Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие об общении. 12 страница




Повторить упражнение 4—6 раз.

Упражнение 21. На вдохе слегка прогнуть спину. Не отрывая таз и плечи от дивана, на выдохе вернуться в исходное положение, фиксируя внимание на узенькой струе воз­духа на губах, мысленно считая до 10, затем расслабить мышцы шеи и плеч, рук, ног и, подхватив дыхание носом, протянуть вслух сочетания гммм, г alum, гннн...

Повторить упражнение 4—б раз.

Упражнение 22. На вдохе, опираясь на локти и ступни ног, прогнуть спину, оторвав таз от дивана, медленно вернуться в исходное положение, считая на фиксированном вы­дохе до 10, затем расслабить мышцы и, подхватив носом дыхание, протянуть вслух соче­тания гмм, гнн, зммм, зннн.

Повторить упражнение 4—6 раз.

Упражнение 23. На вдохе руки положить под голову. На выдохе медленным скользя­щим движением сгибать и расслаблять попеременно то одну, то другую ногу. Вьщох фиксированный с мысленным счетом до 10 и т. д. Затем пауза отдыха, во время которой проверяется расслабление мышц шеи, плечевого пояса, рук, ног.

Повторить упражнение 4—6 раз.

Упражнение 24. Исходное положение как в предыдущих упражнениях (см. объясне­ние к упражнению 21), Предварительно взять вдох носом. На выдохе медленным, плав­ным движением поднять ноги вверх под прямым углом, затем согнуть их в коленях и

прижать к животу. Во время движения фиксированный вьщох со счетом до 12—15 (не больше). Как только окончился заданный выдох, вдохнуть. Во время вдоха быстрым, но плавным движением поднять ноги вверх и опустить их в исходное положение, рассла­бить мышцы. Пауза отдыха.

Повторить упражнение 4—6 раз.

Упражнение 25. Исходное положение лежа на животе, руки согнуты в локтях и при­жаты к грудной клетке. На вдохе, не отрывая локтей, прогнуться в пояснице, откинув голову назад, затем медленно, с мысленным счетом до 5 на фиксированном вьщохе при­нять исходное положение — положить голову набок, расслабить мышцы и на оставшем­ся дыхании протянуть вслух сочетания гмм, змм.

Повторить упражнение 4—6 раз. (В этом и следующих упражнениях вьщох должен продолжаться не дольше счета до 3-6, так как появляется напряжение окологортанной мускулатуры.)

Упражнение 26. Сплести руки за спиной, на вдохе прогнуться в пояснице. На вьщо­хе с мысленным счетом до 3—6 положить голову набок, освободить руки, расслабить мышцы и на оставшемся дыхании протянуть вслух сочетания согласных (гмм, жнн, бнн, бмм, дмм и т. д.).

Повторить упражнение 4—6 раз.

Упражнение 27. Исходное положение лежа на животе, руки вытянуты вперед, ноги вместе.

При вдохе руки приподняты, голова слегка откидывается назад. Спина прогибается, ноги слегка приподнимаются вверх ("рыбка"). На вьщохе (на счет 3) руки свободно по­ложить около головы, мышцы шеи, рук, плеч, ног, поясницы расслабить и на оставшем­ся дыхании протянуть вслух сочетания, указанные в предыдущих упражнениях.

ПРИМЕЧАНИЕ. Упражнения лежа тренируют мышцы брюшного пресса, пояснич­ные мышцы, т, е. мышцы, участвующие в процессе воспитания полного, смешанно-диф- рагмэтического дыхания. Упражнения лежа следует делать утром в постели, на диване или на коврике на полу, В классе во время индивидуальных занятий можно делать их на сдвинутых стульях, на столах, на гимнастических матах.

Мы изложили основные упражнения, доступные всем при занятиях в классе и дома. Все упражнения по дыханию студенты осваивают в течение первого года занятий; посте­пенно присоединяются голосовые упражнения. Сначала это различные сочетания соглас­ных, которые тянутся на вьщохе, затем — счет, который дается для выработки длинного, плавного выдоха на мысленном счете и на счете вслух. Затем это произнесение неболь­ших текстов. Сначала следует выбирать такие тексты, на которых звук лучше и правиль­нее формируется, Каждое упражнение требует определенного времени для усвоения. Тре­нироваться следует ежедневно по 10—15 минут. Циклы упражнений лучше варьировать.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТРОЙКА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ДЫХАНИЮ

Чтобы самостоятельно работать над воспитанием правильных навыков дыхания в процессе развития речевого голоса, следует уметь психологически настраиваться на кон­троль за выполнением упражнений и активизацию физиологических процессов, сопутст­вующих им.

Перед выполнением упражнения следует внимательно продумать его. Доказано, что стоит себе представить движение, которое надо совершить, как происходит более точ­ное его выполнение. Такие положительные явления возникают, когда занимающийся точно представляет, что он будет делать. Не менее важно точно направить свою мысль и на сам процесс выполнения упражнения. Процесс работы над дыханием необходимо со­знательно осваивать, так как обеспечение правильного дыхания стимулирует согласован­ность между диафрагмой, глоточной трубой и гортанью, которые и обеспечивают звуча­ние речевого голоса.

Каждое упражнение должно быть освоено под наблюдением педагога, а затем уже может быть включено в домашнюю, самостоятельную тренировку для закрепления.

В результате систематической тренировки процесс дыхания автоматизируется, улуч­шается работоспособность.

Комплексы упражнений по дыханию и резонированию обязательны для всех. Ос­ваиваются в течение 1-го года обучения и подкрепляются тренировкой на 2-м и 3-м кур­сах, постепенно усложняясь и дополняясь.

САМОМАССАЖ МЫШЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ ДЫХАНИЯ

Массируя мышцы, участвующие в голосообразовании, мы "разогреваем" их, предуп­реждаем мышечные зажимы, которые мешают работе, и способствуем вольному, свобод­ному течению звука. Массаж резонаторных полостей помогает формированию звука, по­паданию его в резонаторы без какого-либо усилия "вытянуть", "направить" звук вперед, "к зубам", "в маску".

Массаж с древних времен применяется не только как лечебная процедура, но и как активизация процесса кровообращения, обмена веществ. Многие циклы физических оз­доровительных упражнений, как известно, сопровождаются самомассажем.

Согласно учению И. П. Павлова, положительное действие массажа связано с раздра­жением нервных окончаний в коже, в мышцах, стенках сосудов. Раздражение вызывает рефлекторную реакцию как со стороны отдельных органов, так и со стороны высших отделов головного мозга.

Самомассаж в нашей дисциплине имеет цель — в последовательном порядке подго­товить и разогреть мышцы и органы, участвующие в речевом голосообразовании.

Лечебный массаж имеет несколько приемов. Мы предлагаем в своей работе два ос­новных, полезных и доступных каждому: гигиенический, поглаживающий, и вибрацион­ный, постукивающий.

При поглаживании активизируется работа нервных окончаний, расположенных близко к коже. При вибрационном массаже "разогреваются" и подготавливаются к дей­ствию нервные окончания, расположенные глубже. Кроме этого, самомассаж действует успокаивающе, снимает усталость мыщц, участвующих в голосообразовании, придает бодрость.

Кроме поглаживаний и постукиваний, в нашей гимнастике мы предлагаем подклю­чение "звуковой волны": произнесение звонких щелевых согласных ж, з, в и сонорных л, н, л, р, т, е, тех звуков, которые можно тянуть непрерывно при выдохе. Звуковая вол­на изнутри струей воздуха массирует внутренние стенки голосового аппарата, воздейст­
вуя таким ооразом на гладкую мускулатуру оронхов, трахеи, носа, косвенным путем включает ее в работу.

Гигиенический массаж (поглаживающий) следует проводить сначала беззвучно, по­том с включением на выдохе согласных, указанных выше. Начинать следует с гигиениче­ского массажа, а потом подключить и вибрационный.

Вибрационный массаж проводится обязательно со звуком. После массажа необходи­мо проверять результат: освобождение мышц от зажимов, их рабочее состояние, качест­во звучания и ощущение легкости, "удобства" при произнесении какого-нибудь текста (поговорок, пословиц, небольших фраз, четверостиший). Для этой цели каждый ученик подбирает несколько текстов, которые произносит осмысленно, в то же время проверяя свободу мышц и находя удобное для себя звучание.

Мы рекомендуем начинать занятия самомассажем сначала под наблюдением педаго­га, а затем самостоятельно проводить его каждый день по утрам. На старших курсах по­лезно проводить самомассаж за час до репетиций или спектакля. Если почему-либо воз­никают мышечные зажимы и наступает утомление во время спектакля или выступления, то следует сделать самомассаж, пользуясь перерывом.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА САМОМАССАЖА

1. Кожа массируемых частей тела и рук должна быть чистой.

2. Все движения массирующей руки должны быть направлены по ходу лимфатиче­ских и венозных сосудов,

3. Массируемые мышцы должны быть расслаблены.

Рис. 10 Рис. 11 Рис. 12 Упражнение 2. Самомассаж верхней части лица. Кончиками пальцев обеих рук по­глаживать от середины лица (от спинки носа) к ушам. Повторить 4—6 раз (рис. И). Упражнение 3. Самомассаж средней части лица. Кончиками пальцев обеих рук по­глаживать от середины верхнего надгубного пространства к ушам. Повторить 4—6 раз (рис, 12).

4. Массаж делается медленно, плавно.

ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МАССАЖ

Упражнение 1. Самомассаж лба. Поглаживать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам. Повторить 4—6 раз (рис. 10).

Упражнение 4. Самомассаж верхней и нижней губы. Натягивая то верхнюю, то ниж­нюю губу на зубы, массировать кончиками пальцев от середины губы к углам. Повторить 4—6 раз (рис. 13).


Рис. 13

Рис, 14

 

Упражнение 5. Самомассаж нижней челюсти. Поглаживать от середины подбородка сначала тыльными сторонами кистей обеих рук до ушей, затем ладонями от ушей обрат­но — к середине подбородка. Повторить 4—6 раз (рис. 14).

Упражнение 6. Самомассаж слизистой оболочки полости рта и десен. Губы сомкну­ты. Кончиком языка, энергично нажимая на десны, облизывать справа-налево и слева- направо верхние и нижние десны с наружной стороны. Повторить 4—6 раз.

Упражнение 7. Самомассаж твердого неба. Губы полуоткрыты. Кончиком языка энергично провести по твердому небу от передних верхних зубов по направлению к глотке и обратно. Повторить 4—6 раз.

Упражнение 8. Самомассаж шеи.

1. Поглаживать переднюю часть шеи (горло) то правой, то ле­вой рукой сверху вниз, захватывая при начале массирования под­бородок (но не поднимая его). Повторить 4—б раз (рис, 15).

2. Поглаживать обеими руками затылочную область шеи от се­редины до подмышечных впадин. Повторить 4—6 раз (рис. 16).
Рис. 16
Рис. 17
3. Поглаживать боковую поверхность шеи, повертывая голову то вправо, то влево. Повторить 4—6 раз (рис. 17). Рис. 18

Рис. 15

Упражнение 9. Самомассаж живота. Поглаживать живот круговыми движениями обеих рук по направлению часовой стрелки, начиная с нижней части живота,затем вверх и крутом. Повторить 4—6 раз (рис. 18).

Упражнение 10. Самомассаж межреберных мышц. Поглаживать обеими руками бо­ковые части грудной клетки движением от пояса вперед, затем вверх и кругом. Повто­рить 4—6 раз (рис. 19).

Упражнение 11. Самомассаж спины. Поглаживать обеими руками (или поочередно, то одной, то другой рукой) область спины: по пояснице вверх к лопаткам и обратно (рис. 20).


Рис. 20
Рис. 19

 

 


ВИБРАЦИОННЫЙ (ПОСТУКИВАЮЩИЙ) МАССАЖ СО ЗВУКОМ

Упражнение 1. Постукивать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба (там, где помешаются лобные пазухи) к ушам и одновременно "тянуть" вслух на вьщохе со­норный согласный м. Повторить 4—6 раз.

Упражнение 2. Постукивать кончиками пальцев обеих рук верхнюю часть лица от спинки коса (там, где помещаются гайморовы полости) к ушам и одновременно вслух "тянуть" на вьщохе поочередно сонорные м или н с гласным у, НЕ РАСКРЫВАЯ ГУБ, Повторить 4—6 раз.

(Напоминаем, что при произношении носовых согласных м и н полость рта остает­ся открытой для активного выдоха, а при произношении гласного у глотка расширена.)

Упражнение 3. Постукивать кончиками пальцев одной руки верхнее иадгубное про­странство и одновременно "тянуть" вслух на вьщохе щелевой согласный в. Повторить 4—6 раз. (Напоминаем, что при произнесении согласного в воздушная струя невольно направляется вперед к верхним зубам.)

Упражнение 4. Постукивать кончиками пальцев пространство под нижней губой и одновременно "тянуть" вслух на вьщохе согласный з. Повторить 4—6 раз.

(Напоминаем, что при произношении щелевого согласного з воздушная струя также направляется вперед, но уже к нижним зубам.)

Упражнение 5. Постукивать кончиками пальцев одной или обеих рук по верхней ча­сти грудной клетки и одновременно "тянуть" вслух на вьщохе щелевой согласный ж или сонорный м. Повторить 4—6 раз.


Упражнение 6. Постукивать ребрами ладоней обеих рук движением снизу вверх бо­ковую часть грудной клетки (от поясницы до подмышек) и одновременно "тянуть" вслух на вьщохе сонорный м. Повторить 4—6 раз.

Упражнение 7. Постукивать кончиками пальцев одной руки область нижнебрюшных мышц одновременно с постукиванием другой рукой области поясницы. Во время посту­кивания "тянуть" на вьщохе сонорный м. Повторить 4—б раз.

Упражнение 8. Постукивать одновременно ладонями обеих рук (обхватывающим движением) область лопаток и задней части межреберных мышц (насколько позволяет длина рук). Во время постукивания "тянуть" на вьщохе сонорный м. Повторить 4—б раз.

ВЛИЯНИЕ РАБОТЫ ГОРТАНИ И АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

НА ПРОЦЕСС ДЫХАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА

Речеголосовая деятельность, как мы говорили выше, осуществляется координиро­ванной работой двигательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Взаимодейст­вие и контроль за ними обеспечивается центральной нервной системой.

Работа артикуляционного аппарата в речевом голосообразовании делится на внутри- глоточную и внешнюю артикуляцию.

Правильная и координированная работа органов внутриглоточной полости (глотки, мягкого нёба, корня языка и др.) облегчает процесс дыхания. Поднятием мягкого неба достигается усиленный тонус диафрагмы и мышц брюшного пресса. Активное поднятие мягкого неба способствует лучшему смыканию голосовых складок, лучшему звучанию речевого голоса.

Подобное воздействие координированной работы внутриглоточной полости осуще­ствляется при известном многим актерам и педагогам активном поднятии мягкого неба. Тогда напряжение мышц зева оказывает влияние на процесс дыхания, т.е. косвенным об­разом воздействует на тонус гладкой мускулатуры. Опущенное мягкое небо приводит к гнусавому голосу, хаотичности дыхательных движений, слабому тонусу диафрагмы и мышц брюшного пресса.

Умение удерживать полость зева и глотки в активном состоянии является важней­шим звеном в развитии голоса актера. Раскрытие глотки формирует стенки ротоглоточ- ной полости путем воздействия на мягкое небо, язык и гортань. Раскрытие глотки сни­мает мышечное напряжение окологортанной мускулатуры. Кроме того, полость глотки вместе с полостью носа является резонатором звука.

Давление, создаваемое воздухом в ротоглотке, называется импедансом, т. е. сопро­тивлением. Имеется в виду сопротивление, которое создается в ротоглоточном канале и обусловлено движением воздуха.

Сопротивление в полости гортаноглотки величина переменная и зависит от работы внутриглоточной артикуляции. Следовательно, в глоточной полости, особенно в носо­глотке, путем специальных упражнений необходимо создавать особые условия акустиче­ским возможностям формирования речевого голоса.

К работе внешней артикуляции относятся движения нижней челюсти, губ, языка. Внешняя артикуляция тесно связана с внутриглоточной артикуляцией, т. е. с движением хрящей гортани. Такая координированная работа оказывает правильное влияние на про-

цесс дыхания и звучания. Чрезмерная или вялая артикуляция губ вредно отражается на состоянии гортани. Она смещается либо резко вверх, либо резко вниз. При этом закре­пощается шейная мускулатура и нарушается дыхательная деятельность.

Таким образом, формирование автоматических и сознательных движений как внуг- риглоточной, так и внешней артикуляции влияет на работу гортани с голосовыми склад­ками и способствует правильной работе дыхания и звучания.

РЕЗОНИРОВАНИЕ И АРТИКУЛЯЦИЯ В РАБОТЕ НАД ВОСПИТАНИЕМ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА

Большое значение в звучании речевого голоса имеет гортань и голосовые складки, где возникает первоначальное звучание, В результате работы голосовых складок и дыха­ния в гортани возникают волны — голос. В гортани образуются основные качества рече­вого голоса: высота, сила, первичный тембр, В процессе развития речевого голоса суще­ствует тесная связь между работой гортани, внутри глоточной артикуляцией и резониро­ванием. Малейшее изменение надгортанных полостей вызывает изменение работы голо­совых складок. При координированной работе всех частей носоглоточного аппарата го­лос приобретает звонкость, собранность и полетность. В таком голосе выражены высо­кие и низкие частоты.

Развить и воспитать речевой голос — это значит выявить все лучшие качества ре­чевого звука, свойственные данной индивидуальности, развить и приспособить их для профессионального звучания.

Развитие и воспитание речевого голоса — взаимосвязанное воспитание слуховых и мышечных ощущений занимающегося.

Основным методическим приемом воспитания и развития речевого голоса является принцип комплексного развития частей речевого аппарата и его деятельности. В процес­се воспитания речевого голоса должны сформироваться лучшие его качества — как еди­ный целостный процесс:

— развитие речевого дыхания во взаимосвязи с деятельностью артикуляции;

— развитие координированной работы частей внутри глоточной и внешней артику­ляции;

— развитие ощущения резонирования при свободном положении артикуляционного аппарата;

— развитие слуховых и мышечных ощущений.

Изложение теоретического и практического материала каждой темы дается раздель­но, тогда как при практических занятиях учащиеся, по мере усложнения заданий, рабо­тают в комплексе, внимание сосредоточивается обычно на том новом, что еще не стало привычным, что еще требует сознательного управления.

Воспитывая и развивая речевой голос, следует иметь представление об артикуляции и резонировании, об атаке звука, об опоре голоса, регистрах, диапазоне.

Артикуляция — это деятельность внутриглоточной и внешней ротоглоточной сис­темы, связанной с произнесением звуков речи и различных их сочетаний, которые со­ставляют слоги и слова.

Резонирование — максимальная концентрация звуковых волн. К резонаторам отно­сятся: грудная клетка, трахея, бронхи, твердое небо, глотка, полость носа и придаточные его полости, зубы.

В процессе речи все части резонаторно-артикуляционного аппарата находятся в тес­ной взаимосвязи, подчиняясь задаче воспроизведения необходимого звука, продиктован­ного слуховым представлением.

Артикуляционный аппарат богат мышечным чувством, а импульсы, идущие от арти­куляционного аппарата в слуховую и зрительные зоны коры головного мозга, создают так называемую "обратную связь". Благодаря этой связи возможно организовать правиль­ное физиологическое развитие речевого голоса.

Атака звука — момент его образования, или начало звука. Слово "атака" — италь­янское. В переводе означает "наступай", "нападай". Термин "атака" обозначает способ, которым пользуется говорящий, чтобы привести в действие, включить в работу голосо­вые складки. Атаку звука называют еще "взятием звука", "приступом звука", "голосона- чалом", поэтому умение владеть первоначальным образованием звука, т. е. первой атакой его, имеет большое значение в воспитании речевого голоса.

В зависимости от способа различают следующие виды атаки звука:

Твердая — голосовые складки плотно смыкаются до начала звука, затем выдыхае­мый воздух с усилием прорывается через голосовую щель. Для твердой атаки характерно перенапряжение голосовых складок, речевой голос носит резкий, зажатый характер.

Придыхательная — выдыхаемый воздух начинает проходить через голосовую щель до смыкания голосовых складок, слышен шум трения о голосовые складки, затем голо­совые складки начинают смыкаться и вибрировать. Обычно речевой голос при использо­вании этого вида атаки теряет тембровую чистоту из-за шума от движения воздуха.

Мягкая — качало прохождения воздуха совпадает с соприкосновением голосовых складок. Голосовые складки начинают работать одновременно с дыханием.

В основе постановки голоса (речевого и вокального) лежит именно мягкая атака звука, хотя в отдельных случаях для активизации речевого аппарата, в целях борьбы с вялостью смыкания голосовых складок возможно применение твердой атаки*. Придыха­тельная атака при работе над голосом не применяется.

Основное требование, предъявляемое к речевому голосу — это ровность его звуча­ния по всему диапазону, естественность, гибкость.

Деление речевого голоса на регистры условно, так как нет точных границ, как это принято в пении.

Ряд однородных звуков диапазона, воспроизводимых одним и тем же механизмом, называется регистром речевого голоса.

В речевом голосе различают:

Грудной, или нижний, регистр — состоит из однородных звуков и занимает ниж­нюю часть речевого голоса. В грудном (нижнем) регистре, естественно, преобладает грудное резонирование, Грудной голос богат обертонами. Голосовые складки плотно смыкаются. К грудному регистру относятся низкие тоны речевого голоса.

" Постоянное применение твердой атаки в упражнениях и в быту приводит к быстрому изнашиванию и заболеванию голосового аппарата. Твердая атака может применяться по разрешению врача и под наблюдением педагога.

Головной, или верхний, регистр — состоит из однородных звуков и занимает верх­нюю часть речевого голоса. В головном регистре, естественно, преобладает головное ре­зонирование. Головное звучание характерно вибрационным ощущением в области голо­вы и лица.

Смешанный, или средний, регистр — состоит из звуков среднего звучания. В рече­вом голосе смешанный регистр называется еще "центральной" частью голоса.

В связи с регистрами, особого внимания требует при голосообразовании вибрацион­ное, т. е. резонирующее, ощущение: головное и грудное.

Резонирующие ощущения сигнализируют о правильном голосообразовании. Вибра­ционные раздражения подают сигналы в центральную нервную систему о работе резона­торов. Вибрации раздражают нервные окончания и таким образом поднимают тонус нер­вных центров, что рефлекторно делает голос более звонким и сильным. Изучая значение вибрационной чувствительности для голосообразования, В. П. Морозов нашел, что "под действием вибрационной связи происходит уточнение голосовой реакции"[20].

Границы регистров речевого голоса очень разнообразны и во многом зависят от осо­бенностей каждого человека: от формы его резонаторных областей, от толщины и дли­ны голосовых складок и т. д.

В зависимости от расположения органов артикуляции ротоглоточная полость пре­вращается в сложный резонирующий аппарат произношения звуков речи,

В гортани образуется звук, не имеющий характера того или иного гласного. Свое оформление и звучание он получает благодаря совместной работе резонаторно-артику- ляционной деятельности.

Каждый гласный звук содержит свои, характерные для него, усиленные обертоны, так называемые форманты гласных. Каждый звук (по данным разных ученых)" имеет две основные форманты, которые возникают: одна — в глоточной, другая — в ротовой полостях. Поэтому, для того чтобы в речи гласный звук был ясен, необходим точный ар­тикуляционный уклад для каждого гласного звука (см. главу "Дикция").

Исходя из этого, во время работы по воспитанию речевого голоса очень важно учесть, что каждый гласный звук требует вполне определенной как внутри глоточной, так и внешней артикуляции.

Гласный звук а произносится при смещении языка кзади. При этом образуется ши­рокая полость во рту при наименьшей глоточной полости.

Гласный звук о произносится при укладе языка выше, чем при а, ротовая полость округляется, глоточное пространство несколько шире.

При произношении гласного звука э уклад языка повышается, рот приоткрывается, глоточная полость увеличивается.

При произношении звука и язык смещается вперед и вверх, ротовая полость имеет наименьший объем, глоточная — наибольший.

При произношении согласных звуков резонаторно-аргикуляционный аппарат рабо­тает двояко.

При произношении глухих согласных включается только работа артикуляционного аппарата, гортань и резонаторы не принимают участия.

" Морозов В. П. Тайны вокальной речи. М., 1967, Л. Б. Дмитриев, Н. И. Жинкин, Г. Фант и др.

При прнзношенни звонких и сонорных согласных в работу включаются гортань и резонаторы.

В речи гласные звуки образуют ее мелодику и при правильной их организации со­действуют звучности речевого голоса.

Каждый гласный отдельно, а также в сочетании с различными согласными имеет свое индивидуальное звучание.

В процессе призношения гласных звуков, как это уже говорилось в главе "Дикция", не встречается препятствий в ротоглоточной полости, но каждый из них требует своего артикуляционного уклада, акустических приспособлений, выравнивания их звучания.

В процессе произношения гласных звуков гортань то поднимается (ы—з), то опуска­ется (о—у), то остается на среднем уровне (а). Следует отметить, что мягкое небо на всех гласных русского языка поднято.

Звучное произношение гласного и приближает звук к носозубному резонированию. Это очень ценно для далекого, глухого, бестембрового голоса. Гласный э помогает наве­сти речевой голос на ощущение установки более высокой позиции резонирования звука! Гласные о и у способствуют собиранию речевого звука в позиции резонирования для ре­чевого голоса. Наиболее нейтральным в отношении акустических свойств является глас­ный а. Следует помнить, что гласные и—э содержат больше головного звучания, гласные о—у — грудного звучания, гласный а содержит в одинаковой степени как головное, так и грудное звучание.

Установлено, что "при воспроизведении одних и тех же звуков у разных лиц голо­совые складки колеблются по-разному и часто движение одной складки отстает от дви­жения другой или при колебании одной другая остается неподвижной. Подобная несог­ласованность и хаотичность движений голосовых складок зависят от неоднородности ме­ханизма, поддерживающего внугрибронхиальное воздушное давление во время издавае­мого звука, а также от неравномерного напряжения мышц надставной трубы, особенно языка, нижней челюсти, губ, мягкого неба".

Работа но воспитанию речевого голоса с использованием гласных звуков, а также работа с гласными звуками на уроках дикции требует определенной методики.

Начинать следует с тех гласных звуков, которые в речевом голосе звучат лучше, а затем от них переходить на другие, не допуская акустического разнобоя в звучании, т. е, при соблюдении разных артикуляционных укладов воспитать единство звучания. При ра­боте с гласными звуками следует помнить, что они должны звучать чисто и полно, наи­лучшим тембром речевого голоса. Особенно следует обращать внимание во время разви­тия речевого голоса на "выравнивание звучания гласных". "Как неприятны пестрые голо­са, — писал К. С. Станиславский, — в которых звук а вылетает из живота, звук е — из голосовой щели, и протискивается из сдавленного горла, звук о гудит точно в бочке, а у, ы, ю попадают в такие места, из которых их никак не вытащить"[21].

ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ ВНУТРИГЛОТОЧНОЙ АРТИКУЛЯЦИИ В ВОСПИТАНИИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА

Работа полости зева в воспитании речевого голоса играет важную роль. Умение ко­ординировать работу полости зева или внутриглоточной полости (глотки, мягкого неба, отчасти корня языка) сказывается на работе дыхательного аппарата и качественной сто­роне звука.

В воспитании голоса актера внугриглоточная полость играет первостепенную роль, так как является резонатором, в котором происходит образование гласных звуков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.