Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Синтаксические нормы современного русского литературного языка




Тема 7. Употребление числительных в устной и письменной речи

Тема 6. Трудные случаи употребления падежных окончаний в русском языке

Тема 5. Категория рода в русском языке

(трудные случаи определения родовой принадлежности слова)

 

Цель: ознакомить с системой морфологических норм русского языка; выработать определенные навыки употребления нормативной родопринадлежности в лексике русского языка (материал темы отрабатывается на языковых примерах и заданиях).

 

Вопросы для рассмотрения:

1.Морфологические нормы русского языка, их специфика, многочисленность.

2. Трудные случаи определения рода имен существительных. Типичные ошибки.

3. Закономерности употребления рода в:

а) несклоняемых иноязычных существительных;

б) существительных, называющих лиц по профессии, научному или воинскому званию;

в) сложносокращенных словах (аббревиатурах);

г) географических названиях.

 

 

Цель: выработка навыков нормативного употребления падежных окончаний в русском языке (материал темы отрабатывается на языковых примерах и заданиях).

Вопросы для рассмотрения:

1. Типичные речевые ошибки, связанные с нарушением морфологических норм, при выборе падежных окончаний в именах существительных.

2. Случаи стилистической вариантности окончаний.

3. Основные закономерности выбора окончаний –ы,-и; -а,-я в именительном падеже множественного числа у существительных мужского рода.

4. Морфологические трудности выбора окончаний –ов,-ев,-ей,-нулевого в родительном падеже множественного числа у существительных мужского рода.

5. Склонение фамилий (русского, нерусского происхождения). Трудные случаи (фамилии на гласный; на –а,-я; на согласный и т.п.).

 

 

Цель: выработка навыков нормативного употребления числительных в русской устной и письменной речи (материал темы отрабатывается на языковых примерах и заданиях).

Вопросы для рассмотрения:

1. Склонение составных и сложных числительных. Характерные ошибки, стилевые варианты.

2. Сложные числительные на –сот,-сти,-ста; особенности их склонения.

3. Особенности падежных форм количественных числительных 40, 90, 100, полтора, полтораста.

4. Общие закономерности сочетаемости собирательных числительных с существительными.

 

 

Цель: ознакомить с типичными случаями нарушения синтаксических норм; выработать навыки грамотного речевого оформления синтаксических конструкций (материал темы отрабатывается на языковых примерах, упражнениях, заданиях).

Вопросы для рассмотрения:

1. Типичные ошибки, связанные с нарушением норм управления. Способы их преодоления.

2. Синтаксические варианты выбора формы числа сказуемого при подлежащем, называющем лиц по профессии, должности, ученому или воинскому званию.

3. Координация по числу (единственное – множественное) сказуемого с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием.

4. Координация по числу сказуемого с подлежащим, выраженным собирательным существительным (большинство, меньшинство, часть, ряд и т.д.).

5. Характерные ошибки, связанные с употреблением причастных и деепричастных оборотов.

 

Литература к темам 4 – 8:

1.Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие / И.Б.Голуб. – М.: Логос, 2000. – 432 с.

2. Культура русской речи: учебник для вузов / под ред. Л.К.Граудиной, Е.Н.Ширяева. – М.: изд. группа НОРМА-ИНФРА, 2001. – 560 с.

3. Практикум по русскому языку и культуре речи: нормы современного русского литературного языка / под ред. И.Г.Проскуряковой. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 232 с.

4. Русский язык и культура речи: практикум / под ред. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2000. – 312 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.