КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие об общении. 3 страница
"Руслан и Людмила"(А. Пушкин). "Хозяин и работник "(Л Толстой). "Лес и степь" (И.Тургенев). "Он и она" (А. П. Чехов).
После тренировки дикции и орфоэпии на словах и коротких фразах переходим к литературным текстам, чтобы закрепить полученные навыки. При этом, как всегда, одной из наших главных задач является умение действовать словом, связанное с пониманием текста и желанием поделиться мыслями с партнером. Работа над дикцией и орфоэпией не принесет пользы, если учащийся будет механически произносить слова, обращая внимание только на четкость артикуляции и правильность произношения. На протяжении всех лет обучения сохраняется принцип комплексной работы над всеми разделами предмета. Первыми литературными текстами служат нам пословицы и поговорки — хороший материал для тренировки не только дикции и орфоэпии, но и умения доносить мысль и то, что стоит за текстом. Пословицы — мудрые народные изречения, в которых отображена жизнь, трудовая деятельность людей, их взаимоотношения, обычаи, нравы, привычки. В пословицах народ высмеивает тунеядцев, трусов, глупцов, утверждает мужество, трудолюбие, правдивость, честность, 4 Всегда утверждая что-либо как неоспоримую истину, пословицы в то же время не остаются равнодушно-спокойными. Богатство оттенков чувств и отношений, заложенное в пословицах, помогает найти верное решение и подсказывает действенную задачу. Работа над пословицами знакомит, в частности, с очень распространенным синтаксическим явлением — противопоставлением. Интонационное выделение противопоставляемых элементов играет важную роль в раскрытии смысла произносимого: "Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож"; "Вещь хороша новая, а друг — старый" и т. д. Задание. Продумайте содержание каждой пословицы. Наметьте слова, которые выражают основную мысль. Решите, к каким фактам жизни можно отнести данную пословицу, в каких случаях и с какой задачей вы ее произносите. В каждой пословице, подобранной нами, под ударением стоят те или иные гласные, в том числе йотированные. Они повторяются в данной пословице в нескольких словах, как в ударном, так и в безударном положении. Запомните три пословицы или поговорки на каждый звук. а, я Ворона и за море летала, а ума не достала. Желанному гостю — горячий привет, незван ному гостю — хозяина дома нет. Петр да Иван волокут чурбан; Петр надувается, спину ломает, а Иван ухмыляется, дурака валяет. Язык болтает, а голова не знает. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Страшивай не старого — спрашивай бывалого. о, ё Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства. Хорош тот, кто поит и кормит, а и тот не плох, кто хлеб-соль помнит. В одиночку не одолеешь и кочку, артелью и через гору впору. Не тот умен, кто много говорит, а тот, кто попусту слов не тратит. На языке мёд, а под языком лёд. Это ёж — его руками не возьмёшь. Соврёшь — не помрёшь, да вперед не поверят. и, ы С родной земли умри — не сходи. Каковы встречи, таковы и речи. Не за свое дело не берись, а за своим не ленись. Поспешишь — людей насмешишь. Думу трижды вокруг головы оберни да раз выскажи. е Без дела жить —- только небо коптить. Ученью без уменья —- не польза, а беда. Велик телом, да мал делом. Лень лени за ложку взяться, а не лень лени обедать. Кто сеет да веет, тот не обеднеет. Кто языком штурмует, немного навоюет. Беды мучат, да уму учат. Думай ввечеру, — делай поутру. За ученого двух неученых дают, да и то не берут. Какову чашу другу нальешь, такову и сам выпьешь. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Артикуляция согласных звуков требует особого внимания. Если при произнесении гласных струя выдыхаемого воздуха свободно проходит через ротовую полость, то при формировании согласных струя выдыхаемого воздуха встречает на своем пути разнообразные преграды, и произнесение согласных требует четкой и тонкой работы артикуляционных органов. Классификация согласных определяется следующими признаками: 1) способ образования; 2) место образования (указывается активный орган артикуляции — на I месте; пассивный на II месте); 3) звонкость — глухость; 4) твердость — мягкость. По способу образования согласные делятся на две группы: смычные и щелевые (фрикативные). У щелевых звуков — неполное смыкание, остается щель, через которую просачивается воздух. Есть щелевые срединные — ф, ф', в, в', с, с', з, з', ш, ш\ ж, ж', л:, х' и др. (воздух просачивается через щель, образованную в середине полости рта — между языком и зубами или нёбом; и боковые — л, л' и др. (воздух просачивается сбоку полости рта, — между боковой частью языка и зубами). У смычных согласных возникает полное смыкание, которое с шумом преодолевается воздушной струей. Это — взрывные, слитные, носовые, щелчковые, взрывно-боковые, дрожащие. Взрывные — п, я', ш, т\ д, д\ к, к', г, г' и др. (воздух разрывает смычку органов речи). Слитные (аффрикаты) — ц, ч, дз и др.) — образуется полная смычка, воздух ее преодолевает, и образуется щель, через которую с трением просачивается воздух**. Носовые — м, м', н, н' и др. (полное замыкание ротовой полости, воздух проходит через носовую полость). Щелчковые (фаукальные — от латин. faux — глотка) — им, п'м', бм, б'м', тн, т'н', дн, д'н'. Например; дно, дня, отнять, обман (замыкается ротовая полость с одновременным щелчком увулы. Увула находится в верхней части гортани, недалеко от глотки. Воздух протекает в открывшуюся носовую полость). Взрывно-боковые — тл, т'л', дл, д'л'. Например: седло, подпить, тля, отлогий. (Язык примыкает к зубам, и одновременно отщелкивается боковая сторона языка от зубов и щеки. Воздух протекает в Классификация приводится по кн.: Панов М. В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979, C.2I—25. М. В. Панов приводит в таблице 68 согласных звуков (см. с.25), ДЗ — например, в слове Шпицберген — Шпи[дз]6ерген. Дужка над знаками транскрипции показывает, что это единый звук. образовавшуюся сбоку щель.) Дрожащие — р, р' и др. (при их произношении чередуются размыкания и смыкания ротовой полости). По месту образования согласные делятся на: губно-губные п, п\ б, б\ м, м', пм — п'м', б'м', бм; губно-зубные (ф, ф', в, в1); переднеязычные зубные (с, с', з, з', л, л', т. т', д, д\ ц, дз, н, н\ тн, т'н\ дн, д'н', тл, т'л\ дл, д'л\ и др.); переднеязычные передненебные (ш, щ, ж, ж', т, т', ч, р, р' и др.); среднеязычные, средненёбные (й) и др.; заднеязычные, задненёбные (*', г', к' и др.). Мягкие согласные — передняя часть языка приподнимается к твердому нёбу (в', ф\ с', з', ш', ж', х', п', б', т', д', к', г', ч', м', н', р', л', п'м', б'м', т'н', д'н' и др.) Твердые согласные — задняя часть языка приподнимается к мягкому нёбу (в, ф, с, з, ж, ц, т, д, м, н, п, р, пм, бм и др. Йот (м) — не твердый и не мягкий, это средненёбный согласный. Согласные делятся на звонкие и глухие звуки. Глухие (к, п, с, т, ш и др.) произносятся без участия голоса, только одним шумом. Шум может возникать в результате трения воздушной струи о стенки щели, которая создает преграду; так образуются щелевые, или фрикативные, глухие согласные; с, с', ф, ф\ х, х', ш, щ и др. Или шум создается в результате того, что воздушная струя мгновенно разрывает преграду; так образуются смычные, глухие согласные: к, к', п, п', т, т' и др. Звонкие согласные, образуемые не только шумом, но и голосом, также могут быть щелевыми либо смычными. Щелевые звонкие согласные — в, в', з, з', ж, ж' и др., смычные — б, б', г, г', д, д' и др. Кроме того, звонкие согласные делятся на шумные и сонорные. В образовании шумных звонких (б, б', в, в', г, г' и др.) шум преобладает над голосом (тоном); в образовании сонорных (л, л', м, м\ н, н', р, р', а также ы) голос (тон) преобладает над шумом. Уже из этой краткой характеристики согласных видно, как они разнообразны и насколько внимательными надо быть к их артикуляции. Иногда из-за небрежной артикуляции вместо звонких согласных звуков б, б', г, г', д, д' произносят глухие звуки я, п\ к, к', т, т\ т, е. вместо слова бабушка говорят папушка, вместо голос — колос, вместо Дон — Тон, вместо дело — тело и т. д. В подобных случаях нечеткого разграничения согласных по звонкости-глухости рекомендуем заняться специальной тренировкой: приложить ладонь к выступу щитовидного хряща (кадыку) и произносить по очереди парные звуки — звонкий, глухой — несколько раз подряд. При произнесении звонкого звука рука ощутит работу голосовых складок, при произнесении глухого звука этого ощущения не возникает. Обратите внимание: большинство согласных в русском языке могут быть как твердыми, так и мягкими (образуют пары по твердости-мягкости). Но некоторые согласные являются всегда твердыми: это ж, ш, if (жест, шелест, цифра). Звуки чищ всегда мягкие: чашка, чай, чулан, щеголь, щавель, щиколотка. Звуки ж, ш — всегда твердые в одиночном положении — нередко становятся мягкими, когда удваиваются: вожжи — во/ж'ж'/и, уезжаем — уе/ж'ж'/аем*, двойной мягкий Сочетание зж произносится как двойной мягкий звук ж. согласный ш — ш'ш'— обычно на письме обозначается буквой щ: блестящий — блестя/ш'ш/ий, щетина — /ш'ш'/етина. Все согласные звуки, за исключением м и н, требуют активной работы мягкого нёба, которое закрывает проход в носовую полость. Это очень важно, так как иначе звуки будут иметь неприятное, гнусавое звучание. Ясность, внятность речи прежде всего зависит от четкого произношения согласных, в то время как мелодика речи определяется главным образом произнесением гласных, Станиславский называл гласные — рекой, согласные — берегами. Артикуляционные движения, необходимые для последующего звука, начинаются уже на предыдущем звуке. Предыдущий как бы подготавливается к произнесению последующего. В то же время и последующие звуки явственно влияют на предыдущие. Это мы знаем, например, из закона оглушения-озвончения или смягчения предыдущего согласного под влиянии последующего. Таким образом, звуки речи взаимно влияют друг на друга. В связи с этим обращаем ваше внимание на то, что при произнесении ударного слога губы принимают форму гласного этого слога. Слог — согласный вместе с гласным — составляет одно целое. Так же, как в работе над гласными звуками, мы соединяем работу по дикции с освоением норм литературного произношения. Тренируя согласные звуки на словах, следует обращать внимание не только на ударный слог, но и на произошение гласных в безударном положении. После отдельных слогов и слов даются для тренировки пословицы, поговорки, фразы и стихотворные тексты (последние в конце главы). Весь текстовой материал необходимо сначала разобрать по мысли. Посмотрите еще раз методические указания, которые даны в начале главы (см. "Гласные звуки"). Все, что там говорилось о дыхании, внимании к слову, к мысли, остается в силе. Напоминаем и о необходимости пользоваться словарями — толковыми и словарями литературного произношения и ударения. Характеристика согласных звуков Согласные п, п' (пь) — б, б' (бь), губно-губные, смычные (взрывные); п, л' —-глухие;^, б'— звонкие h h Звуки п — б — м Зяуки п' — б' — м' В начале артикуляции звуков п — б губы крепко сомкнуты. Струя выдыхаемого воздуха проходит через рот и разрывает эту преграду — в результате образуется шум. Звук п произносится только шумом, без голоса. Звук б образуется с участием и шума и голоса. Нёбная занавеска поднята. При артикуляции мягких п' — б' спинка языка приподнимается к твердому нёбу. Для освоения разницы между звонким б и глухим п произнесите поочередно; п — б, п — б, п— б... Произнося эти звуки, старайтесь, чтобы к ним не примешивались гласные. Слоговые упражнения п — б, п' — б'
Задание: Подберите слова, оканчивающиеся на п — б, пь — бь. Двойные взрывные (или смычные) согласные пп — бб произносятся слитно, с так называемым "долгим затвором". Каждое двусложное сочетание надо произносить с ударением на первом слоге: пйби — пйбби, пэбэ — пэббэ, паба — пабба, пдбо — пдббо, пубу — пуббу, пыбы — пыббы, бйпи — бйппи, бэпэ — бэппэ, бапа — баппа, бдпо — бдппо, бупу — буппу, быпы — быппы Задание: сравните и зафиксируйте разницу в произношении одинарного согласного звука и рядом с ним двойного в упражнении и в словах: бэби — хобби, липа — хиппи. Подберите сами слова и сочетания с удвоенными согласными и составьте из них фразы. Слоговые упражнения на освоение разницы в артикуляции твердых и мягких — п — б. пэ — пе, па — пя, по — пё, пу — пю, пы — пи бэ — бе, ба — бя, бо — бё, бу — бю, бы — би Напоминаем, что при произнесении слога губы принимают форму гласного в данном слоге: в слоге пи — форму гласного и и т. д. Для тренировки произношения согласных звуков п — п',б — б' сразу же после слоговых упражнений произносятся слова, в которых твердые и мягкие п — б встречаются в ударном слоге — в начале, середине и в конце слова (закрытый слог): пашня лопата сноп парк капот потоп помпа непонятый • стоп пуля напуганный клоп пыль копыто галоп башня табунщик сугроб/nf Помните о законе оглушения согласного в конце слова. Образец произношения даем только в первом из таких слов. бомба проооина и shod будка набухший краб быль забытый клуб Слова с п'— б':
Обратите внимание на произношение звука б в следующих словах: объем обьезд объект объятие объегорить объяснение объединение объедки объявление В этих словах б произносится твердо в отличие от слов бью, воробьи, дробью, рябью, зыбью и т. п. Проспрягайте глаголы бить и пить. Следите за тем, чтобы звуки б — п были мягкими, а перед гласными был слышен й: бью бьем пью пьем бьешь бьете пьешь пьете бьет бьют пьет пьют Такая работа очень полезна, так как в речи согласный й в таком положении часто пропадает. По этому же принципу проспрягайте глаголы разбить, отбить, набить, пробить. Просклоняйте данные ниже слова и внимательно прослушайте себя: как у вас звучит б твердый и б мягкий? объем объем воробьи воробьев объема объемом воробьев воробьями объему об объеме воробьям о воробьях Пословицы и поговорки для проверки правильного произношения звуков п — б, п' — б' Лучше врага бить, чем битым быть. Фаддей, не робей — робких жизнь не любит. Трус — что плохой пес: хвост поджал и побежал. На народ плевать — себе в глаза попадешь. К доброму плохое не пристало. После этого переходите к работе над согласными п — б, п' — б' в стихотворных текстах (они помещены в конце этой главы). Согласные к, к'/кь/ — г, г'/гь/з аднеязычные, задненёбные, смычные (взрывные) к, к' — глухие; г, г' — звонкие При артикуляции твердых звуков глухого к и звонкого г язык оттянут назад; задняя часть спинки языка поднята и упирается в мягкое нёбо; кончик языка у нижних зубов, но не касается их. На звуке г голосовые складки сомкнуты и вибрируют. На мягких к' и г' спинка языка выше поднимается к твердому нёбу, кончик языка касается нижних зубов. Нёбная занавеска и на твердых и на мягких к, г поднята. Звуки к — г — х Согласные х — х', заднеязычные, шелееые (серединные); х — задненёбный, — средненёбный. При артикуляции х язык отодвигается назад и приближается к мягеому нёбу; между языком и нёбом образуется щель, через которую с трением проходит выдыхаемый воздух, создавая шум. При произнесении мягкого х к этой основной артикуляции присоединяется дополнительная: спинка языка сильнее поднимается к твердому нёбу. При произнесении согласных х — х' с гласными губы принимают форму гласного. Слоговые упражнения для тренировки звуков к — г — х ки кэ ка ко ку кы ги гэ га го гу гы хи хз ха хо ху хы Слоговые упражнения на двойные согласные кк, гг г > кигги кэггэ кагга когго куггу кыггы гйкки гэккэ гакка гдкко гукку гыккы Слоговые упражнения на согласные к — х в конце слова (закрытый слог) гик гэк гак гок гук гык ких кэх ках кох кух кых гих гэх гах гох гух гых хик хэк jсак хок хук хык Слоговые упражнения дня освоения разницы между взрывными к и г и щелевым х кйхи кзхэ каха кохо куху кыхы хйки хэкэ хака хоко хуку хыкы гйхи гэхэ гаха гохо гуху гыхы хйги хэгэ хага хого хугу хыгы В произношении нередко встречается полуфрикативный г, характерный для южных говоров. Устранению такого произношения поможет контроль за артикуляцией. Напоминаем: при взрывном г, каковым и должен быть этот звук в русском языке, спинка языка отодвигается назад и прижимается к мягкому нёбу; струя выдыхаемого воздуха резко, мгновенно разрывает образуемое препятствие. Артикуляция та же, что при звуке к, только с участием голоса. Полуфрикативный г в современном русском языке встречается всего в нескольких словах: в междометиях ага, ого, гоп, в слове господи. Слово бог, как мы говорили, в именительном падеже произносится с л; ка месте г. В косвенных падежах слова бог (бога, богов и др.) г произносится как г взрывной. Слова для тренировки звуков г — к — х
Пословицы, фразы и скороговорки для проверки правильного произношения звуков к — г — х: От глупого риска до беды близко. Гора с горой не сходится, а человек с человеком сойдется. Кому мир не дорог, тот нам и ворог. Колпак на колпаке, под колпаком колпак. Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи. У елки иголки колки. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. Пословицы и поговорки для проверки звука х У храбрых есть бессмертие, смерти у храбрых нет, В храбром уборе ездит, а храбрость его за кустом лежит. С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь. Дело в руках — и хлеб в устах. Люди пахать, а он руками махать.
Хозяин добр — и дом хорош, хозяин худ — ив доме то ж. Согласныет, т' (ть) — <Э д"(дъ> — переднеязычные, зубные,смычные, взрывные; т, т' — глухие; д, д' — звонкие
При произнесении звуков т, д челюсти разомкнуты, передние зубы обнажены, кончик языка упирается в верхние передние зубы. Струя вьщыхаемого воздуха разрывает эту преграду. При произнесении т\ д' к основной артикуляции прибавляется дополнительная; спинка языка поднимается к твердому нёбу. При произнесении глухих т, т' складки не работают. При произнесении звонких д, д' голосовые складки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска во всех случаях поднята. При произнесении мягких т ид возможен другой вариант: кончик языка упирается в нижние резцы, а передняя часть спинки языка и в том и другом случае приближается к твердому нёбу. При наличии неправильной артикуляции мягких согласных т и д, когда они произносятся с призвуком с или з, рекомендуем пользоваться тем вариантом, который более эффективен для студента. Произнесите по очереди несколько раз: т — д, т — д, — т — <3, чт»бы четко усвоить разницу между звонким и глухим звуком. При произнесении согласных не прибавляйте к ним гласные. Слоговые упражнения для твердых согласных т — д
Упражнения на двойные согласные mm, дд
Задания: 1. Прочитайте вслух слова и словосочетания, в которых двойные согласные меняют смысл слов: подать—поддать, поденка—подденка, подержать—поддержать, Адам—отдам; отереть—оттереть, потек—подтек, потащить—подтащить, потягивать—подтягивать. 2. Подберите сами слова и словосочетания, в которых удвоенные согласные меняют смысл слов, и составьте фразы. Слоговые упражнения на мягкие т' — д'
Слоговые упражнения на двойные мягкие согласные т'т' — д'д' тйдди тёдде тяддя тёддё тюддю дйтти дётте дяття дёттё дюттю Обращаем в^ н те внимание на слоги с разделительным ь; тьи, тье... В русском языке много слов с подобными сочетаниями, особенно в конце слов, и в жизни часто ошибоч
В произношении мягких согласных т' и д' встречается довольно распространенный недостаток, когда к этим звукам примешиваются звуки с, з. Вместо дело говорят дзело, вместо тени — тсени. Эти недостатки называют "дзяканьем" и "тсяканьем". Рекомендуем к артикуляции мягких согласных т и д отнестись с особым вниманием. Не форсируйте произношение, следите за дыханием, не перегружайте вьщох и пользуйтесь, как говорилось выше, тем вариантом, который более эффективен для вас. Слова для тренировки мягкого согласного т
Полезны для тренировки мягкого т в конце слова глаголы в неопределенной форме: петь, читать, мять и т, п. Потренируйтесь в их произношении. Кроме того, мы предлагаем для тренировки односложные и двусложные слова: ныть, выть, водить, метать и т. п. Односложные и двусложные слова с ударным слогом в конце помогут сосредоточить внимание на артикуляции мягкого согласного. Слова для тренировки мягких д' и т'
Обратите внимание на слова, в окончании которых имеется мягкий разделительный знак: статья, ладья, литьё, бадья и т. п. При отсутствии разделительного ь и необходимой йотации для йотирования гласных, в произношении таких слов, как вытье, питье, литье, ладья и др., получается искаженное произношение: вытё, питё, ладя, литё. Кроме того, необходимо помнить, что в таких сочетаниях, как тьи, дьи, гласный и будет также йотированным звуком. Для правильного произношения мягких т', д' и йотированных гласных предлагаем склонять слова на -тья, -дья:
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |