Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие об общении. 9 страница




П одготовительный этап включает в себя упражнения по укреплению мышц языка (особенно боковых краев), помогающие сформировать правильную форму языка ("ковш") и закрепить его позицию (за верхними зубами). Если есть необходимость, при помощи упражнений растягиваем уздечку языка. Используем весь комплекс приведенных выше упражнений, особое внимание уделяем выполнению следующих: "Чистим зубы", "Маляр", "Прилипала", "Коврик", "Вкусное варенье", "Болтушка", "Лошадка'. Для выра­ботки правильного направления воздушной струи используем упражнения "Трубочка", "Футбол", "Пушинка".

Постановка звука возможна по подражанию. При наличии правильной формы языка следует уточнить его местоположение и попытаться пошипеть. При этом нельзя думать о том, что произносится звук ш, — язык сместится на прежние неверные позиции. Имити­руйте, например, шипение. Иногда при этом предлагается произнести звук с, подняв кончик языка вверх, на альвеолы. Поскольку способ образования ш и с одинаков (это звуки щелевые), такой прием может дать положительный результат. Если языку трудно удерживаться самостоятельно в нужном положении, можно на первых порах использо­вать механическую помощь:

Постановка звука ш (ж, щ) с механической помощью. Для этого используем обыкновенный карандаш, закусив его поперек между зубами так, чтобы в полости рта он находился под языком. В этих же целях можно использовать пробку. Карандаш (пробка) служит внешним механическим контролем за положением языка, не давая ему опускаться ниже положенного уровня. В таком положении пытаемся произнести шипя­щий звук, имитируя шум, шипение, или жужжание (для звука ж).

Постановка звука от упражнения "Прилипала". Удерживая боковые края языка плотно прижатыми к верхним зубам, пытаемся резко выдохнуть воздух по центру языка. Когда воздушная струя вырывается наружу, отталкивая кончик языка от неба, слышится звук ш или сочетание тш. Если на выдохе боковые края языка отходят от зубного ряда, помогаем им удержаться, прижав большими пальцами обеих рук.

Постановка звука ж возможна не только как озвончение глухого ш, но и от звука р (при хорошем его произношении).

Постановка шипящих от упражнения "Мотор". Этот способ постановки основан на том, что при произнесении вибранта и шипящих язык имеет форму "ковша", нахо­дясь за верхними зубами, т. е. эти звуки сходны по месту образования и форме органов артикуляции. Разница лишь в способе произнесения (р — смычный, дрожащий, ш, ж, щ — щелевые). Однако эти звуки сближает и их энергетика: шипящие и р — самые энергичные по затрате воздуха и мышечной активности согласные звуки. Произносим активно звук р (как бы "заводим мотор") и начинаем "мотогонки": звук р "перетекает" в звук ж на интенсивных звуковых виражах: ррррррржжжжжжжрррррржжжжжж. При этом акцентируем внимание на том, что язык не меняет своего положения — меняется лишь характер его работы: от вибрации к статике. "Жужжание" не должно ассоцииро­ваться со звуком ж, иначе привычная дефектная установка возобладает и верного звуча­ния мы не добьемся. Затем можно переходить к постановке звука ш. Используя тот же прием "перетекания" звуков, "отключаем" голос на звуке ж: рррррржжжжжжшииишшш...

Постановка звука щ обычно осуществляется от звука ш: при этом язык чуть боль­ше напряжен и продвинут вперед. Для постановки звука щ от звука ш (и для последую­щей тренировки обоих звуков) предлагаем упражнение "Кобра",

"Кобра". Согните пальцы правой руки под прямым углом к ладони, поднимите руку, согнув ее в локте. Эта поза руки будет напоминать кобру, сделавшую стойку для броска. Медленно покачивая рукой вперед-назад, произносите звук ш, периоди­чески делайте резкие выпады рукой вперед, сочетая их с энергичным, быстрым движением языка вперед от бугорков к лункам верхнего зубного ряда, что при­ведет к переходу от звука ш к звуку щ. Затем язык возвращается в исходное положение, опять слышится звук ш. Проделываем эти движения многократно.

5. Постановка звука ч возможна только при наличии хорошего произношения дру­гих шипящих (особенно звука щ, поскольку он является одним из составляющих звука ч). Звук ч можно поставить по подражанию, используя карандаш или пробку. Одним из вариантов является постановка звука ч от звука т'. Поднимаем кончик языка кверху и произносим цепочку звуков: т'—т'—т'. В это время, используя внешнюю механическую помощь, отталкиваем кончик языка вглубь рта, после т' слышится щ, в результате чего и образуется звук ч. Того же результата можно добиться, нажав при произнесении звука т' двумя пальцами на углы губ, выдвинув их вперед.

В процессе работы необходимо приучать студентов слушать и слышать в чужой и в своей собственной речи нормальное и искаженное звучание шипящих. Для этого реко­мендуем использовать упражнение "Старик Хоттабыч" (или "Джин").

"Старик Хоттабыч" ("Джин"). Язык в форме ковша отводим в глубину полости рта (так глубоко, как возможно). Произносим в таком положении шипящий звук. При этом воздух ударяет в твердое нёбо, поэтому звук носит глубокий, "по­лый" характер, как будто возникает на дне полого сосуда. Это отправная точка движения языка вперед, к кромке верхнего зубного ряда. Представим, что "джин" вылетает из сосуда. Интенсивность шипения возрастает по мере дви­жения языка вперед. Меняется характер шипящего звука: от глубокого ил, че­рез норму произношения ш к звуку щ. На кромке зубного ряда звук обрывает­ся: "джин" как бы слетает с горлышка сосуда.

Предложите студентам послушать вначале это "перетекание" звуков как образец и отметить тот момент звучания, который соответствует хорошему произношению звука ш. После этого необходимо, чтобы студенты выполнили упражнение самостоятельно, опре­делили в своей речи верное звучание и соотнесли его с положением языка. Если занятия проводятся в группе, предложите студентам послушать друг друга и определить на слух верное произношение звука.

Этап закрепления звуков проводится по вышеприведенной схеме. При этом каждый последующий шипящий звук закрепляется (так же, как и ставится) только после того, как закреплен предыдущий (ш, ж, щ, ч). Поскольку шипящие имеют сходную артикуля­цию с вибрантом р, используем последний на этапе автоматизации шипящих в сочетани­ях рж и рш (жр и шр), тренируя их в слогах, словах, скороговорках и во фразах. Осо­бенно эффективно использование этих сочетаний в постановке шипящих при незначи­тельных отклонениях в их звучании. Поскольку в произнесении звука ч имеет место мо­мент активного выброса воздушной струи (как и при произнесении звука if — это мож­но ощутить, поднеся ко рту ладонь), бывает легче закреплять звук первоначально в пози­ции обратного слога (ач, ич и т. д.), а затем переходить к прямым слогам (чи, ча).

После того как каждый звук отработан изолированно на речевом материале, звуки объединяются в общей работе над слогами, словами, фразами и текстами, проводится их дифференциация и совместная автоматизация.


Рекомендуемая литература

Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М., 1984. Богомолова А. Я. Нарушение произношения у детей. М., 1979. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки), М,, 1988. Выготская И. Г., Гегелия Н. А., Кочеровская Т. И. Исправление нарушения звуко- произношения у подростков. М,, 1977,

ГетманскийМ.И. Исправление недосткаков речи у школьников. Минск, 1970. Козлянинова И. П. Произношение и дикция. М., 1977. Леонарда Е. И. Дикция и орфоэпия. М„ 1967.

Мату се в ич М. И., Любимова И. А. Альбом артикуляции звуков русского языка. М., 1963.

Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1985.

Основы теории и практики логопедии. М„ 1968. Правдина О. В. Логопедия. М., 1973.

Панов М. В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979, Русское сценическое произношение. Под ред. С. М. Кузьминой. М., 1986. Саричева Е. Ф. Сценическая речь. М., 1955.

Теория и практика сценической речи. Сборник под ред. В. Н, Галендеева, А. Н. Ку- ницына, В. И, Тарасова. Л„ 1985.

Хватцев М, Е. Логопедия, М., 1959.


ЧАСТЬ IV

ПОСТАНОВКА РЕЧЕВОГО ГОЛОСА

Глава 1

ДЫХАНИЕ, АРТИКУЛЯЦИЯ, РЕЗОНИРОВАНИЕ

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА

Для того чтобы научиться владеть своим голосовым аппаратом, необходимо иметь представление о его строении и механизмах управления.

Голосовой аппарат человека включает в себя два основных компонента: членораз­дельное произношение и управление произносимой речью.

Произнесение звуков речи обеспечивается работой голосовых складок, органов ды­хания и артикуляции — это исполнительный аппарат речи, или периферический.

В управлении произносимой речью и ее регулировании принимают участие различ­ные отделы головного мозга — это регулирующий аппарат речи, или центральный. Без влияния импульсов или приказов, поступающих из центрального аппарата речи, движе­ние периферических отделов невозможно. И членораздельная речь невозможна.

СТРОЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ

Согласованная работа речевой системы человека, движение мышц ротоглоточной полости, голосовых складок, а также мышц, участвующих в речевом дыхании, соверша­ется в результате управления ими центральной нервной системы.

Центральная нервная система состоит из ГОЛОВНОГО и СПИННОГО мозга. Отхо­дящие от них нервы с многочисленными разветвлениями и сплетениями образуют пери­ферическую нервную систему. Нервная система регулирует жизнедеятельность органов и всего организма. Сокращение мышц, обмен веществ, работа сердца, желез внутренней секреции и все процессы, которые постоянно совершаются в организме, протекают под контролем нервной системы. Нервная система объединяет между собой все органы и си­стемы человека, согласует их деятельность и тем самым обусловливает целостность орга­низма и единство его с внешней средой.

Головной мозг находится в черепной коробке человека, спинной мозг помещается в позвоночном канале. Головной мозг связан со всем организмом особыми проводника­ми, называемыми нервами. По одним нервам проводятся раздражения от всех органов и тканей организма в головной мозг, по другим наоборот — из головного мозга к рабочим органам, мышцам и железам.

Головной мозг — центральный аппарат речи. Он называется отделом управления и регулирования звуковой речью, так как все движения ротоглоточной полости, голосовых

V X ОД ил, U 1 кД1\ УГЬ. v 1ЧШ111Ц, J Т. 14 ^ 1 Lty Ш lilt 1Л и JJV1V1JVI4 UA I V] Jf IJ^UWl/lIU I ^л II pvi 1U I V pUJ

ными отделами головного мозга.

1 — лобная дши большого мозга; 2 — централь­ная борозда; 3 — теменная доля головного мозга; 4 — слуховая зона; 5 — боковая борозда; 6 — зо­на восприятия речи (слухоречевая зона); 7 — за­тылочная доля головного мозга; 8 — мозжечок; 9 — Варолиев мост (стволовая часть мозга); 10 — продолговатый мозг (стволовая часть мозга); 11 — спинной мозг; 12— задняя стенка глотки; 13 — тела шейных позвонков; 14— просвет трахеи;!5 — зона производства речевых движений; 16 — зона мышечно-суставного чувства речевых орга­нов; 17— височная доля мозга; 18— твердое нёбо; 19— носоглотка; 20— ротовая полость; 21— мягкое нёбо; 22—■ язык; 23— глоточная полость; 24 — корень языка; 25 — надгортанник; 26 — вход в гортань; 27 — черпаловидные хрящи, покрытые мягкими тканями; 28 ■— голосовые складки.

Рис. }* Зоны коры головного мозга, связанные со слухом и речью.

Схема расположения артикулярных органов и гортани

Головной мозг человека состоит из двух полушарий, продолговатого мозга и моз­жечка. Большие полушария — это парное образование, состоящее из правой и левой половин, соединенных между собой большой спайкой ("мозолистым телом").

В полушариях головного мозга располагается масса нервных клеток, которая назы­вается корой больших полушарий и является органом высшей нервной системы.

Из нижних отделов головного мозга выходят корешки, которые образуют двенад­цать пар черепно-мозговых нервов: обонятельные, зрительные, три пары нервов, двигаю­щих глазное яблоко, тройничные лицевые, слуховые, языкоглоточные, блуждающие, до­бавочные и подъязычные.

В больших полушариях представлены анализаторы (сложные нервные механизмы, обеспечивающие тончайший анализ раздражений, воспринимаемых организмом) как внешней среды (глазной, ушной, кожной, носовой, ротовой), так и внутренней, которые подвергают анализу процессы, происходящие в самом организме. Различными отделами головного мозга управляются те или иные виды деятельности анализаторов. Так, височ­ная область преимущественно связана со слуховым анализатором, затылочная — со зри­тельным.

Речь представляет собой сложный вид слаженной работы всей коры головного мозга и присуща только человеку.

Ведущим в управлении речью и ее регуляции является левое полушарие. В полуша­рии есть поля, с которыми связана деятельность речевой системы. Поля эти — задние

" Рисунки к паве даются из наглядного пособия: Дмитриев. Л. Голосовой аппарат певца. М., 1964 (с не­которыми изменениями и сокращениями).

отделы нижней лобной извилины, верхние височные извилины и нижняя теменная доль­ка. Нормальная деятельность этих полей обеспечивает управление речевой системой и ее регуляцию, правильный подбор слов и восприятие обращенной речи. У человека в мозгу имеется три речевых поля. Они расположены не в одном месте, а на некотором отдалении друг от друга. Это обеспечивает избыточность и повышает надежность нерв­ной системы, связанной с речевой активностью. Поэтому если из строя по каким-либо причинам выходит одна речевая область коры головного мозга, то в речевом процессе участвует другая.

Рис. 2. Схема управления работой голосового аппарата А — головной мозг; Б — продолговатый и спинной мозг: В — двигательные пути, идущие в составе черепно- мозговых нервов к органам артикуляции и гортани; Г — двигательные пути, идущие в составе спинно-мозго- вых нервов к мышцам шеи, грудной клетки, диафрагмы, брюшного пресса; Д — чувствительные пути от ре­цепторов мышц (мышечное чувство) сухожилий и суставов, мимической мускулатуры, мышц шеи, грудной клетки, диафрагмы, брюшного пресса; Е — чувствительные пути от артикулярных органов и гортани; Ж — чув­ствительные пути от барорецепторов трахеи, голосовой щели, гортани, глотки (чувство подсвязочного, щелево­го, гортанного и глоточного воздушных давлении); 3 — чувствительные пути от рецепторов, воспринимающих вибрации, в частности так называемого грудного и головного резонаторов; И — пути слухового анализатора,

 

В продолговатом мозгу находятся центры: дыхательный, сердечно-сосудистый, а также центры мимической мускулатуры, кроме того, жевательный, глотательный и пр.

В продолговатый мозг вступают центростремительные нервы, несущие возбуждение от нервных окончаний кожи лица, слизистых оболочек глаза, полости рта, носа, горта­ни, трахеи, от органов слуха и т. д. Не менее важное значение имеют центробежные нервы, идущие от продолговатого мозга. Они обеспечивают защитные реакции глаз, ра­боту мышц языка и гортани, движение всей мускулатуры лица, выделительную работу слюнных, околоушных, желудочных и других желез, регулируют деятельность сердца и пищеварительного тракта. Роль продолговатого мозга в жизни человека огромна.

Мозжечок является органом, согласующим движения человеческого организма.

Основными процессами активности нервной системы являются возбуждение и тор­можение, т. е. концентрация и координация. Процесс возбуждения всегда сопутствует процессу торможения. Возбуждение в одном участке коры головного мозга вызывает торможение в другом участке, и наоборот. После начального распространения возбужде­ния в коре головного мозга появляется обратный процесс — концентрация, сосредоточе­ние возбуждения и торможения в исходных пунктах их возникновения.

Согласованная деятельность различных органов и систем является результатом уточ­нения соотношений между возбуждением и торможением в центральной нервной систе­ме. Нарушение взаимоотношения процессов возбуждения и торможения может привести к "срыву" нервной деятельности и развитию невроза.

Опираясь на физиологическое учение И. П. Павлова, речевую деятельность человека следует рассматривать как единое целое, причем это единство обеспечивается в первую очередь нервной системой, и особенно ее высшим отделом — корой головного мозга, которая, по словам И. П. Павлова, "держит в своем ведении все явления, происходящие в теле".

Основной формой нервной деятельности является рефлекс. Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, идущее из внешней и внутренней среды, осуществля­емая центральной нервной системой.

И. П. Павлов на основании многочисленных исследований доказал, что существуют двоякого рода рефлексы — безусловные и условные.

Безусловные рефлексы присущи человеку от рождения, называются врожденными и не требуют личного опыта или обучения. Безусловные рефлексы могут осуществляться без участия коры головного мозга нижележащими отделами его.

Условные рефлексы не являются врожденными. Они возникают и отрабатываются в процессе жизни при определенных условиях или обстоятельствах. Если воздействие ка­кого-либо ряда условных рефлексов повторяется много раз в одной и той же последова­тельности, то это приводит к закреплению определенного ряда условных рефлексов как единого целого. Такую "объединенную деятельность" коры головного мозга, т. е. опреде­ленную сумму условных рефлексов, когда непривычное стало привычным, И. П. Павлов назвал динамическим стереотипом. Воспитание навыков правильного голосообразова­ния по своей физиологической сущности представляет собой образование определенного динамического стереотипа.

Когда сложился динамический стереотип, все действия, процессы, входящие в него, совершаются легко, без особого напряжения. Ломка и разрушение стереотипа соверша­ется с большим трудом и требуют сильного напряжения высшей нервной деятельности.

И. П. Павлов раскрыл и принципиально качественное отличие высшей нервной дея­тельности человека от высшей нервной деятельности животных.

В мозгу животных и человека раздражение возникает в результате непосредственной реакции (цвет, запах, ощущение теплоты и пр.), и этот вид временных связей И. П, Пав­лов назвал первой сигнальной системой, которая, таким образом, является общей у жи­вотных и у человека. Но в отличие от животных в головном мозгу человека временные связи возникают не только под влиянием непосредственных раздражителей, но и под воздействием опосредованного раздражителя — слова. Слова заменяют человеку бесчис­ленное множество непосредственных раздражителей, они являются сигналами, вызываю­щими условные рефлексы. Систему же нервных связей, которые возникают под действи­ем словесных раздражителей, И. П, Павлов назвал второй сигнальной системой.

Первая и вторая сигнальные системы у человека взаимодействуют и, представляют единое целое.

Физиологическое учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности представля­ет собой естественно-научную основу воспитания речевого голоса актера.

КАК ФОРМИРУЕТСЯ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК?

Навык представляет собой новую форму деятельности организма, связанную с обра­зованием и закреплением условных рефлексов. При этом в центральной нервной системе формируется особый для каждого навыка комплекс связей, т. е. динамический стереотип.

При формировании двигательных навыков в развитии речевого голоса наблюдают­ся три фазы с различной физиологической характеристикой.

В первой стадии формирования речевого голоса возбуждение распространяется по всей коре полушарий головного мозга и обучающийся должен усвоить процесс развития голоса как единого целого.

Во второй стадии из общего процесса вырабатываются наиболее целесообразные координированные действия. Все лишние движения подавляются — тормозятся. Таким образом вырабатывается корковый динамический стереотип, который и является физио­логической основой развития речевого голоса.

В этой стадии очень важно, чтобы развитие голоса происходило в услових физиоло­гической координации всех частей речеголосового аппарата, не разрушая их взаимодей­ствия.

й третьей стадии динамический стереотип закрепляется и обучающийся приобре­тает основные технические навыки сформированного речевого голоса.

Следует отметить, что при длительном отсутствии тренировки двигательный навык нарушается.

В формировании двигательного навыка большое значение имеют умственные уси­лия, цель которых подчинить выполнению определенного упражнения как свои дейст­вия, так и свои мысли.

Большое значение имеет мысленное воспроизведение и в дальнейшем сознательное выполнение занимающимся данных ему упражнений, т. е. совершенствование определен­ного двигательного навыка.

Умение думать о каком-то движении означает мысленно воспроизводить его. При этом из нервных центров идет поток раздражений к мышцам-исполнителям. Таким об­разом, мысленная тренировка играет заметную роль в проторении нервных путей для со­вершенствования координированных движении, а следовательно, такая тренировка в дальнейшем облегчает последующие "мышечные запоминания" двигательного акта.

Состояние нервной системы заметно сказывается на организме человека и в его го­лосе. В этой связи нельзя не упомянуть об эмоциях. Эмоция — это сложная реакция ор­ганизма, в которой участвует не тот или иной из нервных центров, а вся нервная систе­ма в целом. При этом положительные эмоции мобилизуют резервы организма и голоса, отрицательные, наоборот, угнетают их. Положительные эмоции, по выражению И. П. Павлова, усиливают "разрядку из подкорки", повышая тонус коры головного мозга, улучшают процесс дыхания и голосообразования, повышают тонус нервной системы.

Такой нейрофизиологический подход к формированию профессиональных качеств речевого голоса обеспечивает правильное звукообразование и звуковедение, а также пре­дохраняет голосовой аппарат от профессиональных заболеваний.

СТРОЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРИФЕРИЧЕСКОГО АППАРАТА РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ

Периферический отдел звуковой членораздельной речи состоит из трех отделов.

К первому отделу относится аппарат, образующий голос, — гортань и голосовые складки.

Гортань представляет собой трубку, расположенную между трахеей и глоткой. Она занимает переднюю часть шеи по срединной ее линии. Гортань является органом, у ко­торого три функции: защитная, дыхательная и голосовая. В речевой системе гортань яв­ляется органом, образующим голос.

Сама гортань граничит с пищеводом, с боков — с крупными сосудами и нервами; верхний край подходит к подъязычной кости, нижний переходит в трахею (дыхательное горло).

Скелет гортани образуют хрящи. Основной хрящ — перстневидный — по форме напоминает перстень. Узкая часть его обращена вперед, а так называемая печатка перст­ня — внутрь к глоточной поверхности. Над перстневидным хрящом располагается ЩИ­ТОВИДНЫЙ ХРЯЩ, который состоит из двух пластинок, поставленных под углом, у места соединения их образуется вырезка.

Щитовидный хрящ у мужчин резко выдается на шее и носит название АДАМОВА яблока или КАДЫКА. Сзади, на верхней поверхности перстневидного хряща, раполага- ются два черпаловндных хряща, имеющих у своего основания два отростка — мышеч­ный и голосовой. К последнему прикрепляется голосовая мышца. Кроме того, вход в гортань закрывается особым хрящом — НАДГОРТАННИКОМ, укрепленным при помо­щи связок у верхнего края щитовидного хряща. Все хрящи гортани, помимо суставов, скреплены еще многочисленными связками.

Мышцы гортани разделяются на наружные и внутренние. Наружные мышцы, соеди­няясь с другими частями скелета, поднимают и опускают гортань или фиксируют ее в определенном положении. К ним относятся грудинно-подъязычные мышцы, прикреп­ленные своими концами к подъязычной кости и грудине. Эти мышцы фиксируют подъ­язычную кость, оттягивая ее книзу. Грудинно-щитовидные мышцы прикреплены к щи­товидному хрящу и подъязычной кости. Эти мышцы укорачивают расстояние между подъязычной костью и гортанью. Щитоперстневидная передняя мышца находится между краем перстневидного хряща и нижним краем щитовидного хряща. Эта мышца способ­ствует движению щитовидного хряща вперед и вниз.


 

Рис. 3. Строение гортани

А — профильный разрез гортани и артикул я рных органов; Б — схема этих органов, снятая с профильною ре­нтгеновского снимка; В — разрез гортани в профиль, более темным выделены голосовые и перстне-щитовид­ные мыщцы; Г — схема расположения косых мышечных пучков голосовой мышцы.

1 — верхняя губа; 2 — верхние зубы: 3 — купол твердого нёба; 4 — мягкое нёбо; 5 — язык; 6 — глоточная полость; 7 — задняя стенка глотки; 8 — подъязычная кость; 9 — надгортанник; 10 — вход в гортань; 11 — щитовидный хрящ гортани; 12 — перстневидный хрящ гортани; 13 — щитовидная железа; 14 — шито-грудин- ная и подъя зычно-груд инная мышцы; 15 — ложная голосовая складка; 16 — морганиев желудочек; 17 — ис­тинная голосовая складка; 18— черпаловидный хрящ, покрытый мягкими тканями; 19— просвет трахеи; 20— контуры шейных позвонков; 21 — мембрана, натянутая между подъязычной костью и щитовидным хря­щом; 22 — подъя зычно-надгортанная связка; 23 — передний конец края эластичного конуса (голосовой склад­ки); 24 — голосовая (вокальная) мышца; 25 — задний конец края эластичного конуса (голосовой складки); 26 — перстне-щитовидная мышца; 27 —■ черпало-перстневидное сочленение; 28 — печатка перстневидного хряща; 29 — жировое тело, заполняющее пространство между надгортанником, подъязычной костью и щито­видным хрящом; 30 — надсвязочная полость гортани.

Рис. 4. Хрящи гортани

 

А — хрящи гортани сбоку; Б — хрящи гортани сзади; В — хрящи гортани в профильном разрезе; Г — щитовидный хрящ спереди (вверху), сбоку — сзади (посередине) и сзади (внизу); Д — хрящи гортани и подъ­язычная кость сбоку и сзааи; Е — перстневидный хрящ и черпаловняные хрящи; спереди (вверху), сбоку — сзади (посередине) н сзади (внизу). 1 — тело подъязычной кости; 2 — подъязычно-щитовая мембрана; 3 — бо­ковая пластина щитовидного хряща; 4 — косая выступающая линия щитовидного хряща, служащая для при­крепления мышц; 5 — передний, выступающий вперед кран щитовидного хряща; б — нижняя часть эластич­ного конуса гортани; 7 — щитоперстневидное сочленение (нижние рожки); 8 — кольцевидная часть перстне­видного хряща; 9— хрящевые кольца трахеи; 10— листовидная часть надгортанника; 11 — задние концы больших рожек подъязычной кости; 12 — верхние рожки щитовидного хряща; 13 — передний конец утол­щенной части эластичного конуса (внутреннего края голосовой склааки); 14 — верхушка черпал о видного хря­ща; 15 — внутренний край голосовой складки; 16 — задний конец утолщенной части эластичного конуса, прикрепляющийся к голосовому (вокальному) отростку черпаловидного хряща; 17 — мышечный отросток чер­паловидного хряща; 18 — перстне-черпаловндное сочленение; 19 - связка щитоперстневидного сочленения; 20 — печатка перстне видного хряща; 21 — мембранозная часть трахеи; 22 — стебелек надгортанника; 23 — голосовой (вокальный) отросток черпаловидного хряща; 24 -— верхний угол боковой пластины щитовидного хряща; 25 — вырезка щитовидного хряща; 26 — нижний край щитовидного хряша.

А — мышцы шеи после снятия ко­жи и подкожно-жирового слоя; Б — группа глубоких мышц, не­посредственно связанных с гор­танью; более поверхностные мыш­цы удалены; В — сжиматели глот­ки и мышц языка; череп в проф­ильном разрезе; слева дана схема действия мышц, прикрепляющихся к гортани и к подъязычной кости. 1 — шилоязычная мышца; 2 — за­днее брюшко двубрюшной мышцы; 3 — мышца дна полости рта; 4 — переднее брюшко двубрюшной мышцы; 5 — шилоподьязычная мышца; б — мышца языка, идущая от подъязычной кости; 7 — сред­ний сжиматель глотки; 8 — тело подъязычной кости; 9 — щи- топодъязьсчная мышца; 10 — ниж­ний сжиматель глотки; 11 — верх­нее брюшко лопаточно-подъязыч- ной мышцы; 12 — подъязычно-гру­дин ная мышца; 13 — щитогрудин- ная мышца; 14 — грудино-ключич- но-сосковая мышца; — сухожи­лия груди ко-ключично-сосковой мышцы; 16 — задняя группа мышц шеи; 17 — нижнее брюшко лопа- точно-тигьязычной мышцы; 18 — носоглоточная миндалина; 19 — носоглотка; 20 — глоточное отвер­стие слуховой (евстахиевой) трубы; 21 — разрез мышцы верхнего ежи- мателя глотки; 22 — разрез мышц мягкого нёба; 23 — косая линия щитовидного хряща; 24 — перстиещитовидная мышца; 25 — кольцо перстневидного хряша; 26 — кольца тра­хеи; 27 — волокна мышц пищевода; 28 — мышца, поднимающая мягкое нёбо; 29 — подбородочко-подъязыч­ная мышца; 30 — щитоподъязычная мембрана.

Рис. 5. Мышцы шеи, управляющие движениями гортани.

Внутренние мышцы гортани служат для выполнения дыхательной и голосообразу-

ющей деятельности.

К ним относится щиточерпаловидная внутренняя мышца, или голосовая (парная), заложенная в толще голосовой складки. Благодаря колебаниям складок образуется звук: звук-голос. Мышца эта натянута между внутренним краем щитовидного хряща и голосо- вьгм отростком черпаловидного хряща соответствующей стороны, В спокойном состоя­нии голосовые склацки образуют треугольное отверстие для прохождения воздуха, назы­ваемое голосовой щелью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.