Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационный процесс




Инновации и их классификация

Существует множество видов инноваций. Все существующие определения можно классифицировать по пяти основным подходам.

Пять основных подходов к понятию «инновация».

1 объектный, здесь в качестве инновации выступает объект, как результат НТП: новая техника, технология.

Различают следующие три группы инноваций:

базисная инновация - это внедрение нового продукта, возможная область применения которого, а также функциональные характеристики, свойства, конструктивные или используемые материалы и компоненты существенно отличают от ранее выпускающихся продуктов. Такие инновации направлены на освоение новых поколений машин и материалов и основаны на принципиально новых технологиях, либо на сочетании существующих технологий в новом их применении.

Улучшающая инновация - затрагивает уже существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем. Эти инновации служат распространению и совершенствованию освоенных поколений техники (технологии), создание новых моделей машин и разновидностей материалов, улучшению параметров производимых товаров (услуг) и технологий их производства.

Псевдо-инновации (модернизация), направлены на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, и обычно тормозящие технический прогресс, т. е. не дающие эффекта для общества, либо приносят отрицательный эффект.

2 процессный подход, рассматривает инновацию как комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительных ценностей – товаров, техники, технологии, организационных форм и т.д., т. е. инновация рассматривается как процесс.

3 объектно-утилитарный рассматривает инновацию двумя основными моментами: во - первых, как новая потребительная стоимость, основанная на достижениях науки и техники и во-вторых, как способность удовлетворять общественные потребности с большим полезным эффектом, т.е. акцент на утилитарной стороне поведения.

4 процессно-утилитарный подход здесь инновация рассматривается как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства

5 процессно- финансовый инновация рассматривается как процесс инвестиций в инновации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования.

Побудительные мотивы к инновациям подразделяются для инновационного предприятия на внутренние и внешние. Внутренний стимул инновационной активности - необходимость замены устаревшего оборудования с целью повышения конкурентоспособности продукции на рынке. При неразвитости рыночных отношений, особенно в условиях экономического кризиса, решающими стимулами к инновациям выступают стимулы внешнего характера, обусловленные экономикой политикой государства.

 

Таблица 3.1 - Классификация инноваций

Признак классификации   Виды инноваций
1 уровень новизны инновации 1.1 радикальные (внедрение открытие, изобретений, патентов) 1.2 ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения т.д.)
2 стадия жизненного цикла товара, на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество 2.1 инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга 2.2 инновации на стадии НИОКР 2.3 организационно-технологическая подготовка производства 2.4 производство, (включая тактический маркетинг) 2.5 сервис, осуществляемый изготовителем  
3 масштаб новизны инновации (новшества) 3.1инновации, новые в мировом масштабе (открытия, изобретения, патенты) 3.2 новые в стране 3.3 новые в отрасли 3.4 новые для организации
4 отрасль народного хозяйства, где применяется инновация 4.1 новшества и инновации, созданные (внедренные) в сфере науки 4.2 в сфере образования 4.3 в социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение и т.д.) 4.4 в материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство и т.д.)
5 сфера применения инновации (новшества) 5.1 инновации для внутреннего применения (внутри организации) 5.2 новшества для накопления на организации 5.3 новшества в основном для продажи
6 частота применения инновации 6.1 разовое 6.2 повторяющиеся (диффузия)
7 форма новшества-основа инновации 7.1 открытия, изобретения, патенты 7.2 рационализаторские предложения 7.3 ноу-хау 7.4 товарные знаки, торговые марки, эмблемы 7.5 новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы т.п.
8 вид эффекта, в результате внедрения инновации 8.1 научно-технический 8.2 социальный 8.3 экологический 8.4 экономический (коммерческий) 8.5интегральный
9 подсистема системы менеджмента, в которую внедряется инновация 9.1 подсистема научного сопровождения 9.2 целевая подсистема 9.3 обеспечивающая 9.4 управляемая 9.5 управляющая

Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса. Инновационный процесс- это процесс преобразования научного знания в инновацию, который направлен на создание требуемых ресурсов продуктов, технологий или услуг, осуществляющихся в тесном взаимодействии со средой.

Различают три логические формы инновационного процесса:

-простой внутриорганизационный процесс (натуральный), предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в данном случае не принимает непосредственно товарной формы;

-простой межорганизационный инновационный процесс, здесь новшество выступает как предмет купли –продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителей;

расширенный инновационный процесс, проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения.

Субъекты инновационного процесса:

новаторы-генераторы научно-технических знаний, это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации, которые заинтересованы в получении части дохода от использования изобретения;

ранние реципиенты – это предприниматели, первыми освоившие новшество, стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшества на рынок-«пионерские» организации;

раннее большинство - компании, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль;

отстающие организации, сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели.

Инновационный процесс имеет циклический характер. Деятельность, представляющая инновационный процесс, распадается на отдельные этапы. Инновационный процесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации: как параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, инновационной, производственной деятельности и маркетинга; в виде временных этапов жизненного цикла инновации от возникновения идеи до ее разработки и распространения; как процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукта или услуги.

 

По Ильенковой С. В. ИП: ФИ-ПИ-Р-Пр-С-ОС-ПП-М-Сб

 

ФИ- фундаментальные исследования (теоретические);

ПИ –прикладные исследования;

Р-разработка;

Пр-проектирование;

С-строительство;

ОС - освоение;

ПП - промышленное производство;

М-маркетинг

Сб-сбыт.

ФИ- начальная стадия инновационного процесса, связана с научной работой, т.е. с исследовательской деятельностью, направленной на получение и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации. Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью.

ПИ- это «овеществление знаний», их преломление в процессе производства, передача нового продукта, технологической схеме и т.д.

Р- в результате данного этапа создаются конструкции новых машин и оборудования и процесс плавно переходит в фазы- Пр (проектирование), строительство (С), освоение (ОС), промышленное производство (ПП). Фазы маркетинга (М) и сбыта (Сб), связаны с коммерческой реализацией результатов инновационной деятельности.

Факторы, влияющие на инновационный процесс:

1 экономико-технологические:

-недостаток средств финансирования инвестиционных проектов;

-слабость материально-технической базы;

-устаревшие технологии;

-отсутствие резервных мощностей;

-доминирование интересам текущего производства.

2 политико-правовые:

-ограничения со стороны антимонопольного законодательства, налогового, амортизационного, патентно-лицензионного.

3 организационно-управленческие:

-устоявшиеся организационные структуры;

-централизация;

-преобладание вертикальных потоков информации;

-трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий;

-жесткость в планировании;

-ориентация на краткосрочную окупаемость;

-сложность согласования участников инновационных процессов.

4 социально-психологические и культурные:

-необходимость перестройки устаревших способов действий;

-сопротивление изменениям; -нарушение стереотипов и сложившихся традиций;

-боязнь неопределенности, опасение наказаний за неудачу;

-сопротивление всему новому, что поступает извне.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.