Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие об общении. 13 страница




В воспитании внутриглоточной артикуляции большое значение имеет активная ра­бота мягкого неба, поднятием которого усиливается тонус диафрагмы, снимается носо­вое звучание и звук организуется в передней части рта.

Полость зева и глотки может расширяться не только по вертикали, но и по гори­зонтали. При правильной работе внутриглоточной артикуляции активизируются мышцы глотки, мягкого неба. Этим самым освобождаются от напряжения язык, нижняя челюсть, губы.

Правильная, ненапряженная работа корня языка также способствует правильной ра­боте внутриглоточной полости, так как при этом гортань остается в свободном положе­нии, необходимом для индивидуального звучания речевого голоса.

Немаловажное значение в звучании речевого голоса имеют гортань и голосовые складки. Потому что в результате работы голосовых складок и дыхания в гортани возни­кают звуковые волны — голос. Следует учитывать, что в гортани образуются основные качества речевого голоса: высота, сила, первичный тембр.

В воспитании начальных приемов развития речевого голоса серьезное внимание уде­ляется положению гортани. Ее работа связана с окружающей мускулатурой, поэтому большое значение имеют положение головы, нижней челюсти, работа затылочных мышц. От этого мышцы глотки могут менять свою конфигурацию и этим действовать на работу гортани и голосовых складок. Известно, что при напряжении мышцы глотки ре- флекторно способствуют лучшему натяжению голосовых складок. Возбуждение от нерв­ных окончаний, заложенных в мышцах глотки, передается в центральную нервную сис­тему и затем в центры головного мозга, которые управляют голосовыми складками и мышцами мягкого нёба.

В процессе голосообразования существует тесная связь между глоткой и гортанью, между мягким небом и гортанью. По выражению Р. Юссона, мягкое нёбо — это "цент­ральный голосообразующий участок." Работа мышц мягкого неба рефлекторно влияет на состояние голосовой шели. Опытами установлено, что если мягкое небо и мышцы глот­ки не развиты, т. е. внугриглоточная артикуляция пассивна, речевой голос теряет тембр, звонкость, обертоны, актер быстро устает, не выносит речеголосовой нагрузки.

К работе внешней артикуляции следует отнести: работу губ, языка (особенно пере­дней его части) и нижней челюсти. При правильной работе внешней артикуляции отно­сящиеся к ней части речевого аппарата освобождаются от напряжения, неподатливости и вялости, координирован но работают мышцы внутриглоточной полости, способствуя полноте и глубине звука, правильному произношению.


Выработка свободных и целенаправленных движений внешней артикуляции, подчи­ненных воле занимающегося, снимает мышечные зажимы, регулирует свободное положс- ние гортани во время звучания голоса, способствует правильному ощущению звука в по­зиции резонаторного пространства.

Правильная работа губ обеспечивает правильное произношение и влияет на форми­рование речевого голоса-звука. Неверная их работа может явиться преградой в развитии речевого голоса. Слишком энергичные движения губ, точно так же, как неповоротли­вость или неподвижность, являются ненормальным явлением и приводят к нарушению дикции и речевого голоса.

Если губы инертны и неподвижны, следует проводить работу по их активизации и собранности. Если губы слишком активны, вплоть до вовлечения соседних групп мышц, надо снять излишнюю артикуляцию. Все тренировочные упражнения должны обязатель­но сопровождаться звуком. В начале занятий полезно заниматься перед зеркалом.

Правильное положение языка обеспечивает не только внятное произношение, но и влияет на работу внутриглоточной полости. От этого зависит качественная сторона рече­вого звука, дикция.

Если во время звучания речи язык неповоротлив, чрезмерно выдвинут или, наобо­рот, западает в полость глотки, асимметричен в движении или дрожит — все это являет­ся препятствием для развития речевого голоса.

Правильная работа нижней челюсти обеспечивает нормальную артикуляцию рта, влияет на внутриглоточную артикуляцию, во многом она зависит от положения головы, движения губ и языка. Работа нижней челюсти во время речевого звукотечения должна быть мягкой.

Неправильная или недостаточная работа органов артикуляционного аппарата приво­дит к неправильному звукопроизношению, или косноязычию, что всегда является поме­хой для выявления и воспитания лучших качеств речевого звука, причиной многих рас­стройств речевого голоса.

Среди недостатков артикуляции следует различать неорганические и органические. Неорганические — результат дурной привычки, недостаточного, небрежного воспитания. Органические — это отклонения в анатомическом строении артикуляционного аппарата. К ним относятся недостатки в строении языка, челюстей, зубов, нёба.

Итак, работа внешней артикуляции не должна мешать работе внутриглоточной по­лости, а, наоборот, должна быть результатом ее активной деятельности. Это способству­ет выявлению лучших качеств речевого звука. Недостатки в работе артикуляционного аппарата, так же как и недостатки дыхания, могут являться причиной недостатков рече­вого голоса.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ МЫШЕЧНЫХ ЗАЖИМОВ

1. Снятие зажима затылочных мышц. Исходное положение — голова прямо. Руки сплетены за головой, в области шеи. Произносите сочетание гласных ао с любыми со­гласными: бао, дао, гао, зао, мао и т. д. При произношении каждого звукосочетания от­кидывайте голову назад, в то же время создавая сопротивление руками. Затем опускайте руки и быстро произносите те же сочетания без движения головой. Повторить упражне­ние 4—6 раз.

Послушайте, как освободилось звучание.

2, Снятие зажима нижней челюсти.


л т» ид/и AU uilj VittiU ди sj 1 AUJU ririAniVIV IWIIW X d ^lipV/О^уЛЛ VJ V ООП Г11> WW

лоушной впадины), затем закрыть рот. После этого произнести вслух слово с ударным гласным а (арка, барка, мама). Снова опустить челюсть, закрыть рот, затем произнести вслух слово, проверяя на слух легкость звучания. (Проверочные слова и тексты следует взять из главы "Дикция".) Повторить упражнение 8—10 раз.

Б. Правой рукой захватить нижнюю челюсть с подбородком, ладонь левой руки прижать к затылку, затем произносить слова с ударными гласными а, надавливая руки навстречу друг другу. После каждого слова руки опускать. Сразу же после этих движе­ний снять искусственное напряжение, создаваемое руками, и произнести вслух слова или тексты с ударными гласными а, проверяя на слух легкость звучания и ощущение мышеч­ной свободы. Повторить упражнение 8—10 раз,

В. Сесть очень близко к столу. Локти поставить на стол, ладонь одной руки поло­жить на кисть другой и крепко к ним прижаться подбородком. Спина прямая. Быстро произносить те же сочетания согласных с гласными, что и в упражнении 1, "пытаясь" на мгновение как бы оторвать подбородок от рук, откидывая голову назад, но туг же воз­вращая ее в исходное положение. Затем снять искусственно созданное напряжение и произнести вслух текст с большим количеством слов с ударными я, повторяя каждое слово по 2—3 раза, внимательно прислушиваясь к слуховому и мышечному ощущению свободы. Повторить упражнение 4—6 раз.

3. Снятое зажима мышц языка,

А. Расслабить язык, положить на нижнюю губу, произносить вполголоса таблицу гласных (и э а о у ы), не убирая расслабленного языка. Затем убрать язык и произнести ряд губных и переднеязычных согласных звуков {б, п, в, ф, д, ж, з, с) в сочетании с таб­лицей гласных. Сразу же после проделанного упражнения произнести слова или неболь­шие тексты с преобладанием перечисленых согласных звуков, проверяя слуховое и мы­шечное ощущение свободы. Повторить упражнение 4—б раз.

Б, Рот полуоткрыт. Кончик языка мягко прижать к верхней губе. Не отрывая его, произнести и—э—а несколько раз, затем освободить язык и произнести амба, амба, ам­ба, проверая слуховые и мышечные ощущения. Упражнение повторить 4—6 раз.

4. Упражнение для активизации работы губ.

Произносить короткие фразы с большим количеством губно-губных согласных зву­ков (б, и) сначала при сильно сжатых зубах, затем нормально артикулируя (тексты см, в главе "Дикция"). Упражнение повторять 4—6 раз.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ МУСКУЛАТУРЫ ВНУТРИГЛОТОЧНОЙ ПОЛОСТИ, ДЛЯ ОЩУЩЕНИЯ ЗВУКА В РЕЗОНИРУЮЩИХ ПОЛОСТЯХ

1. Раскрытой ладонью (между большим и указательным пальцем) прикрыть полуотк­рытый рот. Прижав губами межпальцевую складку, произнести м один, два, три раза подряд, затем, отняв руку, проговорить вслух проверочный текст быстро и легко, при­слушиваясь к его звучанию. Упражнение повторить 3—4 раза.

2. Полуоткрытый рот закрыть плотно ладонью, стараться произнести текст с боль­шим количеством взрывных согласных, затем убрать ладонь и произнести вслух тот же текст, проверяя свои слуховые и мышечные ощущения, цти упражнения создают ощу­щение грудного звучания.)

3. Закрыть раскрытой ладонью ноздри, оставляя небольшое отверстие для воздуха, протянуть звук н или м (выдыхаемый воздух щекочет нос), затем отнять руку и произне­сти проверочный текст. Повторить 3—4 раза.

4. Закрыть ладонью рот, а пальцами ноздри, попытаться произнести звук м, затем убрать ладонь и пальцы и произнести вслух текст с большим количеством мин. Повто­рить 4—5 раз. (Эти упражнения создают ощущения головного звучания.)

УПРАЖНЕНИЯ, СОЗДАЮЩИЕ ОЩУЩЕНИЯ СМЕШАННОГО ЗВУЧАНИЯ: ГОЛОВНОГО И ГРУДНОГО

5. Поставить раскрытую ладонь на нижнюю челюсть под нижнюю губу. Слегка на­давливая внутрь, произнести гм, гн, вн. вм, дм, дн, затем произнести проверочный текст.

6. Руки сплести на затылке, локти отвести в стороны и, легко откидывая голову на­зад, подхватывать дыхание носом при открытом рте; возвращаясь в исходное положение, произносить несколько раз подряд ли».

7. Одна рука на затылке, другая на темени, локти развернуты. Произносить пооче­редно м и н, слегка нажимая при произнесении на затылок и на темя.

8. Руки сложены рупором, рот полуоткрыт, локти развернуты и приподняты. Произ­носить (тянуть) долгое н. затем руки убрать и произнести проверочный текст.

9. Рука на затылке, другая обхватывает нижнюю челюсть. Слегка надавливая встреч­ным движением, произносить сначала долгое м, а затем сочетания: амба, амба, амба...

10. Сделать из рук "шалашик" — средний и указательный пальцы сомкнуть на пере­носице, губы сомкнуты, локти разведены в стороны. Сначала тянуть долгие мин, затем произнести проверочный текст.

11. Взять короткий вдох, затем, закрывая поочередно ладонью то одну, то другую ноздрю, тянуть долгие м и м, потом произнести проверочный текст.

12. Слегка нажимая на носовую перегородку, взять вдох, слегка приподнимая кон­чик носа, на вьщохе тянуть поочередно долгие м, н, л, р. Отнимая палец, филировать каждый звук, постепенно затихая, но не меняя высоту и направление каждого звука,

УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ГОРТАННО-ГЛОТОЧНОЙ ПОЛОСТИ (для снятия зажатого гортанного звучания)

1, Рот полуоткрыт. Мягкий, широкий язык высунуть вперед и вниз, прижать его кончик к подбородочной области, произнести к и г, не меняя положения языка (ощуще­ние грудного звучания). Произнести проверочный текст.

2. Рот полуоткрыт, мягкий широкий язык загнут кверху. Прижимая кончик языка к надгубной области, произнести к и г, не меняя положения языка (ощущение головного звучания). Произнести проверочный текст.


ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ ОКОЛОГОРТАННОЙ МУСКУЛАТУРЫ

1. Поворот головы влево одновременно с глазами — вдох, в исходное положение — вьщох.

2. Запрокинуть голову назад — вдох, одновременно глаза поднять вверх; опустить голову на грудь — вьщох, одновременно глаза опустить вниз.

3. Положить голову на правое плечо — вдох, в исходное положение — вьщох. То же движение головы в левую сторону.

4. Руки сложены на груди, полунаклон вперед (спина и голова прямые) — вдох, вернуться в исходное положение — вьщох.

5. То же исходное положение, полунаклон корпуса назад (голова и спина пря­мые) — вдох, вернуться в исходное положение — вьщох.

Упражнения делаются сначала беззвучно, затем на тексте, при каждом движении слово текста. Все упражнения проделываются по А—5 раз. После каждого упражнения произносится проверочный текст. Все внимание фиксируется на ощущении мышечной свободы и ощущении звука в резонаторах.

ПОЗЫ ОТДЫХА (РАССЛАБЛЕНИЯ)

1. Сбросить тело вниз при наклоне — плечи, руки, шея свободны.

2. Стоя — поникшая голова, плечи опущены (поза усталости).

3. Развалиться, раскинуться на стуле, откинув голову, рот открыт.

4. Сидя, свесить голову вниз, руки мягко лежат на коленях.

5. Лежа на спине, расслабиться, проверить свободу плеч, шеи, рук, ног.

6. Стоя, голову мягко откинуть назад, рот полуоткрыт.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ВНУТРИГЛОТОЧНОЙ АРТИКУЛЯЦИИ ПРИ МЫСЛЕННОМ ЧТЕНИИ

Задача упражнений — активизировать работу мышц мягкого неба и глотки, укре­пить их нервно-мышечную основу и освободить от мышечного зажима мышцы шеи и за­тылка.

Упражнение L

Произносить медленно вслух, негромко, несколько раз подряд взрывные согласные к—г, к—г, к—г, затем мысленно, медленно, на теплом вьщохе произнести гласные а—э— о. Все внимание во время мысленного произнесения гласных сосредоточить на работе зева. Повторить 4—6 раз.

Упражнение 2.

Повторить упражнение 1, произнеся мысленно а—э—о, стараясь шире раскрыть зев (а не рот). Во время мысленного произнесения гласных мягко опустить голову вниз до соприкосновения подбородка с грудиной, вернуться в исходное положение — голова прямо. Опять произнести вслух сочетания к—г, г—к, затем медленным движением слегка запрокинуть голову назад. Мысленно произнести гласные а—э—о, возвращаясь в исход­ное положение. Произнести вслух к—г, г—к. При мысленном произношении вышеука-

занных гласных, наклонить голову к правому плечу и вернуться в исходное положение. То же самое с наклоном к левому плечу. Повторить 2—4 раза. Все эти движения за­крепляют правильную внутриглоточную артикуляцию в любом положении головы, шеи.

Упражнение 3.

Рассмотреть в зеркале полость зева, поднять мягкое небо и удержать его 5—6 се­кунд. Энергично произнести х... х....*.., рассматривая полость зева. Повторить 5 раз.

Упражнение 4.

1. Слегка погладить рукой горло и верхнюю часть груди от подбородка вниз до се­редины груди, а затем похлопать кончиками пальцев движением сверху вниз боковую часть шеи и грудь. После этого медленно, беззвучно (мысленно) произнести а—э—о, ста­раясь шире раскрыть зев (а не рот). Повторить 4—6 раз.

2. После этого взять носом вдох и, мысленно произнося на теплом вьщохе каждый из гласных в отдельности, на вьщохе "полоскать" воздухом полость рта и горла. Повто­рить 2—4 раза.

После проведенной гимнастики медленно, с закрытым ртом, но с приопущенной че­люстью протянуть вслух (не размыкая губ) согласный м с мысленным добавлением к этому согласному гласного у.

Упражнение 5.

Произнести сначала мысленно, а затем вслух гласные а—э—о—у в сочетании с со­гласными гик, при этом медленным движением запрокидывая голову назад, затем опу­ская ее до соприкосновения с грудиной: г'а, г'э. г'о, г'у — к'а, к'з, к'о, к'у.

Упражнение 6.

Мягким свободным медленным движением производить круговые движения головой справа-налево и слева-направо, произнося вслух одно из сочетаний согласных гмн, змн, бмн, вмн, гнн, знн, бнн, внн с основной таблицей гласных (к э а о у ы). Повторить 4—6 раз.

Упражнение 7.

Раскрытой ладонью (между большим и указательным пальцем) прикрыть полураск­рытый рот, прижав губами межпальцевую складку, и произнести вслух м—м—м; мм— мм—мм; ммм—ммм—ммм 3—4 раза. Затем, отняв руку, произнести вслух любую посло­вицу или поговорку, прислушиваясь к звучанию. Повторить 5 раз.

Упражнение 8.

Высунув мягкий, широкий язык изо рта, произнести к-г, к-г, к-г, затем, убрав язык, произнести пословицу или поговорку. Повторить 5 раз. (При высунутом языке хорошо расширяется полость глотки.)

Упражнение 9 (для снятия гнусавости).

Взять дыхание носом, затем, зажав пальцами нос, произнести вслух фразу, в кото­рой часто встречаются сонорные мин, стараясь еше больше гнусавить. Затем, разжав пальцы, произнести фразу вслух. Текст не должен быть длинным: два-три слова подряд с зажатым носом, затем на этом же дыхании освободить его.

Это могут быть тексты таких скороговорок:

Малан ья-болтунья молоко болтала, | выбалтывала, да не выболтала.

Наш Полкан из Байкала лакал. | Полкан лакал, не мелел Байкал.

(Вертикальной чертой отделены части для тренировки.)

Очень удобен и такой текст для дальнейшей тренировки:

На мели мы лениво налима ловили. \ На мели мы ловили линя.

О любви не меня ли вы мило молили? \ И в туманы лимана манили меня?

ПРИМЕЧАНИЕ. По данным отечественных врачей-фониатров, произнесение сонор­ных согласных мин при зажатом носе во время тренировочных занятий по развитию речевого голоса рефлекторно вызывает сильное поднятие небной занавески и тем самым активизирует ее, устраняя местные застойные явления. Воздушная волна, встретив пре­пятствие (зажатый нос), при последующем нормальном произношении непроизвольно подбрасывает воздух вперед и снимает напряжение с мышц гортани. Эти упражнения очень полезны при частых насморках или дурной привычке говорить в нос.

УПРАЖНЕНИЯ НА СТАККАТО

Следует особенно рекомендовать для активизации работы голосовых складок рече­вые упражнения приемом стаккато. Стаккато — это легкое отрывистое произношение звуков.

Голосовые упражнения на стаккато активизируют глубинные части резонаторов по­лости глотки. Упражнения на стаккато при физиологически верном звукоизвлечении способствуют быстрому возбуждению в подсвязочном участке гортани и глоточном про­странстве нервных окончаний. Стаккато является активным раздражителем рефлексоген­ной зоны фонационного дыхания. Пусковой момент стаккато должен быть активным, но не громким, не резким.

Стаккатные. упражнения гласных звуков, снимают чэеиплаепг «-«хринлоеч'ьчздлоса ^и танавливают гортань в соответствии с индивидуальными особенностями занимающегося.

— Начинать лучше со звука а, так как гортань занимает среднее положение: а'+э'+о',

— Если речевой голос занижен, то к исходному звуку а добавляются и—э: а'и'э'.

— Если речевой голос завышен, то к исходному а добавляются звуки о—у.

После упражнений произнести слова, в начале которых и под ударением были бы звуки а'о'у'.

УПРАЖНЕНИЯ

1. а'э'о'. Повторить 4—5 раз. Произнести слова: амба, амбра, Алла, эхо, эра, Эмма, Оля, омуль, образ.

2. а'и'э' — слова: Инга, Ира, ил.

3. а'о'у' — слова: улей, ухо, ум.

ПРИМЕЧАНИЕ. При всех расстройствах голоса (афония, дисфония, несмыкание голосовых складок) полезно проводить занятия с наиболее удобным и правильно звуча­щим у ученика гласным при различном положении тела и головы (повороты головы — вправо, влево, то на одно, то на другое плечо) в течение 2 минут до 10 раз в день. За­канчиваются стаккатическне упражнения фонационным бегом (бег на звучащем выдохе на гласных или сонорных) с ощущением резонирования в грудной клетке и лицевом ко­стяке. Такие упражнения еще называются вибрационными. Цепь фонационного бега — расслабиться, снять мышечное.напряжение не только с гортани, но и со всего организ­ма, включить весь организм в резонирование. Руки во время фонационного бега болта­ются свободно в локтевых и плечевых суставах, голова свободно покачивается.

РОЛЬ СЛУХА В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА

Слух — это способность человека воспринимать и различать звуковые колебания. В зависимости от характера звуковой волны возникают различные звуковые ощущения: звуки речи, музыкальные звуки, звуковые удары, шумы.

Большое значение в работе речевого голоса и деятельности речевой системы имеет слуховой анализатор, под контролем которого осуществляется управление и регули­рование речевой системы.

Сведения о произносимых словах постоянно фиксируются слуховым анализатором и передаются в органы центральной нервной системы (головной мозг) для управления и регулирования. Поэтому первым условием нормального процесса речевого голоса являет­ся достаточная острота слуха. Учитывая тот факт, что слух — один из главных регулято­ров потока речи, всякое отклонение от нормы сказывается на звучности и выразительно­сти, а также четкости речи.

Органом слуха у человека является ухо, которое представляет собой сложно устро­енный орган, соединенный с нервными проводниками центральной нервной системы.

Ухо человека представляет систему полостей, заложенных в височной косш, и име­ет различные по своему строению и деятельности системы: звукопроводящую и зву- копринимающую. Ухо состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего.

Звукопроводящая система включает в себя наружное и среднее ухо.

К наружному уху относят ушную раковину и наружный слуховой проход, который заканчивается у барабанной перепонки, отделяющей наружное ухо от среднего. Барабан­ная перепонка представляет собой мембрану, непроницаемую для жидкости и воздуха. Мембрана защищает среднее ухо от попадания инородных тел нз внешней среды. Под влиянием звуковой волны разные участки барабанной перепонки колеблются с различ­ной амплитудой. Функции ушной раковины и наружного слухового прохода состоят в улавливании н отбрасывании на барабанную перепонку звуков. Кроме того, ушная рако­вина и наружный слуховой проход помогают улавливать направление звука.

Среднее ухо покрыто слизистой оболочкой, заполненной воздухом. Оно состоит из нескольких полостей. Центральная часть лежит выше барабанной перепонки. Из бара­банной полости в носоглотку ведет труба, называемая по имени описавшего ее автора — евстахиевой.

Внутри барабанной полости три слуховые косточки: молоточек, наковальня, стре­мечко. (Названия даны ю-за сходства с указанными предметами.)


Звуковые колебания распространяются с барабанной перепонки на цепь слуховых косточек, которые образуют рычажный механизм. Основной функцией среднего уха яв­ляется звукопроведение. От звучащего предмета по воздуху распределяются звуковые волны, которые, пройдя через наружный слуховой проход, вызывают колебания барабан­ной перепонки с цепью слуховых косточек. Эти колебания передаются далее в так назы­ваемую звуковоспринимающую систему.

Звуковоспрннимакмцая система — очень сложный и тонко устроенный отдел внут­реннего уха, который расположен в височной кости в глубине черепной коробки челове­ка. Это сложное образование состоит из двух отделов: улитки, в которой заложен на­чальный отдел звуковоспринимающего аппарата, и преддверия с тремя полуокружными каналами. В них находится аппарат равновесия. Улитковый отдел внутреннего уха име­ет форму улитки. В ней расположены звуковоспринимающие волосковые клетки, слож­ный прибор под названием кортиев орган.

От кортиева органа к коре больших полушарий мозга идет слуховой нерв, по кото­рому передается слуховое раздражение. Это центральный конец слухового аппарата. Пе­реданные сюда звуковые колебания воспринимаются как ощущение звука. В отличие от животных в коре головного мозга человека все звуки осмысливаются. Таким образом, человек может в виде речи воспринимать отображенный мир.

Все колебания, воспринимаемые человеческим ухом, делятся па периодические и непериодические.

К периодическим относятся такие колебания, которые повторяются через равные промежутки времени. Они имеют правильную, ритмическую форму и воспринимаются как тоны.

К непериодическим колебаниям относятся такие, при которых нет полного повто­рения процессов. Такие колебания имеют сложную (неправильную) форму. Они воспри­нимаются как шум.

Тоны бывают высокой, низкой и средней частоты. К низкочастотным относятся то­ны с числом колебаний до 500 в секунду. К среднечастотным — до 3000 колебаний. От 3000 колебаний и больше — к высокочастотным.

Воспринимаемые нашим ухом звуки называются областью слухового восприятия.

Выносливость человеческого уха не безразлична — бывают звуковые колебания, ед­ва воспринимаемые ухом, существуют и такие, которые воспринимаются в виде болевых ощущений.

В 1961 году шведский профессор Гунар Фант выдвинул акустическую теорию рече- образования, точно объяснив, как возникают речевые колебания. Из акустической тео­рии Г. Фанта следует, что различается музыкальный слух и речевой.

Речевой слух в воспитании навыков сценической речи рассматривается не только как обострение слуховых восприятий, а значительно сложнее.

"Речевой слух — это способность человека различать самые разнообразные оттенки в звучании тех или иных слов, сочетаний, предложений и фраз. При помощи речевого слуха человек овладевает уменьем грамотно читать и говорить"[22].

"Речевой слух необходим прежде всего для понимания и выражения мысли, а в свя­зи с этим и для лучшего осмысления синтаксической конструкции и пунктуационного правила, для усвоения звуковой стороны речи. Стало быть, речевой слух необходим для

' Яювский Е. В. Говорите правильно! Л., 1969. С, 101.


повышения общей культуры речи, ибо человек, улавливающий ударения, паузы, мелоди­ку тона, тембр голоса и темп речи с их смыслоразличительными функциями в процессе общения, может более гибко пользоваться ими в своей устной речи, делая ее тем самым более точной, выразительной и, следовательно, действенной",

К акустическим свойствам речевого слуха относятся:

1. Физический слух — способность воспринимать звучащую речь.

2. Фонематический слух — способность различать и воспринимать звуки речи.

3. Звуковысотный слух — способность воспринимать и ощущать в речи ритм, то­нальность.

При помощи речевого слуха осуществляется контроль произносимого текста, при­способление к тональному ансамблю партнеров, слуховые восприятия речи, контроль над звучанием своего голоса.

Речевой слух преподавателя сценической речи во многих случаях является критери­ем формирования и развития профессиональных качеств речевого звучания. Наличие профессиональных качеств речевого слуха очень важно для актера и тем более для пре­подавателя. "Голос делает ухо педагога!" — гласит итальянская пословица. "Слух делает голос" — изречение древневосточных врачей. "Слух — судья и совесть голоса," — гово­рили наши отечественные врачи-фониатры. "Люди приобретают дар речи путем слу- шанья речей". Словом, слуховое восприятие — первый этап на пути приобретения навы­ков формирования профессиональных качеств речевого голоса.

Интересно, что во время разговора человек слышит себя не так, как его слышат ок­ружающие. Это объясняется тем, что голосовые звуки, издаваемые другими людьми, до­стигают нашей слуховой системы благодаря воздушной звукопроходимости, тогда как собственные речевые звуки мы слышим не только извне, но и благодаря костно-ткане- вой проводимости звука. В последнем случае звуки низкочастотные передаются лучше, чем высокочастотные. Поэтому говорящий слышит себя в искаженном звуковом спектре: сильнее в низкой и средней тональности по сравнению с высокой. Эта особенность наиболее четко проявляется при прослушивании записи своего голоса на магнитофонной пленке.

К профессиональным качествам речевого слуха следует отнести:

1. Звуковую память, способность запомнить тембр, интонационный строй речи, ее разнообразные оттенки.

2. Способность различать звуки по их высоте, громкости и окраске.

3. Способность определить по слуху местонахождение звука и ориентироваться в пространстве.

4. Способность различать движение речевого голоса в связи с ударением в слове, логическим ударением во фразе.

5. Способность различать мелодичность и тональность речевого звука,

6. Способность слухового анализатора к физиологическому приспособлению при воздействии на него звука или шума.

Особое значение в развитии речевого голоса имеет воспитание навыков профессио­нального внутреннего слуха актера, т. е. умение мысленно читать, считать без голоса,
иметь представление о хорошем речевом звучании, обогащаться мысленными слуховыми ассоциациями.

Рис. 21 Схема строения слухового аппарата.

1. — ушная раковина. 2. — наружный слуховой про­ход. 3. — барабанная перепонка. 4. — мембрана в окне преддверья. 5. — евстахиева труба, 6. — улитка. 7. — преддверье. 8. — полукружные каналы. 9, — слуховые косточки.

Таким образом, формирование определенных профессиональных качеств речевого слуха в развитии речевого голоса имеет большое значение. Создается своеобразный круг — хорошо развитый речевой слух способствует лучшему формированию речевого голоса и наоборот.

Известно, что при всех искажениях слуха вслед за тем искажается и голос. Воспри­ятие речи возможно благодаря связи между звуковым анализатором и речедвнгатель- ным аппаратом.

Разработаны упражнения, которые за счет слухового рефлекса положительно сказы­ваются на галосообразовании, а также формируют ощущение грудного, головного и сме­шанного типов звучания.

Благодаря способности ушных раковин менять расположение создаются и разные возможности, чтобы ощущать грудной, головной или смешанный типы звучания. Упраж­нения акустически приближают звук, формируют ясное ощущение резонирования, спо­собствуют освобождению окологортанной мускулатуры от излишнего напряжения.

Упражнения

Упражнение 1.

Поставить собранные ладони за уши, "как бы собрав и увеличив их". Прочитать текст или проделать голосовое упражнение.

Упражнение способствует грудному резонированию речевого голоса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.