КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 9. Коммуникативный аспект культуры речи
Тема 8. Нормативный аспект культуры речи. Ключевые понятия: языковая норма; вариантность языковой нормы; кодификация литературной нормы; виды норм: орфоэпические, грамматические, лексические, словообразовательные, стилистические. Языковая норма как общепринятые правила употребления языковых средств. Исторический характер языковой нормы, ее подвижность, изменчивость. Вариантность языковой нормы, ее фиксирование в словарях и справочниках. Норма книжной речи и норма разговорной речи, их соотношение. Кодификация литературной нормы. Виды норм. Типы речи по отношению к использованию литературных норм. Нормированность как механизм культуры речи. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Назовите основные признаки языковой нормы. 2. Охарактеризуйте вариантность языковых норм. 3. Перечислите основные нормы русского литературного языка. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Проанализируйте свое устное речевое поведение и определите, какие области вашей речевой деятельности нуждаются в нормативной корректировке. 2. Какие виды норм письменной речи вы можете назвать? 3. Определите для себя с помощью диктанта, какие нормы письменной речи вами не усвоены в процессе среднего (среднего специального) обучения. Начните процесс повторения.
Ключевые понятия: культура речи; коммуникативное качество речи: содержательность, правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство (разнообразие), уместность; языковая норма; семантическая ошибка: тавтология, плеоназм, контаминация; источник засорения речи. Условия успешной коммуникации. Показатели (критерии) хорошей речи. Правильность речи как основополагающее начало успешности коммуникации. Правильная речь – речь, соответствующая требованиям языковых норм. Точность речи: точность в отражении действительности (предметная точность), точность выражения мыслей (понятийная точность). Виды семантических ошибок, нарушающих точность речи (употребление слов в не свойственном им значении; не устраненная контекстом многозначность; смешение паронимов; тавтология; плеоназм; контаминация). Способы их устранения: языковые средства достижения точности речи. Логичность речи – отсутствие в тексте внутренних смысловых противоречий. Предметная логичность, понятийная логичность. Виды логических ошибок: сопоставление несопоставимых понятий, подмена понятий, неверное установление причинно-следственных связей и т.д. Способы их устранения. Законы логики, их роль в обеспечении логичности высказывания. Ясность и понятность речи. Лексика русского языка с точки зрения широты ее использования. Общеупотребительная лексика, лексика ограниченного употребления. Ясность речи: отбор речевых средств и выбор грамматических конструкций. Чистота речи. Критерии (показатели) чистоты речи, источники ее засорения. Богатство и выразительность речи. Разнообразие используемых в речи изобразительных средств как показатель богатства речи. Выразительность речи: информационная и эмоциональная. Изобразительные и выразительные средства языка. Уместность речи как адекватность применения языковых средств целям высказывания и условиям общения.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Назовите основные качества хорошей речи. 2. Как следует понимать точность речи? 3. Что подразумевается под логичной речью? 4. Какими качествами наделена богатая и выразительная речь? 5. Каковы источники «засорения» речи? Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Повторите базовые понятия средней школы: паронимия, синонимия, многозначность слов 2. Каким образом не обращение внимания на приведенные выше языковые явления может снижать коммуникативные качества речи? 2. Что означает понятие «коммуникативная целесообразность»?
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |