КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Административных нововведений в сфере культуры России 7 страница
Чайка, внучок, пчёлка, волчонокчистый, галчонок, ключи, чугун, чек, качели, волчок, чудак, мячик, чучело Предложения В чайнике чай. Над дачей туча. На тачке куча глины. Девочка летом отдыхает на даче. Таня Ткачёва получает отличные оценки. Научи Вовочку читать. Девочка помогает маме. Девочка учит чижика читать. Вот мучение – он читать не хочет!
Измени слова по образцу. Дача- дачи, куча- туча-, свеча-, ночь-.. Дачи- дача, кучи-, тучи-, свечи-, ночи- Булка- булочка, сумка-, чашка-, ваза-,, лейка -«Скажи ласково» Стул- стульчик Цветок- шапка- подушка Сундук-, сук-, бык Бок-, каблук-, палец- Нарисуй в тетради одежду, в названии которой есть звук Ч (шапочка, носочки, чулки) Назови правильно детёнышей животных: У зайца- зайчонок, У белки- У волка- У галки Ответь, кто как голос подаёт: Воробей- чирикает Лев- рычит Курица- кудахчет. Орёл- клекочет Кузнечик- стрекочет Рыба- молчит Выучить загадку, нарисовать отгадку Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Я стучу, стучу, стучу, Я лечу, лечу, лечу, Опоздать я не хочу. (поезд)
Пересказ текста по вопросам. В тетради нарисовать или наклеить бабочку. «Бабочка» Женечка и Олечка были в лесу. Там солнечные полянки. Над полянкой летали бабочки. Бабочки летали почти над самой землёй. Олечка и Женечка любовались бабочками. Они были очень красивыми.. Вопросы: Что нашли Олечкам и Женечка в лесу? Кто летал над поляной? Какие были бабочки? Измени слова по образцу Мальчик кричит, а дети… Скрипка звучит, а скрипки… Мальчик стучит, а дети… Пулемёт строчит, а пулемёты… Наклеить картинку о весне. Из бумаги сделать лодочку. Пересказ текста «Лодочка» Раз - качала мама дочку. Два - ключи упали в бочку. Три - мячом играет Жучка. На четыре - плачет внучка. Пять - учебник почитаем. Шесть - о чуде помечтаем Семь - на печке кабачки. Восемь - чиним каблучки. Девять - лампу выключаем. Десять - ночью отдыхаем Тучки очень скучные, Потому что тучные. Когда плачут тучи, Тучам чуть получше *** Заварила цапля в чашке Чай целебный из ромашки. Целый чан у цапли чая. Цапля-врач больных встречает САНКТ-ПЕТЕРБУРГ • 2001 ББК 65.497:. Т 82 Тульчииский Г. Л. Т 82 Менеджмент в сфере культуры. — СПб.: Издательство «Лань», 2001. — 384 с, ил. — (Учебники для вузов. Специальная литература). ISBN 5-8114-0375-5 Программа курса «Менеджмент в сфере культуры», лежащая в основе этого учебника, является победителем в конкурсе учебных программ для высшей школы по базовым курсам (Институт «Открытое общество» — Фонд Сороса, грант № HAG802). Издание осуществлено при поддержке гранта Министерства культуры РФ но итогам конкурса научных грантов на подготовку учебников и учебных пособий в области культуры и искусства на 2000 год. ББК 65.497 Редакционная коллегия «МИР КУЛЬТУРЫ» С. Н. Иконникова, А. С. Колесников, В. В. Селиванов, Л. М. Мосолова, Ю. А. Сандулов Обложка С. ШАПИРО, А. ОЛЕКСЕНКО Охраняется законом РФ об авторском праве. Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке. © Издательство «Лань», 2001 © Г. Л. Тульчинский, 2001 © Издательство «Лань», художественное оформление, 2001 ВВЕДЕНИЕ В данном пособии рассматривается содержание и технология менеджмента в сфере культуры. При подготовке специалистов с сфере культуры в управленческом блоке дисциплин технология менеджмента занимает центральное место.. Вместе с тем не является секретом, что до сих пор единственным учебником по данной тематике является по ряду причин не очень удачное даже для своего времени и практически полностью устаревшее сейчас издание «Управление, организация и экономика культурно-просветительных учреждений» (М.: Просвещение, 1983). В связи с этим появление адекватного современного учебного пособия — вопрос давно назревший. Радикальные изменения практически во всех секторах, механизмах и процедурах менеджмента в социально-культурной сфере нуждаются в обобщении, осмыслении и систематизации. В содержание учебного пособия вошли опыт чтения соответствующего курса с 1978 г. на дневном и заочном отделениях Санкт-Петербургского Университета культуры и искусств, различных курсах повышения квалификации, участия в международных, федеральных и региональных семинарах и конференциях, опыт консультирования и участия в ряде реорганизаций и модернизаций различного уровня, участия в создании и деятельности государственных, общественных и некоммерческих организаций и учреждений в сфере культуры. Основной акцент в данной работе делается на технологическое содержание менеджмента в сфере культуры (конкретнее механизмы, процедуры, методики, порядок действий). Такая конкретизация представляется достаточно уместной. Во-первых, общее рассмотрение принципов, функций и методов менеджмента уместно в курсе общего (внеотраслевого) менеджмента. Да и круг литературы по общему менеджменту в настоящее время довольно широк и репрезентативен, тогда как материалы по конкретным менеджментным know how и технологиям редки. Во-вторых, вопросы экономики, финансового контроля и хозяйственного содержания организаций и учреждений (фирм) в сфере культуры исчерпывающим образом рассматриваются в курсах (и соответствующей литературе) по отраслевой экономике. В-третьих, данное пособие, как представляется, должно дополняться материалами курсов «Психология управления», «Маркетинг в сфере культуры», «Public relations», «Документооборот»» и др. Ряд технологий планирования, работы с персоналом, сквозной оценки результатов деятельности, анализа эффективности являются новейшими (а некоторые — оригинальными) разработками и систематически описываются в данном пособии впервые. Автор приносит искреннюю благодарность коллегам по кафедре менеджмента и экономики сферы культуры (СПбГУКИ), Институту культурных программ* своим студентам, слушателям, дипломантам и аспирантам — всем тем, без плодотворного сотрудничества с кем систематическое развитие и обогащение курса, а значит и появление этого пособия были бы невозможны. МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ СФЕРА КУЛЬТУРЫ И ТЕХНОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА i.i КУЛЬТУРА, СФЕРА КУЛЬТУРЫ. ■ И МЕНЕДЖМЕНТ Как говорили великие Конфуций и Платон, любое дело надо начинать с «исправления имен» — уточнения содержания основных понятий. В полной мере это уместно и даже обязательно в учебной литературе. Под менеджментом в данной работе понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов— организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность. Менеджмент имеет место практически во всех сферах жизнедеятельности общества (коммерческом и некоммерческом бизнесе, политике, науке, образовании, конфессиональной активности и т. д.). Технология, т. е. конкретные способы осуществления менеджмента, зависят от социально-экономического раз-* вития общества и конкретной сферы, информационного обеспечения, 'действующего законодательства и целого ряда других факторов. О культуре в данной работе говорится в двух планах. Во-первых, в широком смысле, как о способе бытия человека в качестве социального существа, как о системе 1.1 СФЕРА КУЛЬТУРЫ И ТЕХНОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА внегенбтического наследуемого социального опыта. В этом плане культура образует материальную и духовную среду, способствующую формированию и возвышению человека. Во-вторых, в узком — «отраслевом» — смысле, как о конкретной сфере жизни общества (сфера культуры), включающей сохранение и использование культурно-исторического наследия (музейное, библиотечное и архивное дело, национальные и местные традиции, праздники и т. д.), художественное образование и детское творчество, искусство, творческую (преимущественно художественную) деятельность, исполнительство, концертную деятельность, организацию досуга и развлечений, любительство, этнографические искусства и ремесла, а также деятельность, их обеспечивающую (экономика культуры, право, финансирование, управление, информация, подготовка и переподготовка профессиональной среды, развитие материально-технической базы и т. п.). Деятельность в сфере культуры осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами. В дальнейшем все они, краткости ради, часто будут именоваться фирмами. В наше время культура и сфера культуры имеют отношение к деятельности' любых фирм (не только сферы культуры) и менеджменту ими и в них. Культура — тем, что современный менеджмент (и об этом ниже будет сказано дополнительно) не только проявляет все большую зависимость от своего социально-культурного контекста, от социально-культурной среды фирмы, но и сам приобретает черты технологии социально-культурного нововведения. Более того, каждая фирма все более отчетливо-предстает (и об этом тоже будет специальный разговор) носителем определенной культуры. Сфера культуры — потому что современный менеджмент, в силу его отмеченных особенностей, очень тесно сотрудничает с учреждениями сферы культуры: широкое развитие спонсорства, благотворительности, других форм связей с общественностью (public relations) неосуществимы без такого сотрудничества. МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ В свете сказанного очевидно, что рассмотрение ме^ неджмента в сфере культуры представляет особый интерес. Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вооб^ ще _ как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы. Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности. В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство — нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой к все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность — все это радикально меняет требования к профессионализму менеджера в социально-культурной сфере. Если раньше он видел себя преимущественно работником «идеологического фронта», педагогом-воспитателем, то теперь он должен быть практически ориентирован в технологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, быть экономически и юридически грамотным специалистом, короче говоря — быть полноценно компетентным в вопросах менеджмента, без всяких скидок на пресловутую «специфику» сферы. Более того, сама эта специфика заключается отнюдь не в «усеченности» менеджмента, а наоборот — в его расширительном применении. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую" (нонпрофитную), так и коммерческую (платные услуги), 1 СФЕРА КУЛЬТУРЫ И ТЕХНОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА ■ 7 как местного, так и (в том числе — применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба. Общность проблем и интересов современного бизнеса и сферы культуры обусловлены не только их технологическим содержанием. Сами эти технологические особенности обусловлены глубоким и принципиальным обстоятельством. Современный бизнес и социально-культурная сфера, в том числе и в современной России, обречены на сотрудничество — всерьез и по большому счету. Социально-культурная сфера не должна, да и уже не может существовать и развиваться как сфера исключительно государственных интересов. Привлечение внебюджетных источников финансирования, все более активное -сотрудничество социально-культурной сферы с финансовым, промышленным и торговым капиталом, общественными движениями и организациями — одно из необходимых условий сохранения культурно-исторического наследия, воспроизводства творческого потенциала, развития культурной жизни. Но и бизнес заинтересован в сотрудничестве с социально-культурной сферой отнюдь не меньше, чем она в нем. Формирование и продвижение имиджа и репутации фирмы, спонсорство, патронаж и благотворительность, работа с персоналом, расширение сотрудничества, даже рекламные кампании и акции по стимулированию. продаж — все это просто неосуществимо без проведения праздников, конкурсов, выставок, культурных программ, т. е. без обращения к социально-культурным технологиям, а то и прямого сотрудничества с соответствующими организациями и учреждениями социально-культурной сферы. Бизнес и культура в современном обществе «скованы одной цепью» — предполагают-и дополняют друг друга, немыслимы друг без друга. Эта «обреченность» на сотрудничество имеет глубокий политологический смысл, чрезвычайно важный для развития и преобразования общества. Дело в том, что это сотрудничество, по сути дела, является способом реализации гражданского общества — не декларирования его, а наращивания его реальной ткани, его механизмов, процедур и «мускулов». Только общество, в котором сложились и вызрели развитые МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ, формы сотрудничества делового мира и сферы культуры, способно к саморазвитию и саморегуляции социально-экономических и социально-культурных процессов — по возможности независимо от государства. Собственно, только в таком обществе и могут сложиться реальные предпосылки и условия для становления демократии. Но суть дела заключается отнюдь не в желательности сотрудничества бизнеса и культуры. Это не только и не столько даже реальность, сколько неизбежность — особенно с учетом экономического состояния и политической ситуации в России. Проблемы культуры и искусства не ограничиваются проблемами отрасли. Можно выделить несколько уровней роли (вклада) культуры и искусства в развитие современного общества: (а) Прямой вклад сферы культуры в экономику: • Сфера культуры и искусства создает конкретные ра • Культура и искусство служат основным источником (б) Прямое социальное влияние: • Культура и искусство обеспечивают социально-зна • В элитарной, массовой культурах, андерграунде пред (в) Косвенное экономическое влияние: • Культура и искусство социально выгодны, так как 1 ' СФЕРА КУЛЬТУРЫ И ТЕХНОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 9 » Такие современные технологии бизнеса и менедж • Взаимовыгодное, взаимостимулирующее сотрудниче » Культура и искусство повышают ценность окружающей среды, например украшая товары, помещения, здания, включаясь в оформление города, материальной среды производства и отдыха. (г) Косвенное социальное влияние: «Культура и искусство обогащают социальную среду, пропитывая ее различными привлекательными событиями. • Они выступают источником цивилизационного влия • Культура и искусство — коллективная память обще «Они улучшают и разнообразят жизнь, повышают степень социализации личности, способствуя профил тике и сокращению девиантного и асоциального п ведения. • Велика роль культуры и искусства в образовании и • Возрастает роль культуры и искусства в социальной МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТ:УРЬ{ С учетом всех указанных связей между культурой и развитием можно сказать, что культура является системообразующим фактором консолидации и развития общества в национальном и региональном масштабе. Так, в Стратегическом плане развития Санкт-Петербурга и Программе развития культуры города отмечает ея,. что экономика, международная роль Санкт-Петербурга во многом связаны с его позициями на рынке культурных и туристских услуг. Услуги в сфере культуры и туризма могут внести решающий вклад в рост экспорта международных услуг города в целом. Уже в настоящее время в общегородской структуре экспорта услуг веду-' щее место занимает гостинично-ресторанный сервис (49%), опирающийся прежде всего на привлекательность культурной жизни города, а по 9% приходится непосредственно на услуги связи, организации отдыха, культурных и спортивных мероприятий. Памятники культуры и события культурной жизни являются важнейшей составляющей маркетинга туризма, фактором инвестиционной политики, важнейшую роль в которой играет формирование и продвижение привлекательного образа города. В настоящее время Санкт-Петербург ежегодно принимает свыше полутора миллионов гостей из практически всех стран мира. Их обслуживанием, с учетом инфраструктуры, занято около 100 тыс. человек. Поэтому развитие сферы культуры выступает важнейшим дополнительным фактором как общей инвестиционной привлекательности города, так и реализации конкретных инвестиционных проектов, мощным катализатором деловой активности в городе. Речь идет об особом, уникальном ресурсе города — о петербургском духовном пространстве, культурном и духовном климате города, связанным с высоким уровнем интеллектуальной культуры, интенсивном, творческом приобщении к культурным ценностям, активной гражданственностью, особым стилем общения. В нынешних условиях впервые в истории города культура из вторичного феномена становится центральным градообразующим комплексом. Именно наличие мощного культурного потенциала делает перспективным развитие города как центра науки, образования, туризма 1 СФЕРА КУЛЬТУРЫ И ТЕХНОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА и коммуникации. Без поддержки и развития культуры малореальными оказываются планы социально-экономического развития города. Культура в современном обществе во все большей степени выступает и осознается не как результат, следствие социально-экономического и политического развития, а как необходимое условие, важнейший фактор этого развития, нравственный стержень личности и общества. Без опоры на этот ресурс, без его сохранения и развития невозможно обеспечение других стратегических целей и задач, таких как формирование благоприятного социального климата, интеграция и продвижение города в мировое информационное пространство, мировой рынок туризма и т. д., в целом — решение таких фундаментальных задач Стратегического плана, как формирование Санкт-Нетербурга как интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, обеспечивающего высокое качество жизнедеятельности и производства, а также укрепление Санкт-Петербурга как главного российского контактного центра региона Балтийского моря и Северо-Запада России. Более того, достижение главной стратегической цели — стабильного улучшения качества жизни всех слоев населения Санкт-Петербурга —- по сути дела, есть приведение практических условий жизни и работы в соответствие с духовным потенциалом города. Поэтому речь не может идти об использовании культурного потенциала только в качестве проведения ударных ярких, титульно-представительных для города акций и мероприятий, эффективного вовлечения сферы культуры в контекст туристской деятельности, непосредственных потребностей коммерческой сферы по рекламе и public relations. Культура города — это в конечном счете реальная культура его реального населения. Обеспечить преемственность между культурным наследием (включая наследие советской эпохи) и современной культурой как непременное условие возрождения и утверждения в качестве доминирующего особого петербургского-ленинградского стиля в сфере интеллектуально-духовной и повседневной деятельности горожан — важнейшая задача городской культурной политики. Она МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ должна быть направлена на повышение интегрирующей роли культуры, объединяющей горожан на основе осознания единства исторической судьбы, общих ценностей и экономических интересов. После этих важных предварительных уяснений можно переходить к рассмотрению конкретного технологического содержания менеджмента в сфере культуры. 1.2 СИСТЕМА МЕХАНИЗМОВ МЕНЕДЖМЕНТА Необходимость технологического представления менеджмента Наверное, каждому, начинающему знакомиться с довольно обширной литературой по менеджменту, бросается в глаза одна характерная особенность. Объяснения обычно начинаются с перечисления принципов, функций и методов менеджмента. Причем практически у каждого автора будет свой набор этих категорий. Более того, у одного автора планирование трактуется как функция, у другого — как метод, у третьего — как принцип плановости. То же относится и к организации, учету, отчетности и т. д. Такая манера рассмотрения менеджмента может быть названа «теоретической» — ведь при этом речь идет, фактически, об упорядочении понятий, классификациях и т. п. Такой подход несомненно важен для теоретических целей и отчасти — для целей преподавания. Вполне объяснимым является с этой позиции и обилие классификаций и перечислений — именно в этом и заключается оригинальность теоретического концептуального анализа. Однако для практических целей такой подход малопригоден. Когда человек заступает на конкретную управленческую должность в конкретной фирме, то при решении конкретных вопросов вряд ли он вспоминает, каким принципом ему руководствоваться, какие функции и каким методом осуществлять. Проблема обычно выглядит технологически •— нужно знать, что конкретно надо делать для ее решения и уметь эти действия совершать. Следует различать квалификацию и компетентность.
Ь СФЕРА КУЛЬТУРЫ И ТЕХНОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА т., Первая в большей степени связана со «знанием о», вторая — с «умением как». Первая — характеристика горизонта и уровня знаний, вторая — характеристика умения решать конкретные задачи, владение технологией. Разумеется, обе эти характеристики не противостоят друг другу, а дополняют друг друга. Скорее можно говорить об акцентировании внимания на теоретических или технологических аспектах содержания менеджмента. В данной работе, ни в коей мере не умаляя роли и значения теоретического рассмотрения, акцент делается на технологическом содержании менеджмента. Для целей такого рассмотрения используется идея механизмов менеджмента. Речь идет о некотором относительно целостном единстве целей, функций и средств, позволяющем добиваться вполне определенных результатов. Недаром выражения «механизм управления», «хозяйственный механизм», «экономический механизм», «механизм хозяйствования» и т. п. прочно вошли не толь-. ко в публицистику, но и в нормативные документы и материалы. Они выражают вполне понятную потребность технологического, инструментального представления менеджмента. С этой точки зрения менеджмент может быть представлен как система, состоящая из четырех основных механизмов. Организационно-административный механизм Применительно к сфере культуры, особенно российской, до сих пор, как правило, на первом плане оказывается организационно-административный механизм. Речь идет о системе распределения полномочий (прав и обязанностей), фиксируемой в организационных документах (уставах, положениях, должностных инструкциях). Организационно-административный механизм иногда понимают как аппарат управления или как бюрократию (в безоценочном смысле). Но это скорее — аспекты, следствия применения организационно-административного механизма. Разумеется, управлять без аппарата и той или иной степени бюрократии невозможно. Но не ото главное. Главное — во-первых, распределение полно-
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ кгочий и, во-вторых, выраженность этого распределения (кто кому подчиняется, кто кого контролирует и по каким вопросам и т. д.) в организационных документах; что включает это распределение з сферу действия административного, трудового и т. п. права. К вторичным материалам и документам, выражающим содержание организационно-административного механизма, относятся организационные структуры и.штатные расписания фирм и их подразделений. Управление не может заключаться только в использовании организационно-административного механизма. Хотя в российской истории имеется ряд эпизодов (особенно советского периода) — попыток исключительно административного управления. Однако, класс советского менеджера определялся отнюдь не его способностью следовать букве положения и инструкции, а как раз наоборот — способностью найти в них «лазейку», чтобы в той или иной степени реализовать другие механизмы менеджмента. Экономический механизм В. первую очередь, это экономический механизм — система ресурсного обеспечения (финансовых, материально-технических ресурсов — прежде всего), хозяйственного содержания, хозяйственного расчета и экономического стимулирования. Разумеется, экономическое стимулирование (организация заработной платы, материального поощрения или наказания) является формой хозяйственного расчета, а последний может рассматриваться как одно из средств ресурсного обеспечения, но в целях систематического рассмотрения эту «матрешку» целесообразно раскрыть. Управлять без экономического механизма невозмож-, но. Российско-советская история тому наглядное подтверждение. Изгоняемый в дверь, экономический механизм проникает в форточку, загоняемый в угол, он приобретает причудливые «теневые формы». В советское время практически любого хозяйственного руководителя можно было в любое время посадить за хозяйственное преступление, потому что, как уже говорилось, если он чего-то добивался,- то это было следствием нахождения
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |