КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стандарт дисциплины
Минск 2008 Учебно-методические материалы РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Н.Л.Судьева Филиал в г. Минске
УДК 811.161.1 ББК 81.2 Рус
Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом филиала РГСУ в г. Минске Протокол №
Рецензенты:
Желунович Е.А. - кандидат филологических наук, доцент.
Гомза С.Х. - кандидат педагогических наук, доцент.
Автор-составитель: Судьева Н.Л. – кандидат филологических наук, доцент.
Русский язык и культура речи: учебно-методические материалы / авт.-сост. Н.Л.Судьева. - Мн.: Филиал Рос. гос. социал. ун-та в г. Минске, 2008. - с. 39
Данные учебно-методические материалы ориентированы на ознакомление студентов с теоретическими и практическими основами культуры речи, спецификой и видами речевой деятельности, с характеристикой основных механизмов речи. Содержание программы курса «Русский язык и культура речи» направлено на обеспечение общегуманитарной подготовки будущего специалиста, соответствующей его квалификации. Учебно-методические материалы предназначены для студентов всех форм обучения по специальностям «юриспруденция», «социальная работа», «психология».
УДК 811.161.1 ББК 81.2 Рус Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности «Социальная работа» (утвержден 10.03.2000г., №35050083 мжд/сп); «Психология» (17.03.2000г., №235 гум/сп); «Юриспруденция» (27.03.2000г., №260 гум/сп) предусмотрено изучение дисциплины ГСЭ.Ф.08 «Русский язык и культура речи».
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Курс «Русский язык и культура речи» является неотъемлемым компонентом высшего гуманитарного образования, во многом определяющим уровень профессиональной подготовки будущего специалиста. Характер любых задач, связанных с профессиональной деятельностью, так или иначе определен социальным статусом человека, его принадлежностью к культуре в целом и проявляется прежде всего в его умении эффективно общаться, т.е. постоянно решать те или иные коммуникативно-речевые задачи.
Цель курса – формирование и развитие у студентов * устойчивых представлений о современном русском литературном языке, его стилистическом многообразии; *навыков речевой коммуникации, направленных на освоение основных норм устной и письменной речи, эффективности коммуникативной деятельности, ее соответствия этическим правилам речевого поведения; *определенных умений владения основами ораторского искусства.
Задачи курса: *дать необходимые знания о структуре, закономерностях и тенденциях развития современного русского литературного языка, его стилистических ресурсах; *ознакомить с основополагающими основами культуры речи с целью выработки необходимых коммуникативно-речевых умений; *дать необходимые навыки общения в официально-деловой сфере, ознакомить с правилами оформления документации; *изложить основы мастерства ораторской речи.
Место курса в профессиональной подготовке будущего специалиста. Современное образование ориентировано на развитие личности, создание условий для ее самореализации в самых различных областях общественной жизни. Достижению этой цели подчинено изучение как социально-экономических, так и общих гуманитарных дисциплин, в том числе и курса «Русский язык и культура речи». Речевое поведение не только один из важнейших показателей общей духовной культуры личности, но и во многом тот параметр, который определяет степень ее адаптационности и востребованности в современном информационно насыщенном социуме. Не случайно известный русский юрист Ф.И.Кони утверждал, что юристом может быть только тот человек, у которого общее образование идет впереди специального. Языковая подготовка, т.е. речевые умения и навыки, - неотъемлемое начало любой профессиональной деятельности, и безусловно, в первую очередь той, которая непосредственно связана с профессиональным межличностным общением: юриста, психолога, социального работника. Именно в подобных сферах трудовой деятельности владение языком является для специалиста основой для применения своих профессиональных знаний и умений, в значительной мере определяет успех его профессиональной деятельности. Не меньшее значение речевая культура имеет в сфере непрофессионального межличностного общения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для студентов дневного отделения специальности «Юриспруденция»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для студентов дневного отделения специальности «Социальная работа»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для студентов дневного отделения специальности «Психология»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для студентов заочного отделения специальности «Юриспруденция»
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Разделы курса
1. Введение в предмет. 2. Структурные и функциональные свойства языка. 3. Речевое общение. 4. Дифференциация современного русского литературного языка: функциональные стили и разновидности. 5. Современная коммуникация и правила речевого поведения. 6. Культура ораторской речи.
Темы и краткое содержание
Раздел 1. Введение в предмет
Тема 1. Культура речи как лингвистическая дисциплина; общее понятие о современном русском литературном языке. Ключевые понятия: культура речи; семья, группа, подгруппа в историко-языковом аспекте; национальный, межнациональный, литературный язык; литературная норма. Многозначность (многоаспектность) понятия «культура речи». Культура речи как лингвистическая дисциплина, ее цели и задачи. Историко-культурные этапы развития русского языка, его генеалогия (индоевропейский – общеславянский – восточнославянский – русский). Русский язык как национальный и государственный. Литературный язык – высшая форма национального языка, основные этапы становления русского литературного языка, его нормативность. Понятие литературной нормы. Устная и письменная формы русского литературного языка.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Охарактеризуйте понятие «культура речи». 2. Что изучает культура речи как лингвистическая дисциплина? 3. Назовите основные исторические этапы развития русского языка. 4. Назовите основные признаки литературного языка. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Охарактеризуйте роль А.С.Пушкина в развитии русского литературного языка. 2. Попытайтесь определить, исходя из собственного жизненного опыта, насколько употребление русского языка его носителями соответствует литературным нормам; характер распространенных ошибок. 3. Кто больше допускает речевых ошибок: - представители старшего поколения, - люди среднего возраста, - молодые люди?
Раздел 2. Структурные и функциональные свойства языка
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 102; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |