Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы финансирования




Содержание системы финансирования инновационной деятельности

Принципы организации финансирования

Цели и задачи системы финансирования инновационной деятельности

Финансирование инновационной деятельности

 

 

Финансы любого хозяйствующего субъекта, в том числе и ИП, охватывают денежные отношения этого ИП с другими хозяйствующими субъектами и банка­ми по оплате научно-технической продукции, контрагентских работ, поставок спецоборудования, материалов и комплектующих изделий, расчетов с учредите­лями, трудовым коллективом и государственными органами управления.

В экономике рыночного типа система финансирования выполняет две очень важные функции - распределительную и контрольную. Смысл первой состоит, прежде всего, в том, чтобы обеспечивать каждого субъекта хозяйственной дея­тельности необходимыми ему финансовыми ресурсами. В качестве субъектов финансирования выступают самостоятельные предприятия, ИП, интегрирован­ные финансово-промышленные структуры, территориальные органы управле­ния, наконец, частные лица. Все они в той или иной мере участвуют в воспроиз­водственном процессе и формируют конечный общественный продукт.

Контрольная функция финансов сводится к тому, чтобы сигнализировать о складывающихся пропорциях в распределении денежных средств. Важно, на­сколько эффективно они используются конкретным хозяйствующим субъек­том. Анализ практики отечественных и зарубежных ИП показывает, что от своевременности и адресности распределения финансовых ресурсов во многом зависит конечный результат любой хозяйственной деятельности, в том числе и эффективность предпринимательства в инновационной сфере.

 

Исходными принципами, на основе и с учетом которых должна строиться система финансирования инноваций, являются:

1) четкая целевая ориентация системы - ее увязка с задачей быстрого и эффективного внедрения современных научно-технических достижений;

2) логичность, обоснованность и юридическая защищенность используе­мых приемов и механизмов;

3) множественность источников финансирования;

4) широта и комплексность системы, т. е. охват максимально широкого круга технических и технологических новинок и направлений их практическо­го использования;

5) адаптивность и гибкость, предполагающие постоянную настройку как всей системы финансирования, так и ее отдельных элементов на динамично изменяющиеся условия внешней среды с целью поддержания максимальной эффективности.

 

 

В разветвленной структуре финансовых взаимосвязей, которые имеют место в экономике нашей страны, финансы ИП занимают исходное, опреде­ляющее положение, так как обслуживают основное звено общественного производства, где, собственно, и создается основная масса материальных и нематериальных благ (товаров производственно-технического назначения, предметов потребления, новой научно-технической информации и других интеллектуальных продуктов). В условиях регулируемых рыночных отноше­ний система финансирования инновационной деятельности имеет свою спе­цифику и выступает как составной элемент финансовой политики государ­ства.

Данная система призвана обеспечивать решение следующих важнейших задач:

1 Создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного внедрения технических новинок во всех звеньях народнохозяйственного комплекса страны, обеспечения ее структурно-технологической перестрой­ки.

2 Сохранение и развитие стратегического научно-технического потенциа­ла в приоритетных направлениях развития.

3 Создание необходимых материальных условий для сохранения кадро­вого потенциала науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж.

Элементами этой системы, взаимодействующими с ИП и объединениями, выступают:совокупность источников поступления денежных средств; механизм аккумуляции денежных поступлений и их вложения в инвес­тиционные проекты и целевые программы; механизм контроля за инвестициями, включая систему возвратности и оценки эффективности использования собственного и заемного капиталов.

Следует подчеркнуть, что система финансового контроля призвана обес­печивать: сбалансированность между потребностью в финансовых ресурсах и ресурсными возможностями их получения по одному или нескольким возможным каналам; своевременность и полноту выполнения финансовых обязательств предприятия перед государственным и местным бюджетами; рациональность расходования материальных ценностей и денежных ресурсob ИП; решение других задач, вытекающих из практики экономических отношений с заказчиками, контрагентами и поставщиками.

 

Бюджетные ассигнования. Система финансирования научно-технического развития представляет весьма сложный и постоянно развивающийся механизм. До 1991 г. он в основном базировался на бюджетных ассигнованиях, а также децентрализонных источниках целевого назначения, которые образовывались в структуры управления по соответствующим жестким нормативам.

В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной деятельности, выступают:

• бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях;

• средства специальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР, которые образуются ИП, региональными органами управления;

• собственные средства предприятий (промышленные инвестиции из прибыли и в составе издержек производства);

• финансовые ресурсы различных типов коммерческих структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ, ФПГ и т.п),

• кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством инвестиционных банков;

• конверсионные кредиты для ИП оборонного комплекса;

• иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний;

• средства национальных и зарубежных научных фондов;

• частные накопления физических лиц.

Важнейшим финансовым источником, обеспечивающим решение крупно­масштабных научно-технических проблем, являются средства государственно­го бюджета. За счет бюджетных средств выполняются целевые комплексные программы, финансируется деятельность ГНЦ, формируется Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), а также Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Первый из указанных фондов предоставляет средства на безвозвратной основе и ставит своей главной задачей содействие развитию фундаментальных научных исследований и повышение научной квалификации ученых. Для этого фонд организует экспертизу и конкурсный отбор проектов научных исследо­ваний, предлагаемых научными учреждениями и отдельными творческими коллективами, осуществляет финансирование отобранных проектов и контроль за использованием выделенных для них средств. Фонд является некоммерческой организацией и не преследует цели извлечения прибыли. Средства фонда фор­мируются в рублях и в иностранной валюте за счет государственных ассиг­нований

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере призван оказывать финансовую поддержку и способствовать созда­нию малых наукоемких фирм, инкубаторов бизнеса, инновационных инжи­ниринговых центров и других аналогичных ИП. Средства фонда могут рас­ходоваться и на поощрение конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, которые разрабатываются малыми ИП. Основными источниками формирования средств этого фонда являются бюджетные ассигнования, добро-зольные взносы организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц, иные поступления от деятельности фонда.

В августе 1995 г. приступила к своей деятельности еще одна государствен­ная структура — Федеральный фонд производственных инноваций. Этот фонд был создан постановлением Правительства РФ в целях государственной под­держки важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениямНТП, освоения конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции.

Основными задачами дан­ного фонда являются:

• содействие государственной структурной, научно-технической и про­мышленной политике на основе поддержки инновационных проектов по при­оритетным направлениям НТП;

• отбор и реализация инновационных проектов, направленных на струк­турную перестройку экономики России;

• поддержка инновационной деятельности, подготовки и освоения произ­водства принципиально новых видов продукции и технологий путем финан­сирования строительства, реконструкции и технического перевооружения объ­ектов, создания уникальных научно-исследовательских и испытательных уста­новок;

• содействие строительству и реконструкции наукоемких производств.

 

Внебюджетные фонды и другие источники негосударственного финансирования. В целях обеспечения финансирования общеотраслевых, межотраслевых и региональных научно технических проблем, а также мероприятий по освое­нию новых видов промышленной продукции в настоящее время допускается создание внебюджетных фондов финансирования НИОКР и поддержки инно­ваций. Такие фонды могут создаваться в министерствах, в крупных городах и регионах, а также в рамках концернов, холдингов, ФПГ.

Важнейшими источни­ками негосударственной системы финансирования инновационных проектов в настоящее время выступают:

• собственные средства ИП; средства, мобилизуемые путем эмиссии ценных бумаг; кредиты коммерческих банков; специализированные и благотворительные фонды; средства инвестиционных компаний, других ИП, заинтересованных в скорейшем выпуске новой продукции.

В целом ряде случаев (особенно если речь идет о крупных ИП) внедрение конструктивных и технологических новинок осуществляется за счет собствен­ных средств (фонда развития производства и фонда амортизационных отчис­лений).

Весьма важное место в финансовом обеспечении работы ИП отводится се­годня и коммерческому кредиту. Этот вид экономических отношений постоян­но развивается и все шире использует новые, нетрадиционные формы. Речь в данном случае идет о порядке выдачи кредита, способах его погашения, орга­низации банковского контроля за соблюдением договорных условий.

Организация долгосрочного кредитования, как правило, базируется на трех основополагающих принципах: обеспеченности, срочности, платности. Сегодня предприятию-клиенту предоставлено право открывать ссудные счета не в одном, а в нескольких банках. Важным признаком современной системы кредитования деятельности ИП является ее договорная основа. Все вопросы, возникающие по поводу кредитования, решаются непосредственно между бан­ком и предприятием-заемщиком (субъектом кредитования). При решении во­проса о выдаче долгосрочного инновационного кредита банк анализирует пер­спективы экономического роста кредитуемого ИП, возможности реализации продукции и ожидаемый рост доходов.

 

Финансовый лизинг. Этот вид финансовых операций находит применение прежде всего тогда, когда решается задача быстрого промышленного освоения крупных техничес­ких инноваций, требующих приобретения дорогостоящих станков, оборудова­ния, уникальной контрольно-измерительной техники, ЭВМ, энергетических установок, транспортных средств и т.п. Именно здесь получили развитие принципиально новые виды связи между производителем и потребителем сложной продукции, основанные на долгосрочной аренде или лизинге.

Современный рынок лизинговых услуг — один из наиболее динамичных и постоянно развивающихся. В США, например, на долю лизинга приходится примерно 25-30% в общей сумме капитальных вложений в машины и обору­дование. В современной хозяйственной практике под лизингом понимается «вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование времен­но свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору фи­нансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей». При этом право собственности на указанные материальные ценности на весь срок договора сохраняется за арендодателем и учитывается на его балансе.

С экономической точки зрения операция лизинга во многом схожа с дол­госрочным кредитованием на закупку оборудования и других видов основных производственных фондов. Важно подчеркнуть, что для финансового лизинга (в отличие от других его форм) характерно то, что срок аренды, как правило, очень близок к сроку службы оборудования. Главное преимущество лизинга состоит в том, что при наличии рентабельного проекта предприниматель (ИП) имеет возможность получить оборудование и начать новое производство без крупных единовременных затрат. Это особенно актуально для малых и сред­них предпринимателей. По истечении срока лизингового договора и выплаты арендаторам полной стоимости имущества и оговоренных процентов это иму­щество становится его собственностью или, если оговорено условиями догово­ра, возвращается лизингодателю.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.