использованию кредитов; рассматривает ресурсные возможности осуществления внешнеэкономических операций по важнейшим группам товаров и услуг. Структура и функции Министерства экономического развития и торговли РФ определены Постановлением Правительства РФ № 443 от 27 августа 2004 г. Они чрезвычайно объемны и диверсифицированы, что, несомненно, затрудняет его работу и снижает ее эффективность. Это не может не сказываться отрицательно на развитии внешнеэкономических связей России и на ее экономической политике и результатах экономического развития. Аппарат уполномоченных Министерства экономического развития и торговли РФ на местах ссуществляет содействие развитию экспортного потенциала, государственный контроль и регулирование ВЭС в регионах, обеспечивает необходимые условия для выхода участников внешнеэкономической деятельности на внешний рынок. Однако их работа в настоящее время также отличается низкой эффективностью. Центральным органом таможенной системы страны является Федеральная таможенная служба (ФТС) Минэкономразвития РФ, на которую возложены функции подготовки и выпуска нормативных актов по таможенным вопросам, обеспечение соблюдения законодательства в данной области, осуществление непосредственного таможенного регулирования и контроля. В систему ФТС наряду с центральным аппаратом входят региональные и специализированные таможенные управления, таможни и таможенные посты. ФТС формирует и представляет в виде своих официальных публикаций данные по внешнеторговой статистике, подготавливаемые на основе грузовых таможенных деклараций. Наряду с этим ФТС оказывает содействие развитию околотаможенной инфраструктуры, в частности сети таможенных брокеров и таможенных складов. Министерство иностранных дел РФ отвечает за разработку общегосударственных направлений развития международных и двусторонних отношений с зарубежными государствами, в том числе и во внешнеэкономической сфере, готовит документы для официальных встреч и визитов, международных конференций и симпозиумов с участием правительственных лиц России, организует работу российской стороны в различных международных организациях, формирует банки данных основных изменений в экономической жизни зарубежных стран и их внешнеэкономических интересах. Важную роль в представлении государственных интересов во внешнеэкономической области и обеспечении их защиты играет зарубежный аппарат внешнеэкономического регулирования, представленный торговыми представительствами России и аппаратом торговых советников при посольствах РФ. Они содействуют проведению эффективной внешнеэкономической политики в странах пребывания, осуществляют контроль в рамках своей компетенции за соблюдением государственных интересов российскими участниками ВЭС и координацию их деятельности, обеспечивают защиту в странах пребывания интересов российских предприятий. Существенную роль в регулировании ВЭД играет Министерство финансов РФ, которое совместно с Центральным банком определяет порядок и рассматривает вопросы финансирования и кредитования ВЭД, издает нормативные акты по этим вопросам, регулирует вопросы налогообложения при осуществлении ВЭД, Минфин России в рамках единой государственной политики готовит предложении по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами, увеличению валютных резервов страны и экономному расходованию иностранной валюты. Министерство финансов РФ совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ разрабатывает предложения об объемах и направлениях использования централизованных поступлений и расходов торгового и неторгового характера. По поручению правительства осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями, проводит с представителями этих организаций переговоры и консультации по вопросам финансовой политики. В соответствии с законодательством Центральный банк России является ключевым звеном валютного регулирования страны, который определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты, издает нормативные акты, обязательные к исполнению валютными резидентами и нерезидентами, устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям. Он определяет также единые формы учета и отчетности валютных операций, а также порядок и сроки их представления; готовит и публикует статистику валютных операций РФ по принятым международным стандартам. Органами валютного контроля в РФ являются; Центральный банк РФ, Правительство РФ в соответствии с законами РФ; Федеральная таможенная служба Минэкономразвития РФ; агенты валютного контроля. В рамках своей компетенции указанные органы осуществляют контроль за проводимыми в РФ резидентами и нерезидентами валютными операциями» за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля, проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ. Функции регулирования научно-технического сотрудничества с зарубежными странами в значительной части возложены на Министерство образования и науки РФ, которое координирует выполнение межгосударственных программ в данной области, принимает участие в пределах своей компетенции в работе межправительственных комиссий по торговому и научно-техническому сотрудничеству. Среди организаций, содействующих развитию ВЭД, ведущее место принадлежит Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ, которая, являясь негосударственной некоммерческой общественной организацией, созданной российскими предприятиями, призвана содействовать всем формам их предпринимательской деятельности в России и за рубежом. Система ТПП РФ включает республиканские и региональные отделения, при ней работает ряд организаций. «Совинцентр» и «Внешэкономсервис» (оказание услуг российским и иностранным предпринимателям по установлению деловых контактов, предоставление агентских и посреднических услуг); «Экспоцентр» (организация выставок российских товаров за рубежом и иностранных товаров в России» участие в международных выставках); «Союз-патент» (содействие предприятиям в патентовании своих изобретений за границей); «Союзэкспертиза» (экспертиза экспортных и импортных товаров) и др. При ТПП РФ действуют Арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия. • Счетная палата России также играет особую роль в развитии внешнеэкономических связей нашей страны, поскольку осуществляет необходимый контроль за добросовестностью заключаемых внешнеторговых операций, соблюдением интересов российской стороны и т.д. По мере активизации предпринимательской деятельности российских предприятий в регионах происходит нормативное правовое упорядочение внешнеэкономической деятельности с разграничением полномочий между федеративными и региональными органами. Администрации регионов направляют свою деятельность на расширение деловых контактов с зарубежными организациями и фирмами участников внешней торговли, расположенных на их территории, развитие экспортной базы и рационализацию импорта, повышение инвестиционной привлекательности, в частности, посредством установления гарантий со стороны администраций области для иностранных инвестиций и кредитов. Они получили возможность вступать в договорные отношения с зарубежными партнерами по внешнеэкономическим сделкам при наличии валютных средств; принимать участие з создании на совместней основе с зарубежными партнерами организаций, связанных с обеспечением социальной и производственных сфер современным оборудованием. Местные органы власти непосредственно занимаются организацией и поддержанием приграничной и прибрежной торговли. Проводимые с конца 80-х гг. в России экономические реформы непосредственно начались с внешнеэкономической сферы, где осуществлялась последовательная либерализация ВЭД. Одним из ее непосредственных результатов явилась ликвидация монополии государства на ведение внешнеэкономических операций, подавляющая часть которых стала осуществляться негосударственными фирмами и организациями. Стал активно формироваться новый механизм регулирования внешней торговли и всей внешнеэкономической деятельности, отвечающий условиям переходного периода. Он основывался преимущественно на ограниченном использовании нетарифных методов регулирования экспорта, применяемых в отношении стратегически важных сырьевых товаров, продукции военного и двойного назначения, обязательной продаже валютной выручки и использования таможенного тарифа для защиты внутреннего рынка от разрушительного воздействия новых условий в период адаптации к мировым ценам, а также проведении политики ограниченного протекционизма по небольшому числу товарных позиций, Юридической основой регулирования внешнеэкономической деятельности в России является совокупность норм, изложенных в законах Российской Федерации, которые либо прямо распространяются на данную сферу деятельности, либо оказывают на нее непосредственное влияние, а также общепризнанные нормы международного права и международные договоры в области экономических отношений. Основные направления внешнеэкономического регулирования на первоначальном этапе реформ были сформулированы в Указе Президента России от 15 апреля 1991 г. №213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», которым обеспечивалось право всем предприятиям вести внешнеэкономическую деятельность без специального разрешения. Данным Указом была ликвидирована государственная монополия на внешнюю торговлю. Остающаяся в распоряжении у экспортеров доля валютной выручки увеличивалась с 25 до 50%, отменялись налоги на импорт, сокращался перечень товаров, экспорт которых лицензировался и квотировался. В соответствии с осуществляемой либерализацией цен на все продукты и ресурсы была расширена сфера использования рыночного курса, что в дальнейшем определило многократную девальвацию рубля и переход к единому рыночному курсу, С 26 ноября 2004 г. доля обязательной продажи валютной выручки была снижена до 10%. В дальнейшем была разработана и принята система законов, определивших основную правовую базу развития внешнеэкономических связей России. Основные правовые акты регулирования ВЭД в России: • Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»; • Федеральный закон от 10 ноября 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 24 июня 2004 г.); • Закон РФ от 21 мая 1993 г. «О таможенном тарифе» (в ред. от 22 августа 2004 г.); • Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. (в ред. от 29 июня 2004 г.); • Закон РФ от 7 июля 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже»; • Патентный закон РФ от 2 сентября 1992 г.; • Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (в ред. от 8 декабря 2003 г.) Определяемые данными законами общие условия и принципы ведения ВЭД получили развитие и конкретизацию в последующих указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, на базе которых были подготовлены различные нормативные акты соответствующих министерств и ведомств, Усиливался государственный контроль за экспортом стратегических товаров, занимающих ключевые позиции в российском экспорте. В соответствии с Положением о порядке регистрации предприятий и организаций, имеющих право экспорта стратегически важных сырьевых товаров, был определен круг организаций и предприятий-экспортеров (преимущественно государственные внешнеэкономические объединения и крупные отраслевые ассоциации). Институт спецэкспортеров был ликвидирован в марте 1995 г., когда участие российских экспортеров топливно-сырьевых товаров стало носить более упорядоченный характер и заработали механизмы таможенного и валютного контроля. Вместе с тем продолжал действовать ранее установленный порядок обязательной регистрации контрактов данной группы товаров уполномоченными МВЭС в регионах.
Основные принципы регулирования внешней торговли в России • Единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики Российской Федерации • Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением • Единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности • Единство таможенной территории Российской Федерации • Приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности • Равенство участников внешнеторговой деятельности и исключение возможности их дискриминации • Зашита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности • Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом Расширение числа участников экспортно-импортных операций с начала 1992 г. существенно обострило проблему валютного регулирования и контроля, потребовало обеспечения необходимой правовой базы для деятельности государства в данной области. Базисным документом, определяющим основные принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, порядок и сферы применения валютных ценностей российскими предприятиями, организациями и гражданами, в тот период был Закон РФ от 9 октября 1992 г, «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютное законодательство получило дальнейшее развитие в связи с принятием указов Президента РФ «О реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту (№ 1306 от 27 октября 1992 г.), «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» (№ 629 от 14 июня 1992 г.), «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации» 1163 от 21 ноября 1995 г.). В настоящее время действует Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». В связи с тем что все более важным фактором рыночных отношений в России является привлечение иностранного капитала, большое место в системе регулирования внешнеэкономической деятельности стало занимать создание законодательных правил по организации и функционированию предприятий с иностранными инвестициями Основополагающим актом, регулирующим данную область внешнеэкономической деятельности, стал Закон РФ от 4 июля 1991 г «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (с последующими изменениями и дополнениями) Он определял основные формы и объекты иностранного инвестирования, организационно-правовые основы создания предприятий с участием иностранного капитала, виды и условиях их деятельности, правовой режим предоставляемых для иностранных инвесторов гарантий. В настоящее время действует Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (в ред. от 8 декабря 2003 г). Наряду с этим с целью улучшения действующего законодательства был принят Указ Президента РФ от 27сентября 1993 г «О совершенствовании работы с иностранными инвестициями» В нем, в частности, предусматривается положение, согласно которому издаваемые нормативные акты, регламентирующие условия функционирования на территории России иностранных совместных предприятий, в случае если они в какой-то области ухудшают условия действующих предприятий, могут вступать в действие применительно к этим предприятиям только через три года после их опубликования В связи с тем что значительная часть иностранных инвестиций направляется в добывающие отрасли хозяйства Российской Федерации, серьезным фактором, способствующим привлечению иностранных инвестиций, стало принятие Федерального закона от 30декабря 1995г Ю соглашениях о разделе продукции» (в ред от 29 декабря 2004 г.), на основании которого была начата реализация крупнейших инвестиционных проектов Данный закон обеспечивает правовые основы отношений, возникающих в процессе инвестирования в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории России, а также на континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |