КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Блок IV. Работа с текстом
ТЕСТ ТЕОРИЯ ТЕМА СТИЛИ РЕЧИ 1. Стили речи- ________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 2. Функция языка - ___________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 3. Официально-деловой стиль – ________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 4. Публицистический стиль – __________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 5. Художественный стиль – __________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 6. Научный стиль – __________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ 7. Разговорный стиль – _______________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 8. Наука, изучающая стили как разновидности литературного языка, употребление различных в стилистическом отношении языковых средств, называется ________________ 9. Логичность изложения, точность, отвлеченность и обобщенность, объективность – это черты ____________________________________ стиля речи. 10. Цель __________________________________ стиля речи – информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, побуждением его к определенным поступкам. 11. Жанры публицистического стиля речи: __________________, ________________, ________________________________, __________________, ___________________. 12. Точность, неличный характер речи, стандартизованность, предписывающий характер документации – это черты ___________________ стиля речи. 13. Жанры художественного стиля речи: _______________________________________ _________________________________________________________________________ 14. Неофициальность, непринужденность общения, неподготовленность речи, ее автоматизм, преобладающая устная форма общения (обычно диалогическая), возможен монолог – это черты _____________________ стиля речи. 15. Художественный стиль речи – это стиль, для которого характерны следующие черты: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 16. К выразительным средствам языка относятся ___________________ и ______________. 17. Автобиография, резюме, докладная – это жанры _____________________ стиля речи. 18. Проблемный очерк, устное выступление – это жанры ________________ стиля речи. 19. Преобладание существительных, частое использование абстрактных отглагольных существительных, неупотребительность местоимений «я», и «ты», глаголов 1 и 2 лица единственного числа – это особенности ____________________________ стиля речи в морфологии. 20. Для ______________________________ стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека и др.
Кол-во верных ответов __________; ________%; Кол-во неверных ответов _________ Оценка преподавателя ____________________
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Определите, к какому стилю речи можно отнести каждый из приведенных ниже текстов: 1) Чудо свершилось! Моя роза раскрыла сегодня свои лепестки. Еще вчера это был плотный бутон желтоватого цвета. А сегодня! Сегодня по всей комнате плывет нежный аромат, такой дурманящий и зовущий. Он напоминает о лете, тепле, южном солнце, уносит меня мыслями в далекое прошлое, такое незабываемое и манящее. __________________
2) Роза обыкновенная – растение, относящееся к семейству розоцветных. Имеет стебель, чаще всего покрытый шипами. Длина стебля колеблется от сорока до восьмидесяти сантиметров. Бутоны могут быть белого, желтого, розового и красного оттенков. Выращивается как в открытом грунте, так и в теплицах. _______________________
3) В связи с предстоящим праздником просим увеличить поставки голландской розы до 100 шт. в день. Оплату гарантируем.____________
4) Главным событием этой недели в нашем городе стала выставка цветов, которую организовало общество садоводов-любителей. Экспозиция разместилась в городском дворце культуры. Среди множества цветов, любовно предоставленных местными цветоводами, покоряли своей грацией и великолепием оттенков уральские розы, выращенные в наших суровых климатических условиях._______________________
5) Ну и розы у меня нынче вымахали! Погода благоприятствует – вот они и прут со всей дурацкой мочи. Намедни к соседке заходила, дак у нее какие-то хилые, не чета моим. А с моими-то хоть щас на выставку поезжай. _________________________ 2. Найдите в предложениях случаи неоправданного употребления стилистически сниженной лексики. Исправьте предложения. 1. Автор лучшего на выставке снимка - заядлый охотник. Он рассказывал мне уйму охотничьих историй, приключившихся с ним, но пересказывать их - дело безнадежное. ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 2. В портфелях творческих объединений нашей киностудии немало задумок, творческих заявок и уже сработанных сценариев. Но чего явно не хватает в киноассортименте студии - это въедливых комедий и жизнерадостных веселых музыкальных лент. ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 3. Отредактируйте предложения, где это необходимо. Напишите правильный вариант. 1. Из этих личных качеств и проистекает неумение подойти к людям. ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 2. Не раз поднимался вопрос о моечной в раздатке. ____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 3. В ожидании поезда мы целых два часа слонялись по улицам. ____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 4. Директор отдал распоряжение перевести рабочих на оплату по индивидуальной сдельщине. ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 5. Из-за его халатного отношения к делу мы не могли закончить работу в срок. ___________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ 4. Запишите один из синонимов, приведенных в скобках. 1. По приглашению друзей мне __________________(довестись, посчастливиться, удастся) (побывать в, посетить) Баньске - Бистрице. 2. Чтобы ТЭЦ могла полностью обеспечить город теплом, ________________ (необходимо, нужно, требоваться) __________________(нарастить, повысить, увеличить) ее энергетические мощности и __________________(построить, провести, проложить) новые тепломагистрали. 3. В нашем крае много _______________(далекие, дальние, отдаленные, удаленные) населенных пунктов, в них ____________ (жить, обитать, проживать) до трети населения. 4. Было ______________(наглядно, предметно) _____________(показал, продемонстрирован), что комплексное __________________(использование, применение) технических средств на ____________(занятия, уроки) __________________(во много раз, заметно, значительно, неизмеримо, несравненно, ощутимо, существенно) _________________ (повышать, увеличать) ________________ (отдача, продуктивность, производительность, эффективность) _______________(работа, труд) педагога. 5. Прочитайте отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания. А. Вам предстоит важный разговор с начальником Вы решили пробить на работе и стремитесь получить поддержку коллег В ответственной деловой встрече вам во что бы то ни стало нужно настоять на своем Во всех этих случаях не стоит полагаться на авось и рассчитывать только на везение и собственную интуицию Любое деловое общение требует подготовки тщательно разыгранного сценария От того как вы распишите свою роль и подготовитесь к неожиданным выпадам собеседника зависит успех переговоров Большинство терпят фиаско по одной причине рассчитывают на успех с первой попытки И воспринимают итог переговоров с юношеским максимализмом если да так если нет так уж окончательное нет А вот эксперты из чикагской Высшей школы бизнеса на основе детальных исследований предлагают приготовиться к деловой игре минимум в три раунда ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Б. Ответственность и подотчетность лиц находящихся на службе в таможенных органах и учреждениях являются важным принципом таможенной службы Реализация его имеет свои особенности обусловленные спецификой статуса таможенных органов и их должностных лиц характеризующегося в частности четко выраженной вертикальной подчиненностью звеньев системы этих органов и отсутствием юридически закрепленной подчиненности по горизонтали органам представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации местного самоуправления и местной администрации _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Г. Рассел считал что если когда-нибудь на Земле наступит всеобщий мир люди будут удовлетворять свое стремление к приключениям в исследованиях а не разрушениях А познание Солнечной системы и звезд может стать таким приключением вытесняющим энергию разрушения что вероятно позволит решить серьезную психологическую проблему Кроме того такие мощные культурные и интеллектуальные стимулы могут помочь человечеству избежать стагнатации предсказанной современным философом Ф. Фукуямой ____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Количество верных ответов________________ Количество неверных ответов______________ Оценка преподавателя --------------------------- «СТИЛИ РЕЧИ» 1. Определите стиль речи:
Зарождение этого стиля относится к XVI веку, в России оно связано с памфлетами Ивана Пересветова, перепиской царя Ивана IV с князем Курбским. Дальнейшее развитие он получил в XVIII веке в творчестве Н.И. Новикова, А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина. Окончательно сформировался стиль в России в XIX веке, немалую роль в этом сыграли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. 2. Укажите, какие из названных характерных особенностей научного стиля являются лишними: а) насыщенность терминами, которая составляет 15 – 20 % всей лексики; б) использование речевых штампов, клише; в) научная фразеология; г) преобладание абстрактной лексики; д) употребление формы единственного числа в значении множественного числа; е) преимущественное употребление существительных вместо глаголов. 3. Определите, какие жанры не относятся к художественному стилю:
4. Выберите правильное определение. А. Научный стиль – это стиль газет, журналов, который призван быстро откликаться на события, происходящие в обществе. Б. Научный стиль – это стиль научных статей, докладов, монографий, учебников и т.д., который определяется их содержанием и целями – по возможности точно и полно объяснить факты окружающей нас действительности. В. Научный стиль – это стиль художественных произведений, научно-фантастических романов и рассказов, позволяющих заглянуть в будущее. 5. Определите, к какому пласту речи относятся выделенные слова: а) общеупотребительные; б) разговорно-просторечные; в) диалектные; д) профессиональные. Посли домик Чехова смотреть… Ну, сагаем потихоньку, слусаем… А там под стеклом кожаное пальто висит. Ну, эта женщина, солидная такая, стояла Рядом… как заорет: «Это он такой больсой был!» Да как брякнется! Петька долго один смеется, Вспомнив, как брякнулась солидная тетя. Она на Каблучках, а хотела подойти поближе – полгядеть пальто, запуталась в этих стуках-то… Ну, есля, все за животики взялись (В. Шукшин «Петька Краснов рассказывает…»). 6. Узнайте автора этих строк:
Участь моя решена, я женюсь… Та, которую любил я целые два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством – Боже мой – она… почти моя. 7. Определите, в какой столбик со словами художественной речи попали слова из других пластов речи. А. В лазоревой воде; под сенью дружных муз; перлы дождевые; сладкий трепет; лелеемая невскою водой. Б. Стоит спокойно, величаво; взять на баланс; увянувшее поле; задумалась дорога; в каждом взоре пенится река. В. Венец рубинный и сапфирный; в дыму неукрощенных бурь; с жемчужным хохолком; чудное мгновенье; гений чистой красоты. 8. Назовите стиль по его особенностям:
Наиболее общими особенностями лексики этого стиля является употребление слов в их прямом значении, отсутствие образных средств, широкое использование абстрактной лексики и терминологии. 9. Определите, к каким стилям речи относятся приведенные отрывки:
1. Я упоминаю в моем слове Лермонтова-прозаика, не касаясь Лермонтова-поэта, потому что, отдавая все должное Лермонтову-поэту, его прозрачному, совершенному стиху, как бы вырезанному из меди, более холодному, чем стих Пушкина, но не менее совершенному, - считаю все же, что Лермонтов-прозаик – это чудо, это то, к чему мы сейчас, через 100 лет, должны стремится, должны изучать лермонтовскую прозу, должны воспринимать ее как истоки великой русской прозаической литературы (А. Толстой). 2. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! (Н. Гоголь). 3. Термин «микрочастица» образован от греческого слова mikros (малый) и русского слова «частица» (доля). В современном языке он обозначает очень малые предметы и величины, исследование которых производится с помощью оптических приборов и иных научно-технических средств. В ряде случаев такие средства применяются и для обнаружения микрочастиц. (Крылов «Криминалистическое учение о следах»), 10. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах буквам:
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |