Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие об общении. 17 страница




На зеленом кусту, На дубовом мосту По лебедю крылатому. По волку лохматому. Волк в лес бежит. Лебедь за море летит!

Берем-берем я гонки: Черную чернику, Красную бруснику. Землянику спелую! Собираем в кузовки Белые грибочки. Крепкие груздочки, Подосиновички! Дедушке — ягоды. Бабушке — грибочки, А медведю лохматому Листа гнилого.

Моху сухого!

Ехал я через мостите, Стоит на мостище волчище, Серый хвостище. Зеленые глазищи. Острые зубищи. Я редьку схватил Да бросил в волчище, Попал ему прямо в бочище. Волчище испугался. Хвостище поджал И с мостища убежал, А редька в реке утонула.

Следующий материал — шуточные, веселые прибаутки, присказки и долгоговорки. В них нет глубокого смысла, их задача — зазвать, заинтриговать, сбить с толку неожи­данными веселыми выдумками,

В прибаутках и особенно в присказках каждая новая выдумка требует предваритель­ного вдоха и нового голосового выражения ("приспособления"). Главное, при каждой новой "перемене" заставить слушающих поверить, что вот тут-то и начинается сказка, продолжения которой все с таким нетерпением ждут.

Тексты присказок

Зачинается рассказ От Ивановых проказ, И от сивка, и от бурка, И от вещего каурка. Козы на море ущли; Горы лесом поросли; Конь с златой узды срывался. Прямо к солнцу поднимался; Лес стоячий под ногой, Сбоку облак громовой; Ходит облак и сверкает, Гром по небу рассыпает. Это присказка: пожди, Сказка будет впереди.

Как на море-окияне И на острове Буяне Новый фоб в лесу стоит, В гробе девица лежит; Соловей над гробом свищет, Черный зверь в дубраве рыщет. Это присказка, а вот Сказка чередом пойдет.

(77. Ершов. "Конек-горбунок")

' Тексты приведенных здесь считалок взяты из сборника "Тридцать три пирога. Игры, считалки, скорого­ворки.,," (сост. М, Булатов, М., 1962).


Та-ра-рали, та-ра-ра! Вышли кони со двора; Вот крестьяне их поймали Да покрепче привязали. Сидит ворон на дубу, Он играет во трубу; Как во трубушку играет. Православных потешает: "Эй, послушай, люд честной! Жили-были муж с женой; Муж-то примется за шутки, А жена за прибаутки, И пойдет у них тут пир. Что на весь крещеный мир!" Это присказка ведется, Сказка послее начнется.

Как у наших у ворот Муха песенку поет: "Что дадите мне за вестку? Бьет свекровь свою невестку: Посадила на шесток. Привязала за шнурок. Ручки к ножкам притянула. Ножку правую разула: "Не ходи ты по зарям! Не кажися молодцам!" Это присказка велася. Вот и сказка началася.

(П. Ершов. "Конек-горбунок")

Я тетерочку пасу Во кленовом во лесу. Вдруг тетерочка за куст... Я тетерочку за хвост! Удержать не удержал. Только вырвал перо... Как из этого пера Смастерил я дуду. Стал на дудке играть. Стал людей потешать. Я на дудке гу-гу-гу! — Мне несут по пирогу: Мне мамка пирог. Мне батька пирог. Мне бабка пирог. Мне дедка пирог. Мне братец пирог, Мне сестрица пирог, Мне тетка пирог. Мне дядька пирог, Мне соседка пирог, Мне сосед пирог... Притащили, принесли Тридцать три пирога! Запрягу я вола.


Повезу я пироги! Л мой вол не везет, Он и с места не сойдет... Запрягу я коня. Повезу я пироги! Л мой конь не везет. Он и с места не сойдет... Запрягу я комара — Ловкача, силача! Он повез целый воз — Тридцать три пирога. Хочешь есть пироги — Поскорей ко мне беги!

(Присказка из сборника "Тридцать три пирога")

Прибаутки

Кот на лечи сухари толчет.

Кошка в окошке ширинку шьет.

Свинья в огороде овес толчет.

Курочка в сапожках избушку метет;

Вымела избушку, положила голичок под порожичок.

Пошел полковник погулять,

Поймал птичку-перепел очку;

Птичка-перепелочка пить хотела,

Поднялась полетела,

Пала-пропала,

Под лед попала.

Попа поймала,

Попа поповича,

Петра Петровича.

Долгоговорки

Как на горке, на пригорке Стояли двадцать два Егорки. Раз Егорка, Два Егорка,

Три Егорка... (И так — до 22-х,)1*,

Шли семеро стариков, Говорили старики про горох. Первый говорит: "Горох хорош!" Второй говорит: "Горох хорош!" Третий говорит: "Горох хорош!" Четвертый говорит: "Горох хорош!" Пятый говорит: "Горох хорош!" Шестой говорит: "Горох хорош!" Седьмой говорит: "Горох хорош!"


 

 


" Ширинка — платок (устар.).

А. Н. Афа-

Тексты прибауток и первая долгоговорка взяты из кн.: Народные русские сказки. Сост. насьев. В 3-х т, т. 3. М„ 1957.


"Докучные сказки"

Эти сказочки рассказываются медленно, как полагается рассказывать длинные сказ­ки со множеством приключений. Концы докучных сказок повторяются до тех пор, пока хватит дыхания. Темп при этом убыстряется, но говорить надо плавно, звучно. Перед по­следней фразой-вопросом дыхание добирается.

Каждому учащемуся полезно брать для тренировок всего 2—3 текста, чтобы они не произносились механически, не становились скучными. Рассказывать их надо, включая внимание всех слушающих.

Про журавля

Слушайте-послушайте! Расскажу вам сказочку — хорошую-прехорошую, длинную- предлииную, интересную-преинтересную!

Жил-был журавль. Задумал он жениться на прекрасной на девице, на цапле. Пошел свататься. Вот идет он по болоту — ноги вязнут. Станет ноги из болота вытаскивать — хвост увязнет; хвост вытащит — ноги увязнут; ноги вытащит — хвост увязнет,.. (тут можно удлинять повторение, насколько хватит дыхания). Хороша ли моя сказочка?

Про сороку и рака

Стоит над рекой дуб. На том дубу сидит сорока — в реку смотрит. А рак вылез из воды и лезет.

Вот он лезет да ползет, лезет да ползет, а сорока смотрит.

Вот она смотрит, а рак лезет да ползет.

Вот он лезет да ползет, лезет да ползет, а сорока смотрит.

Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползет... (Повторяется столько раз, на сколько хватит дыхания.)

Пусть ворона мокнет

Шел я как-то через мост. Глядь — ворона мокнет. Взял ворону я за хвост. Положил ее на мост —

Пусть ворона сохнет! Шел опять я через мост. Глядь — ворона сохнет. Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост — Пусть ворона мокнет! Снова шел я через мост, Глядь — ворона мокнет. Взял ворону я за хвост, Положил ее на мост —

Пусть ворона сохнет! (И т. д.),

Считалки, присказки, прибаутки, долгоговорки, "докучные сказки" выносятся на за­чет после первого семестра. На нем каждый показывает свое умение владеть дыханием и голосом. Текст на зачете рассказывается товарищам.

" Тексты "докучных сказок" взяты нз сборника "Тридцать три пирога".

В дальнейшем для проверки дыхания подбираются стихи, в которых встречаются перечисления и большие периоды, произнесение которых требует хорошо тренирован­ного дыхания. Содержание этих стихотворений несложное, мысли просты, но тут требу­ется умение подчинить весь текст точной действенной задаче и при чтении уметь де­ржать логическую перспективу, т. е. точно знать, к чему ведет рассказ. Очень хороши стихотворения С. Я. Маршака "Багаж", "Дом, который построил Джек".

Дополнительный материал


 

 


Король империи Перу (Точнее, император) В делах знал толк и меру. Ума имел палату И повторял считалку, Полезную для всех. Когда очки, к примеру, Терял владыка Перу, Когда, съезжая с горки. Он падал носом в снег. Когда горшок с цветами Ронял на платье даме. Коша на шляпу новую Садился невзначай. Когда, бродя по лужам, Он забывал про ужин. Опаздывал в столовую И пил остывший чай, Когаа он был не в духе, Когда кусались мухи, И никому не жалко Бывало короля, — 6 любом подобном случае. Пока не станет лучше. Король шептал считалку, Губами шевеля;

"Шестью восемь — сорок восемь. На два делим, пять выносим: Пятью девять — сорок пять, Три прибавить, семь отнять, Прочитать наоборот — Выйдет время пить компот/"

Чтобы сделать волшебным Весенний рассвет, Надо долго, долго, долго идти И охапку сияющих Желтых лучей Самому по дороге найти. И добавить к сияющим Желтым лучам Охапку зеленых веток. Краешек неба,

Когда его супруга (Мадам императрица) Брала стирать кольчугу Для праздника в столице И тут же забывала Отдать ее в крахмал, А в день его рождения Шел дождь, как наводнение, И буря бушевала, И ветер крыши рвал, Когда владыка Перу Икал в палате пэров Так, что ронял корону, Основу всех основ! Когда он против правил На подпись кляксы ставил. Когда он падал с трона В присутствии послов! Когда король пугался. Когда он спотыкался И никому не жалко Бывало короля, — В любом подобном случае. Пока не станет лучше, Король шептал считалку, Губами шевеля:

"Шестью восемь — сорок восемь. На два делим, пять выносим: Пятью девять — сорок пять. Три прибавить, семь отнять. Прочитать наоборот — Выйдет время пить компот/"

(А, Милн. "Королевская считалка")

Пенье ручья И маленьких птиц Всевозможных расцветок. И добавить немного Теплого ветра. Запах ландыша, Звон травы И потом ладошкой Плеснуть на это Совсем немножко


Речной синевы. И все это вместе Перемешать, Закрыть глаза

Джонатан Билл, который убил медведя

в Черном Бору, Джонатан Билл, который купил в прошлом году кенгуру,

Джонатан Билл, который скопил пробок ова сундука, Джонатан Билл, который кормил финиками быка.

Целый месяц

Под дождем

Мокнет

Крыша,

Мокнет

Дом,

Мокнут

Листья

И цветы,

Мокнут лужи

Молчаливы

Жили- Были Трое Троллей на вершинах Дальних гор. Жили тролли. Не скучали, Хоть молчали С давних Пор.

Как-то раз. Никто не знает, От каких таких причин, В той стране

И почти Не дышат! Клянусь, это будет Волшебным рассветом. (Овсей Дриз. "Как сделать утро волшебным?")

Джонатан Билл, который лечил ячмень на левом глазу, Джонатан Билл, который учил петь по нотам козу,

Джонатан Билл, который уплыл в Индию

к тетушке Трот, — так вот,

этот самый Джо Билл очень любил компот.

(В. Левин. "Джо Билл")

И зонты. Мокнут парки И поля, Мокнет Мокрая Земля.

И далеко от земли Мокнут В море Корабли.

(В. Левин. "Маленькая песня о большом дожде") тролли

Раздался грохот.

— Что за шум! — Спросил один. Но затих Ужасный грохот, И опять в горах Покой.

Двести лет прошло в молчанье.

— Это мышь! — Сказал другой.

А когда еще столетье Протекло над краем снов. Третий тролль сказал:

— Прощайте! Ненавижу болтунов!

(Сисбьёрн Обстфельдер)


Глава 2

РАБОТА НАД ПОСТАНОВКОЙ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА

Наличие здорового, хорошего голоса в первую очередь определяет профессиональ­ную пригодность поступающего на актерский или режиссерский факультет.

"Ни один музыкальный инструмент не обладает такой восприимчивостью и исклю­чительной выразительностью, как человеческий голос. Тонкость чувств человека и слож­ность его психики не будут по-настоящему восприняты зрителем, если актер не владеет своим голосом, если голос не подчиняется его воле, его замыслам, его темпераменту и нервам"*.

Всем известно, какими высокими образцами выразительности являлись голоса про­славленных мастеров русской сцены М. Н. Ермоловой, В. Ф. Комиссаржевской, А. А. Остужева, В. И, Качалова, М. И. Бабановой...

Голосовые данные актера нуждаются в постоянной тренировке, развитии, совершен­ствовании,

"Быть в голосе!" — Какое блаженство для певца, так точно, как и для драматиче­ского артиста! Чувствовать, что можешь управлять своим звуком, что он повинуется тебе, что он звучно и сильно передает все малейшие детали, переливы, оттенки творчества!,. "Быть не в голосе!" — Какое это мучение для певца и для драматического артиста. Чув­ствовать, что звук не повинуется тебе, что он не долетает до зала, переполненного слу­шателями! Не иметь возможности высказать того, что ярко, глубоко и не видимо создает внутреннее творчество! Только сам артист знает об этих муках <...>. Только он один мо­жет сравнить то, что зародилось у него в душе, с тем, что появилось вовне, что и как передается голосом и словом. Если голос фальшивит, артист испытывает чувство обиды, потому что созданное внутри переживание искажается при внешнем воплощении его".

Голос актера должен быть звучным, гибким, с достаточно широким диапазоном, а также выносливым в любых условиях сцены и зрительного зала. Все эти качества приоб­ретаются в процессе тренировки при наличии природных голосовых данных и здорового речевого аппарата.

Поставить голос — это значит выявить природные данные и развить, обогатить, улучшить их для профессионального звучания. Это значит создать такие условия работы голосового аппарата, при которых голос может служить актеру долгие годы. Подобные условия должны оградить голос актера от многих случайностей, травм, от преждевремен­ной изношенности.

Драматический актер обязан всю жизнь сохранять, укреплять и развивать свой го­лос. Условные рефлексы, которые приобретаются в театральной школе, могут быстро исчезнуть при отсутствии постоянной, систематической тренировки.

Саричева Е. Ф. Сценическая речь. С.164. Станиславский К. С. Работа актера над собой. С. 60.


Пользуясь советами педагога, внимательно выполняя задания, студент театральной школы добивается нужных мышечных, и слуховых ощущений в процессе работы над ды­ханием и голосом, приобретает уверенность в использовании голоса, необходимую для дальнейшей работы в театре. Иными словами, студент учится подчинять своей воле про­цесс звуковедения. Правильная организация работы над голосом есть единый процесс развития всех, без исключения, навыков речи.

Работа над дикцией и дыханием с первого курса является, по существу, началом ре­чевой постановки голоса. Преподаватель уже тогда следит, чтобы упражнения по дикции производились только после предварительного вдоха носом, чтобы студенты пользова­лись полным вдохом и умели распределять вьщох. При произнесении звуков соблюдается точная их артикуляция (положение губ, языка, раствор рта). Во время дикционной и ды­хательной тренировки снимаются мышечные зажимы окологортанной мускулатуры, оп­ределяется свободное звучание голоса в резонаторах.

С первых же уроков обращается внимание на голосовые недостатки: зажим гортани, носовое звучание, открытый, резкий звук и т. д.

Работа над артикуляцией и дыханием (тренировка полного дыхания), проверка резо­наторов обеспечивают ясность произношения, достаточное дыхание и звучность голоса.

Эти подготовительные упражнения делают более легким процесс освоения специ­альных голосовых упражнений. Задача специальных упражнений — научиться управлять своим голосом, развить координацию слуха и голоса, дыхания и звучания. В результате систематической тренировки голос приобретает "металл", звучность, полетность, богат­ство тембра.

При голосовых упражнениях обращается внимание на одновременное использование головного и грудного резонаторов. Головной резонатор придает звуку полетность, вклю­чение грудного резонатора обеспечивает его "тембральность". Проверять работу резона­торов во время тренировки можно, положив одну руку на верхнюю часть грудной клет­ки, а другую прикладывая к темени, к костяку лица, к затылку и ладонью ощущая виб­рацию.

На протяжении всех лет обучения работа над голосом ведется в индивидуальном по­рядке. Приводимые ниже упражнения распределены по степени их трудности. Первосте­пенное значение имеет слух педагога, распознающего отличительные особенности каж­дого голоса и устанавливающего, с каких упражнений вернее и легче начинать работу над данным голосом.

Мы придерживаемся системы голосовых упражнений, разработанной Е, Ф, Сариче- вой. На этой системе воспитано не одно поколение актеров драматического театра. Уп­ражнения, которые входят в наш цикл, создают основу, необходимую для развития всех положительных качеств голоса будущего актера драматического театра: полетности, звучности, гибкости, легкости и силы. Работа над голосовыми упражнениями является одновременно и работой над воспитанием слуха. Эти упражнения могут служить актеру всю жизнь. Навыки, приобретенные во время упражнений, следует закреплять при чте­нии специально подобранных текстов.

В результате систематической работы над голосом свобода звучания сохраняется при наличии самых сложных и тонких смысловых задач, с которыми встретится актер в своей творческой практике, В работе над голосом необходима осторожность и постепен­ность, так как восприятие новых задач требует наличия речевого слуха, умения сосредо-

точить внимание на мышечных, артикуляционных и резонаторных ощущениях. Эта на­строенность имеет особое значение во время первых проб голоса, когда учащийся дол­жен концентрировать свое внимание на "технических" задачах.

Природные данные голоса развиваются и совершенствуются в меру способности учащегося осваивать и закреплять новое, при условии соблюдения определенного режи­ма. В процессе работы необходимо осознанное отношение к дыханию, артикуляции, го­лосу. Большое значение имеет правильная осанка, свободные от напряжения мышцы шеи, плеч и вместе с тем ощущение подтянутых нижнебрюшных мышц.

При начальной работе над голосом внимание сосредоточивается на нахождении удоб­ной для данного студента середины диапазона (центра голоса) и координации звука с ды­ханием. В дальнейшем голосовые упражнения связываются с движением. Для этого мож­но использовать материал, помещенный в главе "Дыхание, артикуляция, резонирование".

Работая над голосом, не надо спешить с расширением диапазона. При работе над освоением звука в верхней и нижней частях диапазона исходим из правильно сформиро­ванной середины его. Выработка в середине диапазона легкого, свободного, естественно­го звучания создает необходимые предпосылки и для формирования звуков в нижней и верхней частях диапазона. Если учащийся начинает чрезмерно увлекаться низкими или высокими звуками своего голоса, не укрепив его середины, это приводит к "выпадению" середины голоса: голос становится неустойчивым, сиплым внизу и резким вверху, быст­ро наступает усталость.

В основе обучения владению голосом лежит задача добиться полнозвучного, ровно­го, однородного по характеру звучания на протяжении всего диапазона.

Комплекс тренировочных голосовых упражнений, используемых в течение всех лет обучения, предусматривает утверждение и дальнейшее развитие правильного звучания, найденного в первоначальных упражнениях. Переходя к новому заданию, не надо забы­вать предыдущих упражнений. Их нужно систематически повторять. Даже когда в про­цессе постоянной тренировки накапливается много упражнений, возвращение к первич­ным упражнениям полезно, а иногда и необходимо.

К работе над специальными голосовыми упражнениями следует приступить в конце первого или в самом начале второго семестра (в зависимости от освоения подготови­тельных упражнений).

При тренировке речевого голоса используются два приема: напевный и речевой. На­чинать следует с того приема, на котором учащемуся легче удается верное звучание. На­певные упражнения обычно помогают удерживать звук на заданной высоте, освоить по­вышение и понижение голоса на новую ступень. Напевные упражнения развивают музы­кальный слух. В речевых упражнениях необходимо добиваться естественной, разговор­ной, плавной речи. Эти упражнения помогают развитию речевого слуха.

В напевных упражнениях повышение и понижение голоса идет по полутонам. В ре­чевых упражнениях повышение и понижение происходит по ступеням, зависящим иск­лючительно от речевого слуха учащегося.

Упражнения на распев не являются вокальными (певческими), они приближены к речевому звучанию.

Если у учащегося плохая координация слуха и голоса(довольно частое явление в на­чале занятий по голосу), то начинать следует с речевых упражнений; напевные же в этом случае полезно проверять в сопровождении инструмента.


Все упражнения по голосу, за исключением первоначальных, тренируем па материа­ле стихотворных текстов. Мы считаем необходимым брать для тренировки голоса имен­но словесную ткань, а не отдельные слоги. Во-первых, потому, что гласные звуки в без­ударном положении в русском языке редуцируются, а при тренировке голоса нужно со­хранить и в неударных слогах верное направление звука и опору дыхания; во-вторых, потому, что никакие упражнения со слогами не в состоянии охватить все многообразие звукосочетаний, встречающихся в словах.

Переход от первоначальных упражнений по голосу с сонорными звуками к произне­сению слов становится возможным через 2—3 недели после начала тренировок (для не­которых учащихся и раньше). К этому времени студент уже привыкает слушать и конт­ролировать себя, звучание своего голоса, повышать и понижать его в пределах среднего регистра (центра своего голоса).

Вся тренировочная работа по голосу предусматривает одновременную тренировку произношения и дыхания (смешанно-диафрагматического). Учащимся, у которых в жиз­ни наблюдается многоударность (равновеликость слогов) или "проглатывание" слогов в конце слов, следует больше работать над медленным произнесением слов в голосовом упражнении, особо обращая внимание на соотношение ударных и безударных гласных. Учащимся с вялой артикуляцией следует обращать внимание на четкость, ясность, точ­ность произношения.

При нормальном, здоровом состоянии голосового аппарата и при достаточной тре­нировке в течение всего первого года учащиеся приходят ко второму курсу, уже освоив правильное направление звука и плавный переход из регистра в регистр при хорошей опоре дыхания.

На втором курсе в голосовых упражнениях расширяется звуковысотный диапазон голоса: закрепляется грудной (нижний) регистр, а также и головной (верхний). Идет ра­бота над развитием темпоритмического и силового (динамического) диапазона.

Уже на втором курсе, при работе над творческим освоением литературных текстов, возможно использование голоса как одного из выразительных речевых средств.

Каждому студенту надо иметь для тренировки несколько текстов. Новый текст вы­бирается, когда несколько окрепнет голос, когда студент утвердится в правильном звуча­нии на предыдущем тексте. Периодическая смена тренировочных текстов рекомендуется начиная со второй половины второго курса.

Студент должен уметь применять все выработанные навыки по речи, дыханию,голо­су в работе над художественными произведениями и в занятиях по мастерству актера. Эти требования последовательно возрастают, исходя из задач 1, 2, 3, 4-го курсов. На 2 и 3 курсах следует проверить и закрепить успехи студентов в работе над голосом, органи­зуя специальные, контрольные уроки или вынося упражнения по голосу на зачет.

Чрезвычайно важна для актера выносливость, т. е. умение, не уставая, пользоваться различной силой голоса. Для развития выносливости к первоначальным упражнениям присоединяются специальные упражнения на использование силы звука. "Силовые" уп­ражнения применяются лишь после того, как усвоен весь комплекс предыдущих упраж­нений.

Сила звука, рождаемая в гортани, зависит от интенсивности выдыхаемой струи и ис- тользования резонаторов. Всегда надо помнить, что сила звука зависит прежде всего не эт количества набранного в легкие воздуха, а от правильного его расходования,

Сила заключается не в резком и отрывистом крике, а в мощности, полноте, яркости и широте звучания, во внутренней наполненности текста большими действенными зада­чами.

К концу 2 курса учащиеся должны уметь пользоваться всем комплексом упражне­ний. На 3 и 4 курсах уже требуется умение применять приобретенные навыки в диплом­ных спектаклях. Большая нагрузка в выпускных спектаклях или программах по художе­ственному слову — это, в частности, проверка выносливости голосового аппарата уча­щихся, а также проверка их умения владеть своим голосом.

В распоряжении студентов 3 и 4 курсов широкий круг упражнений по голосу, из которых они могут самостоятельно выбирать для каждодневной тренировки то одно, то другое. Это упражнения различной трудности, и комбинировать их учащийся может по своему желанию.

Время, отводимое для упражнений по голосу в самостоятельной работе, начинается с 5—10 минут подряд на первом курсе, 15—30 минут на втором. Длительность трени­ровки на третьем и четвертом курсах может быть увеличена до 30—45 минут. Трениров­ку полезно проводить с утра.

Если тренировка проводится правильно, учащемуся легко и приятно выполнять уп­ражнение, голос его звенит, нет ощущения усталости. При появлении усталости необхо­димо выяснить причину. Если виною мышечный зажим, надо снять его и только тогда продолжать занятия. После тренировки полезно почитать вслух любимые стихи.

Начиная работу над голосом, обратите внимание на основное положение частей го­лосового аппарата при подготовке к правильному звучанию:

1) нижняя стенка живота (брюшного пресса) подтянута;

2) при вдохе грудная клетка слегка расширена в своей средней и нижней части, плечи свободно отведены назад и опущены вниз; при выдохе грудная клетка остается расширенной, нижнебрюшные мышцы регулируют равномерный, плавный вьщох;

3) мягкое небо с маленьким язычком приподнято (глотка принимает положение зев­ка);

4) челюсть опускается свободно; губы принимают положение тех гласных, с кото­рых начинается упражнение.

Упражнения на развитие голоса I курс

Упражнения на правильное направление звука с использованием сонорных м, н, л

Для первоначальных упражнений полезно использовать сонорные согласные в соче­тании с гласными. Гласные образуются вследствие свободного прохождения звука, рож­денного гортанью, по глоточной и ротовой полостям, а согласные м, н, л формируются при участии губ или кончика языка, который упирается в передние зубы; воздушная струя при произнесении сонорных непосредственно попадает в верхние резонаторы.

Упражнения на сонорные звуки и 'на сочетания их с гласными помогают первому ощущению вибрации резонаторных частей надставной трубы и грудной клетки (головно­го и грудного резонаторов). Необходимо следить, чтобы мышцы гортани были свободны-

ми и звучащая струя воздуха направлялась вперед. Если звук идет правильно, то губы и кончик языка ощущают легкое дрожание (вибрацию). Надо найти наиболее удобную для себя высоту звучания. Упражнение повторяется по нескольку раз (3—4 раза) на одной высоте. Вдох делается в тот момент, когда запас взятого воздуха иссякает.

При дальнейших тренировках закрепляется найденное верное звучание, запомина­ются мышечные и вибрационные ощущения.

Во время звучания следует сохранять опору дыхания: постепенно расслаблять мыш- цы-выдыхатели, дольше сохранять ощущение вдоха, экономно расходуя воздух.

Во время тренировки необходимо учиться слушать себя, ощущать вибрацию в обла­сти лицевого костяка и грудной клетки, избегать форсирования звука, напряженности окологортанной мускулатуры.

В первоначальных упражнениях, когда находится и утверждается средний регистр (центр голоса), произносить звуки следует осторожно, негромко, без резких толчков, все время прислушиваясь к ровности звучания. При повышении и понижении звука надо следить за подачей ровной струи воздуха вперед — в резонаторы. При переходе от про­должительного звучания звука м, н или л к упражнениям с гласными звуками необходи­мо сохранить найденное ощущение попадания звука в передние резонаторы и ровности воздушной струи.

1. Продолжительное произнесение сонорных звуков на одной высоте. Принять ос­новное положение; протянуть звук м, н или л на одной высоте 3—4 раза, каждый раз вдыхая носом. Проверять работу головного и грудного резонаторов по вибрациям, кото­рые ощущают руки, положенные на голову и грудь. Свободу звучания проверять ощуще­нием свободы мышц шеи, гортани, челюсти, ощущением звука "на губах":

вдох — мммммм — вдох — ммммм — вдох — ммммм (и т. д.);

вдох — нннннн — вдох — ннннн — вдох — ннннн (и т. д.);

вдох — лллллл — вдох — ллллл — вдох — ллллл (и т. д.).

2. Постепенно, на одном дыхании, плавно переходить от одного сонорного к друго­му, соблюдая одну высоту:

вдох — ммннлл — вдох — ммннлл — ВДОХ - - ммннлл (и т. д.).

3. Протянуть на одном дыхании и на одной высоте сонорный м, затем вдохнуть, по­высить голос, опять протянуть м. Повышать по 3—4 ступени вверх, затем так же посте­пенно понижать голос. Перед каждым повышением или понижением делать вдох.

4. Проделать то же со звуком н.

5. Проделать то же со звуком л.

6. Проделать то же, соединяя три звука: м, н, л.

Задание: проделайте эти упражнения дома, самостоятельно.

7. Повышать и понижать нараспев (по полутонам) сонорные звуки в сочетании с таблицей гласных:

а) вдох — мми, ммэ, мма, ммо, мму, ммы;

б) вдох — нни, ннэ, нна, нно, нну, нны;

в) вдох — лли, ллэ, лла, лло, ллу, ллы.

Каждое из сочетаний повышать на 3—4 ступени вверх и затем так же, по ступеням, понижать. Нараспев повышение и понижение голоса идет по полутонам.

8. Повышать и понижать гласные в закрытом слоге (оканчивающемся на согласный) речевым и напевным приемом;

а) вдох — ммимм, мнэмм, ммамм, ммомм, ммумм, ммымм\

б) вдох — ннинн, ннэнн, ннанн, ннонн, ннунн, ннынн;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.121 сек.