Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие об общении. 15 страница




Упражнение 4.

Тренировка проводится на небольших текстах с преобладанием сонорных соглас­ных и звонких щелевых в, ж, з.

Согласные "тянутся" вслух как можно дольше, как бы "переливаясь" один в другой, в то время как гласные "произносятся" коротко и про себя (мысленно).

Встречающиеся взрывные произносятся легко, отрывисто.

После упражнения проверочный текст произносится вслух, лучше небольшими час­тями (речевыми тактами).

Примерные тексты; "Маланья болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не вы­болтала"; "Верзила Вавила весело ворочал вилы"; "Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла" и т. д.

Упражнение 5.

Тренировка проводится на сонорных и звонких щелевых согласных:/*, л,м, н, ж, з, в.

Берется хорошо знакомый стихотворный текст, например "У лукоморья дуб зеле­ный". Про себя, мысленно проговаривается текст с точным соблюдением логической ин­тонации, вслух же в это время "тянется" один из вышеуказанных согласных, точно восп­роизводящий интонационный рисунок каждой строчки текста. После каждой строчки добирается дыхание и повторяется, но уже "нормально" вслух этот же текст. Слуховыми, мышечными и резонаторными ощущениями проверяется верность и свобода звучания, попадания в резонаторы.

Согласные берутся произвольно, могут меняться по желанию, В процессе трениров­ки проверяется звучание на каждом согласном, отмечаются для себя наиболее удоб­ные — "любимые".

Это упражнение, кроме всего, служит для проверки и тренировки речевого слуха, вырабатывает плавность и кантиленность звучания, свойственные русской речи.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОНОРНЫХ СОГЛАСНЫХ М, Н, Л, Р В РАБОТЕ ПО ВОСПИТАНИЮ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА

Ощущение звука в позиции резонаторов — одно из главнейших условий воспитания и развития речевого голоса. Благодаря соединению головного и грудного резонирования при активной работе артикуляционного аппарата и органов дыхания речевой голос при­обретает мощность, красоту и силу, необходимые для профессиональной работы актера.

Для воспитания навыка использования ощущения звука в позиции резонаторов при­меняются согласные —■ сонорные звуки м, н, л, р. Они имеют определенные преимуще­ства при воспитании речевого голоса:

1. При произнесении сонорных согласных звуков объем глоточного резонатора су­жен, увеличиваются громкость звука и его импеданс (акустическое сопротивление возду­ха в ротовом резонаторе).

2. При произнесении сонорных звуков уменьшается напряжение окологортанной мускулатуры и создается наиболее щадящий режим работы голосовых складок.

3. При произнесении сонорных звуков создаются вибрационные ощущения. Эти ощущения являются сигналом правильного использования звука в позиции резонаторов. Вибрационные ощущения или раздражения подают сигналы в центральную нервную сис­тему о работе резонаторов. Вибрации, вызываемые сонорными звуками, раздражают нер­вные окончания, что рефлекторно влияет на дыхание, кровоснабжение.

4. При произнесении сонорных согласных усиливается деятельность не только по­лости лицевого костяка, но и органов грудной клетки. Отсюда увеличиваются звонкость, красота и полетность речевого голоса.

К выбору согласного сонорного звука для ощущения резонаторов следует подходить индивидуально. Так, иногда сонорные мин звучат глухо или гнусаво, тогда лучше для начала взять согласный л или р. Из четырех сонорных в начале работы над воспитанием речевого голоса следует выбирать наиболее удобный и звучащий, атака звука всегда мяг­кая.

5. При образовании голоса на сонорных звуках важно получить свободное легкое его звучание, а вибрационный контроль помогает ощутить звук в позиции резонаторов, а также поймать его "на губах", "собрать", или "сконцентрировать", его.

В дальнейшем качество сонорности зависит от присоединения к этим звукам глас­ных звуков. Гласные — открытые звуки, они и будут соединять звучание гортани с виб­рационным ощущением.

Именно поэтому следует начинать упражнения с прямого слога: ли—мэ—ма—мо— му—мы... ни—нэ—на—но—ну—ны и т. д. При многократном повторении прямого слога важно добиться слога в "позиции резонаторов".


Вслед за прямым слогом следует произносить обратный слог ам—ом—ум—им—эм... ан—он—ун—ин—эн. Затем закрытым слогом: мум—мом—мам—мэм—мим... нун—нон— нан—нэн—нин.

Особенно важно, чтобы гласный звук следовал сразу же после согласного без ка­ких-либо дополнительных звуков: ма—мэ—мо; на—нэ—но; ла—лэ—ло; ра—рэ—ро.

При произнесении сонорных согласных отдельно и в сочетании с гласными следует следить за ощущением вибрации в резонаторах.

Ощущать вибрацию можно при помощи слуха и при помощи осязания. Дня ощуще­ния головного резонирования прикладывать руку к темени, к лицевому костяку, затылку. Для ощущения грудного резонирования положить руку на грудь или на спину.

ДВИЖЕНИЕ И ГОЛОС В СЦЕНИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Воспитание навыков правильного голосообразовання во время сценического движе­ния должно занимать одно из важнейших мест в воспитании актера. Исполнительская и педагогическая практика показывает, что актеры испытывают большие затруднения в умении пользоваться своим голосовым аппаратом во время движения. Это особенно ка­сается дыхания. Такие затруднения не случайны, так как специфика работы драматиче­ского актера требует не только свободного владения дыханием и голосом во время дви­жения (бега, ходьбы, танца, прыжков), но и после выполнения всевозможных других дви­жений, умения не терять профессиональных качеств голоса при любых обстоятельствах.

Актеры с нетренированным, слабым дыханием испытывают одышку во время сцени­ческого движения, совершают частые поверхностные вдыхания, которые приводят к на­рушению всего дыхательного процесса. Такие частые, поверхностные вдыхания утомля­ют и способствуют возникновению различных ларингических заболеваний.

Во время сценического движения имеет место значительная физическая нагрузка, а в связи с этим усиливается деятельность органов дыхания. Кроме основных дыхательных мышц в работу включаются вспомогательные мышцы плечевого пояса, позвоночника. Участие в акте дыхания вспомогательных мышц говорит о том, что основные дыхатель­ные мышцы не могут обеспечить подачу воздуха. Такая усиленная работа органов дыха­ния выражается в увеличении частоты и глубины дыхания, что повышает легочную вен­тиляцию.

Нарушение деятельности органов дыхания во время сценического движения прежде всего сказывается на самочувствии актера и его голосе. Актеру становится тяжело гово­рить, голос хрипнет, наступает общее утомление.

Во время сценического движения может нарушаться и артикуляционно-резонатор- ная система, возникать зажимы в области окологортанной мускулатуры.

Предварительные тренировочные упражнения подготавливают речеголосовой аппа­рат к звучанию голоса в процессе сценического движения.

1. Короткий вдох носом, фиксированный вьщох. Не прекращая его, 3—5 раз под­нять руки, разводя их в стороны. Повторить 3—5 раз.

2. Короткий вдох носом. Фиксированный вьщох. Не прекращая его, ходьба на месте 10—15—20 шагов. Повторить 3 раза.

3. Короткий вдох носом. Фиксированный вьщох. Не прекращая его, 3—5 приседа­ний. Руки поднимаются вперед. Повторить 3 раза. Поза отдыха.

4. Вдох носом. На вьщохе протяжно "тянуть" на сочетании жнн или змм, гмм, гнн. Не прекращая звука, сделать 2—3 наклона вперед. Повторить 3 раза. Поза отдыха.

5. Вдох носом. На вьщохе протяжно "тянуть" одно из сочетаний, указанных в уп­ражнении 4. Не прекращая звука, сделать 10 подскоков. Повторить 3 раза. Поза отдыха.

Дальнейшей тренировкой процесса дыхания и голоса в сценических условиях явля­ется воспитание ритмического дыхания во время бега.

Тренировочные упражнения бега со звуком и дыханием названы нами фонационным бегом.

1. Короткий вдох носом. Прыжки на месте 30 раз, вьщох фиксированный. Повто­рить 3 раза. Поза отдыха.

2. То же самое, но на каждом прыжке взмах руками в стороны,

3. То же самое, но чередовать приземление прыжка, расставляя ноги в положение шага.

4. Короткий вдох носом. Вибрационный бег в течение 30 секунд. "Тянуть" сочета­ния змммм...емммм...бмммм... и т. д.

5. Бег с упражнениями на расслабление:

а) короткий вдох; вибрационный бег в течение 30 секунд, одновременно расслаб­ленно покачивать руки вперед и назад;

б) короткий вдох; вибрационный бег в течение 30 секунд, одновременно расслаб­ленно сбрасывать вниз и запрокидывать назад голову;

в) короткий вдох; вибрационный бег в течение 30 секунд, одновременно поднимать руки за голову и опускать их,

В дальнейшем все упражнения во время бега можно тренировать как с фиксирован­ным выдохом, так и с произношением звукосочетаний вммм.,. бммм,..дммм,..зннн... бннн.-.дннн или же на гласных.

Из всего сказанного следует, что одышка появляется не от нехватки воздуха, а от его избытка, от судорожного, поспешного, частого вдоха.

Чтобы избавиться от излишка воздуха, надо его регулярно сбрасывать.

6. Подпрыгивая ритмично, на ударном слоге каждого слова,произносить вслух не­большой стихотворный текст, сбрасывая дыхание после каждых трех слов и не прекра­щая прыжков:

Дама сдавала в багаж: — быстрый сброс дыхания Диван, чемодан, саквояж, — Картину, корзину, картонку — И маленькую собачонку. — -"­

Выдали даме на станции — сброс дыхания Четыре зеленых квитанции — О том, что получен багаж: — Диван, чемодан, саквояж, — сброс дыхания Картина, корзина, картонка — И маленькая собачонка. — -"­

и т.д.

(С. Маршак "Багаж")

Домашнее задание:

Закрепление полного смешанного дыхания в повседневной жизни (во время ходь­бы, при подъеме на лестницу).

1. Вдох носом на один шаг. Вьщох — на три шага — фиксированный, через ма­ленькое отверстие между губами, мысленно считать.

2. Вдох носом на два шага. Вьщох на четыре шага — через широко открытый рот.

3. Вдох носом на три шага. Вьщох носом на 6 шагов.

4. Вдох носом на два шага. Вьщох носом на 5—6 шагов.

Дыхание во время подъема на лестницу:

1. Вдох носом, подъем на несколько ступеней (3—4), Вьщох через маленькое отвер­стие между губами при дальнейшем подъеме (6—8 ступенек),

2. Вдох носом — уменьшить число ступенек. Вьщох носом, увеличивая число ступе­ней,

3. Вдох носом — уменьшить число ступеней, Вьщох ртом — резкий, короткий.

4. Вдох носом на одну ступеньку. Вьщох — резкий в три приема.

5. Вдох носом на одну ступеньку. Вьщох через маленькое отверстие между губами на 5—б ступеней.

Данные в пособии дыхательные упражнения и соответствующие комплексы дыха­тельной гимнастики вполне достаточны для постановки правильного дыхания, необходи­мого выявления лучших качеств и профилактики речевого голоса.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ГИМНАСТИКА РЕЧЕГОЛОСОВОГО АППАРАТА ПРИ НЕСМЫКАНИИ ГОЛОСОВЫХ СКЛАДОК

Несмыкание голосовых складок — одно из функциональных заболеваний гортани, при котором голосовые складки смыкаются неполно. На практике несмыкание голосо­вых складок приводит к общему расстройству голосообразовання и бывает от неправиль­ных приемов голосообразовання.

Среди многих рекомендованных нами мероприятий заслуживает внимания следую­щая специализированная гимнастика речеголосового аппарата.

1. Открыть рот, как при показе врачу, язык свободно выдвинут вперед, такое от­крытие рта способствует близкому светлому звучанию*.

2. Сделать небольшой вдох и произнести близким шепотом гласную "а" на высо­ком тоне, продержав ее 5—7 секунд.

3. После окончания шепотного произнесения — пауза 5 секунд. Во время паузы нельзя отвлекаться, кашлять, разговаривать.

4. По истечении паузы проба голоса на следующих звукосочетаниях: абба, абба, аб- ба, адда, адда, адда, амма, амма, амма, анна, анна,анна, алла, алла, алла, арра, арра, арра.

Произнести эти звукосочетания при повороте головы вправо, влево, а также при легком наклоне туловища вперед (движения, повороты и наклоны вперед должны быть мягкие, атака звука при произнесении звукосочетаний мягкая).

Мышечный прием взят из статьи С, Е, Комякова "О лечении несмыкания голосовых складок у певцов при помощи приема, вызывающего сужение входа в гортань" (См."Журнал ушных, носовых, горловых болез­ней", 1976, № 6).

В течение первых суток следует выполнять упражнения через два часа в течение дня. На следующий день можно подключить небольшие тексты. Срок исправления не­смыкания голосовых складок при правильном применении гимнастики — 2 —3 дня.

В момент заболевания можно проводить специальную парадоксальную дыхательную гимнастику, цель которой — активизация процесса фонационного дыхания путем моби­лизации мускулатуры, участвующей в процессе звукообразования.

1. Исходное положение — стоя, руки опущены. Поднять руки в стороны — вьщох, в этом положении — вдох. Опустить руки — вьщох, в этом положении — вдох. Повто­рить 5 раз.

2. Исходное положение — стоя, руки опущены. Поднять руки за голову — вьщох, в этом положении — вдох. Опустить руки — вьщох, в этом положении — вдох. Повто­рить 5 раз.

3. Исходное положение — стоя, руки опущены. Поднять руки вверх — вьщох, в этом положении — вдох. Опустить руки — вьщох, в этом положении — вдох. Повто­рить 5 раз.

ПРИЕМЫ РЕЛАКСАЦИИ И АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ В ВОСПИТАНИИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА

Тренируя мышцы, которые участвуют в процессе голосообразования, мы обращаем внимание на развитие их выносливости, управляемости, развитие их силы. Следует ска­зать, что кроме способности своевременно мышцы напрягать, не менее важной стороной тренировки является умение сознательно расслаблять мышцы, т. е. приобретать навык расслабления неработающей мускулатуры.

Умение расслаблять мышцы называется релаксацией — мышечным освобождением,

В процессе воспитания навыков дыхательной и голосовой деятельности расслабле­ние мышц очень важно, особенно когда многократно повторяются однообразные движе­ния. В этот момент секундное расслабление неработающей мышцы снижает общую утомляемость занимающегося. Известно, что мышечный тонус и эмоциональное состоя­ние тесно связаны. Чем сильнее напряжение мышц, тем интенсивнее нервные импульсы, которые они посылают головному мозгу. Уменьшение тонуса мышц снижает нервное возбуждение и в дальнейшем приводит мышцы в рабочее состояние.

Умение снимать напряжение мышцы не равнозначно дряблости и недоразвитости мускулатуры. Излишняя расслабленность — такое же препятствие для свободных движе­ний, как и скованность. Расслабленность ничего общего со свободой мышц не имеет. Нетрудно, однако, заметить, что, расслабляя одни мышцы, мы напрягаем другие, напри­мер при расслаблении мышечного кольца затылочной области напрягаются мышцы мяг­кого неба. Аналогичны взаимоотношения и других скелетных мышц — у всех у них есть свои мышцы-антагонисты. Поэтому необходимо помнить, что одновременно расслабить все мышцы невозможно. Разные ученые в разное время в фонопедии и для развития го­лоса применяли методики как силового напряжения, так и расслабления.

Состояние релаксации (даже частичной) сопровождается легкими торможениями коры головного мозга. Этого бывает достаточно для повышения работоспособности, сня­тия явлений волнения и страха.

Гимнастику с приемами релаксации следует считать подготовительным периодом аутогенной тренировки.

Хорошим приемом релаксации, то есть освобождения мышц от напряжения, являет­ся массаж. Кроме этого, массаж — это одна из разновидностей активно-пассивных дви­жений.

Аутогенная тренировка, то есть приемы самовнушения, — это воздействие на про­цессы, которые совершаются в нашем организме автоматически, помимо нашей воли. Человек начинает сознательно корректировать некоторые автоматические процессы в своем организме. Тренировка концентрирует внимание, помогает самонаблюдению, ук­репляет память.

Аутогенная тренировка не имеет противопоказаний и может проводиться самим за­нимающимся.

"Внушаемость есть явление, свойственное всем и каждому. Оно глубоко коренится в природе человека" (В. Бехтерев).

Кроме того, следует учитывать, что аутогенная тренировка может помочь в овладе­нии основными элементами голосообразовання (дыханием, ощущением резонирования, дикцией и т. д.).

Следует отметить, что мышечное расслабление вызывает в участках головного мозга торможение, которое необходимо для полноценного отдыха.

Словесные формулировки для нервно-мышечного расслабления подбираются так, чтобы вызвать представление, связанное с ощущением, которое испытывает человек при расслаблении частей речевого аппарата, участвующих в процессе голосообразовання.

В настоящее время аутогенной тренировкой занимается огромное количество людей самых разных профессий. Практика показывает, что аутогенная тренировка очень полез­на актерам, чтецам, лекторам. Проводить ее следует утром или вечером, после специали­зированной дыхательной гимнастики, в перерыве между спектаклями, а также в момент усталости речеголосового аппарата.

Мы предлагаем примерный комплекс упражнений на релаксацию и аутогенную тре­нировку для занимающихся воспитанием речевого голоса.

ДЫХАНИЕ И ПРИЕМЫ РЕЛАКСАЦИИ

В процессе аутогенной тренировки большое место занимает дыхательная гимнасти­ка. Благодаря исключительной возможности дыхательного центра работать в автоматиче­ском и произвольном режимах, специальные дыхательные упражнения дают возмож­ность не только выявить лучшие качества голоса, но и быстро отдохнуть, успокоиться, управляя своим нервно-мышечным состоянием.

Заслуживает внимания гипотеза о том, что регулярные тренировки дыхания в замед­ленном темпе являются хорошим средством активизации механизмов, защищающих го­ловной мозг от недостатка кислорода. Лечение воздухом называется пневмотерапия. (Это одна из областей древневосточной медицины,)

Суть дыхательных упражнений состоит в овладении см е ш ан но-ди афрагм атичес ким полным дыханием с активизацией мышц брюшного пресса.

Различают мобилизующие и успокаивающие дыхательные упражнения.

Растягивающий вдох и энергичный выдох являются мобилизующими приемами, их следует выполнять по уграм; а удлиненный вьщох с укороченным вдохом — успокаива­ющие приемы, их применяют вечером. Итак, если вы хотите мобилизовать себя, т. е. несколько возбудить, нужно строить дыхательную гимнастику по "утреннему типу" (рас­тянуть вдох и короткий энергичный вьщох). Небольшая пауза после вдоха. Если же вы хотите успокоиться, снять возбуждение, проделайте "вечернее дыхание" (короткий вдох и растянутый вьщох). Небольшая пауза после выдоха.

Итак, воспитывая навыки правильного дыхания на уроках по развитию речевого го­лоса актера, рекомендуем пользоваться коротким вдохом и растянутым выдохом, соблю­дая после вьщоха небольшую паузу. Такое дыхание выявляет в речевом звуке все лучшие его качества, способствует профилактике голосовых заболеваний, создает спокойный эмоциональный фон для занятий.

Какой бы тип дыхания вы ни выбрали, мобилизующий или успокаивающий, он обя­зательно должен оставаться смешанно-диафрагм этическим с активизацией брюшного пресса. Произвольное управление дыханием позволяет не только закалить и оздоровить организм, но и легче переносить нервные стрессы, так как в результате вентиляции лег­ких ликвидируется избыточное возбуждение дыхательного центра ("невроз дыхания").

РЕЛАКСАЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЫХАНИЯ, АРТИКУЛЯЦИИ, РЕЗОНИРОВАНИЯ ЗВУКА

Цель этой гимнастики — воспитание навыков спокойного дыхания, положительное воздействие на физическое и психическое состояние занимающегося.

1. Фонационное смешанно-диафрагматическое дыхание.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, подтянуть низ живота, на вдохе заполнить воз­духом полость живота, нижние ребра при этом раздвигаются в стороны, спина выпрям­ляется. На вьщохе воздух постепенно выходит, начиная с полости живота, а затем из по­ясничной и грудной областей. Вдох и вьщох носом проделать 3—4 раза. Во время вдоха мысленно произнести; "Хочу научиться правильно дышать..." Во время вьщоха мысленно произнести: "Я совершенно спокоен. Все мышцы моего лица расслаблены. Я вьщыхаю совершенно спокойно и свободно",

2. Ритмическое дыхание выполнять во время ходьбы, равномерно шагая, расслабив мышцы лица, шеи, опустив плечи. Дыхание произвольное. Вдох и вьщох делать на рав­номерное количество шагов: три шага — вдох, три шага — вьщох.

3. Фиксированное энергичное дыхание. Сделать полный смешанно-диафрагматиче- ский вдох. Выдохнуть в 3 приема через рот, предодевая сопротивление в губах. Выпол­нять упражнение активно, энергично. Повторить 3 раза.

4. Стимулирующее шипящее дыхание. Сделать полный смешанно-диафрагматиче- ский вдох, Вьщыхая, протяжно произнести звук ш (сопротивление выходящему воздуху создает язык). Повторить 3 раза.

5. Очищающее дыхание. Сделать полное смешанно-диафрагматическое дыхание, на вьщохе расслабить мышцы шеи и резко выдохнуть через широко открытый рот. При этом свободно выходящий воздух как бы издает звук. Повторить 3 раза.

6. Дыхание, способствующее резонации звука:

а) легкий бег трусцой в течение одной минуты (одна ноздря зажата); то же, зажав другую ноздрю;

б) стоя, ноги на ширине плеч, руки над головой; наклониться вперед, опуская руки вниз, вдохнуть, тут же расслабиться и спокойно выдохнуть; вернуться в исходное поло­жение — активно вдохнуть, тут же расслабиться и вьщохнуть; повторить 5—6 раз.

7. Носовое-брюшное дыхание. Быстро втянуть внутрь брюшные мышцы, которые расположены внизу живота и одновременно сделать резкий вьщох через нос; повторить 5 раз.

8. Воздушный массаж резонирующей полости:

а) медленно, поочередно вдыхайте то левой ноздрей, прижимая правую, то наобо­рот; проделайте 3 раза.

б) нос зажмите пальцами, медленно вслух считайте до 10, а затем, убрав пальцы, произведите вдох и вьщох через нос. Проделайте 3 раза,

9. Дыхание, расслабляющее мышцы шеи:

а) исходное положение: голова приподнята; поворот головы — вдох, возвращаясь в исходное положение — вьщох;

б) поворот головы влево — вдох, возвращаясь в исходное положение — вьщох; вдох и вьщох носом; проделайте 20 раз.

Известный отечественный ученый В. М, Бехтерев заметил, что сильно напряженная мышечная мускулатура лица четко реагирует на изменения в психическом состоянии че­ловека.

Поэтому особую ценность во время воспитания навыков развития речевого голоса представляют упражнения в релаксации мышц шеи и лица (мимических, жевательных и речевых мышц). Упражнения на мышечное расслабление развивают процесс торможе­ния, поэтому очень полезны для речевого аппарата. Они увеличивают выносливость нер­вно-мышечного аппарата и способствуют профилактике заболеваний голоса.

Большое значение для резонирования речевого голоса имеет релаксационная гимна­стика артикуляционного аппарата. Свободное резонирование речевого голоса возможно лишь тогда, когда активно работает внутриглоточная артикуляция (полость глотки) и со­вершенно раскрепощена внешняя артикуляция,

ЦЕЛЬ ЭТОЙ ГИМНАСТИКИ — ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ ОЩУЩЕНИЯ РЕ­ЛАКСАЦИИ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ, ПОДГОТОВКА ГОЛОСОВОГО АППАРАТА К СВОБОДНОМУ РЕЗОНИРОВАНИЮ.

1. Сожмите челюсти, почувствуйте напряжение мышц шеи и челюстей. Усильте это напряжение и запомните его. Теперь расслабьте мышцы рта и челюстей, слегка открыв рот, почувствуйте облегчение от снятого напряжения. Мысленно повторите: "Мышцы лица полностью расслаблены, нижняя челюсть расслаблена и неподвижна".

2. Откройте рот, сконцентрируйте внимание на мягком небе, сильно поднимите его, зафиксируйте напряженное состояние. Расслабьте мягкое небо, опустите нижнюю че­люсть, мысленно повторите: "Полость глотки свободна, мягкое небо свободно поднима­ется и опускается".

3. Закройте глаза, сконцентрируйте внимание на мягком небе, поднимите и удержи­те его 2—3 секунды. Мысленно повторите: "Мягкое небо свободно поднимается. Путь голосу освобождается".

т» il оллталл^ no шшшдал iiuiidiiariiь^о nuDb^njr id i ujivjdjt na~

право, затем налево, напрягая мышцы шеи (как бы хочу повернуть голову, но не могу), полностью расслабьте мышцы шеи. Мысленно повторите: "Шея и плечи полностью рас­слаблены, теплые, неподвижные".

Напрягите язык (1 сек), расслабьте его и покажите кончик (3 сек). Повторите 5 раз.

Напрягите мышцы затылка (1 сек), расслабьте их. Уроните голову на спину (3 сек). Повторите 5 раз.

Напрягите мышцы шеи (1 сек), расслабьте их и уроните голову на грудь (3 сек). Повторите 5 раз.

Напрягите нижнюю челюсть (1 сек), расслабьте нижнюю челюсть, откройте рог (3 сек). Повторите 5 раз.

Рот закрыт, напрягите губы (1 сек), расслабьте губы, откройте рот (3 сек). Повто­рите 5 раз.

Закройте глаза, расслабьте мышцы лица, лба, не напрягая веки, про себя мыс­ленно произнесите:

Мне удобно и хорошо, Я совершенно спокоен, Мое лицо, язык и челюсть свободны, Мой голос звучит свободно.

Повторите 3 раза и прочитайте вслух.

Расслабьте мышцы шеи и с легким поворотом головы вправо-влево мысленно произнесите:

Мое дыхание свободно, Мышцы шеи свободны, Мой голос образуется правильно, Я слышу грудной, свободный голос.

Повторите 3 раза и прочитайте вслух.

Расслабьте мышцы рук, грудной клетки, надплечья, мысленно произнесите:

Мой голос звучит объемно, Моя грудь заполнилась звуком, Полость глотки совершенно свободна, Я способен добиться хорошего звучания,

Расслабьте мышцы живота, чуть-чуть наклонившись вперед, мысленно произне­сите:

Мне приятен мой голос, Я чувствую бесконечное дыхание, Я вижу свободное лицо, шею, челюсть, Я слышу свой свободный голос, Мне нравится его звучание.

12-е и 13-е упражнения повторить вместе 3 раза, а затем сказать эти фразы вслух.

КОМПЛЕКСНАЯ РЕЛАКСАЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Цель этой гимнастики — чередование напряжения и расслабления мышц для того, чтобы легче было запомнить ощущение расслабления по контрасту с напряжением.

1. Встать прямо, поднять руки вперед, напрягая мышцы кисти, предплечья, плеча. Пальцы сжать в кулак. При расслаблении руки свободно падают вниз и делают маят- никообразные движения.

2. То же самое, только поднимая и напрягая руки, наклонитесь вперед.

3. Стоя, напрячь мышцы ног (как бы хочу оторваться от пола), расслабить ноги и сильно наклониться вперед.

4. Сидя, крепко сжать мышцы ягодиц, расслабить, уронить голову вперед.

5. Лечь на живот. Напрягаясь —- прогнуться, расслабиться, принять исходное поло­жение.

6. Лечь на спину. Напрягаясь, прогнуться, расслабиться, принять исходное положение.

7. Лежа на спине, напрячь мышцы живота, расслабить их.

8. Лежа на спине, напрячь мышцы спины и поясницы, расслабить их.

9. Свободно поворачивать голову с расслабленными мышцами шеи направо и нале­во, протяжно "протянуть" зм...гм.,.бм„.

10. Расслабить опушенную нижнюю челюсть, кончик языка поднять на верхнюю гу­бу, протяжно "протянуть" гн...

11. Стоя, наклонить туловище вперед, возвращаясь в исходное положение, протяж­но "тянуть" бм...дм...гм...

Постепенно вы научитесь расслаблять "безработные" в данной ситуации мышцы. Это повысит вашу работоспособность и создаст дополнительный резерв звучанию голоса.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РЕЛАКСАЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Для того чтобы почувствовать расслабление (релаксацию), надо научиться напрягать заданные группы мышц.

Напряжению всегда соответствует короткий вдох, а расслаблению длинный теплый вьщох с полуоткрытым ртом.

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ

Основным средством, которое используется в аутогенной тренировке с целью рас­слабления мышц, является самовнушение. Д1гя сеанса самовнушения необходимо удоб­ное положение тела. Таких положений несколько:

1. Сесть на стул, согнуть спину, слегка опустить голову, предплечья положить на бедра, кисти расслаблено опустить вниз.

2. Лечь на спину, голову положить на невысокую подушку, руки свободно лежат вдоль туловища ладонями вниз.

3. Сесть свободно в кресле, облокотиться на спинку. Все тело расслаблено, руки свободны, лежат на бедрах, ноги расслаблены.

Проводить аутогенную тренировку можно 2 раза в день по 5—7 минут, утром и ве­чером, лучше всего лежа на спине. Днем или перед спектаклем проводить сидя, закрыв глаза.

ПРИМЕРНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМУЛ САМОВНУШАЕМОЙ МЫСЛИ

1. Я хочу иметь яркий, звучный голос.

2. Мое желание — постоянно заниматься голосовой тренировкой,

3. Я вижу и слышу себя как актера с хорошим звучанием голоса.

4. Я способен тренировать свой дыхательный аппарат систематически, длительно, активно.

5. Я уверен в звучании моего голоса.

6. Моя нижняя челюсть освобождается от скованности, напряжения.

7. Я вижу свободные движения челюсти.

8. Мимические жевательные мышцы расслабились, я их ощущаю.

9. Глазные мышцы отдыхают.

10. Все складки на лице расправляются, разглаживаются,

П. Я вижу свое лицо.

12. Мое лицо спокойно.

13. Все тело успокоилось, расслабилось, брюшные мышцы активно работают, вьщох длинный, сильный.

14. Полная свобода, легкость, непринужденность.

15. Я освободился от мышечного напряжения, я это чувствую.

16. Я вижу и ощущаю работу речевого аппарата.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.137 сек.