КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Регулирование валютных операций и валютный контроль
В условиях дальнейшей либерализации внешнеэкономической деятельности государство сохраняет за собой функцию контроля, регулирования и надзора за важнейшими валютными операциями участников этой деятельности. Существенное внимание уделяется вопросам совершенствования валютного контроля, основной целью которого является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении всех видов валютных операций. Существенное значение с точки зрения валютного регулирования имеет порядок проведения валютных операций во внутреннем обороте и международных расчетах. В Российской Федерации данный порядок определяется положениями, принятыми Центральным банком РФ как главным органом валютного регулирования. Непосредственно операции с валютой осуществляют уполномоченные банки, т.е. банки и иные кредитные учреждения, имеющие лицензию Центрального банка РФ. Для определения правового режима деятельности субъектов валютного регулирования осуществляется разделение операций с иностранной валютой и ценными бумагами на текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала, причем осуществление последних требует специального разрешения Центрального банка РФ.
К. текущим валютным операциям относятся преимущественно переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней; получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней; переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов и прочие операции, связанные сдвижением капитала; переводы неторгового характера в РФ и из РФ. К валютным операциям, связанным с движением капитала относятся прямые и портфельные инвестиции, предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, услуг и работ; предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней и все иные валютные операции, не являющиеся текущими. Субъектами валютных отношений выступают резиденты и нерезиденты. К резидентам относятся юридические лица, другие предприятия и организации, созданные в соответствии с российским законодательством и с местонахождением в России, и их филиалы и представительства за рубежом, физические лица, постоянно проживающие в России. Валютные операции резидентов РФ включают текущие валютные операции, которые осуществляются резидентами без ограничений, и валютные операции, связанные с движением капитала, которые осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ. Как резиденты, так и нерезиденты осуществляют на валютном рынке экспортные и импортные операции. Причем если источником спроса на инвалюту является экспорт, то источником ее поступления является импорт. В соответствии с валютным законодательством предприятия и организации независимо от форм собственности, в том числе и предприятия с участием иностранного капитала, обязаны осуществлять продажу 10% валютной выручки от экспорта товаров, работ и услуг на внутреннем валютном рынке РФ через уполномоченные банки на специальных утренних торгах ММВБ. Обязательная продажа производится предприятиями от всей суммы поступлений в иностранной валюте от организаций и физических лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации. По поручению предприятия сделки купли-продажи иностранной валюты проводятся либо между уполномоченными банками, либо уполномоченными банками через валютную биржу. Банки могут осуществлять сделки с иностранной валютой за комиссионное вознаграждение по поручению от юридических лиц и от своего имени и за свой счет. Если предприятие в течение 14 дней не подает поручение на продажу 10% поступившей валютной выручки, то банк как агент валютного контроля продает указанные средства без согласования с клиентом. В настоящее время предприятию-резиденту открываются одновременно два счета: транзитный валютный счет и текущий валютный счет для зачисления поступлений иностранной валюты. Указанные счета ведутся параллельно, т.е. валютная выручка, поступающая за экспорт (работ, услуг), зачисляется сначала в полном объеме на транзитный валютный счет, а после обязательной продажи экспортной выручки остаток зачисляется на текущий валютный счет предприятия. После продажи 10% валютной выручки оставшаяся сумма в иностранной валюте перечисляется на текущий счет предприятия и может быть использована на любые цели, разрешенные законом. Обязательной продаже не подлежат следующие валютные средства: • поступающие от резидентов в качестве платежей, производимых с их текущих валютных счетов; • купленные на внутреннем валютном рынке РФ; • поступающие от резидентов на транзитные валютные счета посреднических организаций в оплату стоимости импортируемых по их поручению товаров с текущих валютных счетов; • поступающие от нерезидентов в качестве вкладов в уставный капитал, доходов (дивидендов) от участия в капитале в различных формах и т.д.
К свободно конвертируемым валютам, подлежащим обязательной продаже на внутреннем валютном рынке, прежде всего относятся доллары США, евро, швейцарские франки, японские иены. Каждое предприятие может иметь один расчетный (текущий) счет для осуществления операций по основной деятельности в каждой из применяемых валют. Счета могут быть открыты в одном или нескольких самостоятельно выбранных банках, но не более одного счета на одно предприятие. Уполномоченный банк начисляет и выплачивает проценты по валютным счетам в тех валютах, по которым имеет доход от размещения на международном валютном рынке. По текущим валютным счетам процентная ставка определяется на основе ставок по краткосрочным При переводе экспортной выручки на открываемые резидентами за рубежом счета в иностранных банках необходимо учитывать, что на личие разрешения ЦБ РФ на открытие данного счета вовсе не означает автоматического разрешения зачисления на него экспортной валютной выручки. Без специального разрешения ЦБ РФ экспортер может использовать полученную экспортную выручку за рубежом исключительно для банковских и иных комиссий и расходов, непосредственно связанных с внешнеэкономической операцией, по которой собственно получена данная выручка. Основные направления валютного контроля в Российской Федерации включают определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; проверку выполнения резидентами обязательств в иностранной" валюте перед государством, а также обязательств по продаже инвалюты на внутреннем валютном рынке РФ; проверку обоснованности платежей в инвалюте и ряд других. Агентами валютного контроля на территории Российской Федерации являются уполномоченные банки и другие кредитные организации, которые подотчетны ЦБ РФ и получили лицензию на ведение валютных операций. В качестве основных агентов валютного контроля уполномоченные коммерческие банки обязаны осуществлять контроль за проводимыми резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля. Формирование в стране цивилизованного валютного рынка, обеспечение условий для более эффективного использования валютных ресурсов является одним из важнейших направлений деятельности органов валютного контроля. В первую очередь значительное внимание уделяется прекращению утечки инвалютной выручки от экспорта товаров и услуг, которая наносит заметный ущерб экономике страны. Базовым документом для осуществления валютного контроля в сфере экспортных операций является Паспорт сделки (ПС), который составляется экспортером по каждому заключенному ими контракту и подписывается соответствующим уполномоченным банком. Паспорт сделки является документом, включающим реквизиты уполномоченного банка, участников ВЭД с российской стороны и иностранных контрагентов, а также основные условия заключенного контракта. После представления в соответствующий уполномоченный банк ПС вместе с оригиналом контракта банк подписывает Паспорт сделки, после чего экспортер обязан представить в таможенный орган второй экземпляр этого документа. Данные, содержащиеся в ПС, сверяются с данными грузовой таможенной декларации и других представленных документов. По каждой экспортной сделке оформляется учетная карточка, содержащая сведения об отгрузке экспортного товара, реквизиты уполномоченного банка, указываются сроки поступления экспортной выручки. На основании данных карточки банк устанавливает контроль за переводом валюты в РФ, а после завершения платежей отсылает ее в учетный центр ФТС. Таким образом, по форме и по существу контроль за экспортом начинается с момента оформления экспортером и обслуживающим его коммерческим банком ПС. В ряде случаев уполномоченный банк может отказать экспортеру в подписании ПС (например, при несоответствии данных, содержащихся в контракте, сведениям в ПС; при наличии в контракте условий, предусматривающих зачисления валютной выручки по нему на счета других, помимо экспортера, предприятий и лиц). Введение системы таможенно-банковского контроля за каждой экспортной операцией принесло весьма существенные результаты. Так, по опубликованным данным, невозврат валютной выручки в 1992 г. достигал от 50 до 70% всей стоимости российского экспорта, в 1993 г. он составлял уже 30—40%, а 1994 г., когда были приняты нормативные правовые документы, невозврат составил только 12%, а в 1995 г. снизился на порядок и составлял всего 4% стоимости российского экспорта.
Пример. Валютный контроль по экспорту АО «Сиблес» заключило контракт с южнокорейской фирмой на поставку 5000м3 пиловочника. При заключении контракта экспортер оформил Паспорт сделки в двух экземплярах и передал их с оригиналом контракта в «Лидбанк», где им уже были открыты валютный, транзитный валютный и расчетный счета. Затем была оформлена Грузовая таможенная декларация (ГТД). Копии ГТД и Паспорта сделки были направлены на таможню, где в дальнейшем при поступлении го вара Документы были сверены с фактическими данными Поскольку после контроля таможенными органами расхождений выявлено не было, экспортером была получена виза и личная номерная печать таможни на Паспорт сделки и ГТД Контракт на поставку леса был реализован в установленные сроки и на транзитный счет АО переведена выручка в размере 600тыс долл Срок поступления валютой выручки не превысил 60 дней, и АО «С» подало в банк поручение на разблокировку транзитного счета 10% валютной выручки депонировано для обязательной продажи с последующим зачислением рублевого эквивалента на расчетный счет АО, доставшиеся 90% валютной выручки зачислено на текущий валютный счет Соответствующие шаги по развитию системы валютного контроля сделаны и в отношении импортных сделок Они были направлены, в частности, на предотвращение оттока валютных ресурсов в форме авансовых платежей под импортные контракты без последующей поставки товаров и услуг в Россию, других необоснованных платежей в иностранной валюте. С этой целью по каждому заключенному импортному контракту оформляется Паспорт импортной сделки (ПСи), подписываемый уполномоченным банком, где открыт счет импортера Дубликат ПСи служит основанием для открытия банком импортера досье, в которое он помешает для хранения документы, поступающие в связи сданным Пси. По завершении таможенного оформления товаров, ввезенных на территорию России, ФТС России на основании Грузовой таможенной декларации составляет учетную карточку импортируемых товаров (УКи), которая вносится в реестр, выписки из которого постоянно направляются в банк импортера для подтверждения обоснованности платежей и последующего возврата. После проверки правильности отнесения импортером произведенных платежей к конкретным отгрузкам, а также сверки фактических платежей сданными, указанными импортерами, на основе представленного импортером варианта УКи и имеющейся в досье грузов таможенной декларации, коммерческой документации банк заполняет соответствующие данные УКи и одновременно не позднее контрольного срока направляет их в ФТС. После завершения внешнеторговой операции досье по ПСи закрывается и сдается в архив уполномоченного банка, где хранится в течение пяти лет. Принятые ранее меры по развитию системы валютного контроля не включали товарообменные, т.е. бартерные, операции, в которых в результате устойчивого превышения экспорта над импортом происходила значительная утечка капиталов. В связи с этим был принят Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок», предусматривающий, в частности, что российские экспортеры, заключившие бартерные сделки, обязаны в течение 180 дней обеспечить ввоз в страну эквивалентной по стоимости продукции, а также подтвердить данные операции необходимыми документами. Валютным законодательством РФ предусмотрен комплекс мер с целью обеспечения ответственности участников внешнеэкономической деятельности за несоблюдение или уклонение от действующих норм, включая взыскание в доход государства всего полученного по недействительным в силу указанного законодательства сделкам, а также необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий. За отсутствие или неправильное ведение учета валютных операций, непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая была не учтена или учтена ненадлежащим образом. Сложившийся к настоящему времени механизм валютного контроля позволяет обеспечивать довольно жесткий контроль со стороны государства всех сделок с другими государствами и становится реальным инструментом распределения валютных ресурсов. Вместе с тем существует необходимость повышения эффективности его деятельности с целью дальнейшего ограничения утечки экспортной выручки и необоснованных платежей по импорту, отмыванию незаконных доходов, что требует создания многоуровневой системы управления, учитывающей как особенности внутренней экономики, интересы участников валютного рынка, так и положение страны в системе мировых хозяйственных связей. Существенное значение в настоящий период приобретает создание развитой коммуникационной инфраструктуры, наличие устойчивой в реальном режиме времени связи между объектами и субъектами внешнеэкономической деятельности и валютного контроля.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |