Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Достоинство Давида как царя и богодухновенного писателя




ВТОРАЯ КНИГА ЦАРСТВ

Саул у Аэндорской волшебницы (1 Цар. 28, 3-25)

Святоотеческие толкования этого места Библии можно разделить на 3 точки зрения. Сторонники 1-й из них – святитель Димитрий Ростовский и митрополит Филарет (Дроздов) – утверждает, что душа праведного Самуила была неподвластна темной силе, а потому являлся в образе пророка диавол, гадающий о будущем (Деян. 16, 16).

Но ещё в Ветхом Завете существовало мнение, что "Самуил пророчествовал и после смерти" (Сирах. 46, 23). Это мнение разделяют святой Амвросий Медиоланский и блаженный Феодорит. Они утверждают, что явилась душа пророка Самуила, но не по действию волшебницы и темной силы, а по особому соизволению Божиему.

Третья точка зрения принадлежит святому Иустину мученику, Оригену, святому Анастасию Антиохийскому (VI в.). Так как душа пророка находилась в то время в шеоле, над которым владычествовал диавол, то явившимся был сам Самуил; конечно, произошло это не без воли Божией.

Можно заметить, что все три мнения согласны в следующем: все происходившее у волшебницы было по промыслительному действию Божию и над предсказываемыми событиями диавол не имел никакой власти.

 

Содержит 24 главы. Вся книга представляет единое повествование о царствовании святого Давида. Условное деление на части можно сделать, основываясь на особо важных событиях. Всего – 4 части.

1. С 1 по 4 главы. Семилетнее царствование Давида в Хевроне над коленом Иудиным.

2. С 5 по 10 главы. Блестящий период царствования Давида над всем Израилем.

3. С 11 по 18 главы. Грехопадение Давида. Нарушение благоденствия и мира в царстве.

4. С 19 по 24 главы. Возвращение Давида в Иерусалим, восстановление власти в Израиле.

В священной ветхозаветной истории личность царя и пророка Давида занимает особо достойное место.

Младший сын Иессея, уроженец Вифлеема, Давид был избран Богом в цари над Израилем вместо Саула и помазан Самуилом задолго до воцарения. Одаренный от Бога телесной красотой и различными талантами, в помазании Давид получил особую благодать Божию, которая всегда укрепляла и защищала его на исполненном скорбей и испытаний долгом жизненном пути.

В молодые годы он отличался храбростью, верой и упованием на Бога и, будучи ещё юношей, благодаря своим музыкальным способностям, красоте и другим качествам получил приглашение ко двору, чтобы игрой на арфе успокаивать взволнованный дух царя Саула. Давид очень понравился Саулу, и он сделал его своим оруженосцем. Но вначале войны с филистимлянами Давид, по-видимому, вернулся к стадам своего отца, которые он пас раньше, будучи ещё мальчиком. Придя однажды в лагерь к братьям, Давид увидел Голиафа, вызвался сразиться с ним и убил его. Покрытый славой, он вернулся ко двору и был поставлен главнокомандующим; он приобрёл любовь народа и стал затем царем. Ненависть Саула к нему заставила его бежать, и он долгое время скитался в пустыне, скрываясь в пещерах от преследующего его царя; наконец он убежал к филистимлянам. Смерть Саула и Ионафана открыли ему дорогу к престолу.

Вторично Давид был помазан царём над Иудой в Хевроне (2 Цар. 2, 4), где царствовал семь лет. После смерти сына Саула Иевосфея все колена признали Давида царём, и он был помазан в третий раз.

После покорения Иерусалима Давид сделал этот город столицей всего Израиля, он торжественно перенёс сюда ковчег завета, заботился об упорядочении богослужения, благодаря чему духовно сплотил народ израильский. Мудростью и неусыпной энергией он укрепил свое царство; его опытность и предусмотрительность не допускали врагов напасть на него врасплох; он расширил границы своего царства от Чермного моря и Египта до Ефрата (2 Цар. 8). Огромное количество военной добычи обогатило народ и доставило обильный материал для постройки великолепного храма, которую царь намеревался предпринять, но Господь поручил это сделать сыну его Соломону (2 Цар. 7).

Давид не был свободен от искушений; во многом отличаясь от современных ему царей, он все же впадал в тяжкие грехи. Священное Писание не умалчивает о его бесчестном поступке с Урией и Вирсавией; оно говорит также о Божием наказании за этот грех и о том, что Давид, покаявшись, получил от Бога милость, о которой просил (2 Цар. 11-12; Пс. 50). С того времени Бог смирял его частными испытаниями. В своей семье он видел разлад, бесчестные поступки и кровопролитие; история Фамари, Амнона и Авессалома дают нам почувствовать, как терзалось его сердце. Восстание под предводительством Авессалома (2 Цар. 15), Савея (2 Цар. 20) и Адонии (3 Цар. 1), голод и моровая язва, поразившие народ, служили для него тяжкими испытаниями. Подготовив всё необходимое для постройки храма и завещав Соломону хранить "завет Господа, ходя путями Его" (3 Цар. 2, 3) Давид мирно скончался на 40-м году царствования над Израилем.

Давид был одним из немногих царей Израилевых, стоявших на высоте своего служения, хотя, как человек, и он подвергался тяжким грехопадениям. Основными добродетелями Давида-царя были правосудие и богобоязненность. Псалом 100, написанный царственным пророком – лучшее свидетельство сказанному. Обладая неограниченной царской властью, Давид всегда подчинял царские права и власть постановлениям закона Божия. Священный писатель говорит, что Давид был "верен" в звании "помазанника Бога Иаковлева" (2 Цар. 23, 1). Он сиял истинным и нелицемерным благочестием среди современных ему языческих восточных царей, своеобразных деспотов, тиранов, которым во многом уподоблялся его предшественник Саул.

Особенная часть принадлежит святому царю Давиду как богодухновенному писателю. Исключительное значение его писаний в том, что он явился первым составителем и певцом богослужебных "благолепных псалмов Израилевых". "Сладкий певец Израиля" (2 Цар. 23, 1) снискал себе на этом поприще неувядаемую славу.

Богодухновенные псалмы царя Давида составляют основу православного богослужения. О значении Псалтири в духовной жизни христианина выразительно пишет святой Василий Великий: "Чему же не научишься из псалмов?! Не познаешь ли отсюда величие мужества, строгость справедливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, меру терпения и всякое из благ, какое не наименуешь?! Здесь есть совершенное богословие, предречение о пришествии Христовом во плоти, угроза Судом, надежда воскресения, страх наказания, обетование славы, откровение таинств. Все как бы в великой и общей сокровищнице собрано в Книге псалмов".

До Давида священные песни и гимны не имели систематического употребления за богослужением, хотя нам и известны такие древние произведений, как "Песнь Моисея при переходе через Чермное море", "Песнь Деворы и Барака", "Песнь Анны", народные гимны из книги Праведного. Давид ввел в богослужение постоянное пение, сопровождаемое игрой на музыкальных инструментах. В своем песнотворчестве Давид предстает пред нами не только как талантливый певец и царь, но и как пророк. Вся жизнь святого вождя Израильского, запечатленная в его псалмах, складывалась под водительством Божиим. Будучи родоначальником Мессии, царь Давид жизнью своей как бы таинственно предъизображает жизнь Спасителя. Начиная говорить о себе, Давид часто вдохновляется до пророческого созерцания иной, более высокой Личности, чем его собственная, и "изливается из сердца царя слово благое": о Том, кто "прекраснее" всех "сынов человеческих" (Пс. 44, 3). Церковь учит, что все эти возвышенные слова относятся к Мессии, Спасителю. Так, например, сетуя о своих грехах, далее Давид запечатлевает в псалмах образ страдальца, беззакония которого превысили его и тяготеют над ним тяжелым бременем. Тот, кто называет себя в псалме "нищим и уничиженным", служит таинственным прообразом Сына Божия, на Которого Отец Небесный возложил бремя грехов всего человечества. Злострадания Давида – прообраз страданий Христа Спасителя (Пс. 21). Торжество Давида над врагами – прообраз победы Христа Спасителя (Пс. 2, 7-9; 16, 9-11) над смертью и диаволом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.