КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие об общении. 7 страница
По такому же принципу можно работать и над скороговоркой "От топота копыт пыль по полю летит". 12. От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт. От топота, от топота, от топота; от топота копыт, от топота копыт, от топота копыт; пыль по полю, пыль по полю, пыль по полю; пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт. Как и в предыдущей скороговорке, повышать голос по полутонам на полунапевном звучании на первой половине скороговорки: "От топота копыт, от топота копыт, от топота копыт" и т. д., дойдя до самой своей высокой ноты, а потом — понижать (по хроматической гамме): "Пыль по полю летит, пыль по полю летит, пыль по полю летит" и т. д., дойти до своей самой низкой ноты и еще раз повторить (обычно на средней ноте своего диапазона): "От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт" (и на этом закончить). Мы привели только две скороговорки в сочетании с голосовым упражнением, но хочется еще раз повторить, что мы предлагаем как бы канву, по которой можно строить скороговорку, а каждый педагог, а также и каждый учащийся может работать по-своему и на этих и на других скороговорках. В скороговорке "Либретто "Риголетто" два Imml нужно произносить слитно, а также в скороговорке "От топота копыт пыль по полю летит" два Imml {от топота) тоже нужно произносить слитно. В некоторых случаях можно объединить две скороговорки, близкие по содержанию. Например: 13, Шли три попа, три Прокопия-попа, три Прокорпьевича, говорили про пола, про Прокопия-попа, про Прокопьевича. Один поп Прокоп творил: пришел Прокоп, кипел укроп, кипел укроп, пришел Прокоп, Другой поп Прокоп говорил: ушел Прокоп, кипел укроп, кипел укроп, ушел Прокоп. Третий поп Прокоп говорил: как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп, как без Прокопа кипел укроп, так и при Прокопе кипел укроп. Что происходит в этой скороговорке? Один поп Прокоп считает, что кипел укроп, когда пришел Прокоп. Другой поп Прокоп возражает: он считает, что кипел укроп, когда ушел Прокоп. Третий поп Прокоп, желая их примирить, говорит, что кипел укроп и при Прокопе и без Прокопа. Спор продолжается, каждый упорно настаивает на своём. Дело доходит до ссоры. 14. Сенька, Санька с Сонькой на санках (2 раза) лавировали, лавировали, да не вылавировали. Санки скок, санки скок, санки скок! Сеньку с ног, Сеньку с ног, Сеньку с ног! Саньку в бок, Саньку в бок, Саньку в бок! Соньку в лоб, Соньку в лоб, Соньку в лоб! Все в сугроб, все в сугроб, все в сугроб! 15. Везет цапля чушку с щучкой на санках. Санки скок, санки скок, санки скок! Цаплю с ног, цаплю с ног, цаплю с ног! Чушку в бок, чушку в бок, чушку в бок, щучку в лоб, щучку в лоб, щучку в лоб! Все в сугроб, все в сугроб, все в сугроб! Цапля чахла, цапля чахла, цапля чахла, чушка сохла, чушка сохла, чушка сохла, чушка сдохла. 16. Из-под Костромы, из-под Костромщины шли четыре мужчины и два дровосека, два дровокола, два дроворуба, говорили они про торги да про покупки, про крупу да про лодкрупки, про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену. (Эту скороговорку можно говорить с повторениями отдельных фраз.) 17. На дворе трава, на траве дрова, на дровах два дровосека, два дровокола, два дроворуба — Осип и Архип. Осип: "Наш голова вашего голову головой переголовил, пе- ревыголовил". Архип: "Наш голова вашего голову переголовил, перевыголовил". На дворе трава, на траве дрова, на дровах два дровосека, два дровокола, два дроворуба — Осип и Архип. Осип: "Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил, перевыголовил, переголовил". Архип: "Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил, перевыголовил, переголовил". На дворе трава, на траве дрова, на дровах два дровосека, два дровокола, два дроворуба — Осип и Архип. Осип: "Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил, перевыголовил, переголовил". Архип: "Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил, перевыголовил, переголовил, перевыголовил, перевыголовил, переголовил, переголовил, перевыголовил". Осип охрип, Архив осип. (Эту скороговорку нужно делать в трех темпах: в медленном, в более быстром и в очень быстром, конечно, в зависимости от возможностей учащегося.) Мы привели несколько примеров усложненных и комбинированных скороговорок. По этому принципу можно подбирать и составлять целый ряд других усложненных и комбинированных скороговорок и из приведенных в учебнике примеров, и из других источников. Еще раз напоминаем: главное в работе над скороговорками наряду с четкостью, ясностью и легкостью произнесения текста осмысленное их донесение. Хотя скороговорка и примитивна по своему содержанию, она рассказывает о каком- то хоть и незначительном, но событии; в ней есть м ы с л ь, которую мы выражаем словами, а слово должно быть действенным. Глава 4 ДЕФЕКТЫ РЕЧИ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ В главе "Дикция" мы рассмотрели артикуляционные нормы произнесения звуков речи, овладение которыми позволяет добиться чистоты дикции — неотъемлемого качества речи актера. Для тех, кто нуждается в активизации деятельности речевой мускулатуры, тренировке произносительных механизмов речевого аппарата, приведенный комплекс артикуляционных упражнений и речевых заданий весьма эффективен. Но существует группа учащихся, которым для совершенствования дикции этого комплекса недостаточно. Речь идет о тех, кто нуждается в помощи логопеда — специалиста по устранению речевых недостатков. Эти недостатки порой носят очень стойкий характер и являются причиной возникновения почти драматических ситуаций как в период поступления в институт, так и в период обучения, поскольку служат помехой в становлении профессиональной речи. Большинство речевых дефектов все же могут быть устранены при условии целенаправленной, систематической работы с использованием дополнительных — логопедических — приемов. Чтобы работа по устранению речевых недостатков носила осмысленный характер и была эффективна, необходимо иметь четкое представление о принципах функционирования речевого аппарата в целом и о механизме произнесения отдельных звуков. Напомним, что процесс образования звуков речи связан со слаженной деятельностью нескольких систем — дыхательной, голосообразующей, артикуляционной — под контролем коры головного мозга. Мы будем говорить о нарушениях речи, связанных с деятельностью артикуляционной системы и проявляющихся в дефектах звукопроизношения, которые получили название дислалий. Человек познает мир и имеет возможность воздействовать на него благодаря работе анализаторов — сложных нервных механизмов, обеспечивающих тончайший анализ раздражений, воспринимаемых организмом из внешней и внутренней среды, и адекватную на них реакцию. Формирование речи осуществляется на основе деятельности системы анализаторов: речедвнгательного (процесс артикулирования), кинестетического (ощущение пространственного расположения органов артикуляции), зрительного (контроль за правильностью положения губ, языка) и слухового (контроль за правильностью звучания). Эту систему анализаторов необходимо привлекать и к работе по устранению дефектов произношения. Центральный отдел речедвнгательного анализатора посылает через нервные проводящие пути сигналы периферическому участку — органам артикуляции, которые, подчиняясь команде "сверху", выполняют то или иное движение. При этом по нервным путям в кору направляется новый поток сигналов, которые анализируются и синтезируются на высшем уровне. При необходимости работа периферического участка корректируется. На основании нервных процессов, протекающих в коре головного мозга, формируется единая функциональная система, получившая название динамического стереотипа. Если в период овладения речью возникают нарушения в работе центрального, периферического участков или нервных проводящих путей, их соединяющих, происходит формирование неверного динамического стереотипа. Задача коррекци- онной работы сложна тем, что должна разрушить этот стереотип и сформировать новый, правильный. Поскольку становление прежнего стереотипа проходило длительный период, работа по становлению нового должна носить интенсивный, регулярный характер. Речевые нарушения, как вы знаете, могут быть разделены на две группы; органические (или механические) и неорганические (или функциональные). Это деление связано с природой нарушения: оно может быть результатом структурных дефектов какого-либо участка речевого аппарата и следствием неверно или вяло протекающих функциональных речевых процессов. В зависимости от того, на каком уровне происходит сбой в слаженном механизме речеобразования, речевые нарушения подразделяются на центральные и периферические. Центральные нарушения могут быть как органическими (травмы мозга), так и функциональными (нарушения формирования системы нервных процессов, вялость их протекания). Периферические нарушения бывают только органическими (дефекты строения органов артикуляции, врожденные или приобретенные в результате травм, поражения проводящих нервных путей). Днслалии — результат центральных функциональных или периферических органических нарушений. В связи с этим они делятся на две группы: функциональные дисла- лии и органические. Первые — результат неверного речевого воспитания в детстве, наличия двуязычия в семье или слабости физического и психического здоровья в период становления речи. Все это может приводить к формированию неверного динамического стереотипа, вялости протекания нервных процессов в коре головного мозга. Обычно функциональная дислалия сопровождается мышечной слабостью органов артикуляции. Органические дислалии могут быть результатом дефектного строения органов, принимающих участие в формировании звука речи: губ, языка, челюстей, зубного ряда, нёба. Если функциональные дислалии поддаются исправлению в результате систематической тренировочной работьг на основании логопедических приемов, то эти органические нарушения требуют вмешательства таких специалистов, как стоматологи-ортодонты. Приступать к коррекции произношения без их участия нельзя, поскольку она не даст желаемых положительных результатов. Правда, такой дефект, как укороченная массивная подъязычная уздечка, мешающая произношению шипящих звуков и звуков лир, может быть устранен при помощи специальных упражнений, позволяющих ее растянуть. Если периферические органические нарушения возникают в результате поражения нервных проводящих путей, нарушается иннервация органов артикуляции. Это проявляется в их значительной вялости шги излишней напряженности. Тогда снижается способность к четкости выполнения движений и переключаем ости с одного движения на другое, возникает быстрая мышечная утомляемость. Прежде чем намечать и осуществлять пути коррекционной работы, необходимо определить, какими причинами вызвано искаженное произношение звука: органическими или функциональными. Для этого рекомендуем пользоваться системой артикуляционньгх упражнений-тестов. Тестирование проводится педагогом, знающим нормы речевых укладов всех согласных звуков (форму органов артикуляции, их местоположение и способ раооты). иорагцая внимание на раооту органов артикуляции при выполнении тестов, можно сделать предварительный вывод о том, какая группа звуков может нарушаться вследствие несовершенства выполнения определенных движений (например, если язык с трудом дотягивается до верхних зубов, обязательно пострадает произношение шипящих, л или р). В то же время, зная заранее о нарушениях определенных звуков (например, шипящих), при выполнении тестов можно вскрыть причины их искажения, обращая внимание на выполнение тех движений, которые формируют эти звуки в речевом потоке. При выполнении тестов обращаем особое внимание на следующие качественные характеристики работы органов артикуляции: 1. Двигательный диапазон органов артикуляции (губ, язьгка, нижней челюсти). 2. Чистоту и точность выполнения движений (соблюдение симметрии, формы и конечного местоположения органов артикуляции). 3. Плавность и легкость движения (без толчков, подергиваний, дрожаний органов). 4. Умение длительно удерживать определенную форму речевого уклада. 5. Умение быстро и четко переключаться с одного движения на другое. 6. Выносливость, то есть способность выполнять какие-либо движения в течение долгого времени без ощущений мышечной усталости (60 сек.). Снижение качественных параметров указывает на характер нарушений. Если функциональные нарушения обычно проявляются в мышечной вялости, нарушении точности и четкости выполнения упражнений, то при органической природе нарушения может отмечаться не только вялость, но и, наоборот, излишняя напряженность губ, языка. Тогда при выполнении заданий отмечается асимметрия, отсутствие устойчивости конечного результата, потеря пространственных ориентиров в тестах на переключаемость движений и снижение выносливости. Это проявляется чаще всего при длительном выполнении серии движений на ускорении темпа. Если нарушена иннервация языка, можно увидеть его подрагивание даже в спокойном состоянии, а выполнение значительной двигательной нагрузки может приводить к его сильному тремору (дрожанию) и изменению окраски слизистой (посинению). Упражнения-тесты следует выполнять, используя маленькое зеркало. Каждый тест имеет своё условное название. 1. Упражнение "Улыбка-хоботок" определяет двигательные возможности губ. (Четкость выполнения гарантирует качество произношения звуков п, б, в, ф). Улыбнуться, затем вытянуть губы вперед "хоботком" (трубочкой). Выполнять смену позиций многократно на ускорении темпа. 2. Упражнение "Качели" выявляет двигательные возможности языка по вертикали (л, р, шипящие — ш, ж, щ, ч). Открыв рот, попеременно касаться кончиком языка то верхних, то нижних зубов с внутренней стороны. Выполнять упражнение на ускорении темпа, 3. Упражнение "Крестик" ("Перекрестие") — усложненный вариант предыдущего упражнения — выявляет способности языка к пространственной ориентации, переклю- чаемости с одного типа движения на другой. Здесь н далее в скобках указаны звуки, четкость произнесения которых зависит от качества выполнения данного упражнения, поскольку в работе участвуют те же речевые органы и часто в той же позиции, "Внутренний крестик" — при широко открытом рте язык совершает перекрестное движение: вверх (за зубы), вниз (за зубы), влево (укол кончиком языка в левую щеку), вправо (укол в правую щеку). "Внешний крестик" — язык попеременно касается верхней губы, нижней, левого уголка рта, правого уголка. 4. Упражнение "Маляр" — определяет двигательные возможности языка по вертикали. Открыв рот, проводим кончиком языка, как малярной кистью, по твердому нёбу вглубь рта и обратно. Кончик языка не подворачиваем. 5. Упражнение "Ну-ка, дотянись!" помогает определить двигательные возможности языка во всех направлениях. Открыв рот, пробуем дотянуться языком до кончика носа, до края подбородка, до какого-либо предмета, помещенного перед ртом. Голову не запрокидываем, подбородок опущен. 6. Упражнение "Горка" определяет подвижность спинки языка (с, з, ч)- Упереться кончиком языка в основание нижнего зубного ряда, и, медленно открывая рот, выпячивать "горкой" спинку языка. Удерживая язык в таком положении, постучать спинкой по верхнему зубному ряду, опуская и поднимая её. Нижняя челюсть остается неподвижной. 7. Упражнение "Прилипала" ("Грибок") помогает определить мышечную силу языка, особенно его боковых краев и кончика (шипящие, л, р). Это упражнение почти всегда выявляет органическую природу нарушений: дефекты строения подъязычной уздечки (ограничивающей движение языка по вертикали) или недостатки в иннервации языка. Открыв рот, подсосать язык к нёбу так, чтобы его боковые края прилегали к верхнему зубному ряду, а передняя часть к твердому нёбу. Положение языка должно быть симметричным по отношению к средней линии нёба. Удерживая язык в таком положении, опускать и поднимать нижнюю челюсть. Если язык отлипает и провисает с какой-либо стороны, это свидетельствует о нарушении иннервации данного участка. Очень часто подобные нарушения приводят к дефектному — боковому — произнесению целого ряда звуков: р, ui, ж, щ, ч, с, з, ц. При этом слышится неприятный хлюпающий призвук — воздушная струя теряет свое верное центральное направление и через опущенный боковой край языка ударяет в щеку. При выполнении упражнения можно помочь языку присосаться, прижав его большими пальцами обеих рук. Можно соединить движение языка с движением потягивания: встав на носки и разведя поднятые руки немного в стороны (ладошками, повернутыми к потолку), потянуться вверх, как бы в стремлении коснуться потолка и прилипнуть к нему. Напрячь все мышцы. После небольшой паузы отлепить язык от нёба щелчком и одновременно расслабиться, "бросив" корпус вперед и вниз. 8. Упражнение "Лошадка" выявляет уровень мышечного тонуса языка, способность к активной работе его передней части и кончика (шипящие, л, р). Открыв рот, щелкать языком при неподвижной нижней челюсти. Необходимо следить за тем, чтобы работала не спинка языка, не один из его боковых краев, а вся передняя часть. Только в этом случае щелчок будет носить четкий, звонкий характер, 9.Упражнение "Болтушка" определяет двигательные возможности языка и подвижность его кончика (шипящие, л, р). Открыв рот, поднять широко распластанный язык на верхнюю губу и, задевая ее, делать быстрые движения языком вперед-назад,- бл-бл-бл. 10. Упражнение "Лопаточка-жало" дает возможность выявить способности языка к быстрой смене формы. Открыв рот, "выбрасываем" язык вперед, придавая ему форму то тоненького, узкого "жала", то широкой "лопаточки", спокойно лежащей на нижней губе. Подрагивание языка в положении "лопаточка" указывает на нарушение его иннервации. Перечисленные упражнения-тесты следует использовать не только для проверки работы органов артикуляции, но и для их активной тренировки. Если при выполнении упражнений, требующих широко открытого рта, нижняя челюсть все время приближается к верхней, сужая раствор рта, необходимо работать над расслаблением ее мышц. Мышечный зажим нижней челюсти — довольно часто встречающийся недостаток, который влияет на внятность речи. Для его устранения рекомендуем использовать упражнения, приведенные в главе "Дыхание, артикуляция, резонирование". Бывает, что при наличии незначительного искажения ряда звуков учащийся не слышит их в собственной речи. Слуховое невнимание — результат неразвитого речевого, вернее фонематического, слуха (различения звучания фонем — смыслоразличительных характеристик звуков речи и их звуковых нюансов). Если записать речь на магнитофон и дать возможность студенту неоднократно прослушать эту запись, комментарии педагога помогут ему яснее услышать дикционные недостатки. Привлечение слухового анализатора к выявлению речевых недостатков — один из путей не только их диагностики, но и "лечения". Как вы помните, в становлении речи принимает участие и зрительный анализатор, поэтому необходимо использовать и другой путь — зрительный контроль за произнесением звуков. Для этого, сев перед зеркалом и придерживая одной рукой себя за подбородок, студент медленно произносит согласные звуки в позиции между гласными а: аса, ала, ара, аша и т. д. Широко открытый рот дает возможность увидеть работу языка, который участвует в произнесении практически всех согласных звуков. Сравнив этот вариант артикулирования с нормами, можно установить, что именно в работе органов артикуляции им не соответствует. После этого приступаем к работе по исправлению индивидуальных недостатков. Методические рекомендации. Работа по исправлению дикционных недостатков включает три этапа. I этап — подготовительный, В его задачи входит укрепление мышц артикуляци онного аппарата и закрепление на основе специальных упражнений верных форм, местоположений органов артикуляции и способа их работы при произнесении исправляемого звука. II этап — постановка звука. На этом этапе осуществляется верная постановка звука. Ш этап — автоматизация (закрепление) звука в речи. Подготовительный этап — этап интенсивных артикуляционных тренировок. Занятия должны проводиться ежедневно по 20—30 минут, лучше в утренние часы, после физической гимнастики. Для зрительного контроля за правильностью выполнения упражнений на первых порах необходимо использовать зеркало, лучше настольное (небольшого размера) или карманное, чтобы не рассеивалось внимание. Каждое артикуляционное упражнение выполняется б—8 раз. Если при тестировании были обнаружены признаки органических нарушений, артикуляционная гимнастика должна проводиться в течение дня неоднократно, быть более интенсивной и занимать значительно больше времени. При этом перед началом гимнастики полезно проводить гигиенический и вибрационный массаж лицевой мускулатуры. Упражнения для укрепления мускулатуры губ и щек 1. Используем комплекс упражнений из раздела "Дикция". 2. "Полоскание", Катаем воздушный шарик в полости рта, загоняя его то за одну щеку, то за другую, под верхнюю губу, под нижнюю губу. Затем, напрягая щеки и губы, пытаемся преодолеть их сопротивление и вытолкнуть воздух из полости рта наружу. После выполнения упражнения в губах должно ощущаться легкое покалывание. Сбрасываем напряжение кучерским "тпрррр", как бы останавливая лошадь. 3. "Надуваем шарик". Максимально втягиваем щеки в полость рта, как бы "всасываем" их, а затем максимально надуваем. 4. "Рыбий рот". Большими или указательными пальцами обеих рук вдавить щеки между верхней и нижней челюстью в полость рта, сблизив его уголки. Обе губы при этом будут выдаваться вперед, напоминая рыбий рот. В таком положении произносить скороговорки, насыщенные губно-губными звуками, требующими активного смыкания губ: б и п. Например: "Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа", "От топота копыт пыль по полю летит, "Купи кипу пик" и другие (см. главу "Дикция"). Затем без паузы после проделанного упражнения произнести скороговорки. Упражнения для укрепления мышц языка ]. Используем приведенные выше упражнения-тесты: "Качели", "Крестик", "Маляр", "Ну-ка, дотянись!", "Горка", "Прилипала", "Болтушка" и др. 2. "Вертушка". Вращать языком по кругу между челюстями и губами, то справа налево, то наоборот, с задержкой и упором кончика языка в правую щеку, в левую щеку, 3. "Печем пироги". Выполняется в три этапа: а) "месим тесто" — хорошо размять язык зубами; б) "лепим пирог" — похлопать губами по языку; в) "остужаем пирог" — подуть на кончик языка, находящийся в распластанном положении на нижней ]убе. 4. "Коврик". Подвернув кончик распластанного языка кверху и зацепив его верхними зубами с нижней стороны, всасывать, втягивать (как бы свертьгвать) его в полость рта так, чтобы он коснулся мягкого нёба. Помассировать мягкое нёбо кончиком языка. Зевнуть, "развернув" язык. Упражнение выполнять почти при закрытом рте. 5. "Чистим зубы". Открыть рот, кончиком языка тереть из стороны в сторону попеременно то за верхними, то за нижними зубами. При выполнении движения кончик языка должен напрягаться, как будто язык пытается очистить зубы от налипшей на них ириски или жевательной резинки. 6. "Барабанщик". Открыть рот, кончиком языка, как барабанной палочкой, ударять по бугоркам за верхними зубами: д!д!д!д!д! с разным ритмическим рисунком, постепенно ускоряя темп произношения. Можно добавить к звуку д звук т: дт!дт!дт!дт!дт! или тд!тд!тд!тд!тд! 1. "Дырявый барабан" — вариант предыдущего упражнения. После произнесения цепочки звуков д.'д.'д! произносим звук, близкий по звучанию к звуку з, но за верхними зубами, не сдвигая язык с альвеол. "Барабан" прорывается, и вместо четких и резких ударов слышится дзж. При этом язык напряжен и плотно прижат боковыми краями к верхнему зубному ряду. Воздушная струя, выходя по центру языка, заставляет его немного вибрировать. Необходимо чередовать постукивание с жужжанием многократно. 8. "Вкусное варенье". Открыть рот и широко распластанным языком (форма "ковша") облизывать верхнюю губу снаружи вовнутрь, задвигая язык за верхние зубы. 9. "Экскаватор". Открыть рот, придать языку форму "ковша", выдвигать его как можно дальше вперед и задвигать как можно глубже в полость рта, удерживая на уровне верхней челюсти. Для правильного произнесения многих согласных звуков важна не только мышечная активность органов артикуляции, способность придавать им определенную форму и удерживать ее. Нужна и верная направленность воздушной струи. Упражнения для выработки верного направления воздушной струи 1. "Трубочка". Положить язык на нижнюю губу и попробовать свернуть его в трубочку, приподняв боковые края. Вдыхая через нос, выдыхать сквозь "трубочку". 2. "Свисток". Просунуть расслабленный язык между зубами. Вдыхать через нос, выдыхать через рот, направляя струю на кончик языка и в трлышко пустого пузырька. 3, "Футбол". На плоскости стола из каких-либо двух предметов составить "ворота". Скатав из небольшого кусочка ваты "мяч", "забивать" его в "ворота" струей вьщыхаемого воздуха. Язык находится в том же положении, что и в предыдущем упражнении. Воздушная струя должна быть плавной и достаточно сильной. При выполнении упражнения важно не менять положения головы и рта относительно плоскости стола и "ворот". Помимо выработки центрального направления струи вьщыхаемого воздуха это упражнение помогает развивать долгий, плавный вьаох, что необходимо в работе над речевым дыханием, 4, "Пушинка". Положить на кончик носа ватку. Открыть рот и, приподняв широкий язык на верхнюю губу (как в упражнении "Вкусное варенье"), подуть на ватку так, чтобы она взлетела вертикально вверх. При выполнении упражнения необходимо следить, чтобы голова не запрокидывалась: она должна оставаться неподвижной в естественном положении покоя. Все эти упражнения выполняются обычно при дефектном боковом произнесении звуков, вызванном слабостью боковых краев языка, что приводит к искривлению направления воздушной струи. Этап постановки звука с физиологической точки зрения представляет собой создание нового условного рефлекса. После многократного повторения артикуляционных упражнений, включающих элементы нужного речевого уклада, вырабатываются кинестетические ощущения упражняемого движения, оно постепенно автоматизируется. Первоначально пробуем поставить звук по подражанию с учетом его произносительных особенностей. Взрослым это почти всегда удается, особенно если человек произносит верно мягкий вариант звука (например, очень часто при правильном произнесении звука л', бывает искажено произнесение звука л). Если попытки не увенчаются успехом, звук приходится ставить косвенным путем, используя определенные приемы, о которых пойдет речь при рассмотрении частных случаев дислалий, В период работы на этом этапе необходимо помнить о трех целях, которые нужно достичь для того, чтобы звук был правильно сформирован: мы должны выработать верную форму органов артикуляции, закрепить место и способ образования звука. Этап автоматизации (закрепления) звука в речи — самый длительный, С точки зрения высшей нервной деятельности на этом этапе происходит затормаживание и устранение старых, неправильных, динамических стереотипов и выработка новых. Вновь созданная и закрепленная относительно простая связь — речевой звук — последовательно вводится в более сложные речевые структуры: слоги, слова, фразы, — вытесняя неверный звук, произносившийся в них ранее. Эта работа достаточно сложна и трудна для нервной системы, поэтому необходимо соблюдение определенных правил: речевой материал должен быть доступен и систематизирован, переход от одного этапа автоматизации к другому должен быть постепенен. Последовательность работы на этапе автоматизации такова: 1. Закрепление звука в слогах — прямых (типа с*г)* в ударном и безударном слоге: с*ы, р*а, ш*а; — обратных (типа гс*) в ударном и безударном слоге: ас*, ар*, аш*; — в позиции между гласными (типа гс*г) с ударением на первом гласном и на втором: ас*а, ар*а, аш*а; ~ в слогах со стечением согласных (типа с*сг и сс*г) с*ка и вс*а. При отработке слоговых сочетаний используются двух-, трех-, четырехсложные структуры с разноместным ударением, например: ры ба и ша ры; ра ду га, во рд на и то по ры и т, д. Вначале работа по закреплению звука в слогах проводится в статике, затем в динамике: слоговые комбинации произносятся в сочетании с движением — наклонами, поворотами, ходьбой и т. п. Приведем примеры. Движение по прямой. Определить цель движения. После короткого вдоха через нос, двигаться по направлению к цели, произнося на одном выдохе слоговую цепочку. При ходьбе каждые 3—4 шага можно делать поворот и следующие 3—4 шага двигаться задом наперед, затем (через поворот) возвращаться к обычному принципу движения.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |