Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образовательным стандартом




ПРЕДУСМОТРЕННОЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ

II. ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Изучение курса «Русский язык и культура речи» станет успешным, если студент бу­дет соблюдать следующие методические требования:

1.Прослушать и законспектировать вводные лекции по курсу. Выделить
трудные вопросы и с помощью преподавателя или учебных пособий разобраться в них до полной ясности.

2.При изучении каждой из предлагаемых далее тем пользоваться реко­мендованными учебниками, основной и дополнительной литературой, пособиями, кратко их конспектировать.

3.При изучении конкретной темы начинать работу с учебника (учебного пособия), прочитывать его полностью или указанные разделы, главы, выделяя главное.

4.Большое внимание уделять работе с ортологическими словарями русского языка, так как словари отражают жизнь языка, его нормы и дают наиболее полное представление о языковой картине мира. Овладение навыками работы со словарями - необходимое условие для поддержания личной языко­вой и речевой культуры на должном уровне. Умение пользоваться сло­варем — фундамент умения самостоятельно анализировать и выбирать

языковые нормы и средства, а значит, необходимое условие формиро­вания языковой и речевой культуры любого специалиста.

5.Соблюдать изложенные в настоящем пособии требования к выполне­нию контрольных работ как содержательного, так и фор­мального характера.

 

III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»,

В соответствии с целями и задачами курса в структуре пособия представлены тесно связанные друг с другом следующие разделы: «Нормы современного русского литературного языка», «Научный стиль речи», «Риторика», «Деловой стиль речи».

Программа обучения рассчитана примерно на 90 часов, из них 12 часов - лекции, 8 часов — семинарские занятия.

Форма текущего контроля - посещение лекций, участие в семинарах.

Форма итогового контроля - контрольная работа; зачет.

 

Раздел 1. Нормы с овременного русского литературного языка

Предмет курса «Русский язык и культура речи.

Международный статус русского языка. Речь и язык как социальные явления. Речь – характеристика личности человека и критерий квалификации специалиста.

Характеристика понятия «культура речи».

Три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический. Нормативный аспект культуры речи.

Понятие языковой нормы.

Акцентологическая норма (причина возникновения ошибок в постановке ударения)

Орфоэпическая норма (основные орфоэпические законы).

Лексическая норма

Стилистическая норма

Грамматическая норма (основные правила морфологии, орфографии, синтаксиса).

Принципы работы с ортологическими словарями. Предупреждение речевых ошибок.

Языковые единицы, находящиеся за рамками литературного языка.

Раздел 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА НАУЧНОЙ РЕЧИ.

Функциональные стили речи. Система функциональных стилей русского языка.

Понятие функционального стиля речи.

Классификация функциональных стилей речи: научный, официально-деловой, публицистический, литературно-художественный, разговорно-обиходный.

Стилеобразующие факторы, влияющие на языковые особенности конкретного текста.

Функции научного стиля речи и его характерные особенности.

Языковые средства, формирующие научный стиль речи. Средства связи в научном тексте.

 

Культура научной речи: языковые и структурные особенности.

Особенности лексической системы научной речи (понятие специальной лексики, общенаучная и узкоспециализированная терминология).

Особенности морфологического строя. Избирательность грамматических значений: преобладание родительного падежа, выражающего определительные отношения: нормы управления, употребление предлогов и др.

Синтаксические особенности стиля: активность причастий и причастных оборотов; частотное употребление условных и причинно-следственных конструкций и пассивных оборотов.

Редактирование научного текста (лексический и морфологический аспекты).

Редактирование научного текста (исправление наиболее частотных синтаксических ошибок).

Письменный научный текст: правила его оформления.

Правила оформления цитат в научном тексте.

Правила оформления ссылок.

Правила оформления библиографического списка использованной литературы в научном тексте.

Правила текстового оформления таблиц и рисунков.

Правила записи и употребления сокращённых слов.

Правила оформления перечисления.

Правила написания количественных и порядковых числительных в научном тексте.

Виды научных текстов. Их характеристика и оформление.

Законы компрессии как основы построения вторичных текстов.

Виды компрессии научного текста: план, тезисы, конспект, аннотация, реферат.

Аннотация как вид характеристики первичного текста, её структурные и языковые особенности.

Реферат как краткое изложение основной информации первичного текста, его структурные и композиционные особенности. Назначение и виды рефератов.

Тезисы как формулировка основных положений первичного текста.

Конспект как вид вторичного текста на основе свёртывания информации первичного текста.

Особенности курсовой (дипломной) работ.

Порядок работы над текстом курсовой (дипломной) работы.

Составление плана работы. Рубрикация текста. Написание текста работы.

Оформление и редактирование заголовков. Оформление работы. Оформление титульного листа, списка использованной литературы, приложений.

Реферат как студенческая письменная работа: технология его написания, начиная с умения самостоятельно находить научную литературу по теме и кончая правильным оформлением списка использованных источников.

Реферат как рассуждение на определённую тему на основе обзора литературы.

Особенности реферата как студенческой письменной работы.

Основные этапы работы над рефератом. Особенности отбора материала.

Особенности изложения и организации материала. Написание введения и заключения.

Редактирование текста реферата (проверка соответствия требованиям научного стиля речи).

 

Раздел 3. ОСНОВЫ РИТОРИКИ

Выступление как разновидность ораторской прозы. Начальный этап подготовки к выступлению.

Предмет риторики и виды красноречия. Последовательность подготовки к выступлению.

Выбор темы и названия информативной и убеждающей речи.

Сбор материала, его отбор, обработка, обдумывание, записи, заметки.

Работа над основной частью выступления.

Структура речи. Цели основной части выступления.

Применение основных логических законов и операций в речи. Доказательность, основные методы доказательства и изложения материала: индукция, дедукция, аналогия, концентрический, ступенчатый, исторический методы.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Средства выражения логических связей в тексте.

Составление различных видов планов: простой и сложный (развёрнутый или тезисный).

Аргументация в основной части убеждающего выступления. Правила написания вступления и заключения речи.

Работа над лаконичностью, точностью и понятностью речи. Правила написания лаконичных речей. Правила написания точных речей.

Культура и выразительность устной речи как основа публичного выступления.

Языковые средства выразительности речи.

Неязыковые средства выразительности. Жесты в устной речи, основные виды жестов. Правила пользования жестами. Мимика и выражение лица.

Культура использования неязыковых средств речевой выразительности.

Техника речи выступающего. Звучащая речь и её особенности.

Понятие техники речи, её основные элементы.

Звуковые и визуальные каналы воздействия на аудиторию.

Техника речи как основа экспрессивной образности и система работы говорящего над речевым аппаратом: фонетическая культура, интонация как игра голоса. Элементы интонации: логическое ударение, паузы, темп, тембр, тон, сила и высота голоса.

Тренировка речевого аппарата: правильность дыхания, владение голосом, нужный темп, чёткость дикции - произношение, артикуляция.

Дискуссия как управляемый спор. Речевое поведение в споре.

 

 

РАЗДЕЛ 4. КУЛЬТУРА ДЕЛОВОЙ РЕЧИ

Особенности делового стиля речи. Жанры устной деловой коммуникации.

Особенности письменной речи в деловом общении.

Виды документов. Язык и стиль.

Специфика языка и стиля частных документов. Правила оформления личных документов.

Язык и стиль служебных документов. Нормы документа (текстовые и языковые).

Речевой этикет документа.

Резюме как особый вид документа. Структура резюме.

Реклама в деловой речи. Классификация рекламы. Структура и приёмы составления эффективной рекламы.

 

IV. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Наименование тем Общее кол-во часов по учебному плану Лекции Семинары Самостоя-тель. работа
1 2 Нормы современного русского литературного языка Три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический Виды языковых норм. Типы ортологических словарей 19 2 2 15
3 4 Функциональные стили речи. Культура научной речи 30 4 2 24
Классификация функциональных стилей, их характеристика
Научный стиль речи: языковые и структурные особенности
5 6 Основы риторики 21 3 2 16
Предмет риторики и виды красноречия. Последовательность подготовки к выступлению
Техника речи выступающего. Звучащая речь и её особенности. Дискуссия как управляемый спор
7 8 Культура деловой речи 20 3 2 15
Особенности делового стиля речи. Язык и стиль
Реклама в деловой речи. Структура и приёмы составления эффективной рекламы.
  Итого: 90 12 8 70

 

V. ПЛАНЫ ЛЕКЦИЙ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ. ЛИТЕРАТУРА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.