Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие об общении. 2 страница




Четкость произношения гласных и согласных звуков зависит от нормального уст­ройства всех частей речевого аппарата и от правильной артикуляции. Так, звучание за­висит от подвижности мягкого нёба, которое при произнесении гласных и большинства согласных звуков закрывает проход в нос; при малоподвижном мягком нёбе речь имеет неприятный гнусавый оттенок.

Большое значение для актера имеют зубы (за ними надо тщательно следить). Осо­бенно важен правильный прикус — сближение верхней и нижней челюстей, осуществля­емое благодаря подвижности нижней челюсти. Слишком выдвинутая нижняя или верх­няя челюсть, редкие, криво поставленные зубы образуют неверный прикус и порождают неправильное произнесение шипящих звуков ш, ж, щ, свистящих звуков с, з и аффри­кат ц, ч.

Неповоротливый, толстый язык мешает правильному образованию многих звуков. Ко­роткая уздечка под языком не позволяет кончику языка подняться к твердому небу и к корням верхних передних зубов, что мешает правильному образованию звуков р, ш, ж, ч.

Указанные недостатки — органического происхождения; они требуют вмешательст­ва логопедов и стоматологов.

Но существуют недостатки речи, которые являются следствием неверной артикуля­ции, усвоенной с детства, небрежного отношения к речи в семье, в средней школе. Наи­более распространенный недостаток — вялая, неразборчивая речь. К, С. Станиславский сравнивал такую речь с мухами, попавшими в мед. Губы при этом еле двигаются. Зубы почти сжаты, нижняя челюсть плохо опускается.

При наличии недостатков неорганического происхождения каждодневная работа в театральной школе и систематический самоконтроль дают хорошие результаты. Залогом успеха является выработанная привычка к четкой артикуляции каждого согласного и гласного, как того требует природа данного языка. Известный французский актер и пе-

дагог Коклен-старший называл четкую артикуляцию "вежливостью актера". Да и в жиз­ни небрежная артикуляция воспринимается как неуважение к собеседнику. Внимание к артикуляции актеру необходимо также и при озвучивании фильмов, при постановке му­зыкальных фильмов и телеспектаклей, коша один актер поет или говорит за кадром, а другой действует на экране.

Прежде всего учащимся надо с помощью педагога осознать причины недостатков своей речи и научиться сознательно исправлять эти недостатки. По словам К. С. Ста­ниславского, "произношение на сцене — искусство не менее трудное, чем пение, требу­ющее большой подготовки и техники, доходящей до виртуозности'".

Прежде чем начать тренировку произношения гласных и согласных, полезно каж­дый раз проводить подготовительные упражнения для губ, языка (см. упражнения в главе "Подготовка речевого аппарата к звучанию").

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Гимнастика для iy6"

1, Раскрыть рот. Положить два пальца ребром один на другой и на это расстояние опустить нижнюю челюсть. Язык положить плоско, корень языка опустить, мягкое нёбо (маленький язычок) приподнять. Верхняя губа слегка приподнята.

Затем выполняем упражнения, рассчитанные на борьбу с вялыми, малоподвижными губами.

2, Верхнюю губу подтянуть кверху, обнажая верхние зубы (на улыбку); десны верх­них зубов не должны быть видны. В момент подтягивания губы мышцы лица находятся в спокойном состоянии, зубы не сжаты.

3. Нижнюю губу оттянуть к нижним деснам, обнажая нижние зубы, челюсть не на­пряжена.

4. Чередовать движения верхней и нижней губы:

а) верхнюю губу поднять (открыть верхние зубы);

б) нижнюю губу опустить (открыть нижние зубы);

в) верхнюю губу опустить (закрыть верхние зубы);

г) нижнюю губу поднять (закрыть нижние зубы).

Во время этих движений челюсть свободна, зубы не сжаты.

5, Исходное положение: рот слегка раскрыт (челюсть слегка опущена). Верхняя гу­ба, закрывая верхние зубы, крепко натягивается на них, так, чтобы край верхней губы слегка загибался внутрь рта. Затем верхняя губа, растягиваясь в стороны, соскальзывает вверх, открывая верхние зубы, и возвращается в исходное положение.

Все внимание должно быть направлено на скользящее движение верхней губы.

6. Исходное положение то же. Нижняя губа, закрывая нижние зубы, крепко натяги­вается на них, так, чтобы край нижней губы загибался внутрь рта. Недолго задержав-

' Станиславский К. С. О музыкальности слова. С обр. соч. в 8-ми т., М., 1955. Т.З. С. 3*22. Упражнения для губ и языка взяты из учебника Е. Ф. Сарычевой "Сценическая речь" (1955) и из кни­ги М. Е. Хватцева "Логопедия" (1959).

шись в таком положении, нижняя губа оттягивается вниз, обнажая нижние зубы, и воз­вращается в исходное положение.

7. Одновременное скользящее движение обеих губ. Исходное положение и характер движений такие же, как в 5-м и 6-м упражнениях.

Гимнастика для языка

1. Исходное положение: рот широко открыт; язык лежит плоско, с небольшим уг­лублением в спинке; кончик его слегка касается нижних передних зубов, корень опу­щен, как бы в момент зевка. Высунуть язык как можно больше изо рта, а затем втяги­вать как можно глубже, так, чтобы образовался лишь мышечный комок, кончик языка стал незаметным. Затем язык возвращается в исходное положение.

2. Исходное положение то же. Нижняя челюсть неподвижна. Кончик языка то под­нимается к корням верхних передних зубов, то опускается в исходное положение.

3. Исходное положение в основном то же, но рот полуоткрыт. Высовывать язык на­ружу "лопатой" (т. е. языку придается плоская, широкая форма), так, чтобы он своими боковыми краями касался углов рта. Затем уложить язык в исходное положение.

4. Исходное положение то же, что в упражнении 3. Высовывать язык наружу "жа­лом" (т. е. языку придается возможно более заостренная форма). Затем вернуть его в ис­ходное положение.

5. Поочередно высовывать язык то "лопатой", то "жалом".

6. Рот полуоткрыт. Присасывать язык к нёбу, затем отрывать его со щелканьем.

Методические указания к упражнениям для губ и языка

Делать упражнения надо четко, точно, выполняя указанные движения губ, челюстей, языка. Чтобы контролировать себя во время тренировки, рекомендуем вначале пользо­ваться маленьким зеркалом. Начинайте делать эти упражнения медленно, а затем уско­ряйте темп. Актеру необходима хорошо развитая, оттренированная моторика артикуля­ционных органов. Ведь в потоке речи происходит быстрая смена микродвижений языка, губ, мягкого нёба.

С самого начала следите за тем, чтобы работали только речевые органы: челюсти, губы, язык. Лоб, глаза, нос и весь корпус должны находиться в спокойном состоянии. Повторение движений хорошо разогревает мышцы артикуляционного аппарата, готовит его к звучанию. Включайте эти упражнения в ежедневный речеголосовой тренинг.

ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Звуки речи, как мы уже знаем, делятся на гласные и согласные. Струя выдыхаемого воздуха из легких по дыхательному горлу попадает в гортань, а затем — в полость рта. Если воздушная струя, попадая в ротовую полость, не встречает препятствий, проходит почти свободно, образуются гласные звуки. Если воздушная струя встречает препятствие, образуются согласные звуки. Это — артикуляционное различие.

Иногда считают, что гласных и согласных звуков столько, сколько гласных и со­гласных букв в русском алфавите. И. А. Бодуэн де Куртенэ писал, что тот, кто смешива-


ет язык и письмо, звук и букву, с трудом отучится или не отучится вовсе смешивать че­ловека с паспортом, человеческое достоинство с чином и званием, то есть сущность с чем-либо внешним.

Устная, звучащая речь и речь письменная — две формы существования языка. Пись­менная речь связана с устной через посредство языка. Буквы соотносятся с мельчайши­ми незнаковыми единицами языка — фонемами. "Фонемы —- это минимальные единицы звукового строя языка, служащие для складывания и различения значимых единиц язы­ка: морфем, слов"**. Таким образом, алфавит, буквы соответствуют фонемам. Орфогра­фия не передает тонких звуковых различий, переходных оттенков, существующих в жи­вой речи. Она упрощает, огрубляет языковую действительность. На письме все передает­ся определенно, однозначно, здесь принимается одно, условное, решение. Московская фонологическая школа исходит из того, что в русском языке 37 согласных фонем (и, п', б, б', ф, ф', в, в', м, м', гп, т\ д, д\ с, с', з, з', н, н', р, р\ л, л', j, ui, ж, щ, ж, ц, ч, к, к', г, г\ х, х1) и 5 гласных (а, о, у, и, э).

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Итак, гласных фонем — 5, а звуков в потоке живой речи, конечно, больше. Кроме о, а, у, и, э есть звук ы, который слышится после твердых согласных (сравните: мил, мыл).

Е, ё, ю, л не обозначают самостоятельных гласных звуков: они либо свидетельству­ют о мягкости предшествующего согласного (мел, мял в отличие от мол, мал), либо пе­редают на письме два звука: е—йэ, ё—йо, ю—йу, я—йа (ель, ёж, лью, змея). Первый из этих двух звуков, обозначаемый иногда в транскрипции как Ш, является согласным зву­ком.

Характер каждого гласного определяется положением языка, губ, нижней челюсти. Струя выдыхаемого воздуха проходит между языком и нёбом, и в зависимости от поло­жения, которое принимает язык, и от формы губ мы получаем определенный гласный звук,

В зависимости от участия губ в образовании гласных они делятся на лабиализо­ванные, или губные, и нелабиализованные (латин. labia — губа). При активном уча­стии губ образуются гласные о, у (губы округляются и вытягиваются вперед) — это ла­биализованные гласные. Остальные — а, э, и, ы — нелабиализованные: в их образова­нии губы столь активного участия не принимают.

В зависимости от направления движения языка и степени его подъема гласные звуки делятся на гласные переднего, заднего и среднего ряда и верхнего, нижнего и среднего подъема.

Гласные переднего ряда — и, э: язык при их образовании продвигается вперед;

гласные заднего ряда — о, у; при их образовании язык отодвигается назад;

гласные среднего ряда — а, ы; при их образовании язык не продвигается ни впе­ред, ни назад;

Реформатский А. А. Введение в языковедение. Изд. 4-е, М., 1967. С. 211. j обозначает согласный и (йот). *" ж обозначает долгий двойной мягкий звук ж {например, в еловая.: позже, приезжать).

гласные верхнего подъема — и, ы, у; спинка языка (средняя его часть) высоко под­нимается к нёбу;

гласный нижнего подъема — а; спинка языка находится в горизонтальном положе­нии;

гласные среднего подъема — э, о; спинка языка поднимается, но незначительно*.

Известный лингвист М, В. Панов приводит более детальную, из 25 клеток, таблицу русских гласных, включающую 15 звуков. Но и ее нельзя назвать, как считает сам уче­ный, исчерпывающе точной, способной передать многочисленные оттенки гласных.

Подъем Ряд
передний передне- средний средний средне- задний задний
Верхний И   Ы У
Верхне-средний ** э Э" Ы3
Средний э   ъ Л,О
Средне-нижний А
Нижний А А

 

В главе "Орфоэпия" уже говорилось, что звук, обозначаемый [ь], звучит как звук, средний между а/ы в заударных и предпредударных слогах: к[ъ]русёль, к[ъ]локдльчик, пос[ъ]х. Это гласный среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный. Этот звук необходимо тренировать в словах, где встречаются заударные и предударные о и а. От­дельно или в ударном слоге этот звук [ъ] не встречается. Лишь в междометии "чтоб те­бе!" его можно встретить под ударением: штъп тебе.

Гласные [я], [3], [5], [Я] сравнительно с гласными а, э, о, у продвинуты артикуляци- онно вперед или вверх, как показано в таблице. Примеры [с' а т'}, [л' э т'], [т' 8 т' ь], [ч' т1 (сядь, петь, тетя, чуть).

Гласный [я], или "а напряженный", встречается в словах: ал, бал, вал, перед [л].

Гласный [б] встречается в тех случаях, когда в предударном слоге на месте она звучит не [л], как этого требует орфоэпия, а нелабиализованный о. Тогда слышится в[ы]да, в[э]да. Этот звук не следует тренировать. Напротив, его надо устранять, так как он характерен для речи диалектной. Об этом говорилось в главе "Орфоэпия".

Гласный Ыэ не существует изолированно или в ударных слогах, он звучит лишь в предударных слогах после ш, ж, ц: ж[ыэ]лток, ш[ыэ]птать, ц[ы3]пная, поц[ы3]луй. А также в некоторых словах на месте А предударного после Ш, Ж: лошадей, по больша­ку, жасмин, жалеть, к сожалению, жакет, ржаной. Об этом также говорилось в главе "Орфоэпия".

И наконец, [У]. Этот звук встречается в первых предударных слогах: [п' эя т' и], {л' эи т' эт'] (пяти, лететь). И об этом говорилось в главе "Орфоэпия" при описании про­изношения Е и Я предударных. Однако, там мы использовали транскрипцию, рекоменду-

Эти сведения даются не для заучивания, а для понимания часто употребляемых в дальнейшем терми­нов.

" См, Панов М. В. Современный русский язык. Фонетика. М.р 1979. С. 32.

емую Р. И. Аванесовым и наиболее распространенную в пособиях и учебниках теат­ральных институтов и школ: [ие].

А теперь рассмотрим подробно артикуляцию основных гласных звуков, встречаю­щихся в ударном слоге.

Гласный и, переднего ряда, верхнего подъема

При артикуляции и рот слегка раскрыт, зубы обнажены, губы чуть-чуть разведены в стороны. Кончик языка касается нижних передних зубов, спинка языка высоко поднята к твердому нёбу, края языка прижаты к боковым зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.

Профильная схема располо­жения органов артикуляционного аппарата при произнесении звука и.

Гласный з, переднего рада, среднего подьема

Рот раскрыт больше, чем на звуке и. Кончик языка у нижних зубов, но не касается их. Спинка языка приподнята к твердому нёбу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух прохо­дит через рот.

Гласный о, заднего ряда, среднего подьема, губной

Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Язык оттянут назад. Спинка языка поднята к мяг­кому нёбу (но не высоко).

Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.

См. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, Ударение. Грамматические формы. М., 1985. С.бЗЗ, 5 37.


Гласный у, заднего ряда, верхнего подъема, губной


 

 


Губы активно выдвигаются вперед и имеют округлую форму. Язык оттянут назад больше, чем на о. Спинка языка высоко поднята к мягкому нёбу; корень языка сильно отодвинут к задней стенке глотки. Мягкое нёбо закрывает проход в нос; воздух проходит через рот.


 

 


Гласный а, среднего ряда, нижнего подъема


 

 


При произнесении а нижняя челюсть опуще­на, рот раскрыт широко в вертикальном направ­лении, края передних зубов чуть-чуть обнажены. Язык лежит плоско у нижних зубов. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Воздух прохо­дит через рот.


 

 


Гласный ы, среднего ряда, верхнего подъема


 

 


При артикуляции ы рот раскрыт, как на звуке и; задняя часть спннки языка поднята к мягкому нёбу; кончик языка не касается нижних зубов. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Воздух проходит через рот.

Необходимо заметить, что внутриппоточная артикуляция находится в прямой зависи­мости от положения языка и губ. При произнесении и ротовая полость имеет наимень­ший объем, а глоточная — наибольший. На а раскрытие рта наибольшее, а глоточной полости — наименьшее.

Прежде чем переходить к тренировке артикуляции гласных звуков, остановимся на согласном, условно обозначенном нами в транскрипции как /ы/. Буква й обозначает этот согласный на письме далеко не всегда — только в конце слова (май, пой), в конце слога перед согласными (майка, пойте) или в начале слова (йод, йог, Йорк). Согласный й яв­ляется сонорным, т. е. он образуется с преобладанием голоса над шумом.

Этот согласный понадобится нам при тренировке гласных Э, О, У, А, когда он предшествует им (йэ — съезд, йо — объем, йу — поют, йа — яма).

При его артикуляции зубы обнажены, как при произнесении гласного и. Кончик языка каса­ется нижних зубов, а спинка языка высоко подня­та к твердому нёбу. Края языка прижаты к боко­вым зубам. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос.

При произнесении каждого йотированного гласного сначала спинка языка активно поднимается к твердому нёбу, а затем язык занимает положение основного гласного.

Для тренировки произнесения гласных звуков мы предлагаем упражнения по табли­цам, состоящим из основных гласных и так называемых йотированных гласных звуков и из различных сочетаний звуков.

Таблица основных гласных: и, э, а, о, у, ы

Таблица йотированных гласных: е /йэ/, я /йа/, ё /йо/, ю /йyf

Методические указания. Произнесите каждый гласный сначала беззвучно, затем вслух, сознательно относясь к его артикуляции, контролируя себя. Внимательно посмот­рите на профильное положение языка на рисунке и на положение губ при произнесении каждого гласного звука. С помощью зеркала еще раз проверьте правильность движения речевых органов (челюстей, губ, языка). При произнесении йотированных гласных поло­жение губ то же самое, но язык вначале занимает положение согласного /и/.

Движения органов речи должны быть легкими, мягкими, эластичными, ненапряжен­ными. Проверьте, свободна ли при этом шея, нет ли напряжения в лице. Следите за ды­ханием. Каждое упражнение произносится на одном выдохе, как фраза с точкой в конце.

Среднеязычный сонорный согласный й

После того как освоите артикуляцию основных и йотированных гласных, переходи­те к тренировке гласных в различных сочетаниях. Обратите внимание на разницу в зву­чании основных и нотированныых гласных.

э ё а А о ё у ю ы и ы й ! ы э ы а ы 6 ы у  
и э и а и д иу и w я й я э я а я 6 яу я ы
э й э а э о эу 3 ы е й / е э е а е о еу е ы
а й а з а о а у а ы ё й ч ё а ё о ёу ё ы
о й о э о а ° У о ы ю и ю э ю а ю 6 ю у ю ы
* Произношение «с в (с йотированием) встречается в окончании некоторых слов (например, оладьи, полыньи, судьи).

 

После тренировки упражнений подберите слова с этими сочетаниями гласных. На­пример: аист, паинька, аэронавт, казтано, аутодафе, ауканье, воин, приударить, приук­расить и др.

В работе над дикцией, так же как в работе над орфоэпией, большую роль играет развитие слухового внимания. С первых занятий по дикции учитесь слушать себя. Доби­вайтесь правильного формирования звука, следите за свободой звучания, за дыханием. Избегайте так называемого "открытого" (резкого, напряженного) произнесения гласных, не форсируйте голос. Форма губ имеет большое значение не только для четкой дикции, но и для верного голосового звучания. Не следует долго задерживаться на тренировке от­дельных слогов. Переходите к работе над произношением гласных в словах. Смысл каж­дого слова должен быть понятен. Если он неизвестен, найдите объяснение в словаре. Произносите каждое слово как отдельную смысловую единицу, контролируя слухом его произношение.

Наиболее четко оформляется ударный слог. Правильно произнесенное слово — это прежде всего правильно поставленное ударение. Без четко выделенного ударного слога слово не имеет законченной формы. В каждом слове один ударный слог, остальные без­ударные. Гласные в ударном слоге произносятся внятно, четко, полноценно.

Задание. Определите ударные слоги в словах и произнесите слова беззвучно и вслух, выполняя данные выше методические указания.

иволга героизм
изеерг заика
эхо дуэль
экстра поэзия
арка реальность
адрес реакция
остров наотмашь
отрочество сообщник
утварь наука
узость переулок
ястреб вальяжный
яркость боярин
егерь карьер
ересь вольер
ёмкость проём
ёрзать серьёзность
юрта приют
юность завьюжить

 

Но правильно произнесенное слово это не только верно поставленное ударение в слове. Наряду с ударным слогом, ударным гласным в слове есть безударные слоги. В за­висимости от места по отношению к ударению гласные в безударных слогах звучат по- разному. Добиваясь четкости, ясности произношения гласных в ударном слоге, мы долж­ны следить и за произношением слова в целом, т. е. параллельно с работой над дикцией работать над литературным произношением. Умение произносить гласные в безударном положении — обязательное условие для устранения диалектного произношения.


Предлагаем несколько упражнений для тренировки произношения безударных глас­ных.

I. Определите в каждом слове ударный слог. Слова произносите беззвучно и вслух. Обратите внимание, как произносятся безударные гласные о, а в начале слова,

абрикосовый акробат апартаменты аннотация аноним авангард администра ция альпинизм апостол апостроф

обезвредить обернуть обмундирование обнаружить обезуметь обильный

обзор обман обыденный ободрить

2. Определите ударный слог в каждом слове. Слова произнесите беззвучно и вслух. Обратите внимание, как произносятся безударные е, я в начале слова.

явление европейский
язвительный енот
ягненок елейный
язык ермолка
ядро ежевика
ярмо единый
якобинец еретик
языкастый единица
янычар египтяне

 

3. Определите ударный слог в каждом слове. Обратите внимание, как произносятся безударные о, а в первом предударном слоге. Слова произнесите беззвучно и вслух.


дарить задаром комар загар
корсар ворона порок сова
носок парад наряд рога

 

 


4. Определите ударный слог в каждом слове. Обратите внимание, как произносятся безударные а, о на втором и третьем месте перед ударением и в заударном слоге. Одина­ково или по-разному произносятся безударные гласные в этих положениях?


парадокс воротник косоворотка носорог садовод тарантелла катавасия каторжанин
просо мрачно неосторожно место честность просто каста

несколько нисколько
материк математик

В словах несколько, столько и т. п. не пропускайте ль, не говорите: нескоко, сгоко. Тренировка произношения сочетаний безударных гласных: оо, аа, оа, ао, ау, оу, еу, ео, еа, ей, ои, аи. В главе "Орфоэпия" даны указания, как произносить подобные сочета­ния. Для тренировки предлагаем короткие фразы, каждую из которых следует произно­сить как единую и законченную по смыслу группу слов. Обратите внимание на знаки препинания, которые стоят в конце фраз.

Задание: Выпишите и запомните 2 — 3 примера на каждое сочетание.

Безударные сочетания оо, аа, оа, ао

Входите по-одному! Переехал на Арбат!

Живут на островах. Учиться на акробата.

Не соответствуют стандарту! Делать по образцу.

Вышел на орбиту. Хирург на операции?

Прочтите на обороте! Сказать наобум.

Работать с воодушевлением. Вооруженные силы.

Перенести на апрель? Иду за авансом.

Безударные сочетания ео, еа

Говорил неоднократно. Необыкновенное сооружение.

Необоснованное заявление! Неодинаковы по размеру.

Неаккуратный человек. Необъяснимый поступок!

В неоплатном долгу. Необходимо сделать.

Не оказалось дома? Неожиданное известие?

Неопределенный ответ! Неодушевленный предмет!

Нельзя объять необъятное! Он не актер!

Безударное сочетание еу

Неуживчивый характер! Неусидчивый человек.

Неудовлетворительный ответ! Неутомительная прогулка.

Не удосужился выучить. Не унывайте!

Неуправляемый снаряд. Неужели сделали?

Не удостоился чести! Неутоленная жажда.

Неурожайный год? Неутешительное известие.

Безударные сочетания ау, оу

Несмотря на упреки! Надеюсь на участие.

Всем на удивление. Живу за университетом.

Таблица умножения. Ответите за укрывательство!

Дало за уликами? На узловой станции?

Спасибо за удовольствие! Надейтесь на утешение!

Продажа по удешевленным ценам. Ехать по утрамбованной дороге.

Безударные сочетания аи, ои

Посмотрите на изображение! Взгляните на иллюстрации!

Трудные наименования? Действовать по инерции.


Придумайте что-нийудь поинтереснее. пш. pa 1 DVA DKVUVJib 1

По истечении времени. Вывернуть наизнанку!

Безударное сочетание ей

Неискушенный человек. Неизгладимое впечатление.

Неиссякаемый источник? Вину не искупить!

Неизъяснимое волнение! Не искажайте факты!

Неизбежный конец! Неисполнимое желание?

Не извольте беспокоиться! Не играйте с огнем!

Неинтеллигентный человек. Не издевайтесь над ним!

Пути неисповедимы. Не идите на поводу.


 

 


Следующий тренировочный материал согласных (см. правило в главе "Орфоэпия")

В истекшем году. Пожалуйста, без извинений! Попал в историю. Без истерик не обойдется! Всего в избытке. Жить без идеалов. Печь в изразцах. Упал в изнеможении. Сделано без изящества. С изысканными манерами. С именем на устах. Вот именно, Вот и мы!

Работать с интересом. В историческом освещении.

- на произношение звука и после твердых

"Пунин и Бабурин" (Я. Тургенев),

"Контрабас и флейта" (Л. Чехов),

"Лев и комар" (И. Крылов).

"Крестьянин и змея" (И. Крылов).

"Лев и волк" (И. Крылов).

"Язык и ум теряя разом..." (Л. Пушкин).

"Пред испанкой благородной..." (Л. Пушкин).

"Был и я среди донцов..." (А. Пушкин)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.146 сек.