Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие об общении. 10 страница




А, Б, В — действие перстнещито- видных мышц, растягивающих го­лосовые складки: А — вид гортани в профиль (показан ход волокон перстнещитовндных мышц); Б — схема действия этих мышц (сплош­ной контур — положение хрящей в покое; прерывистый контур — по­ложение в результате действия пер­стне щитовидных мышц; голосовая складка выделена черным цветом); В — схема действия этих мышц (вид сверху: слева — положение в покое; справа — в результате дейст­вия перстнещитовндных мышц). Г, Д, Е — вид на область входа в гортань сверху и сзади (схематизи­ровано), задние группы мышц от­препарированы: Г — фальцетное положение голосовых связок; Д — максимальное раскрытие голосовой щели при глубоком вдохе; Е — фо­национное положение голосовых складок при грудном звучании голо­са; Ж — схема действия мышц при фальцетном голосе; 3 — схема дей­ствия мышц при глубоком вдохе; И — схема действия мышц при грудном голосе.

I — надгортанник; 2 — подъязычная кость; 3 — подъязычно-щитовидная мембрана; 4 — передний край щи­товидного хряща; 5 — прямое брюшко перстне щитовидной мышцы; б — косое брюшко перстнещитовидной мышцы; 7 —- прикрепление перстне-щитовидной мышцы на передней поверхности кольца перстневидного хряща;8 — перстне-щитовидное сочленение; 9 — переднее прикрепление голосовой складки; 10 — голосовая складка; 11 — заднее прикрепление голосовой складки на вокаиьном отростке черпаловвдного хряща; 12 — печатка перстневидного хряща; 13 — ложная голосовая складка; 14 — моргакнев желудочек; 15 — голосовая складка; 16 — верхушка черпаловвдного хряща; 17 — мышечный отросток; 18 — косая черпаловидная мыщ- ца; 19 — поперечная черпаловидная мышца; 20 — задняя перстнечерпаловидная мышца; 21 — боковая лерст- нечерпаловндная мышца; 22 — наружная щиточерпаловидная мышца.

Во время речи голосовые складки сближаются. Над истинными голосовыми склад­ками располагаются по бокам две складки слизистой оболочки, называемые ЛОЖНЫ­МИ ГОЛОСОВЫМИ СКЛАДКАМИ, а между истинными и ложными голосовыми склад­ками имеются углубления — так называемые морганиевы желудочки, слизистая которых имеет много желез, увлажняющих голосовые складки.

Дыхательная деятельность гортани обеспечивается одной парой мышц перстнечер- паловидной задней, которая только одна расширяет голосовую щель, все остальные мышцы прямо или косвенно содействуют сужению голосовой щели.

Таким образом, антагонистом перстнечерпаловидной задней мышцы является перст­нечерпаловидная боковая мышца, которая сближает голосовые складки.

Рис, 6, Действие внутренних мышц горггани

При образовании звука помимо напряжения голосовых складок сближаются основа­ния черпаловидных хрящей, чтобы полностью закрыть просвет голосовой щели. Это вы­полняется межчерпаловидными поперечной и косой мышцами гортани, принимающими
участие в голосообразовании. Еще одна мышца гортани — перстнещитовидная пере­дняя, — идущая от перстневидного хряща косо к задней части щитовидного хряща, при своем сокращении удлиняет переднезадний размер гортани и тем самым вызывает натя­жение голосовых складок. Родившись в гортани, звуковая волна распространяется вверх и вниз по воздушным путям и тканям, окружающим гортань. Специалистами установле­но, что 1/10 — 1/50 часть звуков, родившись в гортани, выходит из ротового отверстия. Другая же часть поглощается внутренними органами и вызывает вибрацию тканей голо­вы, шеи, груди.

Гортань иннервируется (снабжается) ветвями блуждающего нерва — верхним и нижним гортанными нервами, дающими двигательные веточки к мышцам гортани и — чувствительные — к слизистой. Все внутренние мышцы гортани иннервируются нижним гортанным нервом, за исключением перстне-шитовидной мышцы, которая иннервирует­ся гортанным нервом. Он же снабжает слизистую оболочку гортани чувствительными волнами.

Ко второму отделу речеголосового аппарата относится звукопроизводящая, или ар­тикуляционная, система. Это полость рта, носа и глотки, мягкое нёбо, язык с нёбным сводом, зубы, губы и нижняя челюсть.

Образованный при движении голосовых складок звук усиливается благодаря резони­рующим полостям глотки, которая представляет собой трубку. Она начинается у основа­ния черепа и доходит до пищевода. Научными исследованиями последних лет доказано, что полость глотки принимает активное участие в звукообразовании, глоточный резона­тор выполняет важную роль в звучании речевого голоса. Верхняя часть глотки посредст­вом хоан (отверстий) сообщается с полостью носа и называется носоглоткой. Полость носа разделена носовой перегородкой. Спереди она открывается двумя отверстиями (ноз­дрями). Полость носа покрыта слизистой оболочкой, имеет придаточные полости: гай­морову, лобную, решетчатую и основную. Полость носа выполняет дыхательную и резо­натор ну ю функции. Вместе с придаточными пазухами принимает участие в образовании голоса. Раздражение звуковыми волнами придаточных полостей носа повышает тонус го­лосовых мышц, отчего усиливается звук и улучшается тембр речевого голоса.

Для правильного произнесения звуков речи и для тембрального характера голоса со­стояние носовой полости и придаточных пазух имеет большое значение.

Французский исследователь Р. Юссон полагает, что вибрационные ощущения в по­лости носа и придаточных пазухах раздражают обширные зоны нервных окончаний тро­йничного нерва и рефлекторно стимулируют деятельность голосовых складок, а это способствует яркости и блеску голоса. Резонаторное участие полости носа и придаточ­ных пазух в речевом голосе усиливает его основной тон.

К органам артикуляции относятся полость рта, мягкое нёбо и полость глотки, язык с нёбным сводом, зубы, губы и нижняя челюсть,

В полости рта сверху находится твердое нёбо, переходящее в заднее. Снизу полость рта ограничена подвижным языком, спереди — зубами, с боков — щеками, сзади распо­ложены зев и глотка.

Глотка представляет собой не только часть дыхательных и пищеварительных путей, но и вспомогательный орган, участвующий в образовании звука. Полость глотки являет­ся одним из резонаторов звука совместно с полостью носа и придаточными полостями.

Рис. 7. Полость носа и придаточные полости (пазухи) носа

 

А — профильный разрез через правую носовую полость; Б — вид носовых ходов при осмотре носа спереди; В — фронтальный разрез через нос и лицевую часть черепа; Г — проекция носовых полостей и придаточных полостей коса на наружные покровы лнца.

1 — полость черепа; 2 — лобная кость; 3 — лобная (фронтальная) пазуха; 4 — отверстие канала, ведущего нз лобной пазухи в полость носа; 5 — верхняя стенка носовой полости; б — обонятельная область слизистой оболочки верхней раковины носа; 7 — верхняя носовая раковина; 8 — средняя носовая раковина; 9 — сред­ний носовой ход; 10 — нижняя носовая раковина; 11 — нижний носовой ход; 12 — мышцы верхней губы; 13 — твердое нёбо; 14 — мягкое нёбо; 15 — носовая перегородка; 16 — верхний носовой ход; 17 — глазни­ца; 18 — пазухи решетчатого лабиринта; 19 — щель верхнего отдела носовой полости; 20 — гайморова (верх­нечелюстная) полость; 21 — зубной отросток верхней челюсти; 22 — верхний большой коренной зуб; 23 — пазуха основной кости; 24 — хоана; 25 — глоточное отверстие слуховой (евстахиевой) трубы; 26 — носогло­точная миндалина; 27 — носоглотка.


Не случайно многие иссследователи устанавливают связь между формой ротоглоточного канала и качеством голоса.

Твердое нёбо принимает активное участие в образовании голоса. В работах фран­цузского ученого Р. Юссона имеются указания на то, что звуковые волны через твердое нёбо передают раздражение второй ветви тройничного нерва, которая разветвляется на нёбном своде. В результате улучшается качество звука: его яркость и способность не­стись вдаль.

Мягкое нёбо, или нёбная занавеска, играет в развитии речевого голоса также боль­шую роль. При ее малой активности голос приобретает "гнусавый" характер.

Напряжение мышц глотки и мягкого нёба (внугриглоточная артикуляция) снимает напряжение мышц языка, нижней челюсти, гортани, улучшая условия голосообразова­ния. В связи с этим Р. Юссон назвал "центральным голосообразующим участком" мягкое нёбо. Подъем мягкого нёба, раскрытие полости глотки обеспечивают большую мощность звука. Тренировка этих мышц (внугриглоточная артикуляция) осуществляется специаль­ными упражнениями.

Следует напомнить, что мягкое нёбо связано нервными окончаниями со многими участками органов образования речи. Хорошо иннервирована и слизистая оболочка. Лю­бое движение мягкого нёба вверх является стимулятором для настройки всех органов го­лосообразования.

Важным органом, принимающим участие в речи, является нижняя челюсть. Благо­даря ее активности и подвижности формируются гласные звуки.

В строении языка различают: кончик (заостренный передний конец), спинку (верх­няя поверхность), края (по обеим сторонам), корень (задняя поверхность). При смыка­нии языка с твердым нёбом поток воздуха задерживается либо, прорываясь через затвор, образует звуки т-д-н. Если язык сближается с твердым нёбом, не смыкаясь с ним, воз­никает длительный шум благодаря трению о стенки суженной полости (звуки с-ш-з-ж). Задержки и замедления воздушного потока Могут создаваться смыканием губ, сближени­ем губ, зубов (звуки б-п, м, в-ф). (Подробно об артикуляции губ и языка при произнесе­нии гласных и согласных звуков смотрите в главе "Дикция".)

Важная часть речевого аппарата — резонаторно-пронзносительная система, кото­рая объединяет ротовую и носоглоточную части речевого аппарата.

Дыхательная система дает энергию, необходимую для голосообразования.

Механизм вдоха и выдоха срабатывает "автоматически", но дыханием можно управ­лять и произвольно. "В результате систематического и частого повторения дыхательных упражнений они становятся условным раздражителем для коры головного мозга и могут изменить характер дыхания, его ритм, глубину и пр."*.

Дыхательный аппарат состоит из трахеи (дыхательного горла), бронхов с бронхио­лами (бронхиального дерева) и легочной ткани, где в легочных пузырьках (альвеолах) совершается газообмен между воздухом и кровью. Трахея разветвляется на два бронха, которые образуют в легких мелкие веточки — бронхиолы, заканчивающиеся, как уже говорилось выше, альвеолами.

Таким образом, на двух главных ветвях бронхиального дерева (своим видом строе­ние легких очень напоминает дерево с ветвями и веточками) образуются два легких,

" Иванов С. М. Лечебная физкультура при хронической пневмонии у детей. М., 1968.

ГквЛьМ*-^ MJ hV l rilVIVW 1 Л vn^ V VU vptwn^ IV fV^/LLI 141J, V/V^MU^blUIJIIV rLW^/AJ1 ■ HW1W IHHJfVIWV

основание легких лежит на диафрагме; боковыми частями легкие прилегают к стенкам грудной полости.

Легкие покрыты двойной гладкой и скользкой оболочкой — плеврой. В легких нет собственной мускулатуры и, поскольку они прилегают к внутренним стенкам грудной клетки и к диафрагме, все движения стенок грудной полости и диафрагмы передаются легким.

При вдохе вдыхательные межреберные мышцы и диафрагма сокращаются. Расшире­ние грудной клетки, опущение и уплощение купола диафрагмы влекут за собой расши­рение легких и заполнение их воздухом. Как только мышцы расслабляются, легкие сжи­маются благодаря гладкой мускулатуре бронхов и эластичности тканей легких, но при полном дыхании и звучащем выдохе вдох и выдох совершаются произвольно при актив­ном участии мышц вдыхателей и мышц выдыхателен. Диафрагма — мощная мышца вдоха, при ее участии заполняется воздухом нижняя, более широкая часть легких. Брюшной пресс является ее антагонистом — это очень сильная мышца выдоха. Сокра­щение мышечных пучков диафрагмы влечет за собой уплощение и снижение купола ди­афрагмы, увеличение объема грудной полости, расширение легких и заполнение их вды­хаемым воздухом.

При сокращении диафрагма надавливает на органы, находящиеся в брюшной поло­сти, живот слегка выпячивается вперед. Хотя диафрагма является основной вдыхатель­ной мышцей, ее роль во время звучащего вьщоха очень значительна. Выдох, как уже го­ворилось, обеспечивается мышцами брюшного пресса и межреберными мышцами, ко­торые поддаются волевому управлению.

По современным данным, основную энергию звучащего выдоха (певческого или ре­чевого) дают основные мышцы-вьщыхатели грудной клетки и брюшного пресса, но ди­афрагма — мышца вдоха — и гладкие мышцы, заключенные в стенках бронхиального дерева, также активно участвуют в этом выдохе, противодействуя ему.

При помощи мышц-выдыхателей человек может регулировать струю вьщыхаемого воздуха, подаваемую к голосовым складкам, может корректировать подсвязочное давле­ние, необходимое для более сильного или легкого звучания.

Гладкие мышцы, о которых мы упоминаем, заключены в слизистой оболочке сте­нок бронхов. Они "регулируют просвет воздухоносных путей и тем самым дают возмож­ность гибко менять объем воздуха, идущий к голосовым складкам". Гладкие мышцы не поддаются управлению, мы можем влиять на их работу только косвенным путем,

В жизни наблюдаются различные типы дыхания, при которых работают все мышцы вдоха и выдоха, только движения их разные. "Выбор" дыхания в жизни совершается и устанавливается в зависимости от физического воспитания с детских лет.

Процесс дыхания у человека состоит из трех взаимосвязанных этапов: внешнее ды­хание, перенос газов кровью и тканевый обмен. Обмен между газами и кровью — сущ­ность внешнего дыхания — происходит в легких и достигается сменой вдохов и выдохов.

В состоянии покоя человек делает 16—18 дыхательных циклов в минуту, вдыхая примерно 500 мм3 воздуха за один вдох. Этот объем воздуха называется дыхательным воздухом, Но при усиленном дыхании можно вдохнуть еще 1500 мм3. Этот объем назы­вается дополнительным воздухом. Точно так же после обычного вьщоха человек может
еще выдохнуть 1500 мм3. Этот объем назы­вается резервным воздухом. Сумма пере­численных объемов воздуха (дыхательного, дополнительного и резервного) составля­ет 3500 мм3 и называется жизненной ем­костью легких. Следует заметить, что за­нятия спортом, дыхательной гимнастикой, развитием голоса значительно повышают жизненную силу легких и благотворно дей­ствуют на здоровье человека.

Дыхание человека может быть различ­ным в зависимости от обстановки. Во вре­мя сна оно ритмично и спокойно, в ста­тичном положении может быть ритмичным и глубоким. И во время резких движе­ний — поверхностным. Человек может со- Рис. S. Схематическое изображение трахеи и легких знательно управлять своим дыханием.

Главным регулятором дыхания является дыхательный центр, расположенный в про­долговатом мозгу. Кроме того, в разных участках центральной нервной системы имеются отделы, которые определенным образом также регулируют дыхание. Большое значение имеют для актера условно-рефлекторные влияния на дыхательный процесс, т.е. волнение перед выступлением или даже мысленное представление о выступлении.

Таким образом, периферическая часть речевого аппарата состоит из трех систем: системы, образующей звук, резонаторно-артикуляционной и дыхательной систем. А ра­бота всего аппарата достигается одновременно деятельностью всех трех систем перифе­рического отдела под управлением и регуляцией центрального отдела речи — головного мозга с его проводящими путями.

В дальнейшем, осваивая дикцию и дыхание, мы будем на практике убеждаться в возможности и необходимости сознательного управления своим речевым аппаратом.

РОЛЬ ДЫХАНИЯ В ВОСПИТАНИИ РЕЧЕВОГО ГОЛОСА

1. Влияние работы дыхания на речеголосовое звучание

Человек дышит постоянно: во сне, при приеме пищи, во время физической и умст­венной работы. Дыхание является сложным биологическим процессом потребления кис­лорода из окружающей среды и выделения углекислого газа.

Особое значение имеет процесс дыхания в связи с голосовой и речевой деятельно­стью человека, это один из самых существенных и важных элементов воспитания рече­вого голоса и правильного произношения звуков речи.

От того, как дышит актер, т. е, как он умеет пользоваться своим дыханием, зависят красота, сила и легкость голоса, музыкальность и мелодичность его речи.

Современные данные о влиянии коры головного мозга на все основные процессы в организме относятся и к деятельности дыхательного аппарата, так как процесс дыхания может изменяться произвольно. От силы подсвязочного давления, которое образуется

371


при выдохе, зависит амплитуда колебаний голосовых складок. Кроме того, дыхание под­нимает тонус внутренних мышц гортани, определяя интенсивность голоса и в какой-то мере его тембр.

Выдыхаемый воздух, собирающийся под закрытой голосовой щелью, производит давление на многочисленные окончания чувствительных нервов, подходящих к слизи­стой оболочке подсвязочного пространства.

Пунктиром показано положение при мохе, а черным контуром — при выдохе.

Рис. 9. Типы дыхання

А — смешанный реберио-диафраг- матический тип дыхания, называе­мый также грудодиафрагм атич е- ским; Б — смешанный реберио-ди- тием голоса, активизация мышечных групп, принимающих участие в го- лосообразовании, профилактика го­лосовых расстройств. Упражнения могут применяться как дыхательно-голостенка идет вперед; Г— нижне-реберно-диафрагматиче- ский тип дыхания с преобладанием диафрагматического дыхания; Д — реберно-диафрашатический тип ды­хания; Е — чисто грудной (ребер­ный) тип дыхания, когда при вдохе грудная клетка расширяется и под­нимается, а диафрагма не включена в работу; передняя стенка живота при таком вдохе втягивается, t — легкие; 2 — сердце; 3 — диаф­рагма при выдохе; 4 — диафрапиа при вдохе; 5 — грудная стенка при выдохе; 6 — грудная стенка при вдохе; 7 — брюшная стенка при вы­дохе; 8 — брюшная стенка при вдохе.

Таким образом, выдыхаемый воздух является не только средой, в которой происхо­дят колебания голосовых складок, но также одновременно и раздражителем для перифе­рических рецепторов голосового аппарата.

Правильное и рациональное использование речевого дыхания способствует нор­мальному протеканию жизненньгх процессов в организме, снимает утомление (как об­щее, так и речевого аппарата), способствует развитию речеголосового аппарата актера и его жизнедеятельности.

"Драматическому актеру, чтецу часто приходится сталкиваться с условиями, требую­щими от него умения и расчета в использовании дыхания. Длинная фраза, большой и трудный по силе нарастания монолог, стихотворная строка, быстрая, легкая речь в коме-
д и ином или водевильном диалоге, речь во время движения (при беге, прыжке, борьбе, фехтовании и танце) — все это требует очень закаленного, умелого, обработанного, пра­вильно поставленного дыхания, В противном случае будут нарушаться: структура стиха, течение мысли в фразе, сила, ровность, звучность голоса".

Умелое использование дыхания обогащает голос актера и благотворно действует на его здоровье. Дыхание может помочь приобрести в речевом голосе яркость, легкость, ок­руглость, полетность, владение регистрами и т.д. Неумелое пользование дыханием может лишить речевой звук всех этих качеств и вызвать голосовые заболевания.

2, Особенности газообменного (физиологического) и речевого (фонационного) дыхания

Когда человек молчит, находится в состоянии покоя, задача дыхания заключается в вентиляции легких. Такое дыхание не связано с речью и голосообразованием, его приня­то называть газообменным.

При дыхании во время речи к функции газообмена присоединяется голосовая дея­тельность, т. е. вовлекается голосовой и артикуляционный аппарат. Такое дыхание назы­вается фонационным, т. е. участвующим в голосообразовании.

Физиологическое и фонационное дыхание по ряду существенных качеств различает­ся между собой.

Дыхание газообменное вне Дыхание фонационное в процессе

речи речи

1. Дыхание совершается автоматически. 1. Дыхание в большей степени подчине-

2, Вдох совершается чаще через рот, но воле.

3. Вдох по продолжительности равен 2. Вдох совершается чаще через нос, выдоху,

4, Порядок элементов дыхательного 3. Вдох короткий, быстрый, а выдох —

процесса: вдох, выдох, пауза. замедленный.

4. Порядок элементов дыхательного процесса: вдох, вьщох прерывистый в связи с произношением слов, фраз, пауза.

Учитывая разницу между газообменным и фонационным дыханием, следует разли­чать виды тренировочной работы по воспитанию навыков в работе над дыханием: уп­ражнения, укрепляющие мышцы, обеспечивающие полное, правильное дыхание. Это мо­гут быть упражнения по оздоровительной лечебной физкультуре и спортивной гимнасти­ке. Но, кроме этого, для развития речевого голоса необходима тренировка дыхания со звуком или мысленным чтением.

"звук").

В связи с этим заслуживает внимания концепция о рефлекторной деятельности ды­хания и речевого голоса, которая изучалась и изучается нашими отечественными учены-

Саричева Е, Ф, Сценическое слово, М., 1963. С.87—88.


Фонация (франц.) — произнесение звуков речи (восходит к греч. fhone —
ми. Согласно этой концепции, главную роль в физиологии дыхательного аппарата и фа- ют бронхиальные мышцы, регулируемые внутрибронхиальным давлением. Соотношение работы голосовых склацок и работы внутри бронхиального давления в речевом голосооб- разовании имеет большое значение.

Сторонники этой концепции доказывают, что перебор дыхания вредно отражается на звучании голоса. Поэтому стремление занимающихся воспитанием голоса набрать как можно больше воздуха надо считать ошибочным. Они поднимают плечи, переполняя легкие воздухом. При таком дыхании голос теряет присущий ему тембр, звучит сдавлен­но и неприятно.

Крупный советский ларинголог Л. Д. Работнов доказывает, что чем больше набира­ется воздуха перед звучанием, тем больше расширяются легочные пузырьки и, следова­тельно, тем большее количество воздуха замыкается и не используется для активного участия в поддерживании давления. Учитывая это обстоятельство, следует подчеркнуть, что образование голоса происходит лишь при помощи воздуха, находящегося в бронхи­альной системе и равного объему его при максимальном расширении. Отсюда вытекает вывод, что вдыхание большого количества воздуха во время пения и речи бесполезно и даже вредно. Потому что сильное раздувание легких ведет к развитию чрезмерного давления в бронхах и к расстройству легочного кровообращения. От этого может насту­пить приступ удушья и одышки, несмотря на достаточный запас кислорода в легких.

Методы произвольной регуляции дыхания со звуком известны с давних времен. Они всегда входили в арсенал средств народной медицины (Древнего Востока и Тибета). Предлагаемая ими дыхательная гимнастика положительно влияет на систему гопосообра- зования.

Как известно, эта дыхательная гимнастика называлась "пневмотерапия" и осуществ­лялась путем изменения грудной клетки за счет движения ребер, диафрагмы, брюшных и спинных мышц. Особое внимание уделялось вдоху через нос.

Полное дыхание, или, как принято говорить, смешанно-диафрагматическое, давно изучается не только преподавателями сценической речи, но и физиологами, а также спе­циалистами лечебной физкультуры.

Исследования отечественных физиологов еще раз говорят о том, что дыхательная гимнастика широка и многообразна. В нее входит большое количество упражнений, по­зволяющих оказывать на организм человека различное воздействие. Человек может в из­вестных границах управлять своим дыханием — удлинять или укорачивать вдох и выдох, делать между ними паузы, изменять характер дыхательных движений.

Педагогическая практика и врачебньге наблюдения подтверждают целесообразность проведения воспитательной работы над навыками дыхания во время занятий речевым го­лосом со звуком или мысленным чтением.

Следует придавать большое значение тренировочной работе воспитания дыхания вместе с движением рук, ног, корпуса: ходьбой, танцем, бегом.

По существу все упражнения делаются с движениями, которые косвенным путем ут­верждают правильное дыхание. Упражнения делаются вначале плавно, легко, без резких движений, затем по мере освоения и убыстрения усложняются. Правильное использова­ние дыхания проверяется в ходьбе, беге, танце и т. п.

Дыхание, тренированное долгое время в статичном положении н без звука, во время движения расстраивается, нарушается его правильность и ритмичность, дискоординиру-

ется грудное и брюшное дыхание, выключается носовой вдох, что ведет на практике к ухудшению речевого звучания и появлению одышки.

Известно, что дыхательную гимнастику можно успешно использовать для регуляции нервных процессов. Методу дыхательных движений большое значение придавал осново­положник отечественной физиологии И. М. Сеченов, Он установил, что от ритма дыха­тельных движений зависят ритмы электрических потенциалов в продолговатом мозгу.

Итак, рациональная тренировка речевого дыхания должна, в конечном счете, приве­сти к тому, чтобы ею можно было заниматься во время движения (бег, ходьба и пр.), не задыхаясь и используя лучшие качества речеголособого звучания.

Овладение "азбукой" дыхания, необходимого для воспитания лучших качеств рече­вого голоса, требует выполнения специального комплекса дыхательной гимнастики. Сле­дует отметить, что тренировочная дыхательная гимнастика благоприятно действует на общее здоровье человека, повышает его работоспособность.

3. Типы дыхания, наблюдаемые е жизни, и их краткая характеристика (см. рис,9)

В зависимости от того, какая группа мышц преобладает в акте дыхания во время речи, определяется тот или иной тип дыхания.

В литературе принята следующая классификация типов дыхания:

1. Грудное дыхание, при котором вдох происходит за счет поднятия верхней и средней части грудной клетки.

2. Брюшное дыхание, при котором дыхательные движения совершаются в нижних отделах грудной клетки.

3. Смешанно-диафрагматнческое, или полное, дыхание, наблюдается в жизни у здоровых людей с хорошей осанкой.

Как доказано наукой, изолированного типа дыхания практически не встречается (Л. Д. Работнов, Ю. П. Фролов, И. И. Левцдов, М. И. Малютин, Ф. Ф. Заседателев). В любом типе дыхания принимает участие в большей или меньшей степени вся система дыхания, координируемая центральной нервной системой. Однако преобладание одной группы мышц в работе дыхания над другой ведет к недостаткам речевого голоса, что и тормозит работу по воспитанию его.

Грудное дыхание. Дыхательные движения совершаются в верхнем и среднем отде­лах грудной клетки. Вдох напряженный, участие диафрагмы слабое, нагрузка при выдо­хе на мышцы плечевого пояса и груди, при вдыхании поднимаются плечи. Недостаток грудного дыхания — недостаточная активизация мышц брюшного пресса и диафрагмы, а это препятствует длительному и ровному выдоху. Грудное дыхание способствует перебо­ру воздуха и утомлению голоса актера.

Брюшное дыхание. При нём дыхательные движения совершаются в нижнем отделе грудной клетки при сильном опускании диафрагмы, которая при вьщохе поднимается. Положительная сторона брюшного дыхания — легкость и быстрота вдоха, отрицатель­ная — ограниченность выдоха, его нединамичность, затруднения при движении. А пас­сивность верхнего и среднего отделов грудной клетки сказывается отрицательно на каче­стве речевого звука.

Таким образом, вышеописанные типы дыхания в изолированном виде недостаточны для воспитания речевого голоса. При воспитании навыков правильного дыхания не сле­дует разбивать внимание на отдельные части, или элементы, дыхания, а нужно сразу же обучаться полному смешанно-днафрагматическому дыханию с активизацией мышц брюшного пресса во время вдоха и выдоха.

Научившись управлять мышцами брюшного пресса, диафрагмы, спинными мышца­ми и т. д., в конечном счете можно влиять на мускулатуру бронхов и трахеи.

Учитывая этот факт, мы предлагаем полное смешанно-диафрагматическое дыхание с активизацией мышц брюшного пресса во время вдоха и выдоха.

Полное дыхание выгодно отличается от других типов дыхания и, как мы уже гово­рили, наблюдается в жизни у здоровых людей. Активная работа всей дыхательной муску­латуры обеспечивает одновременно функционирование мышц грудной клетки и брюшно­го пресса. Смешанно-диафрагматический тип дыхания лежит в основе формирования ре­чевого голоса. Он осуществляется при расширении грудной клетки в продольном, попе­речном и передне-заднем направлениях. Он выгодно отличается от других изолирован­ных типов дыхания работой дыхательной мускулатуры и создает благоприятные условия для одновременного функционирования мышц грудной клетки и брюшного пресса. Вос­питание правильных навыков полного дыхания при занятиях речевым голосом является обязательным для приобретения профессиональных качеств голоса и здоровья актера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.