![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие об общении. 10 страницаА, Б, В — действие перстнещито- видных мышц, растягивающих голосовые складки: А — вид гортани в профиль (показан ход волокон перстнещитовндных мышц); Б — схема действия этих мышц (сплошной контур — положение хрящей в покое; прерывистый контур — положение в результате действия перстне щитовидных мышц; голосовая складка выделена черным цветом); В — схема действия этих мышц (вид сверху: слева — положение в покое; справа — в результате действия перстнещитовндных мышц). Г, Д, Е — вид на область входа в гортань сверху и сзади (схематизировано), задние группы мышц отпрепарированы: Г — фальцетное положение голосовых связок; Д — максимальное раскрытие голосовой щели при глубоком вдохе; Е — фонационное положение голосовых складок при грудном звучании голоса; Ж — схема действия мышц при фальцетном голосе; 3 — схема действия мышц при глубоком вдохе; И — схема действия мышц при грудном голосе. I — надгортанник; 2 — подъязычная кость; 3 — подъязычно-щитовидная мембрана; 4 — передний край щитовидного хряща; 5 — прямое брюшко перстне щитовидной мышцы; б — косое брюшко перстнещитовидной мышцы; 7 —- прикрепление перстне-щитовидной мышцы на передней поверхности кольца перстневидного хряща;8 — перстне-щитовидное сочленение; 9 — переднее прикрепление голосовой складки; 10 — голосовая складка; 11 — заднее прикрепление голосовой складки на вокаиьном отростке черпаловвдного хряща; 12 — печатка перстневидного хряща; 13 — ложная голосовая складка; 14 — моргакнев желудочек; 15 — голосовая складка; 16 — верхушка черпаловвдного хряща; 17 — мышечный отросток; 18 — косая черпаловидная мыщ- ца; 19 — поперечная черпаловидная мышца; 20 — задняя перстнечерпаловидная мышца; 21 — боковая лерст- нечерпаловндная мышца; 22 — наружная щиточерпаловидная мышца. Во время речи голосовые складки сближаются. Над истинными голосовыми складками располагаются по бокам две складки слизистой оболочки, называемые ЛОЖНЫМИ ГОЛОСОВЫМИ СКЛАДКАМИ, а между истинными и ложными голосовыми складками имеются углубления — так называемые морганиевы желудочки, слизистая которых имеет много желез, увлажняющих голосовые складки. Дыхательная деятельность гортани обеспечивается одной парой мышц перстнечер- паловидной задней, которая только одна расширяет голосовую щель, все остальные мышцы прямо или косвенно содействуют сужению голосовой щели. Таким образом, антагонистом перстнечерпаловидной задней мышцы является перстнечерпаловидная боковая мышца, которая сближает голосовые складки.
При образовании звука помимо напряжения голосовых складок сближаются основания черпаловидных хрящей, чтобы полностью закрыть просвет голосовой щели. Это выполняется межчерпаловидными поперечной и косой мышцами гортани, принимающими Гортань иннервируется (снабжается) ветвями блуждающего нерва — верхним и нижним гортанными нервами, дающими двигательные веточки к мышцам гортани и — чувствительные — к слизистой. Все внутренние мышцы гортани иннервируются нижним гортанным нервом, за исключением перстне-шитовидной мышцы, которая иннервируется гортанным нервом. Он же снабжает слизистую оболочку гортани чувствительными волнами. Ко второму отделу речеголосового аппарата относится звукопроизводящая, или артикуляционная, система. Это полость рта, носа и глотки, мягкое нёбо, язык с нёбным сводом, зубы, губы и нижняя челюсть. Образованный при движении голосовых складок звук усиливается благодаря резонирующим полостям глотки, которая представляет собой трубку. Она начинается у основания черепа и доходит до пищевода. Научными исследованиями последних лет доказано, что полость глотки принимает активное участие в звукообразовании, глоточный резонатор выполняет важную роль в звучании речевого голоса. Верхняя часть глотки посредством хоан (отверстий) сообщается с полостью носа и называется носоглоткой. Полость носа разделена носовой перегородкой. Спереди она открывается двумя отверстиями (ноздрями). Полость носа покрыта слизистой оболочкой, имеет придаточные полости: гайморову, лобную, решетчатую и основную. Полость носа выполняет дыхательную и резонатор ну ю функции. Вместе с придаточными пазухами принимает участие в образовании голоса. Раздражение звуковыми волнами придаточных полостей носа повышает тонус голосовых мышц, отчего усиливается звук и улучшается тембр речевого голоса. Для правильного произнесения звуков речи и для тембрального характера голоса состояние носовой полости и придаточных пазух имеет большое значение. Французский исследователь Р. Юссон полагает, что вибрационные ощущения в полости носа и придаточных пазухах раздражают обширные зоны нервных окончаний тройничного нерва и рефлекторно стимулируют деятельность голосовых складок, а это способствует яркости и блеску голоса. Резонаторное участие полости носа и придаточных пазух в речевом голосе усиливает его основной тон. К органам артикуляции относятся полость рта, мягкое нёбо и полость глотки, язык с нёбным сводом, зубы, губы и нижняя челюсть, В полости рта сверху находится твердое нёбо, переходящее в заднее. Снизу полость рта ограничена подвижным языком, спереди — зубами, с боков — щеками, сзади расположены зев и глотка. Глотка представляет собой не только часть дыхательных и пищеварительных путей, но и вспомогательный орган, участвующий в образовании звука. Полость глотки является одним из резонаторов звука совместно с полостью носа и придаточными полостями.
А — профильный разрез через правую носовую полость; Б — вид носовых ходов при осмотре носа спереди; В — фронтальный разрез через нос и лицевую часть черепа; Г — проекция носовых полостей и придаточных полостей коса на наружные покровы лнца. 1 — полость черепа; 2 — лобная кость; 3 — лобная (фронтальная) пазуха; 4 — отверстие канала, ведущего нз лобной пазухи в полость носа; 5 — верхняя стенка носовой полости; б — обонятельная область слизистой оболочки верхней раковины носа; 7 — верхняя носовая раковина; 8 — средняя носовая раковина; 9 — средний носовой ход; 10 — нижняя носовая раковина; 11 — нижний носовой ход; 12 — мышцы верхней губы; 13 — твердое нёбо; 14 — мягкое нёбо; 15 — носовая перегородка; 16 — верхний носовой ход; 17 — глазница; 18 — пазухи решетчатого лабиринта; 19 — щель верхнего отдела носовой полости; 20 — гайморова (верхнечелюстная) полость; 21 — зубной отросток верхней челюсти; 22 — верхний большой коренной зуб; 23 — пазуха основной кости; 24 — хоана; 25 — глоточное отверстие слуховой (евстахиевой) трубы; 26 — носоглоточная миндалина; 27 — носоглотка. Не случайно многие иссследователи устанавливают связь между формой ротоглоточного канала и качеством голоса. Твердое нёбо принимает активное участие в образовании голоса. В работах французского ученого Р. Юссона имеются указания на то, что звуковые волны через твердое нёбо передают раздражение второй ветви тройничного нерва, которая разветвляется на нёбном своде. В результате улучшается качество звука: его яркость и способность нестись вдаль. Мягкое нёбо, или нёбная занавеска, играет в развитии речевого голоса также большую роль. При ее малой активности голос приобретает "гнусавый" характер. Напряжение мышц глотки и мягкого нёба (внугриглоточная артикуляция) снимает напряжение мышц языка, нижней челюсти, гортани, улучшая условия голосообразования. В связи с этим Р. Юссон назвал "центральным голосообразующим участком" мягкое нёбо. Подъем мягкого нёба, раскрытие полости глотки обеспечивают большую мощность звука. Тренировка этих мышц (внугриглоточная артикуляция) осуществляется специальными упражнениями. Следует напомнить, что мягкое нёбо связано нервными окончаниями со многими участками органов образования речи. Хорошо иннервирована и слизистая оболочка. Любое движение мягкого нёба вверх является стимулятором для настройки всех органов голосообразования. Важным органом, принимающим участие в речи, является нижняя челюсть. Благодаря ее активности и подвижности формируются гласные звуки. В строении языка различают: кончик (заостренный передний конец), спинку (верхняя поверхность), края (по обеим сторонам), корень (задняя поверхность). При смыкании языка с твердым нёбом поток воздуха задерживается либо, прорываясь через затвор, образует звуки т-д-н. Если язык сближается с твердым нёбом, не смыкаясь с ним, возникает длительный шум благодаря трению о стенки суженной полости (звуки с-ш-з-ж). Задержки и замедления воздушного потока Могут создаваться смыканием губ, сближением губ, зубов (звуки б-п, м, в-ф). (Подробно об артикуляции губ и языка при произнесении гласных и согласных звуков смотрите в главе "Дикция".) Важная часть речевого аппарата — резонаторно-пронзносительная система, которая объединяет ротовую и носоглоточную части речевого аппарата. Дыхательная система дает энергию, необходимую для голосообразования. Механизм вдоха и выдоха срабатывает "автоматически", но дыханием можно управлять и произвольно. "В результате систематического и частого повторения дыхательных упражнений они становятся условным раздражителем для коры головного мозга и могут изменить характер дыхания, его ритм, глубину и пр."*. Дыхательный аппарат состоит из трахеи (дыхательного горла), бронхов с бронхиолами (бронхиального дерева) и легочной ткани, где в легочных пузырьках (альвеолах) совершается газообмен между воздухом и кровью. Трахея разветвляется на два бронха, которые образуют в легких мелкие веточки — бронхиолы, заканчивающиеся, как уже говорилось выше, альвеолами. Таким образом, на двух главных ветвях бронхиального дерева (своим видом строение легких очень напоминает дерево с ветвями и веточками) образуются два легких, " Иванов С. М. Лечебная физкультура при хронической пневмонии у детей. М., 1968. ГквЛьМ*-^ MJ hV l rilVIVW 1 Л vn^ V VU vptwn^ IV fV^/LLI 141J, V/V^MU^blUIJIIV rLW^/AJ1 ■ HW1W IHHJfVIWV основание легких лежит на диафрагме; боковыми частями легкие прилегают к стенкам грудной полости. Легкие покрыты двойной гладкой и скользкой оболочкой — плеврой. В легких нет собственной мускулатуры и, поскольку они прилегают к внутренним стенкам грудной клетки и к диафрагме, все движения стенок грудной полости и диафрагмы передаются легким. При вдохе вдыхательные межреберные мышцы и диафрагма сокращаются. Расширение грудной клетки, опущение и уплощение купола диафрагмы влекут за собой расширение легких и заполнение их воздухом. Как только мышцы расслабляются, легкие сжимаются благодаря гладкой мускулатуре бронхов и эластичности тканей легких, но при полном дыхании и звучащем выдохе вдох и выдох совершаются произвольно при активном участии мышц вдыхателей и мышц выдыхателен. Диафрагма — мощная мышца вдоха, при ее участии заполняется воздухом нижняя, более широкая часть легких. Брюшной пресс является ее антагонистом — это очень сильная мышца выдоха. Сокращение мышечных пучков диафрагмы влечет за собой уплощение и снижение купола диафрагмы, увеличение объема грудной полости, расширение легких и заполнение их вдыхаемым воздухом. При сокращении диафрагма надавливает на органы, находящиеся в брюшной полости, живот слегка выпячивается вперед. Хотя диафрагма является основной вдыхательной мышцей, ее роль во время звучащего вьщоха очень значительна. Выдох, как уже говорилось, обеспечивается мышцами брюшного пресса и межреберными мышцами, которые поддаются волевому управлению. По современным данным, основную энергию звучащего выдоха (певческого или речевого) дают основные мышцы-вьщыхатели грудной клетки и брюшного пресса, но диафрагма — мышца вдоха — и гладкие мышцы, заключенные в стенках бронхиального дерева, также активно участвуют в этом выдохе, противодействуя ему. При помощи мышц-выдыхателей человек может регулировать струю вьщыхаемого воздуха, подаваемую к голосовым складкам, может корректировать подсвязочное давление, необходимое для более сильного или легкого звучания. Гладкие мышцы, о которых мы упоминаем, заключены в слизистой оболочке стенок бронхов. Они "регулируют просвет воздухоносных путей и тем самым дают возможность гибко менять объем воздуха, идущий к голосовым складкам". Гладкие мышцы не поддаются управлению, мы можем влиять на их работу только косвенным путем, В жизни наблюдаются различные типы дыхания, при которых работают все мышцы вдоха и выдоха, только движения их разные. "Выбор" дыхания в жизни совершается и устанавливается в зависимости от физического воспитания с детских лет. Процесс дыхания у человека состоит из трех взаимосвязанных этапов: внешнее дыхание, перенос газов кровью и тканевый обмен. Обмен между газами и кровью — сущность внешнего дыхания — происходит в легких и достигается сменой вдохов и выдохов. В состоянии покоя человек делает 16—18 дыхательных циклов в минуту, вдыхая примерно 500 мм3 воздуха за один вдох. Этот объем воздуха называется дыхательным воздухом, Но при усиленном дыхании можно вдохнуть еще 1500 мм3. Этот объем называется дополнительным воздухом. Точно так же после обычного вьщоха человек может Дыхание человека может быть различным в зависимости от обстановки. Во время сна оно ритмично и спокойно, в статичном положении может быть ритмичным и глубоким. И во время резких движений — поверхностным. Человек может со- Рис. S. Схематическое изображение трахеи и легких знательно управлять своим дыханием. Главным регулятором дыхания является дыхательный центр, расположенный в продолговатом мозгу. Кроме того, в разных участках центральной нервной системы имеются отделы, которые определенным образом также регулируют дыхание. Большое значение имеют для актера условно-рефлекторные влияния на дыхательный процесс, т.е. волнение перед выступлением или даже мысленное представление о выступлении. Таким образом, периферическая часть речевого аппарата состоит из трех систем: системы, образующей звук, резонаторно-артикуляционной и дыхательной систем. А работа всего аппарата достигается одновременно деятельностью всех трех систем периферического отдела под управлением и регуляцией центрального отдела речи — головного мозга с его проводящими путями. В дальнейшем, осваивая дикцию и дыхание, мы будем на практике убеждаться в возможности и необходимости сознательного управления своим речевым аппаратом. РОЛЬ ДЫХАНИЯ В ВОСПИТАНИИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА 1. Влияние работы дыхания на речеголосовое звучание Человек дышит постоянно: во сне, при приеме пищи, во время физической и умственной работы. Дыхание является сложным биологическим процессом потребления кислорода из окружающей среды и выделения углекислого газа. Особое значение имеет процесс дыхания в связи с голосовой и речевой деятельностью человека, это один из самых существенных и важных элементов воспитания речевого голоса и правильного произношения звуков речи. От того, как дышит актер, т. е, как он умеет пользоваться своим дыханием, зависят красота, сила и легкость голоса, музыкальность и мелодичность его речи. Современные данные о влиянии коры головного мозга на все основные процессы в организме относятся и к деятельности дыхательного аппарата, так как процесс дыхания может изменяться произвольно. От силы подсвязочного давления, которое образуется
371 при выдохе, зависит амплитуда колебаний голосовых складок. Кроме того, дыхание поднимает тонус внутренних мышц гортани, определяя интенсивность голоса и в какой-то мере его тембр. Выдыхаемый воздух, собирающийся под закрытой голосовой щелью, производит давление на многочисленные окончания чувствительных нервов, подходящих к слизистой оболочке подсвязочного пространства. Пунктиром показано положение при мохе, а черным контуром — при выдохе.
А — смешанный реберио-диафраг- матический тип дыхания, называемый также грудодиафрагм атич е- ским; Б — смешанный реберио-ди- тием голоса, активизация мышечных групп, принимающих участие в го- лосообразовании, профилактика голосовых расстройств. Упражнения могут применяться как дыхательно-голостенка идет вперед; Г— нижне-реберно-диафрагматиче- ский тип дыхания с преобладанием диафрагматического дыхания; Д — реберно-диафрашатический тип дыхания; Е — чисто грудной (реберный) тип дыхания, когда при вдохе грудная клетка расширяется и поднимается, а диафрагма не включена в работу; передняя стенка живота при таком вдохе втягивается, t — легкие; 2 — сердце; 3 — диафрагма при выдохе; 4 — диафрапиа при вдохе; 5 — грудная стенка при выдохе; 6 — грудная стенка при вдохе; 7 — брюшная стенка при выдохе; 8 — брюшная стенка при вдохе. Таким образом, выдыхаемый воздух является не только средой, в которой происходят колебания голосовых складок, но также одновременно и раздражителем для периферических рецепторов голосового аппарата. Правильное и рациональное использование речевого дыхания способствует нормальному протеканию жизненньгх процессов в организме, снимает утомление (как общее, так и речевого аппарата), способствует развитию речеголосового аппарата актера и его жизнедеятельности.
"Драматическому актеру, чтецу часто приходится сталкиваться с условиями, требующими от него умения и расчета в использовании дыхания. Длинная фраза, большой и трудный по силе нарастания монолог, стихотворная строка, быстрая, легкая речь в коме- Умелое использование дыхания обогащает голос актера и благотворно действует на его здоровье. Дыхание может помочь приобрести в речевом голосе яркость, легкость, округлость, полетность, владение регистрами и т.д. Неумелое пользование дыханием может лишить речевой звук всех этих качеств и вызвать голосовые заболевания. 2, Особенности газообменного (физиологического) и речевого (фонационного) дыхания Когда человек молчит, находится в состоянии покоя, задача дыхания заключается в вентиляции легких. Такое дыхание не связано с речью и голосообразованием, его принято называть газообменным. При дыхании во время речи к функции газообмена присоединяется голосовая деятельность, т. е. вовлекается голосовой и артикуляционный аппарат. Такое дыхание называется фонационным, т. е. участвующим в голосообразовании. Физиологическое и фонационное дыхание по ряду существенных качеств различается между собой. Дыхание газообменное вне Дыхание фонационное в процессе речи речи 1. Дыхание совершается автоматически. 1. Дыхание в большей степени подчине- 2, Вдох совершается чаще через рот, но воле. 3. Вдох по продолжительности равен 2. Вдох совершается чаще через нос, выдоху, 4, Порядок элементов дыхательного 3. Вдох короткий, быстрый, а выдох — процесса: вдох, выдох, пауза. замедленный. 4. Порядок элементов дыхательного процесса: вдох, вьщох прерывистый в связи с произношением слов, фраз, пауза. Учитывая разницу между газообменным и фонационным дыханием, следует различать виды тренировочной работы по воспитанию навыков в работе над дыханием: упражнения, укрепляющие мышцы, обеспечивающие полное, правильное дыхание. Это могут быть упражнения по оздоровительной лечебной физкультуре и спортивной гимнастике. Но, кроме этого, для развития речевого голоса необходима тренировка дыхания со звуком или мысленным чтением.
В связи с этим заслуживает внимания концепция о рефлекторной деятельности дыхания и речевого голоса, которая изучалась и изучается нашими отечественными учены- Саричева Е, Ф, Сценическое слово, М., 1963. С.87—88. Фонация (франц.) — произнесение звуков речи (восходит к греч. fhone — Сторонники этой концепции доказывают, что перебор дыхания вредно отражается на звучании голоса. Поэтому стремление занимающихся воспитанием голоса набрать как можно больше воздуха надо считать ошибочным. Они поднимают плечи, переполняя легкие воздухом. При таком дыхании голос теряет присущий ему тембр, звучит сдавленно и неприятно. Крупный советский ларинголог Л. Д. Работнов доказывает, что чем больше набирается воздуха перед звучанием, тем больше расширяются легочные пузырьки и, следовательно, тем большее количество воздуха замыкается и не используется для активного участия в поддерживании давления. Учитывая это обстоятельство, следует подчеркнуть, что образование голоса происходит лишь при помощи воздуха, находящегося в бронхиальной системе и равного объему его при максимальном расширении. Отсюда вытекает вывод, что вдыхание большого количества воздуха во время пения и речи бесполезно и даже вредно. Потому что сильное раздувание легких ведет к развитию чрезмерного давления в бронхах и к расстройству легочного кровообращения. От этого может наступить приступ удушья и одышки, несмотря на достаточный запас кислорода в легких. Методы произвольной регуляции дыхания со звуком известны с давних времен. Они всегда входили в арсенал средств народной медицины (Древнего Востока и Тибета). Предлагаемая ими дыхательная гимнастика положительно влияет на систему гопосообра- зования. Как известно, эта дыхательная гимнастика называлась "пневмотерапия" и осуществлялась путем изменения грудной клетки за счет движения ребер, диафрагмы, брюшных и спинных мышц. Особое внимание уделялось вдоху через нос. Полное дыхание, или, как принято говорить, смешанно-диафрагматическое, давно изучается не только преподавателями сценической речи, но и физиологами, а также специалистами лечебной физкультуры. Исследования отечественных физиологов еще раз говорят о том, что дыхательная гимнастика широка и многообразна. В нее входит большое количество упражнений, позволяющих оказывать на организм человека различное воздействие. Человек может в известных границах управлять своим дыханием — удлинять или укорачивать вдох и выдох, делать между ними паузы, изменять характер дыхательных движений. Педагогическая практика и врачебньге наблюдения подтверждают целесообразность проведения воспитательной работы над навыками дыхания во время занятий речевым голосом со звуком или мысленным чтением. Следует придавать большое значение тренировочной работе воспитания дыхания вместе с движением рук, ног, корпуса: ходьбой, танцем, бегом. По существу все упражнения делаются с движениями, которые косвенным путем утверждают правильное дыхание. Упражнения делаются вначале плавно, легко, без резких движений, затем по мере освоения и убыстрения усложняются. Правильное использование дыхания проверяется в ходьбе, беге, танце и т. п. Дыхание, тренированное долгое время в статичном положении н без звука, во время движения расстраивается, нарушается его правильность и ритмичность, дискоординиру- ется грудное и брюшное дыхание, выключается носовой вдох, что ведет на практике к ухудшению речевого звучания и появлению одышки. Известно, что дыхательную гимнастику можно успешно использовать для регуляции нервных процессов. Методу дыхательных движений большое значение придавал основоположник отечественной физиологии И. М. Сеченов, Он установил, что от ритма дыхательных движений зависят ритмы электрических потенциалов в продолговатом мозгу. Итак, рациональная тренировка речевого дыхания должна, в конечном счете, привести к тому, чтобы ею можно было заниматься во время движения (бег, ходьба и пр.), не задыхаясь и используя лучшие качества речеголособого звучания. Овладение "азбукой" дыхания, необходимого для воспитания лучших качеств речевого голоса, требует выполнения специального комплекса дыхательной гимнастики. Следует отметить, что тренировочная дыхательная гимнастика благоприятно действует на общее здоровье человека, повышает его работоспособность. 3. Типы дыхания, наблюдаемые е жизни, и их краткая характеристика (см. рис,9) В зависимости от того, какая группа мышц преобладает в акте дыхания во время речи, определяется тот или иной тип дыхания. В литературе принята следующая классификация типов дыхания: 1. Грудное дыхание, при котором вдох происходит за счет поднятия верхней и средней части грудной клетки. 2. Брюшное дыхание, при котором дыхательные движения совершаются в нижних отделах грудной клетки. 3. Смешанно-диафрагматнческое, или полное, дыхание, наблюдается в жизни у здоровых людей с хорошей осанкой. Как доказано наукой, изолированного типа дыхания практически не встречается (Л. Д. Работнов, Ю. П. Фролов, И. И. Левцдов, М. И. Малютин, Ф. Ф. Заседателев). В любом типе дыхания принимает участие в большей или меньшей степени вся система дыхания, координируемая центральной нервной системой. Однако преобладание одной группы мышц в работе дыхания над другой ведет к недостаткам речевого голоса, что и тормозит работу по воспитанию его. Грудное дыхание. Дыхательные движения совершаются в верхнем и среднем отделах грудной клетки. Вдох напряженный, участие диафрагмы слабое, нагрузка при выдохе на мышцы плечевого пояса и груди, при вдыхании поднимаются плечи. Недостаток грудного дыхания — недостаточная активизация мышц брюшного пресса и диафрагмы, а это препятствует длительному и ровному выдоху. Грудное дыхание способствует перебору воздуха и утомлению голоса актера. Брюшное дыхание. При нём дыхательные движения совершаются в нижнем отделе грудной клетки при сильном опускании диафрагмы, которая при вьщохе поднимается. Положительная сторона брюшного дыхания — легкость и быстрота вдоха, отрицательная — ограниченность выдоха, его нединамичность, затруднения при движении. А пассивность верхнего и среднего отделов грудной клетки сказывается отрицательно на качестве речевого звука. Таким образом, вышеописанные типы дыхания в изолированном виде недостаточны для воспитания речевого голоса. При воспитании навыков правильного дыхания не следует разбивать внимание на отдельные части, или элементы, дыхания, а нужно сразу же обучаться полному смешанно-днафрагматическому дыханию с активизацией мышц брюшного пресса во время вдоха и выдоха. Научившись управлять мышцами брюшного пресса, диафрагмы, спинными мышцами и т. д., в конечном счете можно влиять на мускулатуру бронхов и трахеи. Учитывая этот факт, мы предлагаем полное смешанно-диафрагматическое дыхание с активизацией мышц брюшного пресса во время вдоха и выдоха. Полное дыхание выгодно отличается от других типов дыхания и, как мы уже говорили, наблюдается в жизни у здоровых людей. Активная работа всей дыхательной мускулатуры обеспечивает одновременно функционирование мышц грудной клетки и брюшного пресса. Смешанно-диафрагматический тип дыхания лежит в основе формирования речевого голоса. Он осуществляется при расширении грудной клетки в продольном, поперечном и передне-заднем направлениях. Он выгодно отличается от других изолированных типов дыхания работой дыхательной мускулатуры и создает благоприятные условия для одновременного функционирования мышц грудной клетки и брюшного пресса. Воспитание правильных навыков полного дыхания при занятиях речевым голосом является обязательным для приобретения профессиональных качеств голоса и здоровья актера.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |