КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономика знаний
Основные технологические уклады. Распространение ,а также стадии жизненного цикла продукта не относящиеся собственно к инновационной деятельности: - зрелость - спад табл http://www.innovations2005.narod.ru/Lectures/L-5.pdf Технологический уклад определяется господствующими науч-тех принципами. 5-ый уклад и инновационный тип развития Инновационный тип развития – такой тип развития, когда его основной движущей силой становится целенаправленный поиск новых решений и реализация нововведений, основ-ным фактором роста производства становится рост знаний. Процесс перехода к ИТР 1. Технологические 2. Институциональные 3. Социально-ценностные
Основными отраслями становятся 1). Отрасли создающие и передающие новую инфор-мацию; 2). Отрасли услуг. 80% работают не в промышленности и с.х. МАРКЕТИНГ. Смыкание разработки, исследования рынка, производства. Параллельный инновационный процесс. КАСТОМИЗАЦИЯ. Накопление, этих инноваций, а также то, что с экономическим прогрессом производство благ возросло, привело к ориентации на спрос. В итоге массовая кастомизация взамен массового производства. От слова customer – потребитель. Производство под заказ, поставки точно в срок. Гибкие технологии. Информационные технологии. 1 группа отраслей. Производство знаний: • Биотехнологии • Информационные технологии
2 группа отраслей Передача информации. • Телекоммуникации • Банковское дело • Обучение
Биотехнологии – генная инженерия. Экологически чистые и безотходные технологии. Развитие всемирной сети. Принципиальное упрощение цепочки потр. - поставщ. Элек-тронные биржи. 9. Формы организации инновационной деятельности в России и за рубежом. 11. Характеристика этапов инновационного цикла.
Инновационный цикл. Наиболее простой моделью инновационного процесса является инновационная цепь, которая представляет собой полный научно-производственный цикл, состоящий из относительно самостоятельных стадий и этапов - определяют последовательность от научного знания к реальному продукт
Наука Производство Потребление Начальной стадией инновационного цикла является наука. Она обеспечивает познание объективных законов природы и превращение этого знания в научный информационный продукт, который может быть использован в производстве. Стадия «наука» включает: • фундаментальные исследования (ФИ), направлены на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Их целью является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет изучения, на основе открываемых законов; • прикладные исследования (ПИ), которые направлены на разработку на базе открытого нового явления вариантов конкретных технологий и изделий, которые могут найти своих потребителей; • проектно-конструкторские работы (ПКР) предполагают дополнительное исследование нескольких альтернатив будущего нововведения с целью выбора окончательного варианта. Этот вариант детально прорабатывается: разрабатываются рабочие чертежи, изготавливается действующая модель или опытный образец изделия, проводятся его испытания и т.д. Результатом этого проекта явл полный комплекс документов. ФИ и ПИ, а также проектно-конструкторские Р тесно связаны между собой и взаимно стимулируют друг друга. На стадии производства осуществляется выпуск продукции (услуг) на основе использования результатов предыдущих этапов инновационного цикла. Эта стадия включает: •освоение производства (ОП) - полная информационная, техническая и организационная подготовка к произв-ву; • собственно производство продукции (П). По мере необходимости могут проводиться производственные исследования, целью кот. является подготовка рекомендаций по улучшению характеристик продукции, совершенствованию технологии и организации производственного процесса, снижению затрат на производство, могут появляться идеи для будущ инноваций. Использование новой продукции происходит в сфере потребления. Здесь выделяются два этапа: • реализация новой продукции (Р); • эксплуатация новой продукции потребителем (Э), который может включать послепродажное обслуживание различных технических устройств, приобретенных потребителями. Характеристика инновационного цикла предполагает оценку следующих показателей: • времяемкости инноваций, т.е. оценку общей продолжительности инновационного цикла; • структуры затрат на осуществление отдельных стадий в пределах инновационного цикла; • диффузии новшества, т.е. скорости и широты распространения нововведения
12. Инновационные стратегии предприятия и их роль в конкурентной борьбе.
Реальные конкурентные преимущества товаропроизводителя на рынке зависят от ряда факторов общего и частного порядка. Несмотря на их относительное разнообразие, можно утверждать, что важнейшими являются факторы, определяющие условия выбора конкурентной стратегии развития организации и особенности процесса ее реализации. Инновационная стратегия как составная часть общей стратегии организации представляет собой целенаправленную деятельность по определению приоритетов перспективного развития организации и их достижению, в результате которой обеспечивается новое качество производства и управления. Она реализуется посредством прогрессивных нестандартных обоснованных управленческих решений, принимаемых с учетом специфики работы организации. В зависимости от условий микро- и макросреды организация может выбрать один из основных видов инновационной стратегии: § адаптационный, оборонительный, пассивный § творческий, наступательный, активный. В общем виде сущность адаптационной стратегии состоит в проведении частичных, непринципиальных изменений, позволяющих усовершенствовать ранее освоенные продукты, технологические процессы, рынки в рамках уже сложившихся в организации структур и тенденций деятельности. В этом случае инновации рассматриваются как форма вынужденной ответной реакции на изменения внешней среды бизнеса, которая способствует сохранению ранее завоеванных рыночных позиций. В рамках адаптационной стратегии выделяются: § защитная стратегия – комплекс мероприятий, позволяющих противодействовать конкурентам, целью которых является проникновение на сложившийся рынок с аналогичной или новой продукций. § стратегия инновационной имитации предполагает, что товаропроизводитель делает ставку на успешность новшеств конкурентов, занимаясь их копированием. § стратегия выжидания ориентирована на максимальное снижение уровня риска в условиях высокой неопределенности внешней среды и потребительского спроса на новшество. § стратегия непосредственного реагирования на нужды и запросы потребителей применяется обычно в области производства промышленного оборудования. Ее реализуют небольшие по размерам организации, выполняющие индивидуальные заказы крупных компаний. В условиях относительно стабильных товарно-денежных отношений инновации, как правило, являются исходной базой для повышения конкурентоспособности продукции, расширения и укрепления рыночных позиций, освоения новых областей применения изделий, т.е. активным средством бизнеса, составляющим содержание творческой, наступательной стратегии. В этом классе инновационной стратегии выделяются: § активные НИОКР. Производители, реализующие данную стратегию, получают самое сильное конкурентное преимущество, которое, собственно, и выражается в оригинальных, единственных в своем роде научно-технических разработках или принципах и методах. § стратегия, ориентированная на маркетинг, предусматривает целевую направленность всех элементов производственной системы, а также вспомогательных и обслуживающих видов деятельности на поиск средств решения проблем, связанных с выходом новшества на рынок. § стратегия слияний и приобретений является одним из самых распространенных вариантов инновационного развития организаций, поскольку предполагает меньший риск по сравнению с другими видами активной стратегии, опирается на уже отлаженные производственные процессы и ориентируется на освоенные рынки. В активных инновационных стратегиях значительно труднее выделить внутренние отличия, чем в адаптационных. Они имеют много общего и наиболее эффективны, когда организация реализует целый комплекс различных направлений активной инновационной деятельности.
13. Формы инновационного предпринимательства и подходы к его поддержке
Предпр-ль – перемещает эконом. ресурсы из области низкой произ-ти и низких доходв в область высоких. (Сэй сказал)
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДПР-ОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭВОЛЮЦИЯ РОС. ПРЕДПР-ВА
Комбинирование ресурсов: способы: Шумпетр 1. изготовлен нового блага/качества 2. внедрен нового способа произв-ва или комерч-ое использов ч.л. 3. освоение нового рынка сбыта 4. получение нового источника ресурсов 5. проведение реорганизациии, обеспечив. моноп полож на рынке or подрыв моноп. полож конкурентов. Содержания предпр-ой деятельности: - найти - соединить разнородные ресурсы - выпускает новые продукты и услуги - организут произ-во - делегирует полномочия - несет ответственность перед гос-ом и об-ом
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВ.ПРЕДПР-ВА
Варианты: 1) независимое основн момент – учреждение предпр-я с определенной орг-прав формой
2) внутрифирменное Стратегические бизнес единицы («бизнесы», направления деятельности)
3) государственное возможно перспективное планирование
ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВ. ПРЕДПР-ИЙ В РЫНОЧН И КОМАНДНОЙ ЭК.
В рынке – осущ крупными компаниями (в их спец отделах) + в ВУЗах (универах). Предпосылки предпр-ой деят-ти: 1. стабильное и эффективное законодательство 2. сформировавш-ся деловая этика 3. доступ к ресурсам 4. рост экономики 5. развитая инфр-ра бизнеса (банковск, транспртн, каналы сбыта/снабжения, информация и телеком)
Преп-ки к иннов. предпр-ву: 1. новшества 2. наличие опытных предпр-ей 3. налич. квалиф. исполнителей 4. поставщики 5. барьеры для входа на рынок 6. гос. поддержка 7. налич. мощности 8. отношение населения 9. содействие
Научн-тех парки – коммерч. орг., обладающая собственным имущ-ом, способств. созданию и росту науч-тех предпр-ий, управл-ая технологиями и навыками бизнеса.
14. Лицензионные формы обмена продуктов интеллектуального труда и лицензионные платежи.
Роль лицензий в плане удовлетворения инвестиционного спроса может быть совершенно различной, хотя внешне это различие порой установить сложно. 1. Продажа лицензии с паушальной оплатой. В этом случае передача лицензии принимает форму продажи инвестиционного товара. 2. Лицензионное соглашение может предусматривать платежи типа Роялти. В этом случае передача лицензии приобретает форму осуществления инвестиций, наиболее близкую к кредиту или аренде, которую также часто рассматривают как вид кредита. Платежи типа Роялти означают, что пользователь лицензии уплачивает определенный процент с финансового результата от использования инновации. Теоретически этот процент должен определяться как доля чистой прибыли от использования инновации, но на практике он обычно фиксируется в договорах как доля от объема продаж. Причиной этому является ненадежность расчета чистой прибыли на основе финансовой отчетности предприятия (возможность ее преднамеренного занижения). 3. Лицензия может вноситься в качестве имущественного вклада в уставной фонд предприятия. В этом случае речь идет об инвестициях в собственный капитал. Если данное предприятие инкорпорировано – зарегистрировано как открытое акционерное общество, инвестор инвестирует в его акции.
15. Ресурсное обеспечение инновационного проекта.
РЕСУРСЫ В ИННОВАЦ ПРОЕКТАХ
1) реальные - матер. технические - интеллектуальные (патент, лицензия, ноу-хау)- это знания которые приносят прибыль(промышл. Собственность, патенты) Патент-это док-т, фиксирующий: А) авторское право Ь) исключит. Право В) приоритет на объект пром. Соб-ти Виды пром. Соб-ти: А) изобретение(новшество к-рое эконом. Принимимо, дает полож. Эффект и обладает изобрет. Уровнем) И т.д. 2) финансовые (деньпгами нельзя топить печку)
16. Финансовая оценка инновационного проекта. Пять основных видов ресурсов: 1.материально-технические; 2.кадровые; 3.интеллектуальные; 4.информационные; 5.финансовые. Инновационный потенциал характеризует способность предприятия к развитию на основе внедрения новых продуктов и технологий. Инновационный потенциал - это «совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности». Основой для инновационного потенциала выступает научно-технический потенциал предприятия, включающий: − материально-техническую базу научно-технической деятельности, т.е.совокупность средств научно-исследовательского труда, в том числе научное оборудование и установки, экспериментальные цехи и лаборатории, вычислительные центры и т.д.; − научно-технические и инженерные кадры; − информационную составляющую - отчеты, публикации, банки данных, нормативно-техническую, проектно-конструкторскую и технологическую документацию, образцы новых продуктов; − организационно-управленческую структуру, т.е. систему организации и управления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на предприятии. 16 Финансовая оценка инновационного проекта. В соответствии с общим подходом, оценка эффективности инновационного проекта основана на сопоставлении связанных с ним результатов и затрат. Применительно к инновационным проектам можно выделить следующие виды эффективности: 1. Макроэкономическая эффективность характеризует влияние проекта на национальную и региональную экономику. Она может выражаться такими показателями, как рост экспорта, количество выданных патентов внутри страны и за рубежом и т.п. Следует отметить, что многие результаты инновационного проекта (например, социальные, экологические, демографические, научные) могут проявиться через достаточно отдаленное время и не иметь прямого количественного выражения. Это затрудняет оценку народнохозяйственной эффективности проекта. 2. Бюджетная эффективность в общем случае может быть охарактеризована как превышение доходов бюджета, возникающих в результате реализации инновационного проекта (в виде налогов, поступлений от экспорта и т.п.) над расходами бюджета (прямое финансирование, налоговые льготы, инвестиционный налоговый кредит и т.п.), связанными с данным проектом. 3. Коммерческая эффективность определяется как разница между доходами и расходами участников проекта, возникающими вследствие его реализации (чистые денежные потоки по проекту). Основным требованием при оценке эффективности инновационного проекта является учет разновременности затрат и приведение их к единому периоду времени - дисконтирование. Эффективность инновации оценивается, исходя из следующих показателей: 1. Стоимость проекта (величина капитальных затрат на реализацию проекта). 2. Чистая текущая стоимость – сумма дисконтированных чистых денежных потоков, связанных с реализацией проекта: где NPV – чистая текущая стоимость проекта, t- период, за который рассчитывается денежный поток (по умолчанию – 1 год), Т – срок реализации проекта; NCFt – чистый денежный поток за период t; r – требуемая рентабельность капитальных вложений (процентная ставка). 3. Рентабельность (отдача капитальных вложений, требуемая владельцем капитала). 4. Внутренняя норма доходности – максимальная процентная ставка, которую может генерировать сам проект. 5. Срок окупаемости капитальных вложений. Эти методы обычны для оценки эффективности инвестиций. Но инновационные проекты, выходящие за рамки традиционных направлений бизнеса, достаточно сложно оценивать с точки зрения эффективности вложений, так как они связаны с неопределенностью. Проблема состоит в том, удастся ли свести неопределенность проекта к категориям риска, так как риск может быть подчинен определенному закону распределения вероятностей и, в принципе, управляем. 17 Составляющая инновационного потенциала предприятия
Инновационный потенциал предпр-я- это способность к осущ-ю инновац-ой деят-ти с достижением того или иного уровня результативности. Можно выделить пять основных видов ресурсов, используемых в инновационном процессе: материально-технические; кадровые; интеллектуальные; информационные; финансовые. Финансовые ресурсы непосредственно не потребляются в инновационном процессе, но способны накапливаться, распределяться и приобретаться для последующей трансформации в материальные, интеллектуальные и кадровые ресурсы путем рыночного обмена. В ряде случаев под интеллектуальными ресурсами понимаются способности человека к осуществлению инновационной деятельности. Однако если принять подобную трактовку этого термина, теряется дифференциация между интеллектуальными ресурсами и кадровыми. Более точным будет определение содержания термина – интеллектуальные ресурсы, по аналогии с термином – интеллектуальная собственность, как результатов инновационной деятельности, воплощенных в патентах, лицензиях, ноу-хау, а также овеществленных в опытных и рабочих образцах новой техники и т.п. В некоторых случаях, понятия интеллектуальные, материально-технические и кадровые ресурсы могут пересекаться: 1). Сотрудник, работавший многие годы над определенной научной проблемой в одной организации, обладает ноу-хау, причем в ряде случаев не артикулируемым, трудно формализуемым. В этом случае трудно отделить его способность к инновационной деятельности, как составляющую кадровых ресурсов, от интеллектуальных ресурсов в форме ноу-хау, носителем которых он является. 2). Рабочий образец новой техники в натурально вещественном плане относится к материально-техническим ресурсам. В то же время он воплощает знание о еще не внедренном новшестве, то есть относится к интеллектуальным ресурсам, потребляемым в инновационной деятельности. 3). По мере развития общества значение информационных ресурсов неуклонно возрастает. В последнее время стало распространенным представление о качественной трансформации современного общества в информационное. С подобной точкой зрения можно спорить, но применительно к инновационной деятельности, не возникает сомнений, что информация составляет для нее ключевой ресурс. Поэтому уточнение соотношения понятий “интеллектуальные ресурсы” и “информационные ресурсы” составляет существенный момент при выработке терминологического инструментария данного исследования. Предприниматель перемещает ресурсы из области низкой произв-ти в область высокой,а следовательно в область доходности. (Сэй) Предприниматель комбинирует рес-сы новыми способами(Шумпетер) Инновационный предпр-ль- использует в предпр-ве научно-технические нововведения. 10 Атрибуты!!! Стратегии инновационной деятельности u Наступательная стратегия- Первого шага- Последователя- Конверсии военных НИОКР u Создание рынка u Оборонительная стратегия u Каннибализм u Прочие u Оборонительная стратегия. Основная идея связана с проведением исследований и разработок без ориентации на занятие ведущих позиций на рынке. Главная задача - не допустить отставания в техническом развитии. Реализация данной стратегии требует наличия высокого кадрового потенциала НИОКР, достаточно высокой доли НИР в общем объеме НИОКР. В то же время доля фундаментальных работ в общем объеме НИОКР невысока - 10-15 %. Эта доля существенно ниже норматива. НИОКР, ориентированные на текущие, среднесрочные и долгосрочные запросы производства соотносятся в примерно равных пропорциях. u Наступательная стратегия характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции, которая свойственна малым инновационным организациям. u Канибализм Внедрение технологии или модели ведения бизнеса, которая разрушит существующие бизнес и инвестиции. Когда имеется только один шанс устоять перед атакующим: самому сыграть роль атакующего и обороняющегося Иозеф Шумпетер назвал эту задачу созидательным разрушением Переход от вакуумных ламп к транзисторам Торговля с дисконтом Принтеры вместо пишущих машинок Конвертеры вместо доменных печей Пароходные компании Опасность разрушить успешные и устоявшиеся:- технологии - модели ведения бизнеса Когда происходит переход к новому технологическому укладу ЗАДАЧИ!!!! №1 ПРИ КАКОМ ОБЪЕМЕ ВЫПУСКА ОПРАВДАНА САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАЗРАБОТКА ТОВАРА ПРЕДПРИЯТИЕМ? Сир = Зсм+Зтр + Суо +(Спро/Тссо*Тр) +Зпр Совокурные затраты: С = Сир + Скир Минимально приемлемый объем выпуска: О,= С/ (З-З*г) №2 При каком объеме производства (О,) самостоятельная разработка товара становится более выгодна предприятию, чем приобретение лицензии? Сир = Спл Стоимость приобретения лицензии состоит из единовременных затрат и роялти Спл= Слев+ R*О, Приравниваем Сир=Спл, тогда: Сир= Слев+ R*О, О,= (Сир-Слев)/ R №3 Целесообразно ли разрабатывать и внедрять нововведение при след.условиях? Общий объем выпуска за время оставшегося жизненного цикла продукта О,=О,т*Тжц Экономия составит:Е=о,* (Ссп*Ссн) Обозначения: Зпр – прочие затраты на исследования и разработку Зсм –затраты на сырье и материалы Зтр – затраты на оплату труда Р – среднерыночная цена товара Скир – себестоимость товара, за исключением расходов на исследование и разработку. Слев – единовременный взнос за право пользования лицензией Спро – стоимость прочего оборудования Ссп – себестоимость единицы товара Ссн – себестоимость единицы товара за счет внедрения нововведения, % Суо – стоимость уникального оборудования Тжц – продолжительность жизненного цикла товара, оставшегося с момента внедрения, лет Тссо – срок службы оборудования, используемого в разработке данного товара Тр – время, необходимое для разработки данного товара Г – минимально приемлемая норма прибыли R= роялти
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |