КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие об общении. 1 страница
9. 8. 7. 5. 4. 3. 19. 15. 14. 13. Кабан, кабана; мн. ч. — кабаны, кабанов, кабанами. Кладовая, кладовой. Километр, километра, километры, километров. Каталог. Атлас. Кета, кетовая. Кит, кита, киту. Китовый ус. Козырь, козыря; мн. ч. — козыри, козырей. Инок, инока. Знахарь, знахарка, знахарство. Коклюш, коклюша. Мизерность, мизерная. Роженица. Клуб, клубы. Мелочный и мелочной, мелочная. Рыкать, рыкаешь, рыкает, рыкание. Рюкзак, рюкзака. Пропасть, пропасти; мн.ч. — пропасти, пропастей, пропастями. Разлить, разлила, разлили, разлил. Разморить, разморишь. Дервиш. Декольте. Термос. Термостат. Дебет. Декаданс. Декамерон. Макбет. Мак- дуф. Декорум. Мистер, Дельта. Дегустатор. Дегустация. Регби. Деградация. Каденция. Синтез, синтезированный. Тезис. Атеист, атеизм, атеистический. Дека. Дезинформация. Теза, тезис. 16. Редукция, редуцированный. Телескоп. Термометр. Прогресс. Регресс. Дезертир. Дезинфекция. Дегенерат. Девиз. Дефект. Претензия. Резерв. Резервация. Реглан. Декрет, декретный. Музей. Декада, подекадный. Декан. Декатировка. Декламация. Декорация, Резекция. Резервуар. Резервист. Статуя, род. п. — статуи; мн. ч. — статуи, статуям, статуями. Станковый, станковая. Стена, стены, стену; за стену, на стену; мн. ч. — стены, стенам, стенами; по стенам, за стенами, в стенах. Татуировка, татуированный, татуированная, татуировать. Стекло, род. п. — стекла; мн. ч. — стекла, стекол. 18. Скопировать, скопируешь. Сковорода, род. п. — сковороды; мн. ч. — сковороды, сковород, сковородам. Седина; мн. ч. — седины, сединам; сединами, о сединах. Тень, род. п. — тени; мн. ч. — тени, теней; сижу в тени. Откупщик, откупщица. Отвинтить, отвинтишь. Включить, включу, включишь, включит; включим, включите, включат. Опрометью. Омоложение. Опека, род. п. — опеки. Первенец. Первенство. Перевитый, перевитая; перевит, перевита, перевито, перевиты, Переданный, переданная; передал, передала, передали. Переснятый, переснятая; переснял, пересняла, пересняли. Рассекший, рассекшая. Саднить, саднит. Сверлить, сверлишь. 20. Слой, слоя; мн. ч. — слои, слоев, слоями. Смотрящий, смотрящая. Снадобье, снадобья, снадобьем. Современник, современность. Соболезновать, соболезнуешь, соболезнование. Сени, сеней, в сенях, из сеней. Тетива, тетивой, тетиву. Тигровый, тигровая. Убыстрить, убыстришь. Глава 2 УСТРАНЕНИЕ ДИАЛЕКТНЫХ ОШИБОК В РЕЧИ СТУДЕНТОВ Приведенные правила литературного произношения осваиваются на групповых занятиях всеми студентами. На индивидуальных занятиях обращается особое внимание на те ошибки, которые встречаются в речи каждого студента в отдельности. Среди студентов довольно часто встречаются учащиеся, произношение которых отмечено чертами того или иного говора. Ведь студенты приезжают учиться из разных регионов страны, где до сих пор существуют локальные разновидности литературного произношения. Отступления от норм орфоэпии проявляются и в фонетике, и в интонации (мелодике). Необходимо знать, в чем именно проявляется влияние регионального говора, на какие произносительные черты надо более всего обратить внимание на индивидуальных занятиях с каждым студентом. Можно выделить четыре основные географические зоны, каждая из которых отличается характерными диалектными особенностями, наиболее "проникающими" в произношение жителей каждой из этих зон. Зоны севернорусских областей, южнорусских областей, среднерусских областей. Эти зоны соответствуют делению всех диалектов на севернорусское, южнорусское наречия и переходный, среднерусский, говор. И четвертая зона — очень большая, куда входят регионы Сибири, Дальнего Востока. Зона севернорусских говоров Итак, первая зона — зона севернорусских областей (Архангельск, Кострома, Вологда, Кинешма, Иваново, Псков, Великие Луки, Ярославль, города северного Поволжья, северного Урала). В севернорусских говорах звук г звучит как взрывной, что соответствует литературному произношению (Пинега, оглянуться). Различается так называемое "оканье" — отсутствие качественной редукции, изменения звука о в безударном положении, В литературном произношении, как известно, звук о произносится как а, если он стоит непосредственно перед ударением (тогда) и как средний звук между а/ы во 2-3-ем слогах перед ударением или в любом заударном слоге (молодо-зелено, постоим, подко- локольный). В речи старшего поколения можно услышать: складнО, говОрю, мдлОдО- зёленО, запОгуливали, что характерно для северных диалектов. Без редукции произносится здесь и е безударный: принЕсу, насмЕхались. А в литературной речи он должен звучать как средний звук между ие (несу) или /ь/ (телеграфировать). Глагольные окончания в 3-ем лице в севернорусских говорах звучат твердо, как и в литературном произношении (захочет, кричат). Обратите особое внимание на интонационное своеобразие севернорусских говоров. Оно выражено в некотором голосовом повышении в конце фразы, как бывает при запятой, когда мысль не закончена и продолжает развиваться. Последний слог, независимо от того, ударный он или нет, сопровождается голосовой растяжкой и звучит иногда длиннее ударного слога. Севернорусские говоры в речи молодежи проявляются не напрямую, а в завуалированных, стертых формах. В речи их появляется не литературное умеренное аканье, а переходные к нему формы, как бы "стыдливое аканье". Там, где должен звучать а {вода), и где раньше они произнесли бы "вОда", звучит "вЭда", то есть, устраняется лабиализация — вытягивание вперед и округление губ, но сохраняются раствор рта и подъем языка, характерные для о. Поэтому звучит: вЭда, дрЭеа, прЭшу. Иногда переходные формы от оканья к литературному аканью могут иметь и другой характер — может слышаться ы: вЫда, дрЫва, прЫшу. Или средний звук между а/ы: въда, дрьва, пръшу. Возможна даже полная редукция, до нуля предударного о: говорила, хорошо (вместо: говорила, хорошо)'. В севернорусских областях, граничащих с Белоруссией, может сказываться влияние так называемого диссимилятивного аканья, которое характеризуется э или ы-образным звуком на месте предударных о или а (например: тЭкая или тЫкая — вместо тАкая; трЭва или трЫва — вместо трАва; скЭзал или скЫзал — вместо скАзал). Таким образом, если мы слышим такое произношение, то "лечить" надо не дикцию студента — здесь не помогут призывы говорить четко, не глотать звуки. Здесь надо устранять диалектные черты произношения, обратить внимание на характер отступления от литературной орфоэпической нормы. Кроме того, в областях севернорусской зоны встречается так называемая равновели- кость — одинаковое по долготе звучание ударного и безударного слогов, в то время как в литературном произношении ударный слог звучит длиннее безударных. На первый взгляд, равновеликость выглядит скороговоркой. Но и здесь "лечить" надо не дикцию. Равновеликость — следствие отхода от литературного произношения, и здесь надо работать с актером над освоением произношения, прежде всего ударных гласных, а затем обратить внимание на характер изменения произношения безударных гласных, на их количественную и качественную редукцию. Часто на стыке слов звучит союз и — вИталии, такИвстретились, в то время как литературная норма требует здесь звука ы: вЫталии, такЫвстретились. Что касается интонации, то и здесь её влияние завуалировано. И все же: в конце фразы часто звучит восходящая мелодика, как при вопросе или запятой: мысль как бы не завершается, не ставится точка. Равновеликость и мелодическое повышение тона (иногда и с растяжкой последнего слога) наиболее определенно выражены в речи студентов, приезжающих из городов, сел северного Урала. Студентам, в речи которых есть черты говора севернорусской зоны, полезно предложить: 1) Чтобы избавиться от равновеликости, произносить слова, фразы, небольшие тексты, вьщеляя ударный слог. Ударный слог выделяется разными способами. Прежде всего, большей напряженностью произносительного аппарата, — силовое или динамическое
2) Чтобы избавиться от диссимилятивного аканья, э- или ы-образного звука на месте о и а предударных, произносить в определенном порядке специально подобранные слова. Помнить, что о и а предударные звучат, как [я]. Двусложные слова с ударением на втором слоге Произносится
ф/а/нтан
Трехсложные слова с ударением на втором слоге (не забудьте: заударные она редуцируются, произносятся как а/ы)
Произносится
Трехсложные слова с ударением на третьем слоге (не забудьте: опав предпредуларном слоге редуцируются, произносятся как а/ы)
Многосложные слова, в которых встречаются аа о предударные, предпредударные и заударные, а также безударные о и а в начале слова (не забудьте: о и а безударные в начале слова всегда произносятся как звук а): Произносится прътив/а/дёйствъвъть кьнст/а/т иръвътъ пръпърци/а/нальньсть аб/а/лдчкь зьбьррик/а/дйръвьтъ мьр/а/дёрстеь мълък/а/вдз нъе/а/стройкь
ам/а/зднкь
3) Произносите и, стоящий на стыке слов между твердыми согласными, как ы:
Задание: подберите слова к указанным правилам произношения гласных. После каждого слова ставьте точку, т. е. заканчивайте мысль. Это поможет избавиться от мелодического повышения тона в конце фразы, свойственного говорам севернорусской зоны. Зона среднерусских говоров Л на что надо обратить внимание учащихся, живших в областях среднерусской зоны? В этой зоне — Владимир, Пенза, бассейн Каспия, среднее и нижнее Поволжье (Самара, Саратов, Астрахань, Армавир, Красноводск и пр.). Здесь, наряду с широким распространением литературного произношения, есть и отступления от него, так как в этой зоне присутствуют среднерусские окающие говоры. В речи старшего поколения можно услышать ярко выраженное оканье, а также произношение без редукции безударных е (сегодня, ведро, не нравится, с песочком)', звука я (ядрены). Есть стяжение гласных: выкидывать — вместо: выкидываешь. Прилагательные произносятся с усеченной концовкой (солёны, дубова, крупна — вместо: соленые, дубовая, крупная). Интонация отличается певучестью, конец фразы сопровождается мелодическим понижением тона, что свойственно интонации литературной речи. На речь молодежи из среднерусской зоны говоры также оказывают влияние, но иначе, в другой форме, чем в зоне севернорусских областей. Здесь влияние оканья проявляется в полной редукции (вплоть до исчезновения, до нуля) гласного о или даже а второго предударного слога, в то время как в литературном произношении здесь должен быть Студентам, в речи которых есть черты говора среднерусской зоны, необходимо наибольшее внимание обратить на освоение правила произношения она безударных, подвергающихся качественной и количественной редукции. Произносить редуцированный звук о и а в предпредударных слогах, не "проглатывая" его до нуля.
Произносить редуцированный звук о и а в заударном слоге, также помня, что его редукция не должна доходить до нуля.
Зона южнорусских говоров В зону южнорусских говоров входят Рязанская, Тамбовская, Тульская, Смоленская, Воронежская, Калужская, Орловская, Курская и др. области. В речи старшего поколения можно услышать то, что свойственно всем южнорусским диалектам: аканье (то есть произношение она предударных как а (это верно для литературного произношения): Фат (Фома), касить (косить). Правда, аканье здесь чрезмерное, характерное для диалекта. "Акают" иногда даже там, где должен звучать средний звук между а/ы, то есть в заударных и 2-ом предударном слогах: залатой и даже на месте других гласных: жАна, спинастАй, рукодельнАй — вместо жена, спинастый, рукодельный. Звук г произносится не как взрывной (это принято в литературном произношении), а как звук фрикативный (обозначим его условно "у"): уаварю, пауади (говорю, погоди). В конце слов звук г также звучит как фрикативный — х: снеХ (снег) — вместо литературного спек, когда происходит оглушение звонкого г и переход его в к. Безударный е в этих диалектах может не редуцироваться, либо он переходит в и или даже в я. Например, весна может произноситься в диалекте весна, внсна, вясна, — то есть слышится "яканье" даже на месте безударного е. Отчетливо, без редукции произносится и безударный я: приняла, в зятья, Рязань, ребятишки, плясать и даже я во (его), провала (провела), плявать (плевать), пяку (пеку) и т. д. То есть я звучит на месте е. Глагольные окончания в третьем лице могут прозвучать здесь мягко: глядить (глядит), привязугь (привезут). В речи многих жителей южнорусских областей — даже в речи молодежи — до сих пор может встретиться фрикативный звук г (снех, уолова, поуоди — вместо: снек, голова, погоди). Это наиболее характерная для зоны произносительная диалектная черта. Встречается и яканье, но в речи городских жителей, интеллигенции я может прозвучать только на месте безударного я (и не встречается вместо безударного е). И потому можно услышать: янтарь, пятак, рябина (в то время, как я безударный здесь должен звучать как средний звук между и/е—ие). Отмечают языковеды и диссимилятивное аканье в этой зоне (помните? трЫва, вместо трАва; скЫзал, вместо: скАзал). Очень распространена и редукция 2-го предударного слога на месте она. Там должен звучать, как вы помните, средний звук между а/ы, а звучит — ы: пЫлюбйл, нЫрубйл, зЫпирать (полюбил, нарубил, запирать). Итак, диалектными чертами, наиболее проникающими в речь жителей этой зоны, являются: диссимилятивное аканье, ы-образное произношение 2-го предударного о и а, иногда произношение фрикативного г, и произношение я безударного без редукции (притЯжёние, поЯвйлся). На эти диалектные черты и надо обратить особое внимание. В городах, расположенных вблизи Украины (например, в Ростове-на-Дону, Краснодаре и др.), ощущается, кроме того, сильное влияние фонетики и интонации украинского языка. Тогда в речи может отсутствовать уподобление согласных по глухости-звонкости, они могут произнести, например, певчие — вместо: пефчие. Может отсутствовать и оглушение звонких согласных в конце слов: родственников, коров, уж — вместо: родственников, короф, уш. Может звучать "ы" на стыке слов, а должен звучать ы: такЫбу- дет (а не такИбудет), Твердые звуки ш и ж могут неверно смягчаться последующими мягкими согласными — суждение, а должно звучать: суждение. После чащ безударные а иногда произносят как а (надо как и/е). Осваивая литературные орфоэпические нормы, учащиеся из этой зоны могут тренировать произношение о я а предударного и заударного, а также и на стыке слов, используя уже приведенные для других зон упражнения. Кроме этого, должны особенно внимательно отнестись к освоению следующих правил: — Произносить г как звук взрывной. Помнить, что в конце слов звучит к (закон оглушения):
— Произносить слова, в конце которых пишется звонкий звук. Помнить, что в звучащей речи он произносится глухо (закон оглушения звонких в конце слов):
— Осваивать закон уподобления звуков по глухости-звонкости.
— Произносить слова, в которых встречается безударный а после ч н щ. Помнить, что здесь а звучит как и/е.
Произносить я и е безударный как и/е. Помнить, что е, я в начале слова, после гласных, после ь, ь произносятся и с йотацией й.
Произносить слова с ui, ж. Помнить, что эти звуки в русском языке произносятся твердо, даже если стоят перед мягкими согласными.
Задание. Подберите слова к указанным правилам. Тренируйте их верное произношение. Зона говоров Сибири, Дальнего Востока И, наконец, 4-я зона — зона Сибири, Дальнего Востока. Произношение в этой большой зоне чрезвычайно пестро, неоднородно. В нем сталкиваются признаки севернорусских, южнорусских говоров, здесь сильное влияние оказывает украинский акцент и акценты других языков. Ведь в Сибири и на Дальнем Востоке живут представители многочисленных национальностей. Поэтому языковеды говорят, что современный сибирский город можно сравнить с кузницей, где синтезируются, переплавляются различные произносительные нормы. При всем различии, пестроте произношения русских жителей Сибири и Дальнего Востока выделим наиболее характерные отступления от литературных орфоэпических норм. Наиболее распространена в речи местных жителей так называемая равновеликость. Помните? Она выражается в относительной равномерности ударного и безударного слогов по длительности и силе, в то время как в литературной речи ударный слог звучит длиннее и интенсивнее. Часто встречается ы-образный предударный она: пЫшел (пошел), скЫзал (сказал), Может отсутствовать уподобление согласных по глухости-звонкости, оглушение звонких согласных в конце слов. Может встречаться фрикативный звук на месте г (помох, вместо: помок)', мягкое звучание ш и ж перед мягкими согласными (прежьде — вместо: прежде): ы-образное о и а во 2-м предударном слоге: (зЫлоти- стый — золотистый); либо утрата его до нуля (зУлотистый). Обратите внимание и на растяжку заударных гласных в открытых конечных слогах. Например: доро-га-а, верзи-ла-а. Так звучит часто конец фразы, требующей завершения мысли, утверждения чего-либо. Здесь сказывается влияние своеобразного интонационного оформления фразы, свойственного сибирским говорам. Задание. Подберите слова, в которых встречаются перечисленные правила произношения. Тренируйте верное произношение. Знакомство с правилами современного литературного произношения — лишь первый шаг в работе над культурой речи. Чтобы говорить правильно, надо затратить много времени и труда, нужна постоянная специальная тренировка. Надо научиться наблюдать в жизни не только за своей речью, но и за речью окружающих, быть внимательным к речи преподавателя, которая является примером для учащихся. Необходимо систематически прослушивать пластинки или записанные на магнитофонные пленки выступления актеров, чтецов, речь которых также может служить образцом правильного произношения. Полезно прослушивать по радио и телевидению выступления лингвистов, посвященные вопросам устной речи. Но только слушать чужую речь мало. Надо самому активно тренироваться, осваивать и закреплять на практике правила литературного произношения. Повторяем, в первоначальной работе особенно полезно пользоваться магнитофоном: записать свою речь, прослушать, сверить с хорошими образцами и затем повторить запись, исправив замеченные отклонения. Слушая себя со стороны, легче заметить ошибки и достижения. Недаром этот прием широко используется при изучении иностранных языков. Глава 3 ДИКЦИЯ В главе об орфоэпии мы касались освоения единых норм литературного произношения, которыми актер и чтец должны владеть. Есть и еще одно качество речи, неотъемлемое для людей "речевых профессий", — это хорошая дикция. Хорошая дикция означает четкость, ясность произнесения слов и фраз, безукоризненность звучания каждого гласного и согласного. Чистота дикции помогает чтецу и актеру выразительно и точно доносить свои мысли до слушателя. Неясность дикции, наличие какого-либо недостатка (картавость, шепелявость и т. п.) отвлекают внимание слушателей от содержания речи. К органам артикуляции, принимающим непосредственное участие в образовании звуков речи, относятся гортань, ротовая и носовая полость, челюсти, зубы, твердое и мягкое нёбо, язык, губы. Одни части речевого аппарата — язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо с маленьким язычком, гортань — являются подвижными, другие — зубы, верхняя челюсть, твердое нёбо — неподвижными.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |