Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие об общении. 3 страница




"Руслан и Людмила"(А. Пушкин). "Хозяин и работник "(Л Толстой). "Лес и степь" (И.Тургенев).

"Он и она" (А. П. Чехов).


 

 


После тренировки дикции и орфоэпии на словах и коротких фразах переходим к литературным текстам, чтобы закрепить полученные навыки. При этом, как всегда, од­ной из наших главных задач является умение действовать словом, связанное с понимани­ем текста и желанием поделиться мыслями с партнером. Работа над дикцией и орфоэ­пией не принесет пользы, если учащийся будет механически произносить слова, обра­щая внимание только на четкость артикуляции и правильность произношения. На протя­жении всех лет обучения сохраняется принцип комплексной работы над всеми раздела­ми предмета.

Первыми литературными текстами служат нам пословицы и поговорки — хороший материал для тренировки не только дикции и орфоэпии, но и умения доносить мысль и то, что стоит за текстом.

Пословицы — мудрые народные изречения, в которых отображена жизнь, трудовая деятельность людей, их взаимоотношения, обычаи, нравы, привычки. В пословицах на­род высмеивает тунеядцев, трусов, глупцов, утверждает мужество, трудолюбие, правди­вость, честность, 4

Всегда утверждая что-либо как неоспоримую истину, пословицы в то же время не остаются равнодушно-спокойными. Богатство оттенков чувств и отношений, заложенное в пословицах, помогает найти верное решение и подсказывает действенную задачу.

Работа над пословицами знакомит, в частности, с очень распространенным синтак­сическим явлением — противопоставлением. Интонационное выделение противопостав­ляемых элементов играет важную роль в раскрытии смысла произносимого: "Не тот хо­рош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож"; "Вещь хороша новая, а друг — старый" и т. д.

Задание. Продумайте содержание каждой пословицы. Наметьте слова, которые вы­ражают основную мысль. Решите, к каким фактам жизни можно отнести данную посло­вицу, в каких случаях и с какой задачей вы ее произносите.

В каждой пословице, подобранной нами, под ударением стоят те или иные гласные, в том числе йотированные. Они повторяются в данной пословице в нескольких словах, как в ударном, так и в безударном положении. Запомните три пословицы или поговорки на каждый звук.

а, я

Ворона и за море летала, а ума не достала.

Желанному гостю — горячий привет, незван ному гостю — хозяина дома нет.

Петр да Иван волокут чурбан; Петр надувается, спину ломает, а Иван ухмыляется, дурака ва­ляет.

Язык болтает, а голова не знает.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Страшивай не старого — спрашивай бывалого.

о, ё

Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.

Хорош тот, кто поит и кормит, а и тот не плох, кто хлеб-соль помнит.

В одиночку не одолеешь и кочку, артелью и через гору впору.

Не тот умен, кто много говорит, а тот, кто попусту слов не тратит.

На языке мёд, а под языком лёд.

Это ёж — его руками не возьмёшь.

Соврёшь — не помрёшь, да вперед не поверят.

и, ы

С родной земли умри — не сходи.

Каковы встречи, таковы и речи.

Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.

Поспешишь — людей насмешишь.

Думу трижды вокруг головы оберни да раз выскажи.

е

Без дела жить —- только небо коптить.

Ученью без уменья —- не польза, а беда.

Велик телом, да мал делом.

Лень лени за ложку взяться, а не лень лени обедать.

Кто сеет да веет, тот не обеднеет.

Кто языком штурмует, немного навоюет.

Беды мучат, да уму учат.

Думай ввечеру, — делай поутру.

За ученого двух неученых дают, да и то не берут.

Какову чашу другу нальешь, такову и сам выпьешь.

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Артикуляция согласных звуков требует особого внимания. Если при произнесении гласных струя выдыхаемого воздуха свободно проходит через ротовую полость, то при формировании согласных струя выдыхаемого воздуха встречает на своем пути разнооб­разные преграды, и произнесение согласных требует четкой и тонкой работы артикуля­ционных органов.

Классификация согласных определяется следующими признаками:

1) способ образования;

2) место образования (указывается активный орган артикуляции — на I месте; пас­сивный на II месте);

3) звонкость — глухость;

4) твердость — мягкость.

По способу образования согласные делятся на две группы: смычные и щелевые (фрикативные). У щелевых звуков — неполное смыкание, остается щель, через кото­рую просачивается воздух.

Есть щелевые срединные — ф, ф', в, в', с, с', з, з', ш, ш\ ж, ж', л:, х' и др. (воздух просачивается через щель, образованную в середине полости рта — между языком и зу­бами или нёбом; и боковые — л, л' и др. (воздух просачивается сбоку полости рта, — между боковой частью языка и зубами).

У смычных согласных возникает полное смыкание, которое с шумом преодолевает­ся воздушной струей. Это — взрывные, слитные, носовые, щелчковые, взрывно-боковые, дрожащие.

Взрывные — п, я', ш, т\ д, д\ к, к', г, г' и др. (воздух разрывает смычку органов речи). Слитные (аффрикаты) — ц, ч, дз и др.) — образуется полная смычка, воздух ее преодолевает, и образуется щель, через которую с трением просачивается воздух**. Но­совые — м, м', н, н' и др. (полное замыкание ротовой полости, воздух проходит через носовую полость). Щелчковые (фаукальные — от латин. faux — глотка) — им, п'м', бм, б'м', тн, т'н', дн, д'н'. Например; дно, дня, отнять, обман (замыкается ротовая полость с одновременным щелчком увулы. Увула находится в верхней части гортани, недалеко от глотки. Воздух протекает в открывшуюся носовую полость). Взрывно-боковые — тл, т'л', дл, д'л'. Например: седло, подпить, тля, отлогий. (Язык примыкает к зубам, и одно­временно отщелкивается боковая сторона языка от зубов и щеки. Воздух протекает в

Классификация приводится по кн.: Панов М. В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979, C.2I—25. М. В. Панов приводит в таблице 68 согласных звуков (см. с.25),

ДЗ — например, в слове Шпицберген — Шпи[дз]6ерген. Дужка над знаками транскрипции показывает, что это единый звук.


образовавшуюся сбоку щель.) Дрожащие — р, р' и др. (при их произношении чередуют­ся размыкания и смыкания ротовой полости).

По месту образования согласные делятся на: губно-губные п, п\ б, б\ м, м', пм — п'м', б'м', бм; губно-зубные (ф, ф', в, в1); переднеязычные зубные (с, с', з, з', л, л', т. т', д, д\ ц, дз, н, н\ тн, т'н\ дн, д'н', тл, т'л\ дл, д'л\ и др.); переднеязычные передненеб­ные (ш, щ, ж, ж', т, т', ч, р, р' и др.); среднеязычные, средненёбные (й) и др.; задне­язычные, задненёбные (*', г', к' и др.).

Мягкие согласные — передняя часть языка приподнимается к твердому нёбу (в', ф\ с', з', ш', ж', х', п', б', т', д', к', г', ч', м', н', р', л', п'м', б'м', т'н', д'н' и др.)

Твердые согласные — задняя часть языка приподнимается к мягкому нёбу (в, ф, с, з, ж, ц, т, д, м, н, п, р, пм, бм и др. Йот (м) — не твердый и не мягкий, это сред­ненёбный согласный.

Согласные делятся на звонкие и глухие звуки.

Глухие (к, п, с, т, ш и др.) произносятся без участия голоса, только одним шу­мом. Шум может возникать в результате трения воздушной струи о стенки щели, кото­рая создает преграду; так образуются щелевые, или фрикативные, глухие со­гласные; с, с', ф, ф\ х, х', ш, щ и др. Или шум создается в результате того, что воздуш­ная струя мгновенно разрывает преграду; так образуются смычные, глухие соглас­ные: к, к', п, п', т, т' и др.

Звонкие согласные, образуемые не только шумом, но и голосом, также могут быть щелевыми либо смычными. Щелевые звонкие согласные — в, в', з, з', ж, ж' и др., смычные — б, б', г, г', д, д' и др. Кроме того, звонкие согласные делятся на шумные и сонорные. В образовании шумных звонких (б, б', в, в', г, г' и др.) шум преобладает над голосом (тоном); в образовании сонорных (л, л', м, м\ н, н', р, р', а также ы) голос (тон) преобладает над шумом.

Уже из этой краткой характеристики согласных видно, как они разнообразны и на­сколько внимательными надо быть к их артикуляции.

Иногда из-за небрежной артикуляции вместо звонких согласных звуков б, б', г, г', д, д' произносят глухие звуки я, п\ к, к', т, т\ т, е. вместо слова бабушка говорят папушка, вместо голос — колос, вместо Дон — Тон, вместо дело — тело и т. д.

В подобных случаях нечеткого разграничения согласных по звонкости-глухости ре­комендуем заняться специальной тренировкой: приложить ладонь к выступу щитовидно­го хряща (кадыку) и произносить по очереди парные звуки — звонкий, глухой — не­сколько раз подряд. При произнесении звонкого звука рука ощутит работу голосовых складок, при произнесении глухого звука этого ощущения не возникает.

Обратите внимание: большинство согласных в русском языке могут быть как твер­дыми, так и мягкими (образуют пары по твердости-мягкости). Но некоторые согласные являются всегда твердыми: это ж, ш, if (жест, шелест, цифра). Звуки чищ всегда мяг­кие: чашка, чай, чулан, щеголь, щавель, щиколотка.

Звуки ж, ш — всегда твердые в одиночном положении — нередко становятся мяг­кими, когда удваиваются: вожжи — во/ж'ж'/и, уезжаем — уе/ж'ж'/аем*, двойной мягкий

Сочетание зж произносится как двойной мягкий звук ж.

согласный ш — ш'ш'— обычно на письме обозначается буквой щ: блестящий — бле­стя/ш'ш/ий, щетина — /ш'ш'/етина.

Все согласные звуки, за исключением м и н, требуют активной работы мягкого нёба, которое закрывает проход в носовую полость. Это очень важно, так как иначе зву­ки будут иметь неприятное, гнусавое звучание.

Ясность, внятность речи прежде всего зависит от четкого произношения согласных, в то время как мелодика речи определяется главным образом произнесением гласных, Станиславский называл гласные — рекой, согласные — берегами.

Артикуляционные движения, необходимые для последующего звука, начинаются уже на предыдущем звуке. Предыдущий как бы подготавливается к произнесению последую­щего. В то же время и последующие звуки явственно влияют на предыдущие. Это мы знаем, например, из закона оглушения-озвончения или смягчения предыдущего согласно­го под влиянии последующего.

Таким образом, звуки речи взаимно влияют друг на друга. В связи с этим обращаем ваше внимание на то, что при произнесении ударного слога губы принимают форму гласного этого слога. Слог — согласный вместе с гласным — составляет одно целое.

Так же, как в работе над гласными звуками, мы соединяем работу по дикции с ос­воением норм литературного произношения. Тренируя согласные звуки на словах, следу­ет обращать внимание не только на ударный слог, но и на произошение гласных в без­ударном положении.

После отдельных слогов и слов даются для тренировки пословицы, поговорки, фра­зы и стихотворные тексты (последние в конце главы). Весь текстовой материал необхо­димо сначала разобрать по мысли. Посмотрите еще раз методические указания, которые даны в начале главы (см. "Гласные звуки"). Все, что там говорилось о дыхании, внима­нии к слову, к мысли, остается в силе.

Напоминаем и о необходимости пользоваться словарями — толковыми и словарями литературного произношения и ударения.

Характеристика согласных звуков

Согласные п, п' (пь) — б, б' (бь), губно-губные, смычные (взрывные); п, л' —-глухие;^, б'— звонкие

h h

Звуки п — б — м Зяуки п' — б' — м'

В начале артикуляции звуков п — б губы крепко сомкнуты. Струя выдыхаемого воз­духа проходит через рот и разрывает эту преграду — в результате образуется шум. Звук

п произносится только шумом, без голоса. Звук б образуется с участием и шума и голо­са. Нёбная занавеска поднята.

При артикуляции мягких п' — б' спинка языка приподнимается к твердому нёбу.

Для освоения разницы между звонким б и глухим п произнесите поочередно; п — б, п — б, п— б... Произнося эти звуки, старайтесь, чтобы к ним не примешивались глас­ные.

Слоговые упражнения п — б, п' — б'

пэ па по пу пы пи пе пя пё пю
бэ ба бо бу бы би бе бя бё бю
бэп бап боп буп был бипь бепь бяпь бёпь бюпь

 

Задание: Подберите слова, оканчивающиеся на п — б, пь — бь.

Двойные взрывные (или смычные) согласные пп — бб произносятся слитно, с так называемым "долгим затвором". Каждое двусложное сочетание надо произносить с уда­рением на первом слоге:

пйби — пйбби, пэбэ — пэббэ, паба — пабба, пдбо — пдббо,

пубу — пуббу, пыбы — пыббы, бйпи — бйппи, бэпэ — бэппэ,

бапа — баппа, бдпо — бдппо, бупу — буппу, быпы — быппы

Задание: сравните и зафиксируйте разницу в произношении одинарного согласного звука и рядом с ним двойного в упражнении и в словах: бэби — хобби, липа — хиппи.

Подберите сами слова и сочетания с удвоенными согласными и составьте из них фразы.

Слоговые упражнения на освоение разницы в артикуляции твердых и мягких — п — б.

пэ — пе, па — пя, по — пё, пу — пю, пы — пи бэ — бе, ба — бя, бо — бё, бу — бю, бы — би

Напоминаем, что при произнесении слога губы принимают форму гласного в дан­ном слоге: в слоге пи — форму гласного и и т. д.

Для тренировки произношения согласных звуков п — п',б — б' сразу же после сло­говых упражнений произносятся слова, в которых твердые и мягкие п — б встречаются в ударном слоге — в начале, середине и в конце слова (закрытый слог):

пашня лопата сноп

парк капот потоп

помпа непонятый • стоп

пуля напуганный клоп

пыль копыто галоп

башня табунщик сугроб/nf

Помните о законе оглушения согласного в конце слова. Образец произношения даем только в первом из таких слов.


бомба проооина и shod

будка набухший краб

быль забытый клуб

Слова с п'— б':


пихта пение пёстрый пять битва белый бешенство
копилка кипение напёрсток запястье обида победа забегался
выпь насыпь накипь зыбь зябь /п'/ рябь прорубь

 

 


Обратите внимание на произношение звука б в следующих словах:

объем обьезд объект

объятие объегорить объяснение

объединение объедки объявление

В этих словах б произносится твердо в отличие от слов бью, воробьи, дробью, рябью, зыбью и т. п.

Проспрягайте глаголы бить и пить. Следите за тем, чтобы звуки б — п были мягки­ми, а перед гласными был слышен й:

бью бьем пью пьем

бьешь бьете пьешь пьете

бьет бьют пьет пьют

Такая работа очень полезна, так как в речи согласный й в таком положении часто пропадает.

По этому же принципу проспрягайте глаголы разбить, отбить, набить, пробить. Просклоняйте данные ниже слова и внимательно прослушайте себя: как у вас зву­чит б твердый и б мягкий?

объем объем воробьи воробьев

объема объемом воробьев воробьями

объему об объеме воробьям о воробьях

Пословицы и поговорки для проверки правильного произношения звуков п — б, п' — б'

Лучше врага бить, чем битым быть.

Фаддей, не робей — робких жизнь не любит.

Трус — что плохой пес: хвост поджал и побежал.

На народ плевать — себе в глаза попадешь.

К доброму плохое не пристало.

После этого переходите к работе над согласными п — б, п' — б' в стихотворных текстах (они помещены в конце этой главы).

Согласные к, к'/кь/ — г, г'/гь/з аднеязычные, задненёбные, смычные (взрывные) к, к' — глухие; г, г' — звонкие

При артикуляции твердых звуков глухого к и звонкого г язык оттянут назад; задняя часть спинки языка поднята и упирается в мягкое нёбо; кончик языка у нижних зубов, но не касается их. На звуке г голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

На мягких к' и г' спинка языка выше поднимается к твердому нёбу, кончик языка касается нижних зубов. Нёбная занавеска и на твердых и на мягких к, г поднята.

Звуки к — г — х

Согласные х — х', заднеязычные, шелееые (серединные); х — задненёбный, — средненёбный.

При артикуляции х язык отодвигается назад и приближается к мягеому нёбу; между языком и нёбом образуется щель, через которую с трением проходит выдыхаемый воз­дух, создавая шум. При произнесении мягкого х к этой основной артикуляции присоеди­няется дополнительная: спинка языка сильнее поднимается к твердому нёбу. При произ­несении согласных х — х' с гласными губы принимают форму гласного.

Слоговые упражнения для тренировки звуков к — г — х

ки кэ ка ко ку кы

ги гэ га го гу гы

хи хз ха хо ху хы

Слоговые упражнения на двойные согласные кк, гг

г >

кигги кэггэ кагга когго куггу кыггы

гйкки гэккэ гакка гдкко гукку гыккы


Слоговые упражнения на согласные к — х в конце слова (закрытый слог)

гик гэк гак гок гук гык

ких кэх ках кох кух кых

гих гэх гах гох гух гых

хик хэк jсак хок хук хык

Слоговые упражнения дня освоения разницы между взрывными к и г и щелевым х

кйхи кзхэ каха кохо куху кыхы

хйки хэкэ хака хоко хуку хыкы

гйхи гэхэ гаха гохо гуху гыхы

хйги хэгэ хага хого хугу хыгы

В произношении нередко встречается полуфрикативный г, характерный для южных говоров. Устранению такого произношения поможет контроль за артикуляцией. Напоми­наем: при взрывном г, каковым и должен быть этот звук в русском языке, спинка языка отодвигается назад и прижимается к мягкому нёбу; струя выдыхаемого воздуха резко, мгновенно разрывает образуемое препятствие. Артикуляция та же, что при звуке к, толь­ко с участием голоса.

Полуфрикативный г в современном русском языке встречается всего в нескольких словах: в междометиях ага, ого, гоп, в слове господи. Слово бог, как мы говорили, в именительном падеже произносится с л; ка месте г. В косвенных падежах слова бог (бо­га, богов и др.) г произносится как г взрывной.

Слова для тренировки звуков г — к — х

кислый ракита клок
кадка закат паук
каска покатый сук
корка покорный мешок
колкий законность поток
куст закутать окорок
кухонный накуренный лоток
гибель могила вдруг (к)
галка загадка круг
гадко прогалина недруг
гонка вольготно миг
гомон вагон враг
густо прогульщик берег
гульбище могучий порог
хилый шахиня крах
хата сохатый слух
     

 

Пословицы, фразы и скороговорки для проверки правильного произношения звуков к — г — х:

От глупого риска до беды близко.

Гора с горой не сходится, а человек с человеком сойдется.

Кому мир не дорог, тот нам и ворог.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.

У елки иголки колки.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон.

Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

Пословицы и поговорки для проверки звука х

У храбрых есть бессмертие, смерти у храбрых нет, В храбром уборе ездит, а храбрость его за кустом лежит. С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь. Дело в руках — и хлеб в устах. Люди пахать, а он руками махать.

хобот ходжи
подвох прах
пехота находка

Хозяин добр — и дом хорош, хозяин худ — ив доме то ж.

Согласныет, т' (ть) — <Э д"(дъ> — переднеязычные, зубные,смычные, взрывные; т, т' — глухие; д, д' — звонкие


Звуки т — д — н

Звуки т' — дн'

 

При произнесении звуков т, д челюсти разомкнуты, передние зубы обнажены, кон­чик языка упирается в верхние передние зубы. Струя вьщыхаемого воздуха разрывает эту преграду. При произнесении т\ д' к основной артикуляции прибавляется дополнитель­ная; спинка языка поднимается к твердому нёбу. При произнесении глухих т, т' складки не работают. При произнесении звонких д, д' голосовые складки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска во всех случаях поднята.

При произнесении мягких т ид возможен другой вариант: кончик языка упирается в нижние резцы, а передняя часть спинки языка и в том и другом случае приближается к твердому нёбу. При наличии неправильной артикуляции мягких согласных т и д, когда они произносятся с призвуком с или з, рекомендуем пользоваться тем вариантом, кото­рый более эффективен для студента.

Произнесите по очереди несколько раз: т — д, т — д, — т — <3, чт»бы четко усво­ить разницу между звонким и глухим звуком.

При произнесении согласных не прибавляйте к ним гласные.

Слоговые упражнения для твердых согласных т — д


тэ дэ дэт
та да дат
то до дот
ту ду дут
ты ды дыт

 

 


Упражнения на двойные согласные mm, дд


тйди-тйдди, тодо-тоддо, дйти-дйтти, ддто-дотто,
тэдэ-тэддэ, туду-тудду, дэтэ-дэттэ, дуту-дутту,
тада-тадда, тыды-тыдйы, дата-датта, дыты-дытты.

 

 


Задания: 1. Прочитайте вслух слова и словосочетания, в которых двойные соглас­ные меняют смысл слов: подать—поддать, поденка—подденка, подержать—поддер­жать, Адам—отдам; отереть—оттереть, потек—подтек, потащить—подтащить, по­тягивать—подтягивать.

2. Подберите сами слова и словосочетания, в которых удвоенные согласные меняют смысл слов, и составьте фразы.

Слоговые упражнения на мягкие т' — д'

ти те тя тё тю
ди де дя дё дю
тьи тье тья тьё тью
дьи дье дья дьё дью
дить деть дять дёть дють

 

Слоговые упражнения на двойные мягкие согласные т'т' — д'д'

тйдди тёдде тяддя тёддё тюддю

дйтти дётте дяття дёттё дюттю

Обращаем в^ н те внимание на слоги с разделительным ь; тьи, тье... В русском языке много слов с подобными сочетаниями, особенно в конце слов, и в жизни часто ошибоч­
но произносят лади вместо ладьи, стати вместо статьи, т. е. отсутствует согласный и перед гласным и. В подобных случаях даже звук и должен быть йотированным: мм.

Слова для тренировки твердых согласных т — д
тент /тэ/ детектор /дэтэ/ плот
тембр /тэ/ потенция /тэ/ плут
термос /тэ/ патетика /тэ/ крот
тамбур наталкивать пласт
тальма проталина прут
тормоз лоточник /.шн/ лот
тундра катушка оплот
тусклый натурщица хруст
дельта /дэ/ модель /дэ/ брод /т/
давность /с'т'/ продажа клад
дальность задаток град
донор подонок завод
доктор медовый сад
дудка кадушка плод
дума задуматься плед

 

В произношении мягких согласных т' и д' встречается довольно распространенный недостаток, когда к этим звукам примешиваются звуки с, з. Вместо дело говорят дзело, вместо тени — тсени. Эти недостатки называют "дзяканьем" и "тсяканьем".

Рекомендуем к артикуляции мягких согласных т и д отнестись с особым внимани­ем. Не форсируйте произношение, следите за дыханием, не перегружайте вьщох и поль­зуйтесь, как говорилось выше, тем вариантом, который более эффективен для вас.

Слова для тренировки мягкого согласного т

тина плотина копоть
тир сатин плоть
тихо мотив клеть
титул ватин зять
тиснуть картина плеть
тесто затейник пять
темя литейный мякоть
тень метелица память
текст потешный замять
тяга сутяга вспять
тяпка утята вплоть
тяжесть культяпка прыть
терка кутеж врыть
тезка потертый сеть
тертый полотер четверть

 

Полезны для тренировки мягкого т в конце слова глаголы в неопределенной фор­ме: петь, читать, мять и т, п. Потренируйтесь в их произношении. Кроме того, мы предлагаем для тренировки односложные и двусложные слова: ныть, выть, водить, ме­тать и т. п. Односложные и двусложные слова с ударным слогом в конце помогут со­средоточить внимание на артикуляции мягкого согласного.

Слова для тренировки мягких д' и т'

диск водитель пядь /т'/
диктор задира падь
дивный убедительность гладь
дева задержка наледь
деньги видение заводь
дерзкий сидение кладь
деспот падение сельдь
дятел бродяга желудь
деготь ведерко грудь
дерн надежный очередь
дешево водянка прядь
дюжий дюны глядь

 

Обратите внимание на слова, в окончании которых имеется мягкий разделительный знак: статья, ладья, литьё, бадья и т. п. При отсутствии разделительного ь и необходи­мой йотации для йотирования гласных, в произношении таких слов, как вытье, питье, литье, ладья и др., получается искаженное произношение: вытё, питё, ладя, литё. Кро­ме того, необходимо помнить, что в таких сочетаниях, как тьи, дьи, гласный и будет также йотированным звуком.

Для правильного произношения мягких т', д' и йотированных гласных предлагаем склонять слова на -тья, -дья:

ладья литье статья
ладьи литья статьи
ладье литью статье
ладью литьё статью
ладьей литьём статьей
о ладье о литье о статье

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 202; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.134 сек.